Научная статья на тему 'Конструкции экспрессивного синтаксиса и их изучение в школе на примере разбора учебно-методического комплекса авторов Рыбченкова Л. М. , Александрова О. М. , Глазкова А. В. , Нарушевич А. Г'

Конструкции экспрессивного синтаксиса и их изучение в школе на примере разбора учебно-методического комплекса авторов Рыбченкова Л. М. , Александрова О. М. , Глазкова А. В. , Нарушевич А. Г Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
380
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕССИВНЫЙ СИНТАКСИС / ФИГУРЫ РЕЧИ / ПАРЦЕЛЛИРОВАННЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ВВОДНЫЕ СЛОВА / ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Житкова Надежда Юриевна

В статье анализируется вопрос о функциях экспрессивных средств в письменной речи современных школьников, рассмотрена классификация средств выражения экспрессивного синтаксиса и система функций этих конструкций экспрессивного синтаксиса в письменной речи современных школьников, представлен анализ изучения конструкций экспрессивного синтаксиса в учебно-методическом комплексе авторов Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазкова А.В., Нарушевич А.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструкции экспрессивного синтаксиса и их изучение в школе на примере разбора учебно-методического комплекса авторов Рыбченкова Л. М. , Александрова О. М. , Глазкова А. В. , Нарушевич А. Г»

КОНСТРУКЦИИ ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА И ИХ ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ РАЗБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АВТОРОВ РЫБЧЕНКОВА Л.М., АЛЕКСАНДРОВА О.М., ГЛАЗКОВА А.В., НАРУШЕВИЧ А.Г. Житкова Н.Ю.

Житкова Надежда Юриевна - магистрант, кафедра русского языка и литературы, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Таганрог

Аннотация: в статье анализируется вопрос о функциях экспрессивных средств в письменной речи современных школьников, рассмотрена классификация средств выражения экспрессивного синтаксиса и система функций этих конструкций экспрессивного синтаксиса в письменной речи современных школьников, представлен анализ изучения конструкций экспрессивного синтаксиса в учебно-методическом комплексе авторов Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазкова А.В., Нарушевич А.Г. Ключевые слова: экспрессивный синтаксис, фигуры речи, парцеллированные конструкции, вводные слова, вставные конструкции, учебно-методический комплекс.

В русском языке экспрессивные средства появились именно тогда, когда появился и сам устный язык. Это обусловлено тем, что люди всегда и во все времена выражали свои эмоции, в том числе посредством речи. Однако с изобретением письменности и с появлением возможности излагать свои мысли на бумаге, в форме письма, начали возникать новые способы выражения экспрессии.

Для выражения экспрессии в русском разговорном языке и в письменности существуют определённые средства. Так под влиянием работ В. В. Виноградова о субъектных формах синтаксиса в отечественной лингвистической науке появился термин «экспрессивный синтаксис» и началось активное исследование экспрессивных средств синтаксиса [2, с. 174] В настоящее время не существует единой классификации экспрессивных синтаксических конструкций. Наиболее распространенной является классификация, предложенная Г. Н. Акимовой, которая считает, что экспрессивные построения не образуют закрытого ряда, и подчеркивает, что классификация находится в процессе становления: «...многое еще будет вскрыто, тем более, что и объем каждого из отмеченных явлений еще не установлен и подчас трактуется неоднозначно» [1, с. 89]. Она к ним относит:

1) парцеллированные конструкции;

2) сегментированные конструкции;

3) лексический повтор с синтаксическим распространением;

4) вопросно-ответные конструкции в монологической речи;

5) цепочки номинативных предложений;

6) вставные конструкции [1, с.90].

К доминантным средствам выражения экспрессивного синтаксиса также относятся и фигуры речи. В современной лингвистической науке существует несколько классификаций фигур речи. По наиболее распространённой классификации выделяют три основных разряда фигур:

1) фигуры прибавления (анафора, эпифора, симплока, анадиплозис, градация, полиптот, полисиндетон и др.);

2) фигуры убавления (эллипсис, силлепсис, зевгма и др.);

3) фигуры расположения, перемещения (инверсия, параллелизм, хиазм, гипербатон и др.) [3, с. 105].

Ниже мы рассмотрим изучение данной темы в общеобразовательных учреждениях. В школьном курсе достаточно активно изучаются конструкции экспрессивного синтаксиса в современном русском языке, так как их употребление делает речь более яркой, насыщенной и разнообразной, придает различные оттенки высказыванию.

Ниже мы рассмотрим изучение данного материала на примере анализа учебно -методического комплекса Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазкова А.В., Нарушевич А.Г., авторов учебников для изучения русского языка в 5-9 классах для общеобразовательных учреждений.

Учебно-методический комплекс являет собой новую линию для изучения русского языка в основной общеобразовательной школе. Данный комплекс соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Особенностью учебника является направленность обучения на взаимосвязанное овладение языковой, коммуникативной и информационной компетенциями. При таком подходе каждый урок русского языка становится не только уроком овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но и уроком развития речи учащихся, уроком формирования метапредметных умений и способов деятельности.

Мы в нашей работе будем двигаться последовательно и структурированно, поэтому логично будет начать анализ с учебника «Русский язык. 5 класс». Учебное пособие состоит из двух частей. В первой части представленного учебного пособия тема синтаксиса не затрагивается, авторы считают, что пока ученикам рано приступать к изучению данного раздела языкознания, так как он является наиболее сложным и объемным. Но уже в конце второй части учебника нам представлен небольшой раздел, посвященный изучению синтаксиса. Авторы начинают со знакомства с данным разделом языкознания и постепенно вводят более сложные темы.

В этом же разделе учеников постепенно вводят в понятие об экспрессивности синтаксиса. Параграф 64 полностью отведен данной тематике, он называется «Наши эмоции и их отражение в предложении».

Все 6 упражнений данного параграфа нацелены на работу с текстом. В первую очередь, работа с текстом непосредственно относится к работе с точки зрения эмотивной, ученики должны найти конструкции экспрессивного синтаксиса, выделить их, объяснить причины употребления той или ной конструкции, а также предлагаются упражнения в игровой форме, где школьники смогут раскрыть себя, проявить свой талант. Ученикам будет предоставлена возможность проявить себя, продемонстрировать свои умения обращаться с экспрессивностью в речи, поработать на публику, что очень важно начать делать именно в пятом классе.

Следующим анализируемым учебником стала книга «Русский язык. 6 класс». Учебное пособие также состоит из двух частей. Во второй части учебного пособия присутствует раздел «Синтаксис, пунктуация, культура речи», но именно в параграфе 86 «Простое осложненное предложение» затрагивается тема, посвященная конструкциям экспрессивного синтаксиса, а именно, вводные слова и вводные конструкции. Ученикам предстоит задача научиться идентифицировать данные конструкции в тексте, научиться правильно выделять их, а также разграничивать их семантику и роль в предложении. Для этого в параграфе приведено 8 упражнений, в том числе и творческих, для отработки темы, а также в учебнике приведено несколько дополнительных заданий для самостоятельной работы, что также должно благотворно отразиться на усвоении изучаемого материала.

Ниже рассмотренным стал учебник «Русский язык. 7 класс». В учебном пособии такое направление языкознания как синтаксис не рассматривается, весь учебник направлен исключительно на изучение морфологии в русском языке.

Следующим анализируемым учебным пособием стала книга «Русский язык. 8 класс». Он, в отличие от учебника для 7 класса, полностью посвящен синтаксису. Но только лишь один параграф из учебника 42 «Предложения с вводными конструкциями» затрагивает непосредственно тематику изучения экспрессивных конструкций в русском языке. При этом рассматривается то же направление, как и в 6 классе (вводные слова и вводные конструкции), хотя и информация представлена более обширно, так как в 8 классе ученики могут проникнуться этой темой более глубоко, понять ее более точно, усвоить более сложный материал, чем в 6 классе. В учебнике приведено 11 упражнений для проработки данного материала. Стоит акцентировать внимание на том, что здесь уже, в отличие от учебника для 6 класса, идет объяснение разграничений между вводными словами и вводными конструкциями. Школьникам предоставлена работа с текстами, где они смогут отработать данный материал, а также научиться идентифицировать данные конструкции и определять их важную роль и функцию в тексте.

А вот в учебнике «Русский язык. 9 класс», несмотря на то, что, как и учебник для 8 класса, полностью посвящен изучению синтаксиса в русском языке, все же не содержит ни параграфов, ни упражнений для работы с экспрессивными конструкциями.

По результатам анализа, следует отметить, что представленный раздел лингвистики, посвященный изучению конструкций экспрессивного синтаксиса, представлен в учебниках достаточно мягко и расплывчато, чтобы дети данной возрастной категории могли аккуратно и постепенно внедриться в это достаточно сложное направление в языке. При этом в 7 и 9 классах акцент на данную тему для изучения учениками материала не предоставлен. Только в 5, 6 и, особенно, в 8 классах делается небольшой акцент на изучение экспрессивного синтаксис в современном русском языке.

Список литературы

1. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского язык а/ Г.Н. Акимова. М., 1990. 168 с.

2. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса: уч. пособие. /

B.В. Виноградов. М.: Изд-во МГУ, 1958. 174 с.

3. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию / Е.М. Галкина-Федорук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958.

C. 103-124.

4. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазкова А.В., Нарушевич А.Г. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение. 2-е изд., испр., 2012. 127 с.

5. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазкова А.В., Нарушевич А.Г. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение.

2-е изд., испр., 2012. 127 с.

6. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазкова А.В., Нарушевич А.Г. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение.

3-е изд., 2014. 159 с.

7. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазкова А.В., Нарушевич А.Г. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение. 3-е изд., 2014. 159 с.

8. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазкова А.В., Нарушевич А.Г. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение. 2-е изд., 2014. 207 с.

9. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазкова А.В., Нарушевич А.Г. Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение. 5-е изд., 2017 г. 223 с.

10. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазкова А.В., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение. 5-е изд., 2017. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.