Ж. Ю. Кургаева, Т. В. Халилова
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КОМПЛЕКСНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ
УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ РФ И РТ
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, политика социальной ответственности бизнеса, концепция устойчивого развития, социальные инвестиции, корпоративное гражданство, социальное партнерство, Глобальная инициатива по отчетности в области устойчивого развития, глобальный рейтинг ответственности.
В статье рассматриваются основные положения концепции социальной ответственности бизнеса, 3 уровня корпоративной социальной
ответственности и анализируется реализация этих норм и требований крупными предприятиями комплексной переработки углеводородного сырья промышленности РФ и РТ.
Key words: corporate social responsibility, the policy of social responsibility of business, sustainable development, social investments, corporate citizenship, social partnership, Global
Reporting Initiative, Account Ability Rating.
The article gives information about principal positions of the concept of social responsibility of business, 3 levels of corporative social responsibility and the realization of the norms and requirements by large enterprises of petrochemical industry of Russia and the Republic of Tatarstan are being analysed.
Всего несколько лет назад в российском бизнес-сообществе по вопросу о корпоративной социальной ответственности преобладала такая точка зрения, что быть социально ответственным - значит, платить налоги и исполнять законы. Сегодня можно уже констатировать, что взгляды поменялись, практически все крупные предприниматели сходятся во мнении, что важным является также позиция компании в отношении своих работников и то, какое влияние она оказывает на общество.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом [1].
В основе данного подхода лежит концепция устойчивого развития, то есть нахождения баланса между потребностями нынешнего поколения в экономическом благосостоянии, благоприятной окружающей среде и социальном благополучии и аналогичными потребностями будущих поколений [2]. Только те предприятия, которые на практике добились снижения негативного экологического воздействия при одновременном
росте производства товаров и услуг, и ежегодно это подтверждают, считаются «устойчивыми» и, соответственно, наиболее социально ответственными.
Туркин Сергей, директор агентства "Социальные Инвестиции", называет основные положения социальной ответственности бизнеса. Первое: бизнес не ждет, пока попросят, а ищет сам, куда и как направить свои социальные инвестиции. Второе: бизнес находит самые актуальные для общества темы и решает проблемы, волнующие большую часть населения. Третье: бизнес добивается от социальных инвестиций экономической отдачи и выгоды для себя. Четвертое: бизнес привлекает самих людей к решению социальных проблем [3].
Специалисты выделяют 3 уровня социальной ответственности бизнеса:
1. Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест.
2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы, содействие охране окружающей среды. Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».
3. Третий, высший уровень ответственности предполагает благотворительную деятельность, а также готовность компании участвовать в кризисных ситуациях, оказывая гуманитарную помощь пострадавшим [4].
Несмотря на то, что на сегодняшний день не существует единого подхода к определению корпоративной социальной ответственности, все объединения предпринимателей и исследователи включают в это понятие:
- ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами;
- ответственность в отношении потребителей;
- ответственную политику в отношении работников;
- экологическую ответственность;
- ответственность компании перед обществом в целом.
Сегодня исследователи говорят о формировании новой парадигмы социальной ответственности. Вот ее основные элементы:
1. Корпоративное гражданство, предполагающее взаимную ответственность бизнеса и власти перед обществом, а также учет интересов предпринимателей не только в экономической, но и в социальной сфере. Создание взаимовыгодных механизмов социальных инвестиций бизнеса в общество становится важным элементом переговорной стратегии бизнеса и власти.
Вот какими качествами, по мнению потребителей, должен обладать «корпоративный гражданин»:
1. Ведет честный бизнес.
2. Гарантирует высокое качество продуктов/услуг.
3. Заботится о безопасности потребителей.
4. Обеспечивает безопасные условия труда работников.
5. Ведет «белую» финансовую отчетность.
6. Не подкупает госчиновников.
7. Быстро и честно ликвидирует «этические проколы».
8. Строит честные отношения с поставщиками.
9. Обеспечивает социальную защиту работникам компании, вышедшим на пенсию.
10. Занимается вопросами экологии.
11.. Поддерживает образовательные и исследовательские программы.
12. Оказывает местным организациям поддержку, предлагая им товары и услуги.
13. Спонсирует мероприятия, проводимые местными организациями.
14. Поддерживает искусство [3].
2. Социальные инвестиции, расширяющие понятие социальной ответственности бизнеса. Переход от благотворительности к фокусированным социальным инвестициям компаний на национальном и региональном уровнях, направленным на решение самых актуальных для страны проблем в сфере занятости, борьбы с бедностью, образования, жилья, безопасности, охраны здоровья и среды обитания.
3. Социальное партнерство — пересмотр сфер ответственности бизнеса, власти и общества в решении общественно-значимых вопросов, искоренение социального иждивенчества, создание механизмов общественного контроля за выполнением государством своих социальных обязательств. В условиях слабого гражданского общества функции «социального лоббизма» берут на себя «корпоративные граждане» [3].
Государственный подход заключается во всемерной поддержке практики отчетности по КСО российского бизнеса, выработке соответствующих правительственных рекомендаций и регулярном диалоге власти и бизнеса об основных направлениях и содержании КСО.[7] При этом вопрос о социальной ответственности самих органов власти, в первую очередь исполнительных, также является актуальной и острой проблемой (роль и ответственность социального государства декларирована статьей 7 п.1 Конституции РФ). При активной поддержке практики добровольного и эффективного объединения ресурсов государства и бизнеса для решения отдельных социальных и экологических проблем, отчетность и законодательная ответственность бизнеса и власти не должны смешиваться, а тем более перекладываться друг на друга [5].
Причем в оценках россиян нет единой позиции по вопросу о ведущей роли государства в привлечении бизнеса к социальной деятельности. Так, по результатам исследований ВЦИОМ, почти половина опрошенных (48%) полагают социальную деятельность сугубо добровольным делом, к которому принуждать нельзя. Несколько меньше тех (45%), кто признают за государством право в случае необходимости привлекать бизнес к решению социальных проблем общества или регионов. Иначе говоря, государство фактически наделяется правом изымать из крупного бизнеса дополнительные средства, не предусмотренные налоговым законодательством.[6] Причем за возможность привлекать бизнес к социальным программам выступают представители старших возрастных групп и слоев с низким уровнем материальной обеспеченности. Позиция же исключительно добровольного участия бизнеса в социальной деятельности поддерживается, наоборот, представителями материально благополучных групп населения и молодежных возрастных групп.
При этом опрошенные выделяют и другую сторону вопроса государственного участия в привлечении бизнеса к социальной деятельности, а именно - поддержку социально ответственных представителей бизнес-сообщества, предоставление им особых льгот. С необходимостью поощрения государством ответственного поведения бизнеса согласны большинство опрошенных (65%) [7].
В рамках различных направлений КСО компании проводят комплексы мероприятий, которые теперь отражаются в «Отчетах о социальном развитии», экологических корпоративных отчетах, либо в ежегодных «Отчетах о корпоративной социальной ответственности» и «Отчетах об устойчивом развитии». Первые два вида
отчетов представляют обычно специальные документы информационного характера, широко используемые в целях PR. Отчеты же о КСО и устойчивом развитии включают показатели по экономическому, экологическому и социальному развитию компаний.
При этом под экономикой компаний понимаются капитальные вложения и мероприятия внедрения современных технологий, улучшающих потребительские свойства и социальную значимость производимых товаров и услуг, а также финансовые затраты на специальное оборудование по развитию экологии производства и его безопасности. Экологическая политика подразумевает вложения и мероприятия компаний, направленные на снижение негативного воздействия производства на окружающую среду, а также благотворительные цели экологического характера местного и общенационального масштаба. Социальная политика включает вложения и мероприятия компаний по социальному развитию собственного персонала, а также благотворительные проекты местного и федерального значения [5].
Влияние КСО на привлекательность бизнеса для инвесторов трудно переоценить: компания может быть привлекательна с точки зрения текущей прибыльности, но крайне неустойчива с точки зрения экологической и социальной. Отчеты по КСО показывают и доказывают инвестору, что данная компания уделяет постоянное внимание экологическим и социальным аспектам в своей деятельности, а риски социальных внутренних и внешних конфликтов, а также экологических санкций для нее минимальны. Последнее особенно актуально для предприятий комплексной переработки углеводородного сырья, так как специфика данного производства несет в себе повышенные экологические риски.
Важным этапом отчетности по КСО и устойчивому развитию стало внедрение «мягкого» международного стандарта Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Global Reporting Initiative — GRI) по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компаний, экология производства и социальная политика.
Российских компаний нет в списках «устойчиво развивающихся». В основном, это связано с тем, что российский бизнес не вырос до уровня понимания всего спектра своей социальной ответственности, в том числе в области экологии. Он предпочитает, например, платить штрафы за загрязнение окружающей среды, а не внедрять передовые (часто дорогостоящие) очистные технологии. Со стороны государства, как на федеральном, так и на местном уровнях мониторинг негативного воздействия предприятий на окружающую среду, а также последовательная экологическая политика проводятся крайне слабо и неэффективно. Среди причин можно назвать: отсутствие независимого федерального органа по охране окружающей среды, недостаточное финансирование природоохраны, крайне слабая информированность и заинтересованность общественности в экологических проблемах страны.
Для определенной части российского бизнеса, в основном крупного акционированного, внедрение корпоративной социальной ответственности по международным стандартам может стать крупным шагом вперед и приведет к существенному росту капитализации. Начиная с 2005 года, 15—20 крупных российских компаний заявили, что они начинают внедрять управление КСО и социальную отчетность с «использованием элементов» мировых стандартов в этой области. Среди пионеров ГМК «Норильский никель», ОАО «ЛУКОЙЛ», ФК «УРАЛСИБ», компания РУСАЛ и др. [5].
Компания ТНК-ВР также продолжает работу по приведению существующих систем отчетности по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды в соответствие с международными стандартами. ТНК-ВР - единственная из российских
нефтегазовых компаний, которая является активным членом Международной ассоциации нефтегазовых компаний (МАНГК) и составляет отчеты по стандартам МАНГК. В 2007 году компания подготовила для МАНГК третий подряд годовой отчет по промышленной безопасности охране окружающей среды [8].
Отчет НК «Роснефть» в области устойчивого развития за 2007 год был отмечен национальной премией «За лучший социальный отчет/отчет в области устойчивого развития». Российская премия проводится под патронатом Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике, предпринимательству и собственности и присуждается компаниям, представляющим наиболее полные и актуальные социальные отчеты и отчеты в области устойчивого развития. Премия была учреждена в 2006 году под эгидой европейской премии ESRA (European Sustainability Reporting Awards) и является ее неотъемлемой частью. В европейской премии принимают участие победители национальных конкурсов. В 2009 году Россию представляла НК «Роснефть». Это первый случай, когда Россию представляла компания с государственным участием.
Также отчет НК «Роснефть» в области устойчивого развития за 2007 год стал победителем в номинации «Лучший отчет по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию» XI ежегодного конкурса годовых отчетов, проводимого Фондовой биржей РТС [9].
Ведущие нефтяные компании регулярно участвуют в различных рейтингах корпоративной социальной ответственности для получения объективной оценки своей социальной деятельности и определения ориентиров для дальнейшего развития и расширения программ социальных инвестиций. В частности, в 2007 году ТНК-ВР заняла высокую позицию в группе лидеров первого Национального рейтинга корпоративной социальной ответственности «Ответственное лидерство», в рамках которого оценивались 50 ведущих российских компаний. ТНК-ВР также улучшила свое положение в российской версии глобального рейтинга ответственности Account Ability Rating, поднявшись с десятого на седьмое место.
Свидетельством лидирующих позиций компании ТНК-ВР в сфере социальных инвестиций стало присвоение ей первого места в номинации «Ресурсосбережение и экология», а одному из ее дочерних обществ - ОАО «ТНК-Нижневартовск» - третьего места в номинации «Оплата труда и социальная сфера» на VII Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности», ежегодно проводимом Правительством РФ [8].
Помимо оценки социальной политики компаний профессиональными сообществами, важной является и оценка россиян, которая выявляется в ходе социологических опросов.
Результаты всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ в 2005 г., показали, что, основываясь на мнении россиян, ряд представителей российского бизнеса можно по праву назвать лидерами. Список социально ответственных компаний (из предприятий комплексной переработки углеводородного сырья) возглавляют ЛУКОЙЛ и ГАЗПРОМ, 6 и 7-ую позиции в этом списке занимают Сибнефть и Роснефть соответственно, на 10-м месте - Сургутнефтегаз [9].
Следует отметить, неоднозначное отношение части россиян к необходимости участия бизнеса в национальных социальных проектах. Это связано с пониманием того, что социальные программы, как правило, предполагают изъятие из оборота компаний части средств, а это сегодня по силам далеко не всем предпринимателям. Многие россияне
учитывают это обстоятельство в своих ожиданиях, адресованных к бизнесу. В результате общественное мнение по данному вопросу также расколото. По данным ВЦИОМ, половина опрошенных (48%) полагает, что бремя социальной ответственности должны нести только крупные компании. Примерно столько же россиян (44%) придерживаются принципа всеобщности социальной ответственности и полагают, что социальные обязательства должны нести все частные компании и предприниматели, вне зависимости от уровня их прибыльности. Естественно, что наибольшее число сторонников того, чтобы бремя социальной ответственности перераспределялось внутри бизнес-сообщества в сторону крупных его представителей, опрос выявил среди индивидуальных предпринимателей (82%) [10].
Нельзя сказать, что все исследователи единодушны в положительной оценке реализации на практике корпоративной социальной ответственности. Например, некоторые эксперты рекомендуют подходить к исследованиям на тему КСО в России со скептицизмом. «Сколько бы исследований не было, никто толком не доказал, что социальная ответственность не отражается на прибылях компании в отрицательную сторону», - считает Александр Шиляев. Эксперт уверяет, что существует очень много заказных исследований, в которых утверждается, что быть социально ответственным выгодно. И на этом «кормятся» многие неправительственные организации, которые приходят в компании за деньгами.
Кроме того, часть скептиков указывает на такие факты, когда компании, заявляющие о том, что они придерживаются концепции КСО и устойчивого развития, одновременно участвуют во вредоносной деловой практике. Например, известная нефтяная компания Shell проводит широко освещаемую политику КСО, однако это не помешало скандалу в 2004 г в отношении ложного сообщения о запасах нефти. Это событие нанесло серьезный ущерб ее репутации и привело к обвинениям в лицемерии. С тех пор фонд Shell Foundation начал участвовать во многих проектах по всему миру, включая партнерство с Marks and Spencer (Великобритания) в оказании помощи сообществам, выращивающим цветочные деревья и фрукты по всей Африке [10].
Часть критически настроенных специалистов считает, что для обеспечения социально ответственного поведения компаний обязательное государственное и международное регулирование лучше, чем добровольные меры. Другие же, наоборот, считают, что законодательное введение обязательной социальной отчетности в России может лишь разрушить наметившийся конструктивный характер КСО, превратив ее в еще один инструмент административного давления на бизнес.
В целом, политика КСО включает в себя следующие основные направления:
I. Поддержка образования (школьники; студенты; учителя; начинающие предприниматели; безработные).
П. Поддержка науки и инноваций ^научно-исследовательские институты; университеты).
Ш. Поддержка культуры (музеи; выставки).
IV. Благотворительные программы (фонды; некоммерческие организации; вовлечение сотрудников).
V. Защита окружающей среды: (утилизация; энергоэффективность; стандарты для партнеров).
Рассмотрим с этих позиций социальную политику некоторых ведущих предприятий комплексной переработки углеводородного сырья РТ и РФ.
Прежде всего, следует отметить, что социальная ориентированность предприятий сегодня находит свое отражение в их миссиях. Например, ОАО «НК «Роснефть» в своей миссии подчеркивает, что компания стремится достичь не только высоких производственных и финансовых показателей, но и внести вклад в развитие и процветание страны, в улучшение условий жизни ее граждан [11]. Кроме того, компания способствует развитию регионов своего присутствия, заботится о защите окружающей среды, осуществляет профессиональное управление охраной здоровья персонала и безопасностью труда.
НК «Роснефть» принимает участие в работе:
• Российского национального Комитета по Мировым нефтяным конгрессам с 1998
года;
• Совета попечителей Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. Является одним из учредителей и членом совета с 1991 года;
• Торгово-промышленной палаты Российской Федерации с 2003 года;
• Российско-Канадского делового совета. Является одним из учредителей и членом совета с 2005 года;
• Всероссийской ассоциации летних олимпийских видов спорта [11].
Поддержку и развитие социальной инфраструктуры регионов присутствия НК
«Роснефть» осуществляет на основании соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с региональными органами власти. Соглашения, в свою очередь, заключаются на основании стандарта «Порядок подготовки и заключения соглашений о взаимном сотрудничестве с региональными органами власти». Соглашения определяют взаимные обязательства региона и Компании, в том числе, предусматривают обеспечение регионов нефтью и газом по конкурентным ценам, развитие инфраструктуры городов и поселков, прокладку дорог, строительство школ, медицинских учреждений, культурных и спортивных объектов и финансирование других социальных проектов в регионах присутствия Компании.
НК «Роснефть» уделяет приоритетное внимание нуждам тех городов, где предприятия Компании являются основными работодателями. Например, в Нефтеюганске (Ханты-Мансийский автономный округ) финансируются строительство парководосуговой зоны с крытым бассейном, благоустройство территорий, асфальтирование дорог, строительство спортивных и детских площадок. В Пыть-Яхе строится национальный культурный комплекс.
Самым значительным проектом НК «Роснефть» 2008 года в рамках реализации программ поддержки коренных и малочисленных народов Севера стало финансирование деревни Харампур — на это было потрачено 38 млн руб. [11].
Татарстанская компания ОАО «Татнефть» в своем Отчете об устойчивом развитии и социальной ответственности за 2007 год особо подчеркивает свое убеждение, что наука и образование должны опережать время и служить процветанию общества. Поэтому Компания тесно сотрудничает с образовательными учреждениями, уделяя особое внимание подготовке молодых специалистов в ВУЗах. «Татнефть» развивает учебные центры, открывает базовые кафедры в учебных заведениях, организует производственную практику для студентов.
С лучшими студентами ОАО «Татнефть» заключает ученические договоры. Компания выплачивает им стипендию, организует производственную практику, обеспечивает «подъемными» при устройстве на работу. В 2007 году такие договоры заключены с 28 студентами Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина и Казанского государственного технического университета им. Туполева.
Особое значение ОАО «Татнефть» придает подготовке специалистов в Альметьевском государственном нефтяном институте (АГНИ), большинство выпускников которого приходят на предприятия Компании. Главные специалисты ОАО «Татнефть» участвуют в государственных аттестационных комиссиях по защите дипломных проектов. Для студентов-старшекурсников организуется производственная и преддипломная практика, оказывается помощь в подготовке курсовых и дипломных работ. При поддержке «Татнефти» на кафедрах института созданы уникальные лабораторные комплексы с использованием информационных технологий. В 2007 году Компания учредила тридцать именных стипендий с годовым фондом в один миллион рублей для поощрения студентов, отличившихся в учебе и научной работе.
Начиная с 2002 года, Компания ежегодно предоставляет возможность студентам АГНИ, оставшимся без попечения родителей, отдохнуть на черноморском побережье.
В рамках программы поддержки образования Компания оказывает помощь общеобразовательным школам региона, ежегодно направляя средства на их реконструкцию, ремонт и оснащение. В 2007 году отремонтировано более десяти школ в Альметьевске, Лениногорске, Нурлате и других населенных пунктах нефтяного региона [12].
Следует отметить, что и другие татарстанские нефтяные компании активно участвуют в программах поддержки и развития образования в Республике Татарстан [13]. В частности, в состав Совета попечителей Казанского Государственного Технологического Университета входят Генеральный директор ОАО "Нижнекамскнефтехим" Бусыгин Владимир Михайлович (является председателем Совета попечителей) и два его заместителя — Гильманов Хамит Хамисович (курирует Нижнекамский химико-технологический институт, который является филиалом КГТУ) и Шуйский Василий Николаевич (курирует Институт дополнительного профессионального образования), а также Генеральный директор ОАО "Татнефтехиминвест-Холдинг" -Яруллин Рафинат Саматович, который курирует Институт полимеров [14].
Очень интересной является практика реализации политики КСО такой крупнейшей нефтяной компании, как ТНК-ВР. Как социально ответственная компания она уделяет большое внимание вопросам совершенствования трудовых отношений, неизменно добиваясь оптимального соотношения интересов бизнеса и своего персонала. В ее стратегических документах особо подчеркивается, что компания будет:
• с пониманием относиться к нуждам и ожиданиям частных лиц, клиентов, поставщиков, деловых сообществ, правительственных и неправительственных организаций;
• развивать деловые отношения с учетом интересов всех своих партнеров;
• неукоснительно выполнять обязательства в качестве ответственного члена общества в регионах своего присутствия;
• проявлять уважение к человеческому достоинству и правам человека [15].
Все сотрудники ТНК-ВР несут ответственность за выполнение требований, связанных с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды во всех регионах деятельности компании.
С 2007 года компания ведет активную антикоррупционную деятельность. В ТНК-ВР была создана должность менеджера по снижению риска коррупции.
Результатом этих шагов стало создание в ТНК-ВР многоуровневой системы снижения коррупционных рисков. Эта система нашла отражение в Кодексе деловой практики и ряде политик, стандартов и процедур ТНК-ВР, где подробно регламентируются обязанности менеджмента по этике ведения бизнеса, алгоритмы действий всех звеньев управления и сотрудников компании при возможном
возникновении коррупционных рисков, а также меры по выявлению и предотвращению коррупционных проявлений.
Планирование и реализация социальных программ ТНК-BP координируется рабочей группой по социальным инвестициям. В настоящее время в ТНК-ВР ведется разработка долгосрочной стратегии социальной ответственности. Компания проводит регулярную оценку эффективности социальных программ, выстраивая систему партнерства с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, местными сообществами и экспертными организациями [15].
ТНК-ВР стремится к тому, чтобы ее социальные программы были максимально адресными и отвечали насущным нуждам общества. Адресатами социальных программ ТНК-ВР являются дети и молодежь, ветераны, люди, нуждающиеся в лечении и реабилитации, а также прочие социально незащищенные группы населения. Через адресные социальные программы ТНК-ВР вносит свой вклад в укрепление здоровья населения, развитие образования, культуры и спорта.
Внешние социальные программы осуществлялись компанией по пяти основным направлениям:
— поддержка социально незащищенных слоев населения;
— продвижение здорового образа жизни;
— поддержка образования и раскрытие потенциала молодежи;
— сохранение культурного и исторического наследия России,
— реализация общественных экологических программ.
В 2007 г. TNK-BP было заключено около 40 соглашений о сотрудничестве с администрациями в регионах деятельности компании (Тюменская, Оренбургская, Саратовская, Иркутская, Рязанская, Новосибирская области, Красноярский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). В рамках этих соглашений реализовывались различные целевые программы регионального уровня, направленные на решение как общих, так и специфических для каждого конкретного региона социальных проблем [15].
Социальная политика ТНК-ВР носит системный и долгосрочный характер. К основным направлениям ее реализации относятся:
— Финансирование комплексной общероссийской программы по профилактике и лечению вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекций. Программой предусматривается приобретение лекарств для детей, финансирование курсов лечения и просветительская деятельность (Детский благотворительный фонд помощи больным вирусным гепатитом и СПИДом);
— Приобретение и строительство жилья для малообеспеченных семей (фонд «Содействие»);
— Оказание поддержки региональным медицинским учреждениям, нуждающимся в финансировании;
— Финансирование программы восстановления исторических зданий и сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга;
— Оплата обучения детей из малоимущих семей и содействие школе Горчакова в С-Пб. (г.Павловск).
— Финансирование строительства олимпийских и других объектов в Сочи, столице зимних Олимпийских игр 2014 года;
— Оказание финансовой помощи российскому большому спорту в виде предоставления грантов и поощрение победителей состязаний высокого ранга через «Фонд олимпийцев России»;
— помощь ветеранам Великой Отечественной войны и участникам современных военных конфликтов;
— поддержка семей военнослужащих, погибших при исполнении служебного
долга;
— помощь социально уязвимым группам населения.
— Компания помогает ремонтировать дороги, мосты, линии электропередач в партнерстве с местными органами власти и МСУ.
С декабря 2004 года ТНК-ВР является участницей «Линии жизни» - программы частных пожертвований для помощи детям с серьезными заболеваниями, требующими сложного и дорогостоящего лечения. Программа была организована и управляется Charities Aid Foundation (CAF) в России. Для упрощения процесса пожертвования, CAF разработала специальное программное обеспечение, которое позволяет сотрудникам делать пожертвования, не покидая рабочего места. С начала работы программы сотрудники ТНК-ВР пожертвовали более 300 000 долларов. Эта сумма позволила оплатить лечение 56 детей по программе «Линия жизни», страдающих от различных врожденных пороков сердца [16].
В 2007 году ТНК-ВР создала и продолжает развивать современный учебный центр при Иркутском государственном техническом университете. Этот центр, в котором повышают квалификацию работники ОАО «Верхнечонскнефтегаз» и студенты ключевых специальностей, помогает решить проблему с нехваткой квалифицированных кадров в регионе. Оказывая такую целевую финансовую поддержку, ТНК-ВР способствует повышению квалификации выпускаемых российскими вузами специалистов в области добычи и переработки нефти, формированию конкурентной среды в сфере высшего образования и укреплению связей между учебными заведениями и бизнесом.
В 2008 году ТНК-ВР учредила магистратуру в области нефтяных геологических наук при Тюменском государственном нефтегазовом университете, учебный план которой разработан на базе аналогичной программы одного из ведущих университетов мира. Конечная цель данного проекта заключается в подготовке геологов и геофизиков, способных эффективно работать с непрерывно усложняющимися технологическими решениями, применяемыми ТНК-ВР при работе на месторождениях.
В экологической сфере ТНК-ВР ставит перед собой три ключевые задачи: рекультивация загрязненных земель, утилизация попутного нефтяного газа и поддержание механической целостности трубопроводного оборудования.
Кризис, разразившийся в 2008 году, заставил корпорации пересмотреть свои инвестиции в программы социальной ответственности. Понятно, что непрофильные расходы бизнеса сейчас сокращаются. Расходы на благотворительность упали за последний год-полтора на 30-40 %, а это лишь одно из направлений КСО. Например, в 2008 году НК «Роснефть» направила на финансирование инфраструктуры регионов присутствия в рамках соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с региональными органами власти 2,3 млрд руб., что на 576 млн руб. меньше, чем в 2007 году. Снижение финансирования, в первую очередь, было вызвано неблагоприятной экономической ситуацией, сложившейся в конце 2008 года.
На повестке дня вопрос - на что стоит давать средства, куда лучше вкладывать социальные инвестиции в условиях кризиса? Эта проблема стала предметом обсуждения
на конференции The Moscow Times «Социальная ответственность в 2009 году. Новые правила игры». Так, Филиппова П., директор по программной деятельности и отношениям с донорами Charities Aid Foundation, считает, что сейчас ни к чему позволять себе «буржуазные роскоши» в виде, например грандиозных гала-концертов для детей-сирот. Надо подумать о том, что жизнь этих детей от участия в подобных мероприятиях никаким образом не улучшится. Концертами нельзя изменить их перспективы на успешное образование, трудоустройство и социализацию. Поэтому если есть желание вкладывать деньги, то надо искать перспективные и реально меняющие жизнь проекты [17].
Эксперты советуют задуматься над вопросом, что можно сделать вместо денег?
Предприниматели могут принять активное участие в различных экономических советах, советах по поддержке и развитию предпринимательства. Формы их вовлечения в решение различных социальных проблем могут быть самые разные. Одной из них может быть вовлечение предпринимателей в рабочие группы по решению задач, сформулированных в Стратегии развития города или области. Координатором таких процессов могут выступать как представители власти, так и ассоциации предпринимателей.
Ассоциации предпринимателей должны развивать традиции волонтерства, добровольного участия своих членов в различных программах. При этом денежное участие
- далеко не главное. Есть такая форма помощи, как пробоны - это помощь высококвалифицированных специалистов, бесплатные консультации, проводимые по различным вопросам ведения бизнеса. Это очень актуально для некоммерческих организаций, так как им зачастую не хватает именно профессионалов: юристов, маркетологов, бухгалтеров, PR-специалистов.
Брусиловский Б. предлагает такой интересный опыт, как дни предпринимателя в школах. Интересно начинание ФАС России - это общественно-консультативные советы, куда входят представители общественных организаций, науки, прессы, бизнеса.[4] Например, в 2007 году компания ТНК-ВР стала одним из спонсоров и организаторов Национального форума корпоративной социальной ответственности. Форум, прошедший при поддержке Общественной палаты РФ и Счетной палаты РФ, положил начало постоянному диалогу по вопросам корпоративной ответственности между бизнесом, государственными структурами и общественными организациями, в котором ТНК-ВР принимает активное участие [18].
Филиппова П. также выделяет такую проблему, как принятие нового законодательства, которое сильно урезает возможности некоммерческих благотворительных организаций получить муниципальное помещение. Поэтому если у предприятия имеются какие-то свободные помещения, то их можно использовать для поддержки НКО, хотя бы временно. Есть еще такая форма помощи, как инкайнт -передача какой-то части оборудования [17].
Сейчас, когда в стране накопился целый комплекс нерешенных социальных проблем и когда сам бизнес нуждается в более активной легитимации со стороны общества и власти, социальные инициативы бизнеса могли бы стать особенно актуальными и позитивно воспринимаемыми.
Литература
1. Социальная ответственность бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный.
2. Василенко, Е. Социальная ответственность бизнеса [Электронный ресурс]: мировой опыт и российские реалии / Е. Василенко. - Режим доступа:
http://www.sovetnik.ru/konkurs/places/raso3/?id=18&type=view, свободный.
3. Туркин, С. Зачем бизнесу социальная ответственность? [Электронный ресурс] / С. Туркин. -Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/zhuk/2004-7/16.shtml. свободный.
4. Брусиловский, Б. Социальная ответственность бизнеса [Электронный ресурс] / Б.Брусиловский.
- Режим доступа: http://brusilovskiy.ru/point/social_otv_biznes, свободный.
5. Костин, А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие [Электронный
ресурс]: мировой опыт и концепция для РФ / А.Е. Костин. - Режим доступа:
http://www.dis.ru/library/manag/archive/2005/3/3735.html, свободный
6. Тузиков А.Р. Перспективы инновационного развития сквозь призму оценок населения (на примере Республики Татарстан) / А.Р. Тузиков // Вестник КГТУ. - 2010. - №4. - С.267-276.
7. Пахомова Е. Участие российского бизнеса в реализации национальных социальных программ [Электронный ресурс]: оценки и ожидания россиян / Е. Пахомова. - Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3417.html?no_cache=1&cHash=09fd3b6ea7, свободный.
8. www.tnk-oil.ru
9. Верлина, Ю. Рейтинг социально ответственных компаний [Электронный ресурс] / Ю. Верлина, К. Абрамов. - Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-
arkhiv/item/single/8167.html?no_cache=1&cHash=777429e427, свободный.
10. Самоторова, А. Социальная безответственность [Электронный ресурс] / А. Суматорова. -Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-
arkhiv/item/single/8521.html?no_cache=1&cHash=abd9e72bb0, свободный.
11. http://www.rosneft.ru/attach/0/02/68/RN_Social_Report_2008_LR.pdf, свободный.
12. www.tatneft.ru, свободный.
13. Гиниятуллина Д.Р. Специфика корпоративного образования на предприятиях
нефтехимического комплекса Республики Татарстан / Д.Р. Гиниятуллина // Вестник КГТУ. -2010. - №9. - С.753-758.
14. http://www.kstu.ru/article.jsp?id=0&id_e=11231&, свободный.
15. www.tnk-oil.ru, свободный.
16. www.tnk.ua, свободный.
17. Филиппова, П. КСО: ответственность или безответственность? / П. Филиппова // PR в России. -2009. - №6. - С.12.
18. Тупаева, А.С. Реализация социальных проектов предприятий нефтехимического комплекса России / А.С. Тупаева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №9. - С.817-821.
© Ж. Ю. Кургаева - канд. ист. наук, доц. каф. государственного, муниципального управления и социологии КГТУ, jkurgaeva@yandex.ru; Т. В. Халилова - канд. ист. наук, доц. той же кафедры, thalilova2004@mail.ru.