Вопрос-ответ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Пунктом 7 ст. 381НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения имущества организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд социального обеспечения. Распространяется ли данное положение на Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и их территориа,1ьные подразделения ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 16 апреля 2004 г. N9 04-05-06/44
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо о порядке применения положения п. 7 ст. 381 НК РФ (далее — Кодекс) в отношении Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и их территориальных подразделений и сообщает следующее.
Согласно п. 7 ст. 381 Кодекса организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд социального обеспечения.
Однако в гл. 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса не содержится определение понятия объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд социального обеспечения.
В законодательстве РФ формулировка понятия «социальное обеспечение» также не определена. В связи с этим полагаем, что необходимо учитывать следующее.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 16.12.1997 N5 20-П (а также постановлениями Конституционного Суда РФ от 29.01.2004
№ 2-П и от 18.03.2004 N9 6-П) социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников. И хотя социальное обеспечение охватывает различные виды помощи, поддержки, его основное содержание заключается именно в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию, на что указывает и ст. 39 Конституции РФ, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Функции по обеспечению обязательного пенсионного страхования и социального страхования возлагаются законодательством РФ (Федеральные законы от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 15.12.2001 N9 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Указ Президента РФ от07.08.1992 N9 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации») на Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.
Кроме того, необходимо принимать во внимание то, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N9 454-ст «О принятии и введении в действие О КВЭД», деятельность в области обязательного социального обеспечения включает, в частности:
• «деятельность, связанную с предоставлением пособий по болезни, материнству и временной нетрудоспособности», которую осуществляет Фонд социального страхования РФ;
• «деятельность, связанную с пенсионным обеспечением государственных служащих; деятельность, связанную с предоставлением пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, кроме пенсий, выплачиваемых государственным служащим», которую осуществляет Пенсионный фонд РФ. Учитывая изложенное, полагаем, что Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ и их территориальные органы в рамках выполнения возложенных на них функций осуществляют деятельность, направленную на реализацию гарантированных ст. 39 Конституции РФ прав граждан на социальное
обеспечение, что позволяет, по нашему мнению, относить имущество, используемое ими в указанных целях, к освобождаемому от налогообложения.
Что касается деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования, то она осуществляется в целях обеспечения охраны здоровья населения и оказания ему медицинской помощи в рамках реализации положений ст. 41 Конституции РФ, которая предусматривает право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом указанной статьей определено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (на это, в частности, указывается и в Определении Конституционного суда РФ от 08.04.2003 N9 131-0).
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. Салина
Вопрос. В соответствии со ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению ЕСН:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Просим разъяснить, следует ли включать в налогооблагаемую базу д.гя исчисления ЕСН суммы пособия на детей дошкольного возраста, финансируемые из фонда альтернативного воспитания, предусмотренные постановлением администрации области от 18.01.1993, если в 2000,2001,2002 гг. организация выплачивала эти пособия за 1995г. Финансирование организации осуществлялось из областного бюджета.
Следует ли включать в налогооблагаемую базу для исчисления ЕСН суммы компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, предусмотренные ст. 219 Трудового кодекса РФ, в размере, установ.1енном коллективным договором ?
На наш взгJÍяд, owiama труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна быть раздыена на части, одна из которых (вознаграждение за труд) подлежит обложению ЕСН, а другая (компенсационные выплаты) — не подлежит обложению ЕСН. Верна ли наша позиция ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 27апреля 2004 г. N9 04-04-04/53
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения единым социальным налогом сумм пособий на детей дошкольного возраста и компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и сообщает следующее.
Как правильно указано в обращении, в соответствии со ст. 238 НК РФ (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению единым социальным налогом (далее - ЕСН):
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), втом числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Поскольку выплата пособий на детей дошкольного возраста предусмотрена постановлением администрации области от 18.01.1993 «О выплате пособий на детей дошкольного возраста», а право на получение компенсации работниками, занятыми на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, установлено ст. 219 ТК РФ, то такие выплаты в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 ст. 238 Кодекса, не подлежат налогообложению ЕСН.
Таким образом, позиция, изложенная в обращении, правомерна.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. Комова
Вопрос. В соответствии с п. 1 ст. 41.6 Федерального закона «Опрокуратуре Российской Федерации» одним из возможных видов поощрения работников органов прокуратуры является награждение подарком (ценным подарком). Просим разъяснить, в каком порядке стоимость подарков, переданных работникам, подлежит на.югообложению.
1. Начисгяются ли ЕСН и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на стоимость подарков?
2. Являются ли переданные работникам подарки объектом налогообложения по НДС; в каких случаях НДС, уплаченный при покупке товара, принимается к вычету?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 26мая 2004г. № 04-04-04/59
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам налогообложения стоимости ценных подарков, которыми могут награждаться в виде поощрения работники органов прокуратуры, и сообщает следующее.
1. Единый социальный налог.
На основании п. 1 ст. 236 гл. 24 НК РФ (далее — Кодекс) в объект обложения единым социальным налогом (далее — ЕСН) включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, в частности по трудовым договорам.
Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса, указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Поскольку органы прокуратуры не формируют налоговую базу по налогу на прибыль, то положения вышеуказанного пункта на них не распространяются и, соответственно, суммы стоимости ценных подарков подлежат налогообложению ЕСН.
Статьей 1 Федерального закона от 12.02.2001 № 17-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год» установлено, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчаст-
ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются в процентах к начисленной оплате труда.
Следовательно, если стоимость подарков не включается в состав оплаты труда, то страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на эту сумму не начисляются.
2. Налог на добавленную стоимость.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказания услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, товары, безвозмездно переданные работникам в качестве подарков, являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии со ст. 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам.
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные организацией при приобретении товаров, безвозмездно переданных работникам в качестве подарков, принимаются к вычету в общеустановленном порядке, то есть при наличии счетов-фактур поставщиков и документов, подтверждающих уплату налога.
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А. Моторин
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Облагаются ли налогом на прибыль доходы некоммерческой организации, полученные ею от продажи имущества, приобретенного за счет средств целевого финансирования ? Если да, то вправе ли некоммерческая организация уменьшить этот доход на первоначальную стоимость ревизуемого имущества?
Ответ. Переченьдоходов, не подлежащих налогообложению, приведен в ст. 251 НК РФ. В п. 2 настоящей статьи приведен переченьдоходов, которые являются целевыми поступлениями для некоммерческих организаций и, соответственно, не подлежат налогообложению. Указанным пунктом также предусмотрено, что организация обязана обеспечить раздельный учет доходов в виде целевых поступлений и расходов, осуществленных за счет этих средств и иных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, средства, поступившие в соответствии с российским законодательством на содержание некоммерческой организации, не будут учитываться в составе налогооблагаемых доходов. Не будут учитываться для целей налогообложения и расходы, осуществленные за счет этих средств.
Следовательно, расходы, связанные с приобретением основного средства, учитываются для целей налогообложения в рамках раздельного учета и в дальнейшем учитываться не будут. При этом следует отметить, что доходы от продажи имущества некоммерческой организации не предусмотрены в составе доходов, не подлежащих налогообложению. Следовательно, при продаже имущества, приобретенного за счет средств целевых поступлений, полученные доходы подлежат налогообложению. При этом в уменьшение налоговой базы могут быть приняты только расходы, связанные с такой реализацией, а не стоимость данного имущества.
О.Д. Хороший Советник налоговой службы РФ
II ранга
Вопрос. Налоговые органы доначислили организации ЕСН с сумм не принятых к зачету органами ФСС РФ расходов, произведенных на цели государственного социального страхования. Правомерны ли действия налоговых органов в данном случае?
Ответ. Статьей 237 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 настоящего Кодекса).
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, включая пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по безработице, беременности и родам.
В соответствии с п. 25 разд. 5 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, региональные и центральные отраслевые отделения Фонда и их филиалы в том числе:
• устанавливают для страхователей в соответствии с инструкцией нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;
• производят расчеты со страхователями, другими органами Фонда и прочими организациями;
• осуществляют контроль за расходованием средств страхователями; в случаях, установленных инструкцией, принимаютрешения о непринятии к зачету расходов посоциальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке.
Таким образом, если расходы, произведенные налогоплательщиком на цели государственного социального страхования, не были приняты к зачету органами Фонда социального страхования РФ, то они не могут быть отнесены к пособиям, уменьшающим налоговую базу по единому социальному налогу на основании ст. 238 Н К РФ, и подлежат обложению ЕСН в составе налоговой базы в общеустановленном порядке.
Вопрос. Мы обнаружит ошибку при исчислении ЕС И, произвели его доначисление. В каком налоговом периоде будут учитываться доначисления единого социального налога для целей нмогообложения прибыли?
Ответ. В целях гл. 25 НК РФ (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). При этом согласно ст. 264 Кодекса в состав расходов включаются все налоги и сборы, начисляемые организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах (единый социальный налог, налог на имущество и т.д.), по которым она является налогоплательщиком, за исключением налога на добавленную стоимость, акцизов, предъявленных
налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также сумм налога на прибыль и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, которые не учитываются в целях налогообложения. Основанием для учета подобных расходов будут суммы, отражаемые в налоговых декларациях по соответс I кующему налогу, подлежащие уплате в бюджет. Подобные расходы учитываются в том периоде, за который представляются расчеты (декларации).
В соответствии со ст. 54 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
Таким образом, сумма доначисленного единого социального налога будет учитываться для целей налогообложения прибыли в том периоде, в котором совершена ошибка.
Н.В. Криксунова Государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Вопрос. Правомерно ли начисление пеней за несвоевременную или неполную уплату авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование ?
Ответ. Пунктом I ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон) установлено, что под расчетным периодом понимается календарный год.
Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчис-
ленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Статьей 24 названного Закона установлено, что страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 Закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или вдень перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в Расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с Расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи Расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
В соответствии с п. 4 ст. 26 Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога (взноса) не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате.
Таким образом, авансовые платежи по страховым взносам на обязательное страхование уплачиваются ежемесячно в течение отчетного (расчетного) периода не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляются авансовые платежи по
страховым взносам, исчисленные от фактической базы, сложившейся с начала расчетного периода.
Следовательно, учитывая положения ст. 26 Закона, в случае несвоевременной или неполной уплаты ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование пени начисляются после представления Расчета по авансовым платежам со дня, следующего за установленным вышеназванным Законом сроком уплаты ежемесячных авансовых платежей, то есть с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи.
Одновременно необходимо учитывать, что согласно п. 2 ст. 25 Закона взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.
Е.В. Жарикова Советник налоговой службы I ранга
Вопрос. Поясните, в какой срок организация должна быть поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения. Налоговый кодекс такой нормы не содержит.
Ответ. Действительно, положениями п. 3 ст. 83 Н К РФ не установлен срок постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту нахождения (жительства).
В соответствии с данным пунктом Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ.
Срок постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определен п. 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Так, в соответствии с настоящим пунктом постановка организации или физического лица на учет (снятие с учета) подтверждается документом, форма которого устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам.
Организации или индивидуальному предпринимателю указанный документ выдается (направляется) вместе с документом, подтверждающим внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Организациям, государственная регистрация которых осуществляется в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», указанный документ выдается (направляется) не позднее пяти дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, месту жительства индивидуального предпринимателя осуществляется в течение пяти дней после представления в налоговый орган заявления о государственной регистрации.
Е.Ф. Степанова Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос: Является ли основанием для отмены судом решения налогового органа о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налок ового правонарушения несоблюдение проверяющими двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки ?
Ответ. В соответствии с абз. 2 ст. 89 Н К РФ выездная налоговая проверка в отношении одного ^огоплателылика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установленоуказанной статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и п редста в ител ьства.
Согласно п. 3 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излага-
ются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этихдоводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
Пунктом 6 указанной статьи установлено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований указанной статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Таким образом, из положений п. Зет. 101 НКРФ следует, что при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
Учитывая изложенное, несоблюдение проверяющими двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки не влечет безусловного признания судом решения налогового органа недействительным в случае, если в нем приведены доказательства совершения налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику на основании гл. 16 НК РФ.
Вопрос. Организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ. Утрачивает ли она это право в случае отсутствия деятельности в течение трех последовательных календарных месяцев ?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности один миллион руб.
Согласно п. 5 указанной статьи, если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила один миллион
руб., либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики, начиная с 1 -го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.
Таким образом, из положений п. 5 ст. 145 НК РФ следует, что отсутствие у организации выручки за три последовательных календарных месяца не лишает ее права на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате НДС, поскольку утрата указанного права связана только с осуществлением реализации подакцизных товаров, а также с превышением суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца одного миллиона руб.
E.H. Сивошенкова Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Каков порядок предоставления отпусков без сохранения заработной платы ?
Ответ. Статья 128 ТК РФ делит отпуска без сохранения заработной платы на две группы: одна из них предоставляет работнику возможность получения такого отпуска, вторая —дает работнику право на такой отпуск.
Возможность предоставления работнику отпуска без сохранения заработной платы зависит от уважительности причин, которые он называет в заявлении в обоснование своей просьбы. Кто оценивает степень уважительности этих причин, в ТК РФ не определено. В связи с тем, что в этих случаях вопрос о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы вправе решать работодатель, он же решает, признать или не признать уважительной называемую работником причину.
В соответствии с ч. 1 ст. 128 продолжительность отпуска без сохранения заработной платы определяется соглашением сторон. Коллективные договоры содержат положения, улучшающие положение работников, повышающие уровень правовых гарантий для них по сравнению с трудовым законодательством.
Многие коллективные договоры определяют, в каких случаях (по какой причине) работникам предоставляются отпуска без сохранения (а нередко и с сохранением) заработной платы, а также их продолжительность. Если эти вопросы решены коллективным договором (т.е. работодатель уже выразил свое согласие с данным решением), то отпуск без
сохранения (или с сохранением) заработной платы по приведенным в коллективном договоре причинам и не менее предусмотренной в нем же продолжительности по заявлению работника работодатель предоставить обязан. Время предоставления таких отпусков, связанных с определенными событиями (свадьба, похороны и др.), определяется временем наступления соответствующего события. В других случаях время предоставления отпуска без сохранения заработной платы определяется по соглашению между работником и работодателем.
В ряде актов трудового законодательства прямо предусмотрено предоставление отпуска без сохранения заработной платы отдельным категориям работников:
1) государственному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года (ст. 18 Федерального закона от 31.07.1995 N9 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с изменен, и дополн.));
2) муниципальному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 17 Федерального закона от 08.01.1998 № -ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (с изменен, и дополн.)).
Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы и количество таких отпусков нормами ТК РФ не ограничено. Ограничения действуют, только когда они предусмотрены федеральными законами для определенных категорий работников, а в остальных случаях продолжительность отпусков без сохранения заработной платы и их количество определяются соглашением между работником и работодателем (если их продолжительность не определена коллективным договором). При этом необходимо помнить, что время предоставленных отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более 7 календарных дней не включается в стаж работы, дающей право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.
К другим случаям, когда работодатель обязан предоставлять дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по заявлению работника, относятся отпуска, предоставляемые:
1) женщинам — по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 3 лет (с выплатой пособия по государственному социальному страхованию). Такой отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другими родственниками или опеку-
ном, фактически осуществляющим уход за ребенком на основании норм ст. 256 ТК РФ;
2) лицам, осуществляющим уход за детьми в соответствии с нормами ст. 263 ТК РФ;
3) работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — на время, необходимое для проезда к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно на основании части третьей ст. 322 ТК РФ;
4) совместителю, если по совмещаемой работе продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше продолжительности такого отпуска по основному месту работы, на недостающие до этой продолжительности дни в соответствии с ч. 2 ст. 286 ТК РФ;
5) работникам, поступающим в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и успешно обучающимся в них, работодатель обязан предоставлять дополнительные отпуска установленной ТК РФ продолжительности и при соблюдении предусмотренных условий на основании ч. 2 ст. 173 и ч. 2 ст. 174ТКРФ;
6) гражданам, удостоенным звания Героя Социалистического Труда или награжденным орденом Славы трех степеней (полным кавалерам ордена Трудовой Славы), предоставляются дополнительные отпуска без сохранения заработной платы сроком до трех недель в год в удобное для них время в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.01.1997 N° 7-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»;
7) зарегистрированным кандидатам со дня их регистрации соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих результатов выборов. Работодатель по заявлению работника-кандидата обязан освободить его от работы, службы в любой день и на любое время в течение этого срока. Денежная компенсация зарегистрированному кандидату за этот период производится избирательной комиссией за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Вид, порядок и размер компенсации устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральным законом, законом субъекта РФ (п. 1 ст. 35 ФЗ от 19.09.1997 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);
8) доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков на указанный выше срок работодатель обязан предоставить неоплачиваемый отпуск по их просьбе (п. 6 ст. 35 указанного Закона).
При этом необходимо учитывать, что отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата избирательного объединения, избирательного блока для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии для участия в подготовке выборов, референдума влечет за собой административное наказание на основании ст. 5.7 КоАП.
Предоставление отпуска без сохранения заработной платы в случаях, когда работодатель обязан это делать по заявлению работника, не лишает этого работника права обратиться к работодателю с просьбой о предоставлении дополнительных отпусков к установленным для него законом другим отпускам без сохранения заработной платы.
Предоставление отпуска без сохранен ия заработной платы оформляется письменным заявлением работника и приказом (распоряжением) работодателя, в котором следует указать причину, продолжительность, даты ухода работника в отпуск и последнего дня этого отпуска.
На практике нередки случаи, когда работодатели отправляют работников в так называемые «вынужденные» отпуска в связи с возникшими экономическими, организационными трудностями в деятельности организации. Такие действия работодателей неправомерны. Отпуска без сохранения заработной платы в соответствии со ст. 128 ТК РФ предоставляются по просьбе работника, при этом вынужденные отпуска по инициативе работодателя трудовым законодательством не предусмотрены.
Если работники не по своей вине не могут выполнять обязанности, предусмотренные заключенными с ними трудовыми договорами, работодатель обязан оплатить время простоя в соответствии со ст. 157 ТК РФ.
Когда по настоянию работодателя (его представителей) работники подают заявления об отпуске без сохранения заработной платы на определенный или неопределенный период (что нередко практикуется), инициатива фактически принадлежит работодателю. И в этих случаях действует закон, не допускающий предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателя.
Вопрос. В каких случаях допускается внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
В случае, когда налогоплательщик подал указанное заявление до истечения срока подачи декларации, она считается поданной вдень подачи заявления.
Если заявление было подано после истечения срока подачи декларации, но до срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности, если это заявление было сделано до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом вышеуказанных обстоятельств либо о назначении выездной налоговой проверки.
При предоставлении заявления по истечении срока подачи декларации и срока уплаты налога налогоплательщик освобождается от ответственности, если это заявление сделано им до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 81 НК РФ, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Вопрос. Установлены ли действующим законодательством особенности при предоставлении налогового кредита ?
Ответ. В соответствии с нормами ст. 65 НК РФ налоговый кредит представляет собой самостоятельный способ изменения уплаты налога и может быть предоставлен заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подп. 1-3 п. 2 ст. 64 НК РФ, к которым относятся:
причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
задержки этомулицу финансирования избюдже-та или оплаты выполненного этим лицом госзаказа;
угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога.
При предоставлении налогового кредита по причине угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога проценты на сумму задолженности начисляются исходя изстав-
ки рефинансирования Банка России, действовавшей за период договора о налоговом кредите; по иным указанным основаниям проценты на сумму задолженности не начисляются.
Статьей 65 Н К РФ установлено, что налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и указанным лицом. Решение уполномоченного органа о предоставлении заинтересованному лицу налогового кредита является основанием заключения договора о налоговом кредите. Он должен быть заключен в течение 7 дней после принятия такого решения, и с момента предоставления налогового кредита пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, не начисляются.
Подача и рассмотрение указанного заявления, принятие по нему решения и вступление его в действие производятся в порядке и сроки, предусмотренные ст. 64 НК РФ. Налоговый кредит может быть предоставлен как по одному, так и по нескольким налогам, и договор о налоговом кредите должен предусматривать: сумму задолженности (с указанием налога, по уплате которого предоставлен налоговый кредит); срок действия договора; начисляемые на сумму задолженности проценты; порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов; документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство; ответственность сторон.
Копия договора предоставляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в 5-дневный срок со дня заключения договора.
Вопрос. По завещанию к физическому лицу перешел жилой дом, в котором данное лицо не было зарегистрировано, но фактически прожива/ю вместе с наследодателем. Какие документы будут являться доказательством проживания наыедника по месту нахождения наследства, и кто уполномочен выдать такие документы ?
Ответ. Согласно ст. 1 Закона РФ от 12.12.1991 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (с изменен, и дополн.) плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения в соответствии с настоящим Законом являются фи зические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
На основании ст. 4 указанного Закона от налогообложения освобождаются жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных
кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) надень открытия наследства или оформления договора (дарения).
В соответствии с п. 13 Инструкции Госналогслужбы России от 30.05.1995 № 32 «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (с изм.) не лишаются права на льготу по налогу с наследства физические лица, получающие имущество в порядке наследования, проживающие совместно с наследодателем и временно выехавшие в связи с обучением (студенты, аспиранты, учащиеся), нахождением в длительной служебной командировке, прохождением срочной службы в Вооруженных Силах РФ. В этом случае основанием для представления льготы является справка соответствующей организации о причинах отсутствия гражданина. При этом факт совместного проживания наследника с наследодателем подтверждается справкой из соответствующего жилищного органа или городской, поселковой, сельской администрации, а также решением суда.
Вопрос. Оцененная стоимость дачи, полученной в наследство физическим лицом, составила сумму, кратную 620 МРОТ. Должен ли быть уплачен налог со стоимости такого имущества, переходящего в порядке наследования ?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ от 12.12.1991 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (с изменен, и дополн.) налог взимается при условии выдачи нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельство праве на наследство в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает на день открытия наследства 850-кратный установленный законодательством размер минимальной месячной оплаты труда.
В соответствии с п. 4 Инструкции Госналогслужбы России от 30.05.1995 N9 32 «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (с измен.) оценка жилого дома, квартиры, дачи и садового домика, переходящих в собственность физических лиц в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства (технической инвентаризации) или страховыми организациями.
Оценка транспортных средств производится страховыми органами или организациями, связан-
ными с техническим обслуживанием транспортных средств, при оформлении права наследования — судебно-экспертными учреждениями системы Минюста России. Оценка другого имущества производится экспертами (специалистами-оценщиками).
Если стоимость наследственного имуществам (соответствующе оцененная) на день открытия наследства составляет менее 850-кратного установленного законодательством размера минимальной месячной оплаты труда, правовые основания для уплаты налога со стоимости имущества, перешедшего в порядке наследования, отсутствуют.
Вопрос. Два последних года я работаю в организациях на основании договоров гражданско-правового характера. В этой связи возникает вопрос — зас-читается ли в мой трудовой стаж работа по гражданско-правовым договорам ?
Ответ. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЭ (в редак. Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 31.12.2002 N° 198-ФЗ) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы или деятельности, которые выполнялись на территории РФ гражданами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исчисляются и уплачиваются страхователями - организациями на основании Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно п. 2 ст. 10 указанного закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» НК РФ.
На основании п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных во втором и третьем абзацах подп. 1 п. 1 ст. 235 Н К РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, втом числе и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям).
Так как законодательно определена обязанность страхователей уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, й том числе с выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу
физических лиц по гражданско-правовым договорам, работа по гражданско-правовомудоговору должна включаться в трудовой стаж.
Вопрос. Я работаю в организации более полугода, и это мое первое место работы. Пенсионное свидетельство мне до сих пор не оформили. Насколько я знаю, для работников, впервые устраивающихся на работу; пенсионное свидетельство должно оформляться работодателем. Могу ли я потребовать этого от своего работодателя и к какой ответственности может быть привлечен работодатель за отказ от выполнения своих обязанностей, закреп.хенных в ТК РФ?
Ответ. На основании ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
Принимая во внимание норму ст. 22 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, невыполнение обязанности работодателя по оформлению сотрудникам страховых свидетельств государственного пенсионного страхования согласно ст. 65 ТК РФ следует рассматривать как нарушение трудового законодательства.
Действующим законодательством в качестве административной ответственности за нарушение трудового законодательства ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Вопрос. Физическое лицо работает в организации по трудовому договору и при этом периодически выполняет в этой же организации работу; обусловленную договором транспортной экспедиции. Следует ли работодателю делать запись в трудовой книжке работника не только о работе по трудовому договору; но и о работе по договору транспортной экспедиции?
Ответ. На основании ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для
экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц) обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше 5 дней, в случае если работа в этой организации является для работника основной.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Так как договор транспортной экспедиции является договором гражданско-правового характера, и работа по такому договору не может рассматриваться как работа по совместительству, сведения о выполнении работы по такому договору в трудовую книжку не вносятся.
Вопрос. Сколько должна составить обычная продолжительность рабочего времени ?
Ответ. В соответствии со ст. 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников в возрасте от 15 до 16 лет -5 ч, от 16 до 18 лет -7 ч, для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2,5 ч, от 16 до 18 лет - 3,5 ч; для инвалидов - в соответствии с медицинским заключением.
Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36-часовой рабочей неделе -8 ч; при 30-часовой рабочей неделе и менее -6 ч.
Согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю.
Вопрос. Новый главный бухгалтер организации при приеме дел обнаружил в бухгалтерской отчетности ошибку; совершенную своим предшественником в 2003г.у и предстает в налоговую инспекцию исправленные расчеты по налогам (с доначислениями). Освобождается ли от ответственности организация в такой ситуации ?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Если исправления внесены после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то согласно п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности, если декларация подана до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с настоящим пунктом при условии, что до подачи такого заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Вопрос. Каким образом должно осуществляться переосвидетельствование работников-инвалидов (для получения организациями права на применение льгот при исчислении единого социального налога) ?
Ответ. На основании ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N9 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2003 N9 15-ФЗ, далее — Закон) инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок - инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с Положением о признании лица ин-
валидом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N9 965 (в редак. постановления Правительства РФ от 26.10.2000 № 820) инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год, категория «ребенок-инвалид» устанавливается лицу на срок 1 год, 2 года или до достижения им возраста 18 лет.
Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп — один раз в год, а детей-инвалидов — один раз в срок, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид». Переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, установленном для признания лица инвалидом, кроме того, переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование лиц, инвалидность которым установлена без срока переосвидетельствования, включая мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, проводится в случаях выявления в установленном порядке подложных документов, на основании которых установлена инвалидность, а также по направлению учреждения здравоохранения в связи с изменением состояния его здоровья.
Инвалидность устанавливается без указания срока переосвидетельствования мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет; инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами; другим инвалидам в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ (данные критерии утверждены совместно приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.01.1997 № 30 и постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 29.01.1997 № 1).
Т.А. Савина Советник налоговой службы II ранга
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос. При перечислении платежей на счета по учету доходов бюджетной системы РФ организация не указала код причины постановки (КПП) на учет в расчетном документе (платежном поручении), из-за чего органами федерального казначейства налог
был зачислен несвоевременно. Правомерна ли задержка зачисления денежных средств на бюджетные счета из-за отсутствия указания КПП, если все остальные реквизиты (в том числе ИННУ код на,1ога и др.) бьии указаны ?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счетуплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
При этом подразумевается, что обязанность налогоплательщика по уплате соответствующего налога должна быть исполнена надлежащим образом. Иными словами, для своевременного и полного зачисления соответствующих сумм налога на предназначенные для них бюджетные счета налогоплательщику важно правильно заполнить реквизиты платежных документов на перечисление этих сумм в бюджет.
В частности, налогоплательщики, налоговые агенты и налоговые органы, а также служба судебных приставов при заполнении расчетных документов на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ должны руководствоваться приказом МНС России, ГТК России и Минфина России от 03.03.2003 № БГ-З-Ю/98, 197, 22н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации». Согласно п. 1.1 этих Правил КПП обязательно должен быть указан в поле «КПП плательщика».
Таким образом, неправильное указание в платежном поручении на перечисление сумм налога каких-либо реквизитов, несмотря на своевремен-
ное предъявление в банк этого платежного поручения и списание банком денежных средств со счета налогоплательщика, может быть квалифицировано как неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Скорее всего, налоговые органы будут придерживаться аналогичной точки зрения и начислят на сумму несвоевременно уплаченного налога соответствующие ей пени.
Вместе стем арбитражный суд, рассмотрев сходное дело, высказал противоположную точку зрения, указав на неправомерность взыскания налоговым органом суммы пени с налогоплательщика, поскольку последний в порядке ст. 45 Н К РФ своевременно перечислил сумму налога, которая была списана банком с его расчетного счета по платежному поручению, несмотря на тот факт, что заполнено платежное поручение было с нарушением (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.08.2002 № А12-4144/02-С36).
В заключение отметим, что налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в спорной ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, втом числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции налогового органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. 137,138 НК РФ). Однако предсказывать решение суда по возможному в данной ситуации спору мы не беремся.
А.И. Дыбов
КОНСУЛЬТАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
Вопрос. 15.03.2004 организация обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате государственной пошлины сог^гасно решению арбитражного суда от 23.01.2003. Налоговый орган отказал в возврате государственной пошлины, обосновав свой отказ п. 5 ст. 6 Закона РФ от 09.12.1991 № 2005-1 «О государственной пошлине», в соответствии с которым возврат уагаченной в федеральный бюджет государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня принятия соответствующего решения суда. Правомерен ли отказ налогового органа?
Ответ. С 1 января 1999 г. введена в действие часть первая НК РФ. В силу п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2005-1 «О государственной пошлине» под пошлиной понимается установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами (т.е. с учетом п. 2 ст. 8 НК РФ госпошлина является налоговым сбором).
Правила ст. 78 НК РФ применяются также в отношении уплаченных сумм сборов (п. 11 ст. 78 НКРФ).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 указанного Закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой НК РФ.
Закон РФ «О государственной пошлине» не вошел в перечень актов, утративших силу. Поскольку со дня вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ положение п. 5 ст. 6 Закона РФ «О государственной пошлине», предусматривающее, что возврат государственной пошлины производится по заявлению, подаваемому в налоговый орган в течение года со дня принятия соответствующего решения суда, вступило в противоречие с п. 8 ст. 78 НК РФ, данная норма Закона не действует.
Кроме того, решением Верховного суда РФ от 31.10.2000 № ГКПИ 2000-1087 положения абз. 1 п. 16 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1996 № 42 «По применению Закона РФ «О государственной пошлине» были признаны недействительными и не порождающими правовых последствий с 01.01.1999 (даты введения вдействие части первой НК РФ) в части возврата государственной пошлины из бюджета в течение года со дня принятия соответствующего решения суда.
Приказом МНС России от 08.11.2001 № БГ-3-04/486 внесены изменения в абз. 1 п. 16 Инструкции Госналогслужбы России «По применению Закона РФ «О государственной пошлине», в соответствии с которыми возврат государственной по-
шлины, уплаченной в бюджеты соответствующих уровней, производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
На основании вышеизложенного отказ налогового органа в возврате государственной пошлины, основанный на п. 5 ст. 6 Закона РФ «О государственной пошлине», является неправомерным.
Н.В. Шорохова
БАНК «ПЕРВОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТОВАНИЯ»
Вопрос. Достаточно ли для получения товара со склада иметь на руках лишь складскую часть двойного складского свидетельства?
Ответ. В соответствии с действующими нормативными актами держатель только складской части двойного складского свидетельства не может получить товар со склада (п. 2 ст. 914 Гражданского кодекса РФ). Однако, предъявив наряду со складской частью двойного складского свидетельства квитанцию об уплате всей суммы долга по залоговому складскому свидетельству, держатель вправе получить товар со склада (п. 2 ст. 916 ГК РФ). Таким образом, наличия только лишь складской части недостаточно для изъятия товара со склада.
В.Н. Быков
КОНСАЛТИНГОВОЕ АГЕНТСТВО «ПСРП»
Вопрос. В трудовых договорах организации с работниками отсутствует точное определение размера заработной платы и о/сюда, а имеется лишь ссылка на «оклад согласно штатному расписанию». Какие последствия это влечет ?
Ответ. Статьей 57 ТК РФ установлено, что существенными условиями трудового договора являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Таким образом, в трудовом договоре в обязательном порядке должна присутствовать запись об условиях оплаты труда работника, а именно должен быть указан размер тарифной ставки ил и должностного оклада работника, а также доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
Отсутствие существенных условий договора будет являться нарушением трудового законодательства, контроль за соблюдением которого осуществляют Федеральная инспекции труда, ее территориаль-ные органы и специально уполномоченные органы.
В соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, а нарушение лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Ч.В. Ханташов