Научная статья на тему 'Конструирование российской идентичности: ресурсы русского'

Конструирование российской идентичности: ресурсы русского Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
273
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ / СИМВОЛИЧЕСКИЙ РЕСУРС / РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / RUSSIAN / SYMBOLIC RESOURCE / RUSSIAN IDENTITY / SOCIAL CONSTRUCTION OF CO-MEMBERSHIP

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тхакахов Валерий Хазраилович

В статье рассматривается символическая роль понятия «русский» в конструировании российской идентичности. Представлены авторская точка зрения и доводы о причинах роста и расширения функционального использования этнонима «русский» в экономической и социальной сферах российского общества. В статье представлены некоторые названия компаний, брендов и продуктов, содержащих понятие «русский». Растущий интерес к «русскому», на взгляд автора, позиционируется как негосударственное движение индивидуальных и коллективных субъектов, ориентированных на идеологию успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction of the Russian identity: resource of the concept Russian

The article focuses on symbolic role of the concept Russian in developing Russian identity. It reveals the reasons for an increase in functional use of the ethnonym Russian in economical and social area of Russian society. In addition, it list some companies, brands, products which name contain the concept Russian and which use it as a resource. Growing interest in Russian is positioned as a nonstate movement of individual and collective actors, focused on the ideology of success

Текст научной работы на тему «Конструирование российской идентичности: ресурсы русского»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 12

Вып. 3

ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ

УДК 82-31 В. Х. Тхакахов

КОНСТРУИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: РЕСУРСЫ РУССКОГО

Значительный период советской и даже постсоветской истории категория «русское» являлось объектом подозрений, скепсиса, критики, деконструкции в науке и идеологии. Русское преимущественно связывалось с имперским прошлым России, с великодержавным шовинизмом и национализмом. Русское отождествлялось с отсталостью (социально-экономической, культурно-цивилизационной, политической), консерватизмом и отрицательным ресурсом.

Русофобия, табу на «русское» — мейнстрим постромановской истории России. По существу был произведен социальный и культурно-цивилизационный обмен русского как национального на советское как интернационального. Здесь советское, мобилизуя ресурсы русского, выступило инструментом реализации очередного отечественного проекта модернизации общества, культуры и идентичности. Цена проекта — прощание с русским как отдельным, самодостаточным и доминирующим явлением, определявшим в имперский период культурную идентичность. Официально подобный разрыв обосновывался необходимостью преодоления вековой отсталости, проблем догоняющей цивилизации, наследия царского колониализма. В итоге русское оказалось замкнутым в этнических границах. Несовпадение последних с культурным и ци-вилизационным основаниями русского углубилось. К этому следует добавить и само сужение этнического пространства русского, когда малоросский и белоросский субстратные элементы приобрели самостоятельный статус и стали конструироваться как отдельные, независимые образования, хотя риторические оговорки в форме «братства», «дружбы», «единства» и «вечной любви» постоянно присутствовали как фоновые практики.

Не имея возможности осуществить в рамках настоящего исследования глубокий ретроспективный анализ рассматриваемой проблемы, ограничимся констатацией сказанного и переориентируем наше внимание на феномен современного беспрецедентного роста интереса к русскому преимущественно в пространстве общественных и индивидуальных символических практик. Мы намерены показать некоторые основные направления экспансии «русского» и попытаться вскрыть причины и последствия данного процесса.

© В. Х. Тхакахов, 2012

Процесс постсоветского конструирования российской идентичности продолжается. Шаг за шагом формируются агентская база, ресурсы и капиталы, которые определяют характер, специфику и основные направления российской сопринадлежности. В рамках настоящей статьи наше внимание будет занимать феномен современного роста интереса к русскому как символическому ресурсу российской идентичности.

В настоящее время мы находимся на этапе нового возрождения русского. Ключевая прогрессия в развертывании русского приходится, на наш взгляд, на первую половину двухтысячных годов. Политически это сопрягается с периодом первого президентства В. В. Путина. Экономически отсчет формирования активного интереса к русскому, особенно как к бренду, совпадает со временем благоприятной конъюнктуры на основные статьи экспорта России; либерализацией и стимулированием отечественной деловой активности (введением «плоской» шкалы налогообложения, ростом интереса к внутреннему производству, развитием широкой сети инструментов потребления товаров, работ, услуг; быстрым движением к евроцивилизационным стандартам в области политики доходов и т. п.). Созданы новая экономическая инфраструктура и условия для развития отечественного предпринимательства.

Данные процессы имеют определенное восприятие в общественном сознании граждан России. Люди понимают, что на глазах одного поколения формируется возможность преодоления вековой цивилизационной проблемы — проблемы отставания и догоняющего развития. Одновременно с этим появляется стойкое убеждение о реальности иного невестернизированного пути развития (что успешно доказали японская модель, корейский и китайский прорывы, турецкий «марш», а также успехи стран Юго-Восточной Азии). Впервые за долгий период достижения России, имеющие кумулятивный эффект, сопрягаются не только с успехами исключительно государства, но и с личными историями его отдельных граждан, реализовавших себя в различных областях общественной жизни страны (бизнесе, спорте, науке, технике, культуре). Период девяностых — двухтысячных годов — это противоречивое, но явное (очевидное) движение индивидов и групп по пути вертикальной и горизонтальной социальной мобильности. Наряду с представителями государственного, номенклатурного, корпоративного (в зависимости от принятого дискурса) капитализма в стране, преимущественно на уровне среднего и малого бизнеса, появилось существенное количество людей «сделавших себя». Одной из иллюстраций сказанного является активное символическое использование этнонима «русское» в корпоративной топонимике и, в частности, в названии фирм, брендов и других продуктов, циркулирующих в экономическом и культурном пространствах. Содержательно, как будет видно из дальнейшего анализа, интервенция русского присутствует в реестре экономических и культурно-символических продуктов (промышленные и продовольственные товары, продукты сферы сервиса и услуг, теле-, кино-, медиа-, аудиопродукция и т. п.). Список отечественных компаний, брендов, продукции, символов с использованием этнонима «русское» находится в процессе непрерывного расширения и на текущий момент в архиве автора находятся 162 наименования [1, с. 88-91].

Полагаем, что резкая актуализация русского, рост спроса и предложения на «русское» определяется также следующим обстоятельством. Дело в том, что в соответствии с современным отечественным законодательством существует четкая регламентация и запрет на использование гражданами российского (символики, атрибутов, брендов и т. п.). В настоящее время российское — это пространство, где безраздельно господ-

ствует официальная государственная власть. Общество находится за пределами данного пространства. Более того, государство (в лице прокуратуры) пыталось пресекать любые попытки представителей общества (бизнеса, частных граждан) приобщиться к российской символике. В 2008 г. Государственная Дума РФ приняла решение узаконить широко распространившиеся социальные практики негосударственных агентов символически использовать российский флаг (вывешивать, размахивать, устанавливать) в неофициальном порядке.

Монополия на российское, формируя социальные дистанции между государством и обществом, препятствует процессу плавного конструирования общероссийской идентичности в символическом поле российской цивилизации. Появившийся запрос со стороны граждан на сопринадлежность к российскому не может не быть реализован. Последнее осуществляется в пространстве русского. Здесь уже никто ничего не регламентирует, не контролирует, не запрещает. Это приватное, негосударственное пространство, в котором чувства, эмоции, фантазии, практики творчески и рутинно воплощают представления агентов о современном русском.

Рост интереса к русскому как перспективе (в экономическом, социальном и культурном смыслах) — это движение «снизу», специально не сконструированное традиционным активатором отечественных трендов — политической властью (в лице государства, правящего класса). В этом, на наш взгляд, одна из ключевых особенностей момента. Считается, что в России трансформация обычно инициируется и поддерживается преимущественно сверху. А нынче мы имеем обратный тренд — «снизу и вширь». Развертывается некая цепная реакция, когда одни агенты начинают свою символическую игру первыми, другие вступают в нее, поддерживая и расширяя символический мейнстрим, подражая образцам, но уже каждый на своем поле. В итоге общее пространство русского расширяется, содержательно представляя собой эклектику — реальное творчество представителей и носителей экономического и культурного капитала. Что общего, например, между бизнес-компанией «Русские фермы», кинодрамой «Русские братья», антикварной галереей «Русские сезоны», рыбопродуктами фирмы «Русское море», Центральным торговым домом «Русские автобусы», моделью сейфовой двери «Русский князь» и коктейлем «Черный русский / Black Russian»? При ответе на подобный вопрос можно привлекать различные инструменты, существующие в научном поле и традиции социологии. Можно, например, ориентироваться на методологию анализа социокультурных форм, разработанную П. А. Сорокиным. Перспективно и социологическое объяснение в рамках понимающей социологии М. Вебера (понятие социального действия). Стратегии, основанные на взаимно ориентированном поведении участников символического взаимодействия, конструирующих и потребляющих русское.

П. А. Сорокин, как известно, разработал классификацию основных форм интеграции элементов культуры [2, с. 34-55]. Последние могут составлять пространственное или механическое соседство; ассоциацию, которую порождает какой-либо внешний фактор. Интеграция может носить причинный или функциональный характер. Элементы культуры могут быть связаны логико-смысловым единством. В нашем случае концептуально и методологически интерес представляют последние две формы взаимосвязи элементов культуры как объяснительные перспективы, способствующие пониманию процесса современного развития русского. На первый взгляд, список этно-нимических названий, который анализируется в настоящем исследовании и который

сознательно составлен бессистемно, может представлять собой собрание элементов, находящихся в механическом соседстве или же в ассоциации, детерминированной извне. И подобное представление обосновано. Итак, что же может связывать и объединять агентов русского в экономическом и культурном пространстве современной России? Ясно, что многие из них лично не знакомы друг с другом; для большинства из них не характерна договоренная стратегия выбора имени и идентичность.

Можно считать, что, во-первых, их всех объединяет социальное время, в контини-уме которого они смогли переструктурироваться, обрести новые смыслы, новые имена и новые представления о дальнейшем пути развития. Часть агентов из представленного списка присутствуют на рынке с девяностых годов, но только относительно недавно они решили сменить свое название (имя), продолжив свою деловую и культурную активность в новом символическом пространстве. По сути дела генезис процесса совпадает с постельцинским периодом в истории страны и становления российской идентичности в ее различных формах. Другая часть агентов, создавая новые продукты, изначально акцентировала внимание на ресурсных перспективах русского как бренда («Русские машины», «Черный русский», «Русский продукт (Овсяная каша)», «Русский лед (водка)» и др.).

Во-вторых, полагаем, что большинство из них неявно интегрирует общая социальная мечта — русская мечта о самостоятельном создании современной собственной (индивидуальной и коллективной) национальной жизни. Это русская мечта об окончательном преодолении отставания по ключевым направлениям и расставании с комплексом ущербности, неполноценности и вторичности. Запрос на отечественное возрождение (модернизацию) не только витает в воздухе, он начал реально воплощаться в социальные практики, отвечая ожиданиям широких слоев российских граждан. Данная мечта имеет позитивное начало, так как ориентируется на изобретение в перспективе собственных национальных продуктов — экономических и культурных. Особенность современного русского этапа, в отличие от периода девяностых годов, в иных экономических, социально-политических и культурных основаниях. Ранее, российское общество функционировало в парадигме выживания, в условиях «дикого», нецивилизованного капитализма, когда понятие «новое русское» выступало синонимом криминальности, безвкусия, малообразованности, компрадорства и невежества. Сейчас же постепенно Россия переходит на путь самостоятельного, самодостаточного и зрелого развития. Современные «новые русские» и «новое русское» — продукт постельцинского подъема в стране, всплеска деловой активности, потребительского бума и поисков современных оснований и ресурсов российской идентичности.

Следует также подчеркнуть, что в мейнстриме русского имеют место и банальное подражательство, и имитационные практики, когда ориентация на русское носит квазихарактер. Здесь позитивный ресурс пытаются трансформировать в симулякр.

Символическое использование русского может и не иметь узкоориентированных этнических границ. Создатель проекта «Русское лото» (М. Сайдуллаев, чеченский предприниматель) преследовал преимущественно коммерческие цели при запуске игры в публичное пространство. Здесь «русское» имело функциональный смысл.

Лидерами в современном конструировании русского выступают Москва и Санкт-Петербург. Подавляющее большинство агентов русскости (в том числе и среди представленных в списке) имеют отечественное мегаполисное происхождение. Два центральных города страны изобретают, реконструируют и ретранслируют новые смыслы

русского; создают на данной основе материальные и символические продукты. Агенты конструирования русского — это наиболее успешные урбанпространства в современной России.

Можно говорить и об определенном росте эстетического отношения к русскому. Одними из основных лозунгов данного процесса, как нам представляется, являются лозунги-девизы: «Русское — прекрасно!», «I love Russia», «Русское — это круто». Эстетическое отношение вызывает положительные эмоции и чувства, когда люди, ориентирующиеся на русское, испытывают удовольствие и наслаждение от самого процесса приобщенности к пространству русского.

Эстетизация русского обеспечивается соответствующей символической поддержкой носителями культурного капитала. Например, когда в конце восьмидесятых годов в СССР на музыкальном небосклоне появилась группа «Русские», то реакция аудитории была достаточно вялая и прохладная. Но уже такие музыкальные шоу-группы как проект «Белый орел» оказались на вершинах музчартов — появился запрос публики на подобное творчество, хотя эстетика песен преимущественно ориентирована на российское. Однако, понятно, что патриотический саунд базируется на воспевании русского. Усиливают ресурсные возможности русского и творчество таких групп как «Калинов мост», создающих самобытный продукт в пространстве отечественной рок-культуры.

Литература

1. Когатько Д. С., Тхакахов В. Х. Российская идентичность: культурно-цивилизационная специфика и процессы трансформации. СПб., 2010. 136 с.

2. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М., 2006. 1176 с.

Статья поступила в редакцию 7 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.