Научная статья на тему 'КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ВМФ СССР В БЕРЛИНЕ'

КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ВМФ СССР В БЕРЛИНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КБ ВМФ СССР В БЕРЛИНЕ / DB OF THE NAVY OF THE USSR IN BERLIN / НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ / GERMAN EXPERIENCE / КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ / SHIPBUILDING / ПОДВОДНАЯ ЛОДКА / SUBMARINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коршунов Юрий Леонидович, Прасников Владислав Борисович

В статье рассказывается о созданном в 1945 году в Берлине Конструкторском бюро ВМФ СССР. За всю историю отечественного флота это было единственное учреждение, функционировавшее на территории побеждённого противника и занимавшееся изучением его опыта в военном кораблестроении.This article tells about the design bureau of the Navy of the USSR opened in Berlin in 1945. For the whole history of the Russian Fleet it was the only institute situated on the enemy territory and researching the enemy’s experience of military shipbuilding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Коршунов Юрий Леонидович, Прасников Владислав Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ВМФ СССР В БЕРЛИНЕ»

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА •

Ю.Л. КОРШУНОВ, lYu.L. KORSHUNOVI.

В.Б. ПРАСНИКОВ V.B. PRASNIKOV

КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ВМФ СССР В БЕРЛИНЕ

f л.

Сведения об авторах.I Коршунов Юрий Леонидович1 — старший научный сотрудник — руководитель группы истории отечественного кораблестроения и вооружения Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», контр-адмирал в отставке, доктор военно-морских наук, профессор (Санкт-Петербург);

Прасников Владислав Борисович — старший научный сотрудник группы истории отечественного кораблестроения и вооружения Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат исторических наук (Санкт-Петербург. E-mail: vbvladislav@yandex.ru).

Аннотация. В статье рассказывается о созданном в 1945 году в Берлине Конструкторском бюро ВМФ СССР. За всю историю отечественного флота это было единственное учреждение, функционировавшее на территории побеждённого противника и занимавшееся изучением его опыта в военном кораблестроении.

Ключевые слова: КБ ВМФ СССР в Берлине; немецкий опыт; кораблестроение; подводная лодка.

Information about authors. I Korshunov Yuri I — senior researcher — the head of the history group of Russian shipbuilding and armament of the Research Center of shipbuilding and armament of the Navy at the Military Science and Training Center of the Navy «Naval Academy», Rear Admiral (Ret.) D. Sc. (Marine), Professor (Saint Petersburg);

Prasnikov Vladislav — senior researcher of the history group of Russian shipbuilding and armament of the Research Center of shipbuilding and armament of the Navy at the Military Science and Training Center of the Navy «Naval Academy», Cand. Sc. (Hist.) (Saint Petersburg. E-mail: vbvladislav@yandex.ru)

Summary. This article tells about the design bureau of the Navy of the USSR opened in Berlin in 1945. For the whole history of the Rassian Fleet it was the only institute situated on the enemy territory and researching the enemy's expirience; of military shipbuilding.

Keywords: of the Navy of the USSR in Berlin; german expirience; shipbuilding; submarine.

V__'

Разгромленная и безоговорочно капитулировавшая Германия тяжело расплачивалась за всё содеянное. Расплата включала в себя не только полный политический крах, расчленение государства, потерю части территории и репарацию материальных ценностей. Победители получили возможность завладеть практически всеми немецкими научно-техническими секретами, и в первую очередь в области вооружения и военной техники.

Решали эту задачу бывшие союзники по-разному. США и Великобритания — главным образом путём вывоза из Германии крупных учёных. Так, в США был вывезен известный ракетчик доктор Вернер фон Браун. В Англию — не менее известный конструктор подводных лодок доктор Гельмут Вальтер.

Другой путь избрали в Советском Союзе. Для получения нужных сведений немецкие специалисты привлекались к работе непосредственно на территории Германии. Преимущество такого пути заключалось прежде всего в том, что приглашённые на работу немцы не отрывались от своих се-

мей и привычного образа жизни. Во-вторых, под руководством советских специалистов к сотрудничеству можно было привлечь не только крупных учёных, но и специалистов среднего звена, обладавших подчас достаточно ценной информацией.

Так, в Дрездене появилось Конструкторское бюро Наркомата транспортного машиностроения, в Рослау — Техническое бюро Наркомата судостроительной промышленности, в Нидерше-невальде — Техническое бюро химических источников тока Наркомата путей сообщения и др. Всего к августу 1945 года в советской зоне оккупации уже функционировали конструкторские и технические бюро 34 наркоматов и ведомств. В них работали 267 советских и 1015 немецких специалистов. В дальнейшем их число возросло до 834 и 3423 человек соответственно.

По такому же пути пошло и командование ВМФ. 23 июня 1945 года нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов подписал директиву № 147 о создании в Берлине конструкторского бюро1. Начальником КБ

с подчинением начальнику Управления кораблестроения ВМФ был назначен инженер-капитан 1 ранга Л.А. Коршунов, а его заместителем инженер-капитан 1 ранга В.И. Фёдоров.

Вскоре дополнительным распоряжением был определён штат КБ. Он включал должности, замещавшиеся военнослужащими и вольнонаёмными специалистами — советскими и немецкими. Общая численность КБ составляла 107 человек. В это число входили 37 военнослужащих: 16 офицеров, 11 старшин, 10 рядовых, а также 70 вольнонаёмных сотрудников, из них 11 граждан СССР и 59 немецких специалистов2. Итак, в Берлине предстояло создать КБ ВМФ СССР.

Перед убытием в Германию Л.А. Коршунова принял заместитель наркома ВМФ по кораблестроению Л.М. Галлер. Он заметил, что работать придётся в сложных условиях. Обратил внимание на неизбежные трудности, которые возникнут при создании необычной для ВМФ организации, подчеркнул необходимость «найти правильный политически корректный подход к немецким специалистам с тем,

• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

Схема

Структура Конструкторского бюро ВМФ в Берлине

чтобы получить от них полезные для нас сведения»3.

В первых числах августа 1945 года бюро уже имело адрес: г. Берлин, Карлсхорст, Юнке-Йорк штрассе, дом № 9. В Берлине, разделённом по числу победителей на четыре оккупационных сектора, Карлсхорст был наименее пострадавшим во время войны окраинным районом советского сектора. Немцы из него были выселены, для них он был закрыт. Вход в закрытую часть Карлсхорста осуществлялся строго по пропускам. Они выдавались и немцам, работавшим в советских организациях.

В Карлсхорсте, в здании бывшего военного училища, где 9 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции Германии, размещалась Советская военная администрация Германии (СВАГ) — высший орган власти в советской оккупационной зоне. Возглавлял СВАГ главноуправляющий маршал Г.К. Жуков. Он же являлся главнокомандующим советскими войсками в Германии.

Такова вкратце история возникновения в Берлине Конструкторского бюро ВМФ СССР. Теперь о его деятельности. Одной из первоочередных задач являлся

набор немецких специалистов. Решалась она тремя путями: во-первых, путём запросов центральных управлений и НИИ ВМФ об известных им немецких специалистах; во-вторых, посещением научных институтов и лабораторий, находившихся в советской зоне оккупации: Прусского научно-исследовательского института гидродинамики и судостроения, Института колебаний имени Г. Герца, Высшей технической школы в Берлине4 и др.; в-третьих, через органы контрразведки «Смерш» и военных комендантов, являвшихся в то время полновластными хозяевами на всей территории советской оккупационной зоны. Слух о существовании в Берлине КБ ВМФ довольно быстро распространился по советской оккупационной зоне. От комендантов городов начала поступать информация о немецких специалистах, связанных с флотом. Вскоре стали появляться и сами специалисты. В анкетах, которые они заполняли, был вопрос, какой оклад получали на прежней работе. Принятым на работу оклад всегда устанавливался выше прежнего5.

На работу немецкие специалисты принимались строго на

добровольной основе. Их трудоустройство определялось утверждённой приказом начальника КБ «Инструкцией о порядке найма на работу в КБ НК ВМФ и увольнения с работы германских специалистов и обслуживающего гражданского персонала»6. Выполняя вполне определённые обязанности, каждый немецкий сотрудник получал не только финансовое, но и соответствующее продовольственное обеспечение. В условиях послевоенной жизни это было особенно важно.

В большинстве случаев немецкие специалисты в прошлом являлись членами нацистской партии. Свою принадлежность к партии все объясняли одним — иначе работать на руководящих должностях было невозможно. Впрочем, при принятии на работу прошлое членство в партии во внимание не принималось. Учитывались только квалификация и отдача в работе. Например, руководитель филиала КБ в Бланкенбурге Ф. Статешный являлся не только членом нацистской партии, но и членом гражданской организации СС. Впоследствии Ф. Статешный несколько лет жил и работал в Советском Союзе, а потом являлся заместителем министра машиностроения в ГДР.

В целом работа по подбору немецких специалистов шла успешно. К концу 1945 года были приняты более 40 человек. В т.ч. 4 доктора технических наук, 14 дипломированных инженеров и 19 инженеров7. Благодаря активной деятельности руководства КБ и созданной в бюро атмосфере доброжелательного отношения к немецким специалистам в 1946 году их численность росла ещё быстрее. Это нетрудно проиллюстрировать многочисленными документами, хранящимися в ЦВМА. Вот лишь некоторые примеры.

В июле 1946 года начальник КБ обратился в Центральную комендатуру Берлина с просьбой дать указание бургомистру о предоставлении жилой площади и прописки немецкому специалисту К. Левичко. Как говорилось в письме, К. Левичко «необходимо устроить на работу в минно-торпедный отдел КБ ВМФ. Дипломированный инженер К. Левичко является первым помощником крупного немецкого специалиста по созданию нового образца торпедного оружия профессора

Ю.Л. КОРШУНОВ, В.Б. ПРАСНИКОВ. Конструкторское бюро ВМФ СССР в Берлине •

И

cj

Вальтера, вывезенного в Англию». Аналогичное письмо было направлено коменданту района Панкоф с просьбой «дать распоряжение бургомистру района о прописке немецкого специалиста инженера Б. Бруно, принятого на работу в КБ ВМФ. Инженер Б. Бруно является для нас ценным специалистом в области торпедного вооружения».

Для иллюстрации атмосферы уважительного отношения к немецким специалистам можно привести рапорт начальника КБ на имя начальника военно-морского отдела СВАГ по поводу грубости, проявленной по отношению к немецким сотрудникам КБ со стороны часового на КПП Карлсхорста. «Из жалоб немцев, — писал Л.А. Коршунов, — видно, что часовой изымал папиросы, хлеб, кофе, продовольственные карточки и документы. Всё это производилось в грубой форме. Вещи складывались в кучу, а папиросы в карман. У работницы Штюбер была отобрана ручная сумочка. Такие "проверки" подрывают доверие к нам немецких специалистов и дают пищу для вредных разговоров и слухов, отпугивающих от нас людей, желающих с нами сотрудничать. Прошу Вашего приказания расследовать произошедший случай и наказать виновных». Вряд ли во время Великой Отечественной войны можно было ожидать от немцев чего-либо подобного по отношению к советским людям на оккупированной территории.

К началу 1947 года в соответствии с откорректированным штатом в бюро работали уже 198 немецких специалистов. Наиболее крупными из них являлись: доктор Ф. Статешный, ранее ближайший помощник Г. Вальтера в бюро в Бланкенбурге, проектировавшем подводные лодки с перекисно-водородным газотурбинным двигателем; инженер-испытатель О. Хольм, имевший собственную лабораторию в Дрездене и занимавшийся гидродинамикой быстроходных катеров на подводных крыльях; инженер К. Левичко, в прошлом ближайший помощник Г. Вальтера по созданию перекис-но-водородной торпеды;доктор В. Зибрехт, специалист по газовым турбинам. Возглавлявшиеся ими группы специалистов работали энергично и наиболее успешно.

Всего в разное время в КБ работали от 15 до 25 групп, которые возглавлялись немецкими специ-

Инженер-капитан 1 ранга А.А. Антипин (1904-1976) — кораблестроитель, начальник ЦКБ-18, СКБ-143, главный конструктор подводной лодки проекта 617

алистами. Организационно они сводились в отделы. К концу 1946 года их было пять: кораблестроительный, артиллерийский, минно-торпедный,связи и авиационный.

Самым многочисленным и наиболее интенсивно работавшим являлся минно-торпедный отдел. В его состав входили шесть групп и два самостоятельно работавших немецких специалиста. В 1946 году отдел выполнил 42 темы по широкому профилю минного, торпедного и трального оружия.

Второе место по численности немецких специалистов занимал кораблестроительный отдел. Он состоял из пяти групп и двух самостоятельно работавших специалистов. В отдел входила и группа Ф. Статешного в Бланкенбурге.

Остальные отделы были мало-численнее. Так, отдел артиллерийского оружия состоял из одной группы и одного самостоятельно работавшего немецкого специалиста. Отдел связи — из двух групп и четырёх самостоятельно работавших специалистов. Авиационный отдел — из небольшой группы, специалистов, занимавшихся главным образом описанием оборудования недостроенного авианосца «Граф Цеппелин».

Помимо основной базы в Берлине КБ имело восемь филиалов в других городах. Это обусловливалось, во-первых, стремлением

Инженер-вице-адмирал Л.А. Коршунов (1904—1996) — кораблестроитель, начальник ЦНИИ военного кораблестроения ВМФ, доктор технических наук, профессор

сохранить прежнюю дислокацию конструкторских бюро и лабораторий, функционировавших в Германии до её капитуляции, во-вторых, удобством работы специалистов без переезда в Берлин.

Самым большим филиалом являлся филиал в Бланкенбурге, где работала группа под руководством Ф. Статешного. В её состав входили 18 конструкторов. Работали они добросовестно и энергично.

После Бланкенбургского филиала по активности работы шёл филиал в Дрездене, где работала группа О. Хольма, занимавшаяся экспериментальными исследованиями на Эльбе движения катеров на подводных крыльях.

Помимо работ, выполнявшихся непосредственно в КБ и его филиалах, были установлены рабочие контакты более чем с 20 немецкими фирмами. В их число входили такие известные фирмы, как Telefunken, Vulkan, AEG, Siemens. По заданиям КБ немецкие фирмы выполняли научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по профилю своей деятельности. Кстати, буквально с первых дней оккупации все работы выполнялись строго на договорной основе и оплачивались советской стороной.

К началу 1947 года КБ ВМФ в Берлине практически полностью

M*

LJ

• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

выполнило поставленные перед ним задачи. За два года работы в Советский Союз были отправлены более 150 наименований различных материалов, а их объём составил свыше 15 тыс. машинописных страниц и более 2 тыс. чертежей и фотографий.

В соответствии с решением Правительства СССР часть немецких специалистов при их согласии вместе с семьями была вывезена в Советский Союз. Первая партия отправилась в октябре

1946 года, вторая — в феврале

1947 года. Разместили немцев в двух пригородах Ленинграда: специалистов кораблестроительного отдела — в Сестрорецке, специалистов минно-торпед-ного отдела — в Ораниенбауме. Под жильё и для работы в Ораниенбауме немцам был отведён Меншиковский дворец. Вместе с немецкими специалистами было вывезено и необходимое лабораторное оборудование.

В ноябре 1947 года Конструкторское бюро ВМФ в Берлине прекратило своё существование. К основным научно-техническим результатам его деятельности могут быть отнесены:

— создание парогазотурбинной перекисно-водородной энергосиловой установки подводных лодок;

— создание перекисно-водо-родной торпеды;

— движение кораблей на подводных крыльях;

— внедрение крыльчатых движителей на тральщиках и вспомогательных судах.

Несомненно, одним из наиболее существенных результатов деятельности КБ ВМФ в Берлине явилось создание подводной

лодки проекта 617 с парогазотурбинной установкой (ПГТУ). Основную роль в этом сыграли филиал КБ в Бланкенбурге и Специальное конструкторское бюро (СКБ) Минсудпрома, созданное на базе КБ ВМФ после его ликвидации. Возглавлял СКБ Минсудпрома капитан 1 ранга А.А. Антипин8. Усилиями СКБ в 1947 году удалось полностью восстановить проект немецкой подводной лодки XXVI серии и её ПГТУ. «Бюро Антипина» работало в Германии до 1948 года. Затем было переведено в Ленинград и преобразовано в Специальное конструкторское бюро № 143 (СКБ-143). Группа немецких специалистов в составе 10 человек во главе с Ф. Ста-тешным в течение 1948—1951 гг. принимала непосредственное участие в отработке ПГТУ на стендах СКБ-143. Детали установки были найдены на разных заводах Германии. Недостающие детали изготовили на отечественных заводах.

Вскоре СКБ-143 приступило к проектированию опытной подводной лодки проекта 617 с ПГТУ, обеспечивавшей движение под водой на больших скоростях. Для надводного хода и движения под водой на малой скорости лодка имела обычную дизель-электрическую установку.

Главным конструктором проекта 617 являлся руководитель СКБ-143 А.А. Антипин. Одним из его заместителей был С.Н. Ковалёв, впоследствии генеральный конструктор отечественных атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, академик АН СССР и РАН. С А.А. Антипиным в Бланкенбурге и СКБ-143 работал

и Г.Н. Чернышёв, впоследствии главный конструктор многоцелевых атомных подводных лодок.

В начале февраля 1951 года опытная подводная лодка проекта 617, получившая наименование С-99, была заложена в Ленинграде на заводе «Судомех».Через год её спустили на воду. В середине июля 1952 года после монтажа ПГТУ, переведённой со стенда на корабль, начались швартовые, а затем и государственные испытания. Государственные испытания продолжались почти год. Завершились они в марте 1956 года. На Таллинском подводном полигоне при работе турбины на полную мощность лодка развила максимальную скорость 22 узла, а скорость хода 20 узлов поддерживала в течение 20 часов.

Три года подводная лодка С-99 находилась в опытной эксплуатации. Авария произошла 19 мая 1959 года. При запуске ПГТУ на глубине 89 м произошёл взрыв, вспыхнул пожар. Лодка смогла всплыть и самостоятельно вернуться в базу. Однако судьба её была решена. Восстанавливать С-99 не стали. В связи с появлением к этому времени атомной энергетики ПГТУ стала неперспективной. Тем не менее ценный опыт строительства скоростной турбинной подводной лодки в полной мере был использован при создании атомных подводных лодок.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-морского флота, г. Гатчина) (Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина)). Ф. 905. Конструкторское бюро ВМС в Берлине (1945—1947). Оп. 4264. Д. 14. Л. 1.

2 Там же. Д. 4. Л. 29.

3 Коршунов Л.А. 70 лет службы на флоте и в военном кораблестроении // Подводное кораблестроение: прошлое, настоящее, будущее. Вып. № 10. СПб.: Малахит, 1998. С. 113.

4 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина). Ф. 905. Оп. 4264. Д. 14. Л. 28—35.

5 Коршунов Л.А. Указ. соч. С. 118.

6 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина). Ф. 905. Оп. 4264. Д. 1. Л. 5, 6.

7 Алёшин О.В., Барбанель Б.А., Конеев А.Н., Федулов С.В. Деятельность Конструкторского бюро Военно-морских сил СССР в Берлине (1945—1947). СПб.: ЛЭТИ, 2017. С. 30.

8 Там же. С. 152. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.