Научная статья на тему 'Конструирование образа благотворительной деятельности предприятии нефтехимического комплекса России'

Конструирование образа благотворительной деятельности предприятии нефтехимического комплекса России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
133
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / РETROCHEMICAL COMPLEX / SOCIAL POLICY / CHARITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тупаева А. С.

В статье анализируется сконструированный образ благотворительной деятельности крупнейших нефтехимических и нефтегазовых предприятий России, Республики Татарстан и Республики Башкортостан. При изучении сконструированного образа активно использовался такой социологический метод, как дискурс-анализ.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the designed image of charities of the largest petrochemical and oil and gas enterprises of Russia, Republic Tatarstan and Republic Bashkortostan is analyzed. At studying of the designed image such sociological method, as a discourse-analysis was actively used.

Текст научной работы на тему «Конструирование образа благотворительной деятельности предприятии нефтехимического комплекса России»

УДК 316

А. С. Тупаева

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИИ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Ключевые слова: нефтехимический комплекс, социальная политика, благотворительность.

В статье анализируется сконструированный образ благотворительной деятельности крупнейших нефтехимических и нефтегазовых предприятий России, Республики Татарстан и Республики Башкортостан. При изучении сконструированного образа активно использовался такой социологический метод, как дискурс-анализ.

Keywords: рetrochemical complex, social policy, charity.

In article the designed image of charities of the largest petrochemical and oil and gas enterprises of Russia, Republic Tatarstan and Republic Bashkortostan is analyzed. At studying of the designed image such sociological method, as a discourse-analysis was actively used.

Предприятия нефтехимического и нефтегазового комплекса на сегодняшний день играют важную роль в инновационном развитии промышленности и экономики. Они являются источником продвижения экономики в целом по стране, так же в регионе, где они расположены. Для подобных крупных предприятии нужны соответствующие кадры, способные обеспечить продуктивную работу. И вузы рассматривают их в качестве работодателей и пытаются построить свой учебный процесс под конкретные потребности.

Для предприятии нефтехимического и нефтегазового комплекса также важен их имидж, сложившийся в обществе. Это тот образ, который сконструировали печатные СМИ, всемирная сеть интернет, телевидение. Положительный образ (имидж) для подобных предприятий - залог успеха, налаживание тесных связей с подобными предприятиями, для взаимосвязи с обществом и государством. В этой связи, существуют сотрудники, занимающиеся конструированием положительного образа.

Наличие социальной ориентации предприятия нефтехимического и нефтегазового комплекса - важный показатель цивилизованности и эффективности работы. Ориентация на благотворительную деятельность - важный показатель социальной активности предприятия. В связи с этим, было проведено исследование, посвященное социальной политике предприятий нефтехимического и нефтегазового комплекса [1].

По результатам проведенного исследования целью анализа стал сконструированный образ благотворительной деятельности политики трех крупных предприятии нефтеперерабатывающего и нефтегазового комплекса в Российской Федерации, Республике Татарстан и Республике Башкортостан. Мы решили использовать следующие методы:

- дискурс-анализ сайта;

- дискурс-анализ СМИ (печатных);

- дискурс-анализ собственных печатных издании (если они имеются).

В качестве объектов исследования были выбраны предприятия ОАО Лукойл, Татнефть и Башнефть.

Проведенный дискурс-анализ сайтов привел к следующим выводам: хотя у Башнефти имеется своя социальная политика, она не предоставлена на сайте, и это дает не полную информацию о компании. Компания ОАО «Лукойл» является более крупной, чем «Татнефть», соответственно, диапазон направлений социальной политики шире. Однако «Татнефть» гарантирует и реализует все льготы и компенсации, прописанные в законе. Также у «Татнефти» имеется своя благотворительность, в основном это работа с фондами. «Лукойл» реализует свою благотворительную деятельность в многочисленных направлениях: программы социальных инвестиций, программы спонсорства и благотворительности, адресная

помощь. Таким образом, информация, предоставленная на сайтах этих компаний, дает представление о социальной политике предприятии нефтеперерабатывающего и нефтегазового сектора. Также эта информация является составной частью сконструированного образа.

В связи с тем, что в рамках анализа веб-сайтов не была обнаружена информация о социальной политике «Башнефть», мы провели следующий этап исследования - дискурс-анализ газет за 2010. Предметом исследования стал сконструированный образ данных компании, которая включает и благотворительную деятельность. Из результатов можно сказать, что сложившийся образ данных предприятий в прессе - положительный. В основном описываются два направления благотворительности: организационное и материальное.

Также мы провели дискурс-анализ собственных печатных изданий данных компании.

«Лукойл», как самая крупная из выбранных компании, выпускает целый набор печатных издании, связанных с благотворительностью.

Во-первых, данная компания проводит конкурсы социальных проектов, проводимые Благотворительным фондом «Лукойл» и дочерними обществами компании, - один наиболее эффективных механизмов распределения финансовых средств для улучшения социальноэкономической ситуации в регионах присутствия Компании, В основе конкурсной технологии распределения средств лежат принципы прозрачности, состязательности и публичности. Цель конкурсов состоит в поддержке проектов и инициатив территорий в решении актуальных для них проблем. В связи с этим, каждый год выпускается сборник. Последний был: «VIII Корпоративный конкурс социальных и культурных проектов 2009».

Во-вторых, «Лукойл» с удовольствием откликается на предложения музеев,

издательств, научных коллективов, отдельных авторов оказать поддержку в публикации интересных изданий. Среди наиболее значительных издательских проектов Компании -«Эрмитаж. История коллекции», «Москва и москвичи. Из коллекции Третьяковской галереи», «Русская гравюра», «Российские просветители», «Азбука в картинках», «Светочи русской культуры», «Лошади в русском искусстве. Из собрания Русского музея», «Художники Подмосковья», «Н.М.Карамзин. Российский Тацит», «Былины Печоры» - издание, которое было задумано еще А.С.Пушкиным, «Мир шедевров», «М.Ю. Лермонтов, «Ваш Блок», «Ваша Цветаева», «Ваш Есенин». В связи с 200-летним юбилеем А.С.Пушкина были подготовлены издания «А.С.Пушкин» и «Ваш Пушкин». Впервые в истории российской литературы Международный Пушкинский фонд «Классика» при поддержке Компании издал полное собрание сочинений (в 6-ти томах) Ф.И.Тютчева.

В-третьих, данная компания выпустила буклет «Благотворительность и благотворительная деятельность», в котором описываются все направления благотворительной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что собственные печатные издания компании нефтехимического комплекса имеют стабильную базу и разнообразны.

Второй компанией стала компания «Татнефть». Она имеет свой журнал «Нефть и жизнь», который выпускается ежегодно, в котором описываются результаты благотворительной деятельности за прошедший год.

Во-вторых, в целях повышения информационной открытости и поддержания конструктивного диалога со всеми заинтересованными сторонами, ОАО «Татнефть» с 2005 года выпускает ежегодные отчеты об устойчивом развитии и социальной ответственности. Публикация социальной отчетности является добровольной инициативой компании и способствует информированию широких кругов общественности о конкретной деятельности «Татнефти» в области социальной и экологической ответственности.

Третьей компанией является «Башнефть», которая выпускает корпоративную газету «Башкирская нефть», в которой нашли отражение благотворительные действия компании.

Резюмируя печатную деятельность, посвященную благотворительности, можно сказать, что каждая из компании имеет печатное издание, в котором конструируется благотворительная деятельность. Только в отличие от региональных компании нефтехимического комплекса, у «Лукойла» - намного шире и разнообразнее печатных издании.

Таким образом, можно сказать, что анализируемые компании нефтехимического комплекса, имеют свой индивидуальный сконструированный образ благотворительной деятельности. Этот образ разнообразен и каждая компания строит его в соответствии с региональными и государственными запросами общественности. Это обусловлено с тем, что в каждом регионе свои социальные проблемы и объекты благотворительности.

Нефтехимическая промышленность - прогрессивная, быстро развивающаяся отрасль. Химизация всё больше проникает во все сферы народного хозяйства.

Размещение отраслей нефтехимической промышленности находится под влиянием факторов, среди которых наибольшую роль играют сырьевой, энергетический, водный, потребительский, трудовой, экологический, инфраструктурный. Роль каждого из них различна в зависимости от особенности производств[2]. Также немаловажную роль играет тот сконструированный образ предприятия в глазах общественности. Если он будет положительным, то следует рассчитывать на поддержку местной и федеральной властей, заинтересованности высококвалифицированных кадров в них, в качестве работодателей, различных общественных служб в работе предприятия. Поэтому уделение внимания конструированию положительного образа благотворительности для предприятий нефтехимического комплекса - немаловажная задача!

Литература

1. Тупаева, А.С. Реализация социальных проектов предприятий нефтехимического комплекса России / А.С. Тупаева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 9. - С.817-822

2. Ульмаскулов, Т.Ф. Методологические особенности классификации инвестиционных проектов на примере нефтехимческой отрасли Республики Татарстан/ Т.Ф. Ульмаскулов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №5. С. 80-87.

© А. С. Тупаева - асп. каф. государственного муниципального управления и социологии КГТУ, agnya@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.