Консультации
Консультанты:
Вера Николаевна Могилева,
доцент Воронежского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук
Ольга Валерьевна Козачек,
преподаватель Волгоградского государственного социально-педагогического университета, кандидат психологических наук
^ Мне ничего не хочется делать. • Могу весь день пролежать в постели и никуда не выходить. И вроде ничего особенного не произошло, но на душе тоска. Всё раздражает, сама себе становишься противной. Кажется, что всё в жизни плохо, бессмысленно, и я никому не нужна. Алёна
Для многих юношей и девушек характерны состояния апатии, депрессии, переживания одиночества и бессмысленности своей жизни.
Некоторые из них не умеют регулировать свои внутренние состояния и полностью отдаются негативным чувствам. Для облегчения и снятия таких состояний молодые люди нередко прибегают к курению, алкоголю, наркотикам.
Именно обычные, житейские занятия, которые нравятся девушке или юноше, и приносят им эмоциональное удовлетворение, успокоение и разрядку, способствуют снятию глубоких депрессивных состояний. Важно, что-
бы молодые люди не раскисли, не опустили покорно голову, а просто занялись любимым делом, нашли интересное хобби, отдохнули и расслабились.
Но что же психолог может конкретно посоветовать? Не впадать в отчаяние. Внутренние состояния человека изменчивы, депрессия рано или поздно проходит и наступает радостное, бодрое настроение. Необходимо всегда верить, что депрессия обязательно пройдёт.
Постараться понять, в чём причина плохого настроения. Может быть, это затяжной конфликт со значимыми людьми, нерешённая личная проблема, переутомление или хронический стресс. В такой ситуации необходимо устранить или хотя бы уменьшить влияние основной травмирующей причины или попытаться изменить собственное отношение к проблеме, снизив её значимость для себя («А мне
это и не надо», «Пусть будет то, что будет», «Об этом я подумаю завтра»). Часто причиной депрессии выступает время года. Для многих, например, весна — самый тяжёлый период в психологическом отношении. В это время не надо переутомляться, стремиться переделать кучу дел. Больше пользы принесёт забота о своём здоровье: усиленный приём витаминов, свежий воздух, регулярный и полноценный сон.
Не следует зацикливаться на своих переживаниях, выпадать из привычного ритма жизни, но и не переутомляться. В минуты мрачных настроений полезно вспомнить, что радостного и приятного было в вашей жизни, восстановить в воображении счастливые ситуации до мельчайших деталей, постараться снова пережить приятные эмоции. В общении со знакомыми и друзьями необходимо
предпочесть нейтральные темы, не «пережёвывать» свои проблемы: этим вы усилите своё негативное состояние. И главное — в период депрессии не принимать важных решений. В это время многое воспринимается в искажённом виде, и человек может что-то отчаянно сделать или совершить поступок сгоряча, о котором потом будет жалеть и испытывать чувства раскаяния или вины.
^ Я классный руководитель • в 7 классе. Некоторые дети пропускают уроки одних и тех же учителей. С чем это может быть связано? Как в этой ситуации лучше поступить? А.К.
Часто это признак того, что у ребёнка нет мотивации к изучению определённых предметов. Причины могут быть разными. Скорее всего, может не соответствовать темп подачи материала особенностям восприятия конкретного ребёнка, или сложились сложные отношения между педагогом и учащимся. 7-й класс сам по себе — это период снижения учебной мотивации, перестройки восприятия, падения успеваемости. В основе подобных изменений лежат психофизиологические факторы, которые педагоги часто не учитывают в своей работе. Понимание и учёт этих особенностей — один из признаков педагогической компетентности учителя. Во многом управление мотивацией учащихся к изучению предмета, организация обучения — это ответственность учителя, и уже во вторую очередь ответственность самого подростка и его родителей.
^ Есть школьники в классе, ? которые не хотят участвовать в общешкольных и классных мероприятиях. Как их заинтересовать? Вера Ивановна
Часто причиной таких уклонений может быть стеснительность ребёнка, проблемы во взаимоотношении в классе, трудности в общении и установлении контактов. Возможен какой-то предварительный негативный опыт подобного участия или интересы ребёнка лежат далеко за пределами подобных мероприятий. Возможно, ребёнок опережает или наоборот отстаёт в своём социальном развитии от основной массы одноклассников, входит в какие-то другие объединения по интересам.
Прежде всего важно понять причину подобного поведения. Может быть, ребёнок и хотел бы принять участие, но боится ответственности (например, если ему поручают отвечать за подготовку подарков к празднику или выпуск стенгазеты), но он готов участвовать «на вторых ролях». С другой стороны, у ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками, и отказ от участия в классных и общешкольных мероприятиях — это лишь вершина айсберга. В этом случае важно помочь ребёнку установить контакт с одноклассниками, выделив его сильные стороны.
Важно помнить, что участие в классных и общешкольных мероприятиях — это дело добровольное. Поэтому нельзя ни в коем случае принуждать
детей к этому только потому, что взрослые считают подобное участие обязательным. Если ребёнку комфортно в ситуации отстранённости от общественных мероприятий, то не стоит настаивать на его участии, предоставив ему возможность самому выбирать.
В любом случае классный руководитель должен знать причину такой отстранённости учащегося от класса, хорошо понимать, представляет ли она угрозу для развития подростка.
^ Не мо1у заставить своего сына • учиться! А ведь он перешёл только в третий класс. А что же будет дальше? Как ему помочь? Алла
Это одна из распространённых проблем, с которыми обращаются родители младших школьников. Помочь сыну вы сможете, только если выясните причину. Самостоятельно или с помощью педагога и психолога важно понять, чем вызвана такая нелюбовь и нежелание ребёнка учиться. Может быть, не сложились отношения с учителем? Может вы сами неосторожными замечаниями подорвали её авторитет в глазах ребёнка? Тогда придётся его срочно восстанавливать, даже если что-то в её методах воспитания вас не устаивает. Может быть, сказался частый неуспех, и школа в сознании ребёнка стала ассоциироваться только с отрицательными переживаниями (учитель ругает за невнимательность, родители за тройки и пр.)? Тогда
Консультации
ваша задача заключатся в концентрации на всех школьных достижениях и успехах ребёнка, даже если они очень невелики. Может быть, требуется развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания) ребёнка? Тогда помощь педагога-психолога действительно необходима. А может быть причина такого отношения к школе в трудностях общения со сверстниками? Это частый источник напряжённости в отношении ребят к школе. Приглашайте одноклассников ребёнка к себе домой, устраивайте совместные игры, развлечения. Принимать меры необходимо быстро, приближается подростковый возраст со своими возрастными задачами и трудностями. Решить учебные проблемы легче с младшим школьником, нежели с подростком.
^ Насколько правильно учитыва-• ются возрастные особенности детей младшего школьного возраста при начале их обучения в школе? Как можно сделать адаптацию к школе более мягкой? Ирина 1Анатольевна
Вот уже несколько лет мы изучаем проблему адаптации к начальной школе в разных странах и разных педагогических системах. В результате этих наблюдений и исследований мы пришли к выводу о том, что традиционная классно-урочная система во многом не отвечает возрастным особенностям младших школьников по ряду параметров. Например, всё увеличивающиеся нагрузки и требования к первоклассникам привели в настоящее время к большому числу ней-
ропсихологичеких проблем среди учащихся первых классов (школьные неврозы, частые простудные заболевания и т.п.). Многие родители в крупных мегаполисах, столкнувшись с высокими требованиями к поступающим в школу детям, стали «передерживать» детей в детских садах, стараясь отдать их в первый класс ближе к восьми годам. Таким образом, мы можем в одном классе встретить и детей шестилетнего возраста и восьмилетних. Такая разновозрастность была бы замечательной с точки зрения социализации младших школьников, если бы она была подготовлена и грамотно выстроена по соотношению возрастных групп, как этот вопрос решён, например, в разновозрастных Монтессо-ри-классах во всём мире. Но, так как у нас это процесс стихийный, а обучение ведётся фронтально, дети постоянно оказываются в разных, неравных условиях, у младших детей формируется и закрепляется неадекватная самооценка и негативная мотивация к обучению.
Другой проблемой, возникшей из-за стремления усложнить программу школьного обучения, является всё большая потеря наглядности и переход к механическому освоению письма, чтения и математики. Так, например, раньше для понимания количества в первом классе использовались счётные палочки. Сейчас во многих школах требуется, чтобы дети уже считали, при этом счётные палочки или другие, заменяющие их предметы, не используются, что
приводит к механическому, формальному счёту и отсутствию сенсорного понимания количества. То же самое мы наблюдаем и с чтением. К сожалению, часто его формируют как механический процесс, а не процесс, который направлен на понимание смысла прочитанного, контекста и чувств автора. Что только стоит такое явление, как проверка скорости чтения, когда учитель сидит с секундомером, а ученик тараторит с максимально возможной скоростью текст, абсолютно не понимая его содержание! Таким образом теряется сенситивный период, в который и формируется это самое понимание смыслов. Отсутствие понимания смысла прочитанного влечёт за собой сложности при формировании письменной речи, а также в изучении математики при решении текстовых задач, а затем и физики, так как первым важным условием для успешного решения задачи является понимание её условия. Часто при таком подходе к чтению понимание смысла так и не формируется, или формируется с большими нарушениями — ребёнку сложно достичь желаемой глубины текстов (например, понимания контекстных смыслов).
Ещё один аспект современной традиционной системы обучения, негативно влияющий на образовательную деятельность младших школьников, — это внешняя регуляция выбора деятельности и времени её осуществления, иначе говоря, жёстко регламентированные уроки.
Уже давно во многих странах в начальной школе отказались от такой регламентации, используя даже в традиционных школах подходы ряда известных педагогов-гуманистов (Дж. Дьюи, М. Монтессори и др.).
^ Многие школьники не умеют вы-• слушивать оппонента спокойно, не перебивая. Некоторые торопятся быстрее закончить спор, но стремятся одержать победу в споре благодаря первенству во времени, а не поиску истины. Многие неумеют логически правильно понятно для окружающих сформулировать определение, так как испытывают затруднение в подборе весомых аргументов. Как сформировать умения конструктивно спорить? Ольга Петровна
Такая работа должна вестись на протяжении всего начального обучения: в коллективных формах деятельности (в парах, в группах), во фронтальной работе при участии детей в полилоге (диалоге), в ситуациях, где необходима дискуссия. Например, учитель, планируя групповую работу в учебной (внеучебной) деятельности, предполагает отработку определённых умений и открытие новых способов взаимодействия. Каждый участник группы дол-
жен работать в условиях эффективного сотрудничества, для этого, как минимум, следует усвоить нормы сотрудничества (это кропотливая работа, которая проводится в практической деятельности). В коллективно-мыслительной деятельности требуются умения доказывать выдвинутое положение, убеждать оппонента, опровергать его мнение, противостоять уловкам противника, формулировать вопросы, делать необходимые выводы, регулировать своё поведение сообразно требованиям морали. Всё это — структурные элементы спора. При правильно организованной групповой работе формируется целый комплекс коммуникативных универсальных учебных действий. В процессе такой работы желательно создать «Свод ХОРОШИХ правил» для совместной работы. Будет лучше, если дети сами постепенно откроют эти правила для себя, от организатора требуется система работы в этом направлении. Правила взаимодействия универсальны для всех форм работы:
• каждый имеет право выбора места, партнёра, задания;
• каждый имеет право высказаться;
• уметь понятно выражать свою мысль (сначала про себя, потом вслух) — это дисциплинирует мысль;
• уметь слушать: не перебивать говорящего, уметь задать вопрос на понимание: «Я правильно понял, что...?», правильно адресуя его;
• обязательно заявить о желании высказаться (правило поднятой руки и т.п.);
• помнить, что любая точка зрения имеет право быть;
• обязательно доказывать свою точку зрения;
• согласовывать мнения
и принять единую точку зрения, в случае невозможности этого, иметь право на индивидуальность мнения;
• не отвергать, а обдумывать услышанное (задать вопрос на понимание);
• при оценивании другого обязательно оценивать себя;
• соблюдать этикет общения (доброжелательность, пауза в случае несогласия, умение сдерживать себя, благодарить за высказанную точку зрения, даже за критику и т.п.);
• понимать то, что каждый имеет право на ошибку;
• уметь видеть состояние партнёра (чувство эмпатии). НО