Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация Контроль качества ответов рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ISSN 2311-9403 (Online) Вопрос-ответ

ISSN 2079-6773 (Print)

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Контроль качества ответов - рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Вопрос. В организации есть интернет-магазин, в котором предусмотрены формы платежей: наличными, картами по договору эквайринга с банком и через систему Яндекс.Деньги. Форма платежей картами по договору эквайринга с банком относится к интернет-эквайрингу, то есть расчеты производятся с применением банковских карт в Интернете (на сайте магазина доступен соответствующий сервис). Агентский договор с принципалом подразумевает, что система Яндекс.Деньги уполномочена принимать от своего имени платежи в адрес интернет-магазина. Полученные денежные средства (за минусом удержанной комиссии) система Яндекс.Деньги переводит на расчетный счет организации (собственного кошелька в системе Яндекс.Деньги у организации нет).

Обязана ли будет организация при приеме наличных денежных средств подключить онлайн-кассы с 01.02.2017? Если кассу организация зарегистрирует в январе 2017 г., то можно ли в этом случае перейти на онлайн-кассы с 01.07.2017?

Обязана ли организация передавать онлайн-чеки в налоговую инспекцию по платежам по договору эквайринга и агентскому договору с принципалом?

Ответ. Организация может зарегистрировать в январе 2017 г. контрольно-кассовую технику, которая не поддерживает функцию передачи фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, и применять такую контрольно-кассовую технику до 01.07.2017. В таком случае до 01.07.2017 организация не будет обязана передавать данные в налоговый орган по расчетам, осуществленным посредством интернет-эквайринга и с использованием системы Яндекс.Деньги.

Обоснование. В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее - Закон № 54-ФЗ)

контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.

Под ККТ для целей Закона № 54-ФЗ понимаются электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ о применении ККТ (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

Под расчетами для целей Закона № 54-ФЗ понимаются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

В силу требований п. 6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего п. 6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.

При этом на основании п. 3 ст. 5 Закона № 54-ФЗ пользователь обязан иметь договор с оператором фискальных данных на обработку фискальных д а нны х, за ис кл юче ние м сл уч а я, предусмотренного п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от

03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 290-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели вправе до

01.02.2017 осуществлять регистрацию ККТ в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с 01.02.2017 с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.

Со дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ до 01.02.2017 положения Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 290-ФЗ) об обязательном заключении договора с оператором фискальных данных и о передаче фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных применяются

о р ганизациями и индивидуаль ны ми предпринимателями в добровольном порядке (ч. 5 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 290-ФЗ) (ч. 6 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Порядок применения ККТ, действовавший до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ, не предусматривал обязанностей заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных. С учетом ч. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ организация может без заключения договора с оператором фискальных данных зарегистрировать в январе 2017 г. ККТ, которая не является так называемой онлайн-кассой, т.е. не поддерживает функцию передачи фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, и применять такую ККТ до 01.07.2017.

В части расчетов, осуществляемых посредством интернет-эквайринга и системы Яндекс.Деньги, необходимо иметь в виду следующее.

В соответствии с п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее - расчеты с использованием электронных средств платежа в сети Интернет), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Как мы видим, в Законе № 54-ФЗ под расчетами с использованием электронных средств платежа в сети Интернет понимаются расчеты с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного

взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов.

В рамках возможных видов ККТ, которые могут применяться, положения Закона № 54-ФЗ выделяют такой вид ККТ, которая может быть предназначена только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети Интернет (п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 4.2, п. 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ). Требования, предъявляемые к ККТ, которая используется для расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет, являются требованиями, установленными Законом № 54-ФЗ в редакции Закона № 290-ФЗ, такие требования не были предусмотрены до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ. Следует отметить, что в понимании Закона № 54-ФЗ любая применяемая пользователем ККТ должна обеспечивать передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

Мы полагаем, что организация, которая на основании ч. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ до 01.07.2017 применяет ККТ, зарегистрированную в налоговых органах до 01.02.2017, в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, не обязана до 01.07.2017 обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом). Соответственно, на такую организацию не может быть возложена и обязанность по передаче фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных, применяемая ею на законных основаниях до 01.07.2017 ККТ такую функцию может не поддерживать.

Применительно к отношениям, которые будут осуществляться с 01.07.2017, следует иметь в виду, что самостоятельного определения понятия электронные средства платежа в Законе № 54-ФЗ нет. С точки зрения Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств

составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 указанного закона).

В рамках расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет обязанность обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов, возлагается п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ именно на пользователя, под которым для целей Закона № 54-ФЗ на основании ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ понимаются организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов.

Представители налоговых органов разъясняют, что Закон № 54-ФЗ в редакции Закона № 290-ФЗ позволяет решить проблему, связанную с выдачей бумажного чека при оплате платежной картой через сеть Интернет. Новое регулирование освобождает продавца от обязанности в момент расчета напечатать и выдать покупателю кассовый чек. Кассовый чек можно направлять покупателю в электронном виде без его печати (см. вопрос: Решит ли новый закон проблему невозможности выдачи чека при расчетах в сети Интернет? (Официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», сентябрь 2016 г.).

Отметим, что п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ предусмотрено, что ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Положения п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ не раскрывают, что следует понимать при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления. Налоговые органы возможность применения данной нормы связывают с безналичными расчетами (через банковский счет) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (см. вопрос: Обязана ли организация при совершении розничной продажи другому юридическому лицу по безналичному расчету (через банковский счет) использовать ККТ? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», сентябрь 2016 г.).

При осуществлении расчетов в сети Интернет через интернет-эквайринг или через систему Яндекс.Деньги денежные средства поступают на расчетный счет организации, но в данном случае расчеты осуществляются с использованием электронных средств платежа и такой платеж осуществляется (предъявляется) в рамках расчета покупателя (клиента) с интернет-магазином по совершаемой покупателем (клиентом) в интернет-магазине покупке.

Мы полагаем, что если интернет-магазин обеспечивает возможность оплаты покупателем (клиентом) посредством банковской карты или через систему Яндекс.Деньги, относимыми к электронным средствам платежа, то организация, осуществляющая свою деятельность через интернет-магазин, в силу п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ обязана обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов (при этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается). Следовательно, применяемая организацией в рассматриваемой ситуации с 01.07.2017 ККТ должна обеспечивать передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и в случаях совершения расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет.

Ответ подготовил: Арыков Степан, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Горностаев Вячеслав, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

Вопрос. Организация «А» до 2016 г. уплачивала единый сельскохозяйственный налог, с 2016 г. она перешла на общий режим налогообложения, передает в управляющую компанию организации (организация «Б»), находящейся на общем режиме налогообложения, имущество, приобретенное в 2014-2015 гг. Имущество (объект основного средства организации «А») может быть передано как ООО, так и АО.

По какой стоимости учитывать имущество получающей стороне в бухгалтерском и налоговом учете?

Какие проводки нужно сделать у передающей стороны? Как быть с остаточной и рыночной стоимостями?

Надо ли восстанавливать НДС передающей стороне, если имущество было приобретено в 2014-2015 гг. и НДС к вычету не был принят?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Поскольку у организации «А» суммы НДС, предъявленные ей при приобретении передаваемого в уставный капитал имущества, к вычету не принимались, о восстановлении соответствующих сумм НДС в рассматриваемой ситуации не может идти речь.

Организация «Б» учитывает принятое имущество по стоимости, согласованной учредителями (ООО или АО), либо по стоимости, определенной советом директоров (наблюдательным советом) (для АО).

Организация «А» отражает выбытие объекта ОС по его остаточной стоимости, а приобретение соответствующих финансовых вложений - по стоимости, согласованной учредителями (ООО или АО), либо по стоимости, определенной советом директоров (наблюдательным советом) (для АО). Возникающая при этом разница между остаточной стоимостью выбывающего объекта и стоимостью финансовых вложений урегулируется записью по дебету (кредиту) счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Указанная разница не образует дохода, учитываемого в целях налогообложения прибыли, ни у получающей, ни у передающей стороны.

Более подробно вопросы бухгалтерского и налогового учета у передающей и принимающей стороны раскрыты в обосновании вывода.

Обоснование. Как указано в п. 2 ст. 66.2 ГК РФ, при оплате уставного капитала хозяйственного общества должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала (п. 1 ст. 66.2 ГК РФ). При этом абз. 2 п. 2 ст. 66.2 ГК РФ установлено, что денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком. Участники

хозяйственного общества не вправе определять денежную оценку неденежного вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком.

Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ) денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале ООО, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.

Здесь же напомним, что в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона № 14-ФЗ в случае, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника ООО в уставном капитале, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20 000 руб., то в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик (при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом). Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника ООО, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком.

В соответствии с п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ) денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями.

При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со ст. 77 Закона № 208-ФЗ (абз. 2 п. 3 ст. 34 Закона № 208-ФЗ).

При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться оценщик (если иное не установлено федеральным законом). Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями АО и советом директоров (наблюдательным советом), не может быть выше величины оценки, произведенной оценщиком (абз. 3 п. 3 ст. 34 Закона № 208-ФЗ).

Таким образом, у принимающей стороны имущество, передаваемое организацией «А», вне зависимости от стоимости такого имущества в учете организации «А» (в частности, остаточной

стоимости), принимается к учету организацией «Б» по стоимости, определенной:

• решением общего собрания участников ООО;

• учредителями или советом директоров (наблюдательным советом) АО.

Бухгалтерский учет. Передача объекта ОС в качестве вклада в уставный капитал отражается как его выбытие (п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», далее - ПБУ 6/01). При этом, как указано в п. 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации», такое выбытие не признается в бухгалтерском учете расходом у передающей стороны.

Наряду с этим вклады в уставные капиталы других организаций в соответствии с п. 3 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (далее - ПБУ 19/02) относятся к финансовым вложениям. Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 8 ПБУ 19/02).

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 12 ПБУ 19/02, см. также постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012 № 09АП-4869/12).

При этом Минфин России при решении вопроса об определении в целях бухгалтерского учета стоимости финансового вложения при передаче основных средств в качестве вклада в уставный капитал сообщает, что порядок определения первоначальной стоимости финансовых вложений, приобретенных по договорам,

предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, установлен ПБУ 19/02 (письмо Минфина России от 17.12.2010 № 03-07-11/491). Соответственно, вклад в уставный капитал имуществом Минфин России рассматривает как финансовое вложение, приобретенное по договору, предусматривающему исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами.

Так, согласно п. 14 ПБУ 19/02, предусматривающему исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по

которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость финансовых вложений, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные финансовые вложения.

При этом п. 14 ПБУ 19/02 не конкретизирует, что следует понимать под ценой, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов, причем прямой связи со стоимостью активов по данным бухгалтерского учета передающей стороны п. 14 ПБУ 19/02 не устанавливает.

На наш взгляд, первоначальная стоимость финансового вложения в рассматриваемой ситуации может определяться из стоимости передаваемого объекта ОС, определенной независимым оценщиком. Схожего подхода придерживаются и другие специалисты (п. 8 Толкования Р101 «Первоначальная оценка финансовых вложений, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами» (см. «Финансовая газета», № 25, июнь 2010 г.).

Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, далее -Инструкция) для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит -сумма накопленной амортизации.

Учитывая изложенное, в бухгалтерском учете организации «А» рассматриваемая ситуация может быть отражена следующим образом:

Дебет счета 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит счета 01 - списана первоначальная стоимость передаваемого объекта ОС;

Дебет счета 02 Кредит счета 01, субсчет «Выбытие основных средств» - списана начисленная амортизация выбывающего объекта ОС;

Дебет счета 76, субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал» Кредит счета 01, субсчет «Выбытие основных средств» - списана остаточная стоимость выбывающего объекта ОС;

Дебет счета 58 Кредит счета 76 - отражено финансовое вложение в виде вклада в уставный капитал (остаточная стоимость по данным бухгалтерского учета организации «А»);

Дебет счетов 58 (91) Кредит счетов 91 (58) - на

разницу между оценочной и учетной стоимостью скорректирована стоимость финансового вложения (при дооценке финансового вложения в случае превышения оценочной стоимости над остаточной стоимостью ОС для целей налогообложения данная разница не образует налогооблагаемого дохода).

При этом мы не исключаем возможность следующей последовательности бухгалтерских проводок:

Дебет счета 76, субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал» Кредит счета 01, субсчет «Выбытие основных средств» - списана остаточная стоимость выбывающего объекта ОС;

Дебет счета 58 Кредит счета 76 - отражена оценочная стоимость передаваемого имущества;

Дебет счетов 76 (91) Кредит счетов 91 (76) -

урегулирована разница между оценочной и остаточной стоимостью передаваемого в качестве вклада в уставный капитал объекта ОС.

Возможность отнесения на финансовые результаты разницы между оценочной стоимостью финансового вложения и балансовой стоимостью передаваемых активов на финансовые результаты поддерживается и другими специалистами (п. 10 Толкования Р101 «Первоначальная оценка финансовых вложений, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не дене жными средствами» (см. Финансовая газета. № 25. Июнь 2010 г.).

В бухгалтерском учете организации «Б» (получающей стороны) рассматриваемая ситуация может быть отражена следующими записями:

Дебет счета 75 Кредит счета 80 - отражена задолженность учредителя (участника ООО, акционера АО) по вкладу в уставный капитал по стоимости, определенной, соответственно, решением общего собрания участников ООО или

учредителями (советом директоров, наблюдательным советом) АО;

Дебет счетов 08 (41) Кредит счета 75 - получено имущество в качестве вклада в уставный капитал;

Дебет счета 01 Кредит счета 08 - полученное имущество включено в состав объектов ОС.

НДС. Полагаем очевидным, что при передаче организацией «А» имущества в уставный капитал организации «Б» не может идти речь о какой-либо реализации имущества. В частности, это очевидно с точки зрения главы 21 НК РФ (подп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). Таким образом, при передаче указанного имущества объекта обложения НДС не возникает (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Исчерпывающий перечень ситуаций, когда суммы НДС подлежат восстановлению, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ. При этом, как следует из абзаца первого п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановлению (в определенных ситуациях) подлежат суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету. Поскольку в рассматриваемой ситуации суммы НДС, предъявленные организации при приобретении имущества в 2014-2015 гг., к вычету не принимались, соответственно, не может идти речь о восстановлении НДС.

В период приобретения имущества (2014-2015 гг.) организация являлась плательщиком ЕСХН, с о о тв е тс т в е н н о , н е пр и з н а в а л а с ь налогоплательщиком по НДС (п. 3 ст. 346.1 НК РФ). Таким образом, суммы НДС, предъявленные ей в 2014-2015 гг. поставщиками имущества, передаваемого ею в уставный капитал, подлежали учету в стоимости указанного имущества в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Здесь же заметим, что суммы НДС, предъявленные организации при приобретении имущества в период применения ЕСХН, не подлежат вычету и после перехода с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения. Это прямо следует из нормы абз. 2 п. 8 ст. 346.3 НК РФ.

Налог на прибыль. Согласно п. 1 ст. 41 НК РФ

доходом для целей налогообложения прибыли признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

В целях налогообложения прибыли к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, которые определяются в порядках, установленных ст. 249, 250 НК РФ соответственно (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Как известно, для передающей стороны (организация «А») стоимость передаваемого имущества не учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли, на что указано в п. 3 ст. 270 НК РФ.

Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда), установлены ст. 277 НК РФ. В подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ определено, что у налогоплательщика (участника, акционера) не возникает прибыли (убытка) при передаче имущества в качестве оплаты акций или долей.

Соответственно, сам по себе факт передачи имущества в качестве вклада в уставный капитал не приводит к необходимости уплаты организацией «А» налога на прибыль. Кроме того, в силу п. 1 ст. 277 НК РФ для целей налогообложения прибыли учредитель определяет стоимость приобретенной доли, которая признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество, с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

Произведенная в силу требований законодательства независимая оценка неденежного вклада в уставный капитал, на наш взгляд, не образует для передающей стороны экономической выгоды, подлежащей учету в составе доходов в целях налогообложения прибыли в части, превышающей учетную стоимость объекта (см. также письмо Минфина России от 17.12.2010 № 03-07-11/491).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации стоимость приобретенных организацией «А» финансовых вложений в организацию «Б» для целей налогообложения прибыли будет равна учетной (остаточной) стоимости объекта ОС (без учета независимой оценки).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У принимающей стороны (организация «Б») стоимость имущества, внесенного в уставный капитал организацией «А», не учитывается в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на что указано, в частности, в подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ.

В соответствии с нормами п. 1 ст. 277 НК РФ имущество, полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) имущества (имущественных прав), полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при

таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.

Таким образом, стоимость полученного организацией «Б» имущества для целей налогообложения прибыли будет определяться исходя из учетной стоимости имущества у организации «А» (без учета независимой переоценки) (см. также письмо Минфина России от 07.05.2009 № 03-03-06/1/304).

Ответ подготовил: Гильмутдинов Дамир, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.