СЕ
МЕИНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ в школе
Александра Вячеславовна Гуревич,
заведующая лабораторией «Инфраструктура проектной деятельности» НИИ инновационных стратегий развития общего образования, Москва
• риски участия родителей в проектах детей • новый тип родительского образования • вклад родителей в проект • типы семейных проектов
Проектирование как образовательная технология в настоящий момент переживает в образовании период становления. Новую деятельность, появление которой в школе было обусловлено как требованиями времени, социальной практики, так и логикой развития самого образования, осваивают и педагоги, и учащиеся одновременно. К этому процессу подключаются и родители.
Последнее особенно важно, учитывая, что основная масса родителей не имеет ни желания, ни возможности глубоко погружаться в образовательный процесс, участниками которого, как предполагается (и это закреплено в массе документов), родители являются. На практике такое участие организовать достаточно сложно. В лучшем случае родители (родительские комитеты) участвуют в принятии решений по отдельным вопросам управления школой, в проведении досугово-воспита-тельных мероприятий (поездок, экскурсий, праздников и т.п.) либо выступают в качестве заказчиков на образовательные услуги, особенно — дополнительные. Классно-урочная система не предполагает и не допускает прямого
включения родителей в обучение. Последнее происходит стихийно и достаточно неконтролируемо — например, как помощь в выполнении домашнего задания.
Проектирование является образовательной технологией, которая делает участие родителей в образовании собственных детей реальным, создаёт новые образовательные прецеденты, задействует родителей как значимый образовательный ресурс.
Однако не всякое участие родителей безусловно полезно. «Как только подключаются родители — конец проекту», — считает ряд педагогов.
Действительно, нередко собственно проектирование (выделение проблемы в проблемной ситуации, построение замысла и т.д.) зачастую осуществляет взрослый, оставляя ребёнку, в лучшем случае, «творческое исполнение». В педагогической среде даже представление такое об ученическом проекте существует — что это «достижение учащимся поставленной перед ним цели наилучшим способом». В этом смысле, от проекта действительно остаётся только его реализационная часть.
Вероятность такого включения в проект — не вполне адекватного идее проектирования — у родителей достаточно высока в силу уже сложившегося стереотипа взаимодействия с ребёнком, часто авторитарной позиции родителя в наших семьях. К тому же создание условий для того, чтобы ребёнок начал проектировать сам, требует высокого педагогического профессионализма, которому также нужно учиться. К тому же и ребёнок не сразу может включиться в проектирование — это деятельность, которую ещё только предстоит освоить. Проектирование как деятельность имеет свою специфику, которой родителям нужно овладеть, параллельно включая в это детей с образовательной целью. Это на порядок увеличивает степень сложности процесса. Проект, в котором участвуют родители, нуждается в особом типе педагогического, а иногда и психологического сопровождения. Если мы привлекаем родителей к реализации новых образовательных технологий, то должны это соответствующим образом обеспечить.
По этому поводу Ю.В. Громыко говорит об особом типе родительского образования, которое должно выстраиваться вокруг школы при освоении новых образовательных технологий. Его основная задача — повысить компетентность родителей в этой сфере. Только в этом случае родители станут педагогическим ресурсом.
Мы уже говорили об опасности, когда взрослый замещает в образовательном проекте движение ребёнка, хотя не менее вреден и другой крен — полная отстранённость взрослых от проекта: «дети сами всё сделают — пусть плохо, несовершенно, но сами». В этом случае при наличии детской активности часто не хватает образовательного приращения. Проект должен быть культуросообразен. И здесь роль взрослого как носителя культуры, носителя общественно выработанных образцов и способов деятельности очень важна. Иначе проект будет носить характер дилетантского вхож-
дения в предметно-профессиональную сферу. Не случайно в качестве нормативного требования к проектам сейчас задаётся обязательность прикладного исследовательского этапа, необходимость изучения литературных источников, консультаций специалистов, профессионалов — всё это призвано поднять культурную планку проекта, обеспечить качество результата в его продуктном выражении. Здесь родители могут оказаться незаменимым ресурсом — культурно-образовательным. Ведь среди пап и мам есть учёные, высококлассные профессионалы, просто широко образованные и компетентные в самых разных сферах люди.
При реализации проекта важно образовательное продвижение детей. Родители, даже если они не участвуют в проекте непосредственно, могут помочь, например, в организации рефлексии: «чему научился, что удалось сделать и освоить, как продвигается проект, в чём препятствие и т.д.», — вместо традиционного вопроса: «что получил по предмету?».
В такой родительской заинтересованности — уже немалая помощь. Родители могут удерживать и организационную рамку проекта. Например, найти консультантов за счёт своих социальных контактов, помочь сформировать состав участников, наладить взаимодействие с внешними структурами и так далее.
Для проекта, развивающегося в социальном поле, дети вместе с родителями — это уже общественность микрорайона, района, с мнением которой трудно не считаться. В этом смысле родители представляют собой и мощный социальный ресурс.
Наконец, материальная помощь со стороны семьи. Вложить средства в реализацию проекта, в котором принял живое участие сам, для родителя реально. Понятно, куда и ради чего вкладываются деньги.
.ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ
На практике в настоящий момент просматриваются различные типы участия родителей, семьи в образовательных проектах.
Один из них — традиционный, когда в ученическом проекте на той или иной его стадии родители оказывают деятельную помощь своему ребёнку. Это может быть, например, содействие в подготовке презентации, в оформлении работы, помощь в подборе литературы, её анализе и т.д. Чаще всего смысл такого действия — «дотягивание» проектного продукта до уровня надлежащего качества. Вопрос о правомерности такой помощи, её целях, условиях и целесообразности — отдельный. Но такая практика существует повсеместно. И она не бессмысленна с образовательной точки зрения, особенно, когда речь идёт о детях с особыми потребностями, детях с нарушениями развития, о младших детях. Для ребёнка это может задавать зону ближайшего развития, когда он в сотрудничестве со взрослым способен осуществить что-то, что пока неподвластно его самостоятельному действию.
Поэтому готовность родителей помочь можно только приветствовать — с пониманием того, что мы вместе как люди, заинтересованные в образовании ребёнка, делаем. Здесь так же, как и при подготовке уроков, важно, чтобы исходный смысл не был утерян. Помочь победить в конкурсе, добиться социального престижа любыми средствами и развивать своего ребёнка, помогая ему преодолевать себя, — вещи разные. Важно, чтобы родители это осознавали.
Ещё один распространённый вариант родительского участия — когда родители вовлекаются в управленческий проект, направленный на решение общешкольной проблемы, или участвуют в реализации какого-то масштабного для школы замысла.
Это направление в последнее время стали называть школьно-семейным проектированием (В.Ю. Извеков). Примером могут служить проекты создания классов на открытом воздухе, реконструкции школьного двора, когда некоторая идея становится общешкольным делом и множество инициативных взрослых участвуют в её реализации.
Полезность такого рода деятельности для школы очевидна, однако образовательным и семейным такой проект назвать можно лишь при соблюдении определённых условий. Всё зависит от того, как именно участвуют в проекте отдельные родители и семьи, от типа участия и вовлечённости детей в проектирование. Часто такая деятельность — хороший пример участия родительской общественности в жизни школы, но не в образовательном проектировании.
В последнее время возникла ещё одна форма участия родителей — семейные проекты. О семейном проектировании можно говорить, когда семья развивает проект, фокусируясь на решении той или иной проблемы, часто значимой для ребёнка и его родителей. Проект исходно замысливается как детско-взрослый, с постановкой рефлексии, сопряжён с распределением деятельности и степени вовлечённости в разные процессы детей и взрослых.
Первоначально появление идеи семейного проектирования было связано с морально-этическими проблемами, возникавшими при проведении конкурсов проектов, когда участие родителей в ученических проектах иногда сводилось к широко известному явлению: «папа решает, а Вася сдаёт».
По мере развития практики семейных проектов всё в большей мере обнаруживается самостоятельная ценность такого рода деятельности и для школы, и для семьи, и для ребёнка. Проявляется она в желании родителей участвовать и развивать семейные проекты. В школе № 1161 отец одного из учеников, первоначально отказывавшийся от проекта из-за «нехватки времени», после успешной реализации изъявил желание вновь участвовать в проекте, а в ответ на встречное недоумение сына по поводу занятости ответил: «Ну, на это-то я всегда время найду!».
Не жалко потраченного времени, потому что для родителей становится очевидной результативность затраченных усилий. В семье, например, возникает эмоциональный контакт. Проблема отстранённости детей остро стоит для многих родителей подростков. Наверное, не стоит усиливать обвинительный залог и огульно упрекать родителей, что они «не хотят» общаться со своими детьми. Многие и хотят, но... не умеют. Трудно найти верный тон и точки соприкосновения, тем более если контакт в какой-то момент был утерян. Проект создаёт повод для деятельного взаимодействия, находящегося в иной области, чем обычные бытовые контакты.
В совместной деятельности рождается взаимопонимание. При этом не ребёнок вынужденно втягивается в деятельность взрослого, а деятельность образовательного проектирования строится вокруг ребёнка, с учётом его позиции, интересов.
Усиливаются процессы консолидации внутри семьи. «Семья Ивановых, Петровых... » — за счёт представленности вовне, в обществе начинает выступать как целостность, в которой по законам развития малой группы упрочиваются связи. Согласитесь, не так много у нас в жизни ситуаций и пространств, где такая представленность для семьи возможна.
В семейный образовательный проект могут включаться и одноклассники, и друзья семьи, и друзья детей. Так формируются детско-взрослые сообщества, соединённые общей целью, сходными жизненными установками — детско-взрослая образовательная общность. Это благодатная среда для развития ребёнка.
Перечисленные эффекты, несомненно, имеют место при включении родителей в семейное проектирование и возникают уже просто за счёт совместности деятельности. Специфичной именно для семейных обра-
зовательных проектов является новая позиция ребёнка, подростка в семье.
Свой мир, оберегаемый подростком, не случаен. Он необходим для того, чтобы взрослеющий человек состоялся как личность. Мнение родителей часто довлеет над ними. Родители, например, иногда и не подозревают, какие возможности скрываются в их собственных — таких «ещё маленьких и неумелых» детях. Могут иногда преувеличивать как достоинства, так и недостатки собственного чада, проявлять усиленную заботу или контроль. Психологи даже говорят о необходимости в ряде случаев для некоторых уже взрослых людей символического «развода» со своими родителями, позволяющего избежать излишнего диктата. Такой «развод» означает не разрыв и прекращение всяческих отношений, а перевод их на некоторый новый уровень.
Настойчивая самостоятельность при обязательной эмоциональной поддержке родителей — такова тактика запоздалой «инициации» в запущенных случаях, своеобразная психологическая «хирургия», одинаково трудная для обеих сторон.
Одна из задач воспитания, ориентированного на развитие, — дать возможность растущему человеку постепенно обрести собственную субъектность. Совместное проектирование неизбежно должно сопровождаться развитием субъ-ектности ребёнка, иначе это не проектирование, а просто труд под руководством взрослого.
Бесконфликтное становление субъектно-сти ребёнка невозможно без готовности её принятия ближайшим окружением. Проект создаёт такую внутреннюю готовность родителей — воспринять ребёнка по-новому.
В ходе проектной деятельности возможно развитие деятельностных компетенций,
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
которые позволят ребёнку последовательно стать «субъектом собственной деятельности», субъектом своего развития и впоследствии обеспечат способность определять собственную жизнь.
В проекте подросток имеет возможность реализовать себя, причём в сфере реально востребованной и социально одобряемой, что приемлемо для обеих сторон: ребёнку не приходится искать способы самоутверждения в других областях, для родителей снимается проблема девиаций. Это, кстати, подтверждает практика реализации проектов в семьях с «трудными» детьми.
В новом качестве в проекте выступают не только дети для родителей, но и родители для детей. Дети тоже зачастую имеют однобокий взгляд на родителей. Довольно часто они, в общем-то, и не знают родителей, какими они являются в обществе. Ребёнок видит усталых, приходящих с работы папу и маму. Лежащий на диване или решающий какие-то бытовые проблемы родитель отличается от деятеля, каким он предстаёт на работе. Фигура социально-значимого взрослого, способного расценить деятельность ребёнка как общественно-полезную, с социальной позиции важна для подростка. Не всегда родитель опознаётся как такая фигура. Конечно, многие родители приобщают ребёнка к профессиональной стороне своей жизни. Но чаще эта деятельность представлена для детей на уровне достаточно смутного и, скорее, «экскурсионного» знания.
Нередко проекты с участием семьи — это проекты, где родители вводят ребёнка в свою профессиональную сферу, что имеет профориентационное значение. Ведь, бывает, родители, вольно или невольно, навязывают своему ребёнку профессиональный выбор.
Какую конкретно позицию занимает при этом родитель: «выбирай только мою специальность», или «только не мою», или «мод-
ную и перспективную», — не имеет значения. Сам дискурс намечается без учёта ребёнка. Даже соответствующая поговорка сложилась: «Первое образование — для родителей, второе человек получает сам».
Проект даёт молодому человеку возможность осуществить профессиональную пробу — до того, как потрачены время и средства на освоение профессии, преодолеть «семейные стереотипы». Так, в школе № 1161 учащийся после семейного проекта по реконструкции школы, реализованного совместно с мамой-архитектором, смог скорректировать свой профессиональный выбор, отказавшись от архитектуры и выбрав дизайн.
Всё это важно для укрепления семьи, семейного климата, при этом семья приобретает иной общественный статус. Не случайно сама идея семейного проектирования услышана управленцами и начинает поддерживаться местными органами власти. Так, в московском районе «Ясенево» уже по инициативе управы проводится районный Фестиваль семейных проектов, первоначально инициированный школьными педагогами. Такое сотрудничество на основе взаимодействия образования и территориального управления — мощный ресурс поддержки семейного проектирования.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется подчеркнуть: участие родителей в образовательных проектах является важным как для школы, так и для семьи. И для семьи, и для школы это связано с немалыми усилиями, которые нужно приложить — и, несомненно, это необходимо делать — в интересах детей, во имя их развития, их жизненной успешности. НО