в Российской Федерации». URL // http:// consultant.ru
5. Гриб В. В. Актуальные проблемы формирования правовых основ общественного контроля // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 12.
6. Синюгин В. Ю. К вопросу о формировании правовой основы общественного контроля в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 7.
7. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». URL // http:// consultant.ru
8. Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации». URL // http:// consultant.ru
9. Федеральный закон от 10 июня 2010 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». URL // http:// consultant.ru
10. Червонюк В. И. Элементарные начала общей теории права: учебное пособие для вузов / под общей ред. В. И. Червонюка. М., 2003.
11. Гойман В. И. Действие права (методологический анализ). М., 1992.
12. Корнуков В. М. Уголовно-процессуальная активность граждан и пути ее повышения // Правоведение. 1987. №№ 5.
13. Исаева Н. Н. Актуальные вопросы участия общественности в уголовном судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2009.
14. Саркисов В. И. Взаимодействие российской прокуратуры с общественными правозащитными организациями // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей / под ред. М. К. Свиридова. Томск, 2005.
15. Совершенствование взаимодействия общественных, правозащитных организаций и органов прокуратуры в вопросах защиты прав и свобод граждан: материалы круглого стола / под общ. ред. В. Г. Бессарабова, А. И. Рыбчинского, И. В. Ми-халевича. М., 2004.
УДК 343.346 ББК 67.99
© 2015 г. А. М. Охтова
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЛАНКЕТНОЙ НОРМЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНУЮ РАБОТУ ТРАНСПОРТА
В статье анализируются особенности бланкетной нормы на примере конкретной статьи Особенной части Уголовного кодекса России. Отмечается, что использование бланкетной нормы позволяет сочетать в себе стабильность уголовного закона с оперативностью подзаконных нормативных актов, реагирующих на изменения в регулируемых общественных отношениях.
Ключевые слова: бланкетная норма, правила, обеспечивающие безопасную работу транспорта.
FEATURES OF BLANKET RULES ON THE EXAMPLE OF CRIMINAL VIOLATIONS OF THE RULES THAT ENSURE THE SAFE OPERATION OF TRANSPORT
The paper analyzes the characteristics of blanket rules on the example of a specific article of the Special Part of the Criminal Code. It is noted that the use of blanket rules allows to combine the stability of the criminal law with the operational bylaws, reacting to changes in regulated social relations. Keywords: blanket norms, rules to ensure safe operation of the vehicle.
Ключевую роль в определении особенностей квалификации преступлений играет понятие состава преступления и специфика конструкции его элементов. Среди различных форм конструирования уголовного закона выделяется бланкетная форма, которая предполагает обращение к нормативно-правовому материалу иных отраслей права для определения признаков состава преступления.
Необходимо отметить, что бланкетные признаки присутствуют в большом количестве уголовно-правовых норм отечественного законодательства. Достаточно широко они встречаются при регламентации составов транспортных преступлений. Рассмотрим специфику бланкетной нормы на примере преступных нарушений правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ).
Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 3 (70)
Связь межотраслевых фактов в случае, когда УК РФ ссылается на нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, перерастает из одного вида правонарушения в другой, в более тяжкий, уголовно-правовой. Деяние переводится из категории проступка (административного, дисциплинарного и т. д.) в категорию преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ. При конструировании состава исследуемого преступления нормативно-правовые акты других отраслей права детализируют не гипотезу, а непосредственно запрещенное деяние (т. е. какие именно нарушенные правила привели к данным общественно опасным последствиям). Исследуемая структурная особенность придает особый характер всему преступному деянию, которое одновременно содержит состав административного правонарушения и преступления, причем первое не теряет своего юридического значения и входит необходимым элементом в состав преступления в целом, сохраняя все элементы правонарушения (объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону). Если хотя бы один из элементов состава правонарушения отсутствует, исключаются и признаки данного состава преступления, но могут оставаться признаки другого преступного деяния [1, с. 24].
Логическое содержание нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, включает в себя понятие о запрещаемом деянии. Это понятие, т. е. состав преступления, представляет собой описание наиболее общих и существенных признаков преступного деяния. Необходимо отметить, что ни в одном из нормативных актов, к которым отсылает ст. 268 УК РФ, не содержится подобное описание. Например, в правилах дорожного движения содержатся положения только о должном поведении всех участников дорожного движения. А при нарушении данных правил, которые привели к общественно опасным последствиям, предусмотренным в ст. 268 УК РФ, наступает уголовная ответственность. Именно в этом и заключается противоречивость бланкетной нормы, что полная юридическая модель уголовно-правового запрета в данном случае складывается из нормативных предписаний различных отраслей права. В сочетании с собственно уголовно-правовой нормой они образуют ее полную логическую структуру.
Для установления наличия состава преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ, необходимо выявить абсолютно конкретные правила, обеспечивающие безопасную работу транспорта, регламентируемые в нормативно-правовых актах иной отраслевой принадлежности.
Таким образом, необходимо отметить, что деяние, соответствующее диспозиции ст. 268 УК РФ,
может повлечь уголовную ответственность только в случае, когда оно нарушает закрепленные в специальных нормативных актах правила, обеспечивающие безопасную работу транспорта.
Отсутствие ссылки на нарушение предписаний конкретных пунктов и статей специальных нормативных актов означает незавершенность квалификации преступления, связанного с нарушением специальных правил. Квалификация такого вида согласно предложенной Н. И. Пикуро-ву системе имеет следующий алгоритм:
1. Устанавливается вид нарушенных правил и характер нарушения.
2. Выясняется, относятся ли нарушенные правила к числу тех, о которых говорится в диспозиции применяемой статьи уголовного закона.
3. Определяется их юридическая сила, соответствие закону, на основании которого они приняты, пределы действия во времени и пространстве.
4. В случае нарушения разнородных правил выясняется, какое из нарушений является основным, определяющим характер преступления.
5. Устанавливается характер и тяжесть последствий.
6. Выясняется причинная связь между нарушением конкретных правил и наступившими последствиями.
7. Сопоставляются признаки адресата, нормы с признаками субъекта правонарушения.
8. Определяется психическое отношение к нарушению специальных правил и наличие у субъекта реальной возможности в данных конкретных условиях выполнить предписание.
9. Определяются признаки вины по отношению к преступлению в целом.
10. Формулируется вывод о соответствии совершенного деяния признакам состава преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ.
11. Выводы закрепляются в процессуальном документе с точным определением не только признаков состава преступления, но и связанных с ними конкретных признаков нарушения специальных правил с указанием пунктов и статей конкретных нормативных актов как обоснование уголовно-правовой квалификации в целом [1, с. 151].
Правила, обеспечивающие безопасную работу транспорта, регламентируются различными нормативными актами, специфическими для каждого вида транспорта. Все транспортное многообразие в условиях современного технического прогресса нуждается в адекватном, отвечающем существующим реалиям нормативно-правовом сопровождении.
Позволим себе не согласиться с существующим мнением некоторых специалистов, утверждающих, что «транспортное законодательство является одним из наиболее стабильных и
систематизированных комплексных отраслей российского законодательства...» [2, с. 26]. В данный момент эта отрасль относится к динамично развивающимся направлениям отечественного законодательства.
Одной из особенностей применения статей с бланкетными признаками является то, что при неизменном уголовном законе могут меняться признаки деяний, подпадающих под уголовно-правовой запрет либо исключаемых из него. Одним из самых наглядных примеров подобных изменений может служить изменение круга субъектов ст. 268 УК РФ. Федеральным законом Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [3] к категории транспортных средств, на управление которыми требуется специальное право, впервые были отнесены: мопеды и легкие квадрициклы; мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт; трициклы и квадрициклы [3]. Дополнительно указанным ФЗ вводится минимальный возрастной ценз на управление данной категорией транспортных средств - достижение шестнадцатилетнего возраста.
Признаки, характеризующие объективную сторону нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, выявляются во взаимосвязи с объектом преступления, т. е. с конкретным видом транспортного средства, а также при учете механизма самого преступления.
В состав транспортного законодательства входят транспортные уставы и кодексы, принятые в форме федеральных законов, подзаконных нормативно-правовых актов (правила, инструкции и т. д.).
Правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируются Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [4]. Также не менее значимым для правового регулирования данного вида транспорта является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, который регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получате-
лями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность [4]. Необходимо отметить Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобога-жа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», приказ Министерства путей сообщения РФ от 26 июля 2002 г. № 30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобогажа на федеральном железнодорожном транспорте» и др. [5, ст. 851; 6].
К нарушениям правил, обеспечивающих безопасную работу железнодорожного транспорта, могут относиться, например, остановка поезда стоп-краном, самовольное открывание шлагбаума, несоблюдение порядка прогона скота в полосе отвода железной дороги, нарушение запрета проезжать, переходить через железнодорожные пути в неположенных местах и т. д.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливает в основном Воздушный кодекс РФ 1997 г. [7], а также Федеральные правила использования воздушного пространства РФ 2010 г. [8], Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве РФ 2002 г., Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения 2003 г., Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения 2003 г. [9]. К нормативно-правовым актам, регламентирующим правила, обеспечивающие безопасную работу транспорта, относится приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"» и др. [10].
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу воздушного транспорта, может состоять, например, в нарушении пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна создающих угрозу безопасности полета либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна законных распоряжений командира.
Правила, регулирующие отношения между транспортными организациями, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях России определены в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ 2001 г. [11]. Также к нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность внутреннего водного транспорта, относятся: Постановление Правительства РФ от 12 мая 2012 г. № 472 «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств» [12], приказ Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. № 129 «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации», приказ МЧС РФ от 26 июня 2005 г. № 502 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации».
Отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее - морские порты), устанавливающие порядок строительства, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также установление основ государственного регулирования деятельности в морских портах, регулирует Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [12]. Также к нормативно-правовым актам, регулирующим работу морского транспорта относятся: Международные правила предупреждения столкновения судов 1972 г. (МППСС - 72), Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 августа 1995 г., Правила безопасности морской перевозки грузов от 21 апреля 2003 г. и др. [13].
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу водного транспорта, может заключаться в неосторожном обращении с огнем на судне, нанесении повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки, вмешательство в действия членов экипажа речного или морского судна при швартовке к причалу, в загромождении фарватера посторонними предметами и т. д.
Как справедливо отмечает А. И. Чучаев, «суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством. Поэтому оно не может выражаться в эксплуатации технически неисправных лодок, катеров, яхт, несоблюдении правил маневрирования при расхождении со встречными судами, управлении плавсредством в состоянии опьянения и т. д.» [14, с. 48].
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации регламентируются Федеральным законом РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [15]. Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливает Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») [16].
Наибольшее количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 268 УК РФ, связаны с нарушением правил безопасности дорожного движения, установленных для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, водителей гужевой повозки, погонщиков вьючных, верховых животных, погонщиков животных и других участников дорожного движения (кроме лиц, указанных ст. 263, 264 УК РФ).
Самыми распространенными нарушениями правил безопасности работы является пересечение проезжей части без необходимых мер предосторожности, а также в неустановленных местах.
Нарушение правил дорожного движения пассажирами может выражаться, например, в произведении посадки или высадки не со стороны тротуара или обочины, открытии двери транспортного средства во время движения, вмешательство в действия водителя транспортного средства и т. д.
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, совершенное водителями гужевых повозок (саней), погонщиками вьючных животных и скота, может выражаться в оставлении животных на дороге без надзора, ведении животных при наличии иных путей по дороге с асфальто- и цементно-бетонным покрытием, прогон скота через железнодорожные пути вне специально отведенных мест и т. д.
Необходимость установления бланкетного характера уголовно-правового запрета нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, вызвана тем, что уголовное законодательство не может предусмотреть все изменения множества соответствующих правил. Благодаря существованию в отечественном уголовном праве бланкетной нормы отпадает необходимость вносить изменения в Уголовный кодекс каждый раз, когда изменились специальные правила. Бланкетная норма позволяет сочетать в себе стабильность уголовного закона с оперативностью подзаконных нормативных актов, реагирующих на изменения в регулируемых общественных отношениях.
Литература
1. Пикуров Н. И. Квалификация преступлений с бланкетными признаками состава: монография. М., 2009.
2. Вайпан В. А. Правовое регулирование транспортной деятельности // Право и экономика. 2012. № 6.
3. URL // http://www.rg.ru/2013/05/13/dvizenie-dok.html
4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 169.
5. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111 («Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобогажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 10. Ст. 85.
6. Приказ Министерства путей сообщения РФ от 26 июля 2002 г. № 30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобога-жа на федеральном железнодорожном транспорте» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 9.
7. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
8. Федеральные правила использования воздушного пространства РФ от 11 марта 2010 г. СЗ РФ. 2010. № 14. Ст. 1649.
9. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля
деятельности эксплуатантов авиации общего назначения от 18 июня 2003 г. // Российская газета. 2003. 7 октября.
10. Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» // Российская газета. 2007. 10 октября.
11. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 11.
12. Постановление Правительства РФ от 12 мая 2012 г. № 472 «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 21.
13. Федеральный закон РФ от 8 ноября 2007 г. № 261 -ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. 2007. 8 ноября.
14. Чучаев А. И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Ульяновск, 2007.
15. Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
16. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47.
УДК 34 (091) (470) ББК 67.0
© 2015 г. Ю. А. Беляева
ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ-СИРОТ В ИМПЕРСКИЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОДЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
В статье рассматриваются правовые меры противодействия беспризорности детей, а также по защите детей, оставшихся без попечения родителей, в имперский и революционный периоды. Автор более подробно останавливается на деятельности в указанной сфере таких великих государственных деятелей, как Петр I, Екатерина II, Мария Федоровна, Николай I, а также Ф. Э. Дзержинский.
Ключевые слова: борьба с беспризорностью, призрение детей-сирот, воспитательные дома, защита беспризорных детей, благотворительная деятельность.