Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИЯ (УСТАВ) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА'

КОНСТИТУЦИЯ (УСТАВ) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовое пространство / региональное правовое пространство / Конституция Российской Федерации / конституция (устав) субъекта Российской Федерации. / legal space / regional legal space / Constitution of the Russian Federation / constitution (charter) of the subject of the Russian Federation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нигметзянова Лейсан Минназымовна, Хабибуллина Гульнара Рушановна

В статье рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся сущности, структуры и содержания понятия «региональное правовое пространство», формирование которого базируется на соотношении Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. В ней также систематизируются основные подходы к пониманию категории «правовое пространство», которые оказывают существенное влияние на характеристику «регионального правового пространства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTION (THE CHARTER) OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION AS THE BASIS OF THE REGIONAL LEGAL SPACE

The article discusses theoretical issues concerning the essence, structure and content of the concept of “regional legal space”, the formation of which is based on the relationship between the Constitution of the Russian Federation and the constitutions (charters) of the subjects of the Russian Federation. It also systematizes the main approaches to understanding the category of “legal space”, which have a significant impact on the characteristics of the “regional legal space

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИЯ (УСТАВ) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА»

НИГМЕТЗЯНОВА Лейсан Минназымовна,

Соискатель ученой степени кандидата юридических наук Казанского (Приволжского) федерального

университета, e-mail: Leysan_h@yahoo.com

Научный руководитель: ХАБИБУЛЛИНА Гульнара Рушановна,

Д.ю.н., профессор кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: Goulnara.Khabiboullina@kpfu.ru

КОНСТИТУЦИЯ (УСТАВ) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся сущности, структуры и содержания понятия «региональное правовое пространство», формирование которого базируется на соотношении Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. В ней также систематизируются основные подходы к пониманию категории «правовое пространство», которые оказывают существенное влияние на характеристику «регионального правового пространства».

Ключевые слова: правовое пространство, региональное правовое пространство, Конституция Российской Федерации, конституция (устав) субъекта Российской Федерации.

NIGMETZIANOVA Leisan Minnazimovna,

Position: applicants for the degree of Candidate of Law of Kazan (Volga Region) Federal University

Scientific supervisor: KHABIBULLINA Gulnara Rushanovna,

Doctor of Law, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of Kazan (Volga Region) Federal University

THE CONSTITUTION (THE CHARTER) OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION AS THE BASIS OF THE REGIONAL

LEGAL SPACE

Annotation. The article discusses theoretical issues concerning the essence, structure and content of the concept of "regional legal space", the formation of which is based on the relationship between the Constitution of the Russian Federation and the constitutions (charters) of the subjects of the Russian Federation. It also systematizes the main approaches to understanding the category of "legal space", which have a significant impact on the characteristics of the "regional legal space".

Key words: legal space, regional legal space, Constitution of the Russian Federation, constitution (charter) of the subject of the Russian Federation.

Одним из дискуссионных вопросов юридической науки выступает определение содержания такой категории как «правовое пространство», которое является базовым для формирования множества компилятивных (вторичных) понятий и терминов, включая

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

региональное правовое пространство или правовое пространство субъекта Российской Федерации.

Как известно, данная категория было введена Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N 1486 «О дополнительных

мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» [1], предусматривающим в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов в Российской Федерации создание федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» [2, ст. 4826] в федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации включаются, в том числе региональные конституции (уставы) в целях обеспечения внешнего контроля за их соответствием Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Кроме того, понятие «правовое пространство» вошло и в правоприменительную судебную практику.

К примеру, в Особом мнении судьи Конституционного Суда Российской Федерации Б.С. Эбзеева по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации аргументировано положение о том, что единство государства предопределяет единство его правового, в том числе конституционного, пространства [3]. Вместе с тем, в судебной практике Конституционного Суда Российской Федерации сформировались и производные от правового пространства конструкции: единство правового пространства [4], пространство субъектов Российской Федерации для собственного правового регулирования [5] и пр.

В юридической доктрине встречаются различные определения правового пространства. Но, при этом, устанавливается юридико-смысловое значение понятия «пространство», которое, как отмечает В.В. Суханов, представляет собой не только место, в котором действует право, но и определенную сферу влияния права определенного типа, отрасли, формы [6, с. 14].

В тоже время, Ю.А. Тихомиров полагает, что правовым пространством является признанная и регулируемая правом сфера жизнедеятельности людей, организаций и государств [7, с .5]. Таким образом, автор считает, что оно генетически взаимосвязано с социальными практиками, взаимодействием и активностью. Об этом, также говорит и В.Т. Азизова, утверждающая, что правовое пространство есть часть социального пространства, на которую распространяется действие норм права, то есть, по сути. это сфера правового регулирования [8, с. 20-21].

Единство социального и правового в содержании правового пространства усматривается и в дефиниции, представленной В.В. Лазаревым, который понимает под ним совокупность общественных отношений в ограниченных (преимущественно территориально) пределах, которые объективно допускают правовое регулирование, уже подвергнуты этому регулированию или подлежат правовому регулированию в силу определенных объективных и субъективных факторов, как область отношений, характеризующаяся единством правового регулирования всех коммуникаций независимо от их интенсивности и вида [9, с. 5-17].

В государственно-организованном обществе правовое пространство структурируется, в том числе в зависимости от формы территориального устройства.

В этой связи, И.Н. Барциц, рассматривающий правовое пространство как сферу регламентации юридическими нормами моделей правомерного поведения государства, его составных частей и граждан в границах территории данного государства и конкретного исторического времени [10, с. 24], выделяет федеральное, межрегиональные и региональные уровни правового пространства Российской Федерации [11, с. 48]. Дополнительно, В.Т. Азизова также обособляет муниципальный уровень правового пространства в Российской Федерации [12, с.14]. Полагаем, что среди уровней правового пространства следует отметить и межмуниципальный, объединяющий несколько муниципальных образований вследствие развития в них агломерационных процессов.

А.Н. Филиппов, отождествляющий правовое пространство с состоянием нормативных правовых актов, их ролью в пространственном регулировании тех или иных общественных отношений, вычленяет в структуре правового пространства государство, его территорию, пространство, характеризующееся протяженностью и объемом, взаимосвязью человека, общества, органов государства, общественных объединений, институтов гражданского общества, а также действующую правовую систему [13, с. 60-62].

С.Б. Верещак и Л.А. Абрамова считают, что структурными элементами правового пространства выступают: 1) нормативный элемент, формируемый системой правовых норм, выраженных в их источниках; 2) субъектный элемент, представленный участниками, действующими в рамках правового пространства; 3) идеологический элемент, включающий ключевые конституционные принципы правового пространства (верховенства Конституции, федеральных законов, признания

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

человека, его прав и свобод высшей ценностью, федерализма, суверенитета и территориальной целостности государства и др.) [14, с. 43].

Полагаем, что в структуре правового пространства Российской Федерации необходимо, прежде всего, выделять отдельные уровни (федеральный, межрегиональный, региональный, межмуниципальный и муниципальный), каждый из которых охватывает свой набор взаимосвязанных между собой элементов.

Так, Т.Л. Южакова трактует региональное правовое пространство с формально-юридических позиций, как совокупность сфер правового регулирования общественных отношений в территориальных границах определенного региона в пределах установленной продолжительности конкретного исторического времени [15, с. 7]. А.М. Барышникова применительно к сложносоставным субъектам Российской Федерации также отмечает, что юридически такое пространство охватывает совокупность норм, принимаемых органами государственной власти края или области и входящих в их состав автономных округов в пределах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, согласованных между собой и действующих соответственно на территориях указанных субъектов Российской Федерации [16, с. 8].

Предложенное понимание регионального правового пространства не вполне согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 15 ноября 2012 г. № 26-П, согласно которой федеральный законодатель должен оставлять субъектам Российской Федерации пространство для собственного правового регулирования, которое находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и в котором субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Иными словами, правовое пространство субъекта Российской Федерации включает в себя: сферы правового регулирования, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленные Конституцией Российской Федерации; сферы правового регулирования, принадлежащие их самостоятельному ведению в соответствии с установлениями конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.

Таким образом, структурообразующими элементами регионального правового пространства выступают, прежде всего, Конституция Россий-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

ской Федерации, а также конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, находящиеся между собой в связях согласования и соподчинения.

Вместе с тем, для характеристики регионального правового пространства важными являются не только сферы жизнедеятельности в субъектах Российской Федерации, но и формы их правового регулирования. В этом смысле, региональное правовое пространство можно трактовать как сферу формирования и действия конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, находящихся между собой в связях согласования и соподчинения.

Таким образом, правовое пространство субъекта Российской Федерации состоит из следующих элементов: а) нормативный элемент, включающий в себя формы внешнего выражения и закрепления региональных правовых норм (конституция (устав), закон, иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации); б) структурообразующий элемент в виде Конституции Российской Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации; в) идеологический компонент, состоящий из конституционных (уставных) принципов формирования регионального правового пространства (принцип верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, принцип верховенства и прямого действия конституции (устава) субъекта Российской Федерации, принцип федерализма, принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и пр.); г) коммуникативный элемент, отражающий связи согласования и соподчинения между формами внешнего закрепления и выражения региональных правовых норм; в) субъектный элемент в виде населения, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Региональное правовое пространство представляет собой обусловленное верховенством Конституции Российской Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации состояние согласованности и соподчинённости правовых норм, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах, принятых непосредственно населением или органами государственной власти субъекта Российской Федерации, действующих на его территории и обеспечивающих реализацию общегосударственных и региональных интересов.

Список литературы:

[1] Российская газета. 16 августа 2000. N 159

[2] Собрание законодательства Российской Федерации .2000. N 49. ст. 4826

[3] См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. N 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» (Электронный ресурс).-Режим доступа: https://constitution.garant.ru/act/assembly/ 10104579/ (дата обращения 24 ноября 2023 года)

[4] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета -Хасэ Республики Адыгея»// Российская газета.17 апреля 2002. №69

[5] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности положения части 2 статьи 10 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Камчатского края» (Электронный ресурс).-Режим доступа: https://legalacts.ru/ doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-15112012-п/ (дата обращения 25 ноября 2023 года)

[6] Суханов В.В. Правовое пространство и его формы: автореф. дис...канд. юрид. наук. М.. 2005.С.14

[7] Тихомиров В.А. Тихомиров Ю.А. Правовое пространство: равновесие и отклонения//С.5

[8] Азизова В.Т. «Правовое пространство» с точки зрения юридического позитивизма. К вопросу о подходах к данному понятию // Закон и право. 2012. № 12. С. 20-21

[9] Лазарев В.В. Судебный активизм в формировании правового пространства // Журнал российского права. 2021. № 9. С. 5 - 17.

[10] Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. С. 24.

[11] Барциц И.Н. Правовое пространство России: понятие, ресурсы, признаки//Политиче-ская наука. 2003.№3.С.48

[12] Азизова В.Т. Некоторые проблемы обеспечения единого правового пространства на уровне местного самоуправления// Вестник ДГУ. Право. Выпуск 5. 2004.С.14

[13] Филиппов А.Н. Понятие и структурные элементы правового пространства Российской

Федерации// Российская юстиция. 2013. №5. С. 60-62

[14] Верещак С.Б., Абрамова Л.А. Понятие, признаки и структура правового пространства // Oeconomia et Jus. 2022. №3. С. 43

[15] Южакова Т.Л. Региональное правовое пространство: автореф. дис...канд. юрид. наук. Краснодар, 2007.С.7

[16] Барышникова А.М. Особенности правового пространства сложнопостроенного субъекта Российской Федерации (на примере Тюменской области): автореф. дис.канд. юрид. наук. Сургут, 2005.С.8

Spisok literatury:

[1] Rossijskaya gazeta. 16 avgusta 2000. N 159

[2] Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Fed-eracii .2000. N 49. st. 4826

[3] Sm.: Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 12 aprelya 1995 g. N 2-P «Po delu o tolkovanii statej 103 (chast' 3), 105 (chasti 2 i 5), 107 (chast' 3), 108 (chast' 2), 117 (chast' 3) i 135 (chast' 2) Konstitucii Rossijskoj Federacii» (Elektron-nyj resurs).-Rezhim dostupa: https://constitution. garant.ru/act/assembly/10104579/ (data obrash-cheniya 24 noyabrya 2023 goda)

[4] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 4 aprelya 2002 g. N 8-P «Po delu o proverke konstitucionnosti otdel'nyh polozhenij Federal'nogo zakona «Ob obshchih principah organ-izacii zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolni-tel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub»ektov Rossijskoj Federacii» v svyazi s zaprosami Gosu-darstvennogo Sobraniya (Il Tumen) Respubliki Saha (YAkutiya) i Soveta Respubliki Gosudarstvennogo Soveta - Hase Respubliki Adygeya»// Rossijskaya gazeta.17 aprelya 2002. №69

[5] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 15 noyabrya 2012 g. № 26-P «Po delu o proverke konstitucionnosti polozheniya chasti 2 stat'i 10 Federal'nogo zakona «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii» v svyazi s zaprosom Zakonodatel'nogo Sobraniya Kamchatskogo kraya» (Elektronnyj resurs).-Rezhim dostupa: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-kon-stitutsionnogo-suda-rf-ot-15112012-n/ (data obrash-cheniya 25 noyabrya 2023 goda)

[6] Suhanov V.V. Pravovoe prostranstvo i ego formy: avtoref. dis.kand. yurid. nauk. M.. 2005.S.14

[7] Tihomirov V.A. Tihomirov YU.A. Pravovoe prostranstvo: ravnovesie i otkloneniya//S.5

[8] Azizova V.T. «Pravovoe prostranstvo» s tochki zreniya yuridicheskogo pozitivizma. K voprosu o podhodah k dannomu ponyatiyu // Zakon i pravo. 2012. № 12. S. 20-21

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

[9] Lazarev V.V. Sudebnyj aktivizm v formirova-nii pravovogo prostranstva // ZHurnal rossijskogo prava. 2021. № 9. S. 5 - 17.

[10] Barcic I.N. Pravovoe prostranstvo Rossii: voprosy konstitucionnoj teorii i praktiki. M., 2000. S. 24.

[11] Barcic I.N. Pravovoe prostranstvo Rossii: ponyatie, resursy, priznaki//Politicheskaya nauka. 2003.№3.S.48

[12] Azizova V.T. Nekotorye problemy obespe-cheniya edinogo pravovogo prostranstva na urovne mestnogo samoupravleniya// Vestnik DGU. Pravo. Vypusk 5. 2004.S.14

[13] Filippov A.N. Ponyatie i strukturnye ele-menty pravovogo prostranstva Rossijskoj Federacii// Rossijskaya yusticiya. 2013. №5. S. 60-62

[14] Vereshchak S.B., Abramova L.A. Ponyatie, priznaki i struktura pravovogo prostranstva //Oecono-mia et Jus. 2022. №3. S. 43

[15] YUzhakova T.L. Regional'noe pravovoe prostranstvo: avtoref. dis...kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2007.S.7

[16] Baryshnikova A.M. Osobennosti pravovogo prostranstva slozhnopostroennogo sub"ekta Rossijskoj Federacii (na primere Tyumenskoj oblasti): avtoref. dis.kand. yurid. nauk. Surgut, 2005.S.8

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.