Научная статья на тему 'Конструирование одежды советскими модельерами в 1920-1930-х гг'

Конструирование одежды советскими модельерами в 1920-1930-х гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
976
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / ДИЗАЙНЕР / СОВЕТСКИЙ КОСТЮМ / МОДЕЛИ ОДЕЖДЫ / ЖУРНАЛ / FASHION / DESIGNER / THE SOVIET COSTUME / MODELS OF CLOTHES / MAGAZINE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шепель Оксана Николаевна

В статье рассматривается актуальный вопрос истории отечественной моды - формирование и конструирование повседневного костюма советскими модельерами в первые десятилетия советской власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clothes Modelling in the Soviet Fashion Design of the 1920s-1930s

The article is concerned with the issue of native fashion history formation and designing of the casual costume by Soviet fashion designers in the first decades of the Soviet state.

Текст научной работы на тему «Конструирование одежды советскими модельерами в 1920-1930-х гг»

Культурология

это процесс, который можно осваивать и развивать. Вот почему, к примеру, мы наблюдаем зарождение новых порядков на предприятиях и в офисах. График работы, корпоративные правила и форма одежды стали более либеральными, подчиняясь особенностям творческого процесса. Потому что нормы и ценности креативного человека весьма отличаются: индивидуализм, самовыражение и открытость различиям ценятся больше, чем гомогенность, конформизм и «приспособленчество» организационной эпохи. Потому «работодатели, сотрудники фирм и сообщества, где эти фирмы расположены, обязаны поощрять и стимулировать креативность всеми доступными способами» [10].

По каким бы объективным законам ни развивался мир, движущей силой всех изменений всегда остается человек. Сегодня деловая культура во многом определяет личность, предъявляет к ней совершенно особые требования и делает акцент на таких качествах, как образованность и креативность. Эти качества сегодня становятся условиями приема на работу. Вероятно, знания и креативность стали основными конкурентными преимуществами личности, потому что обладают такими выгодными характеристиками, как глобальность, неисчерпаемость, нематериальность, инвариантность к способам применения.

Таким образом, значимость интеллектуального капитала и креативности в условиях объявленной в нашей стране модернизации трудно переоценить, поскольку их сущность, природа и возможности реализации очень многогранны. Результатом творческой работы может быть все что угодно: теория, изобретение, творческое понимание проблемы, творческое управление как процессом, так и людьми. Суть же всех проявлений и возможностей проявления творчества сводится к одному - к представлению о лучшем, более совершенном, более качественном, более красивом, более полезном, более справедливом.

Однако есть всеми понимаемая историческая необходимость раскрытия и развития творческого потенциала личности, но нет практической реализации данной идеи, нет конкретных технологий, механизмов развития креативности. Лишь в деловой сфере отдельные компании, отдельные управляющие экспериментируют, внедряют, используют определенные механизмы раскрытия творческого потенциала персонала применительно к конкретному производству, виду деятельности.

Примечания

1. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. URL: http://ariom.ru/litera/2003-html/ funki/funki.htm

2. Аоу Дж. Говорит Билл Гейтс / пер. с англ. М. Пановой. М.: ООО «Изд-во ACT»: ООО «Транзиткни-га», 2004. C. 99.

3. Лапин Н. М. Креативность как инновационный ресурс развития экономики: дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2008. С. 38.

4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Изд. дом «Классика - XXI», 2007. С. 45-46.

5. Там же. С. 19-20.

6. Ли Я. Карьера менеджера. URL: http:// www.koob.ru/books/ career_of_menedger.rar

7. Морита А. Сделано в Японии. URL: http:// www.koob.ru/books/wealth/sony_sdelano_v_yaponii.zip

8. Паундстоун У. Как сдвинуть гору Фудзи? URL: http://royallib.ru/read/paundstoun_uilyam/kak_ sdvinut_goru_fudzi.html#0

9. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Изд. дом «Классика - XXI», 2007. С. 10.

10. Там же. С. 20.

УДК 812

О. Н. Шепель

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ СОВЕТСКИМИ МОДЕЛЬЕРАМИ в 1920-1930-х гг.

В статье рассматривается актуальный вопрос истории отечественной моды - формирование и конструирование повседневного костюма советскими модельерами в первые десятилетия советской власти.

The article is concerned with the issue of native fashion history - formation and designing of the casual costume by Soviet fashion designers in the first decades of the Soviet state.

Ключевые слова: мода, дизайнер, советский костюм, модели одежды, журнал.

Keywords: fashion, designer, the Soviet costume, models of clothes, magazine

Мода представляет собой специфическую форму социальной регуляции, обусловливающую периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения [1]. Постмодерн переосмысливает сложившиеся стереотипы 20-30-х гг. XX в.: стереотипы поведения, одежды, интерьера, мебели и т. д.

В рамках данной работы попытаемся проследить разработки советских модельеров 19201930-х гг., поскольку этот период развития советской моды стал во многом определяющим. Разработки, которые были сделаны в 20-30-х гг. XX в., сейчас очень популярны, в первую очередь, в профессиональной среде модельеров и дизайнеров и востребованы широким слоем населения. Современные модели органически связаны с дизайнерскими разработками эпохи нэпа,

© Шепель О. Н., 2012

О. Н. Шепель. Конструирование одежды советскими модельерами 6 1920-30-х гг.

что признают ведущие модельеры современности. Конструктивизм 20-х гг. XX в. привел к тесной связи изобразительного искусства и производства одежды. Благодаря блестящим модельерам Н. Ламановой, Н. Макаровой, В. Мухиной, Е. Прибыльской, А. Экстер сформировались принципы нового костюма, сохранившиеся по сей день.

В 1920-е гг. изменяется ситуация в искусстве и культуре, к этому моменту назрели совершенно иные цели и задачи, продиктованные новой обстановкой в стране, и это не могло не отразиться на костюме. В результате были сформированы принципы нового костюма, рождались гениальные по своей прозорливости проекты массовых форм одежды, намечались конкретные пути претворения творческих эталонов в массовую промышленную продукцию. Блестящее творчество пионеров нового костюма - Надежды Ламановой, Веры Мухиной, Александры Экстер, Любови Поповой, Варвары Степановой, Надежды Макаровой, очень разных по своим индивидуальностям, но единодушно стремившихся к осуществлению одной цели, заложило прочный фундамент теории и практики советского костюма. Все они участвовали одновременно в работе разных областей искусства: в проектировании одежды, текстильных рисунков, оформлении празднеств и спектаклей, стремясь воплотить идею слияния искусства со стихией жизни. Главные цели творчества художников костюма: работа над созданием одежды, обладающей высокими художественными достоинствами; должно быть достигнуто сочетание существующего направления европейской моды с национальными особенностями русского искусства.

Важнейшую роль в развитии советского модельного дела сыграла Надежда Ламанова, уроженка Нижегородской губернии. Выдающаяся отечественная создательница мод волею случая и в силу преклонного возраста не последовала, подобно другим знаменитым создателям моды, тем направлениям, которые были широко распространены. С 1922 г. она начала разработку теоретической программы советского моделирования. В эту пору Ламанова возглавляет мастерские современного костюма при художественно-производственном подотделе Наркомпроса, создает «Художественную мастерскую современного костюма», становится членом секции костюма Государственной академии художественных наук (ГАХН) и одним из первых профессоров ВХУТЕМАСа, где преподает курс «Применение ткани в костюме», сотрудничает с журналом «Ателье» и «Красная нива» [2].

Ее творчество в 1920-е гг. отличает простота линий и постоянное обращение к теме фольклора и народного костюма, что соответствовало парижским модным тенденциям тех лет. Из-за

недостатка тканей выдающийся модельер начала экспериментировать с холщевыми домоткаными материалами, льняными полотнищами и народными вышивками. Усилия Ламановой пробудили огромный интерес к одежде из кустарных тканей среди творческой интеллигенции. Знаменитая актриса Коомен прославленного в те годы Московского Камерного театра в статье «О стиле советского костюма» писала: «Из материй я больше всего люблю наши кустарные ткани: они очень гигиеничны, так как пористы и легко пропускают воздух, красивы и прочны. В наших условиях - это лучший способ одеваться недорого и изящно» [3].

Главные принципы работы Ламановой, которая создала методологическую базу всего советского моделирования, можно выразить формулой: «Для чего предназначается? Из какого материала создается? На какую фигуру шьется?» Этому логическому подходу ламановской теории моделирования следовали советские модельеры на протяжении последующих нескольких десятков лет [4]. Она разрабатывает основную форму костюма по своей теории «Материал определяет форму». Этот, как кажется теперь, элементарный закон моделирования был подлинным открытием художницы. До тех пор портные шли от фасона, пренебрегая свойствами материи и стараясь часто скрыть, замаскировать их сложной разработкой модели. Нетрудно заметить, что ламановские принципы построения костюма совпадали с определенными установками архитекторов-конструктивистов, составляя с ними единое стилевое направление. Материал служит для подчеркивания и выявления фигуры. В основу кроя она берет прямоугольник. Эта форма бесконечно варьируется то в легком платье, то в прямом свободном жакете, то в пальто или так называемом «кафтане», надевавшемся поверх платья [5].

Ламанова работала по двум направлениям, которые постепенно сложились к середине 1920-х гг. в стране: массовое и элитарное, т. е. и для широких масс на отдельного индивидуального заказчика, как это было до революции.

В годы нэпа начинают выделяться среди общей массы относительно прилично одетые люди, которые представляли новую партийно-государственную элиту. С окончанием Гражданской войны, введением нэпа, некоторой стабилизацией наметились изменения, вызванные к жизни интересом профессиональных художников к моделированию одежды [6]. В период нэпа восстанавливаются прерванные связи с парижской модой. Появляются французские журналы, начинают издаваться отечественные: в 1921 г. начали выходить «Вестник моды» и «Моды», в 1922 г. - «Новости мод. Художественный ежемесячный жур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.