Научная статья на тему 'Социальные инновации и специфика корпоративной благотворительности предприятий нефтегазового комплекса (на примере оао «Татнефть»)'

Социальные инновации и специфика корпоративной благотворительности предприятий нефтегазового комплекса (на примере оао «Татнефть») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / ИНДЕКС ПРОИЗВОДСТВА / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / КОРПОРАТИВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / STRATEGY OF INNOVATION DEVELOPMENT / SOCIAL INNOVATIONS / PRODUCTION INDEX / OIL AND GAS COMPLEX / CORPORATE CHARITY / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышева О. Л.

В статье рассматривается роль нефтегазового комплекса в инновационном развитии российской экономики. Акцент делается на социальных инновациях, частью которых является корпоративная благотворительность. Выявляются общие и специфические черты, а также проблемные зоны в благотворительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the role of oil and gas complex in innovation development of Russian economy. Corporate charity and its common and specific features taking together with problems and difficulties are regarded as part of social innovations.

Текст научной работы на тему «Социальные инновации и специфика корпоративной благотворительности предприятий нефтегазового комплекса (на примере оао «Татнефть»)»

УДК 330

О. Л. Малышева

СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ И СПЕЦИФИКА КОРПОРАТИВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

(НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАТНЕФТЬ»)

Ключевые слова: стратегия инновационного развития; социальные инновации, индекс производства, нефтегазовый комплекс, экономика региона, корпоративная благотворительность, социальная

ответственность бизнеса.

В статье рассматривается роль нефтегазового комплекса в инновационном развитии российской экономики. Акцент делается на социальных инновациях, частью которых является корпоративная благотворительность. Выявляются общие и специфические черты, а также проблемные зоны в благотворительной деятельности.

Key words: strategy of innovation development, social innovations, production index, oil and gas complex, corporate

charity, social responsibility of business.

The author analyzes the role of oil and gas complex in innovation development of Russian economy. Corporate charity and its common and specific features taking together with problems and difficulties are regarded as part of social innovations.

Необходимость инновационного развития российской экономики - это признанная точка зрения среди интеллектуальной и властной элиты. На решение этой стратегической задачи нацелены фундаментальная наука, высшие учебные заведения, бизнес-сообщество, промышленность. Интеграция образования науки и промышленности воплотилась в создании корпоративных университетов нового типа, называемых также предпринимательскими университетами (entrepreneurial university), которые стали ядром кластера инновационного промышленного развития [1].

Локомотивом инновационного развития РФ является, в том числе

нефтегазохимический комплекс, который занимает ключевые позиции, как в экономике РФ, так и РТ. НГХК (нефтедобыча+нефтепереработка+ химия и нефтехимия) используя порядка 8% трудовых ресурсов республики, формирует 33% объёма реализации, 67% прибыли в экономике региона. Комплекс играет ведущую роль во внешней торговле, обеспечивая 90% всего объёма экспорта Республики Татарстан. НГХК РТ включает в себя более 1400 организаций, функционирующих по направлениям деятельности «добыча топливноэнергетических полезных ископаемых», «производство нефтепродуктов», «химическое производство», «производство резиновых и пластмассовых изделий». ОАО «Татнефть», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», группа компаний шинного бизнеса ОАО «Татнефть» обеспечивают 95% всего объёма реализации продукции основных компаний НГХК, являются бюджето- и градообразующими предприятиями Татарстана. Республика имеет развитый нефтедобывающий сектор, представленный ОАО «Татнефть», которая является одной из крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний Российской Федерации. В ее составе находятся нефтегазодобывающий комплекс, нефтегазоперерабатывающие и нефтехимические предприятия, а также предприятия, реализующие продукты нефтепереработки и нефтехимии, банковские, страховые и сервисные компании.

В Татарстане выпускаются все виды моторного топлива (авиационный керосин, автомобильный бензин, дизельное топливо), ценные виды сырья для нефтехимической промышленности. Основным участником этого сектора НГХК РТ является ОАО «ТАИФ-НК». В республике ведётся строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических

заводов в г. Нижнекамске (ОАО «ТАНЕКО»), который в ближайшие годы также станет крупнейшим участником российского и татарстанского рынков нефтепродуктов [2].

Сегодня создана необходимая законодательная база для внедрения инноваций. В Татарстане это закон от 02.08.2010 № бЗ-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» и Стратегия развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года, а также Инновационный меморандум РТ на 2011 - 2013 годы (далее -Меморандум). В этих документах определяются механизм и основные макроэкономические показатели реализации стратегии инновационного развития Республики Татарстан на среднесрочную перспективу, устанавливаются приоритетные направления инновационной деятельности и приоритетные виды инновационных продуктов. Среди направлений инновационного развития экономики обозначаются модернизация и диверсификация нефтехимического комплекса, расширение номенклатуры производимой высокотехнологичной продукции [3]. Была принята Программа развития нефтегазохимического комплекса РТ на 2010-2014гг., утвержденная 19 апреля 2010г. Министерством Республики Татарстан (Постановление КМ РТ №275). Ее задачами, помимо развития «традиционных» отраслей, углубления переработки нефти, объявляется переход в режим устойчивого инновационного развития и инновационная политика. Центральным звеном инновационной активности является ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», созданный в 1993 году Указом Президента Республики Татарстан для повышения эффективности и конкурентоспособности нефтегазохимического комплекса республики. Уставной капитал холдинга: 50% - доля государства, 50% -доля компаний комплекса. «Татнефтехиминвест-

холдинг» является центром взаимодействия в системе государство - наука - бизнес. Он обеспечивает 70% промышленных инноваций региона [4.С.36].

Во всех принятых документах акцент делается на технологической стороне инновационного процесса, а социальные инновации, то есть осознанные действия компании по увеличению своей нематериальной стоимости, до сих пор являются для российского бизнеса недоиспользованным ресурсом. Речь идет о социальном измерении в бизнесе, то есть о практике привнесения в бизнес-активность той самой добавленной социальной стоимости (added social value), которая многократно увеличивает стоимость компании (в том числе и главным образом ее нематериальных активов) и ее капитализацию.

Не случайно лидеры мирового бизнеса ищут инновации, причем, не столько в технократическом смысле, сколько в социальном. С этой целью дан старт проекту FOW -Future of Work («Будущее труда»). Проект основан на участии десятков экспертов и управленцев со всего мира, крупнейших мировых компаний: Nokia, SAP, Shell, Tata

Consulting Services, Thomson Reuters, Unilever, Novartis, Nomura и т.д. Результаты исследований привели к продвижению чуждой бизнес - среде идеи - приоритету нравственного начала в деятельности компаний, что повысит их «способность к сотрудничеству, как внутри организации, так и в ее внешних взаимодействиях» [5. С.42]. Кстати, этот фактор был назван профессором Лондонской школы бизнеса и признанным мировым экспертом в области корпоративных организационных структур Линдой Граттон определяющим в обеспечении безопасности и успешной работы компаний в условиях кризиса и агрессивной внешней среды.

Социальная ответственность бизнеса актуализируется как высоким профилем бедности, так и коррозией нравственных ценностей в нашей стране. Сегодня мерилом успешности является богатство любой ценой. Эта мысль, характерная в целом для бизнеса, была выражена в свое время М.Ходорковским и Л. Невзлиным: «Мы не скрываем, что заряжены на богатство. Наши цели ясны, задачи определены - в миллиардеры... Хватит жизни по Ильичу. Наш компас - Прибыль. Наш кумир - Его Финансовое Величество Капитал» [6.С.97]. Ущербность этого подхода как для эффективности компаний, которые вынуждены взаимодействовать с внешней средой, так и для общества в целом подчеркивает директор Центра перспективных экономических исследований Академии наук РТ М.

Сафиуллин: «К сожалению, в последнее время люди, у которых дела пошли в гору, кто хорошо зарабатывает, стали дистанцироваться от общих проблем, существующих в обществе. У богатых людей формируется убеждение, что с помощью личных финансов они смогут разрешить свои проблемы. Они считают, что уплаченных ими налогов достаточно, и пусть государство в рамках собранного бюджета построит процветающее общество. Нельзя с этим согласиться... В этом случае недопустимо долго мы будем идти к этим целям, и разрыв между развитыми странами по качеству жизни будет только нарастать» [7].

Что касается бедности, то цифры говорят сами за себя. Нищие и бедные составляют 80% населения современной России, то есть почти 113 млн. человек. А вот состояние 100 российских валютных миллиардеров оценивается в 520млрд. долларов. Гиперценность денег, особенно больших денег делает закономерным и разрыв в доходах самых богатых и самых бедных жителей России в 800 раз [8. С.8].

Ну а общество платит серьезному бизнесу той же монетой, страдая синдромом нелюбви к олигархам. К этому выводу пришел ВЦИОМ, получив результаты исследований: бизнесменов-«профи», полагающих, что главная их обязанность - платить налоги и не нарушать законы, поддержали всего 25% респондентов. Симпатию и солидарность с бизнесменами-«альтруистами» высказали 61% опрошенных.[9] Трудно не согласиться с мыслью председателя Правления Торгово-Промышленной Палаты РТ проф. Ш. Агеева: «Но сегодня мы подошли к такому порогу, когда ситуацию нужно менять. В пользу этой точки зрения можно привести как минимум два сильных аргумента. Во-первых, разница между малоимущими и богатыми достигла угрожающих размеров. Это очень опасный дестабилизирующий фактор, требующий разрешения. Во-вторых, с ненадежной, плачевной социальной базой бизнес - как армия без тыла и резерва. В таких условиях, объективно сложно развиваться. Я бы сказал, что в данном случае социальная ответственность - это вопрос, граничащий с прагматизмом» [10]. В соответствии с программой развития ООН социальная ответственность бизнеса имеет многоуровневый характер. Базовый - который предполагает своевременную уплату налогов, выплату заработной платы, и по возможности -создание новых рабочих мест. Второй уровень подразумевает обеспечение работников адекватными условиями работы и жизни, повышение уровня квалификации сотрудников компании, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. И, наконец, третий, высший уровень ответственности предполагает благотворительную деятельность [11]. Благотворительность обеспечивает перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущим гражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки.

Благотворительность в России имеет глубокие исторические корни. Этическое регулирование собственностью демонстрировали большинство богатых людей России, помогая бедным, больным, сиротам - всем, кто нуждался в поддержке общества. Помощь обездоленным в христианстве служила спасению души, сулила не только награду в Царствии Божием, но и являлась своеобразным залогом благополучия в земных делах. На этом настаивает Священное Писание: «Дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Пр.28,27), «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5,42).

Делиться с нуждающимися является обязанностью и мусульманина: «Что дал Аллах в добычу Посланнику Своему от обитателей селений, - то принадлежит Аллаху, и посланнику, и близким, и сиротам, и бедным, и путнику, чтобы не оказалось это распределением между богатыми у вас» (59:7). «Твори добро с молитвой на устах и не жди благодарности!» - сказано в хадисах мусульман. В соответствии с исламским учением, Аллах создал богатство для распределения его среди верующих, использования его ими. Каждый мусульманин имеет право получить часть богатства, чтобы достигнуть определенного уровня жизни - "нисаб". Коран предписывает сбор закята, который рассматривается как обязанность богатых в отношении бедных. Закят не является налогом в строгом, европейском понимании этого термина, его скорее можно назвать религиозной обязанностью. Он - один из пяти "столпов"

ислама и не считается бременем для верующего. Закят означает "очищать". Выплачивать закят

- это очищаться от грехов. Закят следует собирать даже в том случае, если в обществе нет нуждающихся. Денежные средства должны храниться в государственной казне - "бейт аль-маль" и использоваться государством в соответствии с его планами, в том числе и для удовлетворения общественных потребностей. С принципом социальной справедливости связан и вакф - это дозволенное движимое и недвижимое имущество отказанное, в соответствии с мусульманским правом, государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели при условии его сохранения и не могущее быть предметом частной собственности. Под «благотворительностью» здесь имеется в виду то, чем пользуются люди, например, строительство и передача в общественный фонд дорог, мостов и т. д.

Не удивительно, что в многонациональной и поликонфессиональной России столь распространена была как государственная, так и частная благотворительность. Государственная благотворительность была связана в первую очередь с царствующей императорской фамилией. Яркий пример благотворительности являла деятельность последней российской императрицы Александры Федоровны. Ее усилиями по всей стране строились работные дома для бедных, школы нянь и гувернанток, школы сестер милосердия и школа народного искусства, целью которой было возрождение народных промыслов. На средства императрицы были открыты ортопедическая больница для детей и туберкулезные санатории в Крыму. В условиях 1 мировой под патронажем императрицы Александры Федоровны были 85 госпиталей и 10 санитарных поездов. Помимо организаторской деятельности по обустройству госпиталей императрица и ее дочери регулярно работали в качестве операционных сестер в Царскосельском госпитале.

В России были богатые традиции и частной благотворительности, которая была официально разрешена в 1781г. и проявлялась как в форме помощи неимущим, так и меценатства. Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, вдовах, бездомных, заключенных - все это было привычной статьей расходов российских купцов и промышленников. Стараниями московского купечества были созданы Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский Театральный музей, Частная опера С. И. Мамонтова, Московский кустарный музей, Московский Художественный театр, Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Алексеевская, Солодовниковская, Солдатенковская, Бахрушинская больницы, приюты и дома бесплатных квартир Боевых, Ермаковых, Солодовниковых, Хлудовых, Мазуриных, Горбовых, Рукавишниковых, Бахрушиных, Шелапутинская и Медведниковская гимназии, Капцовское училище, Александровское и Набилковское коммерческие училища, Коммерческий институт, торговые школы Алексеевых, Морозовых и т.д.

Благотворительные традиции были сильны и в провинции. Казанский край не был исключением. Экономическое процветание края и возросшие доходы купечества создавали благоприятную среду для системной благотворительности, которая осуществлялась не как разовое подаяние малоимущим на крупных религиозных праздниках, а как целенаправленное адресное вложение на содержание приютов для сирот и беспризорных, открытие начальных школ, народных столовых и больниц для бедноты, а также культовых зданий. Так, на средства татарских купцов братьев Юнусовых, М.М. Усманова, М.М. Азимова, М.М. Галеева и других в Казани было построено семнадцать мечетей. Чаще всего свое название они получали от фамилий тех, кто финансировал строительство: Апанаевская, Азимовская, Бурнаевская, Галеевская, Юнусовская. Для того, чтобы обеспечить безбедное существование прихода, активно практиковалась передача капиталов и имущества благотворителей в вечное пользование мечети, так называемый «вакуф».

В постсоветской России благотворительность получила новый импульс с принятием закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в 1995г. В Татарстане конце первые благотворительные фонды появились в конце 1990-х годов.

Сегодня их насчитывается более тридцати. Деятельность фондов многогранна. Объектами их внимания являются дети, пенсионеры, люди с ограниченными физическими возможностями, семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, учреждения здравоохранения, образования, культуры, спорта и т.д. К числу благотворительных фондов, чья деятельность носит разносторонний характер и охватывает практически все категории лиц, нуждающихся в социальной поддержке, относятся «Альпари», «Фонд Хайруллина», «Анастасия», «Элемте», «От сердца к сердцу» и другие. Территориальные благотворительные фонды действуют и в 26 муниципальных районах республики [12].

Благотворительная деятельность превратилась в значимый социальный институт, реально влияющий на общественные процессы. Она выполняет целый ряд функций:

- экономическую - обеспечение достойного существования граждан, которые не способны самостоятельно позаботиться о себе;

- социальную - снятие социальной напряженности;

- политическую - реализация механизмов обратной связи населения и властных структур;

- рыночную - восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов;

-общественную - восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу от принятых стандартов жизнедеятельности;

- воспитательную - культивация человеколюбивых настроений в обществе [13. С.118-119].

Благотворительность подразделяется на частную, субъектами которой выступают физические лица и корпоративную, где субъектами являются юридические лица, чаще всего, бизнес - структуры. Бизнес имеет свои, корпоративные мотивы благотворительности. Это -улучшение имиджа компании; продвижение продукта - товара или услуги; адресный доступ к определенному рынку и его целевым группам; улучшение отношений с местной властью; демонстрация социальной ответственности компании, что важно при выходе на международные рынки; соображения престижа; снятие социальной напряженности в местных сообществах на территориях деятельности компании; воспитание лояльности к компании; организация досуга для сотрудников фирмы, клиентов и партнеров, особенно в условиях поддержки проектов в области культуры, спорта, образования [14.С.9].

Благотворительность поддерживается, а часто и торпедируется органами государственной и муниципальной власти. Так, Указом Президента РТ N УП-463 от 09.11.2006 2007год. был объявлен годом благотворительности в Республике Татарстан. В рамках указа при муниципалитетах были созданы попечительские советы, в состав которых вошли руководители предприятий и управлений, религиозных конфессий, службы социальной защиты и др. За конкретными предприятиями и организациями были закреплены целый ряд социальных учреждений. Так, под опекой Торгово-промышленной палаты г. Набережные Челны и региона «Закамье» находится Агрызский дом престарелых и инвалидов. Компании Камгэсэнергострой, Магнолия, МостДорСтрой, ЧП «Солодов», Набережночелнинский автоцентр «КАМАЗ», «КамФлот», «Апшерон», «Кровля - 2» регулярно направляют средства на лечение тяжелобольных детей, в детские дома, общество инвалидов и на проведение различных благотворительных акций. ООО «Набережночелнинский автоцентр «КАМАЗ» на постоянной основе оказывает помощь детям, больным ДЦП, осуществляет денежные пожертвования на строительство храмов - Серафима Саровского, Рождества Христова, Святой Татьяны, предоставляют работников для их возведения [15]. Создавались пункты приема и раздачи одежды, обуви и вещей повседневного спроса и т.д.

Особую роль в благотворительной деятельности отводится нефтегазовому сектору, что определяется его ролью как в экономике РТ, так и страны в целом. Ведь даже в кризисном

2009 году индекс производства в нефтепереработке в Татарстане составил 104,7%. [16] Ожидания власти и населения находят отклик. САБ, проводивший исследования

благотворительной деятельности компаний нефтегазовой отрасли, выявил как общие для всех компаний тенденции, так и специфику их филантропической активности. Исходя из вышеизложенных мотивов корпоративной благотворительности, компании нефтегазового сектора, во многом ориентируются на ожидания государства и региональных властей, а также традиционным представлений компаний о благотворительной помощи как о поддержке наиболее нуждающихся, тех, кто наиболее обездолен: инвалидов, малообеспеченных семей и т.д. Львиную долю благотворительных бюджетов компании отдают в общую с государством «копилку» в виде официально «одобренных» фондов, финансируют объекты социальной инфраструктуры. Тем самым демонстрируется социальная ответственность и лояльность государству [17].

Открытое акционерное общество «Татнефть», являясь социально ориентированной компанией, не исключение. Компания активно откликается на все инициативы государства. Так, по признанию Ришата Абубакирова, вклад ОАО «Татнефть» и всех его структурных подразделений и дочерних компаний в решение социальных нужд республики в год благотворительности был очень внушительным. Так, ОАО «Татнефть» полностью отремонтировало Альметьевскую школу-интернат, произвело ремонт приюта для детей и подростков «Светлый» в Нижней Мактаме. Только в 2007г. ОАО "Татнефть" выделен почти 1 млрд. рублей на строительство сверхсовременного хирургического комплекса в медсанчасти ОАО "Татнефть" и Альметьевска. В этом же году в санаториях "Татнефти" получили возможность отдохнуть пенсионеры и ветераны города, среди них бывшие врачи, учителя, строители, заводчане, все те, кто внес свой вклад в добычу трехмиллиардной тонны татарстанской нефти [18].

Несмотря на общность подходов компаний нефтегазового сектора к выбору благополучателей, у ОАО «Татнефть» есть свои предпочтения. Традиционно приоритетными для компании стали поддержка детства и юношества, образования, спорта, культуры и духовного возрождения народов республики. В рамках этих направлений действуют созданные ОАО «Татнефть» фонды «Рухият», «Милосердие», «Одаренные дети».

В 1997г. был создан фонд «Рухият», задачами которого являются: содействие

развитию культуры, литературы, искусства в Республике Татарстан, организация культурнопросветительских работ; активизация духовного возрождения и культурной жизни нефтяного региона РТ; подготовка и проведение конкурсов в области литературы и искусства; учреждение и присуждение премий по итогам конкурсов в области литературы и искусства; выявление молодых талантов и содействие их творческому росту; выявление талантливых детей в нефтяном регионе РТ, содействие в развитии их способностей в получении ими образования в престижных учебных заведениях РТ. Благодаря этому фонду на карте нашей республики появилась удивительная «Страна поющего соловья». Так называется фестиваль детского творчества, участниками которого в разные годы стали около 5 000 детей из городов и сел нефтяного края. Фонд «Рухият» оказывает им содействие в приобретении концертных костюмов, музыкальной аппаратуры, а в дальнейшем при его поддержке многие молодые дарования поступают учиться в консерваторию и другие учебные заведения культуры и искусства [19].

Кроме того, фондом «Рухият» издано более ста наименований книг, причем большая их часть безвозмездно передана библиотекам республики. В частности, через этот фонд нефтяники поддержали переиздания классиков татарской литературы, а также совместно с Союзом писателей Татарстана учредили литературную премию им.С.Сулеймановой. Ее лауреатами в 2007 году стали 6 писателей, а стипендиатами фонда «Рухият» - 100 студентов вузов республики.

По инициативе генерального директора ОАО «Татнефть» Ш.Тахаутдинова в 2004 году был создан благотворительный фонд «Одаренные дети», цель которого - поддержка талантливой учащейся молодежи юго-востока Татарстана и их наставников. В 2007 году фонд финансировал участие одаренных школьников в VIII Поволжской научно-практической

конференции им.Н.И.Лобачевского (Казань), XVI Всероссийской научно-практической конференции одаренных школьников «ЮТЕЬ-Авангард» (Москва), летнем математическом турнире «Восхождение звезды» (Болгария), Европейском слете школьных компаний, летней физико-математической школе и XVI тест-рейтинговой олимпиаде международного клуба «ГЛЮОН» (Греция» и других научных форумах школьников.

Благодаря поддержке благотворительного фонда, школьники Татарстана активно участвуют во всероссийских научно практических конференциях «Шаг в будущее», «Юность. Наука. Культура», «Открытие», «Интеллект будущего» в рамках национальных образовательных программ, в командных соревнованиях уральского турнира юных математиков, математическом турнире «Восхождение звезды» в Болгарии, тест-рейтинговых олимпиадах международного клуба «Глюон» в Греции и «Интеллектуальный марафон» в Анапе. По направлению этих форумов дважды наши ученики получали возможность участвовать во всемирных выставках «ЭКСПО».

Помимо этого фонд финансирует региональные и районные мероприятия, направленные на развитие познавательных способностей школьников. На основании Положения о грантах поддерживаются: летняя полевая эколого-биологическая экспедиция «Ученик-учитель-ученый» (г. Бугульма), профильная смена юных любителей математики лагеря «Интеграл» (г. Альметьевск), экологическая экспедиция «Чистый район» (г. Бавлы), Уральская школа математики и информатики (г. Нижнекамск).

Ежегодно в одном из районных центров юго-востока республики проводится слет призеров Благотворительного фонда «Одаренные дети» ОАО «Татнефть», на котором подводятся итоги года, чествуются наиболее успешные участники интеллектуальных форумов и их наставники. Фонд реализует и другие не менее важные программы. Среди них -учреждение стипендий для учащихся из малообеспеченных семей, проявивших себя в научнообразовательной сфере; денежная помощь школьникам и их наставникам за достижения в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях [20].

Еще один благотворительный фонд нефтяников - «Милосердие» - создан для содействия инициативам в социальной сфере. Например, в Альметьевске на средства фонда осуществлена реконструкция Нефтяного института, дворца спорта «Юбилейный», школы-интерната, Центра ветеранов и других социально значимых объектов. В Елабуге проведена реконструкция больницы и компьютеризирована школа №3 [21].

ОАО «Татнефть» много внимания уделяет спортивной тематике и поддерживает программы и мероприятия, связанные со спортом. В рамках Программы развития массового спорта и физкультуры нефтяного региона РТ ОАО «Татнефть» осуществляет строительство крытого комплекса большого тенниса в Альметьевске, универсального спортивного зала в Елабуге, отремонтировало комплекс лыжных трамплинов в Лениногорске, оказывает спонсорскую помощь конноспортивной школе в Альметьевске, ипподрому в г. Бавлы и т.д. ОАО «Татнефть» является активным участником и спонсором спортивных мероприятий, как -то соревнований «ШБИ Бусидо»; турнира по теннису, посвященного добыче

трехмиллиардной тонны нефти в РТ; Декады немецкого бокса в Елабуге; Всероссийского турнира по национальной борьбе в Нижнекамске; чемпионата по национальной спортивной борьбе курэш в Казани; Х111 Международных соревнований «Кубок губернатора Самарской области» в Самаре [22].

Социальная ответственность, частью которой является и корпоративная благотворительность ОАО «Татнефть», не претерпела серьезных изменений во время кризиса и соответствует новым стандартам эффективности. Тем не менее, компании нефтегазового сектора, как и в других сферах, имеют проблемные зоны:

- осторожное отношение к привлечению профессиональных организаций и передаче им на аутсорсинг управления благотворительностью;

- отсутствие критериев оценки эффективности реализации благотворительных программ;

- существенная разница с пониманием благотворительности традиционной религиозной моралью, где благотворительность - это не только заказ государства или внутренний позыв человека, а религиозный долг. К тому же социальная ответственность предпринимательства и власти была неотъемлемой частью религиозной трудовой этики, являлась лишь частью системы взглядов и потому была естественной и не публичной.

- выполнение бюджетозамещаяющих функций в процессе взаимодействия с федеральными и региональными властями. Между тем, не всегда пожелания властей действительно отражают потребности местного сообщества. При этом государство во многом является оценщиком благотворительности и социальных программ. Как следствие, эксперты выделяют следующие варианты взаимодействия государства и бизнеса в сфере корпоративной благотворительности:

1. «Добровольно-принудительная благотворительность», предполагающая диктат власти, препятствующий росту эффективности корпоративных программ и повышению качества государственного и муниципального управления;

2. «Торг», в рамках которого социальная ответственность понимается как инструмент политических манипуляций, давления сторон друг на друга;

3. «Город-комбинат», предполагающий диктат бизнеса, невыгодный, однако, самому бизнесу. Вследствие неэффективной социальной политики государства корпорация вынуждена выполнять компенсирующую функцию, подчиняя интересам производства отрасли социальной сферы;

4. «Социальное партнерство», или совместное определение приоритетов социальной политики и тех областей, в которых бизнес может принять активное участие. При этом в объединении ресурсов и профессиональной экспертизы каждого из секторов видится наиболее оптимальный способ решения социальных задач [23].

Тем не менее, какие бы цели не преследовали организации, занимающиеся благотворительностью, они составляют весомую часть благотворительного рынка и способствуют его развитию. По данным CAF, поступления от компаний составляют почти 70% от всего бюджета благотворительных организаций. В настоящее время услугами этих организаций пользуются около 10% населения, а еще 33% хотели бы иметь доступ к таким услугам [24].

Литература

1. Зиннурова Р.И., Тузиков А.Р. Типы корпоративных университетов и их роль в инновационном развитии химической и нефтехимической отрасли ПРИФО// Вестник КГТУ 2010. №9.С.

2. Режим доступа: http://www.tnhi.ru/complex

3. Режим доступа: Prav.tatar.ru/rus/index.htm/news/tape/?page=276

4. Станишевский М. «Нефть.Газ. Нефтехимия-2010» и новейшие технологии//The Chemical journal. 2010 №9. С.36.

5. Восканян М. Коллективизм ХХ1века// Однако. 2010.№ 46. С.42.

6. Цит. по Детлякович В. Ходор. По каким принципам жил и живет главный российский заключенный/Детлякович В. //Русский репортер. 2010. №16. С.97

7. Режим доступа: Elitat.ru/one/7/may_2006_1.pdf

8. Аргументы недели 2010. 2декабря. С.8

9. Режим доступа: Elitat.ru/one/7/may_2006_1.pdf

10.Режим доступа: Elitat.ru/one/7/may_2006_1.pdf

11.Режим доступа: Elitat.ru/one/7/may_2006_1.pdf

12. Режим доступа:http:culture.tatar.ru/mecenat/founds.htm/pub

13.Тупаева А.С. Благотворительность как социальный институт: социологическая

концептуализация//Вестник Университета Российской академии образования. 2009.№5. С. 118-119.

14.Махмутов М.Р. Корпоративная благотворительность в условиях финансовой нестабильности//Сборник материалов конкурса исследовательских работ 1У Международного конкурса «Уроки благотворительности». Самара: Изд-во «Артель». 2010. С.9.

15. Режим доступа: http://www.tppzkam.ru/sfera/blagotvon

16. Станишевский М. «Нефть.Газ. Нефтехимия-2010» и новейшие технологии/ЛЬе Chemical journal.

2010 №9. С.36.

17. Особенности благотворительной деятельности компаний нефтегазовой отрасли. .[Электронный ресурс]:Режим доступа: [http://www.cafrussia.ru/CAFRussia/research]

18. Абубакиров Р. Благотворительность должна стать нормой жизни.[Электронный ресурс]:Режим доступа: [Oprt.tatr.ru/rus/file/pub/pub_6537 ]

19. Режим доступа: http://www.tatneft.ru/wps/wcm/connect/tatneft/portal

20. Фонд «Одаренные дети». .[Электронный ресурс]: Режим доступа:

http://www.tatneft.ru/wps/wcm/connect/tatneft/portal

21. Режим доступа: http:culture.tatar.ru/mecenat/founds.htm/pub

22. Режим доступа: Tatn-sd-2007-rus/pdf

23. Режим доступа: Elitat.ru/one/7/may_2006_1.pdf

24. Махмутов М. Р. Корпоративная благотворительность в условиях финансовой нестабильности//Сборник материалов конкурса исследовательских работ 1У Международного конкурса «Уроки благотворительности». Самара: Изд-во «Артель». 2010. С.11.

© О. Л. Малышева - доц. каф. логистики и управления КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.