ОБ
РАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
Юрий Владимирович Науменко,
профессор Волгоградской государственной академии физической культуры, доктор педагогических наук
Ольга Викторовна Науменко,
доцент Волгоградского государственного социально-педагогического университета, кандидат педагогических наук
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» определено: адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц1.
• начальное общее образование • ребёнок с ОВЗ • адаптированная образовательная программа • группы детей с ОВЗ (А, В, С и D)
• возможность получить образование
д
ети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной
1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-
(ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014)
ФЗ :Об
образовании в Российской Федерации». Статья 2.
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии2.
2 Там же. Статья 55.
Сегодня возможны три ситуации, связанные с организацией обучения ребёнка с ОВЗ:
1) ребёнок с ОВЗ учится совместно с нормативно развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной организации;
2) ребёнок с ОВЗ учится в массовой общеобразовательной организации, но в отдельном классе совместно со сверстниками, имеющими схожие проблемы в психофизическом развитии;
3) ребёнок с ОВЗ учится вместе со сверстниками, имеющими схожие проблемы в психофизическом развитии, в отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам3.
Ситуация 1 предполагает, что, несмотря на то, что ребёнок с ОВЗ учится совместно с нормативно развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной организации, родители согласны, что ему необходимы специальные условия для получения образования, которые рекомендованы психолого-медико-педагогической комиссией. Но в этой ситуации не проектируется отдельная «самостоятельная образовательная программа для ребёнка с ОВЗ», так как уже существует и реализуется «массовая» образовательная программа для нормативно развивающихся одноклассников. При этом «массовая» образовательная программа должна быть адаптирована (модифицирована) с учётом психофизиологических возможностей и образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ. Помощь педагогам массовой общеобразовательной организации в проектировании, реализации и отслеживании результатов адаптированной образовательной программы должны оказать специалисты территориального Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи учащимся.
Ситуации 2 и 3 автоматически предполагают, что ребёнок с ОВЗ не только посетил психолого-медико-педагогическую комиссию, но его
3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 79.
родители согласились, что ему необходимы специальные условия для получения обра-зования4, которые спроектированы в адаптированной образовательной программе, являющейся в указанных ситуациях единственным нормативным документом, регламентирующим образовательный процесс для гомогенной группы детей с ОВЗ.
Не менее важный вопрос: сколько адаптированных образовательных программ может быть в массовой общеобразовательной организации? Очевидно, несколько — в зависимости от количества учащихся с ОВЗ и от различий в их психофизиологических возможностях.
В нормативных документах5 определено, что основная образовательная программа начального общего образования (соответственно и адаптированная образовательная программа) должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Таким образом, этот раздел включает: а) пояснительную записку; б) планируемые результаты
4 Там же.
5 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2000. (Стандарты второго поколения); Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» // URL: http://www.минобрнауки.рф (дата обращения: 16.07.14); Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» // URL: http://www.минобрнауки.рф (дата обращения: 16.07.14).
освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; в) систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
а) программу формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования;
б) программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
в) программу духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования;
г) программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
д) программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Этот раздел программы включает:
а) учебный план начального общего образования;
б) план внеурочной деятельности;
в) систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности — основные организационные механизмы реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Рассмотрим содержательные особенности некоторых разделов адаптированной образовательной программы, которые, по нашему мнению, представляют наибольшую сложность в проектировании.
В пояснительной записке необходимо охарактеризовать психофизиологические особенности ребёнка с ОВЗ, провоцирующие трудности в освоении основной общеобразовательной программы и создающие потенциальные препятствия к обучению, развитию и социальной адаптации.
Вместе с этим необходимо указать принципы и подходы к организации образовательной деятельности ребёнка и уточнить условия для получения им образования, включающие использование специальных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащемуся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных кор-рекционных занятий, обеспечение доступа в здание образовательной организации и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ ребёнком с ОВЗ.
В ситуации 3 специальные условия получения образования ребёнком с ОВЗ должны соответствовать рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии и гарантировать, в том числе, получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции6.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь должны включать в себя7:
а) психолого-педагогическое консультирование учащихся, их родителей (законных представителей);
б) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с учащимися, логопедическую помощь учащимся;
в) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
г) помощь учащимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
6 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 34.
7 Там же. Статья 42.
Если массовая общеобразовательная организация не может предоставить весь комплекс (или какую-то часть) психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ребёнку с ОВЗ, то она может и должна установить сетевое взаимодействие с территориальным или региональным Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи8. В этом случае в пояснительной записке должны быть прописаны формы взаимодействия и степень ответственности массовой общеобразовательной организации и Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Обращаем внимание, что в пояснительной записке все эти вопросы должны быть отражены конспективно (на уровне фактов), так как подробно они будут описаны в разделе «Система условий реализации адаптивной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования».
В разделе «Панируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»
необходимо уточнить и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учащимися основной общеобразовательной программы.
Образ выпускника, личностные и метапред-метные результаты освоения детьми с ОВЗ основной общеобразовательной программы начального общего образования нами были подробно описаны для четырёх категорий (групп) детей с ОВЗ (независимо от конкретного вида нарушения, установленного психолого-медико-педагогической комиссией). В качестве отличительного признака мы взяли готовность ребёнка к обучению, которая определяется тяжестью нарушения его психического развития и эффективностью ранней коррекционной помощи.
8 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании
в Российской Федерации». Статьи 15 и 42.
Группа А — дети, которые к моменту поступления в школу достигли уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Поэтому могут получить в полном объёме образование в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, находясь в среде здоровых сверстников и в те же календарные сроки.
Группа В — дети, которые имеют незначительное отставание от уровня развития, соответствующего возрастной норме. Такие дети должны получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам. Они могут получить полноценное цензовое образование (качество образования), но в пролонгированные календарные сроки и находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья и сходными образовательными потребностями.
Группа С — тяжесть основного нарушения психофизиологического здоровья ребёнка с ОВЗ спровоцировала серьёзные нарушения в его психическом развитии, что делает невозможным получение полноценного цензового образования, поэтому обучать ребёнка желательно в отдельных (специальных) организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам. В обучении таких детей акцент должен быть сделан не на академические знания и умения, а на приобретение ребёнком практико-ориентированных знаний и умений, а также жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности. Для этих детей актуально приобретение положительного опыта общения и взаимодействия в совместной деятельности со здоровыми сверстниками.
Группа D — эту группу составляют дети со сложными дефектами и с расстройствами аутистического спектра, для которых обучение в традиционном понимании невозможно,
а приобретение практико-ориентированных знаний и умений и жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности, определяется индивидуальными психофизиологическими возможностями. Ввиду невозможности полноценного традиционного обучения детей из группы D усилия педагогов, дефектологов и социальных работников должны быть направлены на максимально возможную социализацию этих детей (качество образования).
Учитывая представленный нами раннее подход к определению образа выпускника начального общего образования для ребёнка с ОВЗ, а также к описанию его личностных и метапредметных результатов, мы предлагаем в разделе «Планируемые результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования» использовать соответствующие описания для одной из групп (А, В, С, D).
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования детьми с ОВЗ рекомендуем также формулировать для каждой из групп (А, В, С, D). Они могут быть уточнены и детализированы с учётом психофизиологических особенностей конкретного ребёнка или группы детей и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Алгоритм проектирования программы формирования универсальных действий у учащихся на ступени начального общего образования подробно был нами описан ранее9. Мы убеждены, что правила проектирования такой программы не зависят от психофизиологических особенностей учащихся (отличия возможны лишь в содержании программы и выборе форм её реализации).
Для ситуаций 2 и 3 это будет единая программа, а для ситуации 1, очевидно, возможно существование нескольких программ (массовая — для группы нормативно развивающихся учащихся, индивидуальные — для учащихся с ОВЗ). Однако во всех ситуациях алгоритм проектирования программы формирования уни-
9 Науменко Ю.В., Науменко О.В. Инклюзивное образование: образ выпускника начальной школы // Народное образование. — № 1, — 2014. — М.: АНО «Издательский дом «Народное образование». — С. 185-192.
версальных учебных действий у различных групп учащихся на ступени начального общего образования един.
Подбор программ отдельных учебных предметов и курсов
Это самый сложный и проблемный вопрос. Сегодня имеются примерные программы по всем учебным предметам и курсам в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования только для массовой общеобразовательной организации. Для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для различных категорий детей с ОВЗ (бывшие специальные коррекционные школы), действуют только авторские рабочие программы, допущенные Минобразования РФ в 2004 году (например, сборник программ учебных предметов и курсов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с 1-го по 9-й класс под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой).
Поэтому мы считаем, что в ситуациях 2 и 3 будут продолжать действовать авторские программы учебных предметов и курсов, допущенные к использованию в соответствующих типах специальных (коррекционных) школ (в прежней терминологии). Конечно, все эти программы должны быть модифицированы с учётом требований ФГОС начального общего образования.
В связи с этим мы предлагаем следующий алгоритм действий: 1) педагог внимательно анализирует Примерные учебные программы для массовой общеобразовательной организации, чтобы установить их принципиальные особенности в части разделов «Общая характеристика примерной программы (по предмету)», «Характеристика содержания начального общего образования (по предмету)» и «Требования к результатам обучения и освоения содержания курса»;
2) используя содержание раздела «Планируемые результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования», педагог вносит необходимые изменения в перечисленные в п. 1 разделы.
В ситуации, когда ребёнок с ОВЗ учится совместно с нормативно развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной организации, необходимо выделить два варианта: речь идёт о ребёнке с ОВЗ из группы А или о ребёнке с ОВЗ из групп В, С или D. В первом случае педагог использует примерные и/или авторские рабочие программы для массовой общеобразовательной организации, внеся в них несущественные изменения (уточнения) с учётом психофизиологических особенностей ребёнка, отмеченных в рекомендациях территориальной медико-психолого-педагогической комиссии. Во втором случае придётся внести существенные изменения во все разделы примерных и/или авторских рабочих программ для массовой общеобразовательной организации, выделяя в них содержание и характеристики основных видов деятельности ребёнка с ОВЗ, учитывая его психофизиологические особенности и содержание соответствующих авторских рабочих программ, допущенных к использованию в соответствующих типах специальных (коррекционных) школ. Во всех представленных ситуациях необходимую методическую помощь педагогу должны оказать специалисты Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В табл. 1 мы приводим примерную схему те-
матического планирования рабочей программы в случае, когда ребёнок с ОВЗ из групп В, С или D учится совместно с нормативно развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной организации.
Очевидно, что таких модификаций тематического планирования рабочей программы по предметам начального образования в массовой общеобразовательной организации может быть несколько в зависимости от количества детей с ОВЗ, занимающихся совместно с нормативно развивающимися сверстниками.
Опыт руководства внедрением ФГОС начального общего образования в условиях массовой общеобразовательной организации убеждает нас, что для наиболее эффективной реализации задач, заявленных в Стандарте, Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни лучше проектировать в виде набора следующих взаимосвязанных подпрограмм10:
1. Образовательная программа, формирующая: а) представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; б) заинтересованное отношение к собственному здоровью; в) установки на использование здорового питания и оптимальных двигательных режимов во время учёбы и отдыха с учётом
Таблица 1
Примерное тематическое планирование
для нормативно развивающихся учащихся для ребёнка с ОВЗ
Название темы и количество часов, запланированное на её изучение
Основное содержание темы Характеристика основных видов деятельности ученика Основное содержание темы Характеристика основных видов деятельности ученика
10 Науменко Ю.В. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников // Образование личности: Научно-методический журнал, М.: Изд-во ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи». —
2013. — № 3. — С. 18-23.
их психофизиологических особенностей и личностных предпочтений; г) негативное отношение к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, стрессовые ситуации взаимодействия с окружающими людьми); д) потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены; е) основы здоровьесбе-регающей учебной культуры (умения организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирать адекватные средства и приёмы выполнения заданий с учётом индивидуальных особенностей).
В качестве образовательной программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мы предлагаем программу дополнительного образования «Моё здоровье»11, прошедшую апробацию и рекомендованную к использованию министерством образования и науки Волгоградской области. Сегодня эта программа нашла своё продолжение и в основной школе. Программа «Моё здоровье» хорошо воспринимается детьми групп А и В и легко трансформируется для детей групп С и Б, при этом содержание программы дополнительного образования «Моё здоровье» для детей группы С и Б должно быть направлено на формирование практико-ориентирован-ных знаний, умений и жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности этих детей.
2. Программа массовых социально-культурных мероприятий с участием родителей учащихся (социальные акции, праздники, конкурсы, фестивали, спортивные соревнования), направленная на: а) пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здо-ровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; б) становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребле-
11 Науменко Ю.В. Программа курса внеурочной деятельности «Моё здоровье» // Управление начальной школы: Научно-информационный журнал. — М.: Изд-во ЗАО «МЦФЭР». 2012. — № 10. — С. 40-53.
ние алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; в) формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях; г) повышение двигательной активности учащихся с выбором оптимальной формы физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом психофизиологических особенностей и личных предпочтений.
3. Программа мониторинга эффективности здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной организации, содержащая объективные педагогически разумные критерии и показатели эффективности деятельности образовательной организации в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры учащихся, а также стандартизированную и простую в использовании систему диагностических методик.
4. Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового
и безопасного образа жизни учащихся, в основе которого могут быть качественные показатели успешности работы общеобразовательной организации по сохранению и укреплению здоровья учащихся по версии ВОЗ: а) активное содействие педагогического коллектива повышению самоуважения всех учащихся; б) развитие и поддержание позитивных отношений между персоналом общеобразовательной организации и учащимися в повседневной жизни; в) ясное понимание всеми членами педагогического коллектива задач общеобразовательной организации в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся как ресурса их благополучия и успешности; г) обеспечение потребности учащихся в совершенствовании своего здоровья посредством широкого выбора форм активности и организации позитивно разумного досуга; д) развитие и укрепление связей между общеобразовательной организацией, семьёй и общественностью; е) поддержание имиджа персонала
общеобразовательной организации и педагогов как образцов в соблюдении здорового образа жизни; ж) использование общеобразовательной организацией потенциала различных специалистов для обучения школьников способам сохранения и укрепления соматического, психического и душевного здоровья; з) совершенствование питания и медицинской службы общеобразовательной организации12.
Программа коррекционной работы
В соответствии с требованиями Стандарта начального общего образования она должна содержать: а) перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательную организацию и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования; б) систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий; в) описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользова-
12 Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Планета», 2011; Науменко Ю.В. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы // Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-информационный журнал. — М.: Изд-во Национальный центр стандартов и мониторинга образования. — 2007. — № 3(54). — С. 20-27.
ния, условий предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных кор-рекционных занятий; г) механизм взаимодействия в разработке и реализации кор-рекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников и других специалистов, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; д) планируемые результаты коррекционной работы.
В соответствии с этими требованиями нами была предложена следующая структура программы коррекционной работы: а) обоснование необходимости реализации программы; б) анализ возможностей общеобразовательной организации по созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ; в) стратегическая цель коррекционной работы; г) стратегические задачи коррекционной работы; д) тактические задачи коррекционной работы по годам обучения (1-й, 2-й, 3-й и 4-й классы) и в соответствии с особенностями ребёнка с ОВЗ; е) планируемые предметные результаты коррекционной работы; ж) планируемые личностные результаты коррек-ционной работы; з) планируемые метапред-метные результаты коррекционной работы, включая универсальные компетенции, которые будут сформированы у ребёнка с ОВЗ в процессе коррекционной работы; и) перечень мероприятий по направлениям коррекционной деятельности.
В обосновании необходимости реализации программы предлагаем на основе результатов индивидуального психолого-педагогического обследования ребёнка с ОВЗ и социально-педагогического обследования семьи такого ребёнка представить: а) психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ с учётом типа нарушения и его влияния на результативность обучения ребёнка в общеобразовательной организации; б) социально-педагогический портрет семьи ребёнка с ОВЗ и дать оценку возможности её позитивного участия в коррекционной работе.
Анализ возможностей общеобразовательной организации по созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, по нашему мнению, необходимо проводить по следующей схеме: а) создание (по необходимости) безбарьерной среды жизнедеятельности особого ребёнка; б) наличие специальных образовательных программ и специальных учебников (по необходимости), учебных пособий и дидактических материалов; в) наличие специальных технических средств обучения (по необходимости), средств обучения индивидуального и коллективного доступа; г) уровень квалификации педагогов в организации коррекционной работы с различными типами детей с ОВЗ; д) наличие в общеобразовательной организации узких специалистов или их привлечение к коррекционной работе, организация взаимодействия с другими организациями и учреждениями (по необходимости); е) возможность проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий; ж) наличие тьютора, непосредственно отвечающего за организацию индивидуальной коррекци-онной работы; з) механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов общеобразовательной организации и специалистов Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; и) возможность обеспечить физкультурно-оздоровительную работу с детьми с ОВЗ; к) обеспечение участия всех детей (независимо от степени выраженности нарушений их развития) совместно с другими учащимися в воспитательных, культурно-развлекательных и иных досуговых мероприятиях.
Считаем оправданным формулирование единой стратегической цели коррекционной деятельности независимо от типа психофизиологических нарушений развития ребёнка с ОВЗ: оптимальная интеграция ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс с учётом его психофизиологических возможностей и ограничений.
Исходя из заявленной цели могут быть сформулированы и единые стратегические задачи в организации коррекционной работы: 1) своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; 2) определение особых образовательных потребностей таких учащихся; 3) определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии
с индивидуальными особенностями каждого ребёнка с ОВЗ; 4) создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в социально-культурную среду общеобразовательной организации; 5) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям в соответствии с рекомендациями ПМПка; 6) разработка и реализация индивидуальных и (или) групповых коррекционных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья; 7) реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ; 8) оказание консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) детей с ОВЗ.
Тактические задачи в организации кор-рекционной работы формулируются по отношению к конкретным детям с ОВЗ или группам детей с учётом их индивидуальных психофизиологических особенностей по годам обучения (1-й, 2-й, 3-й и 4-й классы) с целью минимизация влияния психофизиологических нарушений развития ребёнка с ОВЗ на его обучение и социализацию с учётом реальных возможностей общеобразовательной организации. Реализация тактических задач обязательно должна привести к достижению стратегической цели коррекционной работы.
При выделении пункта программы «Планируемые предметные результаты коррекционной работы» мы исходили из того, что в своей формулировке они должны конкретизировать результат выполнения тактических задач. В частности, речь может идти о возможной коррекции (до некоторого объективно диагностируемого уровня) отдельных проявлений психофизиологических нарушений развития ребёнка с ОВЗ или о формировании у него позитивных механизмов замещения нарушенных психических функций. Ни в коем случаев в роли предметных результатов коррекционной работы не должны выступать образовательные
результаты ребёнка с ОВЗ. В уточнении предметных результатов коррекционной работы помощь педагогам общеобразовательной организации должны оказать специалисты Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Личностные и метапредметные результаты коррекционной работы с ребёнком с ОВЗ в общеобразовательной организации могут быть выбраны из предложенных нами ранее личностных и метапредметных результатов начального общего образования ребёнка с ОВЗ. При этом, конечно, их необходимо уточнить и конкретизировать с учётом специфики содержания коррекционной работы с конкретным ребёнком или группой детей. В то же время отсутствие таких заранее спланированных результатов, по нашему мнению, — серьёзное нарушение требований Стандарта.
Направления для планирования мероприятий коррекционной работы: а) механизмы «внутреннего» и «внешнего» взаимодействия специалистов (план работы психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательной организации и план сетевого взаимодействия педагогов общеобразовательной организации и специалистов Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи); б) программа психолого-педагогического мониторинга эффективности коррекцион-ной работы; в) рабочие программы педагогов и специалистов индивидуальной и/или групповой коррекционно-развивающей работы (по преодолению трудностей обучения; коррекция и развитие высших психических функций; коррекция эмоционально-волевой и личностных сфер; помощь в социально-культурной и бытовой адаптации; специализированная коррекционная помощь); г) консультативная работа и информационно-просветительская работа с родителями ребёнка с ОВЗ.
Вместе с этим напоминаем, что ребёнку с ОВЗ, обучающемуся в массовой общеобразовательной организации совместно с нормативно развивающимися сверстниками, необходима специализированная психолого-педагогическая помощь в установлении позитивных отношений сотрудничества и принятия себя нор-
мативно развивающимися сверстниками. Аналогичная помощь по принятию ребёнка с ОВЗ и установлению с ним позитивных отношений сотрудничества необходима и обычным школьникам. Поэтому одним из направлений коррекционной работы мы предлагаем включить тренинг «Я и Другие»13, который должен проводиться ежегодно и по необходимости несколько раз в год.
Варианты реализации таких программ могут быть самые разнообразные, исходя из особенностей территориальной организации системы образования. Например, рабочие программы по организации индивидуальной и/или групповой коррекцион-но-развивающей работы могут реализовы-ваться только сотрудниками Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, или по согласованию часть программ реализуется педагогами общеобразовательной организации, а часть — сотрудниками Центра. Возможен вариант, когда рабочие программы индивидуальной и/или групповой коррек-ционно-развивающей работы реализуются только педагогами общеобразовательной организации. Однако во всех вышерассмо-тренных случаях ответственность за психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, включая разработку индивидуальных программ коррекционной работы и индивидуальных учебных планов, выбор оптимальных методов обучения и воспитания учащихся с ОВЗ, выявление и устранение потенциальных препятствий к обучению, а также за организацию мониторинга эффективности оказываемой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ вместе с общеобразовательной организацией несёт и Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи14. НО
13 Науменко Ю.В., Науменко О.В. Психолого-педагогическая поддержка интегрированного образования // Управление начальной школы: Научно-информационный журнал, — М.: Изд-во ЗАО «МЦФЭР». — 2013. — № 5. — С. 36-41.
14 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 42.