УДК 323
СОХРАНЕНИЕ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ МИРЕ
© О. И. Елхова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 229 96 64.
Email: [email protected]
В статье осуществляется философский анализ российской национальной идентичности, обозначается ряд проблем, связанных с трансформацией социальной реальности в связи с массовой компьютеризацией и информатизацией общества. Проблема сохранения российской национальной идентичности является одной из самых серьезных. Под российской национальной идентичностью полагается осознание человеком своей принадлежности к Российскому государству, с его культурой и системой ценностей, общностью самосознания, включающего в себя чувство совместной исторической судьбы и самостоятельную субъектность в геополитическом пространстве. Отмечается, что субъект, захваченный виртуальной средой на уровне ежедневного существования, утрачивает способность диагностирования факта ее достоверности, поскольку сознание человека заполняет суггестивная реальность, которая искаженно отражает действительность. В информационном обществе манипуляция общественным сознанием является одним из главных рычагов воздействия на общественную систему. В настоящее время информационные войны уступают место войнам консциентальным, направленным на разрушение сознания народа как субъекта исторического процесса. Консциентальное оружие представляет собой технологию, нацеленную на уничтожение и поражение режимов функционирования, структур и форм сознания определенной социальной группы.
Человек, находясь под воздействием информационных технологий, может потерять свои жизненные ориентиры под напором псевдоинформации, усвоить запрограммированные решения и готовые мыслительные штампы, вытесняющие ценности национальной культуры. Возникает необходимость обеспечения информационной безопасности личности в виртуальном пространстве, ограничения информационных потоков, подрывающих единство российского общества.
Автор статьи полагает, что целенаправленная форсированная гуманизация человеческой природы посредством российской образовательной системы, культивирование в виртуальном пространстве базовых ценностей, составляющих основу российского самосознания, могут обеспечить устойчивость идентичности в информационном мире, способствовать консолидации общества в решении общенациональных задач.
Ключевые слова: российская национальная идентичность, информационно-коммуникационные технологии, виртуальная реальность, информационное воздействие на человека.
В настоящее время в эпоху стремительного раз- проблем, связанных с национальной идентично-
вития информационно -коммуникационных техно- стью, представляется вполне обоснованным и акту-
логий выходит на первый план проблема сохране- альным. За последние два десятка лет российское са-
ния российской национальной идентичности. Повы- мосознание прошло сложный и противоречивый
шенный интерес исследователей к данной проблеме путь от безоглядного увлечения западными идеа-
вполне объясним: благодаря национальной идентич- лами и ценностями до возрождения российской
ности формируется социальная общность, определя- национальной идеи и установки курса на самостоя-
ется ее место в мировом сообществе, обеспечива- тельную политическую деятельность на основе соб-
ется сохранение ее своеобразия. Государственное ственных ценностей и интересов. Перспектива мо-
единство невозможно без самоидентификации рос- дернизации российского общества, повышение бла-
сиян со страной в целом. Под российской нацио- госостояния его граждан, укрепление национальной
нальной идентичностью мы подразумеваем осозна- безопасности и позиций России в рамках мирового
ние человеком своей принадлежности к Россий- сообщества во многом зависит от того, какие образы
скому государству, с его культурой и системой цен- идентичности доминируют в массовом сознании. ностей, общностью самосознания, включающего в Современные процессы информатизации и
себя чувство совместной исторической судьбы и са- компьютеризации вносят много нового в формиро-
мостоятельную субъектность в геополитическом вание национальной идентичности. Информаци-
пространстве. Чувство причастности человека к онно-коммуникационные технологии являются спе-
определенной общности, основанное на сходстве цифическим средством создания виртуальной ре-
традиций, образа жизни, мировоззрения, определяет альности, становящейся неотъемлемой частью чело-
поведение индивида, влияет на социальный климат веческого бытия. Виртуальная реальность преобра-
в обществе, становится действенным инструментом зует как отдельного человека, так и общество в це-
для сохранения социокультурного равновесия в лом, становится значимым фактором, составляю-
стране, преодоления различных этнических и регио- щим жизненный мир человека [4, с. 9-10]. Послед-
нальных расколов. В этой ситуации исследование ние десять лет отмечается высокая динамичность
в развитии информационных технологий, в настоящий момент в Глобальной сети наблюдается «коммуникационный бум», приоритетной задачей при этом считается организация общения в сети: человеку предлагаются различные виды виртуальной коммуникации [3, с. 63]. Большинство активных пользователей стали настоящими «обитателями сети», пребывая все свое свободное время в виртуальном общении, проживая жизнь в другом мире, при этом происходит переориентация личности с реальных жизненных впечатлений и проблем на виртуальный мир, продуцируемый современными информационными средствами. На сегодняшний момент число постоянных пользователей коммуникативных сетевых взаимодействий исчисляется миллионами.
Трансформационные процессы в социальной реальности, инициированные развитием информационно-коммуникационных технологий, новая включенность человека в более или менее устойчивые системы виртуальных коммуникаций неизбежно влияют на его сознание. Виртуальная среда не только удовлетворяет имеющиеся у пользователя информационные и коммуникативные потребности, но и формирует новые интересы, вкусы, предпочтения, она становится новой реальностью, которая начинает оказывать значительное влияние на сознание человека, его идеалы и ценностные установки. Так, в своих работах Г. Л. Смолян совершенно справедливо подчеркивает, и с ним нельзя не согласиться, что «виртуальные реальности вовлекают человека в новые формы существования и в определенной мере могут формировать личность» [6, с. 23]. Происходящие процессы изменяют внутреннее содержание российской национальной идентичности, требуют ее социально-философского осмысления с учетом новых социальных реалий современного мира. Национальная идентичность является сложным, многогранным и многомерным феноменом, характеризуется гибкостью, подвижностью, динамичностью, контекстуальностью, множественностью. Возникает необходимость ее углубленного изучения, создания механизмов ее регуляции в условиях продолжающейся трансформации социальной реальности в связи с массовой компьютеризацией и информатизацией общества.
В отличие от таких традиционных средств массовой информации как радио и телевидение Интернет предоставляет человеку доступ к информации, вызывающей у них интерес, дает возможность вступить в коммуникативное взаимодействие с другими пользователями по насущной проблематике. Пользователь осуществляет в Интернете поиск и сбор сведений в рамках определенного тематического поля, которое актуализируется в затронувшей его ситуации, восполняет пробелы в дефиците информации, присущие радио, телевидению, традиционной печати. Наблюдаемая интерактивность является откликом субъекта на информационное воздействие. Современные информационно -коммуникационные технологии оказывают значи-
тельное влияние на индивидуальное и общественное сознание. Становятся эффективными инструментами создания симуляционной социальной реальности, которая в глазах аудитории часто выглядит более правдоподобно, достоверно и привлекательно, чем действительный мир. Формируется определенное смысловое пространство, поддерживаемое ее создателями во времени, в которое оказывается вовлеченным большее количество людей. Такое вовлечение происходит в свободной форме без особого силового давления. Интернет пространство становится местом рефлексии, осмысления конкретных жизненных ситуаций, значимых для индивида «здесь и теперь», влияющих на осознание и выбор его со-принадлежности.
Поскольку человека образовывает та культурная среда, с которой он себя отождествляет и соотносит, то в процессе формирования российской национальной идентичности особую значимость имеет система координат, ориентированная на гуманную шкалу ценностей, норм и правил, свойственных народам России. В связи с этим возникает проблема сохранения российской национальной идентичности, поскольку человек, находясь под воздействием информационных технологий, может потерять свои жизненные ориентиры, усвоить запрограммированные решения и готовые мыслительные штампы, вытесняющие ценности национальной культуры. О подобных происходящих негативных процессах свидетельствуют многочисленные социологические исследования [2; 8-9].
Субъект, вовлеченный в виртуальную реальность, полностью теряет способность диагностирования факта ее достоверности, поскольку его сознание всецело захвачено в данную симуляционную среду на уровне ежедневного существования. Таким образом, сознание человека заполняет суггестивная реальность, которая искаженно отражает действительность, затрудняет адекватное восприятие и понимание человеком себя и окружающего мира, в итоге человек легко теряет ориентиры под напором псевдоинформации: перестает различать подлинную и симуляционную реальность. В этой связи на первый план выходит необходимость обеспечения информационной безопасности личности в виртуальном пространстве, ограничения информационных потоков, подрывающих единство российского общества. Так, печальными результатами проникновения американской массовой культуры в конце XX - начале XXI в. в Россию стали девальвация нравственных ценностей, преклонение перед ценностями общества потребления, рост тенденций прагматизма, определяющие поведение человека. Многие сферы духовной жизни общества пережили внутреннюю трансформацию и опустошение. Свойственные российским народам нравственные качества (доброта, милосердие, отзывчивость, коллективизм, порядочность, честность) стали трансформироваться в свои противоположности (злобу, жестокость, равнодушие, разобщенность, малодушие, стяжательство и подлость) [10].
В информационном пространстве общественное сознание становится фактором национальной безопасности, в тоже время манипуляция общественным сознанием является одним из главных рычагов воздействия на общественную систему. Неслучайно в настоящее время говорят о том, что информационные войны уступают место войнам консциентальным (от лат. «conscientia» - сознание), направленным на разрушение сознания, души народа, т.е носителей его идентичности как субъекта исторического процесса. Данный факт был подмечен еще Г. Лебоном, который утверждал, что народ может преодолеть многое и быть в состоянии подняться, но погибает, когда утрачивает свою душу [5, с. 138].
В отличие от открытых милитаристских войн, нацеленных на захват территорий путем введения войск, консциентальные войны захватывают сознание людей, которые проживают на данных территориях. Консциентальное оружие представляет собой технологию, нацеленную на уничтожение и поражение режимов функционирования, структур и форм сознания определенной социальной группы.
Бурное развитие индустрии удовольствий и развлечений за последние десятилетия порождает негативные явления, которые укореняются в мире, катастрофически разрушают как духовно-нравственную, так и телесную сферу бытия человека, а духовные идеалы и ценности, являющиеся глубинным основанием культуры, отходят на второй план. Повышенное стремление к поверхностным чувственным наслаждениям, развлечениям становится характерным для большинства людей, особенно уязвимыми в этом отношении является молодое поколение. Образ жизни, навязываемый глянцевыми журналами, продукцией Голливуда, телепередачами, «мыльными операми», приводит к утрате базовых идеалов и ценностей (рождение ребенка, создание семьи) [7]. Полная их потеря неизбежно повлечет за собой разрушение социальной системы. В пространстве примитивного гедонизма ведущими ценностями становятся «дорогостоящие материальные предметы», маркеры высокого статуса в обществе их обладателя, при этом наблюдается оторванность человека от собственных культурных корней. Забвение и угасание форм духовной культуры приводит к тому, что индустрия развлечений способна запрограммировать молодое поколение на антигуманные ценности и неограниченное потребление удовольствий. Данные процессы неизбежно расширяют пространство примитивного гедонизма, вовлекая в него с каждым днем все большее количество людей Потеря духовных ценностей, культурных оснований индивидом влечет за собой «социальную бедность». Такой индивид уже оказывается неспособным к полноценному социальному взаимодействию и ищет радости бытия в игровой реальности, то есть в мире иллюзий, который оказывается более интересным и захватывающим, чем действительный. В этой связи российское общество должно противопоставить ге-
донизму идеалы и ценности, которые транслируются традиционной системой образования в России. Моральные ценности и базовые нормативно-этические программы обеспечат целостность общества и его развитие [1]. Целенаправленная форсированная гуманизация человеческой природы посредством российской образовательной системы вполне способна, на наш взгляд, установить пропорции соразмерности человека с миром.
Современные информационно -коммуникационные технологии изменили окружающее пространство настолько, что проблема защиты информации, невероятно актуальная и по сей день, повлекла за собой обратную необходимость - защиту от информации. В настоящее время в социально-философских исследованиях злободневной становится тема информационных войн. Действительно, умышленное и целенаправленное информационное воздействие может привести к искаженному восприятию внешнего мира у потенциальных жертв, к необратимым изменениям в социальной системе, которые будут губительны для нее.
Таким образом, совершенно очевидно, что современные информационно-коммуникационные технологии становятся действенным средством управления общественным сознанием, в целом, и изменения содержания национальной идентичности, в частности. На наш взгляд, культивирование в виртуальном пространстве базовых ценностей, составляющих основу российского самосознания, обеспечивает устойчивость идентичности в изменяющихся социальных ситуациях, способствует консолидации общества в решении общенациональных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апресян Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. 348 с.
2. Горяинов В. П. Ценностные суждения в России и Западной Европе: сравнительный анализ. Социологические исследования. 2009. №5. С. 114-120.
3. Елхова О. И. Виртуальная реальность коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. №>137. СПб., 2010. С. 62-70.
4. Елхова О. И. Онтология виртуальной реальности: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. 228 с.
5. Лебон Г. Психология народов и масс. М., 2011. 311 с.
6. Смолян Г. Л. Сетевые информационные технологии и проблемы безопасности личности // Информационное общество. 1999. №1. С. 21-25.
7. Титова М. Н. Гедонизм как доминирующая ценность современных подростков // Современные тенденции в образовании и науке. 2014. С. 140-141.
8. Фарахутдинов Ш. Ф., Дейнеко С. В., Устинова О. В. Роль СМИ в духовно-нравственном развитии общества // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-1. С. 1412.
9. Фетисова О. В., Гугуева Д. А. Ценности современной российской молодежи в реальном и виртуальном обществах. Вестник НГУЭУ. 2016. №2. С. 251-255.
10. Хухлаев О. Е., Бучек А. А., Зинурова Р. И., Радина Н. К., Тудупова Т. Ц., Хакимов Э. Р. Этнонациональные установки и ценности современной молодежи (на мат-ле исследования студенчества нескольких регионов России). Культурно-историческая психология. 2011. №°4. С. 97106.
Поступила в редакцию 03.10.2016 г.
PROTECTION OF RUSSIAN NATIONAL IDENTITY IN THE INFORMATION WORLD
© O. I. Elkhova
Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 229 96 64.
Email: [email protected]
The article is a philosophical analysis of the Russian national identity. The author considers some problems related to the transformation of social reality in connection with the mass computerization of society. The problem of protection of Russian national identity is one of the most pressing. The Russian national identity is a person's awareness of their belonging to the Russian state, its culture and system of values, and common identity, including a sense of shared historical destiny and self-identity in the geopolitical space. It is noted that the subject captured by the virtual environment at the level of everyday existence loses the ability of diagnosing its validity, because the human mind becomes filled with the suggestive reality that is the distorted reflection of reality. In the information society, the manipulation of public opinion is one of the main levers of influence on the social system. Currently, the information wars give way to wars aimed at the destruction of the consciousness of the people as the subject of the historical process. This kind of technology aimed at the destruction and loss of functioning modes, structures, and forms of consciousness of a particular social group. Person under the influence of information technology may lose their life orientation, adopting programmed decisions and ready thinking stamps displacing the values of national culture. There is need to ensure personal information security in the virtual space, to restrict information flows that undermine the unity of Russian society. The author believes that targeted forced humanization of human nature through the Russian education system and cultivation in the virtual space of the basic values that form the basis of the Russian identity can ensure the stability of identity in the information world and promote the consolidation of society in the solution of national tasks.
Keywords: Russian national identity, information and communication technology, virtual reality, information exposure.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Apresyan R. G. Ideya morali i bazovye normativno-etiches-kie programmy [The idea of morality and the basic normative-ethical programs]. Moscow, 1995.
2. Goryainov V. P. Tsennostnye suzhdeniya v Rossii i Zapadnoi Evrope: sravnitel'nyi analiz. Sotsiologicheskie issledovaniya [Value assertions in Russia and Western Europe: a comparative analysis. Sociological stydies]. 2009. No. 5. Pp. 114-120.
3. Elkhova O. I. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena / Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. No. 137. Saint Petersburg, 2010. Pp. 62-70.
4. Elkhova O. I. Ontologiya virtual'noi real'nosti: mono-grafiya [Ontology of virtual reality: monograph]. Ufa: RITs BashGU, 2011.
5. Lebon G. Psikhologiya narodov i mass [Psychology of peoples and masses]. Moscow, 2011.
6. Smolyan G. L. Informatsionnoe obshchestvo. 1999. No. 1. Pp. 21-25.
7. Titova M. N. Sovremennye tendentsii v obrazovanii i nauke. 2014. Pp. 140-141.
8. Farakhutdinov Sh. F., Deineko S. V., Ustinova O. V. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. No. 1-1. Pp. 1412.
9. Fetisova O. V., Gugueva D. A. Tsennosti sovremennoi rossiiskoi molodezhi v real'nom i virtual'nom obshchestvakh. Vestnik NGUEU. 2016. No. 2. Pp. 251-255.
10. Khukhlaev O. E., Buchek A. A., Zinurova R. I., Radina N. K., Tudupova T. Ts., Khakimov E. R. Etnonatsional'nye ustanovki i tsennosti sovremennoi molodezhi (na mat-le issledovaniya studenchestva neskol'kikh regionov Rossii). Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2011. No. 4. Pp. 97-106.
Received 03.10.2016.