Научная статья на тему 'Анализ нормативно-правового регулирования закупок для нужд предприятий газовой отрасли России'

Анализ нормативно-правового регулирования закупок для нужд предприятий газовой отрасли России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКУПОК / КОНКУРЕНТНЫЕ ЗАКУПКИ / ЗАКУПОЧНЫЕ СИСТЕМЫ / ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларцев А.А.

особенности нормативно-правового регулирования закупок определяют возможности предприятий газовой отрасли по организации эффективных и гибких закупочных систем. В связи с этим актуальным является вопрос исследования этих особенностей и их влияния на нормативное регулирование закупок крупнейших предприятий отрасли. В данной статье проведен анализ нормативно-правового регулирования закупок для нужд предприятий газовой отрасли России в общем и закупок ОАО «НОВАТЭК» и ОАО «Газпром» в частности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ларцев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативно-правового регулирования закупок для нужд предприятий газовой отрасли России»

специальным должностным лицам таможенных органов, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления в целях противодействия ЛДПП.

Таким образом, предлагаемая к внедрению в таможенных органах система внутреннего контроля позволит качественно повысить результативность деятельности таможенных органов по противодействию ЛДПП. Принцип осуществления внутреннего контроля основан на тесном взаимодействии структурных подразделений таможни, вовлеченных в борьбу с этим явлением, а также высоком уровне квалификации и подготовке кадров. Последнее остро поднимает вопрос о ресурсном обеспечении, а именно обеспечении таможенных органов финансовыми средствами, банками информации, квалифицированными кадрами, методическими указаниями со стороны вышестоящих таможенных органов и т.д., необходимыми для качественного функционирования всех составляющих системы внутреннего контроля.

Литература

1. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 11 июня 2005 года № Пр-984 // ИАС Консульатнт плюс.

2. Рекомендация 5 ФАТФ.

3. Российская газета. - № 151-152. 09.08.2001.

А.А. Ларцев

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД ПРЕДПРИЯТИЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

EGAL REGULATION OF PURCHASES FOR THE NEEDS OF RUSSIAN GAS INDUSTRY COMPANIES ANALYSIS

Аннотация: особенности нормативно-правового регулирования закупок определяют возможности предприятий газовой отрасли по организации эффективных и гибких закупочных систем. В связи с этим актуальным является вопрос исследования этих особенностей и их влияния на нормативное регулирование закупок крупнейших предприятий отрасли. В данной статье проведен анализ нормативно-правового регулирования закупок для нужд предприятий газовой отрасли России в общем и закупок ОАО «НОВАТЭК» и ОАО «Газпром» в частности.

Ключевые слова: законодательство, нормативно-правовое регулирование закупок, конкурентные закупки, закупочные системы, газовая отрасль.

Abstract: legal regulation of purchases characteristics define gas industry companies' capabilities of organization of effective and flexible purchases systems. Therefore the task of investigating these features and their impact on the normative regulation of the largest gas industry companies' purchases becomes topical. The analysis of the legal regulation of purchases for the needs of Russian gas industry companies generally and the purchases of OAO NOVATEK and OAO Gazprom particularly is conducted in the following article.

Keywords: legislation, legal regulation of purchases, competitive purchases, purchases systems, gas industry.

Для удовлетворения нужд коммерческих организаций используются собственные финансовые средства. Экономически рациональное и эффективное использование средств выступает в качестве необходимой экономической основы для

© А.А. Ларцев, 2012

роста стоимости (капитализации) предприятия, а также повышения уровня ее жизнеспособности. То же самое относится и к компаниям с государственным участием и к субъектам естественных монополий, ведь от эффективности (в т.ч. эффективности расходов) первых зависят поступления в государственный бюджет, а вторых -экономическая обоснованность цен на предлагаемые услуги. Причем речь идет о колоссальных суммах, ведь объем закупок государственных компаний и естественных монополий - это около 7 триллионов рублей ежегодно [5].

Вопрос экономии собственных финансовых средств принимает особое значение в крупных компаниях, обладающих большим количеством производств, дочерних предприятий и разветвленной сетью филиалов. Подобные холдинговые структуры особенно характерны как для отечественной, так и зарубежной газовой отрасли. Расходы таких предприятий столь велики, что даже экономия в один процент в абсолютном выражении может позволить предприятию осуществить проекты стоимостью в миллионы долларов США. Так, ОАО «Газпром» и его дочерние и зависимые общества (далее - Группа Газпром) в 2011 году провели 9132 конкурентные закупки на общую сумму в 611,3 млрд. руб. Снижение цен относительно начальных (максимальных) составило 8,1%, что дало экономический эффект в размере 54,1 млрд.

руб. [6].

Все указанное выше - свидетельство огромной роли закупок для нужд предприятий частного сектора (в т.ч. газовой отрасли) и надлежащего правового регулирования закупочного процесса для экономики нашей страны. В данной статье представлен анализ нормативно-правового регулирования закупок для нужд двух крупнейших организаций газовой отрасли РФ: ОАО «НОВАТЭК» и ОАО «Газпром». При этом в статье исследованы наиболее ключевые элементы правового регулирования закупок предприятий частного сектора, выявлены соответствующие им нормы действующего законодательства.

Нормативно-правовое регулирование в области закупок в России носит комплексный, сложный характер, представлено широким разнообразием источников регулирования. Закупки для нужд организаций частного сектора регулируются статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данные статьи содержат базовые нормы о заключении договора на торгах. В связи с тем, что в ГК РФ под торгами понимается проведение закупок в форме конкурса или аукциона[1], некоторые коммерческие структуры применяют иные способы закупок, как, например, запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры или так называемые «тендеры». При этом для вывода регламентации подобных закупок из под действия ГК РФ, такие организации в своих локальных нормативных актах и (или) в закупочной документации уточняют, что проводимые ею процедуры не являются торгами в соответствии со статьями 447-449 ГК РФ и проводятся в соответствии с нормами и правилами, установленными в локальных нормативных актах и (или) в закупочной документации. Проведение закупок, не регулируемых нормами ГК РФ, позволяет снизить обязательства организатора по отношению к участникам указанных процедур, что, зачастую, позволяет применить более гибкий подход при выборе наиболее удовлетворяющей потребностям заказчика организации.

Одним из основных нормативно-правовых актов в области регулирования закупок в РФ является Федеральный закон от 17 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ), разработанный для целей регулирования закупочной деятельности государственных корпораций, государственных компаний, субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в определенных сферах (в т.ч. газоснабжения), хозяйственных обществ с долей государственной собственности более 50%, а также их дочерних обществ с долей указанных выше

субъектов более 50% и их «внучек», в которых уже дочерние общества имеют долю более 50%.

223-ФЗ содержит требование о принятии положения о закупках, в соответствии с которым субъект закона должен в дальнейшем проводить свои закупки. Положением должны быть предусмотрены такие способы закупок, как конкурс и аукцион. Также могут быть закреплены и иные способы закупок. 223-ФЗ вводит норму об обязательном проведении закупок в электронной форме, но только на основании утвержденного Правительством РФ перечня товаров, работ, услуг. Законом устанавливаются жесткие требования в части информационного обеспечения закупок, в частности, необходимость и порядок публикации в сети Интернет положения о закупках, плана закупок, плана закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, информации о закупке и др. Указанный закон также определяет содержание данных документов. Одновременно законом предусмотрен реестр недобросовестных поставщиков и порядок его ведения [2].

Среди отдельных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по закупке для нужд предприятий частного сектора следует выделить Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В первом представлены нормы, направленные на защиту от недопущения, ограничения или устранения конкуренции, тогда как во втором закреплен порядок выбора аудитора бухгалтерской (финансовой) отчетности (по результатам открытого конкурса) [3, 4].

Исследование законодательства РФ в области закупок показывает, что закупочная деятельность газовых компаний РФ регулируется в зависимости от того, к какой группе субъектов регулирования относится та или иная компания. На данный момент не существует специализированного законодательства в области закупок, нацеленного на регулирование именно газовой отрасли в отдельности. Так, второй по объёмам добычи производитель природного газа в РФ ОАО «НОВАТЭК» является организацией частного сектора экономики, не подпадает под действие 223-ФЗ в связи со структурой своего уставного капитала, соответственно закупочная деятельность данной компании может регулироваться лишь нормами ГК РФ.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном Интернет-сайте организации, конкурсные торги в ОАО «НОВАТЭК» и его дочерних обществах регламентируются специальными внутренними нормативными актами ОАО «НОВАТЭК». Информация об условиях проведения конкурсных торгов размещается на том же сайте не менее чем за тридцать дней до момента (дня) вскрытия конвертов с заявками претендентов на участие в конкурсе. Конкурсная документация предоставляется в соответствии с порядком, указанным в объявлении о проведении конкурсных торгов. При этом на сайте уточняется, что «конкурсные процедуры, регулируемые вышеуказанными документами, не являются торгами в форме конкурса в значении статей 447-449 ГК РФ» [7]. Таким образом, единственным источником регулирования закупочной деятельности компании являются принятые ею локальные нормативно-правовые акты. Данное обстоятельство оставляет участников подобных процедур в некоторой степени незащищенными от возможных проявлений коррупции и недобросовестной конкуренции, а также снижает возможности по достижению высокого уровня эффективности построенной закупочной системы без должного уровня контроля со стороны собственников и бенефициаров, и, соответственно, по получению максимальной прибыли.

В то же время закупки крупнейшей газовой компании России ОАО «Газпром», имеющей в структуре своего уставного капитала долю участия РФ более 50% и являющейся субъектом естественных монополий, подпадают под действие 223-ФЗ. Так, в размещенном на официальном сайте ОАО «Газпром» (www.gazprom.ru) Положении о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром,

утвержденном решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее - Положение), указано, что оно разработано в т.ч. в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [8]. При необходимости проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Положение применяется в части, не противоречащей указанному закону. При этом дочерние общества также должны принять на основе Положения и требований 223-ФЗ свои положения о закупках, обеспечить утверждение положений в своих собственных дочерних обществах. Центральным органом управления закупками Группы Газпром в Положении определен Департамент по управлению конкурентными закупками ОАО «Газпром» (переименован в Департамент по управлению корпоративными затратами [9]), в нем же закрепляются его функции. В Положении определяется порядок формирования и работы конкурсной, аукционной комиссии и комиссии по подведению итогов запросов предложений, закрепляются основные требования к участникам закупок.

Как и в 223-ФЗ, в Положении регулируется информационное обеспечение закупок, которое предполагает публикацию до 01 июля 2012 года информации (необходимой для публикации в соответствии с 223-ФЗ) на официальном сайте ОАО «Газпром» и заказчика закупки, после указанного срока - на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальном сайте). В целом, требования к составу публикуемой информации зеркально отражают требования 223-ФЗ, за исключением того, что в соответствии с Положением размещению не подлежат сведения о закрытой закупке, проводимой в соответствии с Положением. Но, исходя из пункта 4.6 Положения, закрытая конкурентная закупка может проводиться в случаях, если сведения о закупке не подлежат размещению на Официальном сайте в соответствии с частью 15 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Соответственно, данная норма является дублирующей и не несет дополнительной информации.

Положение определяет порядок планирования закупок и организации их проведения. Способ проведения закупки Группой Газпром определяется Департаментом по управлению корпоративными затратами на этапе формирования плана конкурентных закупок, могут применяться следующие способы закупок: конкурс и запрос предложений (открытый или закрытый, одно- или двухэтапный, без проведения или с проведением предварительного отбора), аукцион (открытый или закрытый), в том числе аукцион в электронной форме, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Для проведения закупок Группы Газпром (как полностью, так и частично) могут быть использованы электронный документооборот, электронные торговые площадки в сети Интернет.

В Положении каждому из указанных выше способов закупки отведен целый раздел, в котором определяется их общий порядок проведения, порядок отказа от проведения закупки, содержание извещения и документации о закупке, порядок подачи, изменения и отзыва заявок на участие в закупке, вскрытия конвертов с заявками. В данных разделах обозначены принципы и порядок анализа, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок и заключения и исполнения договора по результатам закупки, а также особенности проведения закупок в закрытой форме, двухэтапных и с предварительным отбором. В Положении представлено 29 случаев, в которых заказчик вправе осуществлять закупку товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В отдельный раздел выделен порядок проведения предквалификации, по результатам которой формируется реестр потенциальных участников. Лицам, которые включены в реестр, при указании на то в документации о закупке может быть предоставлено право на невключение отдельных документов в составе своих заявок. В

целом, анализ указанного в Положении порядка проведения закупок и порядок функционирования закупочной системы показывает, что его требования не противоречат требованиям 223-ФЗ.

В итоге можно сделать вывод, что нормативное регулирование закупок ОАО «НОВАТЭК» и ОАО «Газпром» не противоречит требованиям законодательства, способствует функционированию закупочных систем, удовлетворяющих требования данных организаций в части их эффективности и гибкости при надлежащем уровне внутреннего контроля. При этом выстраиваемые на основе регламентирующих документов данных компаний закупочные системы позволяют выбирать наиболее соответствующих потребностям заказчика участников закупок.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая).

2. Федеральный закон от 17 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

5. http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20111102_03.

6. http://gazprom.ru/press/news/2012/january/article128210/.

7. http://www.novatek.ru/ru/about/tenders/info/.

8. http://www.gazprom.ru/fZposts/21/053269/polozhenie-o-zakupkah.pdf.

9. http://www.gazprom.ru/about/management/subdivisions/.

Я.Ю. Павлова Б.А. Аникин

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

THE REGIONAL LOGISTICS INFRASTRUCTURE IN MARI EL REPUBLIC

Аннотация: в статье рассматривается логистическая инфраструктура региона как часть логистической системы, описываются проблемы, их причины, общие пути решения связующих отраслей республики Марий Эл.

Ключевые слова: логистическая инфраструктура, связующая отрасль, региональная логистическая система.

Abstract: the article considers the logistics infrastructure of the region as part of the logistics system, describes the problems, their causes, common solutions to communications industries of Mari El Republic.

Keywords: logistic infrastructure, communications industry, the regional logistics

system.

С развитием процессов глобализации в начале XXI века и вступлением России в ВТО в декабре 2011 года потоки чистого конечного продукта, проходящие через страну, возрастут. Мировой товарооборот, начиная с 2000 года возрос в 3 раза [4]. В России товарооборот с 2000 года вырос в 6 раз [4]. В республике Марий Эл (РМЭ) товарооборот, начиная с 2000 года вырос в 10 раз [3], причем положительное сальдо с каждым годом растет. Такие тенденции в российской экономике как регионализация,

© Я.Ю. Павлова, Б. А. Аникин, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.