Раздел IV. Педагогика
В.И. Божич, М.Б. Савченко КОНСЦИЕНТАЛЬНОСТЬ И КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Анализируя ближайшее будущее, аналитики утверждают о новом видении действительности, основанной на необходимости осознания различных явлений. Характерной особенностью современного периода жизни Человечества является рождение новой цивилизации с иным набором культурных ценностей и норм, во многом определяемых «искусственной жизнью», которую создают интеллектуальные компьютерные системы [1].
Многие аналитики высказывают опасение, что процесс синтеза нового информационного общества опережает понимание и анализ многих явлений.
Коммуникационные и информационные технологии прочно вошли в жизнь людей и принесли множество новых проблем. В современном обществе люди все более склонны только воспринимать и отвечать на сигналы. Имеется опасение, что коммуникативная функция вообще уничтожит мышление. Иными словами, есть информация, а нет знаний.
Хозяином современной жизни стал человек массы - это собственник, лишенный всякого чувства достоинства. Человека массы делает не социальная принадлежность к определенному общественному классу - низшему или высшему, не место в существующей иерархии общества, а глубокая психологическая посредственность, порожденная привычкой к комфорту и потерей положительной нравственной ориентации. Именно благодаря этому он доволен существующим положением вещей и не желает быть другим, а тем более стать другим.
Возможно, что посредством информационных и коммуникационных технологий формируется новый тип общества, а может быть формируется новое Коллективное Сознание Человечества, основанное на еще непонятных нам явлениях защиты и сохранения. Однако многие социологи высказывают опасение о формировании совсем нового типа господства по отношению к сознанию благоразумия и выживания.
Здесь возникает наличие нового оружия, которым осуществляется целенаправленное формирование внимания, влияния и изменение состояния сознания личности и общества. Тот, кто может превращать сознание в предмет воздействия и манипулирования обладает новым типом господства. Господство - это война, которая связаны с господством над личностью и над изменением идентичности, то есть над сознанием и над личностью.
Такая война получила название - консциентальная война; средство такой войны - консциентальное оружие [2, 3]. Главной особенностью феномена консциентальности (пер. с лат. сознание, совесть) является война, которая развертываются в сознании человека.
Именно поэтому в последнее время особенно актуальными стали вопросы информационно -психологической безопасности личности и общества. В условиях синтеза современного информационного общества актуальной становится задача анализа общественных процессов, обусловленных коммуникационными и информационными технологиями.
К настоящему моменту достаточно разработаны теории сознания, которые позволяют учитывать рефлексивные характеристики и утверждать факт наличия феномена консциентальности, что должно было произойти и что уже произошло.
Состояние безопасности жизнедеятельности Человечества приводит к появлению новой неклассической науки, особенностью которой является отказ от ценностей «нейтрального исследования» в рамках привычной философии познания.
Такая наука не должна выпускать из внимания «хитрости», принятые сегодня обществом при формировании рисков и угроз безопасности жизнедеятельности Человечества. Имеют место два противоречивых акцента таких «хитростей»: 1) проводится констатация негативных фактов в природе, технике, мышлении и др., однако, 2) не принимаются естественные действия по исклю-
чению этих негативных факторов с целью сохранения имеющегося состояния жизнедеятельности, даже ценой исчезновения некоторых элементов техносферы, биосферы и наносферы.
Наиболее существенным здесь является тот факт, что впервые в истории человечества осознание необходимости построения новой парадигмы мышления упреждает ее появление.
Это значит, что техногенная цивилизация вступает в полосу особого развития, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска и добывания научной истины.
Внимание все больше перемещается в сферу, где решается судьба человеческого бытия.
В современном мире сформирован феномен работы с сознанием, который необходимо подчинить для безопасности жизнедеятельности и выживания Человечества и выделить его в виде совершенной особой реальности.
Поиск истины и мировой гармонии оказывается связанным с определением стратегий и возможных направлений практического преобразования реального мира, что непосредственно затрагивает гуманистические ценности и образование.
1. Тенденции индивидуального компьютерного обучения. Скорость и качество изменения технологий в различных сферах деятельности указывают о необходимости поддержания такого же темпа профессиональной адаптации работников. По этой причине проведены многочисленные исследования в области компьютерного интерактивного обучения, как альтернативы традиционным методам обучения, основанным на лекциях, практических и лабораторных занятиях и т.п.
Эти исследования подтвердили факт эффективности компьютерного обучения - время обучения сокращается без потери показателей качества известной триады - знания, умения, навыки [4]. Тем не менее, следует отметить, что большое количество существующих систем обучения на основе персональных компьютеров являются «пассивными учителями» и решают локальные задачи подготовки специалистов. Обучение студента связано с информационными перегрузками и может содержать большое количество «лишнего» материала. Такие компьютерные системы обучения предоставляют студенту информацию в статическом виде; содержат вопросы и тесты, чтобы оценить прогресс обучаемых на основании их ответов, а, далее, система может только рекомендовать повторить материал, ускорить или замедлить его рассмотрение.
Можно утверждать, что первоначальные разработки компьютерного обучения основывались на принципах книжной продукции и не учитывали специфические возможности компьютеров. Эксперты указали на необходимость развития компьютерного обучения в направлении создания интерактивных систем обучения.
Современная концепция компьютерного обучения основана на психологических и педагогических исследованиях, учитывающих три возможные формы интеграции процесса образования.
1. Комбинаторная интеграция начинается с детства и продолжается в течение жизни человека. Она заключается в формировании новых навыков человека относительно его «объединенной индивидуальности» через фокусировку внимания на событиях и фактах.
2. Саморефлексивная интеграция сводится к формированию человеком синтетической модели мира, критериев и принципов управления этой моделью. Она формирует профессию человека, начиная с юности; отражает интересы и утверждения индивидуальности на уровне его сознания; осуществляет проективное воображение на практическом опыте человека; связана формированием целей, потребностей, критериев и принципов; процессом выбора и принятия решений.
3. Реинтеграция - это трансформация синтетической модели под действием новой целеустремленной ориентации и переоценка внешних вызовов на подсознательном и сознательном уровнях. Такое преобразование модели является следствием экстремальных изменений обстоятельств, которые резко разрушают синтетическую модель.
Современное компьютерное обучение - это сложная и «очень тонкая» дидактическая система, учитывающая интеграцию различных этапов обучения школьников, студентов, работников-специалистов. Основной принцип такого обучения состоит в интеллектуальном синтезе знаний, который осуществляется через самостоятельную работу обучаемого в диалоговом режиме с компьютерной системой.
Значимо отметить, самостоятельную работу с учетом рефлексивных размышлений человека и подключением предлингвистических форм восприятия и понимания информации, выраженных через набор ассоциаций и действий.
В результате компьютерные образовательные технологии породили новую субкультуру, формирующую специфическое мировоззрение - компьютер становится авторитетом при получении «ответов» на возникающие вопросы - настоящий мир отходит на второй план [5]. Новая форма образовательной деятельности рассчитана на активную позицию самого обучаемого и исключает известную в классической системе эффективность мотивации конкурентноспособности среди школьников и студентов.
Роль учителя сведена только к формированию предметной области дисциплины, представленной гипертекстом. Фактически студенту предлагается «конструктор знаний», состоящий из компонент (отдельных фрагментов предметной области - кредитов) и набора ключевых слов -релевантных ссылок, связывающих эти компоненты.
Образовательная деятельность студента сводится к самостоятельному выполнению инструкций о правилах изучения дисциплины и контроле его знаний, которые формируются «искусственным учителем» - программой компьютера [6].
Студент имеет возможность проявить свою индивидуальность действиями относительно последовательности изучения компонент дисциплины. Оценку релевантности этих компонент и, как следствие, последовательность действий определяет сам студент. При этом ему предоставляется право отступления от первоначальных инструкций, реализуя свободу действий.
В результате, эксперты, анализирующие последствия компьютерного обучения, все чаще употребляют понятия: информационно-психологическая безопасность личности, «умственное здоровье», информационные перегрузки, компьютерные стрессоры и др.
Представление и сортировка учебного материала гипертекстами и мультмедиа значимо отличается от декларативных знаний привычных для книг и состоит из различных абстрактных индексов - значки, изображения, звуки, анимационные жесты и др. В результате естественный мир с каждым актом обучения становится все более абстрактным.
Современные взгляды на компьютерное обучение изменились и направлены на создание более сложной модели тьютора, которая адаптирована к индивидуальным особенностям студента, и должна управлять его обучением с точки зрения решения проблемных ситуаций. Иными словами, такое субьектно-ориентированное обучение должно основываться на принципе моделирования проблемных ситуаций и усилении активности студента при работе в диалоговом режиме с компьютерной системой обучения.
Особенностью таких компьютерных технологий обучения является уникальная возможность определять восприятие событий человеком и формировать его вкусы, пристрастия, мировоззрение, поведение.
В истории человечества не было подобных средств массового воздействия.
Новое поколение компьютерных образовательных технологий дает возможность строить компьютерные виртуальные реальности, которые в силу их искусственного происхождения предоставляют возможности достаточно легкого манипулирования сознанием и поведением обучаемых.
Иными словами компьютерные системы обучения создают ситуацию, когда студент неза-щищен перед натиском новых информационных технологий, все более имеет дело не с реальной жизнью, а с моделями виртуального мира. Существует психологическая опасность перепутать модель с реальностью [7].
2. Тенденции коллективного компьютерного обучения. Следующий этап развития компьютерного образования направлен на расширение сферы применения обучающих систем за счет использования более широкого спектра возможностей современных компьютеров [4, 6]. Данный этап связан с достижением эффекта «совместной деятельности» посредством формирования коллективного сознания при организации производства на основе сложных современных технологий. Аспектами такого обучения являются:
стремление отойти от постоянной замены старого персонала на новый, поскольку при этом непрерывно дестабилизируется система межличностных и групповых отношений в производственном процессе;
стремление внедрить новую форму производственных отношений - телеработу, которая выполняется человеком в информационном пространстве вне традиционного рабочего пространства;
• стремление обеспечить индивидуальные возможности личности, отстающей в большинстве случаев в своем развитии от темпов развития техносферы.
В настоящий период новая разновидность компьютерного обучения начинает формироваться на ведущих фирмах и в крупных ведомствах развитых стран в рамках деловой информационной среды посредством включения в нее модулей обучения. Такое обучение ведется с контингентом работников - специалистами. Точнее сказать, не обучение, а переобучение (дообучение) специалистов профессиональному мастерству.
Такой подход к обучению специалистов на предприятии, а не студентов в вузе имеет экономическое обоснование - начальные затраты на организацию компьютерного обучения выше, чем на традиционные технологии. Компьютерное обучение снижает полную стоимость затрат на разработку обучающих модулей и постановку процесса обучения, но требует инвестиций в виде персональных компьютеров и автоматизированных рабочих мест. Указанное состояние дел по становлению новых форм обучению определяется не только экономическими проблемами. Этому сопутствует принципиальный фактор - отсутствие образовательной информационной среды в вузе в силу инерционности дидактических систем образования, поддерживающих классические принципы познания.
3. Консциентальные аспекты компьютерного обучения. Принципы философии выживания диктуют и указывают иной вектор современного развития компьютерного образования, определяемый социологическими тенденциями по релаксации, персональной работе, телеработе и персональном переобучении с учетом коммуникационных и информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.
Декларируемый в настоящее время субъектно-ориентированный подход в образовательной деятельности поддерживает принципы философии познания. Однако в силу указанных выше производственных отношений на основе коллективного сознания возникают новые требования к образовательной деятельности. Они связаны с привитием дисциплины деятельности, жесткого подчинения некоторым указаниям сверху, продиктованным сложностью современных технологий.
В результате для личности имеет место противоречие принципов философий познания и выживания. С одной стороны, человек желает и имеет возможность своей деятельности вне рабочей среды (дистантное обучение, телеработа), с другой стороны, свобода является условной, так как фактор выживания требует подчинения и сопутствует воздействию факторов манипулирования личностью. Сказанное утверждение позволяет обнаружить совершенно новый феномен конс-циентальности, который определяется современными формами интеграции процесса компьютерного образования.
Данное явление требует понимания, анализа и соответствующего отношения к нему в условиях осознания необходимости построения новой парадигмы мышления, упреждая ее появление.
3.1. Является ли компьютерное обучение консциентальным оружием? Что является предметом поражения? Ответ состоит в следующем - поражается идентичность личности, которая по факту является и принадлежит миру «искусственной жизни», миру виртуальной реальности. Обучаемый (школьник, студент или работник) средствами технологий компьютерного обучения отказывается от своей некоторой исходной идентичности.
Здесь сосредоточена опасность бесконтрольной самостоятельной работы человека с информационной средой обучения и возможностью управления личностью с позиций исключения понятия национальной или религиозной идентичности, либо возможностью погрузить личность в «искусственный мир» с целью искусственно вводить, инженерировать, придумывать, создавать ту или иную идентичность личности обучаемого.
Если идентичность является «конструктом знаний», то возникает возможность отрицать человека от любой границы реального общества, изменяя его представления о правах и обязанно-
стях, ценностях и др. В целом, возникает возможность на уровне малых величин изменить крепкие ориентиры населения, в частности, изменить доменную структуру российского общества, обладающую способностью реагировать на внешние раздражители, как единое целое.
Значимость малых величин проявилась в период «холодной войны» посредством использования объективных идеологических закономерностей общественных процессов СССР, встраивании в эти процессы и модификации их с целью достижения определенных целей [8].
3.2. Отличительной особенностью консциентальной войны является предмет воздействия -сознание личности. Иными словами, такая война ведется непосредственно в сознании личности посредством саморефлексии с целью слома, разрушения и изменения символической структуры личности.
Из сказанного следует потенциальная опасность систем компьютерного обучения, использующих современные формы интеграции процесса обучения через самостоятельную работу с учетом рефлексивных размышлений человека и подключением предлингвистических форм восприятия и понимания информации, выраженных через набор ассоциаций и действий.
Современная форма дистантного образования строится на основе отрытого образовательного пространства Интернет. Данное пространство позволяет сформировать сетевую культуру и объединить сетевой коммуникацией людей в группы. Далее с помощью современных средств мульт-медиа создаются демо-версии тех или иных событий и явлений, которые увеличивают скорость мышления указанных групп. Такие демо-версии, опираясь на социальный феномен демократических культур, могут выполнять функцию консциентального оружия посредством массового тиражирования для указанных групп продукта ложного мифотворчества о событиях и явлениях.
Здесь важно заметить, что для опровержения таких ложных демо-версий необходимо: 1) достаточно большое время на проведения некоторого исследования; а, главное: 2) такого же тиражирования демо-версии-разоблачения; 3) наличие некоторых мобилизованных групп противодействия, что по многим причинам реализовать невозможно; 4) участниками этих групп должны быть эксперты-цензоры, умеющие различать знания и информацию. Таких людей не очень много.
3.3. Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности Человечества настолько усложнились, что демократические методы решения уже не совсем эффективны и поэтому не исключена вероятность некоего «возврата» в прошлое, но уже на ином уровне. Влияние современных коммуникационных и информационных технологий превращает феномен консциентальности в совершенно особо значимое явление. Поэтому в развитых странах появился массмедийный военно-промышленный комплекс, а в университетах развитых стран - соответствующие специальности обучения искусству консциентальности.
3.4. Основная опасность феномена консциентальности состоит в том, что изменение идентичности личности и общества приводит к ситуации противоречий на грани шизофрении. Эта опасность привлекла к себе внимание в связи с негативным воздействием на психическое здоровье отдельного человека и общества в целом.
Сознание личности, являющееся антропологической и гражданской ценностью Человечества, является в тоже время предметом поражения и воздействия.
Отсюда вытекает основная проблема современности - может ли существовать информационное общество? Этот вопрос является достаточно принципиальным. Состояние дел таково, что откладывать некуда, как говориться, надо решать здесь и сейчас.
Ответ связан с необходимостью разобраться и понять, какая за этим феноменом может стоять созидательная программа и роль. Возникший феномен консциентальности может быть использован совершенно разными группами, как для разрушения, так и для созидания. Наличие оружия -яда, всегда предполагает противоядие. На каких основаниях это может быть использовано?
Возникает вопрос, кто может осуществлять познание, анализировать и разбираться с тем, что происходит, так как при воздействии консциентального оружия, в одиночку ничего сделать невозможно. Аналитики зафиксировали особенный момент ХХ века - процесс познания и процесс мышления один индивид осуществлять не может, могут осуществлять только группы. В этом состоит первый ответ - наличие сплоченных групп и организованной из них мегамашины, только они могут осуществлять познание. Здесь следует заметить, что доменная структура российского
общества может являться мегамашиной. Вероятно именно по этой причине Россия подвержена применению консциентального оружия [8].
Далее возникает очень важный вопрос, а что является основным элементом консциентальных войн и оружия. Если считать, что основной единицей консциентального оружия является дискурс, особого типа видеодискурс, который в нас входит, вызывает глюк, то средство противостояния этому дискурсу является метадискус. Это означает, что для того, чтобы иметь дело с консциентальным оружием должен быть совсем другой уровень рефлексии, должно быть рефлексивное мышление.
Ряд аналитиков полагают, что метадискурсом может явиться сознание социума, освобожденное от психологии устрашения «холодной» войны, так как проблема воздействия на сознание и консциентальное оружие сформировались в период активного развертывания ядерных программ. Тогда было осознано, что основной феномен этих программ состоит не в реальном бросании ядерных боеголовок, а особый тип манипулирования сознанием - удержание сознания в страхе.
В настоящий период времени под влиянием феномена консциентальности формируется новый, еще не понятный, ряд стереотипов.
Поэтому феномен консциентальности - это важнейший вызов перед методологическими группами Человечества. Социологи указывают, что необходимо формирование правдоподобной миссии Человечества посредством проведения международных симпозиумов по поводу «диалога цивилизации».
Феномен консциентальности должен определить мегамашину рефлексивного мышления, не вопреки, а благодаря новым коммуникационным и информационным технологиям при формировании противоядия - феноменов внимания и влияния на рождение новых тенденций безопасности жизнедеятельности Человечества.
Заключение. Задача человечества состоит в создании, освоении и контроле новой коммуникационной культуры с учетом кибернетизации общества. Феномен конциентальности и практика состояния дел требует организации компьютерного обучения, позволяющего вычислять возможные рефлексивные формы на уровне мироздания: «Я думаю, что ты думаешь, что я думаю»; «Я знаю, что другие знают, а этого я не знал».
В условиях указанного феномена необходимо появление нового поколения, которое будет выполнять функции Мегамашины, предотвращающей возможности применения мощных методов манипулирования психикой человека при помощи средств массовой информации и коммуникации, непосредственного воздействия на мозг человека, психотронного оружия и др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 352 с. (Науки об искусственном).
2. Molander R.C., Wilson P.A., Mussington D.A., Mesic R.F. Strategic Information Warfare Rising. Santa Monica, Calif.: RAND, 1998.
3. Громыко Ю. Оружие, поражающее сознание, - что это такое? Потехин В. Современные войны и национальная безопасность России // Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? М.: Россия-2010, 1997. 08 с.
4. Kaplan R.M. Intelligent Multimedia Systems. Jons Wiley&Sons, Inc. 1997, 494 c.
5. Божич В.И., Горбатюк Н.В., Савченко М.Б. Компьютерное образование, как фактор изменения информационно-психологической безопасности личности. Известия ТРТУ. «Психология и педагогика». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. №5 (49). C. 232-240.
6. Божич В.И., Горбатюк Н.В. Интеллектуальная система компьютерного обучения // Новости искусственного интеллекта, 2000. № 3. C. 102-111.
7. Божич В.И., Горбатюк Н.В. Савченко М.Б. Концептуальная модель психологии совместной деятельности естественного и искусственного интеллектов // Известия ТРТУ. Тематический выпуск. Материалы научно-технической конференции «Медицинские информационные системы. МИС-2004». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. № 6 (41). С. 295-300.
8. Информационно-психологическая и психотронная война: Хрестоматия / под общ. ред. А.Е. Тараса Мн.: Харвест, 2003. 432 с. (Библиотека практической психологии).