Научная статья на тему 'Регулируемые закупки и формирование системы контроля за ними в крупных государственных компаниях'

Регулируемые закупки и формирование системы контроля за ними в крупных государственных компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1366
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСКОМПАНИЯ / ГОСЗАКУПКИ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОРРУПЦИЯ / КОНТРОЛЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕНДЕРЫ / ТОРГИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ (ЭТЗП) / STATE COMPANIES / PUBLIC PROCUREMENT / COMPETITION / CORRUPTION / CONTROL / REGULATION / TENDERS / BIDDING / ELECTRONIC-TRADING-PLATFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Олег Борисович

В статье изложены основные принципы регулирования государственных закупок в крупных компаниях, корпорациях, холдингах с участием в уставном капитале Российской Федерации, рассматриваются контрактно-закупочные системы, условия формирования планов госзакупок и порядок их реализации. Особое место отводится рассмотрению системы контроля закупочной деятельности в государственных компаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Олег Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulated Procurement and the Formation of a System of Control behind them in the Large State-Owned Companies

The article describes the main public procurement principles of regulation in large companies, corporations, holding companies with the equity state participation of the Russian Federation. Considered the contract procurement system, the conditions of procurement plans formation and their implementation. Special attention is paid to consideration of control system procurement activities in state companies.

Текст научной работы на тему «Регулируемые закупки и формирование системы контроля за ними в крупных государственных компаниях»

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА. КОНКУРСЫ. ЗАКУПКИ

УДК 338.2

Регулируемые закупки и формирование

системы контроля за ними в крупных государственных компаниях

В статье изложены основные принципы регулирования государственных закупок в крупных компаниях, корпорациях, холдингах с участием в уставном капитале Российской Федерации, рассматриваются контрактно-закупочные системы, условия формирования планов госзакупок и порядок их реализации. Особое место отводится рассмотрению системы контроля закупочной деятельности в государственных компаниях.

Ключевые слова: госкомпания, госзакупки, конкуренция, коррупция, контроль, регулирование, тендеры, торги, электронные торгово-закупочные площадки (ЭТЗП).

Принятые в последние годы нормативные акты Российской Федерации, регулирующие закупочную деятельность для государственных и муниципальных нужд, призваны обеспечить совершенствование ее механизма, прозрачность осуществления госзакупок, стимулировать добросовестную конкуренцию, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, увеличение в итоге экономии бюджетных средств. Кроме того, они ориентированы на приведение отечественного законодательства в свете интеграции России в мировую экономику в соответствие с нормами и положениями ВТО.

Данный механизм государственного регулирования закупок распространяется на компании со значительной долей государства в уставном капитале.

Однако законы, регулирующие закупочную деятельность госкомпаний, носят в большей части рамочный характер. Это означает, что компании, подпадающие под государственный контроль закупок, обязаны утвердить собственные положения о закупках и другие внутренние нормативные документы, а также опубликовать их на своих официальных сайтах. Что касается содержания данных положений о закупках, они должны соответствовать принципам осуществления закупочной деятельности, установленным в нормативных актах Российской Федерации. В остальном госкомпании наделяются правом

© Иванов О.Б., 2016

О.Б. Иванов

самостоятельно определять содержание собственных стандартов и регламентов в указанной сфере.

Требования по регулированию госзакупок и отдельные ограничения распространяются на государственные компании и их дочерние общества. У всех «дочек» госкомпаний должны быть: положения, регулирующие закупки, разработанные на основе типовых; единый порядок проведения конкурса, то есть правила не должны отличаться в зависимости от того, кто является инициатором процедуры закупки — дочерняя или головная компания.

С принятием Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», который заменил Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», продолжает совершенствоваться система госзакупок. Новый закон учитывает уже наработанный опыт осуществления государственных и муниципальных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии ООН по праву международной торговли.

Но одних только мер по совершенствованию федерального законодательства в сфере закупок недостаточно. Необходимо чтобы сами компании активно обеспечивали приведение в соответствие с действующим законодательством своих внутренних нормативных документов.

Следует подчеркнуть, что доминирующее положение в экономике России занимают компании, в которых доля государства составляет более 25%. На 90 крупнейших российских публичных компаний (среди которых «Газпром», «РЖД», «Роснефть», «Аэрофлот» и другие значимые игроки на отечественном и международном рынках) приходится более 53% рыночной капитализации.

Формирование в современных условиях эффективной комплексной системы закупочной деятельности в крупных компаниях, корпорациях, холдингах ставит основными целями:

1) создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности;

2) эффективное использование денежных средств;

3) развитие добросовестной конкуренции;

4) обеспечение гласности и прозрачности закупок;

5) предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг компания должна руководствоваться следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходи-

мости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Создание действенной системы организации закупок предполагает:

1. Формирование и реализацию единой политики компании в области закупочной деятельности на этапах планирования, организации и проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для нужд компании, в том числе процедур продажи, передачи в аренду и внесения имущества в качестве вклада при осуществлении инвестиционной деятельности, а также на этапах заключения и исполнения договоров.

2. Обеспечение единообразного подхода к организации закупочной деятельности на этапах планирования, организации и проведения процедур закупок, заключения договоров структурными подразделениями компании, а также дочерними и зависимыми обществами.

3. Организацию работы по повышению эффективности закупочной деятельности компании и ее дочерних и зависимых обществ на всех этапах, проведение внутреннего аудита закупочной деятельности.

4. Организацию и проведение конкурентных процедур закупок для нужд холдинга, процедур продажи, передачи в аренду и внесения имущества компании в качестве вклада при осуществлении инвестиционной деятельности.

5. Организацию и особый контроль закупок, осуществляемых неконкурентными способами (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика), для нужд компании.

6. Организацию ведения договорной работы и единого реестра договоров холдинга.

7. Координацию, методическое сопровождение и контроль работы подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений компании, ее дочерних и зависимых обществ в части планирования закупок, организации и проведения процедур закупок, заключения договоров по итогам закупок и их исполнение.

Ключевое значение в системе организации закупок государственных корпораций и государственных компаний имеет правовая база указанной деятельности. При закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (при проведении конкурса, аукциона на право заключить договор; за исключением аукциона, проводимого на понижение цены), Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральным законом «О защите конкуренции», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, в основу закупочной системы должен закладываться комплекс собственных

нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих всю деятельность компании в указанной сфере.

При этом важно подчеркнуть, что нормативные правовые акты, внутрикорпоративные стандарты, методические документы должны постоянно актуализироваться.

В системе закупочной деятельности любой крупной компании особое место должно отводиться специальному подразделению по организации закупочной деятельности. Оно в соответствии с возложенными на него задачами должно выполнять следующие функции:

1) формировать годовой план закупок компании, вносимые в него изменения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и на официальном сайте организации;

2) рассматривать и согласовывать планы закупок дочерних и зависимых обществ холдинга, а также вносимые в них корректировки;

3) организовывать и проводить процедуры закупок, в том числе в электронной форме, для нужд холдинга, а также процедуры продажи, передачи в аренду и внесения имущества компании в качестве вклада при осуществлении инвестиционной деятельности, определять способы размещения заказов;

4) организовывать совместно с подразделениями аппарата управления, филиалами и структурными подразделениями компании, ее дочерними и зависимыми обществами работу по подготовке документации процедур закупок, разработке методик оценки заявок и иных документов по закупкам, а также проверять их соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными документами компании по вопросам закупочной деятельности;

5) подготавливать совместно с подразделениями аппарата управления, филиалами и структурными подразделениями компании материалы для рассмотрения на заседании Конкурсной комиссии компании, обеспечивать проведение организационных мероприятий по подготовке ее заседаний и контролировать выполнение принятых решений;

6) проверять соответствие документов, оформляемых в ходе проведения процедур закупок для нужд холдинга, и заключаемых по итогам их проведения договоров требованиям нормативных документов;

7) осуществлять в установленном порядке координацию, анализ и методическое сопровождение работы конкурсных комиссий холдинга;

8) разрабатывать в пределах компетенции предложения по совершенствованию действующих и подготовке проектов новых нормативных правовых актов по вопросам закупочной деятельности;

9) рассматривать организационно-распорядительные документы о закупках для нужд холдинга, осуществляемых неконкурентными способами;

10) рассматривать направленные на согласование проекты договоров, дополнительных соглашений, заключаемых компанией, а также ее дочер-

ними и зависимыми обществами; регистрировать их; организовывать работу по обобщению информации о заключенных договорах, размещению договоров, иной информации о них на официальных сайтах в сети Интернет и в единой информационной системе; формировать реестр договоров холдинга в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

11) проводить анализ закупочной деятельности, оценивать эффективность и качество проведения подразделениями аппарата управления, филиалами и структурными подразделениями компании, ее дочерними и зависимыми обществами процедур закупок;

12) участвовать в формировании корпоративного заказа для дочерних обществ;

13) организовывать и проводить процедуры закупок для сторонних заказчиков в рамках заключенных с ними договоров;

14) организовывать разработку, внедрение и развитие автоматизированных систем закупок в холдинге, в том числе:

— интеграцию автоматизированных систем закупок с иными информационными системами компании, а также с государственными и негосударственными информационными системами;

— электронный документооборот;

— ведение учетных записей в автоматизированных системах закупок компании;

15) определять порядок размещения информации о проводимых процедурах закупок и размещать ее, в том числе обрабатывать данные, формировать протоколы и иные документы по процедурам закупок в электронной форме, в автоматизированных системах закупок, а также в единой информационной системе и на официальном сайте компании;

16) оказывать организационную, техническую, технологическую и информационную поддержку пользователям автоматизированных систем закупок холдинга;

17) обеспечивать предоставление сторонним заказчикам доступа к автоматизированной информационной системе «Электронная торгово-закупочная площадка компании» в рамках соглашений и договоров, заключенных с ними;

18) координировать работу подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений компании, ее дочерних и зависимых обществ по вопросам, находящимся в компетенции подразделения по организации закупок;

19) осуществлять сбор, обработку и анализ информации о закупочной деятельности холдинга, вести оперативный учет и статистическую отчетность о закупочной деятельности подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений компании на основе единой методологии государственной и корпоративной статистики;

20) представлять отчеты и иную информацию о закупочной деятельности руководству и совету директоров компании, а также в государствен-

ные органы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными документами компании;

21) готовить справочную информацию о результатах закупочной деятельности компании для учета при формировании бюджетов холдинга и внесении в них изменений;

22) проводить совместно с подразделениями аппарата управления, филиалами и структурными подразделениями компании, ее дочерними обществами работу по рассмотрению жалоб, обращений, претензий, исков по вопросам закупочной деятельности;

23) подготавливать и представлять подразделениям аппарата управления компании материалы, необходимые для направления ответов в судебные, контрольные и правоохранительные органы, а также в другие органы власти, в пределах своей компетенции; представлять интересы компании по вопросам закупочной деятельности в судебных и правоохранительных органах, Федеральной антимонопольной службе и ее территориальных органах в рамках предоставленных полномочий.

К полномочиям подразделения госкомпании по организации закупочной деятельности относятся:

— анализ и контроль выполнения планов закупок компании, ее дочерних и зависимых обществ, а также формирование в установленном порядке отчетности о выполнении этих планов;

— анализ проектов документов по вопросам закупочной деятельности и проведение их экспертизы;

— контроль выполнения требований внутрикорпоративных нормативных документов при закупках для нужд компании, осуществляемых неконкурентными способами (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика);

— контроль в пределах своей компетенции исполнения обязательств по расходным договорам, заключаемым для нужд компании;

— организация работы по направлению сведений в реестр недобросовестных поставщиков в установленном в холдинге порядке;

— контроль формирования начальных (максимальных) цен и предельных единичных расценок при проведении процедур закупок для нужд компании;

— организация работы по выявлению недостатков и предотвращению нарушений при проведении процедур закупок, осуществление контроля за своевременным и полным устранением недостатков и нарушений подразделениями аппарата управления, филиалами и структурными подразделениями компании, ее дочерними и зависимыми обществами;

— осуществление контроля за надлежащим исполнением подразделениями аппарата управления, филиалами и структурными подразделениями компании решений органов ее управления по вопросам, находящимся в компетенции подразделения, а также за соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными документами компании по вопросам закупочной деятельности.

Кроме специального подразделения важнейшими структурными элементами системы закупочной деятельности компании являются:

конкурсная комиссия компании, корпорации, холдинга и конкурсные комиссии филиалов и других структурных подразделений, а также дочерних и зависимых обществ;

экспертные группы — коллегиальные органы, образуемые для рассмотрения заявок на участие в процедуре закупки, организации и проведения закупок, в порядке, предусмотренном внутрикорпоративным регламентом.

Конкурсные комиссии создаются в целях обеспечения эффективного расходования средств компании, повышения доходов от использования ее имущества, сокращения затрат на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения процедур размещения заказов и обеспечения единого подхода к организации закупок товаров, работ, услуг для осуществления деятельности компании.

По решению председателя Конкурсной комиссии могут образовываться конкурсные комиссии как в аппарате управления компании, так и в филиалах, других структурных подразделениях (центральных и региональных). Решение об образовании комиссии принимается при наличии существенного объема закупок в подразделении, а также при отсутствии замечаний к порядку организации закупочной деятельности в подразделении, в котором образовывается комиссия.

Комиссии проводят процедуры закупок исключительно с учетом требований нормативных документов компании в рамках своих полномочий.

Решение об образовании комиссии принимается председателем Конкурсной комиссии организации. Руководитель филиала, структурного подразделения компании издает организационно-распорядительный акт, согласованный с подразделением по организации закупочной деятельности, которым утверждаются положение о комиссии и ее состав.

В состав комиссии филиала, структурного подразделения должны входить не менее 7 человек, в том числе:

заместитель руководителя филиала, структурного подразделения по экономике и финансам (или первый заместитель начальника департамента, управления, структурного подразделения);

представитель подразделения-заказчика, отвечающего за вопросы безопасности;

заместитель руководителя подразделения (филиала), в ведении которого находятся правовые вопросы, а также специалисты по профилю закупаемой продукции, работ, услуг.

В целях организации и проведения процедур закупок образовываются экспертные группы. Их численность не должна быть менее 5 человек. В состав экспертной группы включаются:

не менее 3 представителей заказчика, обладающих профильными знаниями в области предмета закупки по роду деятельности подразделения, а также представители подразделения-заказчика, отвечающего за вопросы

безопасности, а также правовые вопросы. Целесообразно включение специалистов инвестиционной службы, представителей подразделений заказчика, отвечающих за вопросы инновационного развития (при закупке инновационных товаров, работ, услуг), а также представителя, управляющего проектом. Член экспертной группы, в отношении которого имеется информация о конфликте интересов, должен быть заменен.

Экспертная группа рассматривает соответствие заявок на участие в процедуре закупки требованиям документации; анализирует представленные в заявке на участие в процедуре закупки расчеты цен и принимает решение об отклонении участника при предложении им демпинговой цены (если документацией о закупке предусмотрено применение антидемпинговых мер); осуществляет оценку предложений, сопоставление заявок на участие в процедуре закупки по цене; участвует в переговорах, проводимых с участниками двухэтапного конкурса при проведении первого этапа; рассматривает предложения участников, представленные в ходе переторжки, и сопоставляет их; подготавливает протоколы по итогам проведенных мероприятий.

Важнейшим условием обеспечения эффективности контрактно-закупочной системы любой компании является создание действенного механизма планирования и осуществления закупок. Это обеспечивается посредством формирования, утверждения и исполнения плана закупок товаров (включая инновационную и высокотехнологичную продукцию), работ, услуг.

Основой для формирования плана закупок являются прогнозные или утвержденные бюджетные параметры, программы (производственная, ремонтная, инвестиционная и другие) и иные хозяйственные потребности заказчика на плановый период. При этом при плане проведения закупок обеспечивается учет дополнительных факторов, оказывающих влияние на экономическую деятельность компании (например, курс валют, биржевые индексы и другие важные сведения).

План закупок компании должен предусматривать использование способов закупки в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации и внутрикорпоративными документами с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемых сроков поставки товаров, работ, услуг.

Утвержденный план закупок может подвергаться корректировке в случаях:

— изменения потребности в товарах, работах, услугах, в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;

— изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;

— в иных случаях, установленных нормативными документами организации.

При проведении закупки конкурентным способом закупки информация о планируемой закупке должна быть размещена в установленном порядке до размещения извещения, информации о закупке в единой информационной системе.

План закупки товаров, работ, услуг компании составляется с помесячной или поквартальной разбивкой и должен содержать следующие сведения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) наименование, адрес местонахождения, номер контактного телефона и адрес электронной почты заказчика;

2) порядковый номер, который формируется последовательно с начала года;

3) предмет договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);

4) основные требования, предъявляемые к закупаемым товарам, работам, услугам, включая функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора;

5) единицы измерения закупаемых товаров, работ, услуг и код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

6) сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров, работ, услуг в натуральном выражении;

7) регион поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

8) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

9) планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);

10) срок исполнения договора (год, месяц);

11) способ закупки;

12) сведения о закупке в электронной форме (да/нет).

План закупки инновационной продукции и высокотехнологичной продукции формируется с учетом сложного характера и длительного периода реализации инновационных программ и проектов.

Согласованный и утвержденный проект плана закупок на плановый период представляется заказчиком в подразделение по организации закупочной деятельности за 2—3 месяца до конца года, предшествующего планируемому.

На основании планов закупок подразделений-заказчиков формируется сводный план закупок компании с государственным участием, который публикуется на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте компании не позднее 31 декабря года, предшествующего предусмотренного планом закупок, а также доводится до сведения заказчиков.

Актуализация плана закупок в соответствии с утвержденными бюджетными параметрами осуществляется заказчиком в ходе последующих корректировок. Корректировки в план вносятся в случаях рассмотренных выше.

При формировании планов закупки может отдельно учитываться корпоративный заказ, то есть продукция, производимая, работы, выполняемые, и услуги, оказываемые предприятиями, организациями, дочерними и зависимыми обществами, входящими в систему компании, корпорации, холдинга.

Еще одним важным элементом формирования плана закупок является включение в него отдельного блока закупок у предприятий малого и среднего бизнеса в рамках реализации политики государства по поддержке и развитию этого сектора экономики.

В целях совершенствования процедур реализации закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 года № 867-р целесообразно утверждение отдельной программы (плана мероприятий), а также разработка методики проведения специальных торгов для представителей малого и среднего бизнеса. Это позволяет обеспечить прозрачность и эффективность взаимодействия с субъектами малого и среднего предпринимательства (включая инновационные компании малого и среднего предпринимательства) в процессе реализации закупочной деятельности компании. Также, во исполнение утвержденного Правительством России «Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» компания с государственным участием должна утвердить перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1352.

Руководителям подразделений аппарата управления, филиалов и других структурных подразделений компании предписывается обеспечить закупки товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме не менее 20 процентов совокупного годового стоимостного объема заключенных договоров (при этом не менее 15 процентов — по результатам закупок, участниками которых могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства).

Также особое место в контрактно-закупочной системе занимает обеспечение национальных интересов при осуществлении закупок. На современном экономико-политическом этапе для предприятий и организаций с участием Российской Федерации актуальным является формирование комплекса мер по закупкам с учетом проведения государственной политики по импортозамещению.

Основной ее задачей является плановый переход от использования иностранной продукции на российскую, а также снижение доли импортных комплектующих в готовых изделиях. Разработке мероприятий по им-портозамещению должна предшествовать комплексная оценка использования в компании импортных комплектующих, оборудования, материалов, а также услуг, прежде всего сервисных. Для этого необходимо проведение анализа их объема, структуры, номенклатуры, потребности в разрезе внутренних потребителей, должны изучаться технические, экономические и организационные параметры применения импортных продукции и услуг, рассматриваться варианты импортозамещения с учетом производства и закупки у отечественных предприятий и организаций. Например, в ОАО «РЖД» утверждена «Программа импортозамещения закупаемой продукции на период 2015—2020 годов». Аналогичные документы приняты фактически всеми государственными компаниями и корпорациями.

В рамках организации механизма закупочной деятельности в компании, корпорации, холдинге с госучастием предусмотрены следующие основные способы осуществления закупок:

конкурентные способы закупок: открытый конкурс, открытый двухэтап-ный конкурс, закрытый конкурс, закрытый двухэтапный конкурс, открытый аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений;

неконкурентные способы закупок — закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Все перечисленные способы закупок могут проводиться в электронной форме, за исключением неконкурентных и закрытых способов.

Заказчик осуществляет выбор способа закупки исходя из требований нормативных документов компании, а также исходя из принципа экономической целесообразности и эффективного расходования денежных средств, направленного на сокращение издержек заказчика.

Процедуры закупок могут проводиться с предварительным квалификационным отбором или без него, с проведением переторжки или без нее, с правом подачи альтернативных предложений или без такого права и в иных формах.

В случае если процедуры закупок проводятся с предварительным квалификационным отбором, такие процедуры носят название процедур с ограниченным участием. Запрос котировок, запрос предложений не проводятся с предварительным квалификационным отбором. При проведении закупок могут выделяться лоты. При формировании лота не допускается ограничение конкуренции между участниками процедуры закупки.

Закупка товаров, работ, услуг путем проведения открытого конкурса осуществляется в случае, когда заказчику необходимо удовлетворить несколько условий исполнения договора.

Закупка товаров, работ, услуг осуществляется путем проведения открытого двухэтапного конкурса в случае, когда заказчику необходимо про-

вести переговоры с участниками закупки в целях определения: условий исполнения договора; требований к предмету закупки в случаях, когда без переговоров с поставщиками (исполнителями, подрядчиками) заказчик не может определить характеристики товаров, работ и услуг; требований к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) в случаях, когда заказчик не может определить необходимый уровень квалификации поставщика.

Закупка товаров, работ, услуг путем проведения открытого аукциона осуществляется при соблюдении одного из условий: для заказчика важно единственное условие исполнения договора — цена договора; при возможности четко и однозначно сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам.

Закупка товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок осуществляется при соблюдении одного из следующих условий:

1) для заказчика важно единственное условие исполнения договора — цена договора, при этом сжатые сроки для проведения закупки не позволяют провести аукцион или аукцион с ограниченным участием;

2) осуществляется закупка товаров, работ, услуг, для которых существует сложившийся функционирующий рынок;

3) аукцион, в том числе с ограниченным участием, признан несостоявшимся, проведение повторного аукциона невозможно в связи со срочностью закупки;

4) для заказчика важно единственное условие исполнения договора — цена договора, и осуществляемая закупка товаров, работ, услуг является предметом договора, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке.

Закупка товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения запроса предложений осуществляется при соблюдении одного из следующих условий:

1) для заказчика важны несколько условий исполнения договора, при этом сжатые сроки для проведения закупки не позволяют провести конкурс, двухэтапный конкурс, а также конкурс с ограниченным участием;

2) сложность товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки, не позволяет провести запрос котировок;

3) конкурс, двухэтапный конкурс, в том числе с ограниченным участием, признан несостоявшимся, повторное его проведение невозможно в связи со срочностью закупки;

4) для заказчика важны несколько условий исполнения договора и осуществляемая закупка является предметом договора, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке.

Закупка путем проведения процедур с ограниченным участием осуществляется в случае, когда для заказчика важен ряд условий исполнения договора и заказчиком сформулированы необходимые требования к участникам закупки, однако техническое задание и условия исполнения заказа еще находятся в стадии разработки и необходимо сократить сроки закупки.

Условиями проведения закрытых способов закупки являются: наличие сведений, составляющих государственную тайну в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора; определение Правительством Российской Федерации конкретной закупки, не подлежащей размещению в единой информационной системе.

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в следующих случаях:

— в интересах компании по решению ее руководства в исключительных случаях или при наличии срочной потребности в товарах, работах, услугах, если проведение иного способа закупки невозможно;

— конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении данных товаров, работ, услуг;

— конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся и заказчиком не принято решение о проведении повторной процедуры;

— при закупке услуг и работ, которые могут оказываться (выполняться) исключительно органами государственной власти или подведомственными им государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации;

— закупки услуг по естественно-монопольным видам деятельности;

— оказания услуг, выполнения работ и закупок для обеспечения эксплуатации сетей связи для обеспечения технологических и корпоративных процессов;

— оплаты получения лицензий, согласований, нотариальных услуг по заверению документов, лицензионных сборов;

— закупки товаров, работ, услуг для выполнения аварийно-восстановительных работ, необходимых для ликвидации последствий аварий;

— выполнения работ (услуг) по обеспечению информационной безопасности, а также по мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— осуществления гарантийного и текущего обслуживания продукции, поставленной ранее, при условии, что обязательство заключения договора на гарантийное или послегарантийное обслуживание имеется в действующем договоре;

— в ряде других случаев.

Заказчик осуществляет выбор способа закупки исходя из требований нормативных документов организации, а также исходя из принципа экономической целесообразности.

Дополнительным элементом конкурентной закупочной процедуры является переторжка. Она заключается в добровольном повышении предпочтительности заявок участников закупки в рамках специально организованной для этого процедуры путем снижения участниками закупки цены своих первоначально поданных заявок, уменьшения сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, снижения размера аванса и в других случаях.

Переторжка возможна во всех закупках по решению заказчика, за исключением закупки у единственного поставщика. При проведении переторжки допущенным к участию в закупке участникам закупки предоставляется возможность добровольно повысить предпочтительность их заявок путем снижения первоначальной (указанной в заявке) цены или путем уменьшения сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, либо снижения размера аванса или изменения иных условий исполнения договора при условии сохранения остальных положений заявки без изменений. В переторжке имеют право участвовать все допущенные к участию в закупке участники.

Процедуры закупок в электронной форме проводятся с использованием электронной торгово-закупочной площадки (ЭТЗП). Она обеспечивает конфиденциальность информации и юридическую значимость электронного документооборота в соответствии с законодательством Российской Федерации и государственными стандартами (ГОСТ Р 34.10-2001 и ГОСТ Р 34.11-94).

Для участия в закупке, проводимой в электронной форме, участник должен получить сертификаты электронной подписи для своих представителей и зарегистрироваться на ЭТЗП. На ЭТЗП ведется реестр зарегистрированных лиц. Незарегистрированные лица имеют право просматривать на ЭТЗП опубликованные извещения о проведении открытых электронных процедур, справочные и нормативные материалы.

Заказчик размещает на ЭТЗП необходимые инструктивные документы для работы по всем видам электронных процедур. Юридическая сила электронных документов, используемых при работе на ЭТЗП, обеспечивается сертифицированными ключами электронной подписи, которые выдаются участникам.

Все действия, выполненные на ЭТЗП лицом, указавшим правильные имя и пароль лица, зарегистрированного на ЭТЗП, по которым ЭТЗП его идентифицирует, считаются произведенными от имени этого лица. Лица, зарегистрированные на ЭТЗП, могут до окончания срока подачи заявок изменить уже направленную заявку. Заявки на участие в закупках сохраняются на ЭТЗП. Заказчик рассматривает только те заявки на участие в закупках, которые подписаны электронной подписью и направлены ему до наступления срока окончания подачи заявок.

В документации о закупке могут устанавливаться обязательные требования к участникам закупки, в том числе:

1) соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся предметом договора;

2) отсутствие решений и исков по вопросам ликвидации участника закупки (юридического лица или индивидуального предпринимателя), признании его несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

3) отсутствие решений по приостановлению деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации;

5) отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица, непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также отсутствие у них ограничений в виде лишения права занимать должности или заниматься деятельностью, связанной с закупками;

6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;

7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов,

Иные единые требования к участникам закупки устанавливаются в документации о закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг.

Организациям с госучастием не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Вместе с тем, заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем выездных проверок, запросов у государственных и иных учреждений, юридических и физических лиц.

Требования к качеству закупаемых товаров излагаются в техническом задании со ссылкой на ГОСТы, ОСТы, СНиПы, технические регламенты, технические условия, технологические процессы производства работ и иные нормативно-технические документы.

Для оценки и сопоставления заявок участников закупки в документации о закупке используются следующие критерии:

1) цена договора;

2) качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг;

3) квалификация участников закупки;

4) расходы на эксплуатацию товаров;

5) стоимость жизненного цикла;

6) расходы на техническое обслуживание товаров;

7) сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

8) срок предоставления гарантии качества товаров, работ, услуг;

9) объем предоставления гарантии качества товаров, работ, услуг;

10) наличие системы менеджмента качества (оценка по этому критерию осуществляется в обязательном порядке в случае закупки продукции, подлежащей инспекционному и приемочному контролю);

11) отрицательный/положительный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для заказчика.

Условиями закупки могут быть предусмотрены антидемпинговые меры при предложении участником закупки цены договора (цены лота), которая ниже начальной (максимальной) цены договора (цены лота) на размер, указанный в документации о закупке.

Важной частью закупочной деятельности является формирование документации о закупке, в которой должны быть указаны следующие сведения:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их функциональных характеристик (потребительских свойств), их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) — с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Документация о закупке подлежит размещению в единой информационной системе, находится в ней в свободном доступе и может быть использована участником закупки в любое время с момента размещения.

При проведении процедуры закупки заказчик вправе установить требования к обеспечению заявок путем внесения денежных средств или банковской гарантией.

В соответствии с нормативными документами Российской Федерации и внутренними документами компании с государственным участием оформляется и подается конкурсная заявка, в составе которой должны быть представлены:

1) наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес участника закупки (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место жительства участника закупки (для физического лица), номер телефона, адрес электронной почты, банковские реквизиты;

2) копии учредительных документов, копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

3) выданные не ранее чем за 30 дней до дня размещения извещения о проведении открытого конкурса в единой информационной системе документы о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

4) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего конкурсную заявку;

5) информация о функциональных и качественных характеристиках поставляемого товара, качестве выполняемых работ, оказываемых услуг и иная информация об условиях исполнения договора;

6) документы, подтверждающие соответствие участников закупки установленным требованиям конкурсной документации и условиям допуска к участию в открытом конкурсе.

Иные требования к составу документов и информации, включаемых в конкурсную заявку, а также порядок оформления конкурсных заявок могут устанавливаться конкурсной документацией.

Конверты с конкурсными заявками вскрываются публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Участники закупки могут присутствовать при вскрытии конвертов с конкурсными заявками. Оценка конкурсных заявок осуществляется по критериям, установленным в конкурсной документации. Комиссия, рассмотрев конкурсные заявки и представленные материалы, принимает решение о победителе открытого конкурса. По результатам рассмотрения оформляется протокол, который размещается в единой информационной системе в сроки, установленные в документации, не позднее 3 дней с даты его подписания. Конкурс может быть признан несостоявшимся если: на участие в конкурсе не подано ни одной конкурсной заявки, либо подана одна конкурсная заявка; по итогам рассмотрения конкурсных заявок к участию в конкурсе допущен один участник, либо ни один из участников не допущен; победители конкурса уклоняются от заключения договора. Если открытый конкурс признан несостоявшимся, заказчик вправе объявить новый конкурс или осуществить закупку другим способом.

По результатам закупки товаров, работ, услуг между заказчиком и победителем заключается договор. Срок передачи договора от заказчика участнику, с которым заключается договор, и срок подписания договора победителем должны соответствовать срокам, установленным в документации о закупке. Все вопросы, связанные с несоблюдением требований заключения и исполнения договоров закупки, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми документами Российской Федерации, а также внутренними документами организации.

Учитывая, что сфера закупок является зоной значительных финансовых, репутационных, коррупционных и иных рисков, она требует организации эффективного контроля.

Текущий контроль в указанной сфере в оперативном режиме осуществляет, как уже отмечалось выше, подразделение по организации закупочной деятельности. Оно также обеспечивает мониторинг исполнения плана закупок, который осуществляется:

заказчиком — в части осуществления собственных закупок; организатором — в части исполнения позиций плана, организатором по которым он является;

непосредственно подразделением по организации закупочной деятельности — в части исполнения сводного плана закупок компании.

В процессе мониторинга исполнения плана закупок осуществляются контроль реализации плана в полном объеме по всем периодам (месяц, квартал, год), учет его корректировок, контроль выполнения требований законодательства Российской Федерации и внутренних нормативных документов компании.

Конечно, нельзя искоренить все риски и нарушения в сфере закупок, борясь с их проявлениями только на стадии формирования документации и размещения заказов, поскольку конечный результат закупки — это получение компанией-заказчиком качественной продукции, удовлетворяющей ее потребностям.

Следует отметить, что действующим законодательством недостаточно регулируется исполнение договора на стадии реализации и приемки. Установлены лишь обязательные требования включения в контракт условий о порядке осуществления приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества установленным требованиям. Фактически получается, что контроль исполнения контрактов является компетенцией сторон контракта. Поэтому на следующей стадии — стадии исполнения контракта, также возможны различные нарушения.

В крупных госкомпаниях последующий контроль за исполнением заключенных контрактов, в том числе обеспеченных бюджетным финансированием государства, выполняют независимые подразделения внутреннего аудита и контроля.

Важную роль в минимизации рисков и предотвращении нарушений в области закупок госкомпаний играет также независимая система проверок (аудитов), особенно процесса исполнения заключенных контрактов и договоров, которую на практике реализует подразделение внутреннего аудита и контроля компании.

Как показывает практика, при проведении процедуры выбора поставщика могут быть соблюдены все установленные требования, тогда как на стадии реализации уже подписанного договора проверками вскрываются различные нарушения. При этом там, где есть бюджетные средства, контроль (надзор) за их целевым и эффективным расходованием должен быть особенно жестким.

В крупных государственных компаниях закупочная деятельность компании становится одной из значимых областей внимания современного внутреннего контроля и аудита. При этом важно, чтобы для компании результатом деятельности службы внутреннего контроля и аудита, в первую очередь, должна быть не констатация фактов нарушений и суммы установленного ущерба, а создание условий для недопущения (минимизации) различных нарушений, то есть развитие предупредительного характера деятельности внутреннего аудита.

На практике достаточно часто встречаются случаи получения необоснованных выгод в пользу выбора конкретного продукта; допущение отклонений существенных свойств продукции от требуемых; закрепление условий закупки, подходящих исключительно для одного участника конкурса; фальсификация документов; манипуляция дополнительными соглашениями к подписанным договорам; расширение квоты, увеличение объема или расширение ассортимента закупок; предоставление компанией поставщику преференций, льготных условий и иные способы.

Надо сказать, что указанные проблемы присущи как отечественным, так и зарубежным компаниям. Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (UNODC) определило публичные закупки как область повышенного риска коррупции. Различные исследования показывают, что в среднем 10—25 процентов от стоимости публичных контрактов может быть потеряно вследствие коррупционных деяний.

Именно поэтому в российской практике службами внутреннего аудита крупных госкомпаний все большее внимание уделяется проведению аудита на соответствие действующему законодательству и внутренним нормативным документам (комплаенс-аудит) в области закупок. В ходе комплаенс-аудита осуществляется проверка соблюдения корпоративных процедур, в том числе и тех, которые важны для снижения рисков недобросовестности поставщиков. Также в ходе аудита должна оцениваться степень независимости членов конкурсных комиссий, и осуществляется оценка качества проведенного исследования рынка с целью выявления основных игроков, а также непрерывность проведения мониторинга рыночной конъюнктуры, в том числе и после выбора поставщика.

Как элементы борьбы с недобросовестностью закупок также необходимо использовать аудит транзакций и аудит экономической обоснованности транзакций. Аудит транзакций — это внутренний аудит, в ходе которого осуществляется проверка проведенных компанией операций, инвентаризация активов и другие аналогичные процедуры. Для минимизации рисков недобросовестности закупок необходимо давать оценку факторам, которые привели к тем или иным нарушениям, выявленным в ходе аудита. Всесторонний анализ этих факторов может привести к выводам о наличии фактов недобросовестности либо рисков их возникновения.

Значительного внимания требует проверка экономической обоснованности транзакций. Если при предварительном контроле менеджмент предприятия ограничен во времени принятия решений и полный детальный анализ всех аспектов не всегда возможен, то последующий контроль позволяет детально анализировать транзакции и их экономическую обоснованность в более комфортных временных условиях. Кроме этого, аудит экономической обоснованности дополняет другие элементы внутреннего аудита, позволяя выявлять существующие проблемы.

На сегодняшний день в области проведения закупок и организации конкурсных процедур имеет место ряд системных нарушений, как на стадиях процесса подготовки проведения закупки, проведения конкурсов и заключения договоров, так и этапе исполнения договоров.

Так, на стадии подготовки проведения закупок возможно преднамеренное составление непонятного или очень сложного технического задания на выполнение работ. В этом случае невозможно определить, что фактически необходимо заказчику и в каком объеме. Данный прием используется с целью недопущения на конкурс «непосвященных» посторонних компаний.

Также имеются случаи оформления заявок с необоснованно короткими сроками выполнения работ, услуг или поставки товаров. Если в конкурсной документации на строительство объекта или на поставку товаров указаны необоснованно короткие сроки исполнения, это может свидетельствовать о том, что «нужный» подрядчик уже давно приступил к строительству объекта, или партия нужного товара уже закуплена или имеется у «нужного» поставщика.

Аналогично в процессе подготовки проведения закупок организаторами могут преднамеренно объединяться заказы (лоты). Данный метод заключается в объединении различных видов работ в один заказ (лот), или же предлагается несколько заказов (лотов), но в условиях конкурса записано, что компания, выполняющая работы по первому лоту, может выполнить работы и по остальным заказам. Таким образом, создаются заведомо приоритетные условия «нужным» участникам конкурсов, искусственно ограничивается конкуренция, поскольку отсекаются компании, которые не могут выполнять в силу своей узкой специализации сразу несколько ви-

дов работ. Встречаются нарушения, когда изначально формирующееся техническое задание и условия исполнения контракта не отвечают интересам компании.

Особенно существенными являются случаи указания предельной цены работ, услуг и поставки товара, которая значительно отличается от среднерыночных значений.

Кроме этого, возможны случаи размещения заказов вообще без проведения конкурсных процедур или использование непрозрачных методов их проведения, например, методом запроса котировок или у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика.

Следует отметить, что существует еще один распространенный способ обходить конкурсные процедуры путем дробления суммы заказа и заключения договоров либо с разными контрагентами, либо с одними и теми же фирмами, но по одному и тому же предмету, на одинаковых условиях без проведения конкурсных процедур.

На стадии проведения конкурсов и заключения договоров распространенными являются нарушения, связанные с допуском к участию в конкурсах контрагентов с недобросовестной репутацией, случаи допущения к закупкам аффилированных лиц компаний-заказчиков.

Имеет место допуск организаций до участия в конкурсах без предоставления существенно важных документов и расчетов. Например, не предоставляются соответствующие документы, подтверждающие стоимость выполнения работ и услуг. Нередко организаторы конкурсов ограничиваются лишь протоколом согласования договорной цены, который не дает четкого представления о правильности и обоснованности формирования цены контракта.

Также серьезным нарушением, ограничивающим конкуренцию, является предоставление закрытой информации о коммерческих предложениях других участников торгов. Делается это для того, чтобы «нужная» организация предложила самые низкие цены и лучшие условия выполнения заказа, тем самым обеспечила бы себе бесспорную победу в конкурсе.

Нередки случаи занижения оценки отдельным участникам конкурсов без объективных на то причин. Также возможны факты заключения договоров на условиях, отличных от конкурсной документации.

Нарушения также совершаются после проведения конкурных процедур на стадии исполнения уже заключенных договоров. Так, например, после проведения конкурсных процедур, возможны случаи, когда должностные лица компании-заказчика оказывают давление на организацию, победившую в конкурсе, с целью навязать «свою» субподрядную фирму.

Также на практике нередко встречается заключение дополнительных соглашений к договору на изменение суммы первоначального договора или на дополнительные поставки товаров, работ или услуг, в совокупной сумме превышающей установленный минимальный порог.

Допускаются такие нарушения, как неисполнение (либо частичное исполнение) договоров поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; нарушение установленных сроков поставки; поставка товаров не надлежащего качества; завышение сметной стоимости работ против определенных условиями конкурса и др. Значимый ущерб компаниям наносит закупка вместо высококачественных дорогих товаров товаров-заменителей, имеющих сходные базовые параметры, причем по ценам качественных товаров.

Таким образом, только соблюдения всех установленных требований конкурсных процедур при организации закупочной деятельности еще недостаточно, и очень велика вероятность того, что нарушения возникнут на этапе реализации договоров. Выявление таких нарушений должно находиться в компетенции соответствующих служб внутреннего аудита и контроля самой госкомпании.

Для своевременного выявления и недопущения вышеперечисленных нарушений подразделению внутреннего контроля и аудита необходимо анализировать поставщиков и подрядчиков госкомпании на предмет их надежности и ранжировать их по степени возможного риска. Те контрагенты, которым присвоен высокий уровень риска, должны быть подвержены контрольным процедурам особенно тщательно.

В любой успешной компании, которая заботится о своем будущем и серьезно относится к вопросам деловой репутации, должны существовать принципы корпоративного управления, свидетельствующие о стремлении компании соответствовать общепризнанным мировым стандартам. В условиях стремительного развития в России идеологии и практики современной системы корпоративного управления становится еще более актуальным «прозрачность», открытость и эффективность сферы закупок госкомпаний. Сегодня внутренний аудит является одним из эффективных инструментов современной системы корпоративного управления госкомпаний, позволяющим не только выявлять различные нарушения в сфере закупок, но и принимать превентивные меры, способствовать устранению зон риска.

Принятие госкомпаниями эффективных мер по усилению контроля в сфере закупок и совершенствование функции внутреннего контроля и аудита дают положительный результат всей финансово-хозяйственной деятельность компании и способствуют формированию ее положительного имиджа.

Литература

1. Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

4. Анчишкина О.В. Инновационные закупки и инновационные условия договоров. Новый тип контрактов с оплатой по конечному результату // Контрактные отношения. 2014. № 3—4. С. 26—31.

5. Иванов О.Б., Лаврова Т.В., Подкопаев Ю.Б. Совершенствование системы закупок в государственных компаниях и контроль за их осуществлением. // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2012. № 3. С. 119—139.

6. Институт общественных закупок в современной российской экономике: монография / Под. ред. И.И. Смотрицкой, С.И. Черных. М., 2016. 280 с.

7. Смотрицкая И.И. Макроэкономические подходы к оценке интегральной эффективности системы государственных закупок // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2014. № 5. С. 70—79.

References

1. Federal law of 18 July 2011 № 223-FZ "On procurement of goods, works, services by separate types of legal entities" (in Russian).

2. Federal law of 26 July 2006 № 135-FZ "On protection of competition" (in Russian).

3. Federal law of July 21, 2005 № 94-FZ "On placing orders for supply of goods, performance of works, rendering of services for state and municipal needs" (in Russian).

4. Anchishkin O.V. Innovatsionnye zakupki i innovatsionnye usloviya dogovorov. Novyi tip kontraktov s oplatoy po konechnomu rezul'tatu [Innovative procurement and innovative contract terms. New type of contracts with payment by the final result] // Kontraktnye otnosheniya [Contractual relationship], 2014. no. 3—4. Pp. 26—31. 1. (in Russian).

5. Ivanov O.B., Lavrova T.V., Podkopaev Y.B. Sovershenstvovanie sistemy zakupok v gosudarstvennyh kompaniyah i control' za ih osutchestvleniem [Improving the procurements system of in the state companies and monitoring of their implementation] // JeTAP: Jekonomicheskaya teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2012. no. 3. Pp. 119—139.

6. The Institute of public procurement in Russian economy: monograph / Under edition by I.I. Smotrytskaya., S.I. Chernykh. Moscow. 2016. 280 p.

7. Smotrytskaya I.I. Makroecononicheskie podhody k otsenke integral'noy effektivnosti sistemy gosudarstvennyh zakupok [Macroeconomic approaches to the estimation of integral efficiency of the public procurement system] // JeTAP: Jekonomicheskaya teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2014. no. 5. Pp. 70—79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.