Научная статья на тему 'Феномен благотворительности и образ меценатства в средствах массовой информации'

Феномен благотворительности и образ меценатства в средствах массовой информации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
746
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / КОНСТРУКЦИОНИЗМ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / CHARITY / KONSTRUKTSIONIZM / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тупаева А. С.

В статье анализируется сконструированный образ благотворительности в средствах массовой информации. При изучении сконструированного образа активно использовался такой социологический метод, как экспертный опрос.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the designed image of charity in mass media is analyzed. At studying of the designed image such sociological method, as expert poll was actively used.

Текст научной работы на тему «Феномен благотворительности и образ меценатства в средствах массовой информации»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 316

А. С. Тупаева

ФЕНОМЕН БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И ОБРАЗ МЕЦЕНАТСТВА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Ключевые слова: благотворительность, конструкционизм, средства массовой информации.

В статье анализируется сконструированный образ благотворительности в средствах массовой информации. При изучении сконструированного образа активно использовался такой социологический метод, как экспертный опрос.

Keywords: charity, konstruktsionizm, mass media.

In article the designed image of charity in mass media is analyzed. At studying of the designed image such sociological method, as expert poll was actively used.

Благотворительность - сложный феномен современности, который необходим нашему российскому обществу и всей социальной сфере. Отношение и представления о меценатстве были всегда различны: начиная от всеобщего поощрения до полного отказа (Советский период).

Также институт благотворительности активно может быть привлечен в инновационные процессы, охватившие систему здравоохранения, образования, экономики и промышленности. На сегодняшний день не существует технологии привлечения благотворительности в частности в процесс обучения специалистов для нефтехимической отрасли [2].

На сегодняшний день в обществе формируется неоднозначное и двоякое отношение к институту благотворительности. С одной стороны звучат положительные отзывы о том, что данный социальный институт необходим современному обществу, что его актуальность растет по причине ухудшающейся социальной обстановке в обществе: наблюдается социальное расслоение и возрастание социальной напряженности. Существует устойчивое мнение, что заниматься благотворительностью - это общественно полезное дело. Также активную пропаганду благотворительности ведут религиозные организации, призывая к нравственному долгу каждого помочь ближнему [3].

Но с другой стороны, наблюдается негативное отношение к анализируемому феномену. Это связано с тем, что, во-первых, в современном обществе отсутствуют положительные примеры в сфере благотворительности среди населения с высоким доходом, как было в 19-20 вв. Это приводит к тому, что отсутствуют стимулы и мотивы заниматься данным видом деятельности. Государство же в свою очередь призывает население включиться в благотворительный процесс, как бы показывая личный пример: тратя государственные деньги (деньги налогоплательщиков) на благотворительные нужды. При этом совершенно мало тех людей, из числа обеспеченных слоев общества, которые вносили бы существенный вклад в благотворительное движение.

С социологической точки зрения при анализе образа благотворительности нами был использован конструкционистский подход, который позволяет объяснить феномен благотворительности как «социальную проблему» [4]. Данная «проблема» войдет «в повестку дня» СМИ только при условии того, что на нее будет обращено внимание [1]. Но для того чтобы постоянно присутствовать на «публичных аренах» необходимо правильно дозировать информацию, которая представляет собой тематические волны в СМИ [5]. Такие тематические волны имеют свою динамику: начинаются с отдельных публикации, затем интенсивность сообщении СМИ начинает возрастать, достигает пика и затем постепенно идет на спад.

255

Исследователи конструкционизма утверждают, что такие волны оказывают серьезное воздействие на социальное восприятие проблем.

В результате всего этого возникает так называемая «устойчивая картинка» того или иного феномена, в том числе и исследуемого нами феномена благотворительности. В обществе существуют устойчивые стереотипы, созданные телевидением, средствами массовой информации, глобальной сетью интернет и другими источниками информации. Это все влияет на развитие и место феномена благотворительности в обществе. В связи с этим, с научной точки зрения представляет интерес проведение исследования, целью которого является выявить мнения экспертов об образе благотворительности и на основании проведенного экспертного опроса выявить роль СМИ в формировании этого образа. Объектами нашего исследования стали представители академического сообщества, владеющие как теоретическими знаниям в области социальной работы, так и активно занимающиеся в поле деятельности благотворительности. Было опрошено 15 человек профессорско-преподавательского состава.

Проанализировав результаты экспертного опроса представителей академического сообщества, хотелось бы выявить общее представление о феномене благотворительности. Первое, что подчеркнули ученые, это совершенно разное понимание меценатства на сегодняшний день и в 19-20 вв. - проведя такую параллель, они выявили причины зачаточного состояния данного социального института в российском обществе.

Первое, что подчеркнули эксперты, это отсутствие стимулов для занятия данным видом деятельности. Например, в период правления Екатерины II и Александра I в 90-х годах 19 века оформилось государственное отношение к общественной благотворительности: благотворительная деятельность была утверждена на законодательном уровне. Граждане, занимающиеся данным видом деятельности, считались государственными служащими. Это способствовало тому, что практически к началу 20 века в России 95% благотворительных учреждений были общественными, и только 5% - государственными. Такое официальное признание и подтверждение статуса (создание рабочих мест) способствовало укреплению роли благотворительности. А на сегодняшний день, нет такого огромного количества общественных организации, отсутствует пропаганда и поддержка на законодательном уровне фондов, благотворительных организаций.

Также причины «актуальности» данного феномена была в том, что благодателями были представители народных масс (купечество), которые своим положительным примером заставляли дворян оказывать данную помощь. А на сегодняшний день в обществе отсутствует такая прослойка, которая своим личным примером дала бы толчок к массовому занятию благотворительностью. Поэтому государство узаконило купеческую и общественную благотворительность как «страховочную подушку», которое сглаживало социальные катаклизмы. Сегодня нет как такового института благотворительности, и слабость социальной политики заключается в том, что когда государство искусственно создает и официально реализует благотворительные программы, которые не всегда находят широкого отклика в обществе. Нынешний период характеризуется тем, что государство не в состоянии решить все социальные проблемы, и должным образом не развивает институт благотворительности, который мог бы «сглаживать социальные дыры».

Также эксперты отметили, что были довольно сильно развиты религиозные и нравственные догмы, которые призывали к благотворительной деятельности. Например, многие молодые промышленники, которые хотели занять достойное место в обществе могли этого добиться, занимаясь меценатством, за это были отдельные награды, и они могли войти в высшие слои общества. Поэтому в обществе существовал имидж благотворительности. На сегодняшний день такого престижа и имиджа нет. Сегодня интересы государства, отдельных личностей, частных организации не совпадают. По сравнению с западными странами, в России зарегистрировано меньшее количество общественных организаций и отсутствует поддержка волонтерского движения среди молодежи.

Вышеприведенный экспертный опрос свидетельствует о том, что у академического сообщества превалирует двоякое отношение к феномену благотворительности. Они, в силу своей профессиональной принадлежности, подробно знают основы благотворительности, историю становления меценатства и прекрасно представляют ситуацию внутри института благотворительности на сегодняшний день. Также они сами являются благодателями, как частные лица, так и в качестве организаторов благотворительных мероприятии. Но с другой стороны, можно отметить мнение об упадническом положений данного социального института в обществе и в печатных изданиях.

По мнению экспертов, проблема благотворительности входит в повестку дня СМИ, но информация носит периодический характер, связанный с памятными датами, либо с интересом государства. Это можно объяснить тем, что представители академического сообщества сами не раз принимали участие в мероприятиях, связанных с памятными датами и праздниками в которых преследовались благотворительные цели. Также они являются аналитиками в области взаимоотношении государства и общества, и они подчеркивают, что у государства нет оформленных представлении об институте благотворительности.

По мнению большинства опрошенных экспертов, благотворительная деятельность общественных организации (НКО, благотворительных фондов и др.) является наиболее освещаемой среди многих других субъектов благотворительной деятельности, таких как частная, государственных структур и бизнеса на страницах газет. Это свидетельствует о том, что общественные организации являются активными участниками в процессе помощи людям, попавшим в трудную - жизненную ситуацию. И таких организаций становиться больше.

Если говорить о конкретных видах помощи, наиболее часто упоминаемых в периодической печати, то эксперты выделили такие как, материальная (одежда, игрушки, книжки, продукты питания), денежная (перечисление денег в фонд) и личная (участие в благотворительных акциях, волонтерская деятельность).

Также, по мнению представителей академического сообщества, самыми освещаемыми направлениями благотворительной помощи являются: помощь инвалидам, помощь детям и помощь беженцам. Также были выделены самые освещаемые меры по оказанию помощи: помощь учреждениям здравоохранения и на восстановление памятников.

При оценке освещаемости благотворительности на страницах газет все эксперты сошлись на мнении, что пишут достоверную информацию, но ее мало. И в основном эта информация больше положительная или нейтральная, чем негативная.

Среди «конкурентов» темы благотворительности на страницах печатных изданий были выделены тема власти, экономики, криминала и развлечении.

Эксперты предложили следующие первоочередные меры, способные повлиять на улучшение образа благотворительности:

- социальная реклама в СМИ: о предстоящих мероприятиях и др.;

- освещение благотворительной деятельности организаций, НКО, фондов и др.;

- освещение благотворительной деятельности частных лиц;

-освещение благотворительной деятельности бизнеса;

-информирование население о правах, льготах в области социальной защиты и социального обслуживания;

-информирование населения об изменениях в законодательном уровне, касающееся социального сектора;

Таким образом, эксперты академического сообщества считают, что сконструированный в СМИ образ благотворительности в основном положительный, но на «публичных аренах» наблюдается недостаток внимания к данному феномену, информация есть, но ее мало. Это объясняется недостаточным вниманием со стороны государства и общества.

Литература

1. Спектор, М. Конструирование социальных проблем / М. Спектор, Дж. Китсьюз. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - С. 14-15

2. Габитова А.Р. Потребность применения инновационных технологий обучения специалистов для нефтехимической отрасли / А.Р. Габитова, Э.Б. Гаязова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 9. -- С. 906-909.

3. Тупаева А. С. Конструирование образа благотворительной деятельности

предприятии нефтехимического комплекса России / А.С.Тупаева // Вестник Казанского технол.о ун-та. 2011. - Т.14, № 3. - - С. 291-294.

4. Хилгартнер, С. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен / С. Хилгартнер, Ч.Л. Боск. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - С. 18-53.

5. Фишман, М. Волны преступности как идеология / М.Фишман. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2000. - С.85-86.

© А. С. Тупаева - асп. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ, agnya@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.