Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования'

Психологическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОВЗ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакулина Ирина Геннадьевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья, интегрированные в школы общего типа, нуждаются в психологическом сопровождении. Это предполагает предоставление ребёнку квалифицированной помощи в овладении программным материалом и социальными компетенциями. Кроме того, необходимо подготовить к инклюзивной практике всех участников образовательного процесса. При адекватном психологическом сопровождении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, он успешно адаптируется к условиям обучения в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакулина Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования»

28

УДК 371.9(076)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бакулина И.Г., педагог-психолог Муниципального бюджетного образовательного учреждения Омской области «Любинская средняя общеобразовательная школа № 3», рабочий посёлок Любино Омской области

Дети с ограниченными возможностями здоровья, интегрированные в школы общего типа, нуждаются в психологическом сопровождении. Это предполагает предоставление ребёнку

квалифицированной помощи в овладении программным материалом и социальными компетенциями. Кроме того, необходимо подготовить к инклюзивной практике всех участников образовательного процесса. При адекватном психологическом сопровождении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, он успешно адаптируется к условиям обучения в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: психологическая поддержка, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательная школа, коррекционная работа.

Одной из стратегических задач общеобразовательной школы является поддержка и развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Без специальной помощи ученик, имеющий нарушение в развитии, может испытывать значительные трудности разного плана. Это касается и усвоения программного материала, и овладения традиционными бытовыми умениями, и установления социально-коммуникативных контактов как со взрослыми, так и со сверстниками.

В нашей образовательной организации, расположенной в рабочем посёлке Любино Омской области, были определены приоритетные направления деятельности, благодаря которым обеспечивается развитие инклюзивной практики в целом и профессиональная поддержка интегрированного ребёнка в частности. В числе таких направлений следующие:

- определение приемлемой для ребёнка с ОВЗ модели обучения, составление (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута;

- оказание интегрированному обучающемуся коррекционной помощи, удовлетворение его особых образовательных потребностей;

- психолого-педагогическое сопровождение школьников с нарушениями в развитии как на этапе адаптации к обучению организации общего типа, так и на всех последующих этапах получения образования;

- оказание консультативной помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ;

- профессиональная и психологическая подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования;

- подготовка здоровых детей к совместному обучению со сверстниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также формирование у первых толерантного отношения к лицам с ОВЗ.

При выделении данных направлений мы руководствовались методическими рекомендациями современных авторов, исследования которых посвящены не только проблеме инклюзии, но и формированию в массовой школе психологически комфортной среды, которая удовлетворяет запросам всех участников образовательного процесса (О.С. Кузьмина, Е.В. Намсинк, О.Ю. Синевич, Т.Ю. Четверикова, О.В. Якубенко и др.).

Так, Е.В. Намсинк раскрывает способы педагогического взаимодействия с семьёй на этапе адаптации ребёнка к школе [2]. О.Ю. Синевич предлагает модель взаимодействия

междисциплинарной команды специалистов в целях поддержки инклюзивного образования [3]. О.С.Кузьмина освещает методические пути подготовки педагогов образовательных организаций общего типа к работе с детьми, имеющими нарушения в развитии [1]. Т.Ю. Четверикова сообщает о неправомерности тотального характера инклюзии и пишет о подходах, обеспечивающих обоснованный отбор детей с ОВЗ для инклюзивного образования [4]. О.В. Якубенко даёт рекомендации относительно осуществления профилактики психодезадаптационных расстройств обучающихся [5].

Отметим, что в настоящий период времени в общеобразовательной школе № 3 рабочего просёлка Любино дети с ОВЗ представлены следующими нозологическими группами:

1.Со зрительной депривацией - 15 человек. Из них в начальном звене учатся 8 человек, а в среднем и старшем - 7 человек.

2. С задержкой психического развития (ЗПР) -14 человек. Все дети являются учениками начальных классов.

3. С нарушением опорно двигательного аппарата (ОДА) - 1 ребёнок, который является учеником 1 класса.

Все дети обеспечиваются

квалифицированным психологическим

сопровождением. Остановимся на данном вопросе подробнее.

Так, в начале каждого учебного года проводится комплексное диагностическое

обследование детей с ОВЗ. Это важно для выявления особых образовательных потребностей ребёнка, на основании чего в дальнейшем разрабатываются рабочие программы коррекционных занятий, планируется индивидуальный образовательный маршрут.

Особое внимание уделяется диагностике учащихся с ОВЗ, впервые зачисленных в школу, то есть первоклассников. Определяется, соответствует ли уровень общего и речевого развития ребёнка

29

возрастной норме, а если нет - то по каким линиям наблюдается отставание в развитии.

Результаты психолого-педагогического

обследования, полученные на этапе входной диагностики, заносятся в персональные карты детей, а затем подвергаются комплексному анализу в качественном и количественном аспекте. В последующем эти данные важны для оценки развития ученика, для выявления наличия либо отсутствия у него положительной динамики в освоении программного материала, а также в овладении социальными компетенциями, без которых успешная интеграция в общество, безусловно, невозможна.

Занятия психолога со школьниками, имеющими проблемы в здоровье, проводятся в индивидуальной и групповой формах.

В процессе индивидуальных занятий осуществляется коррекция имеющихся у детей вторичных нарушений (внимания, памяти, восприятия, негативных поведенческих проявлений и др.) за счёт реализации персонифицированного подхода.

Так, при работе с детьми с нарушением зрения особое внимание уделяется развитию у них восприятия цвета, формы, величины, предметов на зрительно-осязательной основе. Кроме того, в содержание коррекционной работы входит обучение школьников ориентированию на плоскости (столе, листе бумаги, в книге и т.д.), а также в большом пространстве. При работе с учениками с ЗПР большое внимание уделяется развитию у них мыслительных операций (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.), слухового и зрительного внимания, памяти, а также других неречевых психических процессов и эмоциональной сферы.

На групповых занятиях школьники осваивают социальные навыки, которые им жизненно необходимы в традиционных бытовых ситуациях:

- безопасное общение с незнакомыми людьми;

- поведение в общественных местах;

- особенности пользования услугами сферы

быта;

- обращение за медицинской помощью;

- безопасные виды деятельности и способы получения информации в нестандартных ситуациях (по мобильному и стационарному телефону, через интернет и т.д.).

Всё это необходимо для того, чтобы ребёнок с ОВЗ активно накапливал социальный опыт, умел позаботиться о себе, выбрать безопасную модель поведения и принять правильное решение, не став жертвой обмана. Последнее очень важно по отношению к младшим школьникам с нарушениями в развитии, которые, как правило, очень доверчивы, легко внушаемы, в связи с чем могут пострадать из-за недостатка жизненных компетенций.

Следует отметить, что программа коррекционной работы, составленная в начале учебного года, не является статичной. Как правило, 1 -2 раза в четверть возникает необходимость вносить в неё изменения. Это обусловлено тем, что одни школьники с ОВЗ довольно быстро продвигаются в

развитии (несмотря на имеющееся нарушение), достигая уровня, который не соответствует, но близок к возрастной норме. Другие дети в силу индивидуальных особенностей и возможностей, структуры нарушения демонстрируют более медленный темп продвижения, стойкие трудности в обучении и коммуникации, сложно поддающиеся коррекции. В каждом из названных случаев содержание работы требует внесения дополнений и изменений (в сторону усложнения либо в сторону упрощения спрогнозированной ранее деятельности).

Психологическое сопровождение школьников с ОВЗ осуществляется не только на специальных занятиях психолога, но и входе всего учебно-воспитательного процесса. Под особым контролем находятся следующие вопросы:

- адаптация ученика с ОВЗ в среду здоровых сверстников и профилактика психодезадаптационных расстройств;

- состояние физического здоровья ученика, посильность для него тех требований, которые предъявляются педагогами и родителями;

- наличие у ребёнка с нарушением в развитии конструктивных контактов с работниками школы;

- успешность освоения программного материала в соответствии с требованиями стандарта;

- удовлетворённость родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, качеством обучения их ребёнка, состоянием его взаимоотношений с иными участниками образовательного процесса из числа взрослых и сверстников и др.

Мы принимаем во внимание, что содержание психологического сопровождения инклюзивной практики не должно ограничиваться исключительно оказанием помощи ребёнку с ОВЗ. В данной связи предусмотрено оказание помощи педагогическим работникам и родителям в выборе такой стратегии поведения, благодаря которой особый ученик сможет успешно интегрироваться в общеобразовательную среду. Так, предусмотрено психологическое консультирование семей, учителей, в том числе классных руководителей, от которых во многом зависит психологический комфорт школьника с нарушением в развитии, наличие у него желания посещать массовую школу. Содержание многих консультаций определяется исходя из запросов участников образовательного процесса.

Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья, интегрированные в школы общего типа, нуждаются в целенаправленном психологическом сопровождении. Оно предусматривает оказание ребёнку квалифицированной помощи в освоении программного материала, в овладении социальными компетенциями. В то же время система психологического сопровождения требует не только непосредственной работы с ребёнком, имеющим проблемы в здоровье. Особого внимания заслуживают направления деятельности, обеспечивающие подготовку к инклюзивной практике всех участников образовательного процесса, в первую очередь, здоровых детей и взрослых. При регулярном и

адекватном психологическом сопровождении ребёнка с ОВЗ, интегрированного в массовую школу, он успешно адаптируется к общеобразовательной среде, находится в состоянии психологического комфорта, устанавливает сотруднические отношения с другими детьми и педагогическими работниками.

Источники и литература:

1. Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2015. - 319 с.

2. Намсинк Е.В. Педагогическое взаимодействие с семьёй в период адаптации ребёнка к школе // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 4. С. 20 - 23.

3. Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю. Взаимодействие медицинских и педагогических работников в целях поддержки инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Мать и дитя в Кузбассе. - 2015. - № 2. - С. 102 - 105.

4. Четверикова Т.Ю. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S 8. - С. 71 - 77.

5. Якубенко О.В. Профилактика психодезадаптационных расстройств учащихся // Наука и образовательное пространство: вектор трансграничного развития: материалы международного форума. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. - С. 108 - 113.

Доступная среда -физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей.

В мире свыше 1 млрд инвалидов

Создание доступной среды для инвалидов позволит им

реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.

В России около 13 млн инвалидов и 40 млн маломобильных граждан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.