Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал и креативность как основа конкурентоспособности личности в современной деловой культуре'

Интеллектуальный капитал и креативность как основа конкурентоспособности личности в современной деловой культуре Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
249
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИЯ / THE INTELLECTUAL CAPITAL / CREATIVITY / CREATIVE POTENTIAL / INDIVIDUAL / BUSINESS CULTURE / INNOVATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шамов Игорь Вячеславович

В статье анализируются феномены интеллектуального капитала и креативности как основные факторы, влияющие на конкурентоспособность личности. Быстроменяющийся современный мир деловой культуры базируется на инновациях, которые рождаются из знаний и креативных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual Capital and Creativity as the Basis of Competitiveness of the Individual in Modern Business Culture

The article analyzes the phenomena of intellectual capital and creativity as the main factors affecting the individual's competitiveness. The quickly changing modern world of business culture is based on innovations, whose sources are creative solutions and knowledge.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал и креативность как основа конкурентоспособности личности в современной деловой культуре»

4. Хайруллина А. Д. Казанские газеты как исторический источник для изучения благотворительности (1861-1895 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Казань, 1993. С. 63.

5. Галанин С. Ф. Указ. соч. С. 63.

6. Усов В. В., Васькин Е. В. Волшебный мир рекламы. М., 1982. С. 108.

7. Русская мысль. 1884. № 4.

8. Русская мысль. 1884. № 7.

9. Русская мысль. 1885. № 1.

10. 1885. № 3. С. 80.

11. 1885. № 5. С. 126-128.

12. Нива. 1889. № 44. С. 1110.

13. Нива. 1889. № 52. С. 1360.

14. Русская мысль. 1886. № 1.

15. Русская мысль. 1885. № 1.

16. Русская мысль. 1882. № 12.

17. Нива. 1885. № 1. С. 24.

18. Нива. 1885. № 3. С. 78-79.

19. Русская мысль. 1909. № 3.

20. Русская мысль. 1912. № 9.

21. Русская мысль. 1908. № 2.

22. Нива. 1909. № 24. С. 440б.

23. Нива. 1913. № 2. С. 40б-40в.

24. Русская мысль. 1909. № 3.

25. Русская мысль. 1902. № 1.

26. Русская мысль. 1914. № 2.

27. Русская мысль. 1914. № 3.

28. Русская мысль. 1913. № 1.

29. Нива. 1909. № 46. С. 808г.

30. Нива. 1913. № 48. С. 960а-960и.

31. Массовая культура - культура, распространенная среди широких слоев населения в данном обществе, выполняет релаксационную и адаптационную функции. Включает в себя спорт, развлечения, игры, изобразительное искусство и т. п. Характеризуется обилием штампов и установок, отсутствием созида-тельности, направленностью на простое потребление.

32. Элитарная культура - это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющее его субъективные особенности и обеспечивающее смыслообразующую функцию. Ее основной идеал -формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности.

УДК 008

И. В. Шамоб

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЕ

В статье анализируются феномены интеллектуального капитала и креативности как основные факторы, влияющие на конкурентоспособность личности. Быстроменяющийся современный мир деловой культуры базируется на инновациях, которые рождаются из знаний и креативных решений.

The article analyzes the phenomena of intellectual capital and creativity as the main factors affecting the individual's competitiveness. The quickly changing modern world of business culture is based on innovations, whose sources are creative solutions and knowledge.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, креативность, творческий потенциал, личность, деловая культура, инновация.

Keywords: the intellectual capital, creativity, ^eative potential, individual, business culture, innovation.

Россия в конце XX - начале XXI в. оказалась в центре сложнейших мировых экономических и культурных процессов, связанных, с одной стороны, с переходом от директивной экономики к рыночной, с другой - с глобализацией. В этих условиях проблема интеллектуального и творческого потенциала общества, его формирование и реализация имеет важнейшее значение как для успешного социально-экономического развития, так и (в условиях глобализации) для сохранения национальных ценностей страны и, что не менее важно, ее государственной целостности. Поэтому формирование и развитие человеческого капитала становится определяющей силой современного экономического, социального и культурного развития человечества.

Самую общую характеристику наступившего столетия можно обозначить как вступление в эпоху инноваций, определяющих глубокую трансформацию всех сторон жизни общества. Переход к постиндустриальному обществу ознаменовал, в свою очередь, переход человечества к информационной эре, которая базируется не на механической технике, а на интеллектуальной технологии, делает приоритетными знания в качестве главного источника всего научно-технического прогресса. Основой прогресса человечества сегодня стала образованность и креативность личности.

Поэтому в наступившей постиндустриальной эпохе важнейшим источником конкурентного пре-

© Шамов И. В., 2012

имущества предприятий и организаций являются, прежде всего, не материальные активы и природные ресурсы, а интеллектуальная собственность, инвестиции в человеческий капитал.

Авторы книги о современных тенденциях деловой культуры «Бизнес в стиле фанк» профессора Стокгольмской школы экономики К. Норд-стрем и Й. Риддерстрале отмечают, что если ранее благополучие стран исторически строилось на сочетании природных, финансовых и трудовых ресурсов, то сегодня нельзя добиться процветания только за счет этих ресурсов. «Целые страны все больше и больше конкурируют на ниве знаний... Не важно, идет ли речь о Германии, Турции, США или Бельгии, превосходство в знаниях - это последнее оружие, оставшееся в конкурентной борьбе» [1].

Таким образом, в современном деловом мире, основанном на знаниях, информации, в роли товара выступают не только предметы материального производства, но и идеи. По словам Б. Гейтса, основателя корпорации «Майкрософт», именно идеи помогли им «взлететь от незаметной компании» до лидера компьютерной индустрии: «Нам приходили в голову идеи, которые выпустили из виду гиганты того времени. Мы постоянно думаем, не просмотрели ли чего-нибудь, что позволит "Майкрософту" остаться на вершине» [2].

В условиях рыночной экономики конкурирующие самостоятельные фирмы заинтересованы в обновлении продукции, наличии рынка нововведений (инноваций), основу которых составляют креативные идеи и решения.

Отметим, что инновации представляют собой достижения человеческого ума (открытия, изобретения, научные и конструкторские разработки и усовершенствования) для повышения эффективности в той или иной сфере деятельности. Инновации могут быть технологическими, экономическими, управленческими, политическими, культурными, экологическими. Мир инноваций столь же велик, сколь разнообразны виды человеческой деятельности.

Объективной реальностью в настоящее время стало приобретение наукой и инновационного бизнеса определяющего значения, которое позволяет идеи превращать в конкурентные достижения. Но сегодня даже приобретение передовой технологии не является гарантированным условием создания конкурентного преимущества. Выигрывают те предприятия, которые быстро распознают конкурентные возможности новой технологии, эффективно комбинируя свои материальные и нематериальные активы.

Современный отечественный ученый Н. Лапин отмечает, что для успешного использования нематериальных активов важно различать явные

(формальные) и неявные (неформальные) знания. Формальные знания - это доклады, отчеты и пр., составляющие около 20% знаний организации. Остальная часть (почти 80%) - это то, что невозможно формализовать. Эти знания представляют собой опыт, интуицию, умения, отношение, то есть то, что приобретается на практике или частично передается от одного лица к другому. Вместе с тем они являются важнейшим фактором, определяющим отношение человека к своей работе, его поведение как участника деловых отношений. Знания приобретают практическую ценность при условии существования сферы их применения. Наступательная роль знания реализуется креативной деятельностью, которая в конечном итоге обеспечивает доступ на новые рынки и создает барьеры для входа конкурентов [3].

Основой инновационной деятельности является творчество. Вот почему в этом фундаментальном процессе важно исследование особенностей креативности, деятельности, по существу, являющейся его основой. Не будем четко разграничивать понятия «творчество» и «креативность» лишь с одной оговоркой, что понятие «креативность» в большей степени подходит для сферы сурового мира бизнеса. Креативность как творчество, способность к исследованию ориентировано на практический результат. Креативность охватывает определенную совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению.

Новые идеи и решения возникают в результате совместного участия логического и интуитивного мышления человека, благодаря функционированию логики и интуиции в конкретных проблемных ситуациях. Творчеству благоприятствует восприимчивый интеллект, обогащенный разнообразным опытом. «Креативность нельзя приравнивать к интеллекту. Креативность включает способность к синтезу. Креативность подразумевает не только пылкий интерес, но и уверенность в своих силах. Человек должен обладать здоровой самоуверенностью, чтобы не бояться выступать с новаторскими идеями и делать ошибки, не обращая внимания на критику. Без сомнений тоже нельзя обойтись, но они не могут всегда брать верх, невзирая на скептицизм и насмешки», - замечает известный американский исследователь феномена креативности Р. Флорида [4].

Отсюда можно сделать вывод, что показателем высокого уровня креативных способностей являются такие качества личности, как чувство внутренней свободы, увлеченность, нестандартность, готовность к риску, самостоятельность и уверенность в себе. Другими словами, креативность, с одной стороны, - это творческий процесс, ориентированный на поиск и формулирование новых идей, с другой - это личностная

категория, отражающая динамику духовного развития личности в условиях реализации креативного процесса, ориентированного на социально значимую деятельность.

В новых инновационных условиях деловой культуры креативная деятельность становится не только практически целесообразной, но во многом определяющей конкурентоспособность и прибыльность деятельности конкретных высокотехнологичных предприятий и организаций.

Р. Флорида замечает, что в своих профессиональных занятиях и других сферах жизни мы сегодня ценим креативнось как никогда высоко и культивируем ее с особенным усердием. Творческая деятельность - отличительная черта человека как вида - в наше время приобретает невиданный размах. Креативность - «способность создавать значимые новые формы», согласно словарю Вебстера - превратилась в основной источник конкурентного преимущества. Практически в любой области производства, от автомобилестроения до индустрии моды, пищевой промышленности и информационных технологий, побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом. Это справедливо для любой исторической эпохи, начиная с этапа сельскохозяйственной революции и вплоть до революции промышленной. Однако только в последние несколько десятилетий мы пришли к ясному осознанию этого факта и начали действовать соответственно [5].

Креативность сегодня становится атрибутом самоактуализации и самореализации личности. Креативные люди стремятся к внутренней гармонии через реализацию возможности проявлять свои способности в любом деле; творческая работа воспринимается ими как награда, способ самореализации, является источником радости, определяет смысл жизни. Понимание экзистенциальной ценности актуального момента позволяет ценить не только результат, но и сам процесс деятельности.

Следует заметить, что высокую субъективную оценку значимости возможностей творческой активности личности, ее самоактуализации обеспечивает как увлеченность самой профессиональной деятельностью, так и межличностное взаимодействие в процессе выполнения профессиональных обязанностей.

Креативные, ориентированные на творчество и ценности самоактуализации и самореализации люди способны вносить в свою деятельность системные изменения, они психологически готовы к инновациям в профессиональной деятельности.

Таким образом, креативность, ориентированная на созидательную, экономически и социально прагматичную деятельность, генерирование новых идей, быстрое разрешение проблемных

ситуаций, является одной из актуальных проблем в современной деловой культуре. Исследования в данной области, выводы и предложения жизненно необходимы современным компаниям и в целом государству, заинтересованному в поиске инновационного потенциала своего развития.

России пора отказаться от ориентации на традиционные позиции на мировых рынках сырья и топлива. По этому поводу крупнейший американский менеджер XX столетия Якокка Ли замечал: «Вопрос. Как называется страна, экспортирующая сырье и импортирующая готовые изделия? Ответ: Колония» [6].

Безусловно, сегодня идет жесткая конкуренция во всех сферах жизнедеятельности, но необходимо понимать, что конкурентоспособным предприятие, страну делает не столько суперсовременное оборудование, сколько люди, раскрывающие свой интеллектуальный и творческий потенциал. Как заметил крупнейший менеджер Японии, один из основателей корпорации «Сони» Акио Морита, «никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди» [7]. Или, как пишет американский исследователь У. Паундстоун, «самыми важными активами компаний стали люди. Теперь подбор кадров - это уже не поиск нескольких руководителей, которые будут управлять командой легко заменимых "робочеловеков". Крупнейшие фирмы из списка Fortune 300 ощущают такое же давление на рынке, как и компании-новички. Бизнес понимает, что его выживание зависит от способности заполнить каждую вакансию наиболее талантливыми людьми с гибким интеллектом» [8].

И в этом плане у нашей страны есть огромный, неисчерпаемый потенциал. Согласно исследованиям Р. Флориды в России сейчас около 13 миллионов представителей креативного класса, ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях. По проценту от общей рабочей силы это ставит ее на 16-е место. В мировом индексе креативности она попадает на несколько менее впечатляющее 25-е место [9]. Поэтому Россия должна использовать свои креативные кадры, чтобы занять достойное место в новом мировом порядке. Сейчас стоит задача раскрыть творческий потенциал личности сотрудника, человека труда.

Соответственно креативность в наши дни выступает в качестве наиболее ценного товара - не являясь при этом собственно товаром. Креативность исходит от людей. Несмотря на то что человека можно нанять на работу или уволить, его творческие способности нельзя купить или продать или включить и выключить по желанию. Но

это процесс, который можно осваивать и развивать. Вот почему, к примеру, мы наблюдаем зарождение новых порядков на предприятиях и в офисах. График работы, корпоративные правила и форма одежды стали более либеральными, подчиняясь особенностям творческого процесса. Потому что нормы и ценности креативного человека весьма отличаются: индивидуализм, самовыражение и открытость различиям ценятся больше, чем гомогенность, конформизм и «приспособленчество» организационной эпохи. Потому «работодатели, сотрудники фирм и сообщества, где эти фирмы расположены, обязаны поощрять и стимулировать креативность всеми доступными способами» [10].

По каким бы объективным законам ни развивался мир, движущей силой всех изменений всегда остается человек. Сегодня деловая культура во многом определяет личность, предъявляет к ней совершенно особые требования и делает акцент на таких качествах, как образованность и креативность. Эти качества сегодня становятся условиями приема на работу. Вероятно, знания и креативность стали основными конкурентными преимуществами личности, потому что обладают такими выгодными характеристиками, как глобальность, неисчерпаемость, нематериальность, инвариантность к способам применения.

Таким образом, значимость интеллектуального капитала и креативности в условиях объявленной в нашей стране модернизации трудно переоценить, поскольку их сущность, природа и возможности реализации очень многогранны. Результатом творческой работы может быть все что угодно: теория, изобретение, творческое понимание проблемы, творческое управление как процессом, так и людьми. Суть же всех проявлений и возможностей проявления творчества сводится к одному - к представлению о лучшем, более совершенном, более качественном, более красивом, более полезном, более справедливом.

Однако есть всеми понимаемая историческая необходимость раскрытия и развития творческого потенциала личности, но нет практической реализации данной идеи, нет конкретных технологий, механизмов развития креативности. Лишь в деловой сфере отдельные компании, отдельные управляющие экспериментируют, внедряют, используют определенные механизмы раскрытия творческого потенциала персонала применительно к конкретному производству, виду деятельности.

Примечания

1. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. URL: http://ariom.ru/litera/2003-html/ funki/funki.htm

2. Аоу Дж. Говорит Билл Гейтс / пер. с англ. М. Пановой. М.: ООО «Изд-во ACT»: ООО «Транзиткни-га», 2004. C. 99.

3. Аапин Н. М. Креативность как инновационный ресурс развития экономики: дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2008. C. 38.

4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Изд. дом «Классика - XXI», 2007. C. 45-46.

5. Там же. C. 19-20.

6. Аи Я. Карьера менеджера. URL: http:// www.koob.ru/books/ career_of_menedger.rar

7. Морита А. Делано в Японии. URL: http:// www.koob.ru/books/wealth/sony_sdelano_v_yaponii.zip

8. Паундстоун У. Как сдвинуть гору Фудзи? URL: http://royallib.ru/read/paundstoun_uilyam/kak_ sdvinut_goru_fudzi.html#0

9. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Изд. дом «Классика - XXI», 2007. C. 10.

10. Там же. C. 20.

УДК 812

О. Н. Шепель

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ СОВЕТСКИМИ МОДЕЛЬЕРАМИ в 1920-1930-х гг.

В статье рассматривается актуальный вопрос истории отечественной моды - формирование и конструирование повседневного костюма советскими модельерами в первые десятилетия советской власти.

The article is concerned with the issue of native fashion history - formation and designing of the casual costume by Soviet fashion designers in the first decades of the Soviet state.

Ключевые слова: мода, дизайнер, советский костюм, модели одежды, журнал.

Keywords: fashion, designer, the Soviet costume, models of clothes, magazine

Мода представляет собой специфическую форму социальной регуляции, обусловливающую периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения [1]. Постмодерн переосмысливает сложившиеся стереотипы 20-30-х гг. XX в.: стереотипы поведения, одежды, интерьера, мебели и т. д.

В рамках данной работы попытаемся проследить разработки советских модельеров 19201930-х гг., поскольку этот период развития советской моды стал во многом определяющим. Разработки, которые были сделаны в 20-30-х гг. XX в., сейчас очень популярны, в первую очередь, в профессиональной среде модельеров и дизайнеров и востребованы широким слоем населения. Современные модели органически связаны с дизайнерскими разработками эпохи нэпа,

© Шепель О. Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.