Э.Л. КОРШУНОВ, E.L. KORSHUNOV,
С.И. КОВАЛЕВ S.N. KOVALEV
«СТРАНЫ-СОЮЗНИЦЫ БЫЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРОЦЕССОМ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ВИДОВ ГЕРМАНСКОЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ТЕХНИКИ...»
«THE ALLIES WERE INTERESTED IN FINDING OUT HOW NEW TYPES OF GERMAN NAVAL HARDWARE WERE DEVELOPED...»
Сведения об авторах, Коршунов Эдуард Львович — начальник 44 научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) 4 научно-исследовательского управления (экспертиз и научной информации) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации (Санкт-Петербург. E-mail: milhistory@mail.ru);
Ковалев Сергей Николаевич — ведущий научный сотрудник 44 научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) 4 научно-исследовательского управления (экспертиз и научной информации) Военной академии Г;нерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, доктор исторических наук (Санкт-Петербург. Е-mail: milhis to ry<S>maii. ru).
Аннотация. Рецензия на монографии Б.А. Барбанеля. В.Н. Половинкина, C.B. ФеДулова и А.Б Фомичева под общей редакцией главнокомандующего Военно-морским флотом в 2016—2019 гг. адмирала В. И. Королёва ■<Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении ( 1900—1950)» и «Гзрманский опыт на службе ВМФ СССР ( 1945—1949)».
Ключевые слова: рецензия; «Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении ( 1900—1950)»; ■<Германский опыт на службе ВМФ СССР ( 1945—1949)«.
Information about authors. Eduard Korshunov — Head of Research Section 44 for the Military History of the RF Northwestern Region. Research Directorate 4 for Expert Examination and Scientific Information, RF AF General Staff Military Academy (St. Petersburg. E-mail; milhistory@mail.ru).
Sergei Kovalev — Leading Researcher at Research Section 44 for the Military History of the RF North western Region, Research Directorate 4 for Expert Examination and Scientific Information, RFAF General Staff Military Academy, D. Sc. {Hist.) (St. Petersburg. E-mail: mithistory@mail.ru).
Summary, The paper reviews the monographs by B.A. Barbanel, V N. Polovinkin, S.V. Fedulov, and A.B. Fomichev under the générai editorship of Admiral V. I. Kamlev, the Navy Commander-in-Chief in 2016—2019, «The International Experience in Domestic Submarine Building ( 1900—1950), and The German Experience at the Service of the Soviet Navy (1945—1949)».
Keywords; review; "The International Experience in Domestic Submarine Building ( 1900- /950)«; «The German Experience at the Service of the Soviet Navy( 1945-1949)".
ЗВЕСТНО, что изучение и использование международного опыта позитивно влияет нз развитие научно-технической мысли любого государства, в т.ч. и в подводном кораблестроении. Пренебрегать использованием зарубежных научно-технических достижений не только нерационально, но и невозможно, о чём свидетельствует опыт таких высокоразвитых стран, как, например, США, Великобритания, Италия, Франция и Япония.
Наименование первой рецензируемой монографии «Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении (1900—1950)«* подтверждает дан-
* Пвяоявтш ЙЯ, Барбанеяь БА. (ЙаЭикв СД, Фомичеп АБ. Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении (1900—1950) / Падобш. ред. В.И. Королёва. СПб.: Крьшовский государственный научный центр, 2019.368 с.
ное условие. Отметим, что указанный труд представляет собой серьёзное научное исследование, основанное на солидной архивной базе и глубоком, всестороннем анализе исторических фактов и событий. При этом в широкий научный оборот авторами вводится богатый фактический материал.
В первых шести главах монографии авторами раскрыт феномен зарождения и развития идеи подводного плавания, который послужил началом формирования новой судостроительной отрасли — подводного кораблестроения. Последовательно рассматривается международный опыт подводного кораблестроения России (СССР) и всех крупных морских держав (Германии, Великобритании, Италии, США, Франции и Японии) с момента зарождения идеи подводного плавания и до 1950 года. Особое внимание авторами уде-
лено освещению вклада отечественных корабелов, внесённого в международный опыт подводного кораблестроения.
В последующих шести главах авторами убедительно показаны предпосылки необходимости использования а отечественном подводном кораблестроении международного опыта и приводятся примеры его использования. При этом первостепенным было то, что при использовании зарубежного опыта а подводном кораблестроении обязательным условием являлось сохранение и развитие национальных особенностей и взглядов.
Важно отметить расставленные авторами акценты на следующем: «На определённых этапах исторического развития отечественные корабелы, по объективным причинам, были вынуждены использовать зарубежные наработки в интересах Российского импера-
Hi3 - 2Û20 . Я ОСП ПС ИСТОРИЧЕСКИМ ЖЧРНДЛ
З.Л. КОРШУНОВ, С.Н. КОВАЛЕВ «Страны-союзницы были заинтересованы
щ
горского и советского подводного флотов. Однако использование этого опыта имело свои особенности и порой негативные аспекты. Так, в дореволюционной России сотрудничество с американской фирмой ЛЭК закончилось судебными разбирательствами. Поставляемые в годы Первой мировой войны подводные лодки "АР', направляемые в разобранном виде в Петроград, где на балтийском заводе осуществлялась их сборка, нуждались в серьёзной доработке и подгонке, что вело к затягиванию сроков ввода их в состав действующего флота и серьёзным материальным издержкам. Итальянская фирма "Фиат" выполняла заказ Морского министерства Российской империи на строительство подводной лодки в течение всей Первой мировой войны. В результате в 1917 году на Северную ледовую флотилию прибыла подводная лодка "Святой Георгий", которую в тех климатических условиях эксплуатировать не представлялось возможным»1.
Авторами отмечено, что наиболее серьёзных результатов в области подводного кораблестроения в годы Второй мировой войны добилась нацистская Германия. В последующем германский опыт по строительству подводных лодок XXI серии был положен в основу создания океанских субмарин всех ведущих морских государств.
Второй рецензируемой работой авторов является монография «Германский опыт на службе ВМФ СССР (1945—1949)»**. Содержание рецензируемой работы в отдельных разделах является прямым продолжением монографии «Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении (1900—1950)».
Авторы обращают внимание на актуальность представленного труда и пересечение его с жизнью современной России. Успехи Германии в области науки, техники и технологий базировались прежде всего на системном подходе к образованию, высшей школе, прикладной науке и внедрению инноваций в промышленность, «Поэтому, — отмечают в своей работе авторы, — разработка и создание новых образцов германской техники и вооружения зачастую носили прорывной характер и до-
** Барбанель Б.А., Половинкан H.H., Фе-дулов C.B., Фомичёв А.Б. Германский опыт на службе ВМФ СССР (1945—1949) / Щд общ. ред. В,И. Королева. СПб.: Крылокский государственный научный центр, 2019.409 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
а атЕчественном подводном КОРАБЛЕСТРОЕНИИ (1900-1950)
А
статочно часто основывались на оригинальных решениях. В связи с этим страны-союзницы были заинтересованы в ознакомлении с процессом разработки новых видов германской военно-морской техники, вооружения, их производстве и научно-исследовательскими наработками конкретных специалистов»2,
В ходе раскрытия данного вопроса авторами расставлены следующие акценты: во-первых, в отличие от западных союзников, которые хищнически грабили научный потенциал Германии, советские представители занимались исключительно ее демилитаризацией. Во-вторых, «западные "союзники" использовали германские научно-технические разработки, германских специалистов для создания и развития собственных видов военной, военно-морской техники и вооружения, основной целью советских государственных структур и научно-технических организаций являлось изучение немецких научно-технических достижений и консультации, разъяснения по трофейной военной и военно-морской технике, вооружению»3.
Основываясь на исключительно архивном материале, авторы подтверждают эти выводы, раскрывая деятельность научных учреждений Военно-морского флота — Конструкторского бюро в Берлине и Особого технического бюро в СССР.
Важными особенностями рецензируемых монографий являются: во-первых, обширная библиография, значительный массив архивных материалов, вводимых в научный оборот, в т.ч. впервые, что
S А. БАРБАНЕЛЬ а.к.т10Л0вмнкнн с, fi ï>; ЛУЛС-t К EL ООМИНЕв
ГЕРМАНСКИЙ ОПЫТ НЛ СЛУЖБЕ ВМФ СССР (1945-1949)
Обложки книг
указывает на аргументированность и значимость представленных научных работ, во-вторых, биографические данные о крупных учёных и выдающихся военно-морских специалистах, сведения о которых малоизвестны широкому кругу читателей.
Рецензируемые работы выполнены на высоком научном уровне, выводы и заключения аргументированы и основаны на глубоком и всестороннем анализе.
Таким образом, исследование, представленное коллективом авторов в составе Б.А. Барбанеля, В Н. Лоловинкина, C.B. Федулова, А.Б. Фомичева в рецензируемых монографиях, является примером глубокого изучения проблемы использования международного опыта в интересах отечественного флота. В качестве пожелания следует отметить следующее: во-первых, маленький тираж монографий, который необходимо увеличить хотя бы до 1000 экз.; во-вторых, целесообразно продолжить исследовательскую работу поданной научной проблеме и издание монографий этой рубрики.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Половинкин В.Н.. Барбанель Б.А., Федунов С.В., Фомичёв А.Б. Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении (1900 —1950) / Под общ. ред. В.И. Королёва. СПб.: Крыловский государственный научный центр, 2019. С. 365.
1 Они же. Германский опыт на службе
ВМФ СССР (1945—1949) / Под общ. ред. В.И. Королёва. СПб.: Крыловский государственный научный центр, 2019. С. 13.
1 Там же. С. 290. Ш
ВО ЕЛ И О-ИСТОРИЧЕСКИ Я ЖУРНАЛ • № 3 > 2020
95