Научная статья на тему 'Здоровьеформирующая направленность инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья'

Здоровьеформирующая направленность инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1118
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗЛИЧНЫЕ ГРУППЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ГРУППЫ А / В / С / D) / ЛИЧНОСТНАЯ СМЫСЛОВАЯ СИСТЕМА "ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ" / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ С ОВЗ / ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ С ОВЗ / DIFFERENT GROUPS OF CHILDREN WITH DISABILITIES (GROUPS: A / OF "INTERNAL PICTURE OF HEALTH" / B / C / PERSONALISTIC MEANING SYSTEM / AND VIABILITY FOR DIFFERENT GROUPS OF CHILDREN WITH DISABILITIES / IMAGE OF GRADUATE OF BASIC GENERAL SCHOOL FOR DIFFERENT GROUPS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Юрий Владимирович

В статье предлагаются принципиально новые концептуальные основания инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ). Определена принципиально новая методологическая база для развития коррекционной педагогики, основанной на социально-культурных представлениях о феноменах «здоровье» и «здоровый образ жизни». Требования к целям и результатам образования детей с ОВЗ в начальной школе сформулированы в логике и терминологии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health-Forming Directivity of Inclusive Education of Children with Disabilities

The fundamentally new conceptual foundations of inclusive education of children with disabilities are proposed in the article. The fundamentally new methodological basis for the development of correctional pedagogy based on socio-cultural perceptions of the phenomenon of “Health” and “Healthy Lifestyle” is defined. The requirements for objectives and results of education of children with disabilities in elementary school are formulated in the logic and terminology of the Federal State Educational Standard of basic general education.

Текст научной работы на тему «Здоровьеформирующая направленность инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

О

I

Ю.В. Науменко

Ключевые слова:

различные группы детей с ОВЗ (группы А; В; С; D); личностная смысловая система «внутренняя картина здоровья» и жизнеспособность для различных групп детей с ОВЗ; образ выпускника начальной школы для различных групп детей с ОВЗ.

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье предлагаются принципиально новые концептуальные основания инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ). Определена принципиально новая методологическая база для развития коррекционной педагогики, основанной на социально-культурных представлениях о феноменах «здоровье» и «здоровый образ жизни». Требования к целям и результатам образования детей с ОВЗ в начальной школе сформулированы в логике и терминологии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Теоретико-методологическая «закрытость» коррекционной педагогики от идей и современных концепций общей педагогики привела к ряду противоречий, которые большинство специалистов характеризуют как неразрешимые:

• противоречие между актуальной для общей педагогики тенденцией интеграции всего комплекса знаний о человеке на основе гуманитарной социально-культурной парадигмы и преобладание в теории и практике коррекционного образования

медико-биологического подхода к организации обучения детей с ОВЗ;

• противоречие между заданными правилами и сформулированным социальным заказом к системе общего образования в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и сложившейся практикой обучения и воспитания детей с ОВЗ в системе специального коррекционного образования;

• противоречие между массовым распространением инклюзивного образования, требованиями общества к его эффективной организации и неготовностью коррекционной педагогики предоставить учителям массовой общеобразовательной школы доступные и эффективные технологии совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников.

Выделенные противоречия показывают, что в условиях системных социальных преобразований системы общего образования традиционная кор-рекционная педагогика (дефектология) оказалась не готова к выполнению миссии интегрированного гуманистического знания об особенностях и содержании инклюзивного образования.

В связи с изложенным выше мы предлагаем к обсуждению авторский вариант методологии здоровьеформирующей направленности инклюзивного образования, реализуемый в Примерных требованиях по реализации ФГОС начального общего образованию по отношению к детям с ОВЗ [1, ст. 11].

Определимся с основными терминами и концептуальными подходами к образованию детей с ОВЗ (с учетом положений ФЗ «Об образовании в Российской федерации» [1, ст. 2] и результатов наших исследований [2]).

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных по-

требностей и индивидуальных возможностей.

Жизнеспособность - системное качество личности, характеризующее органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека к эффективному применению средств позитивного самовыражения и самореализации в рамках конкретного культурно-исторического социума.

Обобщая психологические и педагогические исследования, мы выделяем два уровня жизнеспособности - психофизиологический и социально-личностный. Психофизиологическая жизнеспособность характеризует жизнедеятельность человека на уровне биологического организма и индивидуально-типических свойств психики. Социально-личностная жизнеспособность характеризует жизнедеятельность человека на уровне субъ-ектности (в трактовке Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова).

Внутренняя картина здоровья - личностная смысловая система (по Д.А. Леонтьеву), выполняющая функцию структурирования отношений субъекта с миром и придания устойчивости структуре этих отношений на основе индивидуального прочтения социокультурного символа «здоровье».

«Здоровье» как культурообразующий символ представляет собой образ человека (идеал), соответствующий определенной системе этико-фило-софских воззрений на мир в целом и на место (предназначение) человека в этом мире, системе характерной для конкретной социально-культурной общности. Соответственно «здоровый образ жизни» как культурообразую-щий символ, производный от символа «здоровье», задает благополучный для данной конкретной социально-культурной общности образ жизнедеятельности отдельного конкретного человека.

Соответствующая система принципов здорового образа жизни может быть представлена следующим образом:

• самосохранение индивидуального здоровья в любых формах его проявления;

• подчинение повседневной индивидуальной жизнедеятельности этнокультурным и социально-природным требованиям;

• позитивное отношение к процессу самосовершенствования индивидуального здоровья во всех его формах и деятельное желание его осуществления;

• готовность к корректировке индивидуальной жизнедеятельности для сохранения и укрепления своего здоровья во всех его формах;

• подчинение индивидуальной жизнедеятельности достижению максимально возможной комфортности (позитивному состоянию повседневного здоровья).

Обобщая все вышеизложенное, мы приходим к первым предварительным выводам (принципам современного инклюзивного образования детей с ОВЗ).

Принцип здоровьеформирующей направленности воспитания ребенка с ОВЗ и соподчинения обучения целям здоровьеформирующего воспитания. Опыт наших исследований [3] показывает, что стратегической целью образования детей с ОВЗ является оптимизация у них личностной смысловой системы «Внутренняя картина здоровья» и соответствующее совершенствование жизнеспособности. Формирование конкретных предметных знаний и умений, опыта деятельности по применению полученных знаний и умений должно носить утилитарный характер, создавая реальные условия для достижения ребенком с ОВЗ состояния здоровья как социально-культурного феномена. Другими словами, образование ребенка с ОВЗ предполагает ведущую роль здоровьеформирующего воспитания по сравнению с утилитарным обучением.

К основной группе учащихся с ОВЗ относятся следующие дети [1, ст. 79]: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

Проблемы детей с ОВЗ даже внутри однородной группы по типу нарушения различны, следовательно, существует необходимость в определении индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка с ОВЗ. Мы выделяем четыре категории детей с ОВЗ (независимо от конкретного вида нарушения, установленного психолого-медико-педагогической комиссией), взяв в качестве отличительного признака готовность ребенка с ОВЗ к обучению, которая определяется: 1) тяжестью нарушения его психического развития; 2) эффективностью ранней коррекционной помощи [4].

Группа А - дети с ОВЗ, которым эффективная ранняя коррекционная помощь помогла минимизировать последствия незначительных нарушений психического развития. К моменту поступления в школу они достигли уровня развития, близкого к возрастной норме. Имеют положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Могут получить в полном объеме образование в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, находясь в среде здоровых сверстников и в те же календарные сроки.

Группа В - дети с ОВЗ, которые к моменту поступления в школу имеют незначительное отставание от уровня развития, соответствующего воз-

растной норме. Причин может быть несколько: несвоевременная ранняя коррекционная помощь или ее недостаточная эффективность; тяжесть нарушения психофизиологического здоровья ребенка, спровоцировавшая серьезные нарушения в его психическом развитии; педагогическая несостоятельность семьи ребенка с ОВЗ. Ребенок с ОВЗ в варианте В должен получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам. Он может получить полноценное цензовое образование, но в пролонгированные календарные сроки и находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья и сходными образовательными потребностями.

Группа С - тяжесть основного нарушения психофизиологического здоровья ребенка с ОВЗ спровоцировала серьезные нарушения в его психическом развитии, которые делают невозможным получение полноценного цензового образования в плане обучения академическим знаниям и умениям. Поэтому обучение ребенка с ОВЗ в варианте С желательно в отдельных (специальных) организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам. В обучении таких детей акцент должен быть сделан не на формировании академических знаний и умений, а на приобретении ребенком практико-о-риентированных знаний и умений и жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности. Для детей с ОВЗ в варианте С актуальной является проблема приобретения положительного опыта общения и взаимодействия в совместной деятельности со здоровыми сверстниками. При ее положительном разрешении можно говорить о полноценном цензовом образовании для этой группы детей в плане их воспитания, социализации и в плане подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни (качество образования).

Группа Б - эту группу составляют дети со сложными дефектами и с расстройствами аутистического спектра, для которых обучение в традиционном понимании невозможно, а возможность приобретения практи-ко-ориентированных знаний, умений и жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности определяется индивидуальными психофизиологическими возможностями ребенка. Для детей группы Б единственно возможным является индивидуальный учебный план. Ввиду невозможности полноценного традиционного обучения детей с ОВЗ в группе Б усилия педагогов, дефектологов и социальных работников должны быть направлены на максимально возможную социализацию такого ребенка.

Методологической основой ФГОС начального общего образования является системно-деятельностный подход [5], который по отношению к обучающимся с ОВЗ предполагает дифференцированное формирование у них определенной внутренней картины здоровья и соответствующего уровня развития жизнеспособности [6].

У обучающихся с ОВЗ группы А к окончанию обучения в начальной школе должна быть сформирована внутренняя картина здоровья личностно ориентированного уровня, когда индивидуальное прочтение феномена «здоровье» полностью соответствует его социокультурному содержанию, а само здоровье становится смыслом жизни: «Быть здоровым - значит быть со всеми в гуще событий, уметь приспосабливаться к разным условиям и быть готовым к самореализации, т.е. человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, все время стремится к лучшему».

Механизм формирования внутренней картины здоровья личностно ориентированного уровня - смыслотворчество ребенка с ОВЗ (содержательная перестройка жизненных отношений и смысловых структур) в ситуации проектирования образа жизни и принятия ответственности за свой «проект» при активном повседневном и разнообразном взаимодействии со здоровыми сверстниками.

У обучающихся с ОВЗ группы В к окончанию обучения в начальной школе должна быть сформирована внутренняя картина здоровьяресурс-но-прагматического уровня: «Здоровье - это когда у тебя все получается, все в порядке, все хорошо. Когда человек здоров, он хорошо учится и работает, а значит, он не волнуется и не болеет. Поэтому здоровье зависит от нас самих, и оно необходимо, чтобы быть успешным и счастливым». Для этого в процессе образования в ситуациях педагогически разумного взаимодействия ребенка с ОВЗ и здоровых детей происходит совершенствование психофизиологической жизнеспособности и формирование социально личностной жизнеспособности. Жизнеспособность как системное качество личности характеризуется состоянием «целое».

Механизм формирования внутренней картины здоровья ресурсно-прагматического уровня - смыслоосознание ребенка с ОВЗ (восстановление контекстов и смысловых связей, позволяющих решать задачу на смысл нового объекта, явления или действия) в ситуации жизненного выбора и принятия решений с учетом социокультурного содержания феномена «здоровье» и индивидуальных особенностей жизнеспособности при педагогически разумном взаимодействии со здоровыми детьми.

У обучающихся с ОВЗ группы С к окончанию обучения в начальной шко-

ле должна быть сформирована внутренняя картина здоровья адаптивно-поддерживающего уровня: «Быть здоровым - значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого. Для этого надо быть внимательным к любым проявлениям своего организма, сразу реагировать на его потребности (вовремя есть, спать, отдыхать и др.), соблюдать правила гигиены». Для детей с ОВЗ группы С характерно преобладающее формирование психофизиологической жизнеспособности и возможно ситуативное проявление некоторых качеств социально-личностной жизнеспособности. Жизнеспособность как системное качество личности характеризуется состоянием «нецелое».

Механизм формирования внутренней картины здоровья адаптивно-поддерживающего уровня - смыслообразование ребенка с ОВЗ (расширение смысловых систем на новые объекты и порождение новых производных смысловых структур), которое реализуется в ситуации поиска мотивов и целей жизнедеятельности, жизненных смыслов и ценностей в ситуации анализа и оценки жизненных проблем и обстоятельств с учетом социокультурного содержания здоровья и индивидуальных особенностей жизнеспособности при активном повседневном и разнообразном взаимодействии с другими детьми с ОВЗ и при педагогически разумно организованных встречах-взаимодействии со здоровыми детьми.

Для обучающихся с ОВЗ группы D внутренняя картина здоровья может быть только пассивно-информационной, определяемой необходимостью соблюдения медицинских и психолого-педагогических профилактических мероприятий. Для этих детей определяющим является формирование психофизиологической жизнеспособности, хотя возможно ситуативное проявление некоторых качеств социально-личностной жизнеспособности.

Механизм формирования внутренней картины здоровья пассивно-информационного уровня - смыслообразование ребенка с ОВЗ (расширение смысловых систем на новые объекты и порождение новых производных смысловых структур) при активном повседневном и разнообразном взаимодействии со значимым взрослым (родителями, педагогом-дефектологом, лечащим врачом) и при педагогически разумно организованных встре-чах-взаимодействии с другими детьми.

ФГОС начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы («портрет выпускника начальной школы») [5], которые можно уточнить и конкретизировать для обучающихся с ОВЗ с учетом всего вышеизложенного.

Образ выпускника начальной школы для ребенка с ОВЗ группы А:

1) любящий свой народ, свой край и свою Родину; 2) уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 3) любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 4) осознающий свои образовательные особенности и владеющий основами умения учиться с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, способный к организации собственной деятельности с минимальными рисками для здоровья; 5) готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 6) доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, готовый к восприятию и проживанию возможного негативного отношения со стороны сверстников из-за своих психофизиологических особенностей; 7) выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, готовый к осознанному изменению и поддержанию образа жизни с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей.

Образ выпускника начальной школы для ребенка с ОВЗ группы В: 1) любящий свой народ, свой край и свою Родину; 2) уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 3) любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 4) осознающий свои образовательные особенности и владеющий основами умения учиться с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, способный к организации собственной деятельности с минимальными рисками для здоровья; 5) готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 6) доброжелательный и открытый для взаимодействия с миром нормативно развивающихся сверстников, не боящийся высказывать свое мнение и готовый обосновать свою позицию, умеющий проживать негативное отношение со стороны нормативно развивающихся сверстников из-за своих психофизиологических особенностей и готовый продолжать выстраивать позитивное взаимодействие с ними; 7) умеющий выстраивать здоровый и безопасный для себя образ жизни с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей.

Образ выпускника начальной школы для ребенка с ОВЗ группы С: 1) знающий основные традиции и праздники своей Родины, способный к проживанию базовых социальных эмоциональных реакций и готовый их объяснить; 2) готовый к выполнению базовых социальных ролей (труженик, семьянин, друг, законопослушный член общества); 3) готовый к познанию окружающего мира с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей для самостоятельного жизнепроживания; 4) готовый к организации познавательной и трудовой деятельности по определенным

правилам с минимальной внешней поддержкой, проявляющий самостоятельность в типовых ситуациях познавательной и трудовой деятельности, способный к самоконтролю в этих ситуациях; 5) способный оценивать свое поведение и поведение окружающих людей на основе этических правил, готовый к соблюдению социальных правил совместного жизнепроживания; 6) доброжелательный и открытый для взаимодействия с миром нормативно развивающихся сверстников, способный высказывать свое мнение и готовый обосновать свою позицию, умеющий проживать негативное отношение со стороны нормативно развивающихся сверстников из-за своих психофизиологических особенностей и готовый продолжать выстраивать позитивное взаимодействие с ними; 7) готовый соблюдать определенные правила здорового и безопасного для себя образа жизни с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, знающий правила своего безопасного поведения по отношению к окружающим.

Образ выпускника начальной школы для ребенка с ОВЗ группы О выступает в большей степени в качестве целевого ориентира, который представляет собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка с ОВЗ группы Б на этапе завершения уровня начального общего образования: 1) понимающий смысл базовых социальных ролей (труженик, семьянин, друг); 2) готовый к восприятию и усвоению образцов поведения, необходимых для жизнепроживания с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей; 3) способный к проявлению усилий по выполнению практических заданий-упражнений жизнепрожи-вания с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и с разумной внешней поддержкой; 4) воспроизводящий поведение по определенным фиксированным социальным правилам повседневного совместного жизнепроживания с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей; 5) проявляющий доброжелательную реакцию на внешнюю доброжелательность и готовый к взаимодействию в повседневном жизне-проживании с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей; 6) готовый соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы повседневного поведения при разумной внешней поддержке.

Все вышеизложенное может послужить методологическим основанием для теоретических исследований в области организации образования детей с ОВЗ в соответствии с социальным заказом и современными социально-культурными представлениями о феноменах «здоровье» и «здоровый образ жизни», а также для проектирования различных адаптированных образовательных программ.

Литература

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» // http: www. минобрнауки.рф

2. Науменко Ю.В. Методология, концепция и технология здоровьефор-мирующего образования / Ю.В. Науменко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 5(14) - С. 115-146.

3. Науменко Ю.В. Социально-культурные феномены «здоровье» и «здоровый образ жизни»: сущность и стратегии формирования / Ю.В. Науменко // Проблемы современного образования: Научно-информационный журнал РАО. - 2012. - №6. - С. 151-176.

4. Науменко Ю.В. Организационно-методическое сопровождение кор-рекционной деятельности массовой общеобразовательной школы / Ю.В. Науменко, О.В. Науменко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2013. - № 2(77). - С. 60-63.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010.

6. Науменко Ю.В. Содержание коррекционной работы при реализации Федерального государственного стандарта начального общего образования / Ю.В. Науменко // Стандарты и мониторинг в образовании: Научно-методический журнал. - 2012. - № 3. - С. 30-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.