Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

Вопрос - ответ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Кто является плательщиком земельного налога в период переоформления права собственности на земельный участок на нового собственника недвижимости ? В случае если плательщиком земельного налога является продавец недвижимости, вправе ли он учесть в составе расходов для целей налогообложения суммы земельного налога с момента продажи объекта недвижимости, находящегося на данном земельном участке, до момента государственной регистрации новым собственником недвижимости прав на земельный участок?

Ответ. В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.

В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно п. 1 ст. 552 Гражданского кодекса РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

При этом ст. 551 ГК РФ установлено, что переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, а исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

Из этого следует, что исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с налоговыми органами, в том числе отношений по уплате земельного налога.

Таким образом, если переход права собственности на недвижимое имущество по договорам купли-продажи недвижимости зарегистрирован в установленном порядке, то с покупателя недвижимости земельный налог должен исчисляться начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, независимо от времени получения документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок.

В связи с изложенным плательщиком земельного налога до истечения месяца, следующего за месяцем предоставления новому собственнику недвижимости земельного участка, будет являться продавец недвижимости (прежний собственник), и соответственно уплаченные за этот период суммы земельного налога на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения прибыли будут относиться у него к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

М.И. ПАВЛОВ Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2002) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»

«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ог 25.10.2001 № 136-Ф3 (принят ГД ФС РФ 28.09.2001)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 26.03.2003)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.05.2003)

Вопрос. Включаются ли в расходы на оплату труда для целей налогообложения прибыли в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ компенсационные выплаты, связанные с работой в ночное время и с работой в многосменном режиме?

Ответ. В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда относятся, в частности, различные виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (п. 25 ст. 255 Кодекса).

Таким образом, перечень расходов на оплату труда, приведенный в ст. 255 Кодекса, является открытым.

Статьей 5 Трудового кодекса РФ (далее - Трудовой кодекс) определено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в частности локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

При этом работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 Трудового кодекса).

Одновременно налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что в составе расходов на оплату труда, признаваемых для целей налогообложения прибыли, не учитываются расходы, поименованные в ст. 270 Кодекса, в частности расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) (п. 21 ст. 270 Кодекса).

Учитывая вышеизложенное, любые вознаграждения, осуществляемые в пользу работников, будут учитываться для целей налогообложения прибыли только в случае, если возможность осуществления подобных выплат будет предусмотрена в трудовом договоре или в законодательстве Российской Федерации.

A.B. ФОМИНА Советник налоговой службы

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.05.2003)

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(с изм. от 09.06.2001)

(принята всенародным голосованием 12.12.1993)

Вопрос. Могла ли организация с 1 июля 2002 г. изменить порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу на прибыль?

Ответ. В соответствии со ст. 10.2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N9 57-ФЗ (далее - Федеральный закон № 57-ФЗ)) налогоплательщик вправе внести изменения в учетную политику для целей обложения налогом на прибыль в месячный срок начиная с даты официального опубликования Федерального закона № 57-ФЗ и в случае изменения порядка уплаты в бюджет налога на прибыль представить соответствующую информацию в налоговый орган по месту своего нахождения.

Федеральный закон № 57-ФЗ официально опубликован 31 мая 2002 г.

В связи с изложенным организация могла изменить порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу на прибыль, предусмотренный ст. 286 Налогового кодекса РФ, внеся до 1 июля 2002 г. соответствующие изменения в учетную политику для целей обложения налогом на прибыль и представив соответствующую информацию в налоговый орган по месту своего нахождения.

АА. АЛЬФЕРОВИЧ Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.05.2002 № 57-ФЗ (ред. от 06.06.2003)

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.08.2001 № 110-ФЗ (ред. суг 31.12.2002)

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ АКТОВ) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (принят ГД ФС РФ 06.07.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.05.2003)

Вопрос. На какую дату должны учитываться для целей налогообложения расходы на НИОКР, осуществляемые организациями в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР?

Ответ. С введением в действие гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), положения которой вступили в силу с 1 января 2002 г., доходы и расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, определяются в соответствии с положениями указанной главы. При этом указанные расходы должны соответствовать критериям признания расходов, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 262 Кодекса расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития (РФТР) и иных внебюджетных фондов для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок (далее - внебюджетные фонды), по перечню, утверждаемому Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», признаются для целей налогообложения в пределах 0,5% от дохода (валовой выручки) налогоплательщика.

Статья 262 Кодекса не устанавливает специального порядка включения указанных расходов в состав прочих расходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

В связи с изложенным указанные расходы в установленных пределах, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль по мере их фактического осуществления.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.08.96 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2000, с изм. от 24.12.2002) «О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО -ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ» (принят ГД ФС РФ 12.07.1996)

Вопрос. Просим разъяснить:

- какой показатель налогового учета подразумевается под доходом (валовой выручкой) для целей применения ст. 262 Налогового кодекса РФ?

- каким постановлением следует руководствоваться при определении перечня фондов НИОКР\ расходы на формирование которых можно учесть в целях налогообложения прибыли?

Ответ. Согласно п. 3 ст. 262 Налогового кодекса РФ расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития (РФТР) и иных внебюджетных фондов для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок (далее - внебюджетные фонды), по перечню, утверждаемому Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», признаются для целей налогообложения в пределах 0,5% от дохода (валовой выручки) налогоплательщика. При этом указанные расходы должны соответствовать критериям признания расходов, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса.

Следует иметь в виду, что отчисления организаций во внебюджетные фонды могут учитываться для целей налогообложения прибыли только в том случае, если перечень указанных фондов будет утвержден Правительством РФ.

В настоящее время утверждаемый Правительством РФ перечень указанных внебюджетных фондов отсутствует.

При определении предельной величины отчислений, осуществляемых налогоплательщиком в РФТР, следует использовать показатель выручки от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 Кодекса на отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода нарастающим итогом.

О.В. СВЕТЛОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.08.96 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2000, с изм. от 24.12.2002) «О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО -ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ» (принят ГД ФС РФ 12.07.96)

Вопрос. Относится ли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, сумма «входного* НДС по железнодорожным билетам, оплаченным командировочными лицами после 01.07.2002, если в них не выделена отдельной строкой сумма НДС?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.

Пунктом 7 вышеназванной статьи НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных подп. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, основанием для вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за услуги по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая услуги на пользование в поездах постельными принадлежностями, при приоб-

ретении за наличный расчет подотчетными лицами проездных документов (билетов) к месту служебной командировки и обратно (пункт отправления и назначения которых находятся на территории РФ), является сумма налога на добавленную стоимость, выделенная в проездном документе (билете).

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях гл. 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Учитывая изложенное, отнесение полной стоимости проездного документа (билета) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, допустимо только в том случае, если в проездном документе (билете) не выделен НДС.

И.И. ГОРЛЕНКО Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.06.2003)

Вопрос. Может ли быть освобожден налогоплательщик от ответственности, предусмотрен -ной ст. 119 Налогового кодекса РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации, если он уплатил суммы исчисленного налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок, а несвоевременное представление налоговой декларации не привело к возникновению задолженности перед бюджетом и не повлекло неблагоприятных последствий для него?

Ответ. Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги закреплена подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, а ответственность за ее неисполнение - ст. 122 Налогового кодекса РФ. Поскольку налогоплательщик сво-

евременно уплатил налог, он не может быть привлечен к указанной ответственности.

Статьей 119 Кодекса установлена ответственность за неисполнение иной обязанности - по представлению в соответствующих случаях налоговой декларации. Эта. обязанность закреплена подл. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Ссылка налогоплательщика на своевременное исполнение им обязанности (по уплате налога) при неисполнении им другой обязанности - по представлению налоговой декларации - неправомерна.

Таким образом, уплата суммы исчисленного налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок сама по себе не освобождает налогоплательщика от ответственности, предусмотренной ст. 119 Налогового кодекса РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 06.06.2003)

Вопрос. За нарушение срока представления налоговой декларации на руководителя организации налоговым органом наложен административный штраф в соответствии со ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Исключает ли наложение указанного штрафа привлечение организации к ответственности, предусмотренной ст. 119 Налогового кодекса РФ (гл. 16), за данное нарушение?

Ответ. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 2 Постановления от 27.01.2003 N? 2 разъяснил, что, поскольку в силу, в частности, гл. 16 Налогового кодекса РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ.

Учитывая изложенное, в данном случае наложение на руководителя организации административного штрафа в соответствии со ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение срока представления налоговой декларации не исключает привлечения организации к ответственности, предусмотренной ст. 119 Налогового кодекса РФ, за данное нарушение.

С.В. ГЛАДИЛИН Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2002) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 N9 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 06.06.2003)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2

«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Вопрос. Насколько правомерны утверждения налоговой инспекции в той части, что организации, заключающие с физическими лицами, имеющими инвалидность, договоры подряда и возмездного оказания услуг, не могут применить к выплатам и вознаграждениям, начисляемым по таким договорам, налоговую льготу, установленную нормами подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ?

Ответ. Организациям любых организационно-правовых форм в соответствии с нормами подп. 1 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ законодателем предоставлена налоговая льгота при исчислении единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так как ст. 16 Трудового кодекса РФ четко определено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, организации любых организационно-правовых форм, производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам - инвалидам I, II, III групп по договорам подряда и возмездного оказания услуг, которые в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются гражданско-правовыми (предметом которых является выполнение работ и оказание услуг), не имеют права на применение налоговой льготы, предусмотренной подп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, и налоговая инспекция в данной ситуации права.

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.06.2003)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 10.01.2003)

Вопрос. Как производятся соответствующие удержания из заработной платы и какие существуют при этом ограничения? Вправе ли судебные исполнители по исполнительным документам обращать взыскание на все имущество, имеющееся у работника, причинившего большой материальный ущерб организации?

Ответ. Удержания из заработной платы работника согласно ст. 137 Трудового кодекса РФ производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Указанной выше статьей перечислены случаи, когда удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться.

В соответствии с нормами ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником в любом случае должно быть сохранено 50% заработной платы.

При этом законодателем определено, что ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного работодателем здоровью работника, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением, и размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70%.

Статьей 391 ТК РФ предусмотрено, что в судах непосредственно рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работодателя о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Статьей 446 Гражданского процессуального кодекса РФ определен перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Так, например, в слу-

чае причинения работником большого материального ущерба организации для погашения этого долга взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением.

ТА. САВИНА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 14.11.2002 № 138-Ф3 (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)

Вопрос. У организации, имеющей неисполненную обязанность по уплате налогов, отсутствуют денежные средства на счетах, в отношении которых налоговым органом в банк направлено инкассовое поручение. Налоговый орган намерен принять решение о взыскании налогов за счет имущества организации. Однако в настоящее время руководство организации принимает все меры для погашения существующей недоимки.

Каков максимальный срок для принятия налоговым органом решения о взыскании налогов за счет имущества организации?

Ответ. Пунктом 7 ст. 46 Налогового кодекса РФ установлено, что при отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ в случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 НК РФ, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика - организации, налогового агента - организации, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.

Приказом МНС России от 02.04.2003 № БГ-3-29/159 утвержден Порядок направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплателыци-

ка (плательщика сборов) или налогового агента в банке (далее - Порядок).

Согласно п. 12 Порядка при отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган в 30-дневный срок с даты направления инкассового поручения в банк принимает решение о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика-организации, доводит до банка решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и отзывает инкассовые поручения в отношении счетов, по которым не были приостановлены операции.

Однако срок принятия решения о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества на-логоплателыцика-организации может бьпъ увеличен до 90 дней, если у налогового органа есть достаточные основания полагать (документальное подтверждение), что налогоплательщик самостоятельно принимает меры по взысканию дебиторской задолженности (п. 13 Порядка). Для продления срока необходимо письменное разрешение вышестоящего налогового органа по письменному заявлению руководителя соответствующего налогового органа, которое должно содержать мотивированные объяснения.

С учетом изложенного выше срок принятия решения налоговым органом о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика-организации составляет 30 дней с даты направления инкассового поручения в банк. Организация вправе обратиться в налоговый орган с мотивированным (документально подтвержденным) запросом (ходатайством) о продлении срока максимально до 90 дней.

ОА. КОРОЛЕВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 06.06.2003)

ПРИКАЗ МНС РФ от 02.04.2003 № БГ-3-29/159 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАПРАВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА, ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГА, СБОРА, А ТАКЖЕ ПЕНЕЙ ЗА СЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (ПЛАТЕЛЬЩИКА СБОРОВ) - ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА -ОРГАНИЗАЦИИ НА СЧЕТАХ В БАНКАХ И РЕШЕНИЯ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (ПЛАТЕЛЬЩИКА СБОРОВ) ИЛИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА В БАНКЕ»

Вопрос. Просим дать разъяснение, надо ли до 20 января сдавать годовой расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование или за год сдается только налоговая декларация до 30 марта.

Ответ. В соответствии с абз. 5 п. 3 ст. 243 Налогового кодекса РФ расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года).

Следовательно, годовой расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу не представляется, а за год сдается налоговая декларация по единому социальному налогу.

Налоговая декларация по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, представляется налогоплательщиками в территориальные органы МНС России не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным (20 апреля - за первый квартал, 20 июля - за полугодие, 20 октября - за девять месяцев).

Пунктом 6 ст. 24 Федерального закона № 167-ФЗ установлено, что страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Форма такой декларации утверждена приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 26.12.2002 № БГ-3-05/747 «Об утверждении формы Декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Инструкции по ее заполнению», зарегистрированным Минюстом России от 16.01.2003 № 4132.

Г.М. УСАЧЕВ Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 26.12.2002 № БГ-3-05/747 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ЛИЦ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ВЫПЛАТЫ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.01.2003 № 4132)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ

Вопрос. Известно, что идеология нового пенсионного законодательства исходит их страховых принципов. В то же время имеются организации, уплачивающие в настоящее время страховые взносы на обязательное пенсионное страхование несвоевременно. Каким образом данное обстоятельство отразится на пенсионных правах граждан при назначении пенсии?

Ответ. После 1 января 2002 г. юридическое значение для определения права на пенсию имеет страховой стаж требуемой продолжительности. Объем страховых взносов влияет на размер пенсии.

По условиям назначения трудовой пенсии по старости, установленным ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N9 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», требуется не менее пяти лет страхового стажа. В соответствии со ст. 10 названного Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Статьей 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» также определено, что право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с этим Законом.

Анализ приведенных норм права в случаях несвоевременной или неполной уплаты страховых взносов не дает оснований для положительного решения вопроса о зачете таких периодов работы в страховой стаж. В то же время указанные периоды могут быть засчитаны, поскольку нормативная правовая база, регулирующая вопросы уплаты страховых взносов, шире исследованного правового поля.

В частности, ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определены обязанности страхователей: своевременно и в полном объеме уп-

лачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ. Однако ст. 24 этого же Закона определен порядок ежемесячной уплаты в установленный срок сумм авансовых платежей. Причем под расчетным периодом в соответствии со ст. 23 данного Закона понимается календарный год.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что интересы работающих граждан (застрахованных лиц) в случаях, когда страхователь (работодатель) в течение расчетного периода производит платежи страховых взносов, защищены законом. Его право на включение периода определенной работы в страховой стаж сохраняется, поскольку ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено лишь условие уплаты, то есть факт уплаты, а не объем.

Неуплата страховых взносов работодателем после 1 января 2002 г. влияет на исчисление размера пенсии застрахованным лицам при последующем установлении им трудовой пенсии, так как сумма поступивших в Пенсионный фонд РФ страховых взносов учитывается при формировании расчетного пенсионного капитала для назначения пенсии. Объем поступивших страховых взносов также имеет практическое значение при перерасчете размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с п. 3 ст. 17 названного выше Закона.

О.В. СЕКАЧЕВА

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 31.12.2002)

«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Вопрос. Прошу разъяснить порядок и основания перерасчета трудовой пенсии.

Ответ. Основополагающим законодательным актом, через который проводится пенсионная реформа и который устанавливает нормы и условия пенсионного обеспечения, является Федеральный закон от 17.12.2001 N9 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Под его действие подпадает подавляющее число пенсионеров, как нынешних, так и будущих.

Среди основных институтов нового пенсионного законодательства, непосредственно влияющих на размер трудовой пенсии, в первую очередь, следует выделить институт перерасчета размера тру-

довой пенсии. Нормы названного института пенсионного права закреплены в ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3.

Согласно ст. 5 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по случаю потери кормильца могут состоять из трех различных частей: базовой, страховой и накопительной. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из первых двух. При этом определение размера каждой из названных частей, его перерасчет осуществляются по собственным правилам. Из этого следует, что осуществление какого-либо из указанных действий в отношении, например, базовой части трудовой пенсии нисколько не влияет на размеры ее страховой и накопительной частей.

Базовая часть трудовой пенсии является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения и устанавливается в твердой сумме, одинаковой для всех граждан. Повышенная базовая часть трудовой пенсии может назначаться лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи.

Перерасчет размера базовой части трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца производится при наступлении обстоятельств, с учетом которых законодатель дифференцирует размеры данной части. К ним на основании п. 2 ст. 17 Федерального закона относятся: достижение пенсионером возраста 80 лет, изменение степени ограничения способности к трудовой деятельности, количества иждивенцев или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Перерасчет страховой части трудовой пенсии в соответствии с подп. 3 и 4 указанной статьи возможен по двум основаниям - в случае продолжения работы и соответственно поступления страховых взносов после ее установления и в случае отказа от ее получения на срок не менее 12 месяцев.

По общим правилам, размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из расчетного пенсионного капитала, поделенного на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3). При этом расчетный пенсионный капитал, согласно ст. 20 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», формируется из общей суммы поступивших в Пенсионный фонд РФ (ПФР) страховых взносов на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов федерального казначейства Министерства финансов РФ.

У пенсионера, осуществлявшего работу в течение не менее 12 полных месяцев со дня назна-

чения или предыдущего перерасчета страховой части трудовой пенсии, возникает право на перерасчет данной части пенсии с учетом поступивших за этот период страховых взносов.

Под осуществлением работы не менее чем в течение 12 полных месяцев понимается период времени со дня назначения или предыдущего перерасчета продолжительностью не менее 12 полных месяцев. Следовательно, в указанном периоде продолжительность работы может быть и менее 12 полных месяцев. При этом за данные месяцы должны уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, юридическим фактом, определяющим право на перерасчет пенсии, является наличие у пенсионера в течение 12 месяцев со дня назначения или предыдущего перерасчета трудовой пенсии периодов работы и соответственно поступивших за него в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов.

Из вышеизложенного следует, что право на перерасчет страховой части трудовой пенсии возникает только спустя год после назначения пенсии или ее перерасчета. Например, для лиц, являвшихся пенсионерами по старости по состоянию на 1 января 2002 г., данное право при любых обстоятельствах может наступить не ранее 2 января 2003 г.

Кроме того, пенсионер может отказаться от получения установленной ему страховой части трудовой пенсии по старости (полностью или в определенной им части) не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня ее назначения или предыдущего перерасчета. В таком случае по заявлению пенсионера производится перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости. При этом не полученные пенсионером за указанный период суммы страховой части трудовой пенсии по старости подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет.

Лицам, осуществлявшим трудовую деятельность после назначения накопительной части трудовой пенсии по старости, один раз в три года производится перерасчет размера указанной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения названной части трудовой пенсии, либо со дня последнего перерасчета размера ее накопительной части. Накопительная часть трудовой пенсии устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, и инвестиционного дохода.

Отметим, что на основании ст. 22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ за всех застрахованных работников старших возрастов (мужчин, родившихся в 1952 г. и ранее, женщин, родившихся в 1956 г. и ранее) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в пол-

ном объеме направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии. Страховые взносы за мужчин, родившихся в 1953 г. и позднее, и за женщин, родившихся в 1957 г. и позднее, подразделяются на две доли - для финансирования страховой и накопительной частей их трудовых пенсий.

Обращаем внимание на то, что перерасчет базовой части осуществлялся и в ходе первого года реализации пенсионной реформы, а перерасчет накопительной части в массовом порядке будет производиться только спустя некоторое время.

Перерасчет же страховой части трудовой пенсии по указанным выше основаниям впервые осуществляется территориальными органами ПФР именно в текущем 2003 г.

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 31.12.2002)

«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Вопрос. Будут ли иметь право на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица, получающие пенсию согласно иным законодательным актам и продолжающие работать?

Ответ. Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсии, предусмотренные данным Федеральным законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-Ф3 накопительной части трудовой пенсии.

Данное правило относится также к пенсиям, установленным в соответствии с Законом РФ от 12.02.93 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-ис-полнительной системы, и их семей».

В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: НЧ = ПН / Т, где: НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии; ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуаль-

ного лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.

Пенсионные накопления определяются в ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 как совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования.

Учитывая изложенное, работающие лица, пенсионное обеспечение которых осуществляется на основании названных выше законодательных актов, имеют право на накопительную часть трудовой пенсии при условии уплаты страховых взносов на ее финансирование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 31.12.2002)

«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 25.07.2002)

«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ЗАКОН РФ от 12.02.93 № 4468-1 (ред. от 10.01.2003)

«О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ»

Вопрос. Влияет ли на размер страховой части трудовой пенсии полнота уплаты страховых взносов работодателем?

Ответ. Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле СЧ = ПК / Т, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пен-

сии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

В ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 расчетный пенсионный капитал определяется как учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона (1 января 2002 г.), которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Из этого следует, что после 1 января 2002 г. расчетный пенсионный капитал застрахованного лица формируется из страховых взносов, уплаченных за него. Соответственно, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от суммы поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника.

Таким образом, неуплата и (или) частичная уплата страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приведет к занижению при установлении трудовой пенсии размера ее страховой части.

В связи с этим в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» все страхователи без исключения обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 31.12.2002)

«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Вопрос. Уплачиваются ли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за застрахованных лиц, работающих в товариществах собственников жилья и получающих заработную плату за счет членских взносов?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов

являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражи о-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

Данный перечень организаций, которым предоставлено право не уплачивать единый социальный налог с выплат, производимых за счет членских взносов наемным работникам, является исчерпывающим. Из этого следует, что льготы по уплате единого социального налога на другие организации, в том числе и на товарищества собственников жилья, производящие выплаты за счет членских взносов и не указанные в подп. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ, не распространяются и они должны производить выплату названного налога с указанных выплат в полном объеме.

Учитывая изложенное выше, товарищества собственников жилья производят уплату страховых взносов за застрахованных лиц с выплат, производимых за счет членских взносов.

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 Мо 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.05.2003)

Вопрос. Для каких целей и в соответствии с нормами каких нормативных правовых актов исчисляется среднемесячный заработок в новой пенсионной системе?

Ответ. Согласно Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Для определения суммы расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 г. ус-танаативается расчетный размер трудовой пенсии. В этих целях определяется отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ за тот же период.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Закона от 17.12.2001 № 173-Ф3, то есть до 1 января 2002 г.

На основании ст. 102 ранее действовавшего Закона РФ от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» среднемесячный заработок при назначении пенсии определялся: за 24 последних месяца работы, (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

Согласно ст. 103 Закона от 20.11.90 № 340-1 среднемесячный заработок подсчитывался путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60. При этом предусматривалось, что если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывался путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев.

Порядок исчисления среднемесячного заработка, установленный Законом от 20.11.90 № 340-1, может применяться в части, не противоречащей Закону от 17.12.2001 № 173-Ф3. В связи с этим при оценке пенсионных прав застрахованных лиц исчисление среднемесячного заработка за 24 месяца возможно только за определенный период времени, а именно - за 2000 - 2001 гг.

Другие названные выше положения ст. 102 -103 Закона от 20.11.90 № 340-1 о порядке исчисления среднемесячного заработка подлежат применению после 1 января 2002 г., как не противоречащие Закону от 17.12.2001 № 173-Ф3.

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 31.12.2002)

«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ЗАКОН РФ от 20.11.90 № 340-1 (ред. от 08.08.2001)

«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. Из чего в новой пенсионной системе складывается трудовая пенсия для будущих поколений? От каких факторов зависит ее размер?

Ответ. Согласно Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия может состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной. При этом выплата базовой части трудовой пенсии финансируется за счет сумм части единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а страховой и накопительной частей - за счет страховых взносов, уплачиваемых в ПФР с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определяются в ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Каждая часть трудовой пенсии определяется и индексируется по собственным правилам. Базовая часть пенсии является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения и устанавливается в твердой сумме, одинаковой для всех граждан. Ее размер может варьироваться в зависимости от количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера. Кроме того, повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости предусмотрен для лиц, достигших возраста 80 лет, и инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III степени (то есть инвалидов I группы).

Установление накопительной части трудовой пенсии производится при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Отметим, что фактически выплата накопительной части трудовой пенсии по старости начнет осуществляться только с 2013 г., то есть со времени, когда пенсионного возраста достигнет первая категория граждан, с заработной платы которых в настоящее время уплачиваются страховые взносы на накопительную часть (мужчины 1953 года рождения и женщины 1957 года рождения). Суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии не расходуются на выплату пенсии нынешним пенсионерам, а инвес-

тируются по правилам Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Страховая часть трудовой пенсии рассчитывается путем деления суммы поступивших страховых взносов на ожидаемый период выплаты. Например, страховые взносы за всю трудовую деятельность составили 190 тыс. руб. Это и будет расчетный пенсионный капитал, который при делении на ожидаемый период выплаты пенсии в 19 лет (228 месяцев) составит страховую часть трудовой пенсии, равную 833 руб.

Расчетный пенсионный капитал в ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 определяется как общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 г.

Из этого следует, что расчетный пенсионный капитал может состоять из двух частей. Только у граждан, которые начали работать после 1 января 2002 г., р&счетный пенсионный капитал формируется из страховых взносов. У застрахованных лиц, начавших свою трудовую деятельность до 1 янва-рй 2002 г. и продолжающих работать, указанный капитал складывается как из страховых взносов, поступивших в ПФР после 1 января 2002 г., так и из пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных ими до указанной даты. Расчетный пенсионный капитал граждан, которые на момент начала реализации пенсионной реформы уже являлись пенсионерами и не работали, и вовсе состоит только из указанных пенсионных прав.

Из вышеизложенного следует, что в новой пенсионной системе размер трудовой пенсии поставлен в прямую зависимость от суммы поступивших в ПФР страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника, а не от продолжительности его трудового стажа и среднемесячного заработка, как было ранее. Право на трудовую пенсию можно будет реализовать только при условии уплаты страховых взносов.

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 31.12.2002)

«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 № 111-ФЗ

(ред. от 31.12.2002)

«ОБ ИНВЕСТИРОВАНИИ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 26.06.2002)

Вопрос. Известно, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Наделены ли в таком случае органы Пенсионного фонда РФ какими-либо контрольными полномочиями ?

Ответ. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N9 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд РФ является страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования в России. ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

В соответствии с п. 1 ст. 13 указанного Федерального закона страховщик наделен полномочиями по проведению проверок страхователей по вопросам правильности назначения (перерасчета) и выплаты пенсий, а также правильности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, в связи с чем территориальные органы ПФР имеют право:

требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну;

требовать от руководителей и других должностных лиц, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну.

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Вопрос. Не привело ли введение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2002 г. к увеличению налогового бремени на налогоплательщиков?

Ответ. Введение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не привело к увеличению налогового бремени на налогоплательщиков.

Во-первых, страховые взносы, как и единый социальный налог, начисляются с применением регрессивной (обратно пропорциональной) шкалы размеров платежей (с увеличением базы для начисления страховых взносов тариф не увеличивается, а уменьшается). При этом согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи могут применять регрессивную шкалу только при соблюдении требований, установленных п. 2 ст. 241 Налогового кодекса РФ.

Во-вторых, максимальный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с годового дохода работника до 100 000 руб. составляет 14% от фонда оплаты труда, то есть ровно половину от суммы единого социального налога, зачислявшегося в 2001 г. в ПФР. Наивысшая ставка единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет для финансирования базовой части пенсии, с 2002 г. составляет 28% от налогооблагаемой базы. Однако при условии уплаты плательщиками единого социального налога страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится налоговый вычет, то есть сумма единого социального налога уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 243 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, максимальная сумма, перечисляемая налогоплательщиками на цели пенсионного обеспечения (страхования) с 2002 г., составляет те же 28% от налогооблагаемой базы, что и в 2001 г.

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.05.2003)

Вопрос. Распространяются ли льготы по уплате единого социального налога, предоставляемые в соответствии со ст. 238 Налогового кодекса РФ, на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование?

Ответ. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определяются в ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Из этого определения следует, что размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от суммы поступивших в ПФР страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника, а не от продолжительности его трудового стажа и среднемесячного заработка, как было согласно действовавшему до 1 января 2002 г. пенсионному законодательству. Право на обязательное страховое обеспечение (трудовую пенсию) можно будет реализовать только при условии уплаты страховых взносов.

Статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ.

Принимая во внимание то, что объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов совпадают с объектом налогообложения и налоговой базой по единому социальному налогу, суммы, указанные в ст. 238 Налогового кодекса РФ, не облагаются не только единым социальным налогом, но и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Однако Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не предусмотрены, и, следовательно, ст. 239 Налогового кодекса РФ, устанавливающая льготы по уплате единого социального налога, не применяется в отношении страховых взносов в ПФР. Это вызвано тем, что предоставление каким-либо организациям льгот по уплате страховых взносов противоречит страховым принципам новой пенсионной системы, основным из которых является принцип эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов. Освобождение какой-либо организа-

ции от уплаты страховых взносов будет фактически означать, что работники данной организации не получат права на трудовую пенсию. Поэтому согласно ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ все страхователи без исключения обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в бюджет ПФР.

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.06.2003)

Вопрос. Включается ли военная служба в стаж для приобретения права на пенсию в связи с работой на Крайнем Севере?

Ответ. Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере является одним из видов досрочных трудовых пенсий и устанавливается в соответствии с подл. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно указанному подпункту трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20

лет. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В изложенных нормах правоустанавливающими являются термины «проработали» и «работа». Из этого следует, что в 15-20 календарных лет для определения права на указанный вид досрочной трудовой пенсии включаются только периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Включение в данные 15 - 20 лет периодов военной службы Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-Ф3 не предусмотрено.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом на основании ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж.

Отметим, что до 1 января 2002 г. пенсия в связи с работой на Крайнем Севере назначалась в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Положения этой статьи также не предусматривали возможность включения периодов военной службы в 15-20 календарных лет, необходимых для определения права на данную пенсию.

А.Н. ПУДОВ С.А. ЧИРКОВ

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 31.12.2002)

«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ЗАКОН РФ от 20.11.90 № 340-1 (ред. ог 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.