Исходя из результатов, мы можем говорить о влиянии личностных особенностей психолога и его самовосприятия на особенности взаимодействия с клиентом через механизм проекции. Это может приводить к искажению картины восприятия психологом клиента, что, в свою очередь, влияет на характер интервенций психолога в процессе взаимодействия с клиентом.
На наш взгляд, дальнейшая разработка методик изучения интерсубъективного поля взаимодействия психолога-консультанта и клиента и использование полученных в ходе нашего исследования результатов в суперви-зорской деятельности может повысить эффективность взаимодействия психолога и клиента.
Мы планируем продолжение исследования с использованием метода контент-анализа протоколов психотерапевтических, консультативных и супервизорских сессий и описаний контрпереносных сновидений психотерапевтов и психологов-консультантов.
Библиографический список
1. Абрамова Г.С. Графика в психологическом консультировании. М.:ПЕРСЭ, 2001. 142 с.
2. Романова Е. С. Графические методы в
практической психологии. СПб.: Речь,
2001. 416 с.
3. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. М.: Когито-Центр, 1999. 252 с.
4. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению // Гештальтерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 320 с.
С.Я. СОЛОВЬЕВ, Н.И. СОЛОВЬЕВА
Конструктивное взаимодействие в системе непрерывного профессионального физкультурного образования
Под конструктивным взаимодействием мы понимаем взаимодействие одного и более субъектов учебно-воспитательного процесса, характеризующееся согласованностью целей, соответствием средств, способов и занимаемой контактирующими сторонами позицией, способствующее продуктивному решению профессионально-образовательных задач,
стимулирующее развитие личности в системе
непрерывного педагогического образования. Достижение конструктивного взаимодействия в профессиональном физкультурном образовании требует разумной гибкости и вариативности стилей, которые необходимо рассматривать с учетом трех факторов: индивидуального потенциала педагога, индивидуальных особенностей студентов, уровня профессионального становления.
Однако практика профессиональной подготовки учителя физической культуры показывает, что на сегодняшний день существует серьезная проблема несоответствия типичных для преподавателей колледжа и филиала ЯГПУ командно-авторитарных методов педагогического руководства (на дисциплинах предметного блока) потребностям гуманистически ориентированной профессиональной подготовки.
Причинами такого положения являются следующие обстоятельства:
- во-первых, превалировавшее долгие годы в нашей стране отношение к человеку как к средству достижения социально значимых целей сформировало у преподавателей сознание, что физкультурное образование - это процесс совершенствования в основном двигательных способностей человека через команды, приказы, указания;
- во-вторых, специфика спортивнофизкультурной деятельности, психологическую основу которой составляет регламентированное взаимодействие субъектов в режиме кооперации либо конкуренции, требует наличия у ее субъектов способностей к взаимодействию на основе соподчинения и оставляет без внимания гуманистические ценности;
- в-третьих, теоретическая подготовка и переподготовка преподавателей недостаточно подкреплена формированием личного опыта организации гуманистически ориентированного физкультурного воспитания, а практическая подготовка связана с освоением методик развития двигательного потенциала студента без учета условий и характера взаимодействия субъектов образовательного процесса, без диалога и сотрудничества.
Таким образом, сегодня все отчетливее ощущается необходимость разработки теоретических и методических основ конструктивного взаимодействия в профессиональном физкультурном образовании. Подчеркнем, что
проблема взаимодействия является междисциплинарной, поскольку эффективность решения задач зависит не только от индивидуального потенциала преподавателя, но и от его способности осуществить совместную деятельность с другими преподавателями.
Конструктивное взаимодействие проявляется в согласованности целей и соответствии средств, способов и занимаемых контактирующими позиций, что способствует продуктивному решению социально и лично-стно значимых задач, стимулирует развитие личности и группы.
Противоречивый характер взаимодействия связан с рассогласованием целей и недостаточным соответствием средств, способов и занимаемых контактирующими сторонами позиций, в результате чего снижается продуктивность решения социально и личностно значимых задач, затрудняется развитие личности и группы.
Деструктивное взаимодействие проявляется в неприятии целей и несоответствии средств, способов и занимаемых контактирующими сторонами позиций, в результате чего либо не решаются, либо искажаются социально и личностно значимые задачи, сказывается негативное влияние на развитие личности и коллектива.
Обобщение нами теоретических положений по реализации непрерывного гуманистически ориентированного педагогического образования позволило в результате построить систему взаимосвязанных принципов достижения конструктивного взаимодействия в физкультурно-спортивной деятельности.
Принцип самоценности личности ориентирует на признание уникальности и неповторимости каждого субъекта взаимодействия и необходимости понимания и учета этого в профессиональной подготовке.
Принцип толерантности предполагает терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий, позитивность общего фона отношений.
Принцип интерактивной конгруэнтности отражает взаимную заинтересованность и активность контактирующих сторон в согласовании целей и смыслов совместных действий: в координации средств и способов достижения взаимопонимания.
Принцип открытости или честной игры позволяет регулировать значимую сторону взаимоотношений и опирается на введенные
Пьером де Кубертеном положения поведения олимпийца: «не стремиться к победе любой ценой: вести себя благородно, по-рыцарски; главное - не победа над соперником, а дух борьбы, победа над самим собой».
Принцип коллегиальности отражает со-руководство, направленность на принятие решений и осуществление деятельности группой лиц в сотрудничестве, партнерстве, сотовариществе, а не единолично.
Принцип корпоративности дополняет принцип «самоценности личности» и отражает признаки не только уникальности каждого члена группы, но и неповторимости любого сообщества, развивающегося по законам человеческой этики, объединяющего своих членов единством целевых установок и форм поведения, влияющего на восстановление индивидуальности в группе.
Принцип продуктивности отражает соответствие результатов взаимодействия целям развития группы и конкретной личности.
В связи с вышеизложенным критериями конструктивного взаимодействия в физкультурно-педагогической деятельности могут быть:
- учет индивидуальности особенностей участников образовательного процесса (психологических, анатомо-физиологических задатков);
- удовлетворенность взаимоотношениями всех субъектов;
- благоприятный климат внутригрупповых взаимоотношений и соучастие в профессиональном становлении;
- продуктивное решение учебно-воспитательных и развивающих задач;
- личностный рост субъектов образовательного процесса;
- рост профессионального мастерства.
Следует отметить, что в реальной практике профессиональной подготовки характер взаимодействия субъектов образовательного процесса чаще всего не является стабильным и меняется в зависимости от ситуации, уровня образования. Достижение конструктивного взаимодействия чаще всего происходит на уровне вузовского образования, когда уже сформированы позитивные установки и возникли реальные усилия контактирующих сторон. Студенты, окончившие колледж, способны устанавливать взаимосвязь идеальных представлений и реального бытия. С нашей точки зрения, сущностными признаками тако-
го взаимодействия в двигательной деятельности являются: 1) акт творчества сотворения себя и творение из себя); 2) тенденции к развитию (доминанта на конструктивный процесс); 3) наличие «персонифицированного продукта» материального и идеального опыта, приобретенного на уровне колледжа.
Кроме того, характер взаимодействия субъектов образовательного процесса зависит от стиля взаимодействия, предпочитаемого педагогом, под которым можно понимать систему приемов и способов организации совместной деятельности. Традиционным для отечественных исследователей (Б.А. Вяткин, З.Н. Вяткина, В.С. Мерлин и др.) стало понимание стиля как типологически обусловленной индивидуально-своеобразной устойчивой системы способов влияния того или иного вида деятельности.
Опыт реализации системы непрерывного физкультурного образования в подготовке учителя физической культуры позволяет нам опираться на личностно-деятельностный подход, рассматривающий стиль взаимодействия педагога с трех позиций:
- во-первых, в связи со склонностью педагога к определенным способам взаимодействия со студентами согласно личностным особенностям;
- во-вторых, в связи со склонностью студентов к определенному стилю взаимодействия с педагогом в силу их личностных обязанностей;
- в-третьих, в связи со спецификой ситуации, которая определяет наиболее благоприятный стиль взаимодействия исходя из задач профессиональной подготовки.
Рассмотрение особенностей педагогического взаимодействия в процессе непрерывного физкультурного образования с опорой на идеи И.Г. Фомичевой о типологии воспитательно-образовательной системы, И.В. Манжелей о конструктивном взаимодействии в физкультурном образовании позволило нам видеть следующие стили взаимодействия в профессиональной подготовке учителя физической культуры по дисциплинам предметной подготовки:
Тренирующий стиль взаимодействия педагога в профессиональном физкультурном образовании характеризуется навязыванием ценностно-смыслового значения двигательных действий, жесткостью, пресечением инициативы, командно-административными ме-
тодами руководства, при которой педагог предпочитает субъект-объектные отношения с односторонней связью, преобладанием негативного взаимного оценивания и наказания, поучительно-категоричным эмоциональным тоном взаимоотношений. Механизм стимулирования активности студента со стороны педагога можно описать схемой «команда - требование - приказ», а механизм внутренней активности студента - «должен - могу - хочу». Это условие постоянного применения тренирующего стиля в профессиональной подготовке способствует повышению уровня физической готовности и формирует безынициативность, но исполнительность. Тренирующий стиль взаимодействия имеет свои плюсы в плане решения начальных задач адаптации первокурсников, оздоровления, обучения сложным двигательным действиям и серьезные минусы в контексте общего развития личности в случае его распространенности в профессиональной подготовке. Его применяют преподаватели колледжа для решения части задач профессиональной подготовки в условиях лимита времени (ликвидация пробелов в физическом развитии, физической подготовке первокурсников), а также при формировании содержательно-операционального компонента сложных двигательных действий (применение строго регламентированного физического упражнения), развитии физических кондиций в группах спортивнопедагогического совершенствования.
Наставляющий стиль педагогического взаимодействия отличается стремлением педагога к убеждению студента в ценностносмысловом значении средств физической культуры и применением добровольно-принудительных методов руководства, при которых субъект-объектные отношения принимают гибкость за счет функционирования каналов обратной связи, позитивного взаимного оценивания и сбалансированности поощрений и наказаний. Данному стилю присущ дружелюбно-требовательный эмоциональный тон взаимоотношений (убеждение - уважение). Механизм стимулирования активности студентов со стороны педагога можно описать схемой «наставление - убеждение - побуждение», а механизм внутренней активности студентов - «могу - должен - хочу», что способствует формированию активного и добросовестного профессионала-деятеля. Наставляющий стиль взаимодействия применяют препо-
даватели колледжа в целях формирования содержательно - операциональных компонентов методической грамотности на первоначальных этапах вхождения будущего учителя физической культуры в специфику обучения двигательным действиям, когда тот еще не освоил основных механизмов алгоритмизации процесса обучения средствами (физические упражнения, дополнительные средства обучения) и методами физической культуры. Вследствие этого управление учебнометодической деятельностью осуществляется при помощи педагога-методиста. Кроме того, это один из основных стилей взаимодействия тренера и спортсмена, способствующий становлению как спортивного мастерства, так и личной зрелости спортсмена в группах спортивно-педагогического совершенствования на базе видов спорта. Его ограничения связаны с профессиональным становлением будущего учителя, когда задачей образовательного процесса становится формирование рефлексивнотворческого компонента профессиональной подготовки.
Стимулирующий стиль взаимодействия педагога со студентами проявляется в стремлении к совместному поиску и поддержке студентов в поиске ценностно-смыслового значения профессионального физкультурного образования, в применении либеральнокооперативных методов руководства, при которых имеют место субъект-объектные отношения, двусторонняя, оперативная обратная связь, позитивность взаимного оценивания с преобладанием поощрений и системы внутренних стимулов, а также одобрительнодоверительный эмоциональный тон. Механизм стимулирования активности студента со стороны педагога можно описать схемой «обсуждение - совет - поддержка», а механизмы внутренней активности студента - «буду -могу - должен», что при условии приоритетности данного стиля в профессиональной подготовке способствует формированию творчески активной личности и ответственного «профессионала - творца». Стимулирующий стиль педагогического взаимодействия благоприятен на всех условиях профессиональной подготовки, но особенно на уровне высшего образования, когда профессионально-творческий подход становится преобразующим в связи с накопившимся двигательным и методическим стилем и научноисследовательским компонентом в профес-
сиональной подготовке. Этот стиль требует больших энергетических и нервных затрат, самоотдачи и творческого поиска педагога. Он может применяться при интеграции знаний, умений и навыков в период подготовки к государственной аттестации выпускника и создает необходимые условия и ценностномотивационную и рефлексивно-творческую базу для профессионального самообразования учителя физической культуры.
Консультативный стиль взаимодействия педагога отличает отсутствие с его стороны поиска ценностно-смыслового значения физкультурно-спортивной деятельности студентов, распространенность либеральных методов руководства, при которых субъект-субъектные отношения отличаются ригидностью позиции педагога, хаотичной инертной обратной связью, отсутствием действенной системы стимулов.
Механизм стимулирования активности студентов со стороны педагога можно описать схемой «предложение - соглашение - консультация», а внутренней активностью учащегося - «хочу - могу - буду». Консультативный стиль взаимодействия педагога может быть эффективен со студентами, обладающими личностным опытом физкультурноспортивной и методической деятельности, желающим заниматься по индивидуальным планам под контролем преподавателя, методиста или самостоятельно, а также с высококвалифицированными спортсменами. Консультативный стиль взаимодействия педагога нежелателен на уровне получения среднего профессионального образования (в период недостаточной профессиональной зрелости), что при несформированности системы профессиональных ценностей приводит к развитию негативного отношения к занятиям спортом студентов в период учебной и педагогической практики. Изучение характера взаимодействия педагогов данного стиля в условиях получения высшего профессионального образования на базе среднего профессионального (по сокращенным программам) показало положительную динамику профессионального роста будущих учителей физической культуры.
Смещение целевых ориентиров в системе непрерывного педагогического образования от наставляющего, консультативного, тренирующего к фасилитативному, направленному на формирование творчески актив-
ной и ответственной личности через развитие и гармонизацию ее духовного и физического потенциалов, позволяет сместить акценты с педагогического руководства и управления учебно-тренировочной деятельностью на
взаимодействие, соуправление и самоуправление.
Библиографический список
1. Вяткин, Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткин. М., 1978.
2. Вяткина, З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя физкультуры / З.Н. Вяткина. Пермь, 1979.
3. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. Казань, 1969.
4. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М., 1996.
5. Манжелей, И.В. Конструктивное взаимодействие в физкультурном образовании / И.В. Манжелей// Теория и практика физ. культуры. 2004. №12. С. 24-26.
6. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. М.,1986.
7. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. М., 1998.
8. Соловьева, Н.И. Становление индивидуально-
го стиля деятельности учителя в системе непрерывного физкультурного образования:
дис.... канд. пед. наук / Н.И. Соловьева. Ярославль, 2003.
9. Соловьев, С.Я. Внедрение и разработка непрерывного физкультурного образования в региональных условиях / С.Я. Соловьев. Ярославль, 2003.
Д.В. ЯГОДИН
Подготовка предпринимательских кадров в России
Организация эффективной подготовки персонала для любого вида деятельности основывается, прежде всего, на исчерпывающей информации, во-первых, о самом виде деятельности, во-вторых, о тех требованиях, которые предъявляются к исполнителям.
Об особенностях предпринимательской деятельности имеется немало высказываний, которые отражены и в учебной и в нормативной литературе. Так, М.Г. Лапуста и др. [1. С. 4-27] приводят ретроспективный обзор научных позиций, начиная с XVIII в. Отмечается, что европейские исследователи выделяют в предпринимательстве самостоятельный, твор-
ческий характер работы предпринимателя. Б.М. Генкин [2. С. 134] свидетельствует о том, что в законодательстве ФРГ предпринимательство, наряду с живописью, архитектурой и другими подобными видами деятельности, объединено по источнику дохода в одну группу.
Гражданский кодекс РФ содержит определение предпринимательства, из которого следует, что эта деятельность связана, во-первых, самостоятельным и ответственным принятием решений. Во-вторых, ее целью является систематическое извлечение прибыли. И, в-третьих, прибыль (основа которой - труд и страховая концепция за риск) извлекается от:
- пользования имуществом;
- продажи товаров;
- выполнения работ;
- оказания услуг.
Перечисленные источники извлечения прибыли является способами создания благ, востребованность которых подтверждается их приобретением и потреблением. Таким образом, очевидно, что в данном случае предпринимательство понимается как направленная на извлечение прибыли хозяйственная деятельность.
Такому пониманию предпринимательства соответствуют и приведенные в [1] суждения Ж.Б. Сэя, П. Друкера, Й. Шумпетера и др. о том, что предпринимательство - это извлечение прибыли с помощью различных комбинаций ресурсов. Й. Шумпетер отмечает также важнейший признак предпринимательства - новаторство [3. С. 148-204]. Не противоречиво такому пониманию и собственное определение, приведенное в [1. С. 21].
Единодушным является и мнение о том, что предпринимательство связано с самостоятельным принятием ответственных хозяйственных решений, то есть речь идет о руководстве трудового коллектива (или персонала организации) или, в крайнем случае, индивидуального хозяйственного функционера (индивидуального предпринимателя).
Итак, для рассматриваемой проблемы подготовки предпринимателей важно понимать: их работа - эта работа первых хозяйственных руководителей. Из этого вытекает исключительная важность предпринимательской деятельности в рыночной экономике и решающая роль предпринимателей в эффективности функционирования всего хозяйства