Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

На вопросы отвечали эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ. Москва, Российская Федерация Контроль качества ответов рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ

ISSN 2079-6714 (Print)

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

На вопросы отвечали эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ. Москва, Российская Федерация

Контроль качества ответов - рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Вопрос. В бюджетном учреждении было утеряно основное средство, приобретенное за счет субсидии на иные цели (бюджет). Виновное лицо возмещает ущерб путем внесения денежных средств в кассу учреждения. Основное средство (иное движимое имущество) было приобретено за счет средств субсидии на иные цели в 2014 году, в установленном порядке переведено на КФО «4».

На какой лицевой счет учреждение должно принять эти денежные средства? Обязано ли учреждение приобрести аналогичное основное средство? Вправе ли учреждение распоряжаться денежными средствами согласно действующему плану финансово-хозяйственной деятельности?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу. Доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей основных средств, могут быть отражены по виду финансового обеспечения деятельности 2 «Собственные доходы учреждения», а денежные средства подлежат зачислению на «основной» лицевой счет бюджетного учреждения.

В целях минимизации рисков возникновения разногласий с органами государственного финансового контроля денежные средства, полученные в счет возмещения ущерба от виновного лица, учреждению целесообразно направить на приобретение имущества, аналогичного утраченному.

Обоснование. В рассматриваемой ситуации расходование средств субсидии, предоставленной учреждению в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2014 г. (далее - целевая субсидия), осуществлялось учреждением с соблюдением условий их предоставления.

Факт выявления недостачи объекта имущества, приобретенного за счет указанных средств, в процессе его использования не является основанием для квалификации его как нарушения порядка использования средств

целевой субсидии. Соответственно, отсутствуют основания и для отражения в соответствии с положениями письма Минфина России от 01.04.2016 № 02-06-07/19436 задолженности по возврату в бюджет остатка целевой субсидии, которая фактически была потрачена в прошлые годы.

В то же время сам факт выявления недостачи объекта имущества, приобретенного учреждением за счет средств целевой субсидии, может послужить поводом для разногласий с должностными лицами органов государственного финансового контроля в ходе осуществления ими контрольных мероприятий.

В целях минимизации подобных рисков денежные средства, полученные в счет возмещения ущерба от виновного лица, учреждению целесообразно направить на приобретение имущества, аналогичного утраченному.

В соответствии с абз. 2 п. 109 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее -Инструкция № 1 74н), суммы выявленных недостач, хищений, потерь имущества, ущерба, нанесенного имуществу, являющемуся нефинансовым активом, отражаются по оценочной стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 220900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» в корреспонденции с кредитом счета 240110172 «Доходы от операций с активами».

В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, поступление доходов от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей основных средств, отражается по статье 410 «Уменьшение стоимости основных средств» аналитической группы подвида доходов бюджетов и статье 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ.

При формировании бухгалтерской отчетности федеральными бюджетными (автономными) учреждениями показатель поступления доходов от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей основных средств, отражается в разделе «Доходы» Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) (далее - Отчет (форма 0503737) по строке 092 (см. пример 08 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 17.03.2016 № 02-07-07/15237, 0704-05/02-178).

При этом согласно контрольным соотношениям к бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, размещенным на официальном сайте Федерального казначейства (www.roskazna.ru, раздел «Документы», подраздел «Учет и отчетность») показатели по строке 092 раздела «Доходы учреждения» Отчета (форма 0503737) допустимы только при формировании Отчета (форма 0503737) по видам финансового обеспечения деятельности 2 «Собственные доходы учреждения» и 7 «Средства ОМС».

Таким образом, доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей основных средств, могут быть отражены в рассматриваемой ситуации по виду финансового обеспечения деятельности 2 «Собственные доходы учреждения», а денежные средства подлежат зачислению на «основной» лицевой счет бюджетного учреждения, то есть на лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами от приносящей доход деятельности и средствами субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного задания.

Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Для направления доходов от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей основных средств, на приобретение объекта имущества, аналогичного утраченному, учреждению достаточно предусмотреть соответствующее направление расходования в Плане финансово-хозяйственной деятельности.

При этом впоследствии приобретенное основное средство может быть учтено в рамках

деятельности по выполнению государственного задания - положениями п. 146, 147 Инструкции № 174н прямо предусмотрена возможность перевода капитальных вложений с соответствующего счета аналитического учета счета 210600000 на счет 410600000 с применением балансового счета 30406 «Расчеты с прочими кредиторами».

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Шершнева Анна, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Вопрос. Федеральное бюджетное учреждение, подведомственное ФАНО России, планирует заключить с исполнителем контракт за счет средств целевого финансирования, отдельные этапы которого, возможно, завершатся только в 2017 г. Источником оплаты обязательств в рамках указанного контракта являются средства субсидии на иные цели (код субсидии -007025).

Правомерно ли принятие учреждением обязательств в общей сумме, если часть денежных обязательств возникнет в текущем году, а часть - в следующем финансовом году?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что при наличии достоверной информации о возможности завершения последнего из этапов выполнения работ в рамках договора, источником финансового обеспечения расходов в рамках которого являются средства целевой субсидии, только в 2017 г., на наш взгляд, учредитель вправе рассмотреть вопрос о поэтапном предоставлении учреждению целевой субсидии с соблюдением требований п. 13 постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год».

В случае если в соответствии с условиями заключенного соглашения в 2016 г. целевая субсидия будет предоставлена в полном объеме (с учетом расходов на оплату работ, выполненных в 2017 г.), принятие обязательств учреждением в

полном объеме не противоречит положениям действующего законодательства РФ.

Обоснование. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из федерального бюджета в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - целевые субсидии) федеральным бюджетным и автономным учреждениям устанавливаются по согласованию с Минфином России органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в соответствии с договором (соглашением) о предоставлении субсидии, заключенным между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и учреждением. В указанном договоре (соглашении) устанавливаются объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, права, обязанности и ответственность сторон этого договора (соглашения) (п. 32 постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год», далее - Постановление № 1456).

В соответствии с п. 13 Постановления № 1456 заключение в 2016 г. получателем средств федерального бюджета государственных контрактов, договоров (соглашений), срок исполнения которых завершается в 2017 г., осуществляется на основании решения главного распорядителя средств федерального бюджета в размере не более 50% лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главным распорядителям средств федерального бюджета на указанные цели. Исключением являются:

— государственные контракты, заключаемые при осуществлении бюджетных инвестиций;

— соглашения о предоставлении субсидий н а осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;

— соглашения о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности).

Соответственно, на федеральном уровне предусмотрена возможность заключения главным распорядителем бюджетных средств, являющимся учредителем бюджетного учреждения, соглашения

о предоставлении целевой субсидии, предусматривающего предоставление средств не только в 2016 г., но и в 2017 г., при условии, что в 2017 г. будет предоставлено не более 50% лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главным распорядителям средств федерального бюджета на указанные цели.

При наличии достоверной информации о возможности завершения последнего из этапов выполнения работ в рамках договора, источником финансового обеспечения расходов в рамках которого являются средства целевой субсидии, только в 2017 г., на наш взгляд, учредителю целесообразно рассмотреть вопрос о поэтапном предоставлении учреждению целевой субсидии с соблюдением требований п. 13 Постановления № 1456.

В случае, если в соответствии с условиями заключенного соглашения в 2016 г. целевая субсидия будет предоставлена в полном объеме (с учетом расходов на оплату работ, выполненных в 2017 г.), принятие обязательств учреждением в полном объеме не противоречит положениям действующего законодательства РФ.

Более того, принятие в текущем году обязательств в меньшем объеме (в объеме средств, необходимом для оплаты этапов работ, завершенных в 2016 г.), значительно увеличивает вероятность того, что в 2017 г. неиспользованные остатки целевой субсидии придется возвратить в бюджет.

Напомним, что решения о наличии потребности в направлении остатков целевых субсидий на те же цели принимает главный распорядитель бюджетных средств. При принятии указанных решений специалистами финансового ведомства было рекомендовано подтверждать наличие потребности в направлении остатков целевых субсидий на те же цели в 2016 г. только в случае, если учреждением не исполнены обязательства, принятые до 01.01.2016 (см., в частности, письмо Минфина России от 14.01.2016 № 02-01-09/787).

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Шершнева Анна, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Вопрос. В учреждении сметой, формами КС-2 и КС-3 оформлены расходы на установку прибора учета тепловой энергии (устанавливается впервые). В смету, формы КС-2 и КС-3 входит и стоимость прибора учета тепловой энергии.

По какой статье КОСГУ необходимо отразить расходы на установку приборов учета тепловой энергии?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Расходы в рамках договора, предметом которого является выполнение подрядных работ, в стоимости которых учтена стоимость устанавливаемого прибора учета тепловой энергии, на наш взгляд, могут быть отнесены на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Окончательное решение об учете отдельных элементов смонтированных в здании систем и узлов в качестве отдельных инвентарных объектов может быть принято только должностными лицами учреждения на основе их профессиональных суждений, основанных на документально подтвержденной информации о конкретном факте хозяйственной жизни и характеристиках монтируемого оборудования.

Обоснование. Начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг.) при составлении и исполнении бюджетов КОСГУ больше не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.10.2014 № 311-ФЗ).

В то же время согласно п. 1 ст. 18, ст. 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации КОСГУ по-прежнему входит в состав бюджетной классификации Российской Федерации и применяется для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, то есть для отражения уже совершившихся событий.

Кроме того, в целях ведения учета и составления отчетности обязательно должна применяться увязка кодов КОСГУ и кодов видов расходов классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями таблицы соответствия (см. Приложение 5.1 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н).

Перечень кодов КОСГУ, применяемых в настоящее время, приведен в Приложении № 4 к Указаниям № 65н. Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определяется положениями Раздела V Указаний № 65н.

Напомним, что приказом Минфина России от 06.08.2015 № 124н п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), был дополнен новым абзацем следующего содержания.

Коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности, система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются.

К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например:

— оконечные аппараты;

— приборы;

— устройства;

— средства измерения, управления;

— средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации;

— средства вычислительной техники и оргтехники;

— средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование.

Данный абзац согласуется с положениями Введения в Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359.

Помимо общих критериев при определении возможности учета отдельных элементов (частей) системы в качестве самостоятельных объектов основных средств комиссии по поступлению и выбытию активов необходимо проанализировать выполнение следующих условий:

— наличие принципиальной возможности использования элемента (части) системы вне объекта имущества как единого обособленного комплекса;

— функциональное предназначение отдельного элемента (части) системы не должно являться неотъемлемой частью функционирования объекта имущества как единого обособленного комплекса.

Окончательное решение об учете отдельных элементов смонтированных в здании систем и узлов в качестве отдельных инвентарных объектов может быть принято только должностными лицами учреждения в соответствии с их профессиональными суждениями, основанными на документально подтвержденной информации о конкретном факте хозяйственной жизни и характеристиках монтируемого оборудования.

Счетчик тепловой энергии - это прибор, предназначенный для измерения отдаваемой теплоносителем или расходуемой вместе с ним тепловой энергии, представляющий собой единую конструкцию, либо состоящий из составных элементов - преобразователей расхода, расходомеров, водосчетчиков, датчиков температуры (давления) и вычислителя (п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034).

Гарантийный срок эксплуатации счетчиков тепловой энергии составляет не менее 18 мес. с даты ввода их в эксплуатацию (см., например, п. 11.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51649-2014 «Теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения. Общие технические условия» (далее - Национальный стандарт).

Принимая во внимание изменения, внесенные в Инструкцию № 157н, положения Национального стандарта, а также учитывая принцип действия, технические характеристики и назначение приборов учета тепловой энергии, на наш взгляд, их вполне обоснованно следует рассматривать в качестве самостоятельных объектов основных средств.

Положениями Указаний № 65н прямо предусмотрена возможность отнесения на соответствующие статьи группы 3 00 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ расходов как в рамках договора купли-продажи, так и в рамках договора подряда, предусматривающего изготовление (создание) объектов нефинансовых активов.

При этом порядок документального оформления результатов выполнения работ Актом выполненных работ не препятствует принятию к

учету в составе основных средств созданных объектов при условии, что такие объекты в соответствии с требованиями действующих нормативных актов должны учитываться в составе основных средств.

В рассматриваемой ситуации принятие к учету счетчика тепловой энергии в качестве самостоятельного инвентарного объекта может быть оформлено на основании решения профильной комиссии учреждения Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) или Приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207).

Основанием для составления такого Акта будут являться первичные документы контрагента, подтверждающие факт выполнения работ.

Согласно п. 99 Инструкции № 157н оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, относится к материальным запасам. При этом в состав оборудования включаются и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования.

Учитывая, что счетчик тепловой энергии отдельно учреждением не приобретался, расходы на оплату работ, по результатам выполнения которых в эксплуатацию будет введен прибор учета тепловой энергии, могут быть отнесены на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Шершнева Анна, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ. советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Вопрос. У бюджетной организации есть представительство в Республике Беларусь, на территории которой осуществляется хозяйственная и производственная деятельность. Первичные документы (акты, счета, накладные) на территории Республики Беларусь выставляются в белорусских рублях, оплачиваются также в белорусских рублях. Так

как баланс организации составляется в российских рублях, то каждая бухгалтерская операция, проведенная на территории Респу блики Беларусь, пересчитывается в российские рубли. Чаще всего дата утверждения акта, дата накладной не совпадает с датой оплаты данных документов, в связи с чем возникает курсовая разница.

Каков порядок отражения курсовых разниц, возникающих при осуществлении расчетов с поставщиками?

Ответ. Отражение в учете организаций государственного сектора курсовых разниц, возникающих при осуществлении расчетов с поставщиками в иностранных валютах, производится с применением счета 040110171 «Доходы от переоценки активов».

Обоснование. В соответствии с п. 13 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 1 5 7н), организации государственного сектора ведут учет в валюте Российской Федерации - в рублях. Стоимость объектов учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации (рублевый эквивалент).

Под объектами учета, в соответствии с общими требованиями к бухгалтерскому учету, понимаются в том числе факты хозяйственной жизни - сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Согласно положениям п. 202, 254 Инструкции № 157н:

— для учета расчетов с поставщиками по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам организации госсектора применяют счет 20600 «Расчеты по выданным авансам»;

— для учета расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности, оказанные услуги (выполненные работы) и по иным основаниям, вытекающим из условий

договоров (соглашений), применяется счет 30200 «Расчеты по принятым обязательствам».

Учет операций по расчетам с поставщиками в иностранных валютах на указанных выше счетах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату совершения операций в иностранной валюте (согласно п. 203, 254 Инструкции № 157н).

По суммам авансовых выплат, предоставленных поставщику в иностранной валюте, переоценка на рублевый эквивалент производится на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат (абз. 2 п. 203 Инструкции № 157н). В иных случаях суммы перечисленных (выданных) предварительных оплат (авансов) переоценке не подлежат.

По суммам расчетов с поставщиком за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги переоценка производится на дату совершения операций по оплате обязательства в иностранной валюте и на отчетную дату (на дату формирования регистра бухгалтерского учета) (абз. 2 п. 255 Инструкции № 157н).

При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента в указанных случаях, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте, с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов (абз. 3 п. 203, абз. 3 п. 255 Инструкции № 157н). То есть суммы курсовых разниц по расчетам с поставщиками отражаются в учете организаций госсектора с применением счета 040110171 «Доходы от переоценки активов».

Бюджетные учреждения применяют следующие корреспонденции счетов для отражения возникающих при расчетах с поставщиками курсовых разниц (абз. 11 п. 128, абз. 14 п. 129, п. 154 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н):

• Дебет счета 020600560 Кредит счета 040110171 - отражение положительной курсовой разницы при расчете рублевого эквивалента по суммам предварительных оплат поставщикам в случае совершения операций по возврату ранее произведенных выплат;

• Дебет счета 040110171 Кредит счета 020600660 - отражение отрицательной курсовой разницы при расчете рублевого эквивалента по суммам предварительных оплат поставщикам в случае совершения операций по возврату ранее произведенных выплат;

• Дебет счета 040110171 Кредит счета 030200730 - увеличение обязательств перед поставщиком, принятых бюджетным учреждением в иностранной валюте, в связи с возникновением при расчете рублевого эквивалента суммы обязательства на дату его исполнения (на дату формирования регистров бухгалтерского учета) положительных курсовых разниц;

• Дебет счета 030200830 Кредит счета 040110171 - уменьшение обязательств перед поставщиком, принятых бюджетным учреждением в иностранной валюте, в связи с возникновением при расчете рублевого эквивалента суммы обязательства на дату его исполнения (на дату формирования регистров бухгалтерского учета) отрицательных курсовых разниц.

К сведению: особенности пересчета для целей бухгалтерского учета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в рублевый эквивалент субъектами учета, постоянно осуществляющими свою деятельность вне территории Российской Федерации, устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств субъекта учета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (абз. 3 п. 13 Инструкции № 157н).

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Бюджетное учреждение хочет возместить бухгалтеру (который согласно приказу является подотчетным лицом) из-за разъездного характера работы приобретение единого проездного билета на общественных видах транспорта за счет собственных средств. Перечисление должно быть осуществлено на лицевой счет (кассы в учреждении нет).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По какому коду видов расходов и по какой статье КОСГУ необходимо произвести оплату? Как отразить расходы в бухгалтерском учете?

Ответ. Порядок применения элементов видов расходов, а также отнесения расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ в рассматриваемой ситуации зависит от условий осуществления расходов.

В случае если работник, являясь подотчетным лицом и приобретая проездной документ на свое имя, действовал от имени учреждения, возмещение расходов следует осуществить с применением элемента видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» в увязке с подстатьей 222 «Транспортные услуги» КОСГУ. В этом случае расчеты с работником (подотчетным лицом) следует отразить с применением соответствующего счета аналитического учета счета 20822 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг».

В случае если гарантии, связанные с обеспечением проездными документами работника учреждения, установлены коллективным договором или иным локальным актом учреждения, выплата компенсации должна осуществляться с применением элемента вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» с отнесением расходов на подстатью 212 «Прочие выплаты» КОСГУ. В бухгалтерском учете учреждения расчеты по выплате компенсаций в этом случае отражаются с применением соответствующего счета аналитического учета счета 30212 «Расчеты по прочим выплатам».

Обоснование. Согласно подп. 5.1.1 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н), расходы государственных (муниципальных) учреждений начиная с 2016 г. детализируются по видам расходов.

Перечень видов расходов, применяемых бюджетными (автономными) учреждениями, а также соответствующие им статьи (подстатьи) КОСГУ приведены в виде Сопоставительной таблицы в Информации Минфина России от 31.05.2016.

Одним из существенных требований утвержденной структуры видов расходов являются разграничение выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или «натуральной»), между соответствующими элементами видов расходов группы 100 «Расходы

на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами» и видом расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

При этом применительно к рассматриваемой ситуации под «натуральной» формой обеспечения гарантий работнику следует понимать заключение от имени учреждения договора в пользу физических лиц (см., в частности, письмо Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 № Д28и-9).

При этом закупка может быть осуществлена учреждением через подотчетное лицо, действующее от имени учреждения.

Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает учет расчетов с подотчетными лицами только по суммам денежных средств, выдаваемых им под отчет (см. п. 212 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).

Иными словами, положения Инструкции № 157н предполагают, что перед осуществлением сотрудником каких-либо расходов в интересах учреждения на основании его заявления о выдаче аванса будут приняты соответствующие обязательства, а денежные средства на выдачу аванса будут получены в кассу учреждения в установленном порядке или перечислены на банковскую карту сотрудника.

Однако практика показывает, что приобретение сотрудниками какого-либо имущества либо услуг в интересах учреждения за счет личных средств с последующей компенсацией расходов, как правило, не расценивается контролирующими органами в качестве нарушения.

На наш взгляд, возмещение расходов работникам, не получавшим под отчет денежные средства, возможно при наличии документов, подтверждающих их полномочия на осуществление расходов в интересах учреждения.

Соответственно, если работник, являясь подотчетным лицом и приобретая проездной документ на свое имя, действовал от имени учреждения, возмещение расходов следует осуществить с применением элемента видов

расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» в увязке с подстатьей 222 «Транспортные услуги» КОСГУ. В этом случае расчеты с работником (подотчетным лицом) в соответствии с требованиями Инструкции № 157н следует отразить с применением соответствующего счета аналитического учета -счета 20822 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг».

Обеспечение гарантий работнику путем выплаты ему денежной компенсации, в том числе в сумме фактически понесенных им расходов, для учреждения закупкой не является.

Указаниями № 65н прямо предусмотрено, что расходы государственных (муниципальных) учреждений по осуществлению компенсаций работникам, обусловленных их статусом в соответствии с трудовыми договорами, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми а к т а м и , н е включенные в фонд оплаты труда, отражаются с применением элемента вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда».

Согласно Сопоставительной таблице элемент вида расходов 112 может применяться как с подстатьей 212 «Прочие выплаты», так и с подстатьей 222 «Транспортные услуги» КОСГУ (в части возмещения должностным лицам расходов на приобретение проездных документов в служебных целях на все виды общественного транспорта, в случае, если они не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Соответственно, применение элемента вида расходов 112 в увязке с подстатьей 222 «Транспортные услуги» КОСГУ возможно при выплате компенсаций должностным лицам, в случае если они не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если гарантии, связанные с обеспечением проездными документами работника учреждения, установлены не законодательством Российской Федерации, а коллективным договором или иным локальным актом учреждения, то выплата компенсации

должна осуществляться с применением элемента вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» с отнесением расходов на подстатью 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.

В бухгалтерском учете учреждения расчеты по выплате компенсаций отражаются в соответствии с требованиями Инструкции № 157н с применением соответствующего счета аналитического учета счета 302 12 «Расчеты по прочим выплатам».

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Шершнева Анна, рецензент службы Правового консалтинга

ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Вопрос. Казенное учреждение в 2014 г. приобрело искусственную новогоднюю ель. Ель учитывается в составе движимого имущества казны.

В результате ливневых дождей летом 2016 г. был затоплен подвал, где хранилась ель, вся хвоя пришла в негодность.

Неповрежденными остались каркас и игрушки с гирляндой.

Стоимость каркаса по предварительным подсчетам составляет основную часть стоимости новогодней ели. Было принято решение произвести замену хвои.

Какие варианты по замене хвои возможны? Каков порядок документального оформления замены хвои?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

В данной ситуации может быть принято одно из следующих решений, связанных с заменой испорченной хвои:

1) проведение ремонта объекта имущества казны;

2) проведение частичной ликвидации объекта с дальнейшим его дооборудованием.

Для учета переданных для проведения ремонта, реконструкции, модернизации (дооборудования) объектов имущества казны может быть разработан акт, аналогичный Акту приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма 0504103).

Обоснование. Отражение в бюджетном учете уполномоченного органа операций с объектами имущества казны производится в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция № 157н), а также Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее -Инструкция № 162н).

Разработка методических рекомендаций по организации учета объектов имущества казны в части вопросов, не урегулированных положениями данных инструкций, находится в компетенции соответствующих органов исполнительной власти (местного самоуправления), наделенных полномочиями по управлению имуществом казны, и финансовых органов соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Общие требования по организации учета нефинансовых активов (к которым, в частности, относится имущество казны), приведены в п. 22-37 Инструкции № 157н.

Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях (п. 27 Инструкции № 157н):

— достройки;

— дооборудования;

— реконструкции;

— модернизации;

— частичной ликвидации (разукомплектации);

— переоценки объектов нефинансовых активов.

Изменение первоначальной стоимости нефинансовых активов в иных случаях не производится. Соответственно, ремонт имущества казны не приведет к изменению его стоимости. Для основных средств данное положение прямо предусмотрено пунктом 27 Инструкции № 157н.

В данной ситуации объект, включенный в состав имущества казны, был поврежден в результате ливневых дождей.

Для принятия решения о дальнейших действиях в такой ситуации, согласно п. 34 Инструкции № 157н, может быть собрана комиссия по поступлению и выбытию активов (далее -Комиссия).

Стоимость каркаса ели по предварительным подсчетам составляет основную часть стоимости всей ели. Каркас остался не поврежден, замена хвои может быть осуществлена.

Соответственно, списание всей ели в данной ситуации приведет к необоснованным расходам, связанным с приобретением новой ели.

В то же время участники бюджетного процесса должны при осуществлении своей деятельности применять принцип эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Данный принцип заключается в том, что достижение заданных результатов должно быть обеспечено с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

С учетом изложенного комиссией в данной ситуации может быть принято одно из следующих решений, связанных с заменой испорченной хвои:

1) проведение ремонта объекта имущества казны;

2) проведение частичной ликвидации объекта с дальнейшим его дооборудованием.

Выбранный вариант оформляется решением комиссии с приложением соответствующих расчетов, обоснований проведения ремонта либо частичной ликвидации.

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее - Закон № 402-ФЗ).

Формы первичных учетных документов, применяемые организациями государственного сектора в обязательном порядке, установлены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее - Приказ № 52н).

Если Приказом № 52н не установлены формы первичных документов для отражения каких-либо фактов хозяйственной жизни, то первичный документ может быть составлен в произвольной форме с соблюдением требований, указанных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 7 Инструкции № 157н.

Разработанная форма утверждается отдельным приказом (распоряжением, иным локальным документом) в качестве приложения к учетной политике.

Форма акта о частичной ликвидации нефинансовых активов Приказом № 52н не установлена. За основу при разработке данной формы может быть принята форма Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма 0504104).

Для учета объектов основных средств, переданных организацией государственного сектора для проведения ремонта, реконструкции, модернизации, применяется Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма 0504103).

Аналогичная форма акта может быть разработана для учета переданных для проведения ремонта, реконструкции, модернизации (дооборудования) объектов имущества казны.

Передача материальных запасов (хвои) для проведения ремонта либо дооборудования объекта имущества казны может быть отражена в учете, к примеру, на основании Акта о списании материальных запасов (форма 0504230).

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Ответ прошел контроль качества

Вопрос. В учреждение обратилось физическое лицо с заявлением произвести капитальный ремонт жилого дома 1961 г. постройки.

Дом разделен на две квартиры с отдельными входами.

С апреля 2005 г. указанный дом находится в оперативном управлении федерального бюджетного учреждения, собственником дома является Российская Федерация. Решением районного суда, вступившим в законную силу, прекращены право собственности РФ и право оперативного управления учреждения на 55/100 доли данного жилого дома, признано право собственности на указанную долю за физическим лицом.

Другая часть дома (45/100) осталась в собственности Российской Федерации и оперативном управлении учреждения. Физическое лицо было вселено в жилой дом в 1981 г. на основании ордера.

Может ли физическое лицо требовать от учреждения участия в ремонтных работах всего дома, ссылаясь на его ветхость?

Ответ. Согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции МДС 13-21.2007, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

К общему имуществу многоквартирного дома в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, относятся, в частности, крыша, чердак, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (фундамент, несущие

стены, плиты перекрытий), которые предназначены для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме.

Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому являются совокупность нескольких квартир (две и более), имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.

С учетом вышеизложенного в рассматриваемой ситуации жилой дом, имеющий две квартиры с самостоятельными выходами и элементы общего имущества, является многоквартирным домом.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Исходя из системного толкования приведенных норм, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Такая обязанность у бывшего наймодателя возникает лишь в случае, если на момент приватизации дом уже требовал капитального ремонта.

Таким образом, юридически значимым для разрешения описываемой ситуации является выяснение вопроса о том, требовался ли капитальный ремонт дома на момент признания права собственности физического лица на жилое помещение, и если требовался, то являлись ли учреждение или Российская Федерация наймодателем по отношению к указанному физическому лицу (см., например, определение Ленинградского областного суда от 28 июля 2011 г. № 33-3842/2011).

Относительно обязанности учреждения участвовать в капитальном ремонте дома, 45/100 которого находится в оперативном управлении, отметим следующее.

Согласно ч. 2 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Таким образом, данная норма не ограничивает круг участников жилищных отношений только лицами, обладающими правом собственности на помещения в многоквартирных домах или правом пользования такими помещениями на основании договора найма.

Однако отношения, связанные с осуществлением вещных прав на имущество лицами, которые не являются собственниками этого имущества, жилищное законодательство не регулирует, поэтому необходимо обратиться к нормам гражданского права.

В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Наряду с правом собственности вещным правом является право оперативного управления имуществом (п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом,

распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

По смыслу ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществлению собственником прав владения, пользования, распоряжения имуществом корреспондирует его обязанность нести расходы на содержание этого имущества. Приобретение учреждением права оперативного управления обусловливает возникновение у него правомочий по владению, пользованию и с определенными ограничениями распоряжению имуществом (ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Основываясь на указанных нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, суды приходят к выводу, что ст. 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества.

Следовательно, собственник, передав имущество в оперативное управление другому лицу (в данном случае учреждению), возлагает на последнее и обязанности по содержанию такого имущества, в том числе и по осуществлению его капитального ремонта (см. постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2016 г. № Ф02-325/15 по делу № А78-3107/2015, определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2013 г. № ВАС-15788/13 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», постановление Арбитражного суда СевероКавказского округа от 15 сентября 2015 г. № Ф08-6597/15 по делу № А53-22080/2014).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в случае, когда помещение в жилом доме закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, обязанность по несению расходов по капитальному ремонту общего имущества в данном доме соразмерно своей доле в этом имуществе несет само учреждение.

К сведению: согласно ч. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права

собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении

соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В силу ч. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации приведенные основания для прекращения права собственности являются основаниями и для прекращения права оперативного управления.

Ответ подготовил: Глебов Валерий, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.