С.Н. ЛУЧАНИНОВА, О.И. МАСНАЯ
(МАОУ-СОШ№ 175, МАОУ гимназии №104 «Классическая гимназия» Екатеринбург, Россия)
УДК 372.881.161.1:81'23:371.671 ББК Ч426.819=411.2-268.2
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л.М. РЫБЧЕНКОВОЙ
Аннотация: В статье рассматривается проблема коммуникативного подхода к исследованию познавательной сферы учащихся с учетом индивидуального латерального профиля на примере учебно-методического комплекса под редакцией Л.М. Рыбченковой, который включает в себя упражнения, способствующие развитию обоих полушарий. Авторы статьи представили виды заданий из академического школьного учебника «Русский язык. 5 класс в двух частях» (учебник для общеобразовательных учреждений) авторов Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В.Глазкова, А.Г.Лисицына при изучении тем «Части речи», «Имя существительное». Задания, предложенные детям для работы с текстом, составлены с учетом мыслительных особенностей учащихся с разным латеральным профилем. Анализ материалов учебника показал, что задания, способствуют активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка как «»художни-ков», так и «мыслителей».
Ключевые слова: когнитивно-коммуникативный подход, индивидуальный латеральный профиль, ведущий способ переработки информации, организация успешной учебной деятельности.
В разработанном курсе учебного предмета "Русский язык" под редакцией Л.М. Рыбченковой представлена дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной парадигме. Важной особенностью данного курса является его направленность на социальное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования соответствующих универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Это согласуется с заявленным в Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения системно-деятельностным подходом, имеющим общедидактический характер.
«В программе реализован актуальный в современной лингво-дидактике когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов речевого развития ученика, его мышления, восприятия, воображения, а также процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности».
Идея коммуникативного похода к исследованию познавательной сферы человека была высказана в середине 70-х годов двадцатого века, согласно которой протекание психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображение, речи) неразрывно связано с организацией общения людей - познание и общение едины. Общение играет роль основания познавательных процессов, которые, в свою очередь, направляют и контролируют коммуникативный процесс [Ломов1981: 12]. Взаимозависимость познания и общения, их внутреннее переплетение нашло отражение в понятии когнитивно-коммуникативного подхода [Ломов1984: 27].
Это означает, что изучение познавательных процессов в общении не может быть эффективным без учета психологического склада личности, закономерностей ее внутреннего мира [Коновалова 2014, 2015; Гридина, Коновалова 2014]. Наряду с индивидуально-психологическими особенностями личности (темпераментом, характером, способностями) в центре внимания оказываются ее интеллект, коммуникативная компетентность, способы протекания познавательных процессов, ведущие модальности восприятия, индивидуальный латеральный профиль.
«Индивидуальный латеральный профиль - это индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной. Количество сочетаний всех признаков асимметрии чрезвычайно велико. Именно это обстоятельство определяет многообразие латеральных профилей и, следовательно, индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого человека, что, в свою очередь, влияет на его стиль учения» [Си-
ротюк 2003: 9].
Крупнейший физиолог прошлого века И.П. Павлов писал: «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей, между ними резкая разница. Одни - художники... захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления... Другие - мыслители, именно дробят ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить...» Говоря о художниках, И.П. Павлов имел в виду людей с доминирующим правым полушарием, мыслителями же он считал людей с доминирующим левым полушарием.
Именно поэтому школьному учителю необходимо учитывать, какие методы и приемы обучения будут способствовать развитию как правополушарного, так и левополушарного способов переработки информации [Гридина 2013, Коновалова 2015] , так как большинство школьных программ по русскому языку направлено на развитие логического мышления, поэтому нередко усилия педагогов связаны со стимуляцией левополу-шарных возможностей.
Учебно-методический комплекс под редакцией Л.М. Рыб-ченковой включает в себя задания, использование которых, на наш взгляд, способствует развитию обоих полушарий, следовательно, успешному протеканию учебной деятельности.
Так, например, при изучении в пятом классе темы « Части речи» представлен текст Е. Пермяка « Скрипучая Дверь».
В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую дверь. И все её хвалили. Потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить. Когда они были плохими. С трудом открывалась и закрывались. Набухали. Пропускали холод.
Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь.
- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть.
Её подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с нею,
сколько могли. Её петли часто смазывали маслом. А она не унималась, скрипела. Дверь скрипела с таким остервенением. Что это стало невыносимо для окружающих.
Тогда её сняли с петель и выбросили в дровяник.
<... >
Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая оказалась в одиночестве.
После текста учащимся предложены задания, которые, на наш взгляд, составлены с учетом особенностей мыслительных процессов учащихся с разным латеральным профилем. Так, на развитие правого полушария направлены следующие задания:
1. Как вы думаете, о чем идет речь в пропущенном фрагменте?
2. Перескажите текст письменно, включив в него пропущенный фрагмент, который вы придумали.
Развитию левого полушария способствует задание: определите, какой частью речи являются выделенные слова, в какой форме они употреблены в тексте.
При изучении темы «Имя существительное» в пятом классе даны задания, которые также направлены на активизацию деятельности правого полушария: Мама, сказка, каша, кошка, Книжка, яркая обложка, Буратино, Карабас, Ранец, школа, первый класс. Грязь в тетради, тройка, двойка, Папа, крик, головомойка, Лето, труд, река, солома, Осень, сбор металлолома.
1. В чем необычность, особенность данного стихотворения?
2. Перескажите содержание стихотворения своими словами.
3.Можно ли сказать, что у этих слов есть что-то общее? Развивают логическое мышление и умение анализировать
языковые явления такие задания:
1. Найдите в стихотворении слова, называющие людей, животных, предметы окружающего мира, понятия, действия, время, число.
2. Каково лексические значение слова, выделенного жирным шрифтом, к какой лексике (книжной или разговорной) оно относится? Составьте с ним предложение.
3. Найдите в тексте слова, в которых происходит оглушение звонких согласных, подберите к ним проверочные слова или формы, запишите получившиеся пары.
Так образом, для успешного обучения русскому языку необходимо обеспечить эффективную взаимосвязь применяемых видов заданий, направленных на развитие обоих полушарий, но учитывать, прежде всего, особенности ведущего способа переработки информации.
ЛИТЕРАТУРА
Гридина Т.А. Образность детской речи в свете репрезентативных модальностей восприятия // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - Екатеринбург, 2013. -вып. 11. - С. 85-96.
Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Диагностические срезы речевых умений детей с общим недоразвитием речи // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - Екатеринбург, 2015. - Вып. 13. - С. 30-43
Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Вербальные мнемотехники как механизм кодирования и декодирования информации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2014. № 1. - С. 128-134.
Коновалова Н.И. Психодиагностика речевой способности. Учебное пособие. - Екатеринбург, 2015.
Лингвистика креатива - 1 / Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. - 2-е изд. - Екатеринбург, 2013. -368 с.
Лингвистика креатива - 2 / Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. - Екатеринбург, 2012. - 378 с.
Лингвистика креатива - 3 / Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. - Екатеринбург, 2014. - 344 с.
Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. - М., Наука, 1981.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., Наука, 1984.
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Программа по русскому языку для 5-9 классов. - М., Просвещение, 2012
Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицын А.Г. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. - М., Просвещение, 2012
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - ТЦ Сфера, 2003.
©Лучанинова С.Н., 2015 ©Масная О.И., 2015