3. Бесиров
ЭКСПРЕССИВНЫЙ СИНТАКСИС РУССКОГО ЯЗЫКА В ЧЕЧЕНСКОЙ ШКОЛЕ
Работа представлена кафедрой русского языка в национальной школе Северо-Осетинского государственного университета. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Р. П. Бибилова
Статья посвящена основным вопросам методики преподавания фигур речи в национальной чеченской школе как средству повышения культуры речи билингвов. Обосновывается актуальность проблемы, излагаются основные положения разработанной методической системы, указываются выделенные этапы обучения, рассматриваются избранные методы и приемы обучения.
The article is devoted to the basic questions of speech figures teaching in national Chechen school as a means of bilinguals' speech culture increase. The author of the article proves the urgency of the problem, states the basic provisions of the elaborated methodical system, specifies the allocated teaching levels and considers the elected methods of training and the necessity of attraction during studying of speech figures in students' native language.
31
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Преподавание русского языка в современной национальной школе направлено преимущественно на обучение речи правильной, логически верной, в то время как обучение речи выразительной, эмоционально-экспрессивной остается задачей второстепенной, что приводит к отсутствию систематической, последовательной работы в этом направлении. Работа над практическим освоением выразительных средств языка в национальной школе носит спорадический характер, сводясь к изучению некоторых тропов и немногочисленных средств экспрессивного синтаксиса, например, инверсии. Паритетная реализация в нормальной речи двух начал - информационного (отражение объективной действительности) и прагматического (выражение субъективной оценки этой информации автором) обусловливает необходимость работы по развитию как речи информационно-логической, так и выразительной, эмоционально-экспрессивной. Для этого необходимо разработать систему регулярного обучения выразительному потенциалу языковых единиц, изучение которых в нормативном аспекте предусмотрено школьной программой.
Наибольшей значимостью для выразительности речи обладают умело используемые лексические и синтаксические единицы. Представляется необходимым планомерное изучение эмоционально-экспрессивного потенциала синтаксических конструкций, или фигур речи. Известно, что непременным условием успешного преподавания в школе является соблюдение принципа научности. В языкознании нет общепринятого определения фигур речи, как и единой их классификации. Распространение получила одна из классификаций, согласно которой фигуры делятся на семантические и синтаксические.
Семантические и синтаксические фигуры речи разграничиваются в рамках узкого понимания фигур. Семантические образуются соположением слов, словосочета-
ний или более крупных отрезков текста, связанных между собой идеей сходства, противоположности, несовместимости, нарастания или ослабления интенсивности. К ним относятся сравнение, антитеза, оксюморон, зевгма, градация, каламбур. Каждая из этих фигур речи выражается в определенной форме, но этой формой не является особая синтаксическая конструкция. Деление фигур речи на типы проводится не на основании наличия или отсутствия, а на основании повышенной значимости одного или другого признака; стилистический эффект семантических фигур речи связан и с их синтаксической формой, а синтаксических фигур речи - с семантическим составом синтаксической конструкции.
Синтаксические фигуры речи реализуются в закрепленной синтаксической форме, не характерной для стилистически нейтрального выражения мысли. К ним относятся повтор, стык (анадиплозис), многосо-юзие, а также эллипсис, бессоюзие, умолчание. С учетом расположения компонентов синтаксической конструкции к ним добавляются еще анафора, эпифора, хиазм, синтаксический параллелизм. Синтаксические фигуры речи образуются путем особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте, здесь главную роль играет синтаксическая форма.
Перспективным представляется изучение на уроках русского языка семантических и синтаксических фигур.
Изучение стилистически значимых вариантов предложений необходимо начинать в 5-м классе. Изучая антонимы, учащиеся могут познакомиться с антитезой, оксюмороном, при изучении лексических значений слов - с градацией и т. д. Эта работа должна быть продолжена и в последующем.
При отборе учебного материала целесообразно руководствоваться как экспрессивной силой фигур, их эстетической ценностью, так и частотностью употребления этих конструкций в классической русской
Экспрессивный синтаксис русского языка в чеченской школе
литературе и в современном литературном языке. Некоторые варианты фигур речи не выделяются в процессе обучения, так как детализация, усложняя процесс обучения излишним сосредоточением внимания к структурной организации риторических фигур, не приносит в него большей четкости и соответственно не добавляет эффективности. В соответствии с вышеизложенным была составлена программа обучения риторическим фигурам; материал для обучения был соотнесен с основной программой по русскому языку.
Целью обучения стилистическим фигурам является ввод этих конструкций в речь учащихся. Для этого учащиеся должны научиться «видеть» в текстах стилистические фигуры, понимать их экспрессию, уметь верно их интонировать, самостоятельно находить примеры в художественных и публицистических текстах. Далее необходимо обратиться к наблюдению за фигурами речи в тексте, анализу их роли, редактированию. При обучении фигурам речи учащихся национальной школы вполне уместно обратиться к использованию перевода. Особенно это актуально сейчас, когда уровень владения русским языком у школьников снизился. Необходимо привлекать материал родного языка, так как это поможет учащимся глубже понять стилистическую значимость этих конструкций. Использование сопоставления и перевода вполне возможно в предлагаемой системе, так как в родном, чеченском, языке есть возможность образовывать все перечисленные стшгисти-ческие фигуры, поскольку механизм образования этих конструкций в языках един в обоих языках.
Обучение фигурам речи предполагает два этапа: целью первого является сообщение основных сведений о риторике и фигурах речи. Учащиеся должны научиться «видеть» в текстах фигуры речи, понимать их экспрессию, уметь верно их интонировать, самостоятельно находить примеры в художественных и публицистических текстах.
Здесь находит применение наблюдение за изучаемыми единицами в тексте, анализ их роли. Применяется самостоятельный поиск фигур речи в текстах. Эффективны на первом этапе упражнения на редактирование.
Целью второго этапа является ввод этих конструкций в активный запас языковых средств учащихся. Старшеклассники должны научиться правильному конструированию фигур речи и уместному их использованию в своих текстах-сочинениях различного характера. На этом этапе нашли активное применение индивидуальные формы работы: самостоятельное чтение лингвистической литературы, самостоятельное наблюдение риторических фигур в художественных произведениях и публицистике, доклады и сообщения на эту тему.
При обучении синтаксическим экспрессивным построениям, в том числе и фигурам речи, могут быть рекомендованы такие методические приемы и упражнения, как: а) наблюдение над языковым материалом (над языком художественных и публицистических произведений), сравнение и сопоставление различных вариантов конструкций с целью определения их эстетической значимости и зависимости выразительности конструкции от ее структурной организации; б) синтаксический разбор различной формы (полный, выборочный и частичный, устный, письменный, смешанный грамматический разбор), проводимый с целью выявления структурного своеобразия стилистических фигур, определяющего их экспрессивно-эмоциональную значимость; в) сопоставление, перевод и прочее.
В ходе обучающего эксперимента в качестве эффективных зарекомендовали себя такие группы упражнений:
1. Упражнения, формирующие навыки узнавания фигур речи в предложенных текстах (грамматический разбор различной формы, сопоставление изучаемых синтаксических структур, наблюдения семантико-стилистического характера, составление графических схем).
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И
2. Упражнения, направленные на определение функций, выполняемых фигурами речи в тексте: здесь различаются упражнения, в которых обусловленность выразительности синтаксических построений их структурно-композиционными особенностями, и упражнения, устанавливающие зависимость употребления, выбор синтаксических конструкций откоммуникативной ориентации текста.
3. Упражнения, предлагающие учащимся самостоятельный подбор фигур речи в тексте и объяснение целесообразности их использования.
4. Упражнения, предлагающие учащимся конструирование синтаксических единиц разного уровня, являющихся фигурами речи заданной модели(придумывание концов незаконченных предложений, работа над деформированным текстом, конструирование предложений по схемам, составление предложений).
5. Упражнения на редактирование текста - исправление ошибок и недочетов в неправильно составленных фигурах речи.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Ввод этих конструкций в активный запас языковых средств учащихся предполагает, что школьники должны научиться правильному конструированию фигур речи и уместному их использованию в своих творческих работах разного жанра.
В ходе обучающего эксперимента широко использовались индивидуальные формы работы: самостоятельное чтение лингвистической литературы, наблюдение риторических фигур в художественных произведениях и публицистике, доклады и сообщения на эту тему.
Изучение фигур речи в курсе синтаксиса, введение этих конструкций в активный запас языковых средств учащихся путем наблюдения над использованием изучаемых конструкций в разных стилях и жанрах речи, выполнение различных грамма-тико-стилистических упражнений для развития у учащихся языкового чутья являются средством повышения общей речевой культуры, культуры восприятия и порождения русской речи.