ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 316
А. С. Тупаева
ФЕНОМЕН БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И ОБРАЗ МЕЦЕНАТСТВА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Ключевые слова: благотворительность, конструкционизм, средства массовой информации.
В статье анализируется сконструированный образ благотворительности в средствах массовой информации. При изучении сконструированного образа активно использовался такой социологический метод, как экспертный опрос.
Keywords: charity, konstruktsionizm, mass media.
In article the designed image of charity in mass media is analyzed. At studying of the designed image such sociological method, as expert poll was actively used.
Благотворительность - сложный феномен современности, который необходим нашему российскому обществу и всей социальной сфере. Отношение и представления о меценатстве были всегда различны: начиная от всеобщего поощрения до полного отказа (Советский период).
Также институт благотворительности активно может быть привлечен в инновационные процессы, охватившие систему здравоохранения, образования, экономики и промышленности. На сегодняшний день не существует технологии привлечения благотворительности в частности в процесс обучения специалистов для нефтехимической отрасли [2].
На сегодняшний день в обществе формируется неоднозначное и двоякое отношение к институту благотворительности. С одной стороны звучат положительные отзывы о том, что данный социальный институт необходим современному обществу, что его актуальность растет по причине ухудшающейся социальной обстановке в обществе: наблюдается социальное расслоение и возрастание социальной напряженности. Существует устойчивое мнение, что заниматься благотворительностью - это общественно полезное дело. Также активную пропаганду благотворительности ведут религиозные организации, призывая к нравственному долгу каждого помочь ближнему [3].
Но с другой стороны, наблюдается негативное отношение к анализируемому феномену. Это связано с тем, что, во-первых, в современном обществе отсутствуют положительные примеры в сфере благотворительности среди населения с высоким доходом, как было в 19-20 вв. Это приводит к тому, что отсутствуют стимулы и мотивы заниматься данным видом деятельности. Государство же в свою очередь призывает население включиться в благотворительный процесс, как бы показывая личный пример: тратя государственные деньги (деньги налогоплательщиков) на благотворительные нужды. При этом совершенно мало тех людей, из числа обеспеченных слоев общества, которые вносили бы существенный вклад в благотворительное движение.
С социологической точки зрения при анализе образа благотворительности нами был использован конструкционистский подход, который позволяет объяснить феномен благотворительности как «социальную проблему» [4]. Данная «проблема» войдет «в повестку дня» СМИ только при условии того, что на нее будет обращено внимание [1]. Но для того чтобы постоянно присутствовать на «публичных аренах» необходимо правильно дозировать информацию, которая представляет собой тематические волны в СМИ [5]. Такие тематические волны имеют свою динамику: начинаются с отдельных публикации, затем интенсивность сообщении СМИ начинает возрастать, достигает пика и затем постепенно идет на спад.
255
Исследователи конструкционизма утверждают, что такие волны оказывают серьезное воздействие на социальное восприятие проблем.
В результате всего этого возникает так называемая «устойчивая картинка» того или иного феномена, в том числе и исследуемого нами феномена благотворительности. В обществе существуют устойчивые стереотипы, созданные телевидением, средствами массовой информации, глобальной сетью интернет и другими источниками информации. Это все влияет на развитие и место феномена благотворительности в обществе. В связи с этим, с научной точки зрения представляет интерес проведение исследования, целью которого является выявить мнения экспертов об образе благотворительности и на основании проведенного экспертного опроса выявить роль СМИ в формировании этого образа. Объектами нашего исследования стали представители академического сообщества, владеющие как теоретическими знаниям в области социальной работы, так и активно занимающиеся в поле деятельности благотворительности. Было опрошено 15 человек профессорско-преподавательского состава.
Проанализировав результаты экспертного опроса представителей академического сообщества, хотелось бы выявить общее представление о феномене благотворительности. Первое, что подчеркнули ученые, это совершенно разное понимание меценатства на сегодняшний день и в 19-20 вв. - проведя такую параллель, они выявили причины зачаточного состояния данного социального института в российском обществе.
Первое, что подчеркнули эксперты, это отсутствие стимулов для занятия данным видом деятельности. Например, в период правления Екатерины II и Александра I в 90-х годах 19 века оформилось государственное отношение к общественной благотворительности: благотворительная деятельность была утверждена на законодательном уровне. Граждане, занимающиеся данным видом деятельности, считались государственными служащими. Это способствовало тому, что практически к началу 20 века в России 95% благотворительных учреждений были общественными, и только 5% - государственными. Такое официальное признание и подтверждение статуса (создание рабочих мест) способствовало укреплению роли благотворительности. А на сегодняшний день, нет такого огромного количества общественных организации, отсутствует пропаганда и поддержка на законодательном уровне фондов, благотворительных организаций.
Также причины «актуальности» данного феномена была в том, что благодателями были представители народных масс (купечество), которые своим положительным примером заставляли дворян оказывать данную помощь. А на сегодняшний день в обществе отсутствует такая прослойка, которая своим личным примером дала бы толчок к массовому занятию благотворительностью. Поэтому государство узаконило купеческую и общественную благотворительность как «страховочную подушку», которое сглаживало социальные катаклизмы. Сегодня нет как такового института благотворительности, и слабость социальной политики заключается в том, что когда государство искусственно создает и официально реализует благотворительные программы, которые не всегда находят широкого отклика в обществе. Нынешний период характеризуется тем, что государство не в состоянии решить все социальные проблемы, и должным образом не развивает институт благотворительности, который мог бы «сглаживать социальные дыры».
Также эксперты отметили, что были довольно сильно развиты религиозные и нравственные догмы, которые призывали к благотворительной деятельности. Например, многие молодые промышленники, которые хотели занять достойное место в обществе могли этого добиться, занимаясь меценатством, за это были отдельные награды, и они могли войти в высшие слои общества. Поэтому в обществе существовал имидж благотворительности. На сегодняшний день такого престижа и имиджа нет. Сегодня интересы государства, отдельных личностей, частных организации не совпадают. По сравнению с западными странами, в России зарегистрировано меньшее количество общественных организаций и отсутствует поддержка волонтерского движения среди молодежи.
Вышеприведенный экспертный опрос свидетельствует о том, что у академического сообщества превалирует двоякое отношение к феномену благотворительности. Они, в силу своей профессиональной принадлежности, подробно знают основы благотворительности, историю становления меценатства и прекрасно представляют ситуацию внутри института благотворительности на сегодняшний день. Также они сами являются благодателями, как частные лица, так и в качестве организаторов благотворительных мероприятии. Но с другой стороны, можно отметить мнение об упадническом положений данного социального института в обществе и в печатных изданиях.
По мнению экспертов, проблема благотворительности входит в повестку дня СМИ, но информация носит периодический характер, связанный с памятными датами, либо с интересом государства. Это можно объяснить тем, что представители академического сообщества сами не раз принимали участие в мероприятиях, связанных с памятными датами и праздниками в которых преследовались благотворительные цели. Также они являются аналитиками в области взаимоотношении государства и общества, и они подчеркивают, что у государства нет оформленных представлении об институте благотворительности.
По мнению большинства опрошенных экспертов, благотворительная деятельность общественных организации (НКО, благотворительных фондов и др.) является наиболее освещаемой среди многих других субъектов благотворительной деятельности, таких как частная, государственных структур и бизнеса на страницах газет. Это свидетельствует о том, что общественные организации являются активными участниками в процессе помощи людям, попавшим в трудную - жизненную ситуацию. И таких организаций становиться больше.
Если говорить о конкретных видах помощи, наиболее часто упоминаемых в периодической печати, то эксперты выделили такие как, материальная (одежда, игрушки, книжки, продукты питания), денежная (перечисление денег в фонд) и личная (участие в благотворительных акциях, волонтерская деятельность).
Также, по мнению представителей академического сообщества, самыми освещаемыми направлениями благотворительной помощи являются: помощь инвалидам, помощь детям и помощь беженцам. Также были выделены самые освещаемые меры по оказанию помощи: помощь учреждениям здравоохранения и на восстановление памятников.
При оценке освещаемости благотворительности на страницах газет все эксперты сошлись на мнении, что пишут достоверную информацию, но ее мало. И в основном эта информация больше положительная или нейтральная, чем негативная.
Среди «конкурентов» темы благотворительности на страницах печатных изданий были выделены тема власти, экономики, криминала и развлечении.
Эксперты предложили следующие первоочередные меры, способные повлиять на улучшение образа благотворительности:
- социальная реклама в СМИ: о предстоящих мероприятиях и др.;
- освещение благотворительной деятельности организаций, НКО, фондов и др.;
- освещение благотворительной деятельности частных лиц;
-освещение благотворительной деятельности бизнеса;
-информирование население о правах, льготах в области социальной защиты и социального обслуживания;
-информирование населения об изменениях в законодательном уровне, касающееся социального сектора;
Таким образом, эксперты академического сообщества считают, что сконструированный в СМИ образ благотворительности в основном положительный, но на «публичных аренах» наблюдается недостаток внимания к данному феномену, информация есть, но ее мало. Это объясняется недостаточным вниманием со стороны государства и общества.
Литература
1. Спектор, М. Конструирование социальных проблем / М. Спектор, Дж. Китсьюз. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - С. 14-15
2. Габитова А.Р. Потребность применения инновационных технологий обучения специалистов для нефтехимической отрасли / А.Р. Габитова, Э.Б. Гаязова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 9. -- С. 906-909.
3. Тупаева А. С. Конструирование образа благотворительной деятельности
предприятии нефтехимического комплекса России / А.С.Тупаева // Вестник Казанского технол.о ун-та. 2011. - Т.14, № 3. - - С. 291-294.
4. Хилгартнер, С. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен / С. Хилгартнер, Ч.Л. Боск. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - С. 18-53.
5. Фишман, М. Волны преступности как идеология / М.Фишман. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2000. - С.85-86.
© А. С. Тупаева - асп. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ, [email protected].