Научная статья на тему 'Идентичность индивида в социальных интернет-практиках'

Идентичность индивида в социальных интернет-практиках Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
418
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNET PRACTICES / INFORMATION AND COMMUNICATION COOPERATION / INFORMATION SOCIETY / COLLECTIVE VALUES / VIRTUAL REALITY / SOCIAL RIGIDITY / INFOLOGEMY / ИНТЕРНЕТ-ПРАКТИКИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РИГИДНОСТЬ / ИНФОЛОГЕМЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Немчина Вера Ивановна

В статье рассматривается проблема влияния Интернета в виде социальной инфраструктуры информационного общества на идентичность индивида. Отмечается, что важным качеством идентичности индивида является то, что она формируется под воздействием коллективных ценностей участников информационного взаимодействия соответственно практикам коммуникации, которые сложились у интернет-сообщества. Автор пытается ответить на вопрос о том, насколько реальная идентичность индивида совпадает или расходится с «воображаемой» виртуальной идентичностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY OF AN INDIVIDUAL IN SOCIAL INTERNET-PRACTICES

The problem of the influence of the Internet in the form of the social infrastructure of the information society on the identity of the individual. It is noted that an important quality of an individual’s identity is that it involves collective values of participants of information interaction, respectively, communication practices that have developed in this Internet community. Urgent is the question of how the real identity of the individual is the same, or at variance with the «imaginary» virtual identity.

Текст научной работы на тему «Идентичность индивида в социальных интернет-практиках»

УДК 101.1 : 316 ББК 87.618

Немчина Вера Ивановна Nemchina Vera Ivanovna

доцент кафедры регионалистики и евразийских исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета кандидат социологических наук, доцент.

Associate Professor, Department of Regional Studies and Eurasian Researches, Institute of Sociology and Area Studies, Southern Federal University, PhD in Sociology, Associate Professor. E-mail: nemchina@sfedu.ru

ИДЕНТИЧНОСТЬ ИНДИВИДА В СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПРАКТИКАХ

Identity of an individual in social internet-practices

В статье рассматривается проблема влияния Интернета в виде социальной инфраструктуры информационного общества на идентичность индивида. Отмечается, что важным качеством идентичности индивида является то, что она формируется под воздействием коллективных ценностей участников информационного взаимодействия соответственно практикам коммуникации, которые сложились у интернет-сообщества. Автор пытается ответить на вопрос о том, насколько реальная идентичность индивида совпадает или расходится с «воображаемой» виртуальной идентичностью.

Ключевые слова: интернет-практики, информационно-коммуникационное взаимодействие, информационное общество, коллективные ценности, виртуальная реальность, социальная ригидность, инфологемы.

Одной из черт современного информационного общества является наличие Интернета. То, что Интернет есть продукт высоких информационных технологий, средство информационно-коммуникационного взаимодействия, всемирный информационный ресурс и глобальная информационная сеть, - это неоспоримый факт. Будучи важным элементом инженерной, технологической и информационной инфраструктуры информационного общества, он является также неотъемлемой частью его социальной инфраструктуры, что имеет для рассматриваемой темы большое значение.

Учитывая вышесказанное, отметим, что изучение роли Интернета в формировании идентичности индивида в информационном обществе является актуальной исследовательской

и т» ^

задачей. В современной науке данная задача может быть решена следующими способами:

- путем выявления и анализа трансформации социальных институтов в условиях развития информационного общества;

The problem of the influence of the Internet in the form of the .social infrastructure of the information .society on the identity of the individual. It is noted that an important quality of an individual's identity is that it involves collective values of participants of information interaction, respectively, communication practices that have developed in this Internet community. Urgent is the question of how the real identity of the individual is the same, or at variance with the «imaginary» virtual identity.

Keywords: internet practices, information and communication cooperation, the information society, collective values, virtual reality, social rigidity, infol-ogemy.

- изучения информационных сетей как форм информационно-коммуникационного и социального взаимодействия;

- анализа влияния Интернета на различные социальные процессы, в частности на развитие «электронной экономики», «электронной демократии», «электронной политики», «электронного правительства», «электронного образования», «электронной культуры» и так далее.

Нас в большей степени интересует вопрос о том, каким образом Интернет в виде социальной инфраструктуры информационного общества влияет на идентичность индивида. Данная проблема предусматривает постановку следующих исследовательских задач: осмысление того, в какой среде осуществляется идентификационный процесс; определение характера этой среды; анализ механизмом идентификации, действующих в ней. Ответы на данные вопросы должны выявить сущность идентичности индивида в информационном обществе. Осмысление того, в какой среде

осуществляется идентификационный процесс, предполагает, казалось бы, простой ответ - в интернет-пространстве. Однако следует отметить, что Интернет - это не просто хранилище информации, гигантская электронная библиотека и, конечно, не только электронная почта. Интернет - это качественно новый вид глобальной коммуникации, технологическая электронная площадка, а также образовательное пространство для такой коммуникации. Существует и общепринятый термин, который используется для обозначения этого вида коммуникации - Computer-Mediated Communication (смс).

Исследования в области интернет-коммуникации являются относительно новыми, поэтому пока не получили однозначного терминологического определения. Это довольно широкая область исследования, и в ней принято выделять такие сферы, как электронная социальная наука (e-Social Science) и цифровая гуманитарная наука (Digital Humanities). Первая характеризуется посредством переноса методологии и методик различных социальных исследований в область информационно-коммуникационных технологий, а также кибернетической инфраструктуры. Частица «е» в термине «e-Social Science» означает расширение концептуальной сферы социальных наук до области электронных информационно-коммуникационных взаимодействий. Хотя, с другой стороны, название «e-Social Science» можно трактовать как электронную социальную науку, то есть комплекс исследований, посвященных сугубо электронным технологиям. Отметим, что зарубежные ученые С. Скотт и У. Вентерс определяют электронную социальную науку как «особенный метод виртуализации исследовательских практик» [13]. Что касается цифровых гуманитарных наук, то, по мнению Е. Ю. Журавлевой [2, с. 91-98], это в большей степени область, которая характеризуется тем, что новые электронные способы применяются для объяснения «форматирования» общества и общественных отношений. Это, как пишет Б. Фреше, не более чем собирательный термин для обозначения самых широких практик применения и интерпретации информационно-коммуникационных технологий в социальных и гуманитарных науках. Поскольку социум имеет коммуникативную природу, по крайней мере в этом нас убе-

ждает Н. Луман [2], и коммуникация оказывается важным идентификационным фактором и реализуется в глобальной информационной сети, которая выступает электронным аналогом социума, логично предположить, что специфические идентификационные процессы осуществляются именно в этом социальном секторе. Соответственно, средой, где формируется идентичность, являются цифровые информационные сети, а электронное общение выступает в качестве главного фактора формирования идентичности индивида информационного общества.

Жанрами социальной коммуникации, как показывает сложившаяся практика информационно-коммуникационного взаимодействия, являются следующие способы массового информационного обмена: электронная почта; телеконференции; группы новостей; дайджесты новостей; интерактивные беседы; гостевые книги; электронная доска объявлений (коммерческие обзоры рынков, аналитика бирж, аналитика финансов, аналитика отраслей, объявления о вакансиях и трудоустройстве); интернет-магазин; интернет-технопарк; электронная реклама; система электронных баннеров; живой журнал; форумы; синхронные и асинхронные чаты; твиттеры; инста-граммы; блоги; интернет-семинары; интернет-конференции; интернет-опросы общественного мнения; интернет-тесты; интернет-издания (статьи, учебные пособия, монографии, сборники, рецензии, аннотации, обзоры); электронные библиотеки; социальные сети; профессиональные сети.

При этом формирование в информационном обществе такой социальной инфраструктуры, как электронная коммуникация, обусловливает создание соответствующих социальных интернет-практик. Их, согласно А. Л. Радке-вичу, можно классифицировать по разным основаниям:

1) сфере применения (производственные, профессиональные, коммерческие, экономические, финансовые, социально-политические, образовательные, развлекательные, до-суговые, повседневные, бытовые, общественные, социально-групповые, индивидуально-личные);

2) функциональной направленности (коммуникационные, информационные, информационно-коммуникационные) [3, с. 18-19].

Существующие интернет-практики информационно-коммуникационного взаимодействия являются важнейшим фактором, способствующим формированию идентичности индивида в информационном обществе. Как известно, идентичность формируется посредством принятия индивидом определенной системы ценностей некоторой социальной группы, с которой он себя отождествляет. Ценности, общие для членов той или иной социальной группы, «формируются через взаимные влияния, через имплицитные переговоры, по ходу которых люди обязывают себя к особым символическим моделям, образам и разделяемым ценностям. Делая это, они приобретают и некий общий репертуар интерпретаций и объяснений, правил и процедур, которые могут применяться в повседневной жизни...» [4, с. 9]. Представляется, что факт принятия системы ценностей некоторой социальной группы индивидом содержит в себе несколько значимых аспектов: согласие с этими ценностями, понимание их как регу-лятивов для использования в социальной практике, осмысление их значимости для себя, а значит, в некотором смысле познание этих ценностей.

В сложившихся интернет-практиках все указанные акты имеют место. Это отмечал Дж. Серль, говоря о фоновом знании [5, с. 112]. И. Гофман характеризовал такое знание, как фреймы [6, р. 233]. П. Бурдье в своих рассуждениях говорил о габитусе [7, с. 121]. Соответственно, идентичность индивида приобретается в процессе информационно-коммуникационного обмена и взаимодействия социальных знаний-ценностей (габитус, фон, фрейм и так далее). Они выступают как формы социализации индивида и полноценное включение его в информационное взаимодействие в том виде, который востребован в той или иной функциональной направленности информационно-коммуникационного взаимодействия. Важным качеством такой идентичности индивида является то, что она формируется под воздействием коллективных ценностей, в данном случае ценностей участников информационного взаимодействия. Они предполагают следование правилам выстраивания коммуникационной деятельности по образцам данного сообщества, функционирующего в рамках соответствующего типа государственности как со-

циальной системы [9, с. 23-26] и социальной реальности [10].

Однако, несмотря на то, что описанный выше формат коммуникации приобретает большое количество совершенно новых свойств, она утрачивает практически все невербальные средства передачи информации, чувств, образности. Такая коммуникация частично компенсирует эту потерю различными визуальными, символическими и графическими средствами выражения своих эмоций в виде «смайликов».

В текстовой интернет-коммуникации актор создает себе так называемый виртуальный имидж, который является выражением его «виртуальной личности», так называемый nick (от англ. nickname - псевдоним) или label -«лейбл», «ярлык». Это является внешним выражением трансформации персональной идентичности в виртуальной среде. В связи с этим вполне закономерно возникает вопрос о том, насколько реальная идентичность индивида совпадает или расходится с виртуальной. То, как называет себя актор виртуальной коммуникации, отмечает И. Реид, характеризует его самопрезентацию в цифровой коммуникации [14, р. 187-192]. В этом плане возникает целый спектр проблем, связанных с персональной идентичностью в виртуальной реальности. Это, прежде всего, соотношение реального и виртуального «Я». Другая проблема состоит в том, какие характеристики реальной личности являются основанием для конструирования его виртуального «Я». Третья проблема - на каких ценностных основаниях выбираются те или иные черты виртуального «Я». Существует множество самых разных версий. Одна из них связана со степенью социальной ригидности личности, в частности, с так называемой ролевой ригидностью (индивид идентифицирует себя с исполнителем некоторого репертуара ролей) и диспозиционной ригидностью (человек в своей идентичности руководствуется достаточно жесткими установками).

Для интернет-коммуникации оба ригидных репертуара характеризуются тем, что индивид идентифицирует себя не столько с ценностями какой-то определенной устойчивой социальной группы (как это имеет место в реальности), а с достаточно широким спектром сообществ, в данном случае - сетевых, с кото-

рыми он находится в контакте. Это означает, что в формировании идентичности индивида в виртуальной реальности участвует множество референтных групп, поэтому она становится

____________ ________U Г» U _____

плюралистичной. В этой связи можно говорить о новых смыслах идентичности в информационном обществе, которые отражаются в различных форматах и артефактах идентификационного процесса. «На электронной ступени субъект децентрализуется в процессе написания текстов на компьютере, используя новые возможности коллективного авторства и игр с идентичностью, предоставляемые компьютерными сетями» [11, с. 74]. Данные форматы и артефакты призваны объяснять ценностные конфликты, возникающие в идентификационном процессе в информационном обществе. Одним из таких артефактов, по мнению указанных авторов, являются так называемые инфологемы.

Инфологемы - это определенный результат либо неосознанных заблуждений, либо сознательных иллюзий, на основе чего формируются стереотипы индивидуального и социального поведения. «Инфологемы появляются как результат неосознаваемых заблуждений или сознательных, целенаправленных манипулятив-ных воздействий. Они обладают способностью к расширенному воспроизводству, самоумножению и складыванию в системы. Инфологемы

Литература

1. Журавлева Е. Ю. Современные модели развития гуманитарных наук в цифровой среде // Вопросы философии. 2011. № 5.

2. Луман Н. Невероятность коммуникации. URL: http:// soc.pu.ru.8101/publication/pts/luman_ c.html/

3. Радкевич А. Л. Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества. М., 2009.

4. Московичи С. Социальное представление // Психологический журнал. 1995. № 2.

5. Серль Дж. Рациональность в действии / пер. с англ. А. Колодия, Е. Румянцевой. М., 2004.

6. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: пер. с англ. / под ред. Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой. М., 2003.

7. Бурдье П. Кодификация // Начала. М., 1994.

воздействуют на человека в течение практически неограниченного времени, поскольку легко попадают в информационный фонд и тезаурусы, становятся их элементами и в качестве таковых участвуют в формировании искаженной картины мира в сознании людей» [12, с. 51]. В основе инфологем лежат устойчивые установки неприятия и отторжения нового, нетрадиционного и ксенофобии как вражды ко всему чуждому, непохожему, выходящему за рамки обыденных представлений.

Таким образом, идентификационный процесс всегда основывается на определенной системе ценностей. Для него в информационном обществе (как и вообще в любом обществе нового типа) характерны так называемые инверсированные, то есть перевернутые, ценности. В первую очередь они присущи информационному обществу, поскольку в нем осуществляется резкий (по меркам исторического времени) отход от традиционных ценностей, которые составляли базис идентификационного процесса. Традиционные, или классические, ценности - это ценности принадлежности к определенной социальной группе (семье, этносу и так далее). В обществе нового типа начинают доминировать ценности пользы (утилитаризма), удовлетворения (гедонизма), достижения цели (прагматизма).

Bibliography

1. Zhuravleva E. Yu. Current models for the Humanities in the digital environment // Problems of philosophy. 2011. № 5.

2. Luhmann N. The improbability of communication. URL: http:// soc.pu.ru.8101/publication/ pts/luman_c.html/

3. Radkevych A. L. Social Internet practices of Russians in the emerging information society. Moscow, 2009.

4. Moscovichi S. Social representation // Psychological magazine. 1995. № 2.

5. Searle J. Rationality in Action / transl. from the English A. Kolodiya, A. E. Rumyantseva. Moscow, 2004.

6. Hoffman I. Frames Analysis: An Essay on the organization of everyday experience: transl. from the English / ed. G. S. Batygin and L. A. Ko-zlova. Moscow, 2003.

7. Bourdieu P. Codification // Starts. Moscow, 1994.

8. Лубский А. В. Методологические проблемы использования ИКТ в образовательном пространстве высшей школы // Информатика и образование. 2007. № 6.

9. Лубский Р. А. Государственность в России: проблемы изучения в контексте методологии системного исследования // Философия права. 2011. № 4 (47).

10. Лубский Р. А. Российская государственность как социальная реальность. Ростов н/Д, 2014.

11. Мантатова Л. В. Стратегия развития: ценности новой цивилизации. Улан-Удэ, 2004.

12. Ситкевич Н. В. Мировоззренческие контексты инфосоциогенеза // Гуманитарные ведомости ТПГУ им. Л. Н. Толстого. 2015. № 2 (14).

13. Scott S. V., Venters W. The Practice of e-science and e-social science: method, december, theory and matter // London school of economics working paper series - 151. L., 2006. URL: http:// is2.lse.ac.uk/wp/pdf/wp151.pdf.

14. Reid E. Cultural formations in text-based virtual realities // A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of master of arts. Cultural studies program. Melbourne, 1994.

8. Lubsky A. V. Methodological problems of use of ICT in educational space of the higher school // Informatics and education. 2007. № 6.

9. Lubsky R. A. Statehood in Russia: studying problems in a context of methodology of system research // Philosophy of law. 2011. № 4 (47).

10. Lubsky R. A. Russian statehood as a social reality. Rostov-on-Don, 2014.

11. Mantatova L. V. Development strategy: values of a new civilization. Ulan-Ude, 2004.

12. Sitkevich N. V. Ideological contexts in-fosociogenez // Humanities statements TPGU them. Leo Tolstoy. 2015. № 2 (14).

13. Scott S. V., Venters W. The practice of e-science and e-social science: method, december, theory and matter // London school of economics working paper series - 151. London, 2006. URL: http:// is2.lse.ac.uk/wp/pdf/wp151.pdf.

14. Reid E. Cultural formations in text-based virtual realities // A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of master of arts. Cultural studies program. Melbourne, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.