Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая поддержка интегрированного образования: программа тренинга «я и другие»'

Психолого-педагогическая поддержка интегрированного образования: программа тренинга «я и другие» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕБЁНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ СТРАХИ / НЕКОМФОРТНОСТЬ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / КЛАСС ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ / НОРМАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ПОЗИТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / A CHILD WITH DISABILITIES OF HEALTH / PARENTAL FEARS / UNCOMFORTABLE COMBINED LEARNING / A CLASS OF INTEGRATED EDUCATION / PSYCHIC AND CORRECTIONAL ASSISTANCE / NORMALIZATION OF EMOTIONAL SPHERE / POSITIVE INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Юрий Владимирович, Науменко Ольга Викторовна

Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа психокоррекционного тренинга для младших школьников «Я и Другие». Средства преодоления психологических барьеров в общении. Региональные программы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности и эффективности. Нормативно-правовая база.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Науменко Юрий Владимирович, Науменко Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая поддержка интегрированного образования: программа тренинга «я и другие»»

психо

ЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА интегрированного образования: программа тренинга «Я и Другие»

Юрий Владимирович Науменко,

профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, социальной психологии и здоровьеформирующего образования Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, доктор педагогических наук

Ольга Викторовна Науменко,

доцент кафедры естественно-математических дисциплин Волгоградского государственного социально-педагогического университета, кандидат педагогических наук

Программу психокоррекционного тренинга для младших школьников «Я и Другие» мы рассматриваем как эффективное средство преодоления психологических барьеров в общении и взаимодействии особого ребёнка и обычных школьников. Тренинг разработан в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в плане реализации Программы коррекционной деятельности общеобразовательной массовой школы.

• ребёнок с ограниченными возможностями здоровья • родительские страхи

• некомфортность совместного обучения • класс интегрированного обучения

• психокоррекционная помощь • нормализация эмоциональной сферы

• позитивное взаимодействие

Основные положения Концепции интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья были сформулированы ещё в 2001 году в Письме Министерства образования и науки от 26.04.01 № 29/1524-6. Содержание их неоспоримо:

• каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не должно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми людьми;

• все дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья

школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства;

• каждому ребёнку должно быть предоставлено право развиваться в своём персональном темпе, по индивидуальной траектории (в зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми потребностями могут получать образование

в полном или неполном объёме программы общеобразовательной школы);

• все дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их

проблемами, при этом часть детей с особыми образовательными потребностями может пользоваться поддержкой специалиста уже на уроках;

• помимо интегрированного образования одного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в обычном классе, может использоваться форма группового обучения детей-инвалидов одной категории в специализированном классе массовой общеобразовательной школы (в этом случае спецкласс обеспечивается необходимым оборудованием для полноценного осуществления общеобразовательного процесса);

• следует предусмотреть систематическое участие детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальных классах, в проведении общешкольных праздников, совместных уроков с обычными школьниками (рисования, труда, ритмики, физкультуры, домоводства и др.), экскурсий, походов и т.д.

Предварительные итоги введения интегрированного образования были подведены в 2008 году в Письме Минобрнауки России «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» (№ АФ-150/06 от 18.04.2008 г.). В нём, в частности, отмечается, что в период с 2001 г. по 2008 г. в России активно развивался процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. При этом апробированы различные модели интеграции. Первая, более распространенная в России, предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа. Другой вариант интегрированного образования — обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Последняя модель в порядке эксперимента внедряется в образовательных учреждениях различных типов в субъектах Российской Федерации (Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Самарская, Свердловская, Томская области, Москва, Санкт-Петербург и другие).

В Письме Минобрнауки России отмечается, что развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совер-

шенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, так как организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребёнка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

С целью развития и совершенствования системы интегрированного образования предполагалось, что мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, будут планироваться и осуществляться в рамках соответствующих региональных программ. При этом региональные программы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья должны предусматривать установление показателей результативности и эффективности этой деятельности. Минобрнауки России предложило следующие показатели:

• увеличение доли выявленных детей

с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших коррек-ционную помощь, в общей численности выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте РФ;

• увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте РФ;

• увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в образовательных учреждениях общего типа по месту жительства, в общей численности учащихся детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте РФ;

Ю.В. Науменко, о.в. Науменко. Психолого-педагогическая поддержка интегрированного образования: программа тренинга «Я и Другие»

• сокращение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в интернатных учреждениях, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте РФ;

• увеличение доли образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе образовательных учреждений в субъекте РФ;

• увеличение доли образовательных учреждений общего типа, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей

с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе образовательных учреждений общего типа в субъекте РФ;

• увеличение доли педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности педагогических работников образовательных учреждений в субъекте РФ;

• уменьшение количества случаев нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.

Всё вышеперечисленное отражено и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 г.) и в государственной Программе РФ «Развитие образования на 2013—2020 годы», утверждённой распоряжением Правительства РФ № 2148-р от 22.11.2012 г.

Между тем в 2012 году при опросе 1500 россиян из 43 субъектов РФ, касающемся интегрированного образования, Фондом общественного мнения (ФОМ) были обнаружены проблемы. Только 45% россиян одобряют идею обучения детей-инвалидов в обычной школе; 35% опрошенных выступают против интегрированного образования; 20% граждан не определились в этом во-

просе. При этом всего лишь 52% считают, что обучение детей-инвалидов в обычных школах не приведёт к ухудшению качества образования. В том, что совместное обучение детей-инвалидов и обычных детей приведёт к ухудшению качества образования, уверены 26% респондентов. Большая группа респондентов (52%), считает, что детям-инвалидам будет плохо и некомфортно учиться в обычной школе. При этом 39% респондентов уверены, что обычным детям будет плохо учиться вместе с инвалидами.

Снять проблему родительских страхов о некомфортности совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и обычных сверстников возможно и необходимо. Мы убеждены, что одним из эффективных средств решения этой проблемы является проведение тренинга «Я и Другие».

Мы предлагаем программу такого тренинга, разработанного и апробированного нами в общеобразовательных школах Волгоградской области.

Цель психокоррекционного тренинга:

• помочь детям с ограниченными возможностями здоровья справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;

• помочь обычным детям (сверстникам-одноклассникам ребёнка с ограниченными возможностями здоровья) сформировать позитивное отношение к своему особому товарищу и соответствующие навыки взаимодействия с ним в образовательной

и досуговой деятельностях;

• помочь педагогу (классному руководителю) в организации позитивного взаимодействия между отдельными членами детского коллектива и в гармонизации эмоционально-психологического микроклимата класса.

Объект психокоррекции: младшие школьники, участвующие в интегрированном образовании.

Предмет психокоррекции — эмоциональная сфера детей (состояние психического дискомфорта, зависимость от окружающих, противоречивость личности, враждебность, тревожность).

Предпочтительно, чтобы тренинг проводился педагогом-психологом или социальным педагогом. При этом учитель начальных классов, непосредственно работающий в классе интегрированного обучения, должен стать равноправным участником тренинга вместе со своими учащимися.

Занятие организуется с подгруппой детей, в состав которой, кроме ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, обязательно входят обычные дети, имеющие эмоциональные проблемы, и их одноклассники, обладающие определённым авторитетом в детском коллективе.

Наполняемость группы — не более 12 человек.

При составлении программы использовались рабочие материалы Р.В. Овчаровой1. Содержание программы примерное и может быть уточнено и дополнено с учётом особенностей общеобразовательного учреждения и индивидуальных особенностей ребёнка.

Программа тренинга включает пять разделов (тем). Для каждого раздела указано примерное количество занятий.

1 Справочник школьного психолога. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1996.

1. Снятие состояния психического дискомфорта (4 часа).

Содержание: снижение эмоционального напряжения у членов детского коллектива — участников занятия и создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в микрогруппе; перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку; обучение приёмам ауторелаксации.

Используются психологические игры:

• на внимание: «Что слышно?», «Будь внимателен!», «Узнай меня по голосу»;

• на установление эмоционального контакта и самовыражение личного Я: «Назови (угадай) моё имя», «Скажи — здравствуй!», «Я сегодня...»;

• на распознавание эмоций и пантомимику: «Повтори!», «Моя (твоя) фотография», «В густом лесу», «В магазине игрушек»;

• на эмоциональную выразительность движений: «Передай настроение рядом сидящему», «Забавные человечки», «Бубенчики», «Непобедимые гномики», «Брызгалочки», «Кулачки-молоточки», «Прыжки сидя»;

• на переживание эмоции испуга и чувства эмпатии: «Успокой обезьянку», «Страшный медведь», «Один в лесу», «Добрая фея (волшебник)»;

• на развитие тактильных ощущений

и мышечной памяти: «Угадай, что это за игрушка», «Угадай, чья рука», «Угадай, кто я», имитация движения на лыжах, на коньках, плавание, скачки на лошади;

• на переживание эмоций страдания, боли и проявление сочувствия: «Помоги козлёнку!», «Гадкий утёнок», «Зайка зимой», «Уточка с перебитым крылышком», передаём по кругу горячий уголёк;

• на переживание эмоций радости

и удовольствия: «Купание в фонтане», «Солнечный зайчик», «Я дарю тебе счастье», передаем по кругу улыбку.

С детьми обсуждаются сюжеты и разыгрываются психокоррекционные сказки: «Если горе велико, нам поможет

Продолжительность занятия — 1,5 часа (два стандартных урока с перерывом).

Структурно занятие состоит из следующих частей:

• актуализация имеющегося опыта и житейских знаний (в этой части применяются различные психологические упражнения, стимуль-ные аудио- и видеоматериалы);

• формирование новых представлений (осуществляется с использованием психологических игр, творческих этюдов, элементов психодрамы);

• отработка личной стратегии поведения (при обсуждении и разыгрывании психокоррекцион-ной сказки);

• осмысление полученного опыта, рефлексия (упражнение «продолжи фразу» и другие).

Ю.В. Науменко, O.B. Науменко. Психолого-педагогическая поддержка интегрированного образования: программа тренинга «Я и Другие»

только верный друг» и «Чтобы у всех было счастье, никому не должно быть грустно». Инсценировка сказок может быть заменена рисованием иллюстраций с их последующим обсуждением.

2. Коррекция зависимости от окружающих (4 часа).

Содержание: формирование у младших школьников новых форм поведения, связанных с ответственностью в принятии решений; обучение их самостоятельно принимать решения и создание условий для того, чтобы почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком; совершенствование навыков выразительности движений в проявлении эмоций и высших чувств; совершенствование навыков в саморасслаблении.

Используются психологические игры:

• на внимание? «Кто во что одет», «Запретный номер», «Повтори за мной»;

• на установление эмоционального контакта и самовыражение личного Я: «Назови (угадай) моё имя», «Скажи — здравствуй!», «Я сегодня.»;

• на распознавание эмоций и пантомимику: «Мы опаздываем на представление в цирк», «Я — артист цирка», «Цветок», «Чунга-Чанга»;

• на эмоциональную выразительность движений: «Передай настроение рядом сидящему», «Мы с родителями в цирке»;

• на переживание эмоций счастья и радости: «Добрая фея (волшебник)», «Добрый папа», «Встреча», «Мы победили в игре», «У друга хорошее настроение»;

• на развитие тактильных ощущений и мышечной памяти: «Угадай, чья рука», «Угадай, кто я», «Угадай друга»;

• на переживание эмоций страдания и проявление сочувствия: «Клоун ходит по стеклу», «Клоун дразнит слона», «В зоопарке», «Под дождём»;

• на переживание эмоций, связанных

с принятием решения и ответственности: «Укротитель», «Бесстрашный капитан и шторм», «Справедливый папа», «Что ку-

пить?», «Я на прогулке с малышами», «Я — взрослый».

С детьми обсуждаются сюжеты и разыгрываются психокоррекционные сказки: «Кто самостоятельный, тот и смелый» и «Чтобы все были счастливы, каждый должен выполнять свои обязанности». Инсценировка сказок может быть заменена рисованием иллюстраций с их последующим обсуждением.

3. Гармонизация противоречивости личности (4 часа).

Содержание: снижение эмоционального напряжения у младших школьников и коррекция их поведения с помощью ролевых игр; совершенствование умения узнавать эмоции по внешним сигналам; совершенствование умений саморасслабляться.

Используются психологические игры:

• на внимание: «Кто во что одет», «Запретный номер», «Повтори за мной»;

• на установление эмоционального контакта и самовыражение личного Я: «Скажи — здравствуй!», «Я сегодня.»;

• на эмоциональную выразительность движений: «Кто что делает», «Художник рисует ...»;

• на переживание положительных и отрицательных эмоций: «Вкусные конфеты», «Встреча», «У друга хорошее (грустное, плохое) настроение», «Разные характеры», «Любящие родители», «Жадный пёс», «Баба Яга», «Упрямый мальчик», «Притворщик», «Ябеда»;

• на развитие тактильных ощущений

и мышечной памяти: «Угадай, чья рука», «Угадай, кто я», «Угадай друга».

С детьми обсуждаются сюжеты и разыгрываются психокоррекционные сказки: «Счастливый человек — добрый человек» и «На чужом несчастье своё счастье не построишь».

Рисование и обсуждение рисунков на темы из школьной жизни «Как бы я поступил» и «Так будет справедливо».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Коррекция проявления враждебности

(4 часа).

Содержание: коррекция враждебных форм поведения младших школьников с помощью ролевых игр; совершенствование умения узнавать эмоции по внешним сигналам; совершенствование умения саморасслабляться.

Используются психологические игры:

• на внимание: «Кто во что одет», «Запретный номер», «Повтори за мной», «Что изменилось»;

• на установление эмоционального контакта и самовыражение личного Я: «Скажи — здравствуй!», «Я сегодня ...»;

• на эмоциональную выразительность движений: «Отгадай кто мы», «Художник рисует.»;

• на переживание положительных и отрицательных эмоций: «Встреча», «У друга хорошее (грустное, плохое) настроение», «Баба Яга», «Карлсон», «Карабас-Барабас», «Бездомный котёнок», «Скульптурная группа (эмоции)»;

• на развитие тактильных ощущений и мышечной памяти: «Угадай, чья рука», «Угадай, кто я», «Угадай друга».

С детьми обсуждаются сюжеты и разыгрываются психокоррекционные сказки: «Злой человек не может быть счастливым» и «Злость как яд убивает всех».

Рисование и обсуждение рисунков на темы из школьной жизни «Как бы я поступил» и «Я бы не хотел быть таким».

5. Коррекция тревожности (4 часа).

Содержание: снижение эмоционального напряжения и уменьшения тревожности у младших школьников; обучение умениям справляться (нейтрализовать) с негативными переживаниями.

Используются психологические игры:

• на внимание: «Повтори за мной», «Любимая поза друга»;

• на установление эмоционального контакта и самовыражение личного Я: «Скажи — здравствуй!», «Я сегодня.»;

• на эмоциональную выразительность движений: «Отгадай кто мы», «Художник рисует.»;

• на переживание страхов и формирование уве-

ренности в себе («Робкий ребёнок», «Смелый ребёнок», «В тёмной комнате», «Скульптурная группа (эмоции)», «Маль-чиши-Плохиши», «Тяжёлый разговор»;

• на развитие тактильных ощущений

и мышечной памяти: «Угадай, чья рука», «Угадай, кто я», «Угадай друга».

С детьми обсуждаются сюжеты и разыгрываются психокоррекционные сказки: «Страх прогоняет счастье» и «Всегда бояться — счастья не видать».

Рисование и обсуждение рисунков на темы «Кто чего или кого боится», «Кого или чего боюсь я» и «Я не буду больше бояться.».

Предметные результаты

После реализации программы психокор-рекционной помощи учащийся:

• обладает базовыми навыками позитивного общения (умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор);

• умеет аргументированно отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями;

• умеет распознать и вербализовать такие состояния, как страх, высокая тревожность, беспомощность, агрессия, депрессия;

• понимает природу индивидуальных переживаний;

• принимает различия между людьми, уважает особенности их поведения;

• умеет критиковать, хвалить и принимать похвалу с учётом ситуации взаимодействия;

• понимает необходимость избегать формы поведения, связанные с риском для здоровья и жизни, и обладает соответствующими приёмами поведения;

• умеет представлять себя в выгодном свете.

В заключение отметим, что в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования подобный тренинг может стать компонентом Программы коррекционной деятельности школы. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.