Научная статья на тему 'Конструирование индивидуальной образовательной траектории обучения студента современного педагогического университета'

Конструирование индивидуальной образовательной траектории обучения студента современного педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1477
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / PEDAGOGICAL DESIGN / PEDAGOGICAL METHODS / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеев Дмитрий Николаевич, Корнеева Наталья Юрьевна

В данной статье авторами приведен анализ разработки и научного обоснования методики конструирования и оценки эффективности внедрения индивидуальных образовательных траекторий обучения; осуществлена конкретизация содержания и назначения индивидуальных образовательных траекторий обучения в процессе овладения психолого-педагогическими дисциплинами; проанализирован процесс разработки компонентов методики педагогического конструирования востребованной индивидуальной образовательной траектории обучения в овладении психолого-педагогическими дисциплинами современного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнеев Дмитрий Николаевич, Корнеева Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing an individual educational student learning trajectory at a modern pedagogical university

The development and scientific substantiation of methods of construction and evaluation of the effectiveness of implementation of individual educational trajectories of learning are analyzed; the content and purpose of individual educational trajectories of learning in the mastery of psychological and pedagogical disciplines are specifically described, the process of development of methodology of pedagogical design in demand of individual educational trajectory of training in the mastery of psychological and pedagogical disciplines of the modern pedagogical University is analyzed.

Текст научной работы на тему «Конструирование индивидуальной образовательной траектории обучения студента современного педагогического университета»

Тлупова Римма Гумаровна,

старший преподаватель кафедры геометрии и высшей алгебры,

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Tlupova Rimma Gumarovna,

Senior Lecturer, Department of Geometry and Higher Algebra,

H.M. Berbekov Kabardino-Balkarian State

University,

Nalchik, Russia.

E-mail: [email protected]

УДК 378 ББК 74.480

Д.Н. Корнеев, Н.Ю. Корнеева

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В данной статье авторами приведен анализ разработки и научного обоснования методики конструирования и оценки эффективности внедрения индивидуальных образовательных траекторий обучения; осуществлена конкретизация содержания и назначения индивидуальных образовательных траекторий обучения в процессе овладения психолого-педагогическими дисциплинами; проанализирован процесс разработки компонентов методики педагогического конструирования востребованной индивидуальной образовательной траектории обучения в овладении психолого-педагогическими дисциплинами современного педагогического университета.

Ключевые слова: педагогическое конструирование, педагогическая методика, индивидуальная образовательная траектория.

D.N. Korneev, N. Yu. Korneeva

DESIGNING AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL STUDENT LEARNING TRAJECTORY AT A MODERN PEDAGOGICAL

UNIVERSITY

The development and scientific substantiation of methods of construction and evaluation of the effectiveness of implementation of individual educational trajectories of learning are analyzed; the content and purpose of individual educational trajectories of learning in the mastery of psychological and pedagogical disciplines are specifically described, the process of development of methodology of pedagogical design in demand of individual educational trajectory of training in the mastery of psychological and pedagogical disciplines of the modern pedagogical University is analyzed.

Key words: pedagogical design, pedagogical methods, individual educational trajectory.

В современном обществе назрела необходимость изменения российского педагогического образования: сегодня от выпускника педагогического университета социум требует новых образовательных результатов. По итогам проведения тематических секций ректоров педагоги-

ческих вузов России в 2016 году по следующим проблемам: «Модернизация педагогического образования», «Современная модель педагогического образования в многопрофильном университете» участниками была отмечена необходимость продолжения деятельности, направлен-

X

ф

т

vir

о

о

Ё ф

го

£ г

о |-

X S

.0 о

с; а.

<и ф

I- m

SS s

й 1 2

го р

О О

>s «

ГО Го

4 Ф

5 с

£ £5

4 о

X X

5 X

ф «

н

со ей О о о. " S Го

Sis

го

m

ф

ф

х ^

о ъи

2 ±

со ф

ф

х ^

о ±

ной на формирование результативной и конкурентной ветви педагогических университетов, развитие педагогических технологий и содержимого образовательных программ в сфере педагогической науки, внедрение новаторских международных и российских методик обучения, предоставляющих возможность отреагировать на злободневные вызовы. Резюмируя итоги обсуждения проблем современного педагогического образования, Министр образования О.Ю. Васильева отметила тот факт, что сегодня: «Подготовка будущего педагога имеет огромное значение для повышения качества образования. Необходимо усиливать предметную, профильную подготовку студентов-педагогов» [4].

Целью данной исследовательской работы является анализ разработки и научное обоснование методики конструирования и оценки эффективности внедрения индивидуальных образовательных траекторий обучения в овладении психолого-педагогическими дисциплинами современного педагогического университета. Задачи нашего исследования характеризуются следующими стадиями: конкретизация содержания и назначения индивидуальной образовательной траектории обучения студентов в овладении психолого-педагогическими дисциплинами современного педагогического университета; разработка компонентов методики конструирования индивидуальной образовательной траектории обучения студентов в овладении психолого-педагогическими дисциплинами; оценка результативности методики конструирования индивидуальной образовательной траектории обучения студентов в овладении психолого-педагогическими дисциплинами современного педагогического университета.

А.Б. Воронцов трактует индивидуальную образовательную траекторию обучения сообразно движению студента в программном содержании учебной дисциплины [2]; Т.М. Ковалева отводит ей про-цессность и плодотворность, которые фиксируют сцепление индивидуальной образовательной траектории обучения и общекультурной составляющей образо-

вания, фундаментируют процесс современного образования с самоопределением субъекта [3]. Исследователи рекомендуют апробировать индивидуальные образовательные траектории обучения в комплексе непрерывного переобучения и повышения квалификации современных педагогов (И.В. Штанько), при осуществлении образовательного процесса студентов [10]. Некоторые методологи трактуют индивидуальную образовательную траекторию обучения как алгоритм пролификации готовности студента к профильному выбору и как алгоритм развития субъект-субъектных коммуникаций в образовательном процессе, как алгоритм формирования владений к самоопределению (Е.А. Александрова) и др. [1]. Осуществив диагностику существующих теоретических материалов, мы пришли к точке зрения, что «индивидуальная образовательная траектория» - это целенаправленно конструируемая стратификационная образовательная программа обучения студента, гарантирующая субъекту обучения вариативность и возможность индивидуального выбора, созидания и внедрения образовательной программы в плоскости реализации педагогической поддержки и личного самоопределения, самовнедрения. Под «индивидуальной образовательной траекторией овладения психолого-педагогическими дисциплинами будущим педагогом профессионального обучения» мы понимаем такую траекторию, в ходе реализации которой любой студент перемещается в процессе формирования и развития индивидуальной педагогической компетентности.

Осуществим характеристику дефиниции «педагогическое конструирование» как приоритетной категории проектируемой методики. В плоскости понимания современное педагогическое конструирование - это целенаправленный процесс созидания педагогической конструкции, которая воссоздает разрешение определенной педагогической проблемы [5]. Под методикой конструирования педагогических объектов Н.А. Масюкова [7] понимает то, что при конструировании необходимо придерживаться таких действий, как: диагностика реальности; ак-

туализация ценностей, целей реорганизации действительности; проектирование образа конечного результата; пошаговое проектирование взаимоапробации по достижению конструкторской цели во времени; уточнение и корреляция поставленных действий в процессе коммуникации; комплексная диагностика результатов внедрения конструкции. Под методикой конструирования педагогических объектов, предложенной Т.К. Смы-ковской [8], мы подразумеваем алгоритм конструирования, который предполагает проектирование процессов, видений, созидание педагогических траекторий с прогнозируемыми условиями и конструирование из готовых «конструктов» продуктов для реализации при разрешении стандартных профессиональных задач. В ракурсе нашего исследования мы осуществили разработку методики конструирования индивидуальной образовательной траектории обучения студентов в овладении психолого-педагогическими дисциплинами современного педагогического университета. Конструирование индивидуальной образовательной траектории обучения проводится на основе реализации определенных стадий с учетом личных и индивидуальных особенностей студента [6].

1-я стадия - диагностика уровня сфор-мированности необходимых компетенций студентов-педагогов профессионального обучения.

2-я стадия - определение приоритетных задач и целеполагания.

Каждый студент-педагог профессионального обучения подбирает аспекты, которыми ему необходимо овладеть (в тезисной, рисуночной, знаковой конфигурации) и конструирует индивидуальный образовательный аспект (определенный идеал, который впоследствии достраивает). На основе диагностики и выбора студентами определенного аспекта педагог совместно со студентами определяет цели и задачи траектории.

3-я стадия - определение периода внедрения индивидуальной образовательной траектории обучения.

В индивидуальном режиме в координации со студентом период апробации

индивидуальной образовательной траектории обучения определяется в согласии с определенными целями и задачами, интересами самого студента.

4-я стадия - конструирование индивидуального образовательного действия касательно к «индивидуальным» и общим главным образовательным объектам.

Студент, будущий педагог профессионального обучения, при поддержке педагога выступает в функции организатора своего образования: проектирование цели, выбор аспекта образования, ожидаемые итоговые образовательные результаты и формы их предъявления, конструирование стратегии деятельности, подбор инструментария и способов взаимодействия, конструирование процесса мониторинга и оценки результативности.

5-я стадия - реализация индивидуальной траектории и общей образовательной программы.

На данной стадии осуществляется внедрение технологий, инструментов и средств обучения, коррекция хода конструкции и взаимодействие его субъектов на основе обратной связи. На данной стадии активно реализуются электронно-информационные средства и ресурсы по психолого-педагогическим дисциплинам.

6-я стадия - интеграция с другими специалистами.

Конструктор индивидуальной образовательной траектории обучения на основе мониторинга и анализа эффективности, учитывая содержание учебного плана, определяет необходимость привлечения с конкретным студентом необходимых специалистов.

7-я стадия - демонстрирование индивидуальных образовательных продуктов студентами и коллективное их обсуждение.

Координируется деятельность по диагностике проблем в микросоциуме образовательного пространства, компонентов, полученных студентом в ходе реализации индивидуальной профессиональной деятельности. Формы демонстрирования: презентация - портфолио, рефлексия, экзамен, проектная работа, зачетная работа, коррекция полученных результатов. Приоритетная роль во вне-

X

ф

т

£

о

о

Ё ф

го

£ Р

5 Ф

О |-

X ^

.0 о

с; а.

ф Ф

I- т

Я 5 й ^ £ ^ го р

О О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р

ГО Го

ч Ф ^ с

ё £5

ч о

X X

^ X

ф «

со со О о о. "

дрении индивидуальной траектории обучения студента относится портфолио. Разработка портфолио - созидательный процесс, предоставляющий возможность принимать во внимание результаты, полученные студентом в социальной, учебной, коммуникативной, творческой, созидательной деятельности студента за весь период образования студента в педагогическом университете. Портфолио представляется нами как результативная композиция итоговой и промежуточной оценки эффекта образовательной деятельности студента [9].

8-я стадия - рефлексивно-оценочный этап.

На данной стадииотмечены критерии и показатели оценки и мониторинга уровня сформированности профессионально-значимых качеств студента-педагога профессионального обучения. Так как конструирование - это вид деятельности, который необходим для любой профессиональной деятельности, то приоритетны и конструктивные владения будущего педагога профессионального обучения, а также уровень сформированности его профессионально-значимых качеств. Данные качества могут быть измерены с помощью эйдос-теста.

Практическая работа осуществлялась на базе Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический универси-тет»понаправлениюподготовки44.03.04 «Профессиональное обучение» профильная направленность (Декоративно-прикладное искусство и дизайн), профильная направленность (Производство продовольственных продуктов) уровень образования - бакалавриат, дневная форма обучения. Реализация наших пе-

дагогических изысканий осуществлялась в период с 2015 по 2017 учебные года. Общее количество участников эксперимента составила 41 человек (21 обучающийся - экспериментальная группа, 20 обучающихся - контрольная группа). В практической работе участвовали преподаватели кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик.

Технология конструирования индивидуальных образовательных траекторий обучения применялась нами при преподавании и изучении следующих психолого-педагогических дисциплин: «Общая и профессиональная педагогика», «История педагогики и философия образования», «Психология профессионального образования», «Основы научного исследования», «Введение в профессионально-педагогическую специальность». По результатам мониторинга можно сделать вывод, что 97,9% студентов экспериментальной группы имеют высокий уровень сформиро-ванности профессионально-значимых качеств личности педагога профессионального обучения, по сравнению с контрольной группой, где данный показатель составил 63,1%. Эти данные свидетельствует о сформированности у студентов экспериментальной группы необходимых мотивов и ценностей, высокого уровня знаний, умений и владений необходимыми компетенциями, на наш взгляд, студенты данной группы готовы к выполнению профессиональных задач в рамках реализации педагогической деятельности в образовательных организациях среднего профессионального образования, что и является приоритетной задачей современного педагогического университета.

Библиографический список

1. Александрова, Е.А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития [Текст] / Е.А. Александровна // Народное образование. - 2014. - № 9. - С. 180-187.

2. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности [Текст] / А.Б. Воронцов. - М.: «РассказовЪ», 2002. - 324 с.

3. Ковалева, Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности [Текст] / Т.М. Ковалева // Педагогика. - 2013. - № 5. - С. 51-56.

4. Корнеев, Д.Н. Роль педагогической инноватики в подготовке конкурентоспособного выпускника [Текст] / Д.Н. Корнеев // Вестник Южно-Уральского университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2011. - № 36 (255). - С. 66- 69.

5. Корнеев, Д.Н. Проектирование и диффузия педагогических инноваций как методическая проблема современного непрерывного профессионального образования [Текст] / Д.Н. Корнеев, Н.Ю. Корнеева, Н.В. Уварина // Методика профессионального образования: от теории к практике. Сборник статей по итогам Всероссийской олимпиады по методике профессионального обучения. -Челябинск: Цицеро, 2016. - С. 60-69.

6. Корнеева, Н.Ю. Формирование готовности педагога профессионального обучения к созданию инклюзивной среды образования [Текст] / Н.Ю. Корнева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2011. - № 38 (255). -С.49-52.

7. Масюкова, Н.А. Проектирование в образовании [Текст]: научное издание / Н.А. Масюкова. -Минск: Технопринт, 1999. - 288 с.

8. Смыковская, Т.К. Технология проектирования методической системы учителя математики и информатики [Текст]: монография. - Волгоград: Бланк, 2000. - 250 с.

9. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразователь-ной среды [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Циулина. - Челябинск, 2012. - 26 с.

10. Штанько, И.В. Индивидуальная образовательная траектория как средство непрерывного повышения квалификации педагога дополнительного образования художественно-эстетического профиля [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Штанько. - М., 2012. - 24 с.

References

1. Alexandrova E.A. Psychological and pedagogical support: individual trajectory of development. Nar-odnoie obrazovanie, 2014. № 9. P. 180-187. [in Russian].

2. Vorontsov A.B. Pedagogical technology of monitoring and assessing training activities. M.: «Rasskazov», 2002. P. 324. [in Russian].

3. Kovaleva T.M. Anthropological perspective on modern didactics: the principle of individualization and the problem of subjectivity. Pedagogika, 2013. №. 5. P. 51-56. [in Russian].

Korneev D.N., The role of the pedagogical innovations in training competitive graduates. Bulletin of the South Ural University. Series: Education. Pedagogical science, 2011. № 36 (255). P. 66- 69. [in Russian].

5. Korneev D.N., Korneeva N.Yu., Uvarina N.V. Design and diffusion of pedagogical innovations as a methodological problem of modern continuous professional education. Methods of professional education: from theory to practice a Collection of articles on the results of the all-Russian Olympiad on the methodology of vocational training Chelyabinsk: Tsitsero, 2016. P. 60-69. [in Russian].

6. Korneeva N.Yu. Formation of readiness of the teacher of vocational training to create an inclusive environment of education. Bulletin of the South Ural state University. Series: Education. Pedagogical science, 2011 №38 (255). P. 49-52. [in Russian].

7. Masyukov N.A. Design in education. Minsk: Tekhnoprint, 1999. P. 288. [in Russian].

8. Smykovskaya T. K. Design technology of methodical system of teacher of Mathematics and Informatics. Volgograd: Blank, 2000. P. 250. [in Russian].

9. Tsiulina M.V. Patriotic education of general education school students via socio-educactional environment. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2012. P. 26. [in Russian].

10. Shtanko I.V. Individual educational path as a means of continuous professional development of the teacher of additional education of artistic and aesthetic profile. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). M., 2012. P. 24. [in Russian].

сведения об авторах: Корнеев Дмитрий николаевич,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики, управления и права, Профессионально-педагогический институт, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]

Information about authors: Korneev Dmitry Nikolaevich,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor,

Associate Professor, Department of Economics, Management and Law, Vocational Training Institute, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

X

ф

T

vir

о

о

fe ф

го

£ г

5 Ф

о IX s .0 о с; а. ф Ф I- m

S s

й ^

^ —

го р

о о >s «

ГО Го

4 Ф s с

5 £5

4 о

X X

5 X

ф «

H 2-Cû CÛ

О о о. " s Го

SÍ3

Корнеева Наталья Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик,

Профессионально-педагогический институт, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: [email protected]

Korneeva Natalya Yurievna,

Candidate of Sciences (Education), Academic

Title of Associate Professor,

Head, Department of Training Teachers of

Vocational Training and Subject Methods,

Vocational Training Institute,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

m

x" s ca о

о

о

О

УДК 372.4 ББК 74.100.54

С.С. Коровин, В.Г. Макаренко

СИСТЕМНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены результаты анализа содержания Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части образовательной области «Физическое развитие». Признавая, в целом, прогрессивную культурологическую роль стандарта (ФГОС) как отражения социального запроса на качество образования дошкольников, авторы обозначают существующие в стандарте, по их мнению, противоречия и рассматривают перспективные (на их взгляд) приоритетные направления разработки методологического и научно-методического обоснования и обеспечения процессов использования ценностного потенциала физической культуры в становлении культурологических характеристик дошкольника.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольники, физическое развитие, физкультурное образование.

S.S. Korovin, V.G. Makarenko

SYSTEM BASES OF SPORTS EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Results of the analysis of contents of the Federal state educational standard of preschool education regarding the educational area "Physical development" are presented. Recognizing, in general, progressive culturological role of the standard (FGOS) as reflections of social request for quality of education of preschool children, the authors designate the contradictions existing in the standard, in their opinion, and consider the priority directions of development of methodological and scientific and methodical justification and ensuring processes of use of valuable potential of physical culture perspective (in their opinion) in formation of culturological characteristics of the preschool child.

Key words: Federal state educational standard, preschool children, physical development, sports education.

Одним из основополагающих и тивное) является производство и вос-«предпосылочных» факторов обеспе- производство «человеческого фактора», чения благополучия социума (сколько которые необходимо должны начинать-настоящее, столько, особенно, перспек- ся в дошкольном возрасте с обеспечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.