УДК 378.147 ББК Ч426.13
ГСНТИ 16.21.27
Код ВАК 10.02.20
Коновалова Надежда Ильинична,
доктор филологических наук, профессор, Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 282; e-mail: [email protected]
РЕСУРСЫ РЕЧЕВОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: языковая способность; речевая деятельность; диагностика; модальности восприятия; психологические предикаты; экспериментальные методики.
АННОТАЦИЯ. Речевая психодиагностика дает возможность показать принципы и инструменты измерения, коррекции и развития языковой способности личности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями, проявляющимися в речевой деятельности. В статье представлен экспериментальный инструментарий диагностики ведущих модальностей восприятия информации по речевому продукту говорящего (ассоциатам, текстовым психологическим предикатам и др.), продемонстрированы методики выявления показателей доминирующих модальностей в спонтанном высказывании и письменных текстах учащихся средней общеобразовательной школы. Показаны особенности восприятия и порождения речи детьми с разными ведущими модальностями - визуальной, аудиальной и кинестетической - и адаптированные методики речевой психодиагностики «Подбери слово», «Портретирование понятия», «Перепутанные инструкции», «Живое имя», «Выбор характеристик из ряда предложенных» (в том числе с возможным дополнением) и др. Результатом наблюдений стал вывод о том, что диагностика и учет ведущей модальности восприятия могут помочь учителю создать условия для устранения возможных трудностей освоения ребенком языкового материала. Кроме того, знание индивидуального латерального профиля, умение его определять могут стать для учителя средствами развития у детей полимодального восприятия, результатом которого является целостный перцептивный образ изучаемого явления.
Konovalova Nadezhda Ilynichna,
Doctor of Philology, Professor, Institute of Philology, Culturology and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University.
RESOURCES OF SPEECH PSYCHODIAGNOSTICS IN EDUCATIONAL PROCESS
KEYWORDS: language ability; speech activity; diagnostics; the modalities of perception; psychological predicates; experimental techniques.
ABSTRACT. Speech psychodiagnostics gives an opportunity to show the principles and tools of measurement, correction and development of the language ability of a person in accordance with individual psychological characteristics that manifest themselves in speech. The paper presents some experimental diagnostic techniques to study the leading modalities of perception of speech product (associates, text's psychological predicates, etc.). A technique to identify indicators of the dominant modality in spontaneous utterances and written texts of secondary school pupils is described. The peculiarities of perception and speech production of children with different leading modalities - visual, auditory and kinesthetic - are discussed; adapted techniques of speech psychodiagnosis "Pick up a word", "Portraying the concept of," "Mixed up instructions", "Living the name," "Choosing the characteristics from the given ones (including the possibility to continue) and others are shown. The result of the observation is the conclusion that the diagnosis and taking into account the leading modalities of perception can help the teacher to create the necessary conditions to avoid possible difficulties in new language material acquisition by the pupils. In addition, knowledge of the individual lateral profile, the ability to determine it, may serve as means of development of multimodal perception in children, the result of which is a complete perceptual image of the phenomenon under study.
обще. Ср., например, пресловутые фразы «я учил (весь вечер, день ...)», «не запоминается ...», «ничего не понимаю» даже старательного ученика, который честно и добросовестно зубрит заданный материал, но остается неуспешным. Учителя русского языка и родители постоянно сталкиваются с тем, что ребенок знает правило, а пишет безграмотно: теория и практика в его сознании существуют параллельно и никак не могут соединиться.
Знание особенностей организации мыслительной деятельности позволит учителю
Сс
в
современный учитель должен в совершенстве владеть не только своим предметом, но и хотя бы элементарными навыками диагностики особенностей восприятия детьми получаемой информации, стратегий и способов ее обработки, хранения и воспроизведения (применения ее при необходимости в новых условиях).
Часто в нашей практической деятельности мы сталкиваемся с ситуациями, когда традиционные, хорошо известные всем методики обучения оказываются недостаточно эффективными или «не работают» во-
© Коновалова Н. И., 2015
не только понять реакцию учеников на разные интеллектуальные и коммуникативные задачи, но и создать максимально комфортные условия обучения, разработать индивидуализированные технологии включения детей в образовательный процесс и сделать их по-настоящему успешными, творческими, без утомительного «натаскивания».
Диагностика ведущей модальности восприятия
Каждый человек обладает определенным набором заданных психофизиологических особенностей (уровень развития памяти, интеллекта, предпочтительные стратегии когнитивной обработки информации, ведущий канал восприятия и т.д.), который и составляет в совокупности нашу неповторимую индивидуальность.
Выявление прямой зависимости успешности ребенка в решении конкретных учебных задач от его психофизиологических особенностей позволит создать благоприятные условия для дальнейшего гармоничного развития личности и повысить эффективность процесса обучения, что является актуальным для современной школы.
Изучая способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается, Б. Блум выделил следующие категории обучаемых: а) малоспособные (около 5%), которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; б) талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные; в) учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени. Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса. Если же условия обучения одинаковы для всех, то большинство школьников достигает только "средних" результатов [9].
«Правильная» организация обучения в качестве одного из основных факторов включает учет индивидуальных особенностей учащихся, в первую очередь - латерального профиля.
Латеральный профиль характеризует особенности мозговой организации (ведущая сенсорная модальность и доминирующее полушарие) восприятия, обработки, хранения, воспроизведения информации и в целом специфику когнитивных стратегий и эмоциональной сферы личности.
В данной статье покажем лишь одну из составляющих индивидуального латерального профиля - ведущую сенсорную модальность и ее диагностику.
Информацию о внешнем мире человек получает с помощью различных органов чувств. Можно сказать, весь эмпирический человеческий опыт формируется с помощью зрительных, слуховых, тактильных (осязательных), вкусовых и обонятельных ощущений, на основе синтеза которых в сознании человека формируется чувственный образ, а затем и обобщенное представление.
Конечно, при хранении и кодировании большинства представлений (первичных перцептивных образов) человек использует не один сенсорный канал, а целые сенсорные комплексы, включающие совокупность различных ощущений, но в нестандартных ситуациях (например, стресса, цейтнота) мы опираемся на ведущую (доминирующую) модальность восприятия окружающего мира и информации о нем. Кроме того, в комплексе сенсорных ощущений одно всегда превалирует над другими. Можно, следовательно, говорить о визуальных, аудиальных, тактильных перцептивных образах.
Канал восприятия - способ восприятия и передачи информации от органов чувств к мозгу.
Перцептивный образ - возникающий при непосредственном воздействии предмета целостный чувственный образ, который отражает совокупность его свойств.
Мы можем испытывать затруднения в вербальном описании разного рода перцептивных образов, но легко различаем, например, четкий и размытый силуэты, гладкую и шероховатую поверхности, скрип и скрежет и т.п., если в нашем сознании уже сформирован соответствующий первичный чувственный образ. Ср. и противоположную ситуацию, когда мы видим незнакомый предмет, слышим неизвестный (непонятный) звук, впервые пробуем, например, какой-то экзотический фрукт и т.п., пытаемся соотнести получаемые ощущения с имеющимся опытом и, не находя аналогов, формируем новые перцептивные образы.
Сенсорная информация аккумулируется в определенной репрезентативной системе, которая далее обрабатывает, хранит и воспроизводит информацию в соответствующих образах-представлениях (гешталь-тах). Таким образом, репрезентативная система - способ обработки, хранения и воспроизведения ранее полученной информации.
Совокупность восприятия и внутренней обработки информации составляет модальность восприятия.
В некоторых психолингвистических работах понятие «модальность восприятия» рассматривается шире, при этом считается,
что в содержательном плане модальность включает:
- способ получения информации (увидел, вспомнил, приснилось);
- оценку (нравится, рад, боюсь, счастлив);
- границы действия (так называемая «логическая модальность»: можно, нельзя, законно, запрещено) [1].
По ведущей модальности восприятия все люди делятся на три типа: а) визуалы -люди, воспринимающие большую часть информации с помощью органов зрения; б) аудиалы - люди, в основном получающие информацию с помощью органов слуха; в) кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью эмоционально-тактильных анализаторов (осязание, обоняние, вкус, восприятие движений собственного тела, переживание эмоций).
Отмечается, например, что «по некоторым (непроверенным) данным, у 40% людей преобладает визуальный канал, у 40% -аудиальный, у 20% - кинестетический» [2].
Известно, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладающей является кинестетическая модальность. Необходимо также учитывать, что доминирующая модальность может изменяться в процессе возрастного и социального развития.
Следует помнить, что при доминировании одной из модальностей информацию об окружающей действительности мы все-таки воспринимаем комплексно, с помощью нескольких сенсорных каналов. Ср. определение восприятия как «осмысленного синтеза разнообразных ощущений, в результате которого создается образ предмета или явления» [13, с. 232].
Полимодальность - естественное свойство человеческого восприятия - находит свое проявление, в частности, в синестезии (= соощущениях), когда ощущения одной модальности, например визуальной, возникают под влиянием раздражителей другой модальности, например, вкусовой. Ср. рекламу чая Тезз, учитывающую данный феномен: «Посмотри, как вкусно, попробуй, как красиво». Слоган размещен на яркой разноцветной упаковке с пакетиками нескольких сортов чая под общим названием.
В психолингвистике для определения ведущих модальностей восприятия используются вербальные эксперименты и тесты.
Одной из процедур выявления ведущей модальности восприятия является анализ употребляемых человеком психологических предикатов по их совокупности и частотности в речи.
Предикаты в грамматическом смысле - это то, что говорится о предмете речи (= сказуемое); в психологическом смысле -это слова, используемые для характеристики предмета речи на основе разных сенсорных модальностей восприятия.
Приведем примерные перечни психологических предикатов, на которые можно ориентироваться в процессе психодиагностики ведущих модальностей восприятия по речевому продукту:
- предикаты визуальной модальности: видеть (не видеть, увидеть, предвидеть, видно и т.д. - далее производные от исходного слова, а также слова с отрицательной частицей указывать не будем; для более полного представления перечня предикатов достаточно рассмотреть словообразовательное гнездо с соответствующей вершиной в словообразовательном словаре), смотреть, глядеть, изображать, привлекательный, тусклый, показывать, картина, перспектива, замечать, указывать, блестеть, вспыхивать, слепой, колоритный, ясный, облачный, мерцать, сверкать, графический, живописный, появляться, рисовать, уставиться, яркий, белый, черный (и др. колоративы); устойчивые выражения: блестящее будущее, бросить взгляд, внешний вид, точка зрения, освещать события, бросаться в глаза, упускать из виду, выставлять на показ, представьте себе, не видеть смысла и т.п.;
- предикаты аудиальной модальности: говорить, комментировать, слушать, объяснять, звучать, провозглашать, рассказывать, монотонный, приглушенный, труба (и др. названия музыкальных инструментов, музыкальная терминология), немой, пронзительный, свистеть, резонировать журчать, эхо, звон, громкий, провозгласить, объявить, шептать, петь, гармонировать, кричать, созвониться, аплодировать, вздыхать, бесшумно, скрип, визжать, болтать, глухой, громко, дискуссия, звонкий, стук, мелодичный, звонок; устойчивые выражения: быть созвучным, вы меня не слышите, говорите громче, давайте обсудим и т.п.;
- предикаты кинестетической модальности: чувствовать, ощущение, направленность, уклон, упорствовать, держаться, раскидывать, вытаскивать, сортировать, упорный, волноваться, пропускать, выдвигать, выставлять, проходиться по, прорабатывать, охватить, тревожить, касаться, прикидывать, взвешивать, лихорадочный, жаркий, добавить, прохладный, ласка, сухой, любовь, сжимать, дрожать, сильный, слабый, вкусный, сладкий, вкус, мягкий, горький, кусать, пресный, чихать, ароматный, душистый, пахнуть, чутье, жирный, постный, приятный; устойчивые выражения: сладкие воспоминания, тяжело на душе,
бесчувственный болван, волнующий момент, бежать от себя, оказывать давление, заметное движение, прочный фундамент, мягкий (мягкотелый) человек, чувствовать приближение (чего-либо), дыхание весны, предчувствие и т.п.
Продемонстрируем далее несколько диагностических методик для определения ведущей модальности восприятия.
Методика «Подбери слова» (разновидность направленного ассоциативного эксперимента).
Установка для испытуемых ограничивает направления ассоциирования словами «увидеть», «услышать», «почувствовать», например: назовите / запишите (в зависимости от формы предъявления стимулов) несколько слов, связанных с тем, что можно увидеть, услышать или почувствовать при восприятии следующих слов: ночь, собака, утро, завтрак, поезд, поход, ремонт, насморк, народный, новый, праздник и т. п.
Стимульный материал для эксперимента подбирается таким образом, чтобы называемый объект можно было охарактеризовать предикатами разных модальностей.
Примечание. Вариантом данной методики могут быть задания типа:
- Придумайте названия конфет и дизайн фантиков для них. На первый взгляд может показаться, что при выполнении такого задания будет преобладать кинестетический и визуальный каналы восприятия, что связано с вкусовыми и зрительными ощущениями. Однако существующая практика номинации в данной сфере свидетельствует о наличии и аудиальных предикатов. Ср., например, такие названия конфет, как «Му-му», «Кис-кис», «Хрумки», «Мелодия», «Вечерний звон», «Эстрадные», «Сказы Бажова» и др.
- Придумайте названия загородных объектов: дачных, коттеджных поселков, санаториев и курортов и пр., а также рекламные слоганы для данных объектов (такого рода объекты предполагают актуализацию ощущений, связанных со всеми каналами восприятия).
Выбор одного ряда характеристик
из нескольких предложенных
В качестве стимульного материала подбираются названия предметов (объектов, явлений), которые могут быть охарактеризованы предикатами базовых модальностей (визуальной, аудиальной, кинестетической).
Испытуемый должен выбрать только один ряд из числа предложенных вариантов, который ему больше нравится (кажется более точным / приемлемым для характеристики названного объекта. Соответственно каждый ряд представлен предикатами одной
из модальностей, о чем испытуемому не сообщается. Количество предикатов в рядах должно быть приблизительно одинаковым.
Ведущая модальность определяется по преобладанию выбранных вариантов (сложность представляет как выбор стимулов, так и подбор предикатных рядов, которые бы примерно в равной степени были релевантны для восприятия объекта и актуальны для испытуемого: 1 - визуальные предикаты, 2 - аудиальные, 3 - кинестетические).
Примеры адаптации данной методики для учащихся среднего звена:
Дом
1. Большой, красивый, в деревне, с балконами.
2. Разговоры с родными, музыка, часы с кукушкой, тишина, шум на лестнице (за стеной).
3. Тепло, вкусно пахнет, спать, уют, семейный очаг.
Ремонт
1. Яркие обои, беспорядок, набор инструментов.
2. Стук молотка, звуки работающей дрели, шум.
3. Запах краски, наступить на гвоздь, пыль, надоело!
Церковь
1. Золото алтаря, полумрак, мерцание свечей, иконы.
2. Хоровое пение, чтение молитвы, тишина.
3. Запах ладана, тепло, тает воск свечей.
Деревня
1. Маленькая речка, коровы на лугу, стога сена, гуси.
2. Крик петуха, мычание коров, тишина, песни в клубе.
3. Теплая печка, бабушкины пирожки, бегать босиком, чистый воздух.
Весна
1. Кругом грязь, первые цветы, тает снег
2. Журчат ручьи, поют птицы, дети кричат за окном.
3. Особые запахи, чувство радости, ощущение счастья.
Библиотека
1. Высокие стеллажи, разноцветные обложки, портреты писателей, красочные иллюстрации.
2. Тишина, шорох страниц, тиканье часов, вопросы библиотекаря.
3. Запах старых книг, увесистые тома, гладкие глянцевые обложки.
Звонок
1. Будильник, дверной, первоклассница с колокольчиком первого сентября
2. Громкий, мелодичный, резкий, телефон.
3. Неожиданный, вздрогнуть, кто-то пришел, длинный.
Солнце
1. Яркое, синее небо, красивый загар, яркий закат.
2. Плеск морской волны, пение птиц, вокруг тишина.
3. Теплое, жарко, прохлада в тени.
Ночь
1. Звездное небо, пустые улицы, большая желтая луна
2. Ночные шорохи, стрекотание кузнечиков, таинственные звуки
3. Легкая прохлада, спать хочется, мягкая подушка.
Снег
1. Белый, на крыше, чисто и светло, сугробы, блестит, искрится на солнце, снеговик.
2. Скрип под ногами, вьюга завывает, хруст наста.
3. Липкий, мокрый, скользко, весело кататься.
Один из вариантов предикатной методики, предполагающий, в отличие от предыдущего, возможность дополнить предложенные предикатные ряды своими характеристиками.
Экспериментатор оценивает как выбранные ряды предикатов, так и внесенные испытуемым дополнения. Данный вариант дает более объективные результаты, поскольку, испытуемый «не зажат» определенными рамками заданных характеристик объектов, которые могут быть неудачно подобраны экспериментатором или не отражать каких-то существенных для испытуемого признаков.
Инструкция для испытуемых: выберите только один ряд характеристик из числа предложенных и/или дополните их своими.
Например:
Книга
1. Яркая обложка, толстый том, крупный шрифт, хорошие иллюстрации.
2. Тишина библиотеки, читать вслух, шелест страниц.
3. Запах типографской краски, приятно листать, удобно читать.
4 ._
Лужа
1. Грязная, асфальт, разлилась по всему двору
2. Шлепать по воде, стук дождевых капель по стеклу
3. Мокро, сыро, обрызгала проезжавшая мимо машина
4 ._
Песок
1. Желтый, мелкий, пустыня, у моря
2. Шуршит под ногами, шум прибоя, слушаю морскую раковину, шорох волн
3. Горячий, мокрый, сухой, тепло
4 ._
Лист
1. Тетрадки, дерева, в луже, зеленый, белый.
2. Шелест листьев, скрип пера, стук веток по окну, шуршание листьев под ногами.
3. Хрупкий, шершавый, гладкий, сухой, легкий.
4 ._
Методика «Портретирование»
слова (понятия)
Вариант предыдущей методики.
Инструкция для испытуемых: напиши (расскажи), что ты представляешь себе, когда слышишь (видишь) это слово, «нарисуй» его словесный портрет.
Например:
Дом - это слово вызывает у меня только самые теплые и светлые чувства. Когда я слышу это слово, мне легко и радостно на душе. Дом - это слово, связанное с любовью, пониманием, заботой, с уютной комнатой и мягкой кроватью, с рыжим котом и любимыми родителями.
Осень ... Желтый лес, поход за грибами, прогулка по яркому парку, свет ночных фонарей... Я не люблю осень, потому что в это время холодно, пасмурно. Такая погода заставляет только грустить, а грусть . грусть не лучшее чувство для человека.
В качестве диагностического материала следует использовать полимодальные понятия или эмотивы с неопределенной (диффузной) референцией, например: день рождения, хороший, стирка, телевизор, авария, метель, отдых, любимый, электричка, город, туфли на каблуке, дружелюбная собака, концерт и др.
Завершающим этапом диагностики являются задания на включение стимульного материала в контексты (написание мини-текстов).
Методика «Живое имя»
Инструкция для испытуемых: Закройте глаза и представьте белый лист бумаги, на котором большими буквами написано ваше имя.
«Представьте, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь -зелеными. Пусть остаются зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым. Буквы сначала маленькие, потом становятся больше, больше, растягиваются.
А теперь прислушайтесь: кто-то зовет вас по имени. Угадайте, чей это голос, но никому не говорите. Представьте, что ваше имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давайте послушаем!
А сейчас мы потрогаем ваше имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Гладкое? Шероховатое? Теплое? Прохладное? Пушистое? А может быть, оно бывает разным?
Теперь мы будем пробовать ваше имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое, как парное молоко или обжигает, как горячий чай?
Наше имя может иметь цвет, вкус. запах и даже быть каким-то на ощупь».
Откройте глаза. Напишите рассказ о своем имени, о том, что вы видели, слышали и чувствовали.
Методика «Перепутанные инструкции»
Адаптация методики исследования внимания и эффективного аудирования. Используется только после изучения соответствующего материала и автоматизации навыков его квалификации!
Инструкция для испытуемых: Внимательно прослушайте задание и выполните соответствующие действия. Задание читается медленно и четко, но только один раз.
Примечание. Испытуемым задана инструкция, но не предлагается алгоритм выполнения задания, хотя правильный результат может быть только один. Возможна небольшая тренировка перед выполнением задания на одном-двух примерах, не включенных в тест.
В основе субтеста лежит принцип конвергентного мышления, тем не менее, выполнение задания предполагает мыслительные операции преобразования, что составляет основу творческого компонента интеллекта. В данном случае задания предполагают модификации расположения и смысловой организации компонентов целого, что при отсутствии четкой алгоритмизированной процедуры решения задачи весьма затруднительно и требует, кроме актуализации знаний, концентрации внимания, способности переключаться и одновременно удерживать в памяти определенный объем информации.
Образцы заданий 5-6 классы
1. Если буква Д появилась хоть раз перед этой запятой, то зачеркните ее в слове ДОМ.
2. Если слово «микро» не включено в микрохирургию, то нарисуйте волнистую линию, в противном случае нарисуйте крест.
3. Если местоимение не самостоятельная часть речи, то не пишите здесь слово КИНЕМАТОГРАФ.
4. Не пишите здесь слово СКАЗУЕМОЕ, если оно не подчеркивается при разборе
предложения одной чертой, а напишите тогда последние 3 буквы алфавита.
5. Обведите местоимение «он» кругом если неправда то, что местоимение «он» относится ко 2-ому лицу.
6. Если вы не согласны с тем, что утверждение «местоимение Я не относится к 1-ому лицу» ложно, то не рисуйте здесь мяч.
7. Сосчитайте от 9 до 4 и запишите здесь счет в обратном порядке.
8. Если фонетика изучает звуковое строение языка, а не значения слов, то не рисуйте здесь квадрат.
9. Если лексикология не раздел языкознания, то напишите слово «фразеологизм», в противном случае напишите здесь слово «язык».
10. Не рисуйте многоточие над вторым словом в данном предложении, если это не глагол, напишите лучше слово «многоточие».
Правильные ответы:
1. Зачеркнута буква Д в слове ДОМ.
2. Нарисовать крест.
3. Написать слово КИНЕМАТОГРАФ.
4. Написать Э, Ю, Я,
5. Обвести местоимение «он» кругом.
6. Нарисовать мяч.
7. Четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять.
8. Не рисовать квадрат.
9. Написать слово «язык».
10. Поставить знак многоточия над словом рисуйте.
7-8 классы
1. Предсказуемо, что перед сказуемым может быть любой член предложения. Если же только подлежащее, то напишите слово «подлежащее», а не пишите «второстепенный член».
2. Если перед обобщающим словом, которое находится после однородных членов не нужно ставить тире, не пишите слово «двоеточие», в противном случае напишите слово «тире».
3. К счастью, погода сегодня способствует обучению. Если в этом предложении нет вводного слова, нарисуйте стрелочку справа налево, но вы не можете не написать «запятая», если оно здесь есть.
4. Благодаря знакам препинания, мы можем на письме графически передавать интонацию. С помощью многоточия можно, например, передать на письме задумчивость. Если вы не согласны, что в этих двух предложениях есть производный предлог, напишите первый предлог из второго предложения, в противном случае напишите слово «предлог».
5. Если вы не думаете, что в этом предложении не наберется три запятых, не пишите «нет», а лучше напишите «да».
6. Надеюсь, вы уверены, что утверждение «буржуа - несклоняемое существительное» ложно, тогда не рисуйте здесь крестик, если нет - напишите слово «учебник».
7. Если «пюре» не заимствованное слово, то не пишите слово «родной», а напишите слово «картошка».
8. Как вам известно, в русском языке встречаются возвратные глаголы. Если хоть один из таких глаголов я сейчас назвала, то напишите здесь сумму 7 и 9, если нет - напишите слово «глагол».
9. Если словосочетание «арбуз в полоску» построено по принципу примыкания, то вы не можете не написать слово «зебра», в противном случае вы также не можете не написать слово «управление».
10. Согласны вы, что утверждение «В полных причастиях никогда не пишется одна Н» является истинным, тогда не пишите слово «брошенный».
Правильные ответы:
ЛИТЕРАТУРА
1. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики. М. : Тривола, 2000.
2. Белянин В. П. Психолингвистика : учебник. М. : Флинта, 2008.
3. Гридина Т. А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи // Лингвистика креатива : коллект. моногр. / под ред. проф. Т. А. Гридиной. Екатеринбург, 2009.
4. Гридина Т. А. Методика завершения высказывания: стратегии текстопорождения // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности : тр. Урал. психолингвистического о-ва. Вып. 10. Екатеринбург, 2012.
5. Гридина Т. А. Образность детской речи в свете репрезентативных модальностей восприятия // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности : тр. Урал. психолингвистического о-ва. Вып. 11. Екатеринбург, 2013.
6. Лингвистика креатива - 1 / под общ. ред. проф. Т. А. Гридиной. Екатеринбург, 2013.
7. Лингвистика креатива - 2 / под общ. ред. проф. Т. А. Гридиной. Екатеринбург, 2012.
8. Лингвистика креатива - 3 / под общ. ред. проф. Т. А. Гридиной. Екатеринбург, 2014.
9. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. М., 1992.
10. Норман Б. Ю. Между языком и текстом (потенциальная грамматика) // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности : тр. Урал. психолингвистического об-ва. Вып. 10. Екатеринбург, 2012.
11. Норман Б. Ю. Основы психолингвистики : курс лекций. Минск : БГУ, 2011.
12. Норман Б. Ю. Слово и предложение, номинация и коммуникация // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности : тр. Урал. психолингвистического о-ва. Вып. 2. Екатеринбург, 2004.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
14. Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику : курс лекций. Л., 1989.
15. Сиротюк А. Л. Модальностные характеристики учащихся как основа формирования учебной мотивации // Народное образование. 2006. №1.
16. Тупичкина Е. Дошкольный возраст: учет репрезентативных систем // Дошкольное воспитание. 2010. №7. С. 20-24.
REFERENCES
1. Belyanin V. P. Osnovy psikholingvisticheskoy diagnostiki. M. : Trivola, 2000.
2. Belyanin V. P. Psikholingvistika : uchebnik. M. : Flinta, 2008.
3. Gridina T. A. K istokam verbal'noy kreativnosti: tvorcheskie evristiki detskoy rechi // Lingvistika kreati-va : kollekt. monogr. / pod red. prof. T. A. Gridinoy. Ekaterinburg, 2009.
4. Gridina T. A. Metodika zaversheniya vyskazyvaniya: strategii tekstoporozhdeniya // Psikholin-gvisticheskie aspekty izucheniya rechevoy deyatel'nosti : tr. Ural. psikholingvisticheskogo o-va. Vyp. 10. Ekaterinburg, 2012.
5. Gridina T. A. Obraznost' detskoy rechi v svete reprezentativnykh modal'nostey vospriyatiya // Psikho-lingvisticheskie aspekty izucheniya rechevoy deyatel'nosti : tr. Ural. psikholingvisticheskogo o-va. Vyp. 11. Ekaterinburg, 2013.
6. Lingvistika kreativa - 1 / pod obshch. red. prof. T. A. Gridinoy. Ekaterinburg, 2013.
7. Lingvistika kreativa - 2 / pod obshch. red. prof. T. A. Gridinoy. Ekaterinburg, 2012.
8. Lingvistika kreativa - 3 / pod obshch. red. prof. T. A. Gridinoy. Ekaterinburg, 2014.
9. Matyushkin A. M. Zagadki odarennosti. M., 1992.
1. Второстепенный член.
2. Тире.
3. Запятая.
4. Предлог.
5. Да.
6. Учебник.
7. Родной.
8. Написана сумма: 16.
9. Управление.
10. Брошенный.
При учете ведущих модальностей восприятия процесс обучения русскому языку можно сделать более эффективным и комфортным для разных групп учащихся. Вместе с тем диагностика и учет ведущей модальности восприятия может быть условием не только устранения возможных трудностей освоения языкового материала, но и средством развития полимодального восприятия, результатом которого является целостный перцептивный образ.
10. Norman B. Yu. Mezhdu yazykom i tekstom (potentsial'naya grammatika) // Psikholingvisticheskie as-pekty izucheniya rechevoy deyatel'nosti : tr. Ural. psikholingvisticheskogo ob-va. Vyp. 10. Ekaterinburg, 2012.
11. Norman B. Yu. Osnovy psikholingvistiki : kurs lektsiy. Minsk : BGU, 2011.
12. Norman B. Yu. Slovo i predlozhenie, nominatsiya i kommunikatsiya // Psikholingvisticheskie aspekty izucheniya rechevoy deyatel'nosti : tr. Ural. psikholingvisticheskogo o-va. Vyp. 2. Ekaterinburg, 2004.
13. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii. SPb., 1999.
14. Sakharnyy L. V. Vvedenie v psikholingvistiku : kurs lektsiy. L., 1989.
15. Sirotyuk A. L. Modal'nostnye kharakteristiki uchashchikhsya kak osnova formirovaniya uchebnoy mo-tivatsii / / Narodnoe obrazovanie. 2006. №1.
16. Tupichkina E. Doshkol'nyy vozrast: uchet reprezentativnykh sistem // Doshkol'noe vospitanie. 2010. №7. S. 20-24.
Статью рекомендует канд. филол. наук, доцент М. Б. Ворошилова.