Научная статья на тему 'Требования к конструированию вузовского учебника физики'

Требования к конструированию вузовского учебника физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИК ФИЗИКИ / ВУЗ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / TEXTBOOK ON PHYSICS / HIGHER SCHOOL / DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубик Мария Артемьевна

В статье рассматриваются требования теории учебника нового поколения к конструированию личностно ориентированного преемственного учебника физики для студентов технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Requirements to Physics Textbook Designing for Higher School Students

The article discusses requirements of the new generation textbook theory to designing the personality oriented and successive textbook on Physics for higher technical school students.

Текст научной работы на тему «Требования к конструированию вузовского учебника физики»

УДК 37.022;53 ББК 74.586.222

Дубик Мария Артемьевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра физики, методов контроля и диагностики Тюменский государственный нефтегазовый университет

г. Тюмень Dubik Maria Artemievna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Physics, Monitoring Methods and Diagnostics Tyumen State Oil and Gas University Tyumen

Требования к конструированию вузовского учебника физики The Requirements to Physics Textbook Designing for Higher School Students

В статье рассматриваются требования теории учебника нового поколения к конструированию личностно ориентированного преемственного учебника физики для студентов технического вуза.

The article discusses requirements of the new generation textbook theory to designing the personality oriented and successive textbook on Physics for higher technical school students.

Ключевые слова: учебник физики, вуз, конструирование.

Key words: textbook on Physics, higher school, designing.

Курс на технологическую модернизацию российской экономики, как

приоритет 2011 - 2020 гг., требует нового качества подготовки кадров.

Во-первых, подготовка кадров с новыми профессиональными компетенциями напрямую связана с развитием фундаментальных наук. Физика - одна из фундаментальных наук. Успешное усвоение физики студентами в техническом вузе подготавливается усвоением ими школьного курса физики. Вузовский курс физики создаёт научную и методологическую базу для успешного усвоения студентами дисциплин профессионального цикла. Это обуславливает необходимость системного подхода к изучению физики на ступени «школа - вуз» и к изучению физики и дисциплин профессионального цикла на вузовской ступени системы непрерывного образования.

Во-вторых, подготовка кадров с новыми профессиональными компетенциями невозможна без наращивания общекультурных компетенций. Институ-

циональные изменения в российской науке и образовании обуславливают необходимость поиска механизмов интеграции традиционных и новейших способов организации средств информационного обеспечения образовательной практики.

Одним из средств информационного обеспечения образовательной практики является реальное новое поколение учебников физики. Выполненные нами исследования показывают:

1. Большая часть школьных учебников физики являются недоступными для учащихся. И, как следствие, большая часть их не может обеспечить готовность выпускников школы к обучению в вузе. В условиях массового высшего образования и внедрения в вузы электронно-библиотечных систем, а также всё сокращающегося объёма времени на аудиторные занятия и увеличения доли самостоятельной работы вузы вынуждены доучивать студентов-первокурсников. С целью освобождения последних от необходимости доучивать студентов-первокурсников нужно новое поколение линии учебников физики.

2. Действующие учебники физики для студентов технического вуза являются недоступными для них. Основная причина недоступности учебников кроется в том, что учебники не направлены на формирование у студентов информационно-коммуникативных (читательских) компетенций. С целью обеспечения доступности усвоения/освоения студентом учебного текста нужно новое поколение вузовского учебника физики.

Построение вузовского учебника физики нового поколения затруднено тем, что требования теории учебника индустриальной эпохи уже не отвечают требованиям к построению учебника нового поколения, а требования теории учебника постиндустриальной эпохи ещё не разработаны.

Возникла потребность в разработке требований теории учебника нового поколения. Нами сформулированы теоретические положения к требованиям и технологии создания вузовского учебника физики нового поколения:

1. Полное и всестороннее раскрытие программы дисциплины с отражением последних научных открытий в области физики и достижений техники.

2. Обеспечение целостности фундаментального образования (обеспечение преемственности научных и методологических знаний, полученных при изучении физики на школьной ступени и физики и дисциплин профессионального цикла на вузовской и после вузовской ступени системы непрерывного образования).

3. Обеспечение внутренних и междисциплинарных связей, гарантирующих целенаправленное формирование у студентов дисциплинарных, профессиональных и общекультурных компетенций.

4. Реализация личностно ориентированного обучения (создание условий для самореализации самодвижения студента в учебно-воспитательном процессе).

5 Реализация тенденции усиления взаимодействия в системе «учебник + человек + компьютер».

6. Структурно-содержательное дозирование объёма учебного материала с учётом эргономических параметров и нормативов.

Рассмотрим деятельность конструирования личностно ориентированного преемственного учебника физики для студентов технического вуза на основе разработанных нами требований теории учебника нового поколения.

Под личностно ориентированным преемственным учебником физики понимаем учебник-конструкцию, который состоит из отдельных учебников: базового, преемственного и личностно ориентированного. Учебники - из отдельных модулей: базовые знания, основные знания, лекционного и личностно ориентированного. Модули «сшиты» в тематический блок [1].

Автор (учёный физик) рукописи пишет учебный текст. Он ищет и находит методы изложения физических теорий и методы научного познания окружающего мира.

В содержании текста рукописи «можно выделить некоторую часть, которая характеризует текст с точки зрения тематической. Другая часть направляет

и организовывает работу студента [выделено и изменено нами - М. Д.] с тематическим содержанием и характеризует учебный текст с точки зрения эксплуатационной» [2, 138]. С целью отыскать наилучшие способы передачи содержания, усовершенствовать те из них, которые «заложены» автором в рукопись, автор-учёный учебника выполняет анализ содержания текста рукописи. Он пишет учебник, в котором усиливает эксплуатационные характеристики текста рукописи.

Вузовский учебник автора-учёного, являясь научным по содержанию, нередко остаётся недоступным по форме для отдельно взятого студента. Пути преодоления трудностей в обеспечении доступности учебника связываем с изменением его свойств (качеств), изменить которые может только автор учебника.

По умению применять учебник в своей профессиональной деятельности учёные выделяют три группы преподавателей: преподаватели первой группы -преподаватели, которые только начинают свою педагогическую деятельность; второй - преподаватели, которые накопили педагогический опыт; третьей -преподаватели-методисты [3].

С целью обеспечения доступности освоения учебного материала преподаватель-методист выявляет эксплуатационные особенности учебника автора-учёного и ведёт поиск способов их усиления. Он - конструктор-учёный - конструирует одинаковый для студентов одного направления обучения базовый учебник личностно ориентированного преемственного учебника, который является «фундаментом» учебника-конструкции. При конструировании базового учебника учебника-конструкции конструктор-учёный учитывает следующие вопросы (требования):

- объём и содержание учебного материала;

- структура учебного материала;

- научность изложения учебного материала;

- глубина раскрытия учебного материала;

- влияние учебного материала на воспитание студента;

- влияние учебного материала на развитие студента;

- методика изложения учебного материала;

- логика раскрытия учебного материала;

- доступность изложения учебного материала (учебник не должен быть отягощён громоздкими формулами: свести их количество к минимуму, чтобы дать возможность понять физику явлений);

- преемственность содержания учебного материала [выделено и дополнено нами - Д. М.];

- содержание вопросов и задач;

- содержание иллюстративного материала;

- язык учебника;

- полиграфическое оформление учебника [4].

С целью обеспечения доступности усвоения учебного материала конструктор-преподаватель преемственного учебника учебника-конструкции:

- дополняет и совершенствует тематические характеристики учебника ав-тора-учёного/конструктора-учёного (включает в содержание научные тексты и формирует деятельность составления конспекта невербального текста);

- выявляет и учитывает преемственные междисциплинарные связи содержания учебного материала курса физики и дисциплин профессионального цикла;

- формирует у студентов деятельность конспектирования вербального текста (лекции);

- выявляет и совершенствует эксплуатационные характеристики учебника автора-учёного/конструктора-учёного. Конструктор-преподаватель, который накопил педагогический опыт, усиливает их, который только начинает свою педагогическую деятельность, следует им при передаче тематического содержания в преемственном учебнике учебника-конструкции.

Конструктор-преподаватель конструирует одинаковый для студентов одной специальности преемственный учебник, который является «нижними этажами» учебника-конструкции. При конструировании преемственного учебника

учебника-конструкции он уделяет внимание следующим компонентам (требованиям):

Первый компонент - моделирование логики процесса научного познания, которая реализуется посредством гипотетико-дедуктивного метода, структура которого раскрывается при использовании изучаемого частного метода.

Второй - изучение форм кодирования информации, с помощью которых происходит процесс моделирования на основе изучаемого частного метода.

Третий - изучение структуры частного теоретического метода и создание ориентировочной основы третьего типа, которая в дальнейшем будет использоваться для поэтапного формирования действий и операций, входящих в состав структуры частного метода [5, 43].

Студенты по-разному осваивают невербальную и усваивают вербальную информацию. Для того чтобы содержание базового и преемственного учебника учебника-конструкции «пришлось впору» тем студентам, которые будут работать с данным учебником, конструктор-учёный и конструктор-преподаватель учитывают общий уровень подготовки студентов и место, которое занимает физика в структуре профессионального образования.

На лекционном занятии слушатель-студент выполняет конспект лекционного модуля учебника-конструкции, после лекционном - конструктор-студент, усвоив деятельность конструирования личностно ориентированного учебника (деятельность составления конспекта невербального учебного, естественнонаучного и профессионального текста и деятельность конспектирования вербального учебного текста), выполняет конструирование личностно ориентированного учебника физики. С целью обеспечения успешности усвоения учебного материала конструктор-студент усиливает тематические особенности содержания преемственного учебника. Личностно ориентированный учебник является «верхними этажами» учебника-конструкции, а также является индивидуальной образовательной траекторией освоения учебного материала, естественнонаучной и профессиональной информации отдельно взятым студентом. Личностно

ориентированные учебники отличаются даже для студентов одной специально-

сти.

Таким образом, требования теории учебника нового поколения к конструированию личностно ориентированного преемственного учебника физики для студентов технического вуза:

- обеспечивают возможность конструктору-автору найти методы доступного для студента изложения физических теорий и методов познания окружающего мира;

- конструктору-преподавателю - методы усвоения (обучения) студентом научных теорий и методов научного познания;

- конструктору-студенту - методы освоения (учения) им самим научных теорий и методов научного познания и выполнить его конструирование.

Библиографический список

1. Дубик, М.А. Конструирование вузовского учебника [Текст]/ М.А. Дубик// Вестник Челябинскс. гос. пед. ун-та. - 2011. - № 5. - С. 41 - 47.

2. Аденин, В.А. Конструирование школьного учебника [Текст]/ В.А. Аде-нин// Школьные технологии. - 2004. - № 2. - С. 134 - 143.

3. Грицевский, И.М. От учебника - к творческому замыслу урока: Книга для учителя [Текст]/ И.М. Грицевский, С.Э. Грицевская. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.

4. Буров, В.А. Методика проверки экспериментальных учебников (на примере школьных учебников физики) [Текст]: сб. статей/ В.А. Буров// Проблемы школьного учебника (О специфике учебников математики, физики, астрономии, химии, черчения и трудового обучения). - М.: Просвещение, 1983. - Вып. № 12. - С. 127 - 143.

5. Бершадская, Е.А. Организационные формы обучения студентов технических вузов применению методов научного познания [Текст]/ Е.А. Бершадская// Педагогические технологии. - 2006. - № 4. - С. 39 - 49.

Bibliography

1. Adenin, V.A. School Textbook Designing [Text]/ V.A. Adenin // School Technology. - 2004. - № 2. - P. 134 - 143.

2. Bershadskaya, E.A. Organizational Forms of Higher Technical School Students’ Training for Using the Scientific Cognition Methods [Text]/ E.A. Bershadskaya // Educational Technology. - 2006. - № 4. - P. 39 - 49.

3. Burov, V.A. Checking Technique of Experimental Textbooks (By the Example of School Physics Textbooks) [Text]: Collected Articles / V.A. Burov // Prob-

lems of a Textbook (About Specific Character of Textbooks on Mathematics, Physics, Astronomy, Chemistry, Drawing and Labour Training). - M.: Education, 1983. - Issue № 12. - P. 127 - 143.

4. Dubik, M.A. Textbook Designing for Higher School [Text] / M.A. Dubik// Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2011. - № 5. - P. 41 - 47.

5. Gritsevsky, I.M. From the Textbook To a Creative Lesson Plan: Teacher’s Book [Text]/ I.M. Gritsevsky, S.E. Gritsevsky. - M.: Education, 1990. - 207 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.