Научная статья на тему 'Формирование личностных компетенций младших школьников'

Формирование личностных компетенций младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1175
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ / ЛИЧНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / УВЕРЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПОНИМАНИЕ / САМООЦЕНКА / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родина Лариса Викторовна

Работая учителем начальных классов, я понимаю, что важно не только формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности. Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности. Всё «родом из детства». Школьные годы это то время, когда нужно научить ребёнка осознавать свою значимость, научить ребёнка оценивать себя и других, приобрести опыт общения. И помочь в этом можем только мы взрослые. Мы работаем с «дальним прицелом». Всё то, что закладывается в ребёнка сейчас, можно и не заметить на этом этапе, всё это отразится потом, когда он станет взрослым человеком, когда самостоятельно станет проявлять свои качества характера. В этом специфика нашего труда плоды воспитания мы можем увидеть только через несколько лет. В своей работе по теме «Развитие личностных компетенций младших школьников» я представила опыт своей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родина Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование личностных компетенций младших школьников»

2. Ефимова И.В. Амбидекстры. Нейропсихология индивидуальных различий. М: КАРО, 2007. 180 с.

3. Сайт big picture. В индийской школе все дети пишут обеими руками. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bigpicture.ru/?p=958269/ (дата обращения: 01.12.2019).

4. Сайт психолога В. Пугача, Альтернативное мнение о СДВГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pougach.net.ru/ (дата обращения: 01.12.2019).

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Родина Л.В.

Родина Лариса Викторовна - учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Маркс, Саратовская область

Аннотация: работая учителем начальных классов, я понимаю, что важно не только формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности. Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности. Всё «родом из детства». Школьные годы - это то время, когда нужно научить ребёнка осознавать свою значимость, научить ребёнка оценивать себя и других, приобрести опыт общения. И помочь в этом можем только мы - взрослые. Мы работаем с «дальним прицелом». Всё то, что закладывается в ребёнка сейчас, можно и не заметить на этом этапе, всё это отразится потом, когда он станет взрослым человеком, когда самостоятельно станет проявлять свои качества характера. В этом специфика нашего труда - плоды воспитания мы можем увидеть только через несколько лет.

В своей работе по теме «Развитие личностных компетенций младших школьников» я представила опыт своей работы.

Ключевые слова: развитие ключевых и предметных компетентностей, личность, сотрудничество, формирование личности, уверенность, нравственное развитие, понимание, самооценка, внутренняя мотивация.

«Всё, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, даётся нам воспитанием» Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании»

Важнейшей ключевой компетентностью младших школьников считаю личностную компетентность. В будущем ребёнок должен не только владеть определёнными знаниями, он должен осознавать себя как личность, осознавать свою значимость, здраво оценивать свои возможности, уметь применять свои знания на практике, уметь оценивать свою деятельность, ставить перед собой цели и задачи, строить планы по осуществлению задуманного, находить выход из трудных ситуаций. И у меня как у педагога есть все возможности за те четыре года, которые дети обучаются в начальных классах, помочь детям раскрыть свои таланты, способности, создать детям атмосферу успеха, помочь обрести уверенность в себе, в своих силах. А сделать это можно в полной мере не только в учебной деятельности, а использовать

все возможности и в воспитательной работе. И тут у меня как у классного руководителя широкое поле деятельности.

Я понимаю, что все дети разные. Одни проявляют себя сразу. И эти таланты мы видим без труда: эти дети готовы петь, танцевать, читать стихи, они активны, порой безудержны, с ними можно свернуть «горы», они помощники во всём. Но как быть с ребятами, которые не менее талантливы, но в силу своих особенностей не могут так ярко себя проявлять, а в душе очень этого хотят. Вот тут мы взрослые должны присмотреться к таким ребятишкам. Ведь порой за кажущимся безразличием и нежеланием скрываются очень талантливые дети, которые нуждаются в нашей помощи, из которых вырастут замечательные люди. Для них просто необходимо тоже найти дело, раскрыть их, проверить в разных сферах деятельности и найти ту, в которой ребёнок почувствует себя уверенно. Нужно создать «ситуацию успеха», дать возможность поверить в свои силы, обрести уверенность.

В своей воспитательной работе я стараюсь всегда работать со всеми ребятами своего класса, каждому выделить роль согласно его характеру, его желанию и стремлению. При подготовке классных или общешкольных мероприятий я всегда советуюсь с ребятами, призываю на помощь родителей. Родители - без них воспитательная работа в школе может потерпеть крах. Только в сотрудничестве с родителями можно получить желаемый результат.

Большую роль в формировании личностных компетенций играет подготовка и проведение больших мероприятий, требующих длительной совместной подготовки. Все мы с вами знаем, что не так важен и приятен сам праздник, как приятна и важно подготовка к празднику. Какой душевный подъём царит в классе, когда идёт подготовка к таким праздникам как День Матери, 8 Марта, Новый год, День именинника, Масленица и другие. Вот такой душевный подъём, роднящий в подготовке всех детей и взрослых, что может быть лучше для формирования личности. Сколько совместных идей, репетиций. Ведь ребята готовы не уходить из школы, стараются петь, танцевать. Например, мы с ребятами готовили праздник «Масленица» долго и тщательно. Встречались на каникулах, оставались после уроков, и вот он момент самого праздника настал. Никто не остался в стороне. Кто-то танцевал, кто-то играл роль в сценке, кто-то пел частушки, все готовили стихи и песни о Масленице. Ту радость, удовлетворение от праздника, которое получили ребята, нельзя ни с чем сравнить.

А вот праздники для мам: День Матери или 8 Марта. Здесь ко всему вышеперечисленному добавляется ещё и нежное, трепетное отношение к Маме, желание подготовить для мам и бабушек сюрприз в виде концертной программы.

Ощущение важности своей роли, своего вклада в данные мероприятия для каждого ребёнка имеют огромное значение. Ощущение своей значимости, важности придают уверенность, желание повторения событий в жизни ребёнка.

Ещё в своей воспитательной работе я очень люблю проводить с детьми различного рода викторины, особенно по литературным произведениям. Так как очень хочу, чтобы дети были грамотными, читающими, знающими писателей людьми. Обычно таким мероприятиям предшествует задание - прочитать ту или иную книгу или несколько произведений. Не секрет, что для многих детей чтение не является любимым занятием, поэтому-то и возникает необходимость в проведении таких мероприятий. Когда тебя ждут увлекательные задания, призы, конкурсы, то, конечно же, прочитать книгу просто необходимо.

Благодаря этому повышается уровень нравственного развития детей, "относительно самого себя". Происходит личностное развитие ученика, поскольку обеспечивается понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», формируются понятия о добре и зле, нравственности. Через такие мероприятия происходит приобщение к литературе как искусству слова, формируется индивидуальный эстетический вкус.

53

С большим удовольствием мы готовились к юбилею сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Всем ребятам было дано задание прочитать сказку, группа ребят репетировали отрывок из сказки, остальные готовились к викторине. С таким же удовольствием мы готовились и к юбилею А.Л. Барто.

В начале учебного года, в 1 классе, когда ребята ещё не совсем знакомы, проводила викторину «Любимые сказки». Цель данного мероприятия - это формирование у детей интереса к сказкам и чтению; формирование умения слышать друг друга, сотрудничать, искать совместно пути решения; развитие способности детей, извлекать информацию, воспринимать мир сказок как мир чудес и волшебства.

Подбор команд проводится случайным образом, для того, чтобы ребята ближе узнали друг друга, больше пообщались с теми, кого ещё мало знают. Совместное выполнение заданий способствует сплочению классного коллектива.

Постоянно в классе проводим конкурсы чтецов, посвящённые разным событиям Дню Победы, юбилеям русских поэтов, о весне, зиме или осени. Подготовиться может любой желающий, без ограничений. В качестве жюри приглашаю учителей старших классов, которые с удовольствием помогают в этом.

Нельзя не рассказать о роли патриотического воспитания в становлении личностных компетенций. Участие в фестивале военной песни, в акции «Тюльпан -ветерану», классные часы, посвящённые датам Великой Отечественной войны и, конечно же, возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату.

Особенно любимы детьми спортивные мероприятия. Здесь уже идёт сотрудничество с преподавателями физической культуры. Такие мероприятия, как «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», «Мама, папа, я - спортивная семья!» -способствуют формированию внутренней мотивации, самооцениванию, сплочению коллектива. Здесь моя роль как классного руководителя помочь сформировать команду, подготовить болельщиков, поддержать команду в случае неудачи.

Не все дети имеют возможность увидеть мир дальше своего дома и школы. Многие ребята не знают, что в городе есть Краеведческий музей, что есть театры и много других достопримечательностей, которые можно открыть для себя. Поэтому всегда стараюсь совместно с родителями организовывать поездки в город Саратов, в ТЮЗ, в музеи города Маркса и музей Занимательных наук Эйнштейна в Саратове, посетить Парк Победы. Эти поездки и экскурсии обогащают духовный мир детей, помогают им ощутить себя частью нашей страны, почувствовать гордость за свой родной край, ощутить себя личностью.

Особенно важно участие ребят в творческих конкурсах. «Почему?» - спросите вы. Есть ребята, которые в силу своего характера не стремятся быть на виду, а остаются в тени. Таких ребят я стараюсь обязательно задействовать в работе с конкурсными поделками. Когда мы с ребятами готовим работу для конкурса, то естественно одного занятия в неделю кружка «Мастерок» очень мало. Трудиться приходится каждый день, после ГПД или в каникулы.

Ощущение своего вклада в общее дело, понимание того, что твоими руками создаётся чудесная поделка, а если эта работа ещё и оценена по достоинству, то это очень важно для повышения самооценки, для ощущения своей значимости. Мы с ребятами уже на протяжении нескольких лет участвуем в конкурсе макета и рисунка «Мой прекрасный сад», проводимым СГАУ им. Н. Вавилова кафедрой Садово-паркового и ландшафтного строительства.

Конкурсы дидактического сайта Федерального центра им. Л.В. Занкова Страна Мастеров» дают возможность участия всем желающим, и в свою очередь я привлекаю к работе и тех, кто не очень-то желает. Но как только один раз ребёнок поработает вместе со всеми, то потом уже не оторвать от работы. А ведь как приятно в результате увидеть своё творение, ощутить свой вклад, свою значимость. Я в свою очередь, отслеживаю, участие детей и стараюсь в следующих конкурсах задействовать оставшихся.

В замечательном советском фильме «Доживём до понедельника» в сочинении ученика было написано: «Счастье - это когда тебя понимают». Я думаю, что классный руководитель просто обязан понимать каждого ребёнка, чем он живёт, какое у него настроение и почему. Что нужно сделать, чтобы не упустить важное, чтобы не сломать, а помочь, раскрыть. В наших руках жизнь детей и от нас зависит, каким будет человек: открытым миру, любознательным и творческим или озлобленным, замкнутым и несчастным. Самое главное - не бояться доверять детям, уважать и не скупиться на похвалы.

Список литературы

1. Родина Л.В. «Формирование орфографической зоркости младших школьников» (из опыта работы). Журнал «Проблемы современной науки и образования». № 31. Январь, 2015.

2. Родина Л.В. «Как повысить интерес к решению задач». Журнал «Наука, техника и образование». № 01. Фвраль, 2015.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Токарева И.А.

Токарева Инна Александровна - учитель математики высшей категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 1, г. Липецк

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью педагогов достичь главной цели современного образования: учить учиться. В статье рассматриваются вопросы реализации системно - деятельностного подхода в обучении в основной и старшей школе.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, ключевые компетентности, структура урока.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию.

Деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

1) Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

2) Использование активных и интерактивных методик;

3) Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.