УДК 37.022;53 ББК 74.586.222
Дубик Мария Артемьевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра физики, методов контроля и диагностики Тюменский государственный нефтегазовый университет
г. Тюмень Dubik Maria Artemievna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Physics, Monitoring Methods and Diagnostics Tyumen State Oil and Gas University Tyumen
Конструирование вузовского учебника физики Physics Textbook Designing for a Higher School
В статье обсуждается проблема раскрытия сущностного содержания технологического подхода к моделированию учебника. Рассматривается структурно-функциональная модель личностно ориентированного
преемственного учебника и деятельность конструирования многоуровневого личностно ориентированного преемственного вузовского учебника физики.
The article discusses the problem of the essential content revealing of the technological approach to textbook designing. The article considers the structural-and-functional model of the personality-oriented successive textbook and the activity of designing the multilevel personality-oriented successive textbook on Physics for a higher school.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель личностно
ориентированного преемственного учебника.
Key words: structural-and-functional model of the personality-oriented successive textbook.
Учебник должен быть научным по содержанию и доступным по форме. На практике имеем учебник научный по содержанию - да, доступный по форме
- не всегда. Анализ учебников показывает, что авторы раскрывают программные вопросы на основе своего личного осмысления науки и действительности и при любой программе у них остаётся большая свобода в отношении глубины отбора содержания. В результате чего учебник становится «не доступен для понимания. Это свойство имманентно в нынешних учебниках и не зависит от способности студентов. А именно: установлено, что в среднем усваивается только 0,1 часть материала учебника; не умеют работать с
учебником 90,3% студентов, 50% студентов пользуются только конспектами» [11-
Учебник является орудием труда студента. Это означает, что студент должен знать назначение, устройство и принцип действия орудия труда, чтобы уметь его применять.
Нами разработана структурно-функциональная модель личностно ориентированного преемственного учебника физики и написано учебное пособие для студентов, служащее образцом освоения содержания учебного текста по курсу физики раздела «Механика» [2; 3].
Студент является автором вариативной части личностно ориентированного преемственного учебника - личностно ориентированного учебника. Это означает, что он знает функциональное назначение учебника и его структуру, понимает содержание учебника и умеет применять его в дальнейшем образовании и самообразовании.
Личностно ориентированный преемственный учебник по курсу физики -это учебник, который обеспечивает общность фундаментальной подготовки специалиста, способствует творческому развитию и самореализации личности в условиях современной информационной среды. Основные функции этого учебника:
1. Учить учиться самостоятельно. Функция направлена на формирование у студента готовности и способности к дальнейшему образованию и самообразованию на последующей ступени системы непрерывного обучения.
2. Обеспечить преемственность. Функция направлена на обеспечение преемственной связи «прошлого» и перспективной преемственной связи «будущего» с «настоящим» знанием и умением студента.
3. Обеспечить целостность системы «учебник - человек - компьютер» (обеспечить целостность книжного учебника и новых информационнокоммуникационных технологий и Интернета). Функция направлена на обеспечение качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями науки, техники и технологии.
Опыт показывает, что единого пути построения структуры учебника нет. В одном направлении структура учебника может строиться по усложнению объекта изучения, а в другом - в соответствии с развитием предмета изучения. Главным дидактическим требованием к учебнику является целостное и
обозримое раскрытие его основной структурной единицы - параграфа.
Под личностно ориентированным преемственным учебником мы понимаем конструкцию, которая состоит из отдельных учебников - базового (инвариантная часть учебника), преемственного и личностно ориентированного (вариативная часть его). Учебники, в свою очередь, состоят из отдельных модулей. Отдельные модули «сшиты» в тематический блок. Тематический блок - структурная единица личностно ориентированного преемственного учебника (рис.1).
В иллюстрации модели:
- величина Рк(1) соответствует уровню знаний, полученных
индивидуально каким-либо студентом до начала его работы с
учебником;
- величина РКБ(1) соответствует уровню знаний, полученных
индивидуально каким-либо студентом после его работы с модулем «Базовые знания» учебника;
- величина Рт(1) соответствует уровню знаний, полученных
индивидуально каким-либо студентом после его работы с модулем «Основные знания» учебника;
- величина РКВ1(1) соответствует уровню знаний, полученных
индивидуально каким-либо студентом после его работы с модулем «Расширенные и углублённые знания - 1» учебника;
т-)КВ2/-\
- величина Р (1) соответствует уровню знаний, полученных
индивидуально каким-либо студентом после его работы с модулем «Расширенные и углублённые знания - 2» учебника.
р
К
(1)
Модуль
«Базовые
знания»
РКБ(1)
эКП
Модуль
«Основные
знания»
(1)
Модуль (Расширенны и углублённые знания-1»
кКВ
Базовый учебник (блок 1-ой темы) Преемственный учебник (блок 1-ой темы)
(1)
Модуль Расширенные и углублённы знания-2»
Личностно ориентированный преемственный учебник (блок 1-ой темы)
Рис. 1. Модель блока 1-ой темы личностно ориентированного преемственного учебника физики для студентов технического вуза
Параметр (1) соответствует номеру блока темы и последовательно принимает значения 1, 2, ... п. Индекс (Б) обозначает базовый уровень знаний какого-либо студента, (П) - повышенный, (В 1) и (В 2) - высокий [2, 40].
Личностно ориентированный преемственный учебник - учебник по типу методическая разработка.
С целью обеспечения доступности усвоения содержания физического образования конструктор-автор конструирует на основе альтернативных учебников базовый учебник. Базовый учебник состоит из двух модулей: «Базовые знания» и «Основные знания».
Под «базовыми знаниями» мы понимаем знания и умения, без которых невозможно сознательное усвоение студентом изучаемой дисциплины.
Функция модуля «Базовые знания» - «корректировка назад» (понятие «корректировка назад» ввела Е. В. Рыкова [4]). «Корректировка назад»:
- предполагает диагностику ранее накопленных студентом знаний и умений;
- обеспечивает готовность студента к полноценному усвоению им изучаемой дисциплины на данной ступени системы непрерывного образования.
Под «основными знаниями» мы понимаем знания и умения, без которых невозможно усвоение обеспечиваемых дисциплин.
Функция модуля «Основные знания»:
- формирование познавательной потребности студента (стремление узнавать новое и на основе этого, новое создавать);
- учить учиться самостоятельно (учить студента самостоятельному добыванию знаний с опорой на информационно-коммуникационные технологии и Интернет).
Технологический подход к конструированию базового учебника:
С одной стороны, позволяет выполнять коррекцию и рефлексию, освобождает учебник от дублирования учебных элементов и от предварительного их изложения, что сохраняет логическую целостность учебного материала.
С другой - через преемственность «прошлого» знания и «настоящего» незнания обеспечивает студенту доступность восприятия информации, ориентированной на фундаментальные знания и естественное нарастание знаний и умений его.
Базовый учебник может быть одинаковым для студентов технического вуза одного направления.
С целью обеспечения доступности усвоения учебного материала конструктор-преподаватель строит преемственный учебник. Преемственный учебник - это конструкция, которая представляет собой базовый учебник, дополненный модулем «Расширенные и углублённые знания - 1».
Под «расширенными и углублёнными знаниями - 1» мы понимаем знания и умения, которые студент усваивает. Автор-преподаватель «вводит» в учебный текст базового учебника тексты монографий и научных статей, которые в преемственном учебнике должны обрести новую структуру. Он
преобразует текст научного текста таким образом, чтобы сохранить определённое тождество между научным текстом (структурой научного текста) и учебным текстом (новой структурой научного текста).
Функция модуля «Расширенные и углублённые знания - 1» -
«корректировка вперёд» (понятие «корректировка вперёд» ввела Е. В. Рыкова [4]). «Корректировка вперёд» предполагает:
- расширение и углубление знаний и умений студента;
- учить учиться самостоятельно (учить студента самостоятельному добыванию знаний с опорой на информационно-коммуникационные технологии и Интернет).
Преемственный учебник может быть одинаковым для студентов технического вуза одного профиля.
С целью обеспечения доступности освоения материала конструктор-студент строит личностно ориентированный учебник. Личностно ориентированный учебник - это конструкция, которая представляет собой преемственный учебник, включающий дополнительно модуль «Расширенные и углублённые знания - 2».
Под «расширенными и углублёнными знаниями - 2» мы понимаем знания, которые студент осваивает в соответствии со своими способностями и потребностями.
Функция модуля «Расширенные и углублённые знания - 2» -
«корректировка вперёд». «Корректировка вперёд» предполагает
самообразование студента (обеспечивает студенту доступность восприятия информации через перспективную преемственность «настоящего» знания и «будущего» незнания его).
Личностно ориентированный учебник является индивидуальной образовательной траекторией освоения студентом учебного материала и материала профессиональной направленности, ориентированной на будущую специальность. Личностно ориентированный учебник у каждого студента свой. Свой учебник позволяет студенту прожить его по-своему: вносить в него смысловоё содержание и понимание, перерабатывать и делать его уникальным в результате применения.
Характерной особенностью преемственного и личностно ориентированного учебника является:
- интенсивная работа с компьютерным представлением базы учебных материалов;
- подготовка и проведение через компьютерную сеть электронных изданий компьютерных вариантов модуля «Расширенные и углублённые знания - 1» и «Расширенные и углублённые знания - 2».
Технологический подход к конструированию преемственного и личностно ориентированного учебника обеспечивает студенту доступность восприятия информации физической и профессиональной направленности через перспективную преемственность «настоящего» знания и «будущего» незнания, а также позволяет естественное нарастание знаний и умений его.
Таким образом, технологический подход к моделированию учебника позволяет сконструировать многоуровневый вузовский учебник физики, который обеспечивает понимание студентом текста учебника, что является исходным условием успешности использования учебника.
Библиографический список
1. Костенко, И.П. Вузовские учебники математики: узел проблем [Текст] / И. П. Костенко // Педагогика. - 2005. - № 9. - С. 98 - 109.
2. Дубик, М. А. Современный учебник и его конструирование (на примере личностно ориентированного преемственного учебника физики для технических вузов) [Текст]: монография / М. А. Дубик. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 120 с.
3. Дубик, М. А. Механика [Текст]: Учебн. пособие / М. А. Дубик. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 124 с.
4. Рыкова, Е. В. Проблема корректировки базовых знаний по физике в условиях вуза [Текст] / Е. В. Рыкова, В. Т. Рыков // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 3. - С. 94 - 96.
Bibliography
1. Dubik, M. A. Modern Textbooks and Its Designing [Text]: Monograph / M. A. Dubik. -Tyumen: TSOSU, 2010. - 120 p.
2. Dubik, M.A. Mechanics [Text]: Study Guide / M. A. Dubik. - Tyumen: TSOSU, 2010. -
124 p.
3. Kostenko, I.P. Higher School Mathematics Textbooks: Centre of Problems [Text] / I.P. Kostenko // Pedagogics. -2005. - № 9. - P. 98 - 109.
4. Rykova, E.V. The Problem of Adjusting the Basic Knowledge on Physics at a Higher School [Text] / E.V. Rykova, V.T. Rykov // Success of Modern Natural Science. - 2005. - № 3. - P. 94 - 96.