6. Izard, K.Eh. Psikhologiya ehmociyj. - SPb., 1999.
7. Labunskaya, V.A. Ehkspressiya cheloveka: obthenie i mezhlichnostnoe poznanie. - Rostov n/D., 1999.
Статья поступила в редакцию 29.12.12
УДК 37.022;53
Tulkibaeva N.N., Dubik M.A. INDEPENDENT WORK OF STUDENT WITH TEXTBOOK ON PHYSICS. This article presented description of structural-functional model of personality oriented and successive textbook on physics, model of activity designing of personality oriented and successive textbook and model of activity compiling of conspectus of the educational text. In article presented description of independent work of the student with textbook on physics at lecture and after lecture at home.
Key words: independent work, personality oriented and successive textbook.
Н.Н. Тулькибаева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики, Челябинский гос. педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: tulkibaevann@mail.ru; М.А. Дубик, канд. пед. наук, доц. каф. физики, методов контроля и диагностики Тюменский гос. нефтегазовый университет, г. Тюмень,
E-mail: MarivaDubik@vandex.ru
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА С УЧЕБНИКОМ ФИЗИКИ
В статье представлена структурно-функциональная модель личностно ориентированного преемственного учебника физики и модель деятельности конструирования его, модель деятельности составления конспекта учебного текста. Приведено описание самостоятельной работы студента с учебником физики на аудиторном и внеаудиторном занятии.
Ключевые слова: самостоятельная работа, личностно ориентированный преемственный учебник.
Физика является основополагающим образовательным и мировоззренческим курсом в фундаментальной подготовке инженеров.
Выпускники школы получают статус студента, но это не означает, что они готовы учиться в вузе. Отдельные вузы проводят «входное тестирование» знаний и умений первокурсников и, как результат, вводят в учебную программу дополнительно «восстановительный» курс лекций по физике, чтобы «получить» студента-первокурсника подготовленного к успешному обучению на качественно новой (вузовской) ступени образования [1]. С целью освобождения последних от необходимости доучивать студентов-первокурсников нужно реальное новое поколение линии учебников физики в системе непрерывного образования.
В соответствии с требованиями к результатам усвоения образовательной программы у выпускника школы должна быть сформирована читательская компетентность. Диагностирование способностей и возможностей студента-первокурсника технического вуза позволило нам выявить три группы студентов по умению понимать содержание учебного физического текста и представлять его в новой форме:
- студенты-первокурсники первой группы - студенты, у которых не сформирована читательская компетентность, необходимая для субъективного овладения будущей учебной деятельностью;
- второй группы - студенты, у которых сформирована читательская компетентность, необходимая, но не достаточная для субъективного овладения будущей учебной деятельностью;
- третьей группы - студенты, у которых сформирована читательская компетентность, необходимая и достаточная для субъективного овладения будущей учебной деятельностью.
Результаты диагностирования подводят нас к выводу, что студент первой и второй группы готов усваивать учебную физическую информацию «вместе» с преподавателем. Студент третьей группы готов осваивать её «сам». С целью устранения разницы в исходных позициях студентов с разной степенью начальной подготовки и подведения студентов каждой группы к тому, что значительная часть учебного материала ими будет изучаться самостоятельно в процессе поиска, переработки и понимания учебной информации, нужно реальное новое поколение вузовского учебника физики.
В условиях массового высшего образования и внедрения в вузы электронно-библиотечных систем, а также всё сокращающегося объёма времени на аудиторные занятия и увеличения доли самостоятельной работы личностно ориентированный преемственный учебник физики для студентов технического вуза является учебником нового поколения. Личностно ориентированный преемственный учебник - это комплексная информационная модель, удовлетворяющая условию многомерного образования:
1) совокупность теоретических положений о физических явлениях природы, представленных на бумажном/электронном носителе;
2) деятельность по усваиванию/осваиванию совокупности естественнонаучных и методологических знаний, а также дисциплинарных и общекультурных компетенций;
3) средство а) информационного обеспечения образовательной практики; б) преемственности отдельных ступеней системы непрерывного образования; в) допуска индивидуальной траектории продвижения по нему обучающегося.
Структурная модель личностно ориентированного преемственного учебника строится на основе категории «часть - целое». Целое - личностно ориентированный преемственный учебник - имеет радиально-концентрированную модель электронного учебника. Часть - базовый, преемственный и личностно ориентированный учебник учебника-конструкции - имеет научно-конструкторскую модель книжного учебника.
Структурную модель личностно ориентированного преемственного учебника как целостной системы называем структурно-функциональной (рис. 1).
В иллюстрации модели:
- величина Рк0) соответствует уровню знаний, полученных студентом до начала его работы с учебником;
- величина РКБ(0 соответствует уровню знаний, полученных студентом после его работы с модулем «Базовые знания» базового учебника;
- величина Ркп(0 соответствует уровню знаний, полученных студентом после его работы с модулем «Основные знания» базового учебника;
- величина РКВ1(0 соответствует уровню знаний, полученных студентом после его работы с лекционным модулем преемственного учебника;
- величина РКВ2(0 соответствует уровню знаний, полученных студентом после его работы с личностно ориентированным модулем личностно ориентированного преемственного учебника.
Параметр 0) соответствует номеру блока темы и последовательно принимает значения 1, 2, ... п. Индекс (Б) обозначает базовый, (П) - повышенный, (В 1) и (В 2) - соответственно высокий и более высокий уровень знаний студента.
Структурно-функциональная модель личностно ориентированного преемственного учебника позволяет увидеть, что внутри себя она содержит указания на возможную деятельность конструирования личностно ориентированного преемственного учебника. С помощью такой модели можно осваивать содержание учебной, в перспективе научной и профессиональной информации. А именно, выявить в учебном тексте:
Рис. Структурно-функциональная модель личностно ориентированного преемственного учебника.
Условные обозначения:
- главное; Ц - доказательство (аргументирование) главного; Д - иллюстрация доказательства главного
- главное в тексте (Г). В иллюстрации модели видно, что главное в тексте расширяется и углубляется при переходе от одного учебника (модуля учебника) к другому;
- доказательство (аргументирование) главного в тексте (Д). В иллюстрации модели видно, авторы базового (ДБ), преемственного (ДП), личностно ориентированного (ДЛО) учебника приводят своё доказательство (аргументирование) главного в тексте, то есть формулируют свою точку зрения;
- иллюстрации доказательства главного в тексте (И). В иллюстрации модели видно, авторы базового (ИБ), преемственного (ИП), личностно ориентированного (ИЛО) учебника приводят свои примеры, иллюстрирующие доказательство главного в тексте. Стрелочки в иллюстрации модели служат инструкцией к выполнению деятельности конструирования личностно ориентированного преемственного учебника в определённом направлении [2].
С личностно ориентированным преемственным учебником студенты каждой группы работают неодинаково. Рассмотрим, каким образом личностно ориентированный учебник обеспечивает личностное знание студента, когда тот усваивает учебную информацию «вместе» с преподавателем. Практика показывает, что большая часть студентов-первокурсников может вести запись лекции только под диктовку. С целью «получить» студента, усвоившего деятельность конспектирования лекции, на лекционном занятии формируем деятельность конспектирования лекции [3]. Задаём всю систему ориентировочных действий в виде специальных инструкционных карточек, на которых записаны все инструкции о действиях в той последовательности, которую надо осуществлять при составлении конспекта лекции. На аудиторном занятии формируем у студента ориентировочные и исполнительские действия деятельности конспектирования лекции, внеаудиторном - студент осваивает контрольные действия деятельности.
Результатом аудиторной самостоятельной деятельности студента является конспект лекции - конспект лекционного модуля учебника-конструкции.
Рассмотрим, каким образом личностно ориентированный учебник обеспечивает личностное знание студента, когда тот осваивает учебную, научную и профессиональную информацию «сам» без преподавателя. У такого студента сформирована читательская компетентность. Им накоплен опыт поиска, переработки и овладения правильным пониманием учебной информации.
Поясним на примере учебного текста «Уравнение движения тела переменной массы», каким образом студент осваивает его [4, с. 21-23].
Читатель-студент работает с учебным текстом поэтапно. На этапе обдумывания заголовка текста:
1) читатель-студент вспоминает, что он уже знает и умеет по теме - уравнение движения ракетного снаряда при условии, что топливо сгорает и образовавшийся газ выбрасывается весь сразу. Выполняет вывод формулы Циолковского, используя закон сохранения импульса для замкнутой системы тел, движущихся с малыми скоростями;
2) выявляет, что он ещё не знает и не умеет по теме - уравнение движения ракетного снаряда при условии, что топливо сгорает и образовавшийся газ выбрасывается по частям.
Мотивирует себя на усвоение новой информации самостоятельно.
На этапе общения и мысленного диалога с автором:
1) читатель-студент наблюдает явление движения тела переменной массы (проводит мысленный эксперимент);
2) описывает движение ракетного снаряда при условии, что топливо сгорает и образовавшийся газ выбрасывается по частям.
На этапе осмысления прочитанного:
1) читатель-студент объясняет явление движения тела переменной массы. Выполняет вывод уравнения Мещерского, используя закон сохранения импульса для открытой системы тел, движущихся с большими скоростями;
2) предвидит, что в предельном случае уравнение Мещерского преобразуется в формулу Циолковского.
Решает учебные задачи. В перспективе может и умеет решить задачи технического содержания.
Предвидит, что закон сохранения импульса - фундаментальный закон природы: закон сохранения импульса справедлив в классической нерелятивистской механике (знаю), релятивистской (узнал) и в квантовой (узнаю).
Хотя студент, усвоивший методы научного познания (описание, объяснение и предвидение), делает информацию понятной и раскрывает её смысл, преподаватель должен консультировать студента, так как «без помощи преподавателя студенты [выделено и изменено нами - М.Д.] не смогут вскрыть ни сущность усваиваемых понятий, ни содержание эффективных способов работы с ними. Самостоятельное продвижение оставит их на поверхности предмета усвоения» [5, с. 45].
Структурно-функциональная модель личностно ориентированного преемственного учебника позволяет увидеть, что внутри себя она содержит указания на возможную деятельность составления опорного конспекта невербального текста. Стрелочки в иллюстрации модели базового и личностно ориентирован-
Библиографический список
ного учебника учебника-конструкции служат инструкцией к выполнению деятельности составления опорного конспекта невербального текста в определённом направлении.
Студент, усвоивший деятельность составления опорного конспекта невербального текста на ступени понимания на подуровне кодирования, умеет составить опорный конспект учебного и научного текста, а значит, внести изменения и дополнения в конспект лекции.
Результатом внеаудиторной самостоятельной деятельности студента является личностно ориентированный модуль учебника-конструкции на бумажном или электронном носителе.
Таким образом, в процессе конспектирования лекционного модуля учебника-конструкции студент выполняет аудиторную самостоятельную работу по переводу им нового знания из устной речи лектора-преподавателя в свою письменную речь. В процессе конструирования личностно ориентированного модуля учебника-конструкции он выполняет внеаудиторную самостоятельную работу по переводу им нового знания из письменной формы во внутреннюю речь. В теории поэтапного формирования умственных действий этапы внутренней речи и умственного действия проходят без непосредственного участия преподавателя, это и определяет минимальное участие преподавателя в самостоятельной работе студента с личностно ориентированным преемственным учебником физики и создаёт предпосылки для её максимальной самостоятельности.
1. Щевелева, Г.М. Диагностическое тестирование предметных знаний первокурсников // Педагогика. - 2001. - № 7.
2. Дубик, М.А. Современный учебник и его конструирование (на примере личностно ориентированного преемственного учебника физики для технических вузов). - Тюмень, 2010.
3. Дубик, М.А. Формирование информационно-коммуникативной компетентности у студентов технического вуза (на примере освоения курса физики): уч-метод. пособие. - Тюмень, 2011.
4. Трофимова, Т.И. Курс общей физики: учебн. пособие для вузов. - М., 2007.
5. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975.
Bibliography
1. Theveleva, G.M. Diagnosticheskoe testirovanie predmetnihkh znaniyj pervokursnikov // Pedagogika. - 2001. - № 7.
2. Dubik, M.A. Sovremennihyj uchebnik i ego konstruirovanie (na primere lichnostno orientirovannogo preemstvennogo uchebnika fiziki dlya tekhnicheskikh vuzov). - Tyumenj, 2010.
3. Dubik, M.A. Formirovanie informacionno-kommunikativnoyj kompetentnosti u studentov tekhnicheskogo vuza (na primere osvoeniya kursa fiziki): uch-metod. posobie. - Tyumenj, 2011.
4. Trofimova, T.I. Kurs obtheyj fiziki: uchebn. posobie dlya vuzov. - M., 2007.
5. Talihzina, N.F. Upravlenie processom usvoeniya znaniyj. - M., 1975.
Статья поступила в редакцию 20.12.12
УДК 004+37
Bogatenkov S.A. CLASSIFICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE IN VOCATIONAL AND EDUCATIONAL EDUCATION SEEN AS DIDACTIC SAFETY. The classification of information and communication skills in vocational and teacher training on the objectives, the nature, areas of activity and the level education. Classification could determine the trajectory of the formation of ICT competence of the student to any basic education Key words: classification, information and communication competence, professional teacher education, teaching safety.
С.А. Богатенков, канд. техн. наук, доц., зав. каф. информационных технологий, вычислительной техники и предметных методик Челябинского гос. педагогического университета, г. Челябинск, Email: ser-bogatenkov@vandex.ru
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР ДИДАКТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Дана классификация информационных и коммуникационных компетенций в профессионально-педагогическом образовании по целям, характеру, области деятельности и уровню образования. Классификация позволяет определить траекторию формирования ИКТ-компетентности студента с любым базовым образованием.
Ключевые слова: классификация, информационные и коммуникационные компетенции, профессионально-педагогическое образование, дидактическая безопасность.
Модернизация образования обуславливает потребность в развитии профессиональной компетентности учителя, отвечающей современному информационному обществу, отличающемуся применением информационных технологий во всех сферах деятельности и наличием угроз безопасности. В Концепции
национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.97г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000г. № 24), отмечается, что в современных условиях всеобщей информатизации и развития информационных технологий усиливаются угрозы национальной безопасности Россий-