Научная статья на тему 'Развитие культурных традиций народов Среднего Поволжья в современной одежде'

Развитие культурных традиций народов Среднего Поволжья в современной одежде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2898
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / МАССОВАЯ ОДЕЖДА / ГОРОДСКИЕ КОСТЮМЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / «ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ИСКУССТВО» / УТИЛИТАРНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС / «INDUSTRIAL ART» / TRADITIONAL CULTURE / FOLK COSTUME / EVERYDAY LIFE / MASS CLOTHES / CITY COSTUMES / NATIONAL STYLE / UTILITY / CULTURAL RESOURCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алехина Н. В.

Выявляются этнические особенности традиционной одежды Среднего Поволжья, описываются элементы костюмов незаслуженно забытые при проектировании повседневной одежды в XXI в. Автор рассматривает динамику региональной составляющей традиционных форм народного костюма в контексте «культурного ресурса» современной моды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL TRADITIONS DEVELOPMENT IN MODERN CLOTHES OF THE PEOPLE LIVING IN CENTRAL VOLGA REGION

Ethnic peculiarities of traditional clothes of Central Volga Region describe costume elements that are undeservingly forgotten in designing the clothes for everyday wear in the XXI century. The author shows the dynamic of folk costume regional component of traditional forms in the context of «cultural resource» in modern fashion.

Текст научной работы на тему «Развитие культурных традиций народов Среднего Поволжья в современной одежде»

УДК 930.85

Н.В. Алехина

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

В СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ

Выявляются этнические особенности традиционной одежды Среднего Поволжья, описываются элементы костюмов незаслуженно забытые при проектировании повседневной одежды в XXI в. Автор рассматривает динамику региональной составляющей традиционных форм народного костюма в контексте «культурного ресурса»с овременной моды.

Традиционная культура, народный костюм, повседневность, массовая одежда, городские костюмы, национальный стиль, «производственное искусство», утилитарность, культурный ресурс

N.V. Alekhina

THE CULTURAL TRADITIONS DEVELOPMENT IN MODERN CLOTHES OF THE PEOPLE LIVING IN CENTRAL VOLGA REGION

Ethnic peculiarities of traditional clothes of Central Volga Region describe costume elements that are undeservingly forgotten in designing the clothes for everyday wear in the XXI century. The author shows the dynamic of folk costume regional component of traditional forms in the context of «cultural resource» in modern fashion.

Traditional culture, folk costume, everyday life, mass clothes, city costumes, national style, «industrial art», utility, cultural resource.

Черты национального своеобразия, вековые традиции и мастерство ярко проявляются в народном костюме - наиболее массовом виде народного творчества. «Народный костюм -это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, наполненное могучей животворной силой» [8]. Одежда не только способна донести до нас зримый образ предков, но и помогает понять духовную их сущность, увидеть их прямую связь с обычаями, образом жизни, обрядами, с древнейшими истоками культуры.

Традиционная одежда, имеющая уникальные этнические особенности, как правило, прочно связана с прошлым. Традиционный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Он построен на закономерном ритме линий, плоскостей, объемов, соответствии фактуры и пластики тканей, организующей роли декора и цвета, связи утилитарных и художественных достоинств. Эстетическое в традиционном костюме - это ее природные, социальные и художественные особенности в их общечеловеческом значении.

Понятие «народный костюм» связано с самыми различными обыденными ассоциациями, по преимуществу ценностными представлениями о доступности, приобщению к определенным культурным, как правило, этническим образцам. Это

своеобразная гарантия качества, проверенная временем, - показатель широкого признания. Народная одежда представляет собой этнокультурное явление, способ идентификации, отождествленный с культурной традицией на всех этапах исторического развития. Однако сейчас она выглядит достаточно унифицированной, проницаемой для самых разных направлений современной моды, широко ассимилирующей элементы и традиции различных культур.

Изучение феномена традиционной культуры на основе междисциплинарного, культурологического подхода позволило рассмотреть костюмы народов Среднего Поволжья на протяжении Х1Х-ХХ вв. в различных социокультурных проявлениях, а включение их в контекст современных культурных процессов - увидеть, как элементы одежды разных исторических эпох вписываются в культурное пространство российского общества XXI столетия. Отдельные элементы традиционной культуры могут попадать или нет в сферу актуальной культуры, но, как показывает исследование, народный костюм является тем артефактом, который активно влияет на современную культуру, оставаясь при этом достоянием истории.

Костюм - один из самых необходимых человеку элементов повседневности, постоянно присутствующий в материальной культуре во все времена.

На протяжении многовековой истории Среднего Поволжья в культуре народов постоянно менялись критерии оценки и отношение к среде обитания, что непосредственно сказывалось на внешнем облике человека, восприятие которого во многом зависело от костюма. В традиционной культуре Среднего Поволжья феномен одежды ярко выражен в повседневности народов, населяющих регион. Культурное содержание повседневности проявляется в ее компонентах и включает национальный костюм. Недаром народная пословица «По одежке встречают...» приобрела в настоящее время новую трактовку - «...и провожают тоже».

Как известно, искусство народа формировалось в течение длительного времени, сохраняя все самое ценное и оправданное жизнью, убирая все случайное. Народный костюм не является застывшей в своих формах неизменной категорией, вполне закономерным явлением, обусловленным всей жизнью народа. Изменения среды создания народного костюма повлекли изменения типологии, формы и, конечно же, функций. В ходе исследования выявлено, что современная повседневная одежда жителей Среднего Поволжья начала XXI в. трансформировалась, но в то же время остались: разнообразие ассортимента, удобная форма, пропорциональные соотношения; изменились технология изготовления, ткани и материалы, цветовые сочетания, декоративные элементы [1-5, 7, 12, 17, 20].

Время устроило конкурс находкам, привносимым в оформление одежды, оставляя самое интересное. Нередко народная одежда украшена необыкновенно причудливо, но никогда ее декор не перегружен, он лишь выявляет конструктивные особенности костюма, подчеркивает его целесообразность. Национальные традиции позволяли народным мастерам соблюсти чувство меры, находить верное соотношение между целым и деталями. Сохранившиеся с древних времен приемы кроя, способы декора, особенности ношения народного костюма передавали из поколения в поколение специфику национального характера, эстетический вкус народа. Именно поэтому современный костюм оказывается созвучным народному в использовании рисунков (клетки-пестряди, полоски разных ритмов и масштабов), фактур материалов, колористическому строю, в котором согласованы и соподчинены все детали. Народный костюм и сегодня подсказывает варианты решений современной одежды в ансамблевой композиции.

Гармония в костюме основана на единстве всех его элементов, объединенных в одно целое, выражающее определенный социокультурный и художественный образ ансамбля, в котором форма и конструкция находятся в прямой зависимости от вида материала, его пластических свойств, фактуры, цвета, рисунка и который является примером для создания современной одежды. Принципы функционирования традиционной культуры проявлялись в создании народной одежды в рациональном

безотходном использовании материала, простоте кроя. Они, по нашему мнению, легли в основу последующих периодов моделирования одежды.

Развитие современного моделирования в России в разные периоды истории всегда опиралось на непреходящие ценности народного творчества: декоративность,

функциональность, комплексность, конструктивность. Творческая трансформация народного костюма в современный социум способствует не только развитию, обновлению и обогащению современного костюма, но и осмыслению его философии как вне времени, так и в аспекте той или иной эпохи, для которой костюм является культурным текстом.

Современная одежда сформировалась на рубеже XIX-XX вв. В 90-е годы XIX века зарождаются новые стилевые особенности мужского костюма, а в 10-е годы XX века -женского. Они складываются под влиянием коренных социоэкономических преобразований в мире. Тогда возрастает роль в жизни общества промышленных рабочих, меняется положение женщины и др. В это время появляются принципиально новые виды одежды, функциональные и практичные, ориентирующиеся на условия жизни и быта простых людей, - рабочие спецовки, блузы и короткие юбки, удобные для работы [16].

Переломным моментом для нашей страны стала революция 1917 г., которая оказала огромное влияние на развитие всего общества, в том числе и на внешний облик людей. В контексте исследуемой проблемы следует отметить, что механизированной швейной промышленности в стране до революции практически не существовало. Одежду в это время шили главным образом в мелких мастерских кустарно-ремесленного типа, весьма схожих по характеру труда с феодальными мануфактурами. Степень механизации ограничивалась введением швейных машин, распространявшихся в России иностранными фирмами, самой известной из которых была фирма «Зингер».

Трудно говорить об эстетической стороне массовой одежды, создававшейся в условиях примитивного машинного производства, элемент творчества просто отсутствовал в труде портных-ремесленников. Кроме того, в сложной политической обстановке предприятия, как правило, выполняли военные заказы, которые и составляли основную часть массовой продукции одежды.

Появление новых типов одежды к началу Первой мировой войны было подлинной революцией в области костюма, знаменовало начало развития новых его форм под определяющим влиянием передового класса общества - пролетариата. Русские городские костюмы начала XX века с их оригинально трактуемой формой, безусловно, говорят о том, что в России были способные отечественные художники; к сожалению, их имена так и остались неизвестными.

Русский костюм, несмотря на большую близость, а нередко и прямые заимствования из европейского, имел немало самобытных черт. Своеобразие национального стиля заключалось в том, что он был создан не официальной модой, а рожден в недрах масс. Возникло новое понятие - массовый костюм для трудящихся, который связывался не с социальной проблематикой, а с городскими или сельскими условиями труда и жизни, а также климатом и национально-культурными предпочтениями народов страны.

Таким образом, революционные преобразования в России впервые в мировой истории стерли социальную дифференциацию костюма.

Огромное внимание в то время уделяется «производственному искусству», ибо оно, как никакая другая отрасль, захватывает громадные массы трудящихся, причем продукты промышленного производства превращаются сами в наиболее массовые проводники культуры нового общества, доступные большинству людей [10].

В рамках «производственного искусства» была предусмотрена широкая программа по созданию новых форм костюма. Она заработала уже к началу 1919 года. При художественнопроизводственном подотделе ИЗО Наркомпроса создаются «Мастерские современного костюма», которые возглавила известная художница-модельер Надежда Петровна Ламанова. Ей же принадлежала и сама идея организации этой мастерской.

Основные идеи обучения в мастерской Н. Ламанова обозначила на первой Всероссийской конференции по художественной промышленности (август 1919 г.). В своем выступлении она говорила: «Искусство должно проникнуть во все области жизненного обихода, развивая художественный вкус и чутье в массах. Одежда является одним из наиболее подходящих проводников... Художники должны в области одежды взять инициативу в свои руки, работая над созданием из простых материалов простейших, но красивых форм одежды, подходящих к новому укладу трудовой жизни» [15].

Ламанова считала, что в противоположность западно-европейской моде, меняющейся в зависимости от коммерческих соображений, следует положить в основу костюма соображения общественной гигиены применительно к трудовой жизни; необходимо создавать такие виды костюма, которые соединяли бы в себе художественные формы с чисто практическими потребностями наших дней.

Мастерские Ламановой стали творческой экспериментальной лабораторией новых форм одежды. В это же время возникают и первые советские учебные заведения, где должны были готовить новые кадры для этой громадной и очень важной отрасли легкой промышленности, которые в большинстве своем строились на программах Ламановой. Так, например, в 1919 г. в Ставрополе (ныне г. Тольятти) была организована «Художественнопромышленная школа одеяния», где учились 15 девочек разных национальностей [18].

Ламановское трактование костюма не только вызывает интерес к чисто внешней стороне жизни общества, но и заставляет вглядываться в бытовые, психологические, исторические и национальные особенности народа.

Н.П. Ламанова первая в мировой практике при конструировании одежды обратилась к народному (национальному) костюму. Она тщательно изучала его особенности, отыскивая простоту и целесообразность, которые можно было бы использовать в костюме для «трудовой жизни». Она утверждала, что основные формы народного костюма всегда мудры. В рубашечном покрое, например, ее привлекали элементарность кроя, экономный расход ткани, дешевизна готовых изделий [13].

Как в теоретической программе, так и в практической деятельности Н. П. Ламанова была за функциональность и целесообразность костюма. Однако в ее работе всегда преобладало образно-эмоциональное начало; носителями его были цвет и орнамент. Используя народные принципы орнаментации одежды, художник располагала вышивку в определенных, продиктованных конструкцией модели местах: в области груди, плеч, внизу на рукавах, по низу платья. Чаще всего она брала подлинные старинные орнаменты (в виде полосы или каймы, частей салфеток, концов полотенец), а иногда самостоятельно разрабатывала орнамент. Ритм декоративного оформления соответствовал общему силуэту и характеру покроя.

В платье рубашечного покроя узкие полотнища крестьянских полотенец, используемые целиком, композиционно образовывали своеобразный передник. Простое платье из прямоугольников черной и суровой редины, пересеченных по вертикали и горизонтали кружевной прошивкой, у пояса и проймы отделанное полосками полотна, было иллюстрацией контраста различных форм, создаваемого образной орнаментацией.

Теоретическим и практическим центром моделирования бытового костюма -прообразом будущего Дома моделей одежды, стало Ателье мод при тресте «Москво-швей» (1923 г.). При нем издавался журнал «Ателье», в котором принимали участие известные деятели этого направления искусства: Б.М. Кустодиев, Н.П. Ламанова, А.А. Экстер, М.С. Шагинян и др. [14].

На Всемирной выставке в Париже в 1925 г. пришел первый успех - оригинальные ансамбли Н.П. Ламановой и В. И. Мухиной, отличавшиеся безупречным вкусом и высоким творческим мастерством, получили Гран-при за национальную самобытность в сочетании с модным направлением [14].

Ламановские идеи были восприняты ее талантливыми учениками и последователями, которые в своей творческой работе постоянно обращались к народному костюму. Среди 330

учеников Н.П. Ламановой в первую очередь следует назвать Н.С. Макарову, возглавившую в 1934 г. первый творческий центр советского моделирования - Московский Дом моделей одежды [16].

Вслед за ней отечественные художники-модельеры постоянно возвращаются к народному костюму как источнику вдохновения для создания новых коллекций, в которых, как и в народных образцах, органично сочетаются творческая интуиция создателя и его художественный и профессиональный опыт, знания специфических особенностей человеческого тела.

Таким образом, еще в довоенный период были заложены основные принципы взаимодействия народного искусства и промышленности. Мощное самостоятельное творчество русских художников должно было стать источником создания новых художественных форм в легкой промышленности.

Руководители многих предприятий и творческих объединений стали реализовывать наставления Н.П. Ламановой, утверждавшей, что «...всякий человек, несмотря на все недостатки его тела от природы или образа жизни, имеет право быть гармоничным» [11].

Среди современных достойных учеников Н.П. Ламановой - Вячеслав Зайцев, проводник гармонии, создавший свой стиль, вне канонических понятий, существующих в мире моды, чье профессиональное кредо состоит в приверженности классической традиции: здесь превалирует естественность формы, четкая линия плеча, головные уборы и аксессуары в едином синтезе с одеждой и самое главное - принадлежность русскому чувствованию, русской душе, природе. Ввиду этого коллекции Мастера несут в себе ценностную эстетику русского народного костюма, отражающую единство человека с природой, что проявляется в простоте кроя и пропорций, ясности и чистоте линий, естестве колористики и изысканности декора. Внутренняя связь с народными традициями ощущается, в частности, в его отношении к цвету, в использовании чистых, открытых тонов, выдающих национальные истоки творчества. А подлинной изюминкой его работ становятся вышивки, роскошные аппликации, кружево, украшения.

Главная черта народного стиля В. Зайцева - это естественность в пропорциях, крое, цветосочетаниях. И это не просто дань моде. Мастер предлагает соотечественникам не этнографический, «музейный», а вполне современный костюм, используя простоту народного кроя - покрой русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи, поддевки. Отсюда ведут свое происхождение столь популярные низкие проймы, рубашечный рукав (прямой или с ластовицей), декоративное оформление конструктивных швов, декорирование вышивкой манжет и горловины, использование разноцветных бус и плетеных поясов, причем народные мотивы привносятся В. Зайцевым в костюм деликатно, бережно, осторожно, не ради эстетического эпатажа, а как следствие художественной выразительности и функциональности, как проявление творческого переосмысления вековых традиций.

Визитной карточкой дизайнера и Дома Юдашкина стал «русский» способ вышивки бисером, пайетками и стразами, традиции которого были возрождены и теперь развиваются в Доме. Модели «Haute Couture», как и большинство материалов, из которых они сделаны, вышивка, аппликации, мохер - выполнены вручную. Темы, которым кутюрье посвящает свои работы, - русское искусство, литература, живопись, архитектура, балет. Каждая его коллекция несет в себе сюжеты национальной русской истории и культуры, образы выдающихся личностей России. Запад признал существование индустрии моды в России, неизменно связывая с ней имя Валентина Юдашкина.

Представители новой плеяды художников по костюму XXI в., такие как Ирина Крутикова, Татьяна Парфенова, Алена Ахмадулина, создают современную одежду, по-прежнему развивая традиционные приемы кроя, в основе которых - единство формы и содержания, гармония элементов, простота, естественность, чистота линий, создающих целостный художественный ансамбль.

Многие художники и конструкторы используют традиции применения в женской и детской одежде декоративного выделения горловины, низа, рукавов тканями другого цвета и фактуры. Более того, функция утилитарности и рациональности, взятая из народной одежды, стала основой изготовления верхней части изделия (стана) из более дорогого и тонкого материала, а нижней части (подставы) - из грубого и дешевого. Так появились модели, верхняя часть и рукава которых из ярких, нарядных по фактуре тканей, контрастных по цвету и интересных по рисунку, но объединенных в целом по колориту с тканью, из которой выполнен весь костюм.

В современной повседневной одежде гармонично сочетаются напряженность цвета, полифония красок, разнообразные скульптурные формы, рождающиеся на основе современных технологий. В этом и состоит живое развитие традиций и одновременно проявление новаторства, индивидуального творческого стиля модельера.

Среди новых предложений художников - костюмы и комплекты свободных форм из тканей ярких, блестящих, ворсовых или богато декорированных, многослойные, динамичные ансамбли из предметов разной длины, позволяющих импровизировать, находить новые пропорции в костюме; использование разнообразных орнаментов и отделок.

Одной из ярких дизайнерских находок сегодняшнего дня является лоскутная техника, позволяющая, как и много веков назад, сочетать шелк с вышивкой, бисером и блестками, ручную роспись тканей в декоре современных ансамблей. В таких моделях можно увидеть принципы колористического решения, приемы соединения клетчатого и гладкого полотна, применение новых вышивальных швов, органично соединенных с фактурой ткани.

Нельзя не согласиться с Г.С. Гориной: «традиционность, взятая от народного искусства, спокойно входит в современность, сообщая модной форме новизну, оригинальность конструктивного и цветового решения» [6].

Развитие текстильной и легкой промышленности, появление в связи с этим купонных и полукупонных тканей с тканой или набивной полосой орнамента по краю также привело к решению современных моделей в этнографическом стиле, превращающем вещи в уникумы. Ткани, напоминающие русскую набойку орнаментами, цветом, рисунком, передают национальный дух современному бытовому костюму.

Новые виды отделочных материалов, созданных в современных условиях текстильщиками в виде цветных шнуров, бахромы, золотой и серебряной тесьмы, кружев разной техники исполнения (от самого архаичного - коклюшечного до самого современного - машинного), дают возможность художникам использовать современные материалы по назначению, создавая повседневную одежду. А выразительность фактуры самой ткани, «оживающей» благодаря всевозможным переплетениям и ткацким рисункам, вышивкам, взятым из глубины истории создания первых переплетений, что придает одежде завершенность и изысканность, обусловлена преемственностью народных традиций.

Отечественные исследователи выявили степень использования народных традиций в практике моделирования современного костюма. В частности, отмечается некоторая цикличность - после периодов увлечения фольклорным стилем наступают спады, периоды «усталости», причем пики соответствуют крупным общественно-политическим событиям, юбилейным датам нашей страны (например, в 1957 г. проходили Всемирный фестиваль молодежи и студентов, народный фестиваль мод).

Так, народный костюм, его конструкция, декор, цветовые сочетания широко были использованы в конце 40-х - начале 50-х гг. ХХ в. Но неправильный подход к источнику творчества привел к механическому перенесению в бытовой костюм сложной вышивки, отдельных элементов народного костюма; в результате костюм нес большую декоративную нагрузку и напоминал фасад здания тех времен с излишними ломкостью и украшательством

[19].

В середине 1960-х гг. произошел своего рода переворот, и художники вновь обратились к непреходящим ценностям народного творчества. Это позволило советскому моделированию занять прочные позиции на международной арене. Как следствие, в 1967

г. на I Московском Международном фестивале мод советская коллекция пользовалась большим успехом.

В дальнейшем в советский период ни одна международная выставка костюма не обходилась без моделей, разработанных по мотивам русской народной одежды. Это международные выставки в Канаде, Нидерландах, Италии, Японии, США, Франции, Германии, Великобритании и других странах.

В настоящее время в отдельных профессиональных и самодеятельных творческих коллективах наметилось и крепнет здоровое стремление к наиболее полному воссозданию народных художественных традиций в сценическом костюме. Идет процесс переосмысления и трансформации традиций с учетом современных требований и условий. При этом традиционные орнаменты стилизуются под мотивы, которые указывают на национальную и региональную принадлежность костюма [9]. Использование современных материалов дает возможность обыграть их природную, естественную структуру, приближенную по фактуре к ткачеству и кружеву.

В XXI в. художники, специалисты, работающие в сфере дизайна и индустрии моды, не копируют народный костюм, а стараются достичь выразительности и образности современной одежды путем осмысления первоисточника средствами ассоциативного представления, проявляющегося в отборе самых важных элементов, деталей костюма, что позволяет достичь разнообразия видимого образа и новизны решения. В этом контексте роль костюма стоит на особом месте. Он позволяет творчески реализоваться каждому человеку через преодоление монотонности форм, скудости и однообразия повседневной культуры, сохраняя и гармонично перенося народные традиции в современный костюм.

Современные модельеры, специалисты по тканям, кружевам, ювелирным изделиям, обуви, создавая современный модный костюм на основе народных традиций, не копируют и тиражируют европейские образцы, а используют черты народной одежды, в частности: покрой, декоративное решение, связывая рождаемый художественный образ с потребностями людей, утилитарностью одежды, ее функциональным назначением, мотивированными обычаями, родом деятельности, возрастными и половыми признаками.

Если говорить о регионе, то в процессе интеграции людей в локальнорегиональное сообщество отбирались типичные черты костюмов путем заимствований наиболее удачных элементов национальных костюмов. Такие образцы, по нашему мнению, наилучшим образом «вписывались» в социокультурную среду Среднего Поволжья и оптимально удовлетворяли потребности населения в одежде. Однако большинство национальных традиционных костюмов региона продолжали оставаться специфическими явлениями той или иной этнической общности и служили одним из элементов идентификации при социокультурном взаимодействии с соседями. Другими важными факторами, оказавшими существенное влияние на облик и одежду народов Среднего Поволжья, являются: культурно-бытовые особенности, привнесенные из других регионов в ходе миграций, этнические традиции местных народов, природногеографическая среда. Одежда народов Среднего Поволжья к началу XX в. в процессе культурного взаимодействия и диффузии претерпела значительные изменения, но при этом были сохранены этнокультурные элементы подчеркивающие национальный колорит и специфику. Более того, возможности народов региона по репродукции национального костюма существенно возрастали, если они позитивно воспринимали чужой опыт и одновременно были готовы делиться собственными культурными элементами с соседями.

В ходе исследования были выявлены ряд дополнительных региональных особенностей одежды, которые современные модельеры еще слабо используют в проектировании повседневной одежды. Так, например, многослойность и трансформация в народной одежде, переходящая из поколения в поколение, является устойчивым признаком. Не менее важен принцип комплектования элементов одежды: рубаха - сарафан, рубаха -сарафан - душегрея, рубаха - юбка-понева - фартук и т.д. В современной одежде: блузка -повседневный сарафан, блузка - юбка - жилет, блузка - юбка - жакет и т.д.. И, что бы не

диктовала мода, данный принцип будет всегда предпочтительней. В недостаточной мере учитываются методы создания одежды, такие как модульный и комбинаторный. А ведь в изготовлении народной одежды данные методы использовались еще с древнего мира.

Выявлены также культурные ресурсы в цветовых решениях одежды. Так, единым любимым цветом для всех народов Среднего Поволжья всегда являлся красный. Он присутствует в традиционной одежде каждого народа региона, поэтому различные новомодные оттенки и цветовые сочетания в большинстве своем не приживаются. Самой красивой и предпочтительной в Среднем Поволжье продолжает оставаться одежда красного цвета - цвета «солнца» и тепла.

Мода навязывает течение «минимализма», которое, по нашему мнению, также не имеет социокультурных оснований в регионе. Так, например, украшения и дополнения (ремни, головные уборы, пояса и т.д.) являлись неотъемлемой частью всего комплекса традиционного костюма и по сей день являются важной частью женского современного образа.

В зимний период времени обувь «европейского типа» в нашем регионе не дает достаточного тепла и уюта, именно по этой причине активно в моду возвращаются всеми, казалось бы, забытые валенки. Они приобрели новый современный вид, у некоторых появилась подошва, но именно данный вид зимней обуви все чаще предпочитает даже молодежь. Такой головной убор как шапка-«ушанка» - ее классический вид трансформировался и модернизировался, но главный принцип уши - отвороты - остался любим даже новым поколением.

Аналогом русских традиционных головных уборов являются шапка-«боярка», валеные колпаки (все виды беретов, шляпок, комбинированных головных уборов), картуз (конструкция которого лежит в основе всех кепок, спортивных уборов из различных материалов), вязаные рогатые шапки в детской и молодежной одежде (напоминающие рогатые кички), платки и шали разного исполнения и цветовой насыщенности и манер ношения (повязываемые в различных сочетаниях).

Современное промышленное моделирование региона все чаще строится на основе народных конструкций. Это особенно заметно в производстве верхней одежды - она имеет крой тулупа, поддевки, свиты, черкески, казакина, бекеши, кафтана, повторяя народный костюм пластикой, воротником, поясом, местом расположения застежки.

Состояние современной российской экономики настоятельно требует использования регионального опыта традиционной культуры как культурного ресурса развития производства удобной, комфортной одежды, подчеркивающей этнокультурные особенности населения Средней Волги.

Подводя итог, можно сделать выводы:

• костюм - один из самых ярких элементов традиционной культуры Среднего Поволжья, постоянно присутствующий в повседневности региона, несмотря на меняющиеся формы и функции;

• народный костюм в Среднем Поволжье - закономерное явление, обусловленное всей жизнью этносов региона, постоянно предлагающий варианты решений современной одежды в ансамблевой композиции;

• моделирование одежды в России в разные периоды истории всегда опиралась на

непреходящие ценности народного творчества: декоративность, функциональность,

комплексность, конструктивность, этнокультурные принципы колористического решения;

• современная повседневная средневолжская одежда начала XXI в. значительно трансформировалась - изменились технологии, цветовые сочетания, декоративные элементы, но в то же время сохранила наиболее важные традиционные формы: удобство, разнообразие ассортимента, пропорциональные соотношения;

• функция утилитарности и рациональности, взятая из народной одежды, стала основой изготовления современной одежды;

• в образцах современной повседневной одежды гармонично сочетаются напряженность цвета, полифония красок, разнообразные скульптурные формы, рождающиеся на основе современных технологий. В этом и состоит живое развитие традиций и одновременно проявление новаторства, индивидуального творческого стиля модельера;

• в проектировании повседневной одежды и ее массовом изготовлении недостаточно используются региональные особенности традиционной одежды, ее устойчивые признаки: деление одежды по назначению, многослойность, трансформация. Региональные принципы: комплектование элементов костюмного комплекса, использование в создании одежды модульного и комбинаторного метода, традиционное использование украшений и дополнений, культурологический подход к цветовому решению, климатическим особенностям.

Таким образом, исследование позволяет использовать исторически сложившиеся предпочтения различных групп населения Среднего Поволжья для более точного определения перспектив потребления модной одежды в современной ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белицер В.Н. Национальная одежда мордвы / В.Н. Белицер. М.: Наука, 1973.

2. Бусыгин Е.П. Среднее Поволжье и Приуралье: (Казанская, Симбирская, Самарская Уфимская и Оренбургская губернии) / Е.П. Бусыгин // Крестьянская одежда населения Европейской части России (XIX - нач. XX вв.). М., 1971.

3. Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края / Т.И. Ведерникова. Самара, 1991.

4. Вечеслов Н.Н. Описание костюмов русских и инородческих у крестьян Казанской губернии / Н.Н. Вечеслов. Казань, 1973.

5. Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу) / Н.И. Гаген-Торн. Чебоксары, 1960.

6. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды / Г.С. Горина. М., 1974.

7. Горобцова Е.А. Хозяйство и быт немцев Поволжья (XIX-XX вв.): каталог / Е.А. Горобцова. М., 1998. 120 с.

8. Ефимова Л.В. Русский народный костюм / Л.В. Ефимова. М.: Сов. Россия, 1989.

308 с.

9. Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение / С.П. Исенко. М.: МГУКИ, Профиздат, 1999. 143 с.

10. Искусство в производстве. М.: Пролеткульт, 1921.

11. Ламанова Н.П. Русская мода / Н.П. Ламанова // Красная нива. 1923. № 30.

12. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов XIX-начале XX вв. / Г.С. Маслова // Восточнославянский этнографический сборник. М.: Наука, 1956. 768 с.

13. Пармон Ф.М. Композиция костюма / Ф.М. Пармон. М.: Легпромбытиздат, 1997.

318 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества / Ф. М. Пармон. М.: Легпромбытиздат, 1994. 272 с.

15. Протоколы I Всероссийской конференции по художественной промышленности. М., 1920.

16. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма / Т.К. Стриженова. М.: Советский художник, 1972. 109 с.

17. Суслова С.В. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало

ХХ вв.): историко-этнографический атлас татарского народа / С.В. Суслова, Р.Г.

Мухамедова. Казань, 2000. 312 с.

18. Управление по делам архивов мэрии городского округа Тольятти. Ф. Р-131. Оп. 1 Д. 48.Л. 5.

19. Шмелева М. Н. Народные традиции в моделировании современной одежды / М.Н. Шмелева, Е.В. Семенова // Советская этнография. 1952. № 1.

20. Ягафова Е.А. Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура

этнотерриториальных групп (XVII - начало ХХ вв.) / Е.А. Ягафова. Чебоксары, 2007.

Алехина Наталья Владимировна -

аспирант кафедры «Философия и культурология» Поволжского государственного университета сервиса

Alekhina Nataliya Vladimirovna -

Post-graduate Student of the Department

of«Philosophy and Culturology»

of Volga Region State University of Service

Статья поступила в редакцию 15.06.10, принята к опубликованию 30.11.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.