Раздел III. Психология
В.И. Божич, М.Б. Савченко
НЕЙРОСЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ КОГНИТИВНОЙ КАРТЫ АНАЛИЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Экономика «первого мира» при условии действия «честных» рыночных законов на сегодняшний день не может выжить. Поэтому законы свободной конкуренции сознательно «компенсируются» действием вполне реальных механизмов экономической войны. Появилась историческая необходимость нового типа войны - войны психологической, суть которой строится в обмене демократических идей на природные ресурсы с помощью «финансовой бомбы».
Такая бомба, подобно нейтронной бомбе, способна действовать «выборочно», истребляя людей, но оставляя в целости неживые объекты. Однако в отличие от атомной и нейтронной бомбы, она реорганизует и приводит к новому порядку все то, что является объектом ее атаки, приводит к колониальной экспансии и разделу мира на страны-потребители и страны-доноры.
Сокрытие причин процветания одних и нищеты других породило необходимость создания индустрии лжи. Как известно, в период Третьей Мировой войны проявилось открытие сотрудников ЦРУ США под руководством Алена Даллеса, которое заключается в использовании объективных закономерностей общественных процессов, встраивания в эти процессы, модификации их и достижении на этой основе своих целей:
«Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые, и заставим их в эти фальшивые ценности верить... Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением. Будем браться за людей с детства... Мы сделаем из них циников, пошляков... »
Для необходимой модификации протекания общественных процессов при сохранении их общей направленности потребовались сравнительно малые усилия и финансовые затраты со стороны США. Аналитики ЦК КПСС не заметили изменения «малых» величин в условиях глобального экономического противостояния. И это честно сформулировал бывший министр обороны Российской Федерации Игорь Родионов:
«Мы не распознали признаков этой войны, у нас не было ни средств, ни научного подхода для борьбы с ней».
«Холодная война» была идеологической в ориентации на поражение идейной организации сознания. Новый период Четвертой Мировой войны отражает новые формы идеологической войны с применением консциентального оружия на поражение сознания (от англ. consciousness -«сознание») [1].
В основе действия такого оружия лежит стерилизация сознания человека-жертвы посредством уничтожения его идентификации, т.е. способности к самоопределению места в обществе, ощущения себя частью национального организма. Результатом воздействия является изменение привычного состояния сознания личности, при котором теряется и перестает восстанавливаться и выстраиваться символьный ряд, воображение и образ личности.
Правильно организованная консциентальная война позволяет создание такой ситуации, когда в разгар боевых действий и чрезвычайных ситуаций у населения и руководителей имеет место переживание бесконечной отдаленности войны. В настоящий период идет проверка «прочности на излом» российского общества с целью уничтожить его посредством пропаганды индивидуализма, поражения основной метасистемы - образования России.
Принятие сверхличного внутри себя позволяет относиться к окружающим без обусловленных бессознательной тревогой страхов и предубеждений, осуществлять полноценные субъект-субъектные коммуникации без скрытого стремления к противопоставлению себя кому-либо и без опасения подчиниться чужой воле.
Факт изменения состояний сознания (ИСС) наступает, когда человек должен сохранить взаимодействие с окружением в новых, и особенно в неблагоприятных условиях. Одним из результатов ИСС является изменение мотивационной шкалы ценностей. В современном обществе, с приоритетной шкалой западных ценностей, нормой принято считать состояние полной рациональности. Эта система ценностей и ее предпосылки имплицитны, человек не осознает их наличия и потому не подвергает их сомнению.
Рационализм - это способность отделить себя от окружающего мира, превратив его в объект, чтобы объективно его рассматривать и о нем размышлять. Эмпирически принцип рационализма выражен поиском самоидентификаций в противопоставлении к окружающему. В настоящий период каждому российскому человеку необходимо укрепиться в своем сознательном состоянии, развивая самосознание в духовно-практической деятельности, и уйти как можно дальше от того, чем он был бессознательно.
Известный американский разведчик Поль Лайнбарджер обращал внимание, что быстрое и смелое использование новейших достижений психологии в противоборстве не является такой мелочью, которой можно пренебрегать. Цель такой борьбы - изменить взгляды, психологию противника с целью достижения психологических целей.
Война - это своего рода убеждение, дорогостоящее, опасное и неприятное, но эффективное, если другие меры не дают желаемых результатов. Идеология играет значимую роль в психологической борьбе.
Идеология - это система глубоко укоренившихся убеждений относительно основных вопросов жизни и деятельности людей. Здесь уже затрагивается общественная система. Свобода не может быть предоставлена людям с чужой идеологией. Это обязательная предпосылка всякой идеологии.
В период перехода современной России к информационному обществу появилась возможность применения консциентального оружия посредством активного использования военной супермагистрали Интернет и СМИ.
Настоящий период Человечества определяет новый вид сетевой войны. В качестве противника выступает сеть неправительственных организаций - это какой-то рой вроде бы не связанных друг с другом фондов, комитетов в защиту того-то и того-то, преступных группировок, политических движений, телеканалов, Интернет-сайтов.
Каждый элемент указанного роя сам по себе в тысячи крат слабее государственного аппарата. Только действуют они невероятно согласованно и ощутимо. Информационная сеть Интернет является площадкой, на которой ведется консциентальная война. Психология новой войны определяется психологией формирования внимания. При этом воинами в мирное время выступают гражданские лица, которые являются кибервоинами, ведущими психологическую борьбу информационными средствами.
Идеологию можно считать средой, определяемой смыслами. Зоны человеческого мозга -зона Брока и неокортекс предназначены для контроля над процессами переработки символов и языка. Суггестивная парадигма - это та семантическая система внутренней картины мира, которая определяет число и сущность физических реалий. Она тесно связанна с процессом формирования сознания, мировоззрением социального окружения и др.
Изменения суггестивной парадигмы можно достичь без посредства гипноза или иных ИСС. При этом парадигма создается не внушением экстрасенсов, а постепенной модификацией внутренней картины мира. Крайним проявлением такого процесса являются военный, религиозный, революционный и другие «психозы». Методы изменения суггестивной парадигмы зависимы от уровней сознания. Изменить суггестивную парадигму практически невозможно у людей, достигших глубины понимания сути и смысла бытия.
Для большинства обычных людей видоизменять суггестивную парадигму практически возможно как угодно. Примером тому могут служить сравнительно быстрые психические модификации целых народов под влиянием лидеров - Ленина, Сталина, Гитлера - приводящих к массовым идеологическим «психозам».
Суггестивная парадигма является одной из основных формообразующих структур личности - это образ «Я» во всей многомерности его отношений с окружающими реалиями. Искусственно изменяя суггестивную парадигму, можно управлять не только комплексом верований, убеждений и представлений, но и соматическими процессами. Условно можно разделить психотехнологии на четыре группы.
1. Осознаваемая автопсихокоррекция в условно-интактном состоянии - внушение, воспитание и др.
2. Осознаваемая автопсихокоррекция с использованием ИСС - различные методики психосинтеза.
3. Неосознаваемая психокоррекция в условно-интактном состоянии - 25 кадр Р. Фишера, подпороговое аудиопрограммирование и др.
4. Неосознаваемая психокоррекция - 25 кадр с использованием ИСС.
Существующие методы психотерапии являются стихийно выработанными в процессе эволюции человека средствами психокоррекции. Они основаны на различных формах научения, разъяснения, убеждения, внушения, подражания и применения ИСС. Гипноз, психофармакологическое воздействие, ритмовоздействие светом, цветом, звуком, инфразвуком - вот неполный перечень таких форм воздействия. Можно разделить методы психотехнологий на два больших класса.
Первый класс - это методы, требующие активного участия самого субъекта в процессе совершенствования своей личности с глубокими погружениями до уровня, когда включаются законы естественной этики. Этот класс методов направлен в основном на совершенствование личности. К этому классу относятся первая и вторая группы психотехнологий, это различные психотехники трансперсональной психологии, юнгианский анализ, различные ритуальные технологии и др.
Для второго класса коррекция поведения осуществляется без активного участия субъекта. Здесь следует говорить лишь о перестройке самой личности в сторону, заданную воздействующей программой посредством методов неосознанного внушения. Этот класс направлен на оперативную коррекцию поведения или состояния в некоторой ситуации.
Обратим внимание, что методы внушения определенных выше групп представляют опасность. Для корректного изменения психического состояния индивида необходимо знание полной его психосемантической карты пространства, а это практически не выполнимо. Однако эта система в западном мире более востребована. Можно полагать, что причиной является создание и развитие консциентального оружия, т.к. применение этой системы может вызвать случайное формирование патологических функциональных систем в организме, ведущих к психосоматических расстройствам.
Психосемантические методы, основанные на неосознаваемом вводе информации, позволяют осуществлять следующее [2]:
- одноактную модификацию психики путем неосознаваемого ввода корректирующей программы на фоне действия соответствующих лекарственных препаратов и других медицинских факторов при лечении больных;
- аудио-визуальную психокоррекцию путем неосознаваемого внушения во время любой (игровой или профессиональной) деятельности человека на компьютере;
- акустическую психокоррекцию путем неосознаваемого внушения при прослушивании любой акустической информации - речи, музыки, радиотрансляции или телефона.
Как известно, неосознаваемое внушение является мощным модулирующим фактором, который может быть прямо использован с целью обучения человека, произвольно изменять собственное функциональное состояние, аналогично программированию в гипнозе и т.п. Использование ИСС также используется для обеспечения прямого доступа к информационной структуре биообъекта.
Особый класс представляют психотехнологии, основанные на психологической обратной связи (psychofeedback, mental feedback) - комплекс методов, включающий сочетание диагностических и воздействующих средств. Они являются новым классом систем, основанных на создании обратной связи по психологическим характеристикам в отличие от биообратной связи.
Эти методы позволяют автоматически изменять характер воздействующей или тестирующей информации в зависимости от психологических изменений, возникающих при предъявлении этой информации. Техническая реализация этих систем требует использования компьютеров с очень высокой производительностью, тогда как другие описанные выше методы могут быть реализованы на базе персональных компьютеров. Возникающая при использовании психообратной связи замкнутая система «человек-машина» создает принципиально новые возможности для решения военных задач с применением консциентального оружия.
С позиции национальной безопасности необходимо создание особого рода войск, которые могли бы предотвращать применение консциентального оружия. К сожалению, современное общество России никак не решится ввести на телевидении и прессе разумные формы цензуры - элементарного противодействия изменению состояния сознания граждан России.
Важно заметить, что университеты США уже ведут образование по подготовке «специальных медиавойск» (the notion of creating «special media forces») для развертывания специальных систем ноополитики. Геополитические цели США определяют нетрадиционные действия посредством развития стратегических вооружений, основным ядром которых является информационно-психологического оружие.
Противодействие современному консциентальному оружию требует разработки сложных информационно-психологических комплексов для выявления фактов и средств поражения или уничтожения определенных типов сознаний.
Моделирование и измерение разрушения или преобразования ценностных установок человека является сложной научно-технической задачей. Для анализа и управления различными психологическими ситуациями требуются новые технологии когнитивного моделирования.
Современный аппарат когнитивных карт ориентирован на информационное противодействие. Для фиксирования факта воздействия с целью изменения состояний сознания граждан - военных и мирного населения требуется новое поколение когнитивных карт [3], содержащих концепты - психологические характеристики, и устанавливающих определенную взаимосвязь с концептами известных карт - декларативными и процедурными знаниями.
Отличительной особенностью предлагаемого подхода является интеграция нейросетевой модели, которая имитирует характеристики объекта в виде отношения «вход - выход», и семантической сети, отражающей внутреннюю детализацию объектов и их отношений.
Предлагается развитие концепции М-автоматов и сетей для решения задачи, направленной на «включение» образного мышления лица, принимающего решение, (ЛПР) в контур «объект управления - система управления». Семантическая М-сеть является статической моделью, отражающей совокупность объектов (i-моделей) и их взаимоотношения [4]. Способ представления информации через М-сеть носит отпечатки классической парадигмы моделирования путем декомпозиции сложного объекта на части и установления взаимосвязи каждой части объекта с моделью нейрона или нейронного ансамбля.
Такое представление нейронной сети (НС) в виде семантического графа фактически является процессом когнитивного обучения нейронной сети, который по своей сути отличается от процесса классического обучения НС с помощью обучающих выборок.
Когнитивное обучение определяется двумя последовательными процедурами:
1) обучение через формирование множества объектов и установление их значимости;
2) обучение через формирование множества отношений между объектами путем задания весов связей между объектами. Вторая процедура когнитивного обучения по своей сути, но не по процедуре, напоминает обучение классических НС.
Каждому объекту М-сети соответствует нечеткое понятие, определенное через экспертные оценки и заданное значениями весов синапсов и порогов i-моделей. Данное обстоятельство позволяет рассматривать модель М-сети, как НС по сути построения, но нечеткую систему по процессу функционирования. При этом выходные слои НС (агрегатор и дефуззификатор) обобщают нечеткую информацию, поступающую от нейронов.
Параметры всех нейронов-объектов среднего слоя являются нечеткими понятиями, функция принадлежности которых определяется системой «усиления-торможения», управляющей процес-
сом возбуждения ьмоделей: если возбужденность элемента выше некоторого заданного параметра или выше возбужденности других элементов, то порог такого элемента уменьшается.
В результате, исходный семантический граф М-сети можно представить подграфом, состоящим из вершин, которые имеют повышенную возбужденность и связей между ними. Если отобразить возле каждой ьмодели значимость ее возбуждения с помощью цифры, цвета или другого визуального способа, то получим когнитивный граф-образ.
Представление М-сети, как когнитивной карты, позволяет осуществлять манипуляции со смыслом символов: вершины соответствуют некоторым объектам, связи определяют отношения между объектами.
Система «усиления-торможения», воздействуя на нейронную М-сеть, каждый раз представляя ЛПР наиболее активную когнитивную информацию и динамику ее изменения. Визуальный анализ такого графа позволяет ему учитывать на сознательном или подсознательном уровнях сложившуюся ситуацию, оценить ее и принять соответствующие решения и действия.
В результате, ЛПР имеет возможность управлять детализацией просмотра когнитивного графа в зависимости от его целей и особенностей восприятия информации. Таким образом, предлагаемая модель позволяет соотнести (связать, объединить) действия ЛПР и системы искусственного интеллекта, и, тем самым, соединить субъективные и объективные не только декларативные знания, но и процедурные знания (действия).
Для настройки параметров когнитивной нейронной сети предлагается использовать механизм настройки классических НС. Такой механизм рассматривает НС, как модель, которая отражает только поведение моделируемого объекта и не учитывает внутреннюю детализацию (семантику) нейронной сети.
Процедура формирования такой модели фактически является процедурой когнитивного сжатия информации об объекте через обучение нейронной сети в соответствии с заданной обучающей выборкой. При этом задача обучения разбивается на две части:
1) поиск набора обучающей выборки, что можно выполнить путем анализа отношений «объект управления - система управления»;
2) применением процедуры настройки когнитивной нейронной сети путем предъявления набора обучающих выборок по аналогии с обучением нейронных рекуррентных или рециркуляционных сетей.
Процесс настройки параметров когнитивной нейронной сети должен содержать этап предварительного экспериментального тестирования, а также должен учитывать фактор учета субъективности лица, принимающего решение. Семантический граф М-сети, определяющий ситуацию (сценарий) может иметь вершины-объекты (ьмодели), отражающие ментальные и интенциональ-ные характеристики и позволяющие контролировать психофизиологическое состояние ЛПР в процессе работы с когнитивной нейро-нечеткой моделью.
Для фокусировки внимания естественного и искусственного интеллектов с учетом ментальных и интенциональных характеристик совместной деятельности предлагается использовать гибридную нейронную модель на основе совмещенного синтеза М-сети и АРТ-сети, которая является искусственным когнитивным анализатором образов и реализует алгоритм кластеризации.
Образцом первого кластера считается первый входной вектор; все последующие входные векторы сравниваются с образцом первого кластера. Для всех последующих входных векторов происходит измерение значимости текущего входного вектора с имеющимися образцами кластеров.
Результатом измерения является либо новый кластер и соответствующий ему образец, либо отнесение входного вектора к тому или иному кластеру. В качестве метрики может служить некоторая заранее задаваемая величина расстояния между векторами в виде порога.
В целом, когнитивный анализатор в виде АРТ-сети [5] определяет множество абстрактных образов - образцов кластеров: входной вектор - набор признаков абстрактного образа, значения порогов - мера определения множества таких абстрактных образов.
Таким образом, нейронная АРТ-сеть может выполнять дополнительные функции системы «торможения-усиления» М-сети, связанные с искусственным когнитивным анализом, как отдельных вершин семантического графа М-сети, так и подграфов, выделенных в процессе функционирования
М-сети. Добавление или исключение образов или понятий в семантическом графе можно реализовать путем корректировки (усреднения) весов нейронов в зависимости от желаемых выходов.
Каждый вновь рассматриваемый образ может создавать дополнительные классификационные категории, оставляя неизменными результаты предшествующего обучения (стабильность и пластичность гибридной нейронной сети). Известно, что геометрическая интерпретация распознавания может быть трансформирована в лингвистический подход с помощью выделения набора типичных фрагментов образов и характеристик взаимного расположения фрагментов (словаря и правил).
Такой подход имеет «когнитивную аналогию» и требует не столько знания основ математической лингвистики, сколько специальных приемов для лингвистической обработки образов. Заданием пространства признаков формулируется свойство компактности для разделения абстрактных образов на основе абстрактного пространства. Если входной вектор-образ не соответствует ни одному из ранее запомненных образов, то создается новая категория для запоминания образа.
Заметим значимую особенность: АРТ-сеть может распознать образ, никогда не виденный ранее. Наличие эволюционных процедур формирования нейронной сети и системы «усиления-торможения» М-сети приводит к важному достоинству - генерации факта существования заранее неизвестной информации в заданном пространстве образов, о которых ЛПР ранее не имел никакого представления. Данное обстоятельство может быть учтено при описании принципов эволюции и роста семантического графа с целью визуализации представления информации и «вмешательства» естественного когнитивного мышления ЛПР.
В результате обучение и самообучение естественного интеллекта и / или системы искусственного интеллекта может служить мерой пригодности (мерой оценки) выбранного пространства образов. Степень совпадения абстрактных образов, выделяемых в процессе такого самообучения относительно реальных образов, может служить оценкой правильности выбора абстрактного пространства. Оценка деятельности через визуализацию некоторых образов позволяет создавать систему управления на позициях когнитивной психологии при решении задач формирования внимания ЛПР.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Громыко Ю. Оружие, поражающее сознание, - что это такое? // Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? М.: Россия-2010, 1997. 308 с.
2. Смирнов И.В., Безносюк Е.В., Журавлёв А.Н. Психотехнологии, М.: Прогресс 1995. 416 с.
3. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 352 с. (Науки об искусственном).
4. Амосов Н.М., Касаткин А.М., Касаткина Л.М., Талаев С.А. Автоматы и разумное поведение. Киев, Наук. Думка, 1973. 374 с.
5. Гроссберг С. Внимательный мозг // Открытые системы. 1997. № 4 С. 29-33.
Г.А. Дорофеева
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВКЛЮЧЁННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕСС ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ИХ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)
Невозможность избавить человека от внешнесредовых и внутриличностных опасностей приводит к мысли о том, что следует обучать его предвидению и распознаванию опасностей, а также способам поведения в опасных ситуациях [1]. Наряду с другими дисциплинами в высшей школе этому обучают в курсе «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД).
Преподаватель передаёт студенту знания посредством различных технологий обучения (включая технические средства - мультимедийные, телевизионные и иные). Студент же, на основе своей психологической (психоэмоциональной, интеллектуальной и пр.) включённости в предмет