Научная статья на тему 'Организационно-методическое сопровождение коррекционной деятельности массовой общеобразовательной школы'

Организационно-методическое сопровождение коррекционной деятельности массовой общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ / PROGRAMME OF CORRECTION WORK / CHILD WITH LIMITED HEALTH ABILITIES / PRINCIPLES OF CORRECTING DEVELOPING WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Ольга Викторовна, Науменко Юрий Владимирович

Представлены авторский подход к разработке программы коррекционной деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и методические рекомендации по ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Науменко Ольга Викторовна, Науменко Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is suggested the author’s approach to development of the programmes of correction work of secondary institution in accordance with the requirements of the federal state educational standard of primary education and methodological recommendations of its implementation.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическое сопровождение коррекционной деятельности массовой общеобразовательной школы»

го вуза показало, что старшекурсники активнее первокурсников. Они чаще следят за развитием политической ситуации в стране, обсуждают политику, посещают собрания политических партий, участвуют в организации предвыборной кампании, подписывают письма, обращения, лучше владеют информацией об общественных движениях страны. Все это свидетельствует об эффективности организации студенческого самоуправления, включения молодежи в волонтерскую и другие общественно значимые виды деятельности. Проведенное исследование показало эффективность проводимой вузом работы.

Реализация собственного потенциала через включение в общественные практики помогает формировать у молодежи гражданскую ответственность, развивать политическую активность. Такая работа открывает молодежи путь в политику, предлагает для обсуждения новые проблемы и ценности, ориентирует молодое поколение на решение серьезных проблем модернизации России, жизненно необходимой в связи с новыми вызовами времени.

литература

1. Борко Ю. Накануне // Пишет Ольга Буторина: записки европеиста. URL : М1р://о^а-еиго. livejoumal.com/65523.html.

2. Оболонский А.В. Политическое недоверие как позитивный фактор // Вестн. ин-та Кеннана в России. 2011. Вып. 21.

3. Петухов В.В. Российские реформы и переосмысление россиянами роли демократических институтов и ценностей // Вестн. ин-та Кеннана в России. 2011. Вып. 20.

4. Целых М.П. Социальная работа за рубежом: Соединенные Штаты Америки : учеб. пособие. М. : Академия, 2007.

Social and political activity of students

There is analyzed the civil activity of students of a pedagogical higher school; considered the political interests of young people; marked the social movements and modern policies popular among the youth; found out the efficiency of students’ self-government organization, inclusion of the youth into social experiences.

Key words: student, the youth, politics, social movements, elections, self-government, volunteers.

Ю.в. НАУМЕНко, о.в. НАУМЕНко (волгоград)

организационнометодическое сопровождение коррекционной деятельности массовой общеобразовательной школы

Представлены авторский подход к разработке программы коррекционной деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и методические рекомендации по ее реализации.

Ключевые слова: программа коррекционной деятельности, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, принципы коррекционно-развивающей работы.

В современной практике общеобразовательной школы возникают новые проблемы, связанные с организационным и методическим сопровождением внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), в частности коррекционной деятельности школы. В соответствии с требованиями стандарта программа коррекционной работы «должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования» [6, с. 23].

На наш взгляд, в соответствии с этими требованиями можно предложить следующую структуру программы коррекционной работы [1]:

1) обоснование необходимости реализации программы;

2) анализ возможностей образовательного учреждения (ОУ) по созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;

3) стратегическая цель ОУ в организации коррекционной работы;

4) стратегические задачи ОУ в организации коррекционной работы;

5) тактические задачи ОУ в организации коррекционной работы по годам обучения (1 - 4-е классы) и в соответствии с особенностями ребенка с ОВЗ;

6) планируемые предметные результаты коррекционной работы;

© Науменко Ю.В., Науменко О.В., 2013

7) планируемые личностные результаты коррекционной работы;

8) планируемые метапредметные результаты коррекционной работы (включая универсальные компетенции), которые будут сформированы у ребенка с ОВЗ в процессе коррекционной работы;

9) перечень мероприятий по направлениям коррекционной деятельности ОУ.

Стратегическими целями ОУ в организации коррекционной работы могут стать создание оптимальных условий для освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграция в ОУ. Стратегические задачи ОУ в организации коррекционной работы могут быть сформулированы следующим образом: своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ОВЗ; определение особых образовательных потребностей таких учащихся; определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка; создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального образования и их интеграции в ОУ; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума; разработка и реализация индивидуальных и(или) групповых коррекционных занятий для детей с ОВЗ; реализация системы мероприятий по социальной адаптации таких детей; оказание консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) детей с ОВЗ [1-3; 6].

Несомненно, тактические задачи ОУ в организации коррекционной работы формулируются по отношению к конкретным детям с ОВЗ или группам детей с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей по годам обучения (1-4-е классы) и с учетом реальных возможностей ОУ. Реализация тактических задач обязательно должна привести к достижению стратегической цели коррекционной работы [3].

При определении предметных задач коррекционной работы образовательного учреждения необходимо учесть рекомендации Института коррекционной педагогики РАО [5]. В частности, необходимо помнить, что любая группа детей с ОВЗ со сходным диагнозом является неоднородной. Наряду с практически нормально развивающимися детьми, испытывающими временные и относительно легко устранимые трудности, можно встретить детей с таким же диа-

гнозом, но с необратимыми тяжелыми поражениями нервной системы. В связи с этим в рамках единой образовательной программы необходимо предусмотреть, по крайней мере, три возможных варианта индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ: 1) практически полноценное среднее образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников; 2) знакомство с академической системой знаний и формирование навыков применения этих знаний в конкретных жизненных ситуациях; 3) знакомство с отдельными фактическими элементами знаний и осознание необходимости их использования в жизненной ситуации и готовности к их применению самостоятельно или с минимальной поддержкой другого человека. Именно поэтому в программе коррекционной работы и, соответственно, в рабочей программе по предмету, составленной учителем на основе примерной программы начального общего образования, необходимо обозначить планируемые предметные результаты коррекционной работы. Более того, мы считаем, что в зависимости от возможностей детей должны быть выделены три уровня предметной подготовки (планируемых предметных результатов обучения): а) соотношение «академической» и «практико-жизненной» составляющих сопоставимо с аналогичным соотношением для нормативно развивающихся сверстников; б) «академическая» составляющая не превосходит по объему «практико-жизненную» и служит их обоснованием-объяснением; в) «практикожизненная» составляющая значительно превосходит по объему «академическую» составляющую, которая необходима для формирования общего понимания смысла конкретных жизненных действий.

В качестве личностных результатов коррекционной работы с ребенком с ОВЗ в массовой общеобразовательной школе могут выступать социально-жизненные компетенции, необходимые таким детям: объективизация представлений ребенка о собственных возможностях и ограничениях по отношению к реальному жизнеобеспечению; сформированные навыки самообслуживания дома и в школе и вера в свои силы в овладении ими; оптимизация опыта взаимодействия ребенка с ОВЗ с окружающим миром людей, вещей и природных явлений в различных социальных ситуациях; уточнение представлений ребенка с ОВЗ об опасности и безопасности с целью расширения возможности проявления самостоятельности в жизнеобеспечении себя; понимание необходимости собственной активности во взаимодействии с окружающей природной

и бытовой средой для достижения позитивных для себя результатов; готовность осмысленно усваивать чужой опыт и делиться собственным, используя различные возможности общения (игра, чтение, рисунок, диалог и др.); знание жизненно необходимых социальных ролей и готовность к их проживанию, а также готовность к избеганию нежелательных социальных контактов с взрослыми и детьми (старшими, младшими, сверстниками), с незнакомыми людьми; осознание устройства школьной жизни, понимание необходимости участия в ней и готовность к максимально возможному участию с учетом индивидуальных возможностей [5].

При определении метапредметных результатов коррекционной работы (включая универсальные компетенции) мы исходили из того, что специфика детей с ОВЗ по сравнению с нормативно-развивающимися сверстниками будет проявляться а) в сокращении спектра освоения универсальных компетенций;

б) в более простых формах их проявления. В то же время никаких специфических универсальных компетенций, характерных только для детей с ОВЗ, не существует.

В связи с этим, переосмыслив ФГОС НОО в плане требований к метапредметным результатам общего образования [6], мы предлагаем следующий набор метапредметных результатов коррекционной работы (включая универсальные компетенции): осознание личного здоровья как социально-культурного феномена и готовность к его объективной интегрированной оценке на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; умение обеспечивать защиту и сохранение личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям с учетом реального состояния психосоматического здоровья; сформированность умений планирования и организации самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях; способность к анализу и объективной оценке результатов собственной деятельности на основе интеграции единых требований к сверстникам и индивидуальных возможностей; сформиро-ванность умения управлять своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия; наличие умения организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и со-

циального) с учетом возможностей своего здоровья; сформированность умения активно включаться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена; наличие умения воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Мы выделяем следующие направления для планирования мероприятий коррекционной работы: механизм взаимодействия специалистов (план работы психолого-медико-педагогического консилиума); диагностическая и коррекционно-развивающая работа (занятия по преодолению трудностей обучения, коррекция и развитие высших психических функций, коррекция эмоционально-волевой и личностных сфер, помощь в социально-культурной и бытовой адаптации, специализированная коррекционная помощь); консультативная работа и информационно-просветительская работа с родителями ребенка с ОВЗ.

При реализации программы коррекционной деятельности общеобразовательной школы, по нашему мнению, необходимо соблюдать определенные принципы коррекционноразвивающей работы с детьми с ОВЗ [1; 3], уточненные и конкретизированные с точки зрения системно-деятельностного подхода:

• построение образовательного процесса с опорой на сохранные функции и системы организма ребенка с ОВЗ с целью усиления их компенсирующей роли (коррекционно-компенсирующая направленность образования);

• максимально возможное развитие самостоятельности и независимости в жизнеобеспечении у ребенка с ОВЗ с целью сформировать у него социально-психологическую подготовленность к жизни (социально-адаптирующая направленность образования);

• формирование осознанного желания у ребенка с ОВЗ объяснить (отрефлексировать) совершаемую им мыслительную деятельность и готовность выразить свое желание в слове или других символах (графиках, схемах, моделях и т.п.) (осознанность мыслительной деятельности);

• эффективность коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от разнообразия видов учебного материала (понятия житейские и научные, усваиваемые школьниками в процессе обучения, а также пословицы, тексты басен, отрывки из литературных произведений и т.п.), которое способствует формированию умения мыслительной обработки

разнообразной информации (максимальное разнообразие используемого коррекционноразвивающего материала);

• возможность самостоятельного жизне-проживания ребенка с ОВЗ определяется не общим уровнем его интеллектуального развития (который объективно может быть недостаточным), а уровнем сформированности базовых мыслительных операций и интеллектуальных умений, которые составляют основу для рассуждений и умозаключений в различных жизненных ситуациях (формирование базовых мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений);

• полнота реализации коррекционно-развивающей программы и длительность работы с каждым ребенком или с группой учащихся должны определяться индивидуальными особенностями умственного развития детей, темпом усвоения теоретических знаний в процессе коррекционно-развивающей работы и скоростью выполнения тренировочных заданий, при этом нет необходимости каждому ребенку проходить коррекционную программу в полном объеме (достаточно изучение необходимых разделов и/или блоков), но все задания должны предъявляться постепенно, по мере их усложнения (каждый тип заданий и упражнений программ должен служить подготовкой для выполнения следующего, более сложного) (индивидуализация в организации и постепенность в реализации коррекционно-развивающей работы);

• при организации коррекционно-развивающих занятий недостаточно опираться на предметно-практическую деятельность ребенка с ОВЗ, необходимо широко использовать возможности коллективной предметно-практической деятельности детей под руководством педагога (работа в парах или группах), создающей естественную среду для мотивированного речевого общения, которое, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению мышлением во всех его функциональных составляющих в различных ситуациях общения и социального взаимодействия (деятельностный подход к коррекционно-развивающим занятиям).

В заключение отметим, что продуктивность коррекционной деятельности массовой общеобразовательной школы зависит не только от четкого понимания сущности, принципов, содержания и технологий коррекционной работы, но и от уровня подготовки современного педагога, овладения им крайне необходимыми на со-

временном этапе освоения ФГОС начального общего и основного общего образования профессиональными компетентностями, обеспечивающими эффективное изучение образовательных возможностей, потребностей, достижений школьников и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития учащихся. На наш взгляд, задача подготовки такого специалиста должна стать одной из приоритетных при планировании основных образовательных программ педагогических вузов.

литература

1. Науменко Ю.В. Ребенок с минимальными мозговыми дисфункциями как проблема начального образования // Нач. школа. 2007. №1. С. 25 - 31.

2. Науменко Ю.В. Примерная программа коррекционной работы // Энциклопедия административной работы в школе: универс. электрон. справочник для администратора образовательного учреждения. М. : Сентябрь, 2011.

3. Науменко Ю.В. Содержание программы коррекционной деятельности массовой общеобразовательной школы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. №3(84). С.30 - 37.

4. Науменко О.В., Шершицкая Е.А. Возможности развития памяти учащихся на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. 2004. № 9. С. 29 - 33.

5. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. URL : http://almanah. ikprao.ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2010.

Organizational and methodological support of correction work of mass secondary school

There is suggested the author’s approach to development of the programmes of correction work of secondary institution in accordance with the requirements of the federal state educational standard of primary education and methodological recommendations of its implementation.

Key words: programme of correction work, child with limited health abilities, principles of correcting developing work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.