В.В. РУДОЙ
V.V. RUDOY
«МЫ... ЗАДЕРЖАЛИСЬ НА СТАРЫХ
ПОДЛОДКАХ»
Планирование и результаты советского подводного кораблестроения
в 1946—1955 гг.
«WE GOT STUCK WITH OLD SUBS»
The planning and results of Soviet submarine construction in 1946—1955
Сведения об авторе. Рудой Владимир Викторович — доцент филиала Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», капитан 1 ранга в отставке, кандидат военных наук (г. Калининград. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье представлен анализ планирования, результатов проектирования и постройки советских подводных лодок в 1946— 1955 гг.
Ключевые слова: Военно-морской флот СССР; опыт Великой Отечественной войны; подводные лодки; десятилетний план военного судостроения.
Information about author. Vladimir Rudoy — Assistant Professor of a branch, Navy M ESC «Naval Academy named after Admiral of the USSR Navy N.G. Kuznetsov», Captain 1st Rank (ret.), Cand. Sc. (Mil.) (city of Kaliningrad. E-mail: [email protected]).
Summary. The paper gives analysis of the planning, designing and building of Soviet submarines in 1946—1955.
Keywords: Soviet Navy; experience of the Great Patriotic War; submarines; ten-year plan of military shipbuilding.
V_.
ИОСЛЕВОЕННЫЕ потребности Военно-морского флота СССР в подводных лодках (ПЛ) командование ВМФ определяло на основе опыта их боевого применения в годы Великой Отечественной войны и оценки военных угроз нашей стране. Этот вопрос по приказу наркома Военно-морского
Н.Г. Кузнецов
флота СССР адмирала флота Н.Г. Кузнецова обсуждал руководящий состав ВМФ и флотов, научных и учебных заведений ВМФ. В результате определили, что в послевоенный период целесообразно строить ПЛ трёх подклассов — большого, среднего и малого водоизмещения.
В январе 1945 года по распоряжению наркома ВМФ из ведущих специалистов Военно-морского флота СССР была образована комиссия, подготовившая материалы по типам и основным тактико-техническим элементам1 (характеристикам) перспективных кораблей, в т.ч. подлодок (табл. 1).
На основе материалов комиссии Главный морской штаб (ГМШ) разработал предложения Наркомата ВМФ (НК ВМФ) в план кораблестроения на 1946—1955 гг. и 28 апреля 1945 года отправил наркому судостроительной промышленности И.И. Носенко ориентировочную заявку потребности ВМФ в кораблях на 10 лет2.
НК ВМФ предложил выполнять десятилетний план военного судостроения в три этапа.
На первом — в 1946—1948 гг. — строить освоенные типы кораблей и достраивать законсервированные, а также разрабатывать новые проекты. На втором — в 1949—1950 гг. — отрабатывать головные образцы новых проектов и строить освоенные. На третьем — в 1951 — 1955 гг. — строить все типы кораблей по заявке флота3.
25 августа 1945 года Наркомат ВМФ направил в правительство проект десятилетнего плана военного судостроения, предусматривавший строительство мощного сбалансированного флота из боевых кораблей всех классов. Он за 10 лет, до 1 января 1956 года, должен был получить 495 ПЛ, в т.ч. 168 больших, 204 средних и 123 малых4.
5 сентября 1945 года проект плана обсудили на заседании Политбюро ЦК ВКП(б). Количество больших океанских подлодок предложили уменьшить в четыре с лишним раза. Решили для рассмотрения проекта, представленного НК ВМФ, назначить комиссию во главе с заместителем председателя
Совнаркома Маршалом Советского Союза Л.П. Берией. Она подготовила проект постановления «О десятилетнем плане военного судостроения на 1946—1955 гг.», который 27 ноября 1945 года принял Совнарком СССР. В соответствии с ним ВМФ должен был получить 367 ПЛ, из них 40 больших, 204 средних и 123 малых5.
В 1946 году постановлением Совета Министров Союза ССР было утверждено Положение о сроках постройки, службы и ремонта боевых кораблей и вспомогательных судов Военно-морских сил6 (ВМС7). Этим Положением с учётом боевого опыта были установлены нормы службы подлодок (табл. 2).
Наркомат судостроительной промышленности добился решения о постройке малых подлодок довоенного проекта 96 — типа «М» XV серии8. Против продолжения строительства этих морально устаревших ПЛ активно выступал нарком ВМФ адмирал флота Н.Г. Кузнецов9. Впоследствии он вспоминал: «Когда закончилась война и встал вопрос о новом плане судостроения, разгорелись споры с представителями Наркомата судостроения... они провели у Сталина все свои положения во вред делу... так мы... задержались на старых
Гвардейская Краснознамённая подлодка «С—56» типа «С» 1Х-бис серии, установленная на набережной во Владивостоке
подлодках... Откладывание из года в год всех сложных вопросов по судостроению привело к тому, что выпускались только старые корабли»10. Н.Г. Кузнецов «считал самыми крупными ошибками в послевоенном судостроении... продолжение строительства старых подводных лодок... и ряд других вопросов», но был снят с должности, когда споры о новой программе были в самом разгаре, и в окончательном виде она принималась без него, вопреки его мнению11.
В первую очередь достроили средние ПЛ типа «С» 1Х-бис серии и малые — типа «М» XV серии12, а также заложили и до весны 1953 года сдали большинство из 53 «Малюток» этой
серии, построенных по десятилетнему плану13.
Советские конструкторы разрабатывали новые проекты ПЛ трёх подклассов, решая ряд сложных проблем, выявленных опытом войны. В их числе — повышение подводной скорости, продиктованное результатами применения групп ПЛ, которые после первых атак конвоев противника обгоняли и повторно атаковали их. Уменьшение времени погружения, вызванное ростом угрозы с воздуха, и шумности подлодок. Увеличение числа торпедных аппаратов, необходимое для многоторпедных залпов, автономности, дальности плавания под водой и глубины погружения, вызванные совершенствованием
Таблица 1
Требования ВМФ к тактико-техническим элементам (характеристикам) подлодок,
сформированные в 1945 г.
Тактико-технические элементы (характеристики) По водоизмещению
большие средние малые
Водоизмещение (тонн) 1710 900 390
Торпедные аппараты носовые 6 4 4
кормовые 4 2 —
Запас торпед 12 12 4
Число мин взамен торпед 22 22 —
Наибольшая скорость (узлов) надводная 18 18 18
подводная 15 13 15
Дальность плавания (миль) в надводном положении 18 000 8500 2700
под электромоторами* 430 350 _*
Оперативный радиус (миль) 4500 2125 675
Автономность (суток) 75 30 10
Глубина погружения (метров) 220 220 120
Составлена по: Архивный отдел (на Балтийском флоте, г. Калининград) филиала Центрального архива Министерства обороны РФ (архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина). Ф. 78. Д. 39103. Л. 136.
* Дальность плавания под электромоторами — непрерывного под водой. Это требование для малых ПЛ не было конкретизировано.
средств обнаружения ПЛ и ростом угрозы им от средств противолодочной обороны. Кроме того, возросшая минная опасность требовала оснащать подлодки охранителями — устройствами защиты от мин14. Участившиеся повреждения минами и глубинными бомбами лёгких корпусов15 ПЛ указывали на необходимость размещения большей части топлива в прочном корпусе16.
Для решения перечисленных проблем использовали не только отечественный, но и зарубежный опыт. На это нацеливало командование флота. Так, 6 ноября 1944 года нарком ВМФ приказом N9 082417 поставил задачи на изучение и определение возможности дальнейшего использования германской подлодки «11-250» типа (серии) \/11-С18, потопленной 30 июля 1944 года в Финском заливе19, поднятой и введённой в один из крон-
Таблица 2
штадтских доков. Общее руководство нарком возложил на начальника управления кораблестроения ВМФ. Для работы на ПЛ в помощь ему назначил комиссию под председательством в прошлом главного конструктора и строителя подлодок типа «К», а в то время начальника отдела «Е» Научно-технического комитета (НТК) НК ВМФ инженер-капитана 1 ранга М.А. Рудницкого20. Комиссия должна была определить состояние ПЛ «для принятия решения по её восстановлению и использованию», а также «наиболее интересные с технической и тактической стороны узлы лодки в целях их дальнейшего изучения и внедрения в отечественное проектирование и строительство», изучить «техническую документацию по кораблю»21.
На «11-250» советские специалисты обнаружили новейшие самонаводящиеся акустиче-
ские торпеды «Т-5». Узнав о них, британский премьер У. Черчилль 30 ноября 1944 года личным секретным посланием И.В. Сталину сообщил о потерях английского флота от этих торпед и обратился с просьбой предоставить королевскому ВМФ одну из них, отметив, что британское «Адмиралтейство будет радо предоставить Советскому Военно-Морскому Флоту все результаты своих исследований и экспериментов с этой торпедой, а также любую новую защитную аппаратуру, сконструированную впоследствии»22. Наша страна поделилась с союзниками секретами гитлеровцев23. Советские конструкторы использовали технические решения немцев при создании отечественных самонаводящихся торпед.
На основании представленных наркому ВМФ документов он 27 января 1945 года при-
Нормы службы советских подводных лодок, установленные в 1946 г.
Пребывание По водоизмещению
малые средние большие
в постройке (год) 1 1 0,5
а) на действительной службе (годы и/или часть года)
в строю 3 3 3
в среднем ремонте 0,5 0,5 0,35
в строю 3 3 3
в капитальном ремонте (модернизации) 1 1 0,65
в строю 3 3 3
в среднем ремонте 0,5 0,5 0,35
в строю 3 3 2,65
Всего с момента закладки 15 15 13,5
на действительной службе 14 14 13
В том числе в строю 12 12 11,65
в ремонтах 2 2 1,35
б) на дополнительной службе (годы и/или часть года)
в строю 6,5 6,5 6
в ремонте 0,5 0,5 0,5
в ежегодном текущем ремонте* 0,25 0,2 0,15
Всего на дополнительной службе 7 7 6,5
Итого (годы и/или часть года)
с момента закладки 22 22 20
Общий срок службы 21 21 19,5
В том числе в строю 18,5 18,5 17,65
в ремонтах 2,5 2,5 1,85
Составлена по: Филиал Центрального архива Министерства обороны РФ (архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина). Ф. 2. Оп. 030504. Д. 434. Л. 157, 158, 161.
* Ежегодный текущий ремонт входил в срок службы в строю.
34 № 12 - 2019 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
нял решение № 014 и приказал «специалистам управления кораблестроения... разработать полный комплект основных чертежей подлодки» по типу «U-250», «в 1945 году спроектировать эскизный проект ПЛ среднего водоизмещения и представить» ему на рассмотрение24.
30 марта 1945 года советские войска, взяв Данциг (Гданьск), обнаружили корпуса новейших немецких подлодок XXI серии и секции для ПЛ. НК ВМФ приказом № 0086 от 3 мая 1945 года о выводе недостроенных немецких ПЛ с верфей Гданьска и Гдыни предписал перевести в Ленинград на завод № 196 корпуса, отдельные секции подлодок XXI серии и три почти готовые подлодки VII серии25. ПЛ XXI серии предполагалось достроить с заменой недостающего немецкого оборудования отечественным26. Центральное конструкторское бюро № 18 (ЦКБ-18, ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»)27 в Ленинграде разрабатывало проект 61428 — достройки немецких ПЛ XXI серии. Его реализации воспрепятствовало решение Берлинской (Потсдамской) конференции (17 июля — 2 августа 1945 г.): «Большая часть германского подводного флота должна быть потоплена. Не более 30 подводных лодок должны быть сохранены и разделены поровну между СССР, Соединённым Королевством и Соединёнными Штатами для экспериментальных и технических целей»29.
В состав ВМФ СССР наряду с немецкими надводными боевыми кораблями вошли 10 германских подлодок30: 4 — типа VII, одна — типа IX и 5 новейших, в т.ч. 4 — типа XXI и одна — XXIII. Их изучили советские специалисты. Этому способствовала и эксплуатация трофейных ПЛ.
К слову, немецкий опыт активно использовали на Западе. Изучив немецкие ПЛ XXI серии, в США реализовали программу GUPPY (Greater Underwater Propulsion Power Program) — модернизации до германских стандартов всех находившихся в строю американских ПЛ, по-
Малая подлодка типа «М» XV серии (проекта 96)
строенных до и во время войны. А подлодки США типа «Tang» и «Darter» стали развитием конструкции немецких XXI серии. В Великобритании результатом использования немецкого опыта стали ПЛ типов «Porpoise» и «Oberon»31.
Советские конструкторы использовали немецкие технические решения при разработке первых советских послевоенных проектов ПЛ. В 1946 году были выданы тактико-технические задания (ТТЗ) на среднюю ПЛ проекта 613 (главные конструкторы — В.Н. Перегудов, Я.Е. Евграфов, З.А. Дерибин) и большую (океанскую) проекта 611 (главный конструктор — С.А. Егоров)32. ЦКБ-18 завершило технический проект первой в 1947 году, второй — в 1948 году. Головные лодки сдали, соответственно, в 1951 и 1953 гг.33 В результате были построены самая крупная в мире серия — 215 средних ПЛ 613 проекта и 26 самых больших в то время советских океанских подлодок 611 проекта.
Важной вехой истории ВМФ стал первый в мире пуск баллистической ракеты с подлодки «Б-67» 16 сентября 1955 года, на пятый день после её принятия в состав ВМФ в качестве опытной. Акт о приёме «Б-67» в состав флота госкомиссия подписала 30 июня 1956 года34.
Вместе с тем было ясно, что возможности аккумуляторных батарей ограничивают дальность плавания дизель-элек-
трических ПЛ в подводном положении на максимальной скорости 15—25 милями, максимальную подводную скорость — 15—16 узлами (например, ПЛ проекта 613 — 13,1 узла35) —значительно меньше необходимой для сближения с противником и отрыва от преследования36. Эти недостатки невозможно было ни устранить техническими мерами, ни компенсировать новыми тактическими приёмами. Выходом стало создание новых энергетических установок — так называемых специальных двигателей подводного хода. Возможности повышения характеристик ПЛ открывало проектирование новых типов подлодок с единым двигателем, работающим на химическом топливе37, и специальными энергоустановками. В послевоенные годы задача их создания в связи с ролью подводных сил в обеспечении обороноспособности страны приобрела государственное значение.
Наша страна обладала опытом создания таких подлодок. В 1906 году по проекту С.К. Дже-вецкого была построена ПЛ «Почтовый» с единым двигателем38. Под водой работал один из двух бензиновых моторов, используя запас сжатого воздуха в баллонах. Выхлопные газы откачивались за борт.
В 1935 году инженер Центрального конструкторского бюро специального (подводного) судостроения № 2 (ЦКБС-2)
С.А. Базилевский предложил проект единой энергоустановки РЕДО39 (регенеративный единый двигатель особого назначения). Она работала под водой по замкнутому газокислородному циклу. Опытные работы проводились на переоборудованной в 1938 году подлодке «М-92» («С-92», «Р-1») серии XII, с началом Великой Отечественной войны они были прекращены40.
В 1938—1939 гг. Особое конструкторское бюро НКВД (ОКБ-196) работало над проектом единой энергоустановки ЕД-ХПИ (единый двигатель с химпоглотителем известковым). Разработал проект и руководил его реализацией инженер-конструктор B.C. Дмитриевский (погиб в 1942 г. во время испытаний при пожаре на ПЛ). Дизель работал под водой на газовой смеси азота и кислорода. По проекту 95 завод № 196 построил и 1 июля 1941 года спустил на воду опытную ПЛ «М-401» (главный конструктор — A.C. Кассациер). Испытания проводились во время войны на Каспийском море. В 1946 году работы по проекту 95 были переданы ЦКБ-18, ПЛ «М-401» принята в состав флота41.
В июле 1946 года на основе результатов испытаний «М-401» Правительство СССР приняло постановление о мерах по дальнейшему развитию работ в области создания ПЛ с
единым двигателем. ЦКБ-18 начало работу над опытной малой ПЛ проекта 615 (главный конструктор — A.C. Кассациер)42 с энергоустановкой ЕД-ХПИ, работавшей по замкнутому циклу с использованием жидкого кислорода и твёрдого химического поглотителя. Опытная ПЛ проекта 615 «М-254» была заложена 17 марта 1950 года и сдана ВМФ в 1953 году.
Параллельно с проектом 615 в 1948—1953 гг. ЦКБ-18, затем Специальное конструкторское бюро № 143 (СКБ-143, ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит») разрабатывали проект 618 (главный конструктор — A.A. Антипин) малой подлодки с предложенным конструктором Б.Д. Злотопольским ЕД-ВВД — единым двигателем с выхлопом в воду, дизельным. Энергетическую установку (главный конструктор — И.П. Янкевич) испытывали на той же упомянутой ранее подлодке «М-92», на которой до войны испытывали РЕДО. На государственных испытаниях энергоустановка с ЕД-ВВД в целом получила положительную оценку, но преимуществ перед установкой ЕД-ХПИ, которую испытывали в то же самое время, у неё не было43.
Флотские специалисты, оценив проекты ПЛ с единым двигателем44, сделали выводы: по сравнению с ЕД-ХПИ единый двигатель с выхлопом в воду
Средняя подлодка «С-189» проекта 613, пришвартованная в Санкт-Петербурге и переоборудованная в музей
не давал подлодке никаких тактико-технических преимуществ, но эксплуатация энергоустановки с ЕД-ВВД была значительно сложнее. Поэтому её не рекомендовали для дальнейшей разработки. Наиболее удовлетворяла флотским требованиям подлодка проекта 615 с ВД-ХПИ, мощным дизельным двигателем и усиленной аккумуляторной батареей, обладавшая повышенными подводными и надводными ходовыми качествами, улучшенной обитаемостью и увеличенной автономностью. Она значительно превосходила дизельные ПЛ проекта 96 (типа «М» серии XV) скоростью, продолжительностью непрерывного подводного плавания и предельной глубиной погружения. А большинство общих технических решений проекта 615, не связанных с обеспечением работы энергоустановки по замкнутому циклу, были аналогичны проекту 613.
Новая подлодка, как и предшествовавшие «Малютки» VI, XII и XV серий, по весу и габаритам соответствовала такому важному требованию флота к малым ПЛ, как возможность перевозки по железной дороге с минимальным демонтажем.
В итоге работы по проекту 618 прекратили и сосредоточили внимание на совершенствовании проекта 615,энергоустановки ЕД-ХПИ45. После успешных испытаний по усовершенствованному проекту А615 построили 30 подлодок46. Одну переоборудовали по проекту 637 и недостроенной установили в Высшем военно-морском инженерном училище в городе Пушкине для учебных целей47.
Самой высокоскоростной в ВМФ СССР подлодкой того времени стала ПЛ проекта 617 (главный конструктор — А.А. Антипин) с парогазотурби-ной установкой (ПГТУ). Гитлеровцы до конца войны спустили на воду 5 подлодок с ПГТУ доктора Г. Вальтера, работавшей с использованием перекиси водорода. Одна («и-1406») досталась США, вторая («11-1407») — Великобритании. Их специалисты изучили эти новинки, и в 1956 году англичане ввели в строй свои опытные подлодки «Эксплорер» и «Экскалибур» с
двигателями Вальтера48. Советские конструкторы восстановили документацию по ПГТУ Вальтера в СКВ, созданном в
1947 году по постановлению Правительства СССР на территории Германии. В нём работала группа немецких специалистов. По постановлению Совмина СССР № 3679сс от 31 марта
1948 года для проектирования новых энергоустановок и скоростных подлодок с ними было организовано СКБ-14349. Туда передали наработки ЦКБ-18 по проекту 617. Опытную лодку этого проекта спустили на воду 5 февраля 1952 года и 16 июня начали её испытания. В 1953 году в связи с перепрофилиро-
ванием СКБ-143 на проектирование атомных ПЛ проект 617 возвратили в ЦКБ-18. 20 марта 1956 года после государственных испытаний ПЛ «С-99» проекта 617 передали в опытную эксплуатацию в состав ВМФ. Она впервые в СССР достигла подводной скорости 20 узлов. В связи с наступлением эры атомоходов в серию не пошла50.
Количественные оценки ввода в строй подлодок ВМФ СССР по первому послевоенному десятилетнему плану военного судостроения различны. Иногда в них не учитывают введённые в строй опытные подлодки, в общее число включают подлодки, построенные после Великой
Победы до принятия и начала реализации первого послевоенного десятилетнего плана военного судостроения, а также ПЛ проектов 611, 613 и А615, построенные в 1956—1958 гг. Но в те годы уже действовала следующая программа военного кораблестроения51. Количественная оценка выполнения заданий первого послевоенного плана военного судостроения на строительство подлодок в его хронологических рамках (1945— 1955 гг.) с учётом опытных ПЛ представлена в табл. 3.
Таким образом, после Великой Отечественной войны по десятилетнему плану военного судостроения было развёрнуто
Таблица 3
Выполнение задании десятилетнего плана военного судостроения на ввод в строй подлодок в 1946—1955 гг.
ПЛ водоизмещения большого среднего малого
План на 1946 — 1955 гг. 40 204 123
367
Проекты, типы, серии 611 «С» 1Х-бис 613 «M»XV 95 А615*
Годы 1946 — 2 — — 1 —
1947 — 2 — 8 — —
1948 — 3 — 5 — —
1949 — — — 11 — —
1950 — — — 11 — —
1951 — — 1 8 — —
1952 — — 9 7 — —
1953 2 — 30 3 — 1*
1954 4 — 44 — — —
1955 2 — 67 — — 5
Всего ПЛ (выполнение плана в процентах) 8** 7 151 53 1 6*
8(20) 158 (77,5) 60 (48,8)
226 (61,6)
Из них ПЛ (к числу сданных в 1946-1955 гг. в проц.) новых проектов 8(100) 151 (95,6) 7(11,7)
166 (73,5)
морально устаревших — 7(4,4) 53(88,3)
60 (26,5)
Составлена по: Кузин В.П., Никольский В. И. Военно-морской флот СССР 1945—1991. СПб.: Историческое морское общество, 1996. С. 24—28; 1941—1955//Сайт ЦКБ МТ «Рубин»; История создания бюро//Сайт СПМБМ «Малахит»; Грибовский В.Ю. Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946—1955 гг.) // Гангут. 1997. № 12. С. 3-24; Костев Г.Г. Военно-морской флот Советского Союза и России 1945-2000. М., 2004. С. 27, 28; Подводные лодки: история развития: сборник статей; Маринин А. Послевоенные советские подводные лодки и их силовые установки //Двигатель. 2003. №3. С. 8—12. Интернет-ресурс: http://engine.aviaport.ru; Подводные лодки ВМФ //онлайн-справочник: http://russianships. info; Подводные лодки //интернет-ресурс: http://militaryrussia. ru; Штурм глубины: энциклопедия отечественного подводного флота.
* Первая ПЛ — проекта 615, остальные 5 ПЛ — проекта А615.
** Без учёта ПЛ «Б-67», принятой в состав ВМФ актом госкомиссии от 30 июня 1956 г.
Большая подлодка «Б-61» на стапеле судостроительного завода «Судомех» в Ленинграде
1951 г.
строительство трёх подклассов подлодок — большого, среднего и малого водоизмещения. Ни по одному из них плановые задания в 1946—1955 гг. судостроительная промышленность не выполнила. Передала подводным силам за 10 лет в 1,6 раза меньше ПЛ, чем требовал десятилетний план, — 226 из 367 (61,6 проц.). В том числе 166 подлодок новых проектов — 73,5 проц. всех введённых в строй и более четверти (26,5 проц.) — 60 ПЛ морально устаревших.
В 5 раз меньше плановых заданий — 8 из 40 (20 проц.) —
ввели в строй больших ПЛ. Причём за первые 7 лет выполнения плана (1946—1952 гг.) подводные силы не получили ни одной из них. Первые две поступили лишь в 1953 году.
В 1,3 раза меньше запланированных — 158 из 204 (77,5 проц.) — построили средних подлодок. Из них за первые 3 послевоенных года лишь 7 — 3,4 проц. планового количества. Все они были морально устаревшими типа «С» 1Х-бис серии. Затем, после двух лет, в течение которых не передали ни одной ПЛ среднего водоиз-
мещения, в 1951 году ввели в строй первую среднюю подлодку послевоенного проекта 613. За последние 4 года периода выполнения плана ещё 150 лодок — 99,3 проц. всех сданных за 10 лет ПЛ этого проекта.
В 2 раза меньше задания десятилетнего плана ввели в строй в 1946—1955 гг. подлодок малого водоизмещения — 60 из 123 (48,8 проц.). Кроме двух опытных ПЛ проектов 95, 615 и пяти серийных проекта А615 остальные «Малютки» — 53 из 60 (88,3 проц.) — были морально устаревшими типа «М» XV серии.
Перечисленные результаты судостроения ограничивали боевые возможности подводных сил и сказывались на решении ими задач парирования военных угроз нашей стране, обеспечения её интересов и национальной безопасности в условиях реальной опасности перерастания «холодной войны» в широкомасштабное вооружённое противоборство с США, обладавшими мощными сбалансированными военно-морскими силами.
В 1956—1958 гг. вошли в строй ещё 107 советских подлодок. В том числе 18 больших проекта 611, 64 средних проекта 613 и 25 малых ПЛ, из них 24 проекта А615 и одна проекта 61752. Это часть статистики следующего десятилетия — второго послевоенного.
В течение первых десяти лет после Великой Отечественной войны, прервавшей создание сильного морского и океанского флота53, как и в довоенный период ВМФ (ВМС) СССР оставался прибрежным. К выполнению этой задачи страна вернулась после восполнения ущерба, нанесённого войной её экономике, в середине 1950-х годов, когда было принято решение о строительстве мощного ракетно-ядерного океанского флота54.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Тактико-технические элементы — совокупность количественных и качественных характеристик надводных кораблей и подлодок. См.: Тактико-технические данные // Военно-морской словарь (ВМС). М.: Воениздат,
Малая подлодка «М-261» проекта А615 в музее военной техники «Оружие Победы» в Краснодаре
1989. С. 420. Интернет-ресурс: http:// militera.lib.ru.
2 Филиал Центрального архива Министерства обороны РФ (архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина) — ФЦАМО РФ (АВМФ). Ф. 2. Он. 028814. Д. 66. Л. 149, 150.
3 Там же. Он. 030504. Д. 250. Л. 32, 36.
4 Грибовский В.Ю. Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 гг.) // Гангут. 1997. № 12. Интернет-ресурс: https:// warfiles.ru.
5 Там же.
6 ФЦАМО РФ (АВМФ). Ф. 2. Оп. 030504. Д. 434. Л. 158.
7 В феврале 1946 г. Наркомат ВМФ СССР был упразднён и включён в объединённый Наркомат (с марта 1946 г. — Министерство) Вооружённых сил СССР. Постановлением Совмина СССР от 21 марта 1946 г. № 629 адмирал флота Н.Г. Кузнецов был назначен главнокомандующим Военно-морскими силами — заместителем министра Вооружённых сил СССР по Военно-морским силам (ВМС). В 1950—1953 гг. ВМФ СССР именовался ВМС. См.: постановление Совмина СССР от 21 марта 1946 г. № 629 «О назначении заместителей министра Вооружённых сил СССР, начальника Генерального штаба, главнокомандующих Сухопутными войсками, Военно-морскими, Военно-воздушными силами и начальника Тыла Вооружённых Сил». Интернет-ресурс: http://w.pravosudie.biz; В о ен но - мор -ские силы // ВМС. С. 82; Министерство обороны СССР // там же. С. 249; Народный комиссариат Военно-морского флота // там же. С. 269.
8 ФЦАМО РФ (АВМФ). Ф. 2. Оп. 030504. Д. 434. Л. 158.
9 Kocmee Г.Г. Военно-морской флот Советского Союза и России 1945— 2000. М., 2004. С. 44.
10 Кузнецов Н.Г. Крутые повороты: из записок адмирала: электронное издание. М.: Фонд памяти Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, 1997. Интернет-ресурс: http:// militera.lib.ru.
11 Там же.
12 Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945—1991. СПб.: Историческое морское общество, 1996. С. 26. Интернет-ресурс: http://militera. lib.ru.
13 Тип «M» XV серии (проект 96) // Штурм глубины: энциклопедия отечественного подводного флота. Интернет-ресурс: http://deepstorm.ru.
14 См.: Охранители // Самойлов К.К Морской словарь. М.: Государственное издательство НК ВМФ СССР, 1941. С. 55.
15 Лёгкий корпус подлодки — наружная проницаемая оболочка, которая полностью охватывает снаружи двух-корпусную ПЛ или частично — полу-торакорпусную, обеспечивая им обтекаемую форму. См.: Корпус подводной
лодки // Военная энциклопедия (ВЭ) в 8 т. Т. 4. М.: Воениздат, 1999. С. 212.
16 Прочный корпус подлодки — её прочная, непроницаемая оболочка. См.: там же.
17 Приказ об изучении германской подводной лодки «У-250» и определении дальнейшего её использования № 0824. 6 ноября 1944 г. // Интернет-ресурс: http://www.sovboat.ru.
18 Залесский К. Кригсмарине: военно-морской флот Третьего рейха. М.: Яуза; Эксмо, 2005. С. 493. Интернет-ресурс: https://mexalib.com.
19 В погоне за U-250 // Кронштадтский вестник. 2014. № 33 (24570). 24 августа. Интернет-ресурс: https: //kronvestnik.ru.
20 Рудницкий // Великая Отечественная война 1941—1945: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 523. Интернет-ресурс: http:// militera.lib.ru.
21 Приказ об изучении германской подводной лодки «У-250» и определении дальнейшего её использования № 0824. 6 ноября 1944 г.
22 Переписка председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в 2 т. Т. I. М.: Госполитиздат, 1958. С. 278, 279.
23 Байгилъдин Ш. Тайна подлодки «U-250» // Республика Татарстан. 2001. 14 декабря. Интернет-ресурс: http://rt-online.ru.
24 Морозов М.З., Кулагин К.Л. Советский подводный флот 1922—1945 гг.: о подводных лодках и подводниках М.: Транзиткнига, 2006. С. 760.
25 Там же. С. 762.
26 Бойко В.Н. Иностранные подводные лодки в составе ВМФ СССР. Севастополь: Рибэст, 2012. С. 77. Интернет-ресурс: http://padabum.com.
27 Подробнее см.: ЦКБ МТ «Рубин» // Сайт Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин»: http://ckb-rubin.ru.
28 Проект 614 // Штурм глубины.
29 Протокол Берлинской конференции трёх великих держав. 1 августа 1945 г. // Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941—1945 гг.: сборник документов в 6 т. Т. 6. М.: Политиздат, 1984. С. 436. Интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.
30 Бойко В.Н. Указ. соч. С. 125.
31 Там же. С. 128, 129.
32 1941-1955 // Сайт ЦКБ МТ «Рубин»; Кузин В.П., Никольский В.И. Указ. соч. С. 83, 87.
33 Там же.
34 Подробнее см.: Хроника первой советской ракетной подводной лодки Б-67 //Авиация и космонавтика. 1996. № 7. С. 65—67. Интернет-ресурс: http:// publ.lib.ru.
35 Подводная лодка // ВЭ. Т. 6. М.: Воениздат, 2002. С. 438.
36 ФЦАМО РФ (АВМФ). Ф. 2. Оп. 030504. Д. 305. Л. И.
37 Подводная лодка // ВЭ. Т. 6. С. 440.
38 Джевецкий // В-МС. С. 129.
39 1926-1941 // Сайт ЦКБ МТ «Рубин».
40 Малые торпедные подводные лодки пр. 615 и А615 // Подводные лодки: история развития: сборник статей / Сост. В.П. Власов. Екатеринбург, 2003. Интернет-ресурс: http:// book.uraic.ru.
41 Там же.
42 Там же.
43 Там же; 1941-1955 // Сайт ЦКБ МТ «Рубин»; Митрофанов А. Субмарины с воздухонезависимыми силовыми установками в советском и российском флоте // Техника молодёжи. 2009. № 2. Интернет-ресурс: https:// yadi.sk.
44 ФЦАМО РФ (АВМФ). Ф. 2. Оп. 030504. Д. 434. Л. 12.
45 Там же; Проект 618 // Штурм глубины.
46 1941-1955 // Сайт ЦКБ МТ «Рубин»; Малые торпедные подводные лодки пр. 615 и А615; Митрофанов А. Указ. соч.
47 Подводная лодка проекта 637 (СССР) // Интернет-ресурс: http:// www.dogswar.ru.
48 Маринин А. Единый двигатель для подводной лодки // Двигатель. 2005. № 5. Интернет-ресурс: http://engine. aviaport.ru.
49 История создания бюро // Сайт Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит»: http://www.malachite-spb.ru.
50 Там же.
51 Кузин В.П., Никольский В.И. Указ. соч. С. 28; Апалъков Ю.В. Подводные лодки советского флота 1945—1991 гг. в 4 т. Т. I. М.: Моркнига, 2009. Интернет-ресурс: https://royallib.com.
52 Кузин В.П., Никольский В.Н Указ. соч. С. 24-28; 1941-1955 // Сайт ЦКБ МТ «Рубин»; История создания бюро // Сайт СПМБМ «Малахит»; Грибовский В.Ю. Указ. соч. С. 3—24; Костев Г.Г. Указ. соч. С. 27, 28; Подводные лодки: история развития: сборник статей; Маринин А. Послевоенные советские подводные лодки и их силовые установки // Двигатель. 2003. № 3. С. 8—12. Интернет-ресурс: http:// engine.aviaport.ru; Подводные лодки ВМФ // онлайн-справочник: http:// russianships.info; Подводные лодки // интернет-ресурс: http://militaryrussia. ru; Штурм глубины.
53 Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. 4-е изд. М.: Воениздат, 1988. С. 476. Интернет-ресурс: http://militera.lib.ru.
54 Там же. С. 481. ■
Фото с сайтов: http://www. submariners.ru; http://rasfokus. ru; http://tsushima.su; https:// ekskursii-peterburg.ru; http:// oosif.ru; https://okokubani.ru;
http://www. navy, su