чается в создании необходимых правовых, организационных и ценностных структур, поддерживающих инновационную активность и обеспечивающих благоприятную среду для широкомасштабных нововведений.
В системе государственного регулирования экономики ведущее значение придается подсистеме развития, что связано с ключевой ролью НТП в обеспечении современного экономического роста. Политика развития включает: определение приоритетов долгосрочного социального и технико-экономического развития, сохранение и развитие научно-производственного потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, научно-технической и финансовой политики. Система стратегического планирования должна определять содержание бюджетной, внешнеторговой, промышленной и других составляющих экономической политики государства, которые необходимо увязывать посредством прогнозирования, программирования и индикативного планирования развития экономики страны (с. 510).
Для нормального воспроизводства научного и интеллектуально-образовательного потенциала России необходимо утроение расходов на эти цели (с. 452). Затраты на НИОКР должны быть доведены в ближайшие годы как минимум до 2%, а в перспективе до 4-5% ВВП. Только в этом случае Россия сможет вернуться в число научных сверхдержав (с. 514).
Согласно расчетам, чтобы вывести отечественную экономику на траекторию быстрого устойчивого роста, ежегодный прирост ВВП должен составлять не менее 8%, объем производственных инвестиций - не менее 15%, производительности труда - не менее 12%. При этом ядро нового технологического уклада должно расти на 35-40% в год, а его несущие отрасли - на 10-15% в год (с. 549). Платой за отказ от этой стратегии станет утрата последнего шанса на российское «экономическое чудо».
И.Г. Минервин
2013.01.039. ФЛОРИДА Р. КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС: ЛЮДИ, КОТОРЫЕ МЕНЯЮТ БУДУЩЕЕ. - М.: Классика-ХХ1, 2011. -430 с.
Американский социолог рассматривает феномен формирования «нового общественного класса», главной отличительной чер-
той которого является «креативная деятельность - будь то в сфере бизнеса, образования, здравоохранения, права или в какой-либо другой» (с. 12). Особенности креативного класса определены творческой функцией его членов. Поскольку креативность - это движущая сила экономического развития, отмечает автор, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение. Только исследовав его рост и характерные ценности, можно понять природу масштабных изменений, происходящих в обществе, и рационально планировать будущее.
В предисловии к русскому изданию книги автор отмечает значение глобальной креативной экономики для России, поскольку «конкурентная борьба за лучших специалистов, последние инновации и темпы экономического роста идет уже не только между Сиэтлом и Бостоном, но и между Сиднеем и Бангалором, Санкт-Петербургом и Сан-Франциско» (с. 9). Чтобы добиться реального успеха, России, подобно другим промышленно развитым странам, необходимо научиться использовать глобальные потоки талантов, привлекать квалифицированных профессионалов из-за рубежа и удерживать местные таланты от соблазна найти себе более подходящий креативный климат. Опыт ряда стран мира показал, как надо создавать благоприятные условия для креативности в деловой и общественной жизни. «... Легким этот путь не назовешь, но никакой альтернативы нет» (с. 11).
Человеческая креативность, отмечает автор, играет ключевую роль в экономике и обществе, является движущей силой общественных изменений. Она превратилась в основной источник конкурентного преимущества. В любой отрасли производства побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом. Это справедливо для любой исторической эпохи, но осознание этого факта пришло лишь в последние десятилетия. Креативность имеет много измерений и проявляется в многочисленных взаимодополняющих формах, это масштабная и непрерывная практика, не ограничивающаяся техническими изобретениями или созданием новых фирм. Техническая и экономическая креативность подпитывается взаимодействием с культурной креативностью и художественным творчеством. Креативность исходит от людей, она выступает в качестве наиболее ценного товара, не являясь при этом собственно товаром. Человека можно нанять или уволить, но
его творческие способности нельзя купить и продать или включить и выключить по желанию, и это определяет зарождение новых порядков на предприятиях и в офисах. Для развития различных форм креативности необходима благоприятная социально-экономическая среда.
Экономическая потребность в креативности отражается в формировании нового, креативного класса. Согласно оценке автора, в США к этому классу принадлежат около 38 млн. человек, или 30% всех работающих американцев. Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, образовании, искусстве, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Помимо ядра, креативный класс включает также обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности. Эти люди занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала. Все они «разделяют общий творческий этос1, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги» (с. 23).
Рассматривая сущность креативности, автор в частности подчеркивает, что она включает способность к синтезу, т.е. созданию новых и пригодных для использования комбинаций, уверенность в себе, способность идти на риск. Хотя креативность принято считать индивидуальным феноменом, она неизбежно приобретает черты социального процесса. Креативность достигает расцвета в специфической социальной среде, достаточно стабильной, но и стимулирующей творчество во всех его формах. «Поток креативности» не возобновляется автоматически, он требует постоянного внимания и инвестиций в экономические и социальные формы, поддерживающие творческий импульс.
Не только научно-исследовательская лаборатория, но и промышленное предприятие может быть ареной творческой деятельности. Представление о том, что на промышленном предприятии есть место только для монотонного физического труда, никогда не
1 То есть характерные общие нравственные черты, ценностные установки и культурные ориентации. - Прим. реф.
соответствовало действительности. Рабочие всегда использовали свои интеллектуальные и творческие способности, и в наше время все больше ценятся именно они, например идеи относительно качества и рационализации. Множество профессий приобрели новый креативный компонент.
Современная экономика, отмечает автор, по существу является креативной экономикой, ее главная движущая сила - креативность. т.е. создание практических новых форм, при этом знание и информация представляют собой орудия и рабочий материал креативности, а ее продукт - инновация в любой форме. Бурный рост творческой активности наблюдался и в прошлом столетии, особенно в его второй половине, но в настоящий момент эта деятельность переходит с периферии в центр всей экономической инфраструктуры. Например, научная и художественная практика образовали отдельные индустрии, а в результате их сочетания возникли совершенно новые отрасли. Успехи экономики все больше зависят от совместного развития инноваций в области технологий и креативной по содержанию активности.
Рассматривая феномен креативной экономики в США, автор выделяет следующие ее количественные параметры:
- систематическое инвестирование в креативность в форме затрат на НИОКР; начиная с 1950-х годов, инвестиции в НИОКР выросли с 5 млрд. долл. до 250 млрд. долл., что составляет более 800% с учетом инфляции;
- стабильный рост практической отдачи от исследований в течение последнего столетия, особенно во второй его половине; количество патентов, ежегодно выдаваемых в США, с 1900 по 1950 г. почти удвоилось с 25 тыс. до 43 тыс., а затем более чем утроилось, составив 150 тыс. в 1999 г.;
- существенное увеличение количества профессионалов, занятых креативной технической работой (инженеры, ученые), - с 42 тыс. в 1900 г. до 625 тыс. в 1950 г. и 5 млн. в 1999 г.; в 1900 г. на каждые 100 тыс. человек в США приходилось 55 ученых и инженеров, в 1950 г. - 400, в 1980 г. более 1 тыс. и в 1999 г. более 1800 (с. 60);
- резкое увеличение числа людей, работающих в области культуры и художественного творчества, за последние 100 лет.
Годовой доход креативных отраслей экономики в 1999 г. оценивается в 2,24 трлн. долл. Креативная экономика США лидирует в мире с большим отрывом, ее доход превышает 40% от общей суммы доходов, причем в мировых затратах на НИОКР доля США также составила более 40% (с. 61). По мнению автора, именно превосходство в креативных областях, в большей степени, чем рост производительности, связанный с новыми методами и технологиями, стало основной причиной усиления позиций США в международной экономической конкуренции начиная с 1980-х годов.
Креативную экономику поддерживает целый комплекс новых организаций и форм, созданных исключительно для этой цели. Совместно они образуют «социальную структуру креативности», куда входят: 1) новые системы креативности в области технологий и предпринимательства и способы их финансирования (инвестиции в НИОКР, венчурный капитал); 2) новые, более эффективные модели производства товаров и услуг (креативное предприятие, модульное производство); 3) общие социальные, культурные и географические условия, благоприятные для креативности любого рода.
Исследуя условия жизни и деятельности креативного класса, географию креативности, ее роль в экономике, автор приходит к выводу о том, что «секрет экономического роста состоит в способности не только привлечь креативный класс, но и воспользоваться соответствующим преимуществом для достижения экономических результатов в форме новых идей, нового технологического бизнеса и регионального роста» (с. 270). Чтобы измерить эти параметры, предлагается комплексный показатель, который отражает совокупные последствия концентрации креативного класса в регионе и инновационных экономических результатов его деятельности и который можно использовать в качестве барометра долгосрочного экономического потенциала региона. Такой «индекс креативности» объединяет в себе четыре фактора: 1) доля креативного класса в занятом населении; 2) инновационность, выраженная в количестве патентов на душу населения; 3) высокотехнологичные отрасли по соответствующим показателям; 4) разнообразие, открытость по отношению к новым людям и идеям.
В США, согласно результатам, полученным автором, национальным лидером в области креативности является район залива Сан-Франциско, включающий Силиконовую долину и другие ве-
дущие креативные центры. К другим ведущим центрам относятся развитые регионы восточного побережья (Бостон, Нью-Йорк, Вашингтон), а также более новые центры (Остин, Сиэтл и др.). Крупные регионы обладают очевидным преимуществом в порождении и привлечении креативности. Тем не менее креативность процветает не только в больших городах, она не ограничивается общепризнанными центрами высоких технологий и культуры. Такой анализ, по мысли автора, необходим для понимания процессов и факторов, из которых складывается креативная география страны. Появление ярких центров креативности оказывает решительное влияние на рост инноваций и высоких технологий, а также на потенциал долгосрочного экономического подъема.
Эти выводы служат основой для теории креативного капитала, основной тезис которой состоит в том, что экономический рост региона обеспечивается креативными людьми, которые предпочитают места, отличающиеся разнообразием, толерантностью и открытостью новым идеям. Разнообразие означает привлечение разных категорий креативных людей с различными навыками и идеями, и чем оно больше, тем больше вероятность новых комбинаций. Более значительная и более разнообразная концентрация креативного капитала приводит к более высоким показателям в области инноваций, создания высокотехнологичных предприятий, новых рабочих мест и экономического роста. «Низкие входные барьеры» важны не только для фирм, но и для людей в виде возможности быстро присоединяться к различным экономическим и социальным структурам. Согласно теории креативного капитала региональный рост является результатом наличия трех «Т» экономического развития - технологии, таланта и толерантности - и для поощрения инноваций и роста регион должен обладать всеми тремя компонентами.
Рассматривая вопрос о создании подлинно креативного общества и стимулирования его развития, автор подчеркивает, что «в конечном счете человеческий климат... важнее, чем деловой климат. Это означает поддержку креативности во всех ее разновидностях и проявлениях, а также создание такого общества, которое было бы привлекательным для креативных личностей, а не только для высокотехнологичных компаний» (с. 310). «Ключ к успеху лежит в обеспечении человеческого климата мирового класса» (с. 321).
В креативной экономике огромное преимущество региону дает присутствие крупного научно-исследовательского центра. Университет является ключевым институтом креативной экономики, но его вклад в экономическое развитие не прямолинеен. Его роль является многосторонней, она не ограничивается созданием проектов, имеющих коммерческий потенциал. Университет должен играть три взаимосвязанные роли в области трех «Т» креативного капитала: технологии, выступая в качестве центров передовых исследований; таланта, притягивая талантливых людей, ведущих исследователей и ученых и генерируя создание научно-практических предприятий; толерантности, способствуя созданию прогрессивного и открытого человеческого климата. Но университеты представляют лишь часть необходимой социальной инфраструктуры. Окружающее сообщество должно обладать способностью усваивать и использовать инновации, генерируемые университетом, а также обеспечивать удобства и качество жизни для представителей креативного класса.
Сегодня члены креативного класса должны осознать, что их экономическая функция делает их естественными общественными лидерами XXI в. Поэтому «традиционные формы организованной политики» представляют собой пережитки прошлых эпох. Чтобы добиться эффективности, креативному классу придется изобрести новые формы коллективного действия, гражданской активности, подходящие для нового времени. Предстоит решить три фундаментальных вопроса: 1) привлечение инвестиций в креативность для обеспечения долгосрочного экономического роста; 2) преодоление классового разделения, ослабляющего общество и угрожающего экономическому благосостоянию; 3) выработка новых общественных связей, создание для этого новых механизмов, действующих в эпоху разнообразия и высокой мобильности.
«Залог конкурентоспособности на долгосрочной основе состоит как в увеличении креативной составляющей производственных отраслей, так и в продолжении перехода к креативным сферам с их более высокими показателями добавленной стоимости» (с. 345). Необходимо, подчеркивает автор, перенаправить и государственные, и частные средства на инвестиции в креативный капитал. Это подразумевает как повышение финансирования исследований и разработок и улучшение сферы образования, так и рост
инвестиций «в многомерные и разнообразные проявления креативности: искусства, музыку, культуру, дизайн и другие области... Это также означает инвестирование в соответствующие инфраструктуры и сообщества, которые привлекают креативных людей со всего света и стимулируют креативность в широком смысле слова» (с. 347).
И.Г. Минервин
2013.01.040. ДЮБУА Д. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ. DUBOIS D. The role of innovation in economics. - Mode of access: http://economics.about.com/library/weekly/aa060204a.htm
Рассматривая взаимосвязь между инновациями и бизнесом, автор проводит различие между творческой и инновационной деятельностью, отмечая, что эти два понятия часто смешиваются.
Как правило, инновационная деятельность рассматривается как часть процесса, посредством которого знания трансформируются в инструмент активизации экономической деятельности. Однако с практической точки зрения более полезен подход, рассматривающий творчество как процесс генерирования идей, а инновационную деятельность как процесс их переработки, просеивания и критического осмысления в целях реализации. Таким образом, идеи, возникающие в процессе творчества, являются своего рода пищей для инноваций.
Для анализа понятия «инновации» автор считает необходимым определить границы, в которых осуществляются разработка инновационного продукта и его распространение. Эти границы определяются следующими факторами:
- затраты на внедрение, производство и реализацию инновационного продукта должны быть ориентированы, прежде всего, на потребителя этого продукта или услуги;
- поставки новой продукции потребителю должны осуществляться в минимальные сроки, поэтому производителям следует уделять особое внимание выбору поставщиков;
- инновационные фирмы должны обратить особое внимание на опасность со стороны последователей - конкурентов, которые не осуществляли затраты на НИОКР в процессе производства аналога инновационного продукта и, таким образом, имеют возможность реализовать его по более низкой цене.