Вопрос — Ответ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Некоммерческая организация приобрела сервер стоимостью более 10 ООО руб. за счет средств целевого финансирования уставной деятельности. Сервер используется как для некоммерческой, так и для предпринимательской деятельности организации. Просим разъяснить, учитывается ли приобретенный сервер для целей гл. 25 * Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ в составе амортизируемого имущества?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 3 октября 2003 г. № 04-02-05/3/74
Департамент налоговой политики в связи с письмом сообщает следующее.
Согласно ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 ООО руб.
Указанной статьей определены виды амортизируемого имущества, которые не подлежат амортизации. К такому имуществу относится, в частности, имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, к которым относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными организациями по назначению. При этом
налогоплательщики, получатели указанных целевых поступлений, обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Ведение уставной деятельности — это направление целевых средств на осуществление целей, предусмотренных в уставе некоммерческой организации.
Налоговым законодательством не предусмотрено распределение сумм начисленной амортизации между уставной и коммерческой деятельностью некоммерческой организации в случае приобретения основных средств на целевые поступления.
Учитывая изложенное, сервер, приобретенный некоммерческой организацией за счет целевых поступлений на ведение уставной деятельности, несмотря на использование его наряду с уставной деятельностью и для коммерческой деятельности, амортизации не подлежит.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.07.2003)
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Организация увольняет своих работников в связи с ликвидацией организации. При этом работникам выплачивается в соответствии со ст. 127 ТК РФ компенсация за неиспользованный отпуск за последние 2 года, а также выходное пособие в размере одного среднего заработка.
Облагаются ли ЕСНвышеназванные выплаты?
Ответ. В соответствии со ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, ука-
занных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом все виды компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с:
- .увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации.
Статьей 164 Трудового кодекса РФ определено, что компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Статьей 178 ТК РФ установлено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Учитывая вышеизложенное, выходное пособие, а также компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом.
Ссылки на нормативные акты:
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)
Вопрос. Подлежат ли налогообложению выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни у организаций, формирующих базу по налогу на прибыль?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз.2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 236 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) определено, что указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В целях исчисления ЕСН под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, следует понимать выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль
предусмотрено гл. 25 H К РФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
К выплатам, которые не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, могут относиться только выплаты, входящие в состав расходов, указанных в ст. 270 H К РФ.
Согласно п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ признаются расходами на оплату труда начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным-ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях груда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ.
С учетом изложенного выплаты за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ, согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ являются объектом налогообложения пб единому социальному налогу.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 JSfe 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)
Вопрос. Подлежат ли обложению ЕС H выплаты работникам за время их участия в санкционированной забастовке и работникам, не участвовавшим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу, у организаций, формирующих базу по налогу на прибыль?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз.2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с п. 1 ст. 237 H К РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 H К РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные вып-
латы, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 236 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) определено, что указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В целях исчисления ЕСН под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, следует понимать выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль предусмотрено гл. 25 НК РФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
К выплатам, которые не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, могут относиться только выплаты, входящие в состав расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.
Статьей 414 Трудового кодекса РФ определены гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки, а именно:
участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку в соответствии с ч. 6 п. «б» ст. 413 настоящего Кодекса;
запрещается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 п. «б» ст. 413 настоящего Кодекса;
на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность;
работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг);
коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке;
работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в пись-
менной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный настоящим Кодексом.
Таким образом, компенсационные выплаты, предусмотренные ст. 414 Трудового кодекса РФ и оговоренные в коллективном договоре (оплата работникам за время участия в санкционированной забастовке и работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу), согласно п. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ в случае отнесения к расходам на оплату труда на основании п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003),
Вопрос. Организации получают средства в виде целевых поступлений и используют их по назначению в виде выплат в пользу работников. Подлежат ли обложению ЕСНуказанные выплаты?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз.2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, ука-
занных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 236 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) определено, что указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
При ответе на данный вопрос необходимо учитывать, что норма п. 3 ст. 236 НК РФ не распространяется на налогоплательщиков, не формирующих налоговую базу по налогу на прибыль.
В целях исчисления ЕСН под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, следует понимать выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль предусмотрено гл.25 НК РФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
К выплатам, которые не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу, могут относиться только выплаты, входящие в состав расходов, указанных в ст. 270 НК РФ.
При ответе на данный вопрос следует учитывать следующее.
Если организация занимается коммерческой деятельностью и является получателем целевых поступлений, то она должна вести раздельный учет доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и доходов и расходов от внереализационных операций, а также доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
При этом по коммерческой деятельности организация формирует налоговую базу по налогу на прибыль, а по деятельности, финансируемой за счет целевых поступлений, налоговая база по налогу на прибыль не формируется.
Таким образом, п. 3 ст. 236 НК РФ применяется только к выплатам и вознаграждениям, производимым физическим лицам за выполнение работ по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторе-
ким договорам за счет доходов организации от коммерческой деятельности.
На выплаты и вознаграждения, производимые организациями в пользу физических лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам, за счет целевых поступлений, п. 3 ст. 236 НК РФ не распространяется.
В отношении бюджетных учреждений и некоммерческих организаций (при налогообложении) необходимо учитывать следующее.
Бюджетные учреждения и некоммерческие организации наряду с ведением уставной деятельности могут осуществлять и деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов.
Ведение бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями учета полученных доходов в виде средств целевого финансирования, целевых поступлений и произведенных за счет этих доходов расходов, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и доходов и расходов от внереализационных операций производится раздельно.
Таким образом, п. 3 ст. 236 НК РФ применяется только по отношению к выплатам и вознаграждениям, производимым физическим лицам за выполнение работ по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам за счет доходов учреждения от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов.
При этом в доходы и расходы от реализации и внереализационные доходы и расходы бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями не включаются доходы и расходы, связанные с содержанием и ведением уставной деятельности указанных учреждений и организаций.
Ведение названными учреждениями и организациями деятельности, связанной с обеспечением целей и задач, определенных их учредительными документами, производится за счет средств целевого финансирования, в том числе фантов, целевых поступлений и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.99 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
На выплаты, производимые в пользу физических лиц за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы некоммерческих организаций, указанных в ст. 251 НК РФ, исчисление единого социального налога производится в общеустановленном порядке без применения п. 3 ст. 236 НК РФ.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.05.99 № 95-ФЗ (ред. от 10.01.2003)
«О БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИИ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО ПЛАТЕЖАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 16.04.99)
Вопрос. Просим разъяснить, как следует производить расчет права на применение регрессивных ставок налогообложения по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по тем работникам, которые в течение года переходят из одного структурного подразделения в другое внутри одного предприятия, а именно следует ли при расчете права на регрессию учитывать в расчете выплаты, начисленные во всех структурных подразделениях.
Ответ. Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс).
Тарифы, предусмотренные п. 2 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, применяются страхователями, указанными в подп. 1 п. 1 ст. 6 данного Закона, в том случае, если соблюдены требования, установленные п. 2 ст. 241 Кодекса.
Таким образом, расчет права на применение регрессии по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование аналогичен порядку расчета права на применение регрессии по единому социальному налогу.
В соответствии с п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N9 167-ФЗ страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.
Определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.
Порядок уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ страхователями-организациями, в состав которых входят обособленные подразделения, отражен в письме МНС России от 14.06.2002 № БГ-6-05/835 и ПФР от 11.06.2002 № МЗ-16-25/5221.
Согласно п. 8 ст. 243 Кодекса расчет условия на право применения регрессивных ставок единого социального налога производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.
Поэтому переход работника из одного подразделения организации в другое ее подразделение не влияет на расчет условия для применения регрессивных ставок единого социального налога и тарифов страховых взносов.
Приказом МНС России от 05.06.2003 N9 БГ-3-05/300 «О внесении изменений и дополнений в приказы МНС России от 21.02.2002 № БГ-3-05/91, от 03.04.2002 № БГ-3-05/173» внесены дополнения, касающиеся уточнения порядка заполнения индивидуальной карточки лицами, производящими выплаты физическим лицам, и определено, что в случае если работник в течение налогового периода переходит из одного обособленного подразделения организации в другое, то обособленное подразделение, в которое перешел работник, открывает на него новую индивидуальную карточку.
При этом из обособленного подразделения, в котором работник работал ранее, в обособленное подразделение, в которое он перешел, передается копия индивидуальной карточки, которая велась по данному работнику в предыдущем обособленном подразделении, для того чтобы имелась возможность применения регрессивных ставок налога в зависимости от налоговой базы, накопленной за время его работы в организации с начала года, если организация выполняет условия, установленные п. 2 ст. 241 НК РФ.
Копия индивидуальной карточки, которая велась в предыдущем обособленном подразделении, должна быть заверена подписью руководи-
теля, главного бухгалтера или представителя организации и скреплена печатью организации.
Для налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения организации она является документом, подтверждающим в том числе право на применение регрессивных ставок при исчислении налога с выплат и вознаграждений, начисленных работнику по месту работы в новом обособленном подразделении.
С учетом изложенного расчет права на применение регрессивных ставок ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится с учетом сумм, выплаченных в пользу таких работников во всех структурных подразделениях предприятия. При этом суммы единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащие уплате по месту нахождения обособленного подразделения, в том числе в которое перешел работник, определяются исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
Н.В. КРИКСУНОВА Государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
<ПИСЬМО> МНС РФ от 14.06.2002 № БГ-6-05/835, ПФ РФ от 11.06.2002 № МЗ-16-25/5221
«ОБ УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ»
ПРИКАЗ МНС РФ от 05.06.2003 № БГ-3-05/300 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗЫ МНС РОССИИ ОТ 21.02.2002 № БГ-3-05/91, ОТ 03.04.2002 № БГ-3-05/173"
Вопрос. Признаются ли для целей обложения налогом на прибыль организаций средства, полученные медицинскими организациями (любых организационно-правовых форм), оказывающими сто-
патологические услуги, на возмещение расходов по оказанию услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов ветеранам в соответствии с Федеральным законом «О ветеранахсредствами целевого финансирования ?
Ответ. Федеральным законом от 12.01.95 N9 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрены льготы ветеранам по изготовлению и ремонту зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).
Источником компенсации льгот по изготовлению и ремонту зубных протезов и других льгот, предоставляемых ветеранам, согласно вышеуказанному Федеральному закону определены средства федерального бюджета и средства бюджетов субъектов РФ.
Порядок возмещения указанных расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ. Расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение.
В соответствии с нормативными актами, утверждаемыми органами власти субъектов РФ, расходы на реализацию Федерального закона «О ветеранах» в части оплаты зубопротезирования осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований. Бюджетополучателями являются управления здравоохранения администраций муниципальных образований.
Возмещение расходов организациям всех организационно-правовых форм, оказывающим стоматологические услуги в рамках вышеуказанного Федерального закона и постановлений органов власти субъектов РФ, производится на основе договоров с управлениями здравоохранения администраций муниципальных образований.
Согласно заключенным договорам управления здравоохранения обязуются своевременно производить оплату за выполненный объем работ, в том числе по льготному зубопротезированию, по предъявленным организациями, оказывающими медицинские (стоматологические) услуги, счетам по нормативам, утвержденным управлениями здравоохранения и согласованным с этими организациями.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования, в частно-
сти, в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Таким образом, при условии выделения указанных средств по смете доходов и расходов бюджетного учреждения вышеуказанные средства являются возмещением расходов, связанных с реализацией льгот, установленных Федеральным законом «О ветеранах», за счет средств бюджетов муниципальных образований и являются в соответствии с абз. 3 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ средствами целевого финансирования.
Поскольку средства на возмещение расходов на реализацию Федерального закона «О ветеранах» в части оплаты зубопротезирования выделяются организациям, оказывающим медицинские (стоматологические) услуги, на основании договоров на оказание услуг, заключенных с управлениями здравоохранения, а не по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, они не являются в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ средствами целевого финансирования.
О.В. ЕМЫШЕВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.95 № 5-ФЗ (ред. от 06.05.2003) «О ВЕТЕРАНАХ» (принят ГД ФС РФ 16.12.94)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)
Вопрос. Организация спрашивает, какой размер расходов на оплату труда — начисленная зарплата или фактически выплаченная в отчетном периоде — следует принять за основу при расчете суммы представительских расходов, относимых к прочим расходам, учитываемым при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций.
Ответ. В соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264
данного Кодекса. При этом п. 2 ст. 264 Кодекса предусмотрено, что представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Следует учитывать, что на основании ст. 255 Кодекса расходами на оплату труда признаются начисленные, а не фактически выплаченные суммы. В связи с этим при расчете вышеуказанных представительских расходов, учитываемых при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций, за основу следует принять сумму начисленной за соответствующий период заработной платы.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.05.2003)
Вопрос. Общественная организация спрашивает, чем следует руководствоваться при отнесении деятельности к разряду благотворительной, о которой говорится в подп. 4 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ, учитывая, что в данной норме нет ссылки на признание данной деятельности таковой в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.
Ответ. В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности. Действительно, в данной норме нет ссылки на то, что данная деятельность признается таковой в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности. В этом случае применяется норма ст. 11 Налогового кодекса РФ, согласно которой институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Поэтому, несмотря на отсутствие вышеуказанной ссылки, следует руководствоваться положениями действующего законодательства, регулирующего благотворительную деятельность. Согласно Федеральному закону от 11.08.95 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятель-
ность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. При этом благотворительной является деятельность, осуществляемая в определенных целях, перечисленных в Федеральном законе N9 135-Ф3. Таким образом, при отнесении деятельности к благотворительной в целях гл. 25 Налогового кодекса РФ следует руководствоваться вышеизложенным.
М. ФЕДОРИНОВА Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.05.2003)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 06.06.2003)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.08.95 № 135-Ф3 (ред. от 25.07.2002)
«О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» (принят ГД ФС РФ 07.07.95)
Вопрос. В трудовых договорах с работниками организации предусмотрены компенсационные выплаты работникам за разъездной характер работы. Являются ли произведенные организацией компенсационные выплаты работникам объектом налогообложения по единому социальному налогу?
Ответ. Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, должны быть предусмотрены трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ (ч. 1 ст. 16 ТК РФ).
Определение трудового договора дано в ст. 56 ТК РФ.
Содержание трудового договора должно отвечать требованиям ст. 57 ТК РФ.
Статьей 57 ТК РФ предусмотрено, что существенными условиями трудового договора являются, в частности, характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), а также иные условия. Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, дан в ст. 270 НК РФ.
Пунктом 26 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Как следует из вышеназванного пункта ст. 270 НК РФ, расходы на оплату проезда к месту работы и обратно, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 данного Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям). а также по авторским договорам.
Вместе с тем в п. 3 ст. 236 НК РФ указаны выплаты, которые не признаются объектом налогообложения.
Так, указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объек-
том налогообложения, если у налогоплательщиков — организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом периоде).
Таким образом, если в трудовых договорах с работниками организации предусмотрены компенсационные выплаты работникам за разъездной характер работы, произведенные организацией компенсационные выплаты работникам являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 06.06.2003)
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N9 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)
Вопрос. Подлежит ли привлечению к административной ответственности по ст. 15.4 КоАПРФ по результатам проведенной выездной налоговой проверки предприятия и вынесенного решения по ст. 118 НК РФ руководитель правопреемника предприятияу если произошла реорганизация предприятия в форме его присоединения к другому юридическому лицу?
Ответ. Порядок и условия, при которых допускается реорганизация юридического лица, устанавливаются Гражданским кодексом РФ.
Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Реорганизация допускает как прекращение юридических лиц, так и возникновение новых.
В случае присоединения одного юридического лица к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица.
Переход имущественных прав и обязанностей должен быть оформлен соответствующим передаточным актом.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов.
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее их выполнение налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 4 ст. 23 НК РФ).
В случае проведения реорганизации юридического лица или его ликвидации должностные лица налоговых органов проводят выездную налоговую проверку.
При обнаружении составов налоговых правонарушений руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении юридического лица к ответственности, предусмотренной НК РФ.
Согласно ст. 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов и (или) сборов реорганизованного юридического лица, а также по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до его реорганизации, а также пени возлагается на его правопреемника (правопреемников).
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).
Общие условия привлечения к административной ответственности юридических лиц регламентируются ст. 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 4 ст. 2.10 КоАП РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
Статьей 15.4 КоАП РФ установлено, что за нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации на должностных лиц организации налагается административный штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Таким образом, в случае проведения выездной налоговой проверки предприятия и вынесения
последующего решения по ст. 118 НК РФ руководитель правопреемника предприятия при его реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу подлежит также привлечению к административной ответственности по ст. 15.4 КоАП РФ.
Е.В. ВИГОВСКИЙ Советник налоговой службы III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
от 30.12.2001 N9 195-ФЗ (ред. от 04.07.2003) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 06.06.2003)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕ-ДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51 -ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 10.01.2003)
Вопрос. Должны ли быть пересмотрены вынесенные с 1 июля 2002 г. и неисполненные постановления налоговых органов о наложении штрафов за нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также за несоблюдение порядка ведения кассовых операций в РФ в соответствии с п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006?
Ответ. В соответствии с п. 2 Перечня изменений, вносимых в Указы Президента РФ (приложение № 1 к Указу Президента РФ от 08.04.2003 № 410), п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006, в котором ранее предусматривались меры финансовой ответственности — штрафы — к организациям и индивидуальным предпринимателям, изложен в новой редакции.
Указ от 08.04.2003 № 410 вступает в силу с 1 июля 2002 г.
Таким образом, неисполненные постановления налоговых органов о наложении с 1 июля 2002 г. штрафов за нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также за несоблюдение порядка ведения кассовых операций в РФ в соответствии с п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006 подлежат пересмотру.
Ссылки на нормативные акты:
УКАЗ Президента РФ от 08.04.2003 № 410 (ред. от 22.05.2003)
«ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
УКАЗ Президента РФ от 23.05.94 № 1006 (ред. от 08.04.2003)
«ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ МЕР ПО СВОЕВРЕМЕННОМУ И ПОЛНОМУ ВНЕСЕНИЮ В БЮДЖЕТ НАЛОГОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»
УКАЗ Президента РФ от 23.05.94 № 1006 (ред. от 25.07.2000)
«ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ МЕР ПО СВОЕВРЕМЕННОМУ И ПОЛНОМУ ВНЕСЕНИЮ В БЮДЖЕТ НАЛОГОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»
t
Вопрос. По результатам проведенной проверки и выявленного нарушения — неоприходование в кассу денежной наличности — в налоговом органе сообщилиу что к организации-нарушителю будет предъявлено два штрафа: в 3-кратном размере неоприходо-ванной суммы и в размере от 400 до 500 МРОТ. Правомерно ли наложение указанных штрафов?
Ответ. Ранее действовавшая редакция п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006 предусматривала такую меру финансовой ответственности за неоприходование в кассу денежной наличности, как штраф в 3-кратном размере неоприходо-ванной суммы.
В соответствии с п. 2 Перечня изменений, вносимых в Указы Президента РФ (приложение N° 1 к Указу Президента РФ от 08.04.2003 № 410), п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006 изложен в новой редакции, определяющей, что нарушение порядка работы с денежной наличностью, а также несоблюдение порядка ведения кассовых операций в РФ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях неоприходование в кассу денежной наличности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 до 500 МРОТ.
Таким образом, в данном случае будет неправомерным предъявление налоговым органом штрафа в 3-кратном размере неоприходованной суммы.
C.B. ГЛАДИЛИН Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
УКАЗ Президента РФ от 23.05.94 № 1006 (ред. от 25.07.2000)
«ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ МЕР ПО СВОЕВРЕМЕННОМУ И ПОЛНОМУ ВНЕСЕНИЮ В БЮДЖЕТ НАЛОГОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»
УКАЗ Президента РФ от 08.04.2003 № 410 (ред. от 22.05.2003)
«ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
УКАЗ Президента РФ от 23.05.94 № 10(36 (ред. от 08.04.2003)
«ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ МЕР ПО СВОЕВРЕМЕННОМУ И ПОЛНОМУ ВНЕСЕНИЮ В БЮДЖЕТ НАЛОГОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.07.2003) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 10 сентября 2003 г. № 25
Вопрос. Каков порядок проставления цифрового обозначения операции, предусмотренный п. 4.7 Инструкции № 93-И, при заполнении расчетных документов на перечисление нерезидентами обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации?
Ответ. Порядок указания информации в полях расчетных документов (в том числе в поле «Назначение платежа») на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ установлен совместным приказом МНС России, ГТК России, Минфина России от 03.03.2003 № БГ-3-10/98, 197, 22н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации», зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 19 марта 2003 г., регистрационный № 4289.
В указанном приказе в поле «Назначение платежа» в числе прочих имеется показатель «Примечание», который используется для указания дополнительной информации, необходимой для идентификации назначения платежа.
Таким образом, при заполнении расчетных документов на перечисление нерезидентами обязательных платежей в бюджетную систему РФ цифровое обозначение операции, предусмотренное п. 4.7 Инструкции № 93-И, указывается в показателе «Примечание» поля «Назначение платежа», которое заполняется в соответствии с требованиями приказа.
Департамент валютного регулирования и валютного контроля
Ссылки на нормативные акты:
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ЦБ РФ от
10.09.2003 № 25
«ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ»
ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 12.10.2000 № 93-И (с изм. от 23.03.99)
«О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ НЕРЕЗИДЕНТОВ В ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ЭТИМ СЧЕТАМ»
(Зарегистрирована в Минюсте РФ 28.11.2000 № 2469)
ПРИКАЗ МНС РФ № БГ-3-10/98, ГТК РФ№ 197, Минфина РФ № 22н от 03.03.2003 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛЯХ РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(вместе с «ПРАВИЛАМИ УКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИДЕНТИФИЦИРУЮЩЕЙ ПЛАТЕЛЬЩИКА И ПОЛУЧАТЕЛЯ СРЕДСТВ, В РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТАХ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», «ПРАВИЛАМИ УКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИДЕНТИФИЦИРУЮЩЕЙ ПЛАТЕЖ, В РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТАХ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», «ПРАВИЛАМИ УКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИДЕНТИФИЦИРУЮЩЕЙ ПЛАТЕЖ, В РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТАХ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИ-
ЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», «ПРАВИЛАМИ УКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИДЕНТИФИЦИРУЮЩЕЙ ПЛАТЕЖ, В РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТАХ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», «ПРАВИЛАМИ УКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИДЕНТИФИЦИРУЮЩЕЙ ЛИЦО ИЛИ ОРГАН, ОФОРМИВШИЕ РАСЧЕТНЫЙ ДОКУМЕНТ, НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»)
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.03.2003 № 4289)
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ
Вопрос. Распространяется ли обязательное пенсионное страхование на граждан, выполняющих работы (услуги) для садоводческих, садово-огород-ных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ)?
Ответ. Вступившее в силу с 1 января 2002 г. новое пенсионное законодательство основано на страховых принципах.
Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что право на обязательное пенсионное страхование в РФ реализуется в случае уплаты страховых взносов.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, застрахованными в соответствии с Законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Таким образом, право на трудовую пенсию можно будет реализовать только при условии уплаты страховых взносов. При этом ее размер будет зависеть от общей суммы страховых взносов, уплаченных страхователем за застрахованных лиц за период после 1 января 2002 г.
Статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл.24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ.
Суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ), не подлежат обложению единым социальным налогом. Поэтому не начисляются на них и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, следовательно, периоды получения указанных сумм не подлежат включению в страховой стаж.
Из этого следует, что граждане, выполняющие работы (услуги) для названных организаций, лишены права на обязательное пенсионное страхование за счет средств работодателя.
Однако согласно ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 N° 167-ФЗ физические лица имеют право добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем. Указанные физические лица осуществляют уплату страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа.
Уплаченные в таком порядке суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения (трудовой пенсии) на общих основаниях.
Таким образом, действующим законодательством об обязательном пенсионном страховании закреплена возможность пенсионного страхования лиц, выполняющих работы (услуги) для садоводческих, садово-огородных, гаражно-строи-тельных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ).
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 N° 17Э-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N° 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N° 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.06.2003)
Вопрос. Возможно ли применение в целях пенсионного обеспечения (при назначении и перерасчете пенсий) районных коэффициентов к заработ-
ной плате, установленных органами государственной власти субъектов РФ? Если нет, то почему? Ведь, как правило, местные районные коэффициенты выше установленных на федеральном уровне.
Ответ. В настоящее время основными законодательными актами, определяющими нормы и условия пенсионного обеспечения (страхования), являются Федеральные законы от 15.12.2001 N° 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 N° 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 5 ст. 15, п. 3 ст. 16, п. 4 ст. 17, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ при назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению применяются только районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти РФ.
Аналогичный подход в части применения районных коэффициентов закреплен и в Федеральном законе от 17.12.2001 N° 173-Ф3.
Согласно ст. 30 указанного Федерального закона для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ, используемое при оценке пенсионных прав, устанавливается в повышенном размере — от 1,4 до 1,9 в зависимости от размера районного коэффициента к заработной плате.
Данное правило применяется и в отношении лиц, проживающих в районах (местностях), в которых решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены более высокие районные коэффициенты к заработной плате.
Для применения районных коэффициентов, установленных органами государственной власти субъектов РФ, при назначении пенсий оснований не имеется по следующим причинам.
В соответствии с п. 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.91 № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» право на установление районных коэффициентов органам государственной власти субъектов РФ предоставлено при условии финансирования затрат на указанные цели за счет собственных и (или) местных бюджетов, а также средств предприятий и организаций.
Средства бюджета ПФР, за счет которых выплачивается страховая часть трудовой пенсии, на основании п. 1 ст. 16 Федерального закона от 15.12.2001 N° 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. В
соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета.
Из этого следует, что использование в целях пенсионного обеспечения районных коэффициентов, установленных органами государственной власти субъектов РФ, приведет к созданию механизма расходования федеральных средств решениями указанных органов, что недопустимо. Согласно ст. 71 Конституции РФ управление федеральной государственной собственностью находится в ведении РФ.
Отметим, что после 1 января 2002 г. исчисление страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится из общей суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица со всей суммы его заработной платы с учетом любых северных районных коэффициентов (производственных и непроизводственных, установленных на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ).
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 17Э-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 25.07.2002)
«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изм. от 09.06.2001)
(принята всенародным голосованием 12.12.93)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 04.02.91 №76
(ред. от 29.10.92)
«О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РАЙОНОВ СЕВЕРА»
Вопрос. Каким образом осуществляется выдана застрахованному в ПФР лицу пенсионной книжки?
Ответ. Согласно Правилам выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в ПФР, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 №408, пенсионная книжка вместе с выпиской из лицевого счета нарастающим итогом выдаются территориальным органом ПФР застрахованному лицу при передаче в НПФ денежных средств в сумме, эквивалентной пенсионным накоплениям, учтенным в специальной части индивидуального лицевого счета. До этого момента карточка учета застрахованного лица хранится в территориальном органе ПФР.
Для выдачи пенсионной книжки гражданин должен предъявить: документ, удостоверяющий личность; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; заявление о переводе денежных средств в сумме, эквивалентной пенсионным накоплениям, учтенным в специальной части его индивидуального лицевого счета, в НПФ. При этом заявление должно содержать либо отметку соответствующего НПФ о принятии на себя обязательств по обязательному пенсионному страхованию в части пенсионных накоплений данного лица, либо к нему должно быть приложена копия договора об обязательном пенсионном страховании, заключаемого с НПФ, обладающим полномочиями страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Подлежащая выдаче пенсионная книжка и выписка из лицевого счета заверяются печатью территориального органа ПФР и выдаются застрахованному лицу в 10-дневный срок с даты представления указанных выше документов.
Застрахованное лицо, утратившее (потерявшее) пенсионную книжку, должно незамедлительно сообщить об этом в территориальный орган ПФР и представить заявление с просьбой о выдаче ее дубликата с содержащейся в ней информацией на дату выдачи оригинала пенсионной книжки. Территориальный орган Фонда на основании данных, имеющихся в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в течение месяца со дня поступления заявления выдает дубликат пенсионной книжки с выпиской о состоянии специальной части данного счета.
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.06.2002 № 408
«О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ПЕНСИОННОЙ КНИЖКИ ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА В ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вопрос. Всем ли гражданам может выдаваться пенсионная книжка?
Ответ. Пенсионная книжка может выдаваться не всем застрахованным лицам. Например, работающим гражданам старших поколений, а также нынешним пенсионерам она ни к чему. Поясним, чем это обусловлено.
Статьи 22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 N9 167-ФЗ не только устанавливают тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но и определяют, в какой пропорции эти взносы должны направляться на финансирование страховой и накопительной час-гей трудовой пенсии. За всех застрахованных работников старших возрастов (мужчин, родившихся в 1952 г. и ранее, женщин, родившихся в 1956 г. и ранее) страховые взносы в полном объеме направляются на финансирование только страховой части трудовой пенсии. Страховые взносы за мужчин, родившихся в 1953 г. и позднее, и за женщин, родившихся в 1957 г. и позднее, подразделяются на две части — для финансирования страховой и накопительной частей. При этом для граждан, не достигших на 1 января 2002 г. возраста 35 лет, тариф в накопительную часть пенсионной системы будет постепенно повышаться вплоть до 2006 г. Такое разделение застрахованных лиц на возрастные группы связано с тем, что граждане старших поколений за время, оставшееся до выхода на пенсию, не смогут создать сколько-ни-будь значительную сумму в накопительной составляющей пенсионной системы.
Следовательно, граждане, уже вышедшие на пенсию или которые отправятся на заслуженный отдых в недалеком будущем, не формируют накопительную часть трудовой пенсии, и, следовательно, в их индивидуальном лицевом счете отсутствует специальная часть. Выплата данной части трудовой пенсии по старости начнет осуществляться в массовом порядке только с 2013 г., то есть со времени, когда пенсионного возраста достигнет первая категория застрахованных лиц, с заработной платы которых в настоящее время уплачиваются страховые взносы на накопительную часть (мужчины 1953 года рождения и женщины 1957 года рождения).
Принимая во внимание то, что целью пенсионной книжки является отражение информации о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в ПФР, она будет выдаваться только мужчинам, родившимся в 1953 г. и позднее, и женщинам, родившимся в 1957 г. и позднее.
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
Вопрос. Для каких целей застрахованному в ПФР лицу необходима пенсионная книжка и что она из себя представляет?
Ответ. Введение пенсионной книжки предусмотрено ст. 30 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Это принципиально новый документ, который не предусматривался дореформенным пенсионным законодательством и ничего общего с пенсионным удостоверением не имеет.
Согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N° 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия может состоять из трех различных частей: базовой, страховой и накопительной.
Установление накопительной части трудовой пенсии производится при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. На данной части счета учитываются сведения о поступивших за застрахованное лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, доходе от инвестирования и выплатах, произведенных за счет средств пенсионных накоплений.
Суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии не расходуются на выплату пенсии нынешним пенсионерам, а инвестируются по правилам Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусматривается, что с 1 января 2004 г. выступать в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию могут негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Поэтому застрахованное лицо начиная с указанной даты вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопления в НПФ.
Целью пенсионной книжки является отражение информации о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного в ПФР лица. Любое застрахованное лицо, обладая такой информацией, может контролировать процесс поступления страховых взносов, доходность их инвестирования и, соответственно, знать, какая сумма денежных средств в виде пенсионных накоплений имеется на его счете. Таким образом, пенсионная книжка является своеобразным подобием сберегательной книжки, так как в ней указываются накопления потенциального пенсионера, которые затем вернутся к нему в виде пенсионных выплат.
Согласно пп. 1 — 5 Правил выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в ПФР, утвер-
жденных постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 № 408, пенсионная книжка состоит из карточки учета и вкладных листов, отражающих состояние специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. При этом она должна в обязательном порядке содержать следующие сведения: страховой номер застрахованного лица; его фамилию, имя, отчество; пол; наименование территориального органа ПФР, выдавшего пенсионную книжку; подпись лица, выдавшего пенсионную книжку, а также дату ее выдачи.
ПФР ежегодно направляет застрахованным лицам вкладной лист пенсионной книжки за соответствующий год, отражающий сведения о состоянии специальной части его индивидуального лицевого счета. Следовательно, застрахованное лицо может самостоятельно пополнять содержание пенсионной книжки, что и предусмотрено ст. 30 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
Форма пенсионной книжки и порядок ее заполнения утверждены Постановлением Правления ПФР от 10.04.2003 N9 49п.
А Н. ПУДОВ С.А. ЧИРКОВ
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правления ПФ РФ от 10.04.2003 №49п
«О ФОРМЕ ПЕНСИОННОЙ КНИЖКИ ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА В ПЕНСИОННОМ ФОН-
ДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДКЕ ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.05.2003 № 4522)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«ОБ ИНВЕСТИРОВАНИИ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 26.06.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.06.2002 №408
«О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ПЕНСИОННОЙ КНИЖКИ ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА В ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 31.12.2002)
«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)