Научная статья на тему 'Изучение фигур экспрессивного синтаксиса на материале рекламного слогана в школе'

Изучение фигур экспрессивного синтаксиса на материале рекламного слогана в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1157
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИГУРЫ ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА / РЕКЛАМНЫЙ СЛОГАН / ЭКСПЕРИМЕНТ НА ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ СИНТАКСИСА В ШКОЛЕ / THE FIGURES EXPRESSIVE SYNTAX / ADVERTISING SLOGAN / EXPERIMENT ON THE PERCEPTION OF THE TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоголина Татьяна Владимировна

Изучение средств экспрессивного синтаксиса в школе становится всё более значимым: распознавание синтаксических фигур и их осознанное использование в собственных текстах является для учащихся важным этапом подготовки к итоговой аттестации по русскому языку. В статье представлен анализ темы «Основные выразительные средства синтаксиса» в действующих школьных учебниках и её отражение в Федеральном государственном стандарте по русскому языку. Делается вывод о том, что количество синтаксических фигур, изучаемых школьниками среднего звена, не соответствует тому объему знаний, которым должен владеть выпускник. Предлагается система работы по изучению данной темы в школе с использованием в качестве языкового материала рекламного слогана. Даны рекомендации по включению подобных заданий и упражнений в практику преподавания синтаксиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the figures expressive syntax on the material of an advertising slogan in school

Studying resources expressive syntax in school is becoming more important. Recognition of syntactic figures and their conscious use in their own texts for the students become an important step in preparation for the final certification of the Russian language. The article presents the analysis of the topic "The main expression means of syntax" in current textbooks and its reflection in the Federal State Standard of Russian language. The authors concluded that the number of syntactic figures being studied middle-level students does not correspond to the volume of knowledge of graduates. The system of works on the study of the topic using as the language material of advertising text in the article. Recommendations for the inclusion of such assignments and exercises in the practice of teaching syntax

Текст научной работы на тему «Изучение фигур экспрессивного синтаксиса на материале рекламного слогана в школе»

ТВ. ГОГОЛИНА

(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 372.881.161.1'367 ББК 4426.819=411.2.22

ИЗУЧЕНИЕ ФИГУР ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА НА МАТЕРИАЛЕ РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА В ШКОЛЕ

Аннотация: Изучение средств экспрессивного синтаксиса в школе становится всё более значимым: распознавание синтаксических фигур и их осознанное использование в собственных текстах является для учащихся важным этапом подготовки к итоговой аттестации по русскому языку. В статье представлен анализ темы «Основные выразительные средства синтаксиса» в действующих школьных учебниках и её отражение в Федеральном государственном стандарте по русскому языку. Делается вывод о том, что количество синтаксических фигур, изучаемых школьниками среднего звена, не соответствует тому объему знаний, которым должен владеть выпускник. Предлагается система работы по изучению данной темы в школе с использованием в качестве языкового материала рекламного слогана. Даны рекомендации по включению подобных заданий и упражнений в практику преподавания синтаксиса.

Ключевые слова: фигуры экспрессивного синтаксиса, рекламный слоган, эксперимент на восприятие текста, система упражнений по изучению выразительных средств синтаксиса в школе.

Важность методической проблемы изучения средств экспрессивного синтаксиса в школе в аспекте подготовки к итоговой аттестации по русскому языку не вызывает сомнений, т.к. количество синтаксических фигур, представленных в действующих школьных учебниках, не соответствует тому объему знаний, которым должен обладать выпускник.

К фигурам экспрессивного синтаксиса традиционно относят парцелляцию, инверсию, эллипсис, многосоюзие (полисинде-тон), бессоюзие (асиндетон), синтаксический параллелизм, синтаксическую несогласованность членов предложения (анаколуф), антитезу, умолчание, зевгму, анафору, эпифору, хиазм, градацию, композиционный стык, риторические обращение, во-

прос, восклицание и др. Подробное рассмотрение синтаксических фигур представлено в работах таких лингвистов, как Э.М. Береговская, Л.К. Граудина, В.В. Маслов, А.П. Сковородников, Ю.М. Скребнев, Н.Н. Кохтев и др. Знание данных фигур учащимися необходимо для формирования их коммуникативной компетенции, поэтому нужно показать школьникам, как использование подобных средств может разнообразить речь человека, сделать её оригинальной, яркой, запоминающейся.

Из перечисленных выше экспрессивных синтаксических средств в ЕГЭ по русскому языку (задание 24) включены следующие: риторические фигуры: анафора, антитеза, градация, инверсия, композиционный стык, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм, т.е. создатели контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку предполагают, что выпускники должны знать и уметь находить в тексте данные средства выразительности.

Раздел «Основные выразительные средства синтаксиса» входит в содержательный минимум Федерального государственного стандарта по русскому языку [Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и полного среднего образования 2012], но не включён в «Требования к уровню подготовки выпускников», возможно, поэтому данный аспект в действующих школьных учебниках представлен не достаточно полно: в школьном учебнике «Русский язык. 8 класс» (учебно-методический комплект под ред. Т.А. Ладыженской) рассматривается только один синтаксический приём - инверсия [Тростен-цова, Ладыженская 2011], а в учебнике Е.И. Никитиной «Русский язык. Русская речь. 8 класс» (учебно-методический комплект под редакцией В.В. Бабайцевой) рассматривается несколько синтаксических приемов: синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос, композиционный стык, инверсия [Никитина 2011]. Предлагаемые в школьных учебниках типы заданий по данной теме служат иллюстрацией к представленному теоретическому материалу. В дальнейшем ни в одном из школьных учебников к этому материалу не возвращаются. Количество фигур, изучаемых в 8-ом классе, явно не соответствует тому объему знаний, которым должен обладать по

данной теме выпускник. В Федеральном государственном образовательном стандарте и основных школьных учебниках, по нашему мнению, наблюдается некоторое несоответствие между требованиями к уровню подготовки обучающихся, заявленными в стандарте, и объёмом материала по разделу «Выразительные средства синтаксиса». В учебниках не уделяется должного внимания формированию практического навыка распознавания синтаксических фигур и осознанного употребления школьниками тех или иных экспрессивных конструкций в своей письменной речи.

По нашему мнению, важно, чтобы учащиеся поняли, что в языке существуют разные средства создания экспрессии, в том числе и синтаксические, поэтому начинать формирование навыка распознавания экспрессивных синтаксических фигур в тексте необходимо с момента изучения раздела «Синтаксис» в школе, т.е. с 8-го класса. Надо объяснить учащимся принципы создания экспрессивного текста с использованием данных средств. При отборе учебного материала целесообразно руководствоваться как экспрессивной силой фигур, так и их эстетической ценностью, поэтому необходимо анализировать употребление выразительных средств как в художественном тексте, так и в текстах других типов.

Изучение данного материала должно проходить в два этапа:

1) распознавание восьмиклассниками экспрессивных синтаксических средств в готовом тексте;

2) включение учащимися фигур экспрессивного синтаксиса в собственные тексты.

Чтобы учащиеся могли включать в собственную речь выразительные средства языка, они должны научиться «видеть» в текстах стилистические фигуры, понимать их экспрессивную функцию, уметь верно интерпретировать их использование автором текста. Мы предлагаем анализировать с этой целью различный языковой материал, в том числе и рекламные слоганы, на примере которых можно показать фигуры экспрессивного синтаксиса в действии. Рекламный слоган - это понятная, лаконичная и доступная форма подачи материала, которую необходимо сочетать с анализом текстов других типов, прежде всего

художественных и публицистических (см. подробнее [Гоголина, Соколова 2013: 113-117]).

Нами был проведен эксперимент, цель которого выявить степень считываемости синтаксических средств создания экспрессии учащимися 8-ого класса. В качестве языкового материала выбраны рекламные слоганы, содержащие фигуры экспрессивного синтаксиса. Мы предполагали, что респонденты распознают их в рекламных текстах и смогут объяснить цель их использования.

Поскольку в ЕГЭ по русскому языку (задание 24) включены определенные риторические фигуры, мы использовали для эксперимента именно их: анафора, синтаксический параллелизм, парцелляция и инверсия. Учащимся было предложено определить, какие синтаксические средства используются в следующих рекламных слоганах:

• Я помню. Я горжусь! (День Победы)

• Заряди мозги! Если они есть (Батончик Nuts)

• У нас с короткими разговорами разговор короткий (МТС)

В качестве испытуемых выступили учащиеся 8-ого класса одной из екатеринбургских школ (возраст респондентов - 14-15 лет, количество участников - 25 человек).

В ходе эксперимента были получены следующие результаты.

При попытке определить анафору и синтаксический параллелизм в первом слогане учащимися даны такие ответы: «повтор» (7); «два одинаковых предложения» (5); «простые похожие предложения» (3) «одинаковое начало предложения» (3); «повествовательное и восклицательное предложения» (2); «фразеологический оборот» (2); затруднились ответить 3 человека.

Парцелляция во втором слогане была интерпретирована восьмиклассниками следующим образом: «разделенные точкой, но связанные смыслом» (5); «два отдельных, но связанных высказывания» (4); «точка разделяет предложение» (3); «разделение предложения» (2); «разбивка предложения на отдельные словосочетания» (2); «законченность предложения и мысли» (2); «простой призыв» (2); «призыв к действию» (2); 3 человека отметили, что «не видят ничего особенного».

Приём инверсии в третьем слогане дополнял игру с лексическим значением многозначного слова короткий и его фразеологическим использованием в выражении короткий разговор, что и привлекло большее внимание респондентов: «повтор» (11); «законченная мысль с повтором слова» (2); «двойной повтор» (2); «намек» (2); к единичным реакциям относятся «резкое заявление», «неправильное предложение», «сложное предложение», «утверждение», «слова не по порядку»; 3 человека затруднились ответить.

В ходе эксперимента проверена гипотеза о степени считы-ваемости синтаксических приемов, создающих экспрессивность в современных рекламных слоганах учениками средней общеобразовательной школы. Обобщив полученные данные, мы пришли к выводу о том, что большинство учащихся находит и выделяет фигуры экспрессивного синтаксиса в коротком и понятном тексте рекламного слогана. Чаще восьмиклассники их «чувствуют», чем характеризуют. Полученные ответы свидетельствуют о том, что уровень подготовки учащихся в данном направлении необходимо повышать: начав эту работу в 8 классе, её нужно продолжать до 11, чтобы подготовить учащихся к выполнению заданий 24 и 25 в ЕГЭ по русскому языку.

Для изучения выразительных средств на материале рекламных слоганов можно включать в работу следующие типы заданий и упражнений.

1. Упражнения, формирующие навыки распознавания фигур экспрессивного синтаксиса в предложенных текстах.

Пример задания: определите синтаксическое средство, которое используется в рекламном слогане.

• Не меняет мир. Меняет настроение (чай Greenfield)

• Больше пространства. Больше вкуса (чай Lipton).

2. Упражнения, направленные на определение функций, выполняемых фигурами экспрессивного синтаксиса в тексте.

Пример задания: прочитайте рекламные слоганы, найдите синтаксические средства выразительности в них, определите цель их использования в данном тексте.

• Ваш восторг обеспечим! (детский парк развлечений)

• Волнуешься? Пусть это будет твой Secret (дезодо-

рант Secret)

3. Упражнения на конструирование синтаксических единиц по заданной модели с использованием фигур экспрессивного синтаксиса.

Пример задания: закончите предложения и объясните, какие выразительные синтаксические средства вы для этого использовали.

• Один манящий аромат. Один ...... (кофе Nescafe

Gold)

• Витамины больших возможностей - ... для нас! (витамины Компливит)

4. С целью стимулирования работы учащихся по включению синтаксических фигур в собственные тексты, можно применять следующие типы заданий:

• Сочините лозунг с включением одной из синтаксических

фигур, призывающий детей ответственно относиться к учёбе. Используйте его как исходный тезис, обоснуйте его в жанре сочинения-рассуждения.

• Составьте слоган с использованием синтаксического па-

раллелизма, рекламирующий сок, шоколад или йогурт. Вместо синтаксического параллелизма учащимся может быть предложена любая фигура экспрессивного синтаксиса.

• Сочините четверостишие в жанре рекламного текста с

включением синтаксических фигур. Обоснуйте свой выбор.

• Сочините слоган, рекламирующий высшее учебное заве-

дение, в которое вы планируете поступать после окончания 11 класса, с использованием вопросно-ответной формы изложения.

• С помощью любых синтаксических фигур составьте де-

виз вашей семьи. Объясните, какую фигуру вы выбрали и почему. Подобного типа задания можно предлагать и далее.

Таким образом, изучение фигур экспрессивного синтаксиса, начиная с 8 класса, по нашему мнению, является эффективным способом подготовки учащихся к выполнению задания 24 в ЕГЭ

по русскому языку, основой для создания самостоятельных текстов как при выполнении задания 25 в ЕГЭ, так и при написании других творческих работ.

Изучение фигур речи в курсе синтаксиса, введение этих конструкций в активный запас языковых средств учащихся путем наблюдения над использованием изучаемых конструкций в разных стилях и жанрах речи, выполнение разнообразных грамма-тико-стилистических упражнений на развитие речи учащихся являются средством повышения общей речевой культуры ребёнка, культуры восприятия и порождения текста.

ЛИТЕРАТУРА

Береговская Э.М. Очерки по экспрессивному синтаксису. -М., 2004.

Гоголина Т.В., Соколова А.В. Использование психолингвистических методик при изучении средств экспрессивного синтаксиса в школе // Педагогическое образование в России. - 2013. №6.

Культура русской речи. / Учебник для вузов под. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяева. - М., 2001.

Лингвистика креатива - 1 / Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. - 2-е изд. - Екатеринбург, 2013. -368 с.

Лингвистика креатива - 2 / Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. - Екатеринбург, 2012. - 378 с.

Лингвистика креатива - 3 / Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. - Екатеринбург, 2014. - 344 с.

Маслов В.В. Обогащение речи школьников средствами экспрессивного синтаксиса как способ совершенствования навыков текстообразования.: Дис...канд. пед. наук. - Самара, 2002.

Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского языка. - Томск, 1981.

Сковородников А.П. Эллипсис как стилистическое явление современного русского языка. - Красноярск, 1978.

Скребнев Ю.М. Тропы и фигуры как объект классификации // Проблемы экспрессивной стилистики. - Ростов-на-Дону, 1987.

Кохтев Н.Н. Риторика: Учеб. пособие. - М., 1994.

Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 8 кл.: Учеб. для

общеобразоват. учреждений. - М., 2011.

Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 2011.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и полного среднего образования. - М., 2012.

©Гоголина Т.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.