Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афоничева Юлия Валерьевна

Анализ основных изменений системы государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

Консультант Юлия Валерьевна Афоничева,

заведующая кафедрой менеджмента Ярославского инситута развития образования

Переход от Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» к Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Федеральный закон от

21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон о госзакупках), задумывался как антикоррупционный и всегда был ориентирован на борьбу с коррупцией больше, чем на качество результата закупочной деятельности. Именно поэтому он крайне ограничил полномочия заказчиков — не было ответственности за исполнение контракта и качество результата. Этот закон стремился сделать процесс отбора максимально объективным. Логично, что главным фактором отбора стала цена. А снижение цены, и соответственно экономия бюджетных средств, — главным критерием эффективности.

Экономия была мнимой. Начальные цены контрактов очень и очень часто были завышены, иногда в несколько раз.

К сожалению, заложенные в законе механизмы не только не способствовали эффективности государственных закупок, но и привели к низкому качеству конкурентной среды. Почему? Корень проблем в том, что закон отвечал только на вопрос, как закупать, как отбирать поставщиков, а не

на вопросы, зачем мы совершаем конкретную закупку и какой результат хотим получить.

На практике мы имеем, с одной стороны, абсолютно не оправданные покупки чиновниками предметов роскоши, а с другой — дешёвое питание в детских садах, некачественные ремонты крыш и зданий учебных заведений и затяжную судебную практику, чтобы попытаться расторгнуть муниципальные (государственные) контракты.

Как принципиально изменить сами подходы к регулированию?

Мы должны ввести эффективное регулирование от предтен-дерной стадии (обоснования и планирования закупок, установление начальной цены и существенных условий контракта) до управления контрактными рисками, мониторинга исполнения и аудита контрактов.

Теперь о федеральной контрактной системе.

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государст-

венных и муниципальных нужд», принятый 5 апреля 2013 года, в основной своей части вступил в силу 1 января этого года. Новая система организации госзакупок станет более гибкой, эффективной и открытой для общественного контроля.

В большей своей части закон о контрактной системе в сфере закупок содержит основные положения Федерального закона № 94-ФЗ. И они, на мой взгляд, усложнят жизнь государственных и муниципальных заказчиков. Вообще у заказчиков станет намного больше обязанностей, чем сегодня, особенно при планировании закупок, обосновании их цены и приёмки выполненных контрактов. Причём на этапе приёмки заказчик будет обязан проводить экспертизу результатов, предусмотренных контрактом, как своими силами, так и привлекая для этого экспертов или экспертные организации. Это требование распространяется и на закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Законом предусмотрены существенные изменения правил осуществления госзакупок.

Изменения затронут как деятельность государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников госзакупок. В Российской Федерации будет создана контрактная система в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая будет регулировать государственные закупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности. Впрочем, значительная часть положений Закона о госзакупках сохранится в новой системе в той или иной форме. В частности, почти не изменятся существующие способы проведения госзакупок.

Появятся и дополнительные способы закупок. К уже известным — конкурс, аукцион и запрос котировок — добавится дву-хэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием.

В дополнение к старым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Законом вводятся новые: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Открытый аукцион будет проводиться только в форме электронного аукциона.

Изменятся такие правила: определения начальной цены госконтракта, оценки заявок на участие в госзакупках, изменения и расторжения госконтракта, надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков. Законом будут установлены особенности исполнения уже заключённых контрактов.

Отмечу, что многие новые положения Закона смогут применяться

только после утверждения необходимых подзаконных актов, большинство из которых должно будет разработать Правительство РФ. Например, Правительство РФ должно будет принять акты, определяющие порядок функционирования единой информационной системы, порядок формирования планов закупок, порядок обоснования закупок.

Закон будет вступать в силу поэтапно. Большая часть его положений начнёт действовать 1 января 2014 г., однако для отдельных положений предусмотрены более поздние сроки. Окончательно Закон должен вступить в силу 1 января

2017 г.

Итак, подробнее...

Закон предусматривает, что каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована. Заказчики обязаны будут утверждать два документа планирования: план закупок на срок действия соответствующего бюджета (ст. 17 Закона) и план-график на год (ст. 21 Закона).

В планах закупок будут указываться цели закупок, устанавливаться наименование и описание объектов закупок, сроки (периодичность) планируемых закупок, объёмы финансового обеспечения, а также некоторые иные сведения.

План закупок формируется в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения

до заказчика объёма прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством.

Согласно планам закупок заказчики обязаны формировать планы-графики (ч. 2 ст. 21 Закона): заказчик будет вправе осуществить закупку, только если она включена в план-график (ч. 11 ст. 21 Закона).

Хочу обратить внимание, что Закон обяжет заказчиков вносить в планы-графики также следующие сведения:

• идентификационный код закупки;

• условия контрактов, включая подробные требования к объектам закупок;

• способ определения поставщиков и обоснование его выбора;

• начальная (максимальная) цена контракта.

Кроме того, Законом определены случаи обязательного изменения плана-графика. Например, это ситуация, когда вносятся коррективы в план закупок. Другие случаи изменения плана-графика перечислены в ч. 13 ст. 21 Закона. Если первичные закупки будут признаны несостоявшимися, то проведение повторных закупок будет возможно только после внесения изменений в план-график (например, ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 Закона).

Отметим, что действующей редакцией Закона о госзакупках также установлена обязанность заказчиков разрабатывать и публиковать планы-графики (ч. 5.1 ст. 16 Закона

о госзакупках). Однако требования к ним и порядку их опубликования устанавливаются подзаконными нормативными актами, в которых нет нормы об обязательном соблюдении заказчиком

утверждённого плана-графика

1

при осуществлении закупок .

Требования об обязательном планировании закупок вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 114 Закона), требование об осуществлении закупок только в соответствии с утверждёнными планами-графиками — с 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 114 Закона).

Напомним, что сейчас на официальном сайте zakupki.gov.ru для общего доступа бесплатно публикуются сведения о размещении заказа и заключении госконтракта, но не о ходе его исполнения (ч. 6 и 8 ст. 16 Закона о госзакупках). Что вызывает немало трудностей (в основном у руководителей образовательных организаций, находящихся в сельской местности и не имеющих доступ к ресурсу Интернета) в основном с нарушением сроков размещения этой информации.

Законом механизм размещения сведений меняется и предусматривается создание единой информационной системы, содержащей данные обо всех этапах госзакупок, начиная с этапа планирования и заканчивая этапом монито-

1 Приказ Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27.12.2011 «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».

ринга закупок. Единая информационная система, с одной стороны, будет инструментом сбора сведений в сфере госзакупок, а с другой — инструментом контроля за взаимным соответствием сведений, содержащихся в различных документах (например, соответствием информации, включённой в планы-графики, информации, указанной в планах закупок).

В эту систему будут включены документы по планированию закупок и по реализации планов, информация о закупках и об исполнении контрактов, а также иные сведения, предусмотренные Законом (ч. 3 ст. 4 Закона). Информация будет общедоступна на официальном сайте контрактной системы. Его адрес определит Правительство РФ.

Субъекты РФ и муниципальные образования вправе будут создавать региональные и муниципальные информационные системы, существующие помимо единой информационной системы. Однако они должны быть интегрированы с ней.

Большинство норм о единой информационной системе вступит в силу с 1 января 2014 г., однако есть исключения. С 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 114 Закона) в информационной системе должна будет отражаться информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация, полученная в результате размещения заказчиками запросов цен на товары, работы, ус-

луги (п. 16 ч. 3 ст. 4 Закона). С 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 114 Закона) вступят в силу нормы, в соответствии с которыми единая информационная система должна стать инструментом по обеспечению контроля за взаимным соответствием информации, содержащейся в различных документах в сфере закупок (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона).

Порядок и сроки ввода единой информационной системы установит Правительство РФ. До этого информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на сайте zakupki.gov.ru в порядке, который определит Правительство РФ (ч. 5 ст. 112 Закона).

Что касается процедуры заключения контрактов и его содержания, законом установлены новые требования к описанию объекта закупок, обоснованию начальной цены, обеспечению заявки на участие в закупке, оценке заявок, а также к участникам закупок. Эти требования будут распространяться на все способы заключения государственных и муниципальных контрактов.

В Законе подробно описаны правила обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов. В отличие от Закона о госзакупках по Закону установление обеспечения заявок станет обязанностью, а не правом заказчика. Соответствующие нормы выделены в отдельную статью (ст. 44 Закона). В этом ещё одно отличие этого закона от Закона о госзакупках, в котором указанные правила содержатся в статьях,

регулирующих порядок проведения конкурсов и аукционов (например, п. 3 ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 20, ст. 21, ч. 5 ст. 32 Закона о госзакупках).

Размер обеспечения должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, а при проведении аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта до трёх миллионов рублей — один процент (п. 14 ст. 44 Закона).

Допустимы два способа обеспечения заявок: внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии.

Обеспечение электронного аукциона может предоставляться только при внесении денежных средств (ч. 2 ст. 44 Закона).

Для других способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если это будет предусмотрено конкурсной документацией, участники процедур закупок смогут предоставлять обеспечение в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком, который включён в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий для налогообложения (ч. 1 ст. 45 Закона, ч. 4 ст. 176.1 НК РФ). Сама гарантия должна быть внесена в реестр банковских гарантий (ч. 8 ст. 45 Закона). Отметим, что такой реестр появится только после вступления Закона в силу. Закон о госзакупках норм о создании и ведении подобного реестра не содержит.

В отличие от Закона о госзакупках этим законом устанавливаются подробные требования к содер-

жанию банковской гарантии, а также условия её приёма заказчиком в качестве обеспечения (ст. 45 Закона). Например, в банковскую гарантию запрещено будет включать условия о предоставлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (ч. 4 ст. 45 Закона).

Если до дня рассмотрения и оценки заявок на счёт заказчика не поступили денежные средства, являющиеся обеспечением заявки, то участник процедуры закупок признаётся не-представившим обеспечение заявки, даже если он документально подтвердил внесение таких денежных средств.

Это правило не применяется при проведении электронного аукциона (ч. 5 ст. 44 Закона), в отношении которого будет установлен особый порядок предоставления обеспечения заявки. При проведении электронного аукциона участник должен перечислить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, на счёт оператора электронной площадки в банке.

Оператор электронной площадки обязан в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе блокировать денежные средства в размере обеспечения такой заявки (ч. 18 ст. 44 Закона). При отсутствии на указанном счёте средств, достаточных для обеспечения заявки, она возвращается участнику.

Денежные средства, внесённые в качестве обеспечения заявки,

возвращаются участнику конкурса или аукциона в следующих случаях (ч. 6 ст. 44 Закона):

• подписание финального протокола, определяющего победителя закупки. При этом обеспечение возвращается всем участникам, кроме победителя. Победителю обеспечение возвращается после подписания контракта;

• заключение контракта;

• отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

• отзыв заявки участником до окончания срока подачи заявок;

• получение заявки на участие в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;

• отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 9 и 10 ст. 31 Закона.

Банковская гарантия в указанных случаях не возвращается, взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 Закона).

В Законе предусмотрено несколько оснований для удержания заказчиком обеспечения заявок (ч. 13 ст. 44 Закона). Возврат денежных средств, внесённых в качестве обеспечения заявок, не осуществляется (в случае проведения электронного аукциона — денежные средства, предоставленные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счёт заказчика), либо уплачиваются денежные

суммы по банковской гарантии, в следующих случаях:

• уклонение или отказ участника закупки от заключения контракта;

• непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом, обеспечения исполнения контракта заказчику до того, как контракт заключён;

• изменение или отзыв участником закупки заявки на участие

в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок.

Закреплена обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов (ч. 1 ст. 96 Закона). Исключение предусмотрено только для некоторых видов госконтрактов, заключаемых по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 2 ст. 96 Закона): для таких контрактов заказчик вправе установить обеспечение, но не обязан это делать.

Также определено, что правила об обеспечении исполнения контакта не применяются, когда он заключается с государственным или муниципальным казенным учреждением (ч. 8 ст. 96 Закона).

Исполнение контракта может быть обеспечено либо внесением денежных средств на счёт заказчика, либо предоставлением банковской гарантии, но в отличие от обеспечения заявок заказчик не может ограничить поставщика (подрядчика, исполнителя) в выборе способа обеспечения. В от-

ношении банковской гарантии устанавливается требование о том, что срок её действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (ч. 3 ст. 96 Закона).

Законом установлен следующий размер обеспечения:

• от 5 до 30 процентов цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн руб.;

• от 10 до 30 процентов цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную выше сумму.

Если предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше размера аванса, даже когда сумма аванса превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. В последнем случае обеспечение устанавливается в размере аванса (ч. 6 ст. 96 Закона).

Размер обеспечения может быть уменьшен в ходе исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя), который вправе предоставлять заказчику новое обеспечение, уменьшенное в соответствии с объёмом выполненных обязательств по контракту. Одновременно с этим поставщик (подрядчик, исполнитель) может изменить и способ обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 Закона).

Отметим, что согласно Закону о госзакупках обеспечение исполнения контракта во многих

случаях устанавливается по инициативе заказчика. Исключение составляют только контракты с начальной ценой свыше 50 млн руб., в отношении которых установление обеспечения исполнения контракта является не правом, а обязанностью заказчика (п. 15.2 ч. 4 ст. 22, ч. 9 ст. 34 Закона о госзакупках).

Закон предусматривает повышенный размер обеспечения в ситуации, когда при начальной (максимальной) цене контракта более 15 млн руб. участник закупки снижает её на 25 процентов и более (ч. 1 ст. 37 Закона). В таком случае контракт заключается с победителем закупки только после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер обеспечения, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона.

Если же начальная (минимальная) цена контракта равна или менее 15 млн руб., то участник закупки может предоставить либо повышенное обеспечение, либо информацию, подтверждающую его добросовестность. К такой информации относятся сведения об определённом количестве и стоимости госконтрактов, заключённых с таким участником и исполненных им без применения неустоек (штрафов, пеней) (ч. 3 ст. 37 Закона).

Так же заказчикам следует обратить внимание, что появились новые способы осуществления закупок:

• открытый конкурс;

• конкурс с ограниченным участием;

• двухэтапный конкурс;

• электронный аукцион;

• запрос котировок;

• запрос предложений;

• закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, указанных

в ст. 84 Закона;

• закупка у единственного поставщика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в целом сохранены способы осуществления госзакупок, установленные Законом о госзакупках, однако несколько изменено их содержание, более точно разграничены основания их использования, а также добавлены новые способы.

Так, новыми способами осуществления госзакупок, введёнными Законом, являются конкурс с ограниченным участием, двухэтап-ный конкурс и запрос предложений. Открытый аукцион может проводиться только в виде электронного аукциона.

Открытый конкурс

Под конкурсом в Законе понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 2 ст. 24 Закона).

Заказчикам рекомендуется осуществлять большинство закупок посредством именно открытого конкурса (ч. 2 ст. 48 Закона). Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками (ч. 4 ст. 48 Закона).

Сейчас заказчик может отказаться от проведения открытого конкурса после размещения извещения о его проведении на официальном сайте (ч. 5 ст. 21 Закона о госзакупках). Законом такое право заказчика не предусмотрено. После того как заявление размещено, заказчик сможет только изменить содержание извещения, причём не позднее, чем за пять дней до дня окончания подачи конкурсных заявок (ч. 4 ст. 48 Закона). Более того, Закон ограничивает указанное право заказчика, который не сможет изменить объект закупок или увеличить размер обеспечения заявок.

Правила подачи и вскрытия конкурсных заявок останутся в целом аналогичны установленным нормами Закона о госзакупках (см. ст. ст. 51 и 52 Закона и ст. ст. 25 и 26 Закона о госзакупках).

Законом добавлены новые документы, которые в некоторых случаях участники конкурса будут обязаны прикладывать к заявкам:

1) если это предусмотрено конкурсной документацией — копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным законодательством РФ (при наличии в законодательстве РФ таких требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представления таких документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром;

2) если предлагаемая участником цена контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 25 процентов и более — документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса (подробнее см. повышенный размер обеспечения как средство борьбы с демпингом).

Заключение контракта

Законом определены следующие сроки заключения контракта с победителем конкурса: контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (при проведении закрытого конкурса — с даты подписания протокола). Для сравнения, в ч. 1.1 ст. 29 Закона о госзакупках установлен только минимальный срок для заключения госконтракта — не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок (при проведении закрытого конкурса — со дня подписания протокола).

Что касается последствий для победителя конкурса, уклоняющегося от заключения контракта, то предусмотренные Законом последствия отличаются от установленных в ч. 2 ст. 29 Закона о госзакупках. Теперь заказчик не вправе будет обратиться в суд с требованием о принуждении победителя конкурса заключить контракт — он сможет только подать иск о возмещении убытков (ч. 4 ст. 54 Закона).

При этом у заказчика сохраняется право обратиться с предложением о заключении контракта к участнику, заявке которого присвоен второй номер. Принудить этого участника, если и тот будет уклоняться от заключения договора, заказчик также не сможет (ч. 4 и 5 ст. 54 Закона и ч. 2 ст. 29 Закона о госзакупках).

Законом определён фиксированный срок для подписания победителем закупки контракта — 15 дней с даты получения проекта контракта от заказчика (ч. 3 ст. 54 Закона). Напомним, согласно Закону о госзакупках этот срок устанавливается в конкурсной документации (ч. 1 ст. 29 Закона о госзакупках).

Сроки для заключения контракта могут быть продлены, но не более чем на 30 дней, в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта (ч. 9 ст. 54 Закона).

Последствия признания конкурса несостоявшимся

Уточнено, как должен поступать заказчик, если конкурс признаётся несостоявшимся (ст. 55 Закона). Напомним, ст. 31 Закона о госзакупках предоставляет заказчику право выбора действий в случае признания конкурса несостоявшимся: он может либо провести повторный конкурс, либо согласовать с уполномоченными органами возможность заключить контракт с единственным поставщиком.

В соответствии с Законом, права выбора действий у заказчика не

будет. Способ осуществления повторной закупки будет зависеть от оснований признания конкурса несостоявшимся.

Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком в следующих случаях:

• была подана только одна заявка;

• только одна заявка по результатам рассмотрения была признана соответствующей установленным требованиям;

• только один участник прошёл предквалификационный отбор

в конкурсе с ограниченным участием (подробнее см. Конкурс с ограниченным участием).

Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в таких случаях возможно только по согласованию с соответствующим органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона). Процедура такого согласования должна будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Если же не было подано ни одной заявки, либо ни одна заявка не соответствует установленным требованиям, либо никто не прошёл предквалифика-ционный отбор, то заказчик обязан будет внести изменения в план-график и, по необходимости, в план закупок и провести повторный конкурс или новую закупку.

Закон установил, что при проведении повторного конкурса

заказчик имеет право продлевать срок исполнения контракта не менее чем на срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и увеличивать начальную (максимальную) цену контракта, но не более чем на десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, признанного несостоявшимся (ч. 3 ст. 55 Закона).

В случае признания повторного конкурса несостоявшимся заказчик будет обязан внести изменения в план-график и, по необходимости, в план закупок и получит право провести запрос предложений или осуществить закупку иным образом.

Конкурс с ограниченным участием

Конкурс с ограниченным участием — новый и представляет собой разновидность открытого конкурса.

Законом устанавливаются два возможных варианта проведения открытого конкурса в такой форме:

• когда товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации. Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) высокосложного, инновационного или специализированного характера и (или) перечень видов таких товаров (работ, услуг) будет устанавливаться Правительством РФ (ч. 2 ст. 56 Закона);

• когда выполняются работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включённых в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, а также когда выполняются работы (оказываются услуги), связанные с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учётным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда (ч. 3 ст. 56 Закона).

Отличие его от открытого конкурса состоит в том, что к участникам конкурса с ограниченным участием Правительство РФ может устанавливать дополнительные требования (см. Требования к участникам закупок). В ст. 31 Закона приводится возможный перечень таких требований, однако он не является закрытым. Дополнительными требованиями могут быть требования к наличию финансовых ресурсов, необходимого оборудования и квалифицированных сотрудников. Соответствие указанным требованиям участники должны отражать в заявке на участие в конкурсе, однако дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок.

При проведении конкурса с ограниченным участием его участники сначала проходят предквалифика-ционный отбор, в ходе которого заказчик выясняет их соответст-

вие дополнительным требованиям, и только потом оцениваются поданные ими заявки (ст. 56 Закона).

Двухэтапный конкурс

Законом вводится такой способ осуществления закупок, как двухэтапный конкурс. Он также представляет собой разновидность открытого конкурса. Его особенность состоит в том, что в ходе проведения конкурса заказчик может изменить объект закупки или критерии оценки заявок.

Двухэтапность допускается в тех случаях, когда, например, будет заключаться энергосервисный контракт или проводиться конкурс на научные и творческие работы, проектные работы, поставку инновационной продукции. А процедура конкурса с ограниченным участием, иначе говоря, с предварительным квалификационным отбором среди участников допускается при определении подрядчиков, которые будут выполнять технологически сложные работы, список которых отдельным подзаконным актом будет утверждать Правительство РФ.

На первом этапе участники подают первоначальные конкурсные заявки без указания предложений о цене контракта (ч. 4 ст. 57 Закона). Они имеют право не предоставлять обеспечение заявки на первом этапе конкурса.

Заказчик рассматривает заявки и после завершения первого этапа может уточнить любое требование к функциональным,

техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупок или к критериям оценки конкурсных заявок в соответствии с новыми характеристиками объекта закупок (ч. 9 ст. 57 Закона). По окончании первого этапа конкурса заказчик уведомляет всех участников о внесённых в конкурсную документацию изменениях, а также публикует эту информацию в единой информационной системе.

На втором этапе конкурса участники вправе представить окончательные конкурсные заявки с указанием цены и с учётом изменённых параметров контракта или отказаться от участия в конкурсе. Участие во втором этапе конкурса могут принимать только те участники, которые подали заявки на первом этапе (ч. 14 ст. 57 Закона).

Сфера применения двухэтапно-го конкурса существенно ограничена по сравнению с иными способами осуществления закупок. Заказчик вправе делать закупки данным способом при одновременном соблюдении следующих условий (ч. 2 ст. 57 Закона):

• заказчику необходимо обсуждать и уточнять с поставщиками те или иные характеристики объекта закупок;

• конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции,

энергосервисного контракта, а также для создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности).

Электронный аукцион

Аукцион, согласно Закону, может проходить либо в виде электронного аукциона (ст. ст. 59 — 71 Закона), либо в форме закрытого аукциона (ст. ст. 86 — 91 Закона). Проведение открытых аукционов не в электронной форме будет исключено.

В Законе определены случаи, когда заказчик обязан будет осуществлять закупки посредством электронного аукциона. Так, это будет необходимо при закупке товаров (работ, услуг), которые включены в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом власти субъекта РФ при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта РФ (ч. 2 ст. 59 Закона). Однако и товары (работы, услуги), не входящие в указанный перечень, заказчик сможет закупать при проведении электронного аукциона.

Законом сокращаются сроки проведения такого аукциона. Заказчики получат право размещать извещение о его проведении не менее чем за семь дней до даты окончания приёма заявок на участие, если начальная (максимальная) цена будет равна 3 млн руб. или меньше. Если начальная (максимальная) цена будет больше указанной суммы, то извещение должно быть размещено не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на

участие в аукционе. Напомним, что Законом о госзакупках предусмотрено, что извещение публикуется минимум за 20 дней до окончания подачи заявок независимо от начальной цены аукциона (ч. 1 ст. 41.5 Закона о госзакупках).

Как и в ходе проведения открытого конкурса, заказчик будет иметь право только изменить условия электронного аукциона, указанные в извещении о его проведении, но не отказаться от его проведения (ч. 6 ст. 63 Закона). Ранее заказчик имел право отменить проведение аукциона в электронной форме (ч. 6 ст. 41.5 Закона о госзакупках).

Правила заключения контракта по итогам электронного аукциона, установленные в Законе, в целом повторяют правила, содержащиеся в ст. 41.12 Закона о госзакупках. В то же время Закон предусматривает, что заказчик должен будет предоставлять при заключении контракта дополнительную информацию в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 процентов и более (подробнее см. повышенный размер обеспечения как средство борьбы с демпингом).

Правила действия заказчика при уклонении победителя электронного аукциона от заключения контракта в основном повторяют аналогичные правила, установленные Законом для открытого конкурса.

Сроки для заключения контракта могут быть продлены, но не более чем на 30 дней,

в случае принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта (ч. 16 ст. 70 Закона).

Предусмотрены четыре возможных ситуации, когда электронный аукцион признаётся несостоявшимся (ст. 71 Закона):

• подана только одна заявка на участие в аукционе. Тогда она оценивается на соответствие требованиям Закона и документации об аукционе, и в случае соответствия с участником аукциона заключается контракт;

• только один участник аукциона признаётся аукционной комиссией участником. Если он

и его заявка соответствуют требованиям Закона и документации об аукционе, то с ним заключается контракт;

• в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона ни один из участников не подал предложение о цене контракта. Тогда контракт заключается с тем участником, который подал заявку раньше, если несколько участников

и заявок соответствуют требованиям закона и документации об аукционе (если требованиям соответствует только один участник, то контракт заключается с ним);

• не была подана ни одна заявка, либо ни один участник не был допущен к участию в электронном аукционе. Тогда заказчику нужно будет внести изменения в план-график и, по необходимости, в план закупок

и провести запрос предложений или осуществить закупку иным образом. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.