А.Ш. МАГОМЕДОВ
Научная статья УДК/UDC 342
DOI: 10.21779/2224-0241-2022-43-3-53-56
К вопросу о проблемах обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации
(на примере Республики Дагестан)
А.Ш. Магомедов
Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация
akhmed88003@gmail. com
Аннотация. В статье дается анализ проблем обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации на примере Республики Дагестан, возможные пути их решения. Дается определение единого правового пространства. Подчеркивается важная роль в достижении единства правового пространства конституционных принципов, в частности, принципа верховенства Конституции.
Ключевые слова: Конституция, правовое пространство, законодательство, верховенство, органы государственной власти, механизм
Для цитирования: Магомедов А.Ш. К вопросу о проблемах обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации (на примере Республики Дагестан) // Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 43, № 3. С. 53-56. DOI: 10.21779/2224-0241-2022-43-3-53-56
Original article
On the problems of ensuring a unified legal space in the Russian Federation (as an example of the Republic Dagestan)
Akhmed Sh. Magomedov
Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation
akhmed88003@gmail. com
Abstract. The article analyzes the problems of ensuring a unified legal space in the Russian Federation on the example of the Republic of Dagestan, possible ways to solve them. The definition of a single legal space is given. The important role of constitutional principles, in particular, the principle of the supremacy of the Constitution, in achieving the unity of the legal space is emphasized.
Keywords: Constitution, legal space, superiority, legislation, government departments, mechanism
For citation: Magomedov A. Sh. On the problems of ensuring a unified legal space in the Russian Federation (as an example of the Republic Dagestan). Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2022, vol. 43, no. 3, pp. 53-56. DOI: 10.21779/2224-0241-2022-43-3-53-56 (In Russ.).
Говоря о едином правовом пространстве в РФ, следует отметить, что проблема его обеспечения обусловлена изменениями формы правления и политического режима в нашем государстве. Вопрос по данной проблеме впервые озвучил Генеральный прокурор РФ в докладе на пленарном заседании Совета Федерации в марте 2000 года. В том же году был издан Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», закрепивший механизм обеспечения единого правового пространства. Укрепление единства правового пространства является необходимым условием сохранения целостности государства и формирования эффективной государственной власти [2].
Касаясь вопроса о едином правовом пространстве, в первую очередь, следует дать его определение. Хочется отметить, что определений данного термина существует множество. Так, профессор Г.А. Гаджиев понимает его следующим об-
разом: правовое пространство - это юридизирован-ная действительность, результат юридического мышления [4].
Термин «единое правовое пространство» носит лишь доктринальный характер в силу отсутствия его как в положениях Конституции РФ, так и в иных нормативных правовых актах (далее -НПА). Определение данного термина даёт Н.И. Ма-тузов, представляя правовое пространство как сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения. Но, тем не менее, принцип единства правового пространства закреплен в части 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации, где сказано, что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Дополнение к данному принципу закреплено в части 5 статьи 76 Конституции РФ, в которой подчеркивается, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон» [8].
Как отмечает В.Т. Азизова, достижение состояния единства правового пространства государства возможно лишь при условии обеспечения соответствия и непротиворечивости конституций (уставов) субъектов РФ федеральной Конституции, при обязательном соблюдении части статьи 4 Конституции РФ и частей 1, 2, 4 статьи 76, регламентирующей предметность правового регулирования на разных уровнях организации государственной власти [1]. Единое правовое пространство - это формируемое государством пространство, созданное на основе общих для всех субъектов российского права условий и требований осуществления юридически значимой деятельности. Оно предполагает единую правовую систему на всей территории Российской Федерации. Традиционно единое правовое пространство понимают в широком и узком смысле [5].
Резюмируя вышесказанное, единое правовое пространство можно определить, как состояние государства, при котором учитывается принцип верховенства Конституции и федеральных законов на всей территории РФ при принятии и исполнении законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, муниципальных образований.
Механизм обеспечения единства правового пространства должен включать следующие элементы:
- завершение оформления законодательной базы по наиболее важным конституционно-правовым институтам РФ и ее субъектов, в том числе по вопросу рамок возможного нормотворчества органов государственной власти субъектов Федерации, что позволило бы решительно пресечь тяготение отдельных регионов к избыточному суверенитету;
- улучшение качества подготовки нормативных правовых актов участниками нормотворческого процесса путем повышения их юридической квалификации и совершенствования нормотворческих технологий. Особое значение будет иметь механизм предотвращения коллизий. Без их устранения процесс создания единого правового пространства не представляется возможным. Многие конституционалисты выделяет разные причины их появления. Так, М.В. Баглай определяет их следующим образом: несовершенство законов, судебные ошибки, произвольное толкование Конституции и других актов, выход отдельных органов за пределы своих полномочий и т.д. [3]. Ю.А. Тихомиров на сей счет предполагает, что «возникновение и нарастающую остроту коллизий пока не удается предотвратить по двум причинам — мешают слабое и неполное пра-
вовое регулирование данной сферы и отступление от действующих норм и договоренностей. Мало процедур разрешения споров» [9];
- введение в юридическую практику элементов модельного нормативно-правового регулирования по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также отдельным вопросам местного значения.
Нельзя не сказать о роли органов государственной и муниципальной власти в обеспечении единого правового пространства. Такими органами являются органы законодательной и исполнительной власти РФ и субъектов РФ, судебная власть, прокуратура, органы местного самоуправления и т.д.
Конечно, утверждать, что наше государство достигло состояния единого правового пространства на высшем уровне-занятие довольно опрометчивое в силу наличия некоторых шероховатостей и пробелов в региональном законодательстве. Так, например, по данным Прокуратуры Республики Дагестан за 2020 год было выявлено 65734 незаконных НПА, из них на 4534 принесено протестов, а за 2021 год -68219, принесено протестов на 4607 в Республике Дагестан.
Также большую роль в обеспечении конституционно-правовой целостности играет Министерство юстиции Российской Федерации. Именно обеспечение единства правового пространства является одним из приоритетных направлений деятельности Минюста России. Впервые такая задача была сформулирована в Указе Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», в соответствии с которым Президентом Российской Федерации дано поручение создать федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведение которого было возложено на Минюст России и его территориальные органы [6].
В этом процессе весьма положительным может оказаться опыт научных центров по мониторингу законодательства субъектов Федерации.
На сегодняшний день такие научные центры по мониторингу законодательства субъектов функционируют в отдельных субъектах (в Воронежской области - Институт регионального законодательства, функционирующий более 10 лет, в Дагестане -Лаборатория регионального законодательства, созданная на базе НИИ права при Дагестанском государственном университете и др.). Опыт их работы заслуживает внимания, поскольку их деятельность направлена на осуществление мониторинга и выработку конкретных предложений по совершенствованию законодательства субъектов. Более того, свою деятельность они осуществляют в тесном контакте с профильными государственными органами, что оказывает позитивное влияние на практику реализации принципиальных конституционных положений, правовое обеспечение конститу-
А.Ш. МАГОМЕДОВ
ционных прав и свобод граждан, их реализацию и защиту и в конечном итоге обеспечение единого правового пространства России [7].
Резюмируя вышесказанное, можно сделать несколько выводов:
1. Под единым правовым пространством следует понимать состояние государства, при котором учитывается принцип верховенства Конституции и федеральных законов на всей территории РФ при принятии и исполнении законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, муниципальных образований.
2. Процесс обеспечения единого правового пространства в РФ достаточно проблемный в силу наличия относительно большого количества НПА, не соответствующих Конституции и федеральному законодательству.
3. Достаточно важную роль в достижении единства правового пространства играет соблюдение конституционных принципов, в частности, принципа верховенства Конституции.
В заключение хотелось бы отметить, что в силу относительно небольшого периода времени существования нашего государства как Российской Федерации наша законодательная база достаточно молода и имеет некоторое количество пробелов, шероховатостей и коллизий, с которыми в настоящее время ведется активная борьба посредством принесения органами прокуратуры протестов на незаконные НПА, осуществления Конституционным судом РФ конституционного контроля, вынесения Президиумом Верховного суда РФ постановлений по применению тех или иных актов.
Список источников
1. Азизова В.Т. К вопросу о конституционно-правовых основах обеспечения единства правового пространства в РФ // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2014. № 2. С. 91-93.
2. Асанов А.Ш. Роль прокуратуры в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации // Отечественная юриспруденция. 2016. № 1 (3). С. 25-26.
3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М.: Норма-Инфра, 1999.
460 с.
4. Гаджиев Г.А. Конституционно-правовое концептуальное пространство и его ценности // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 2. С. 3-16.
5. Зенина О.Г., Кузнецова О.В. Законодательство о высшем образовании как элемент единого правового пространства Российской Федерации // Седьмой пермский конгресс ученых-юристов сборник научных статей / отв. ред. В.Г. Голубцов, О. А. Кузнецова. Пермь, 2016. С. 496-500.
6. Зуева А.П. О деятельности Минюста России в сфере обеспечения единства правового пространства // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. Хабаровск, 2018. № 4-5. С. 13-17.
7. Пирбудагова Д.Ш. Единое правовое пространство и проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в РФ // Конституционное и муниципальное право. М.: Юрист, 2009. № 18.
8. Пирбудагова Д.Ш., Габиева С.М., Рамазанова Х.В. Обеспечение единства правового пространства в условиях федеративной организации Российского государства: монография. М., 2017.
9. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: учебное и научно практическое пособие. М.: Юринформ-центр, 2001.
References
1. Azizova V.T. K voprosu o konstitutsionno-pravovykh osnovakh obespecheniya edinstva pravovogo pro-stranstva v RF [On the constitutional and legal foundations of ensuring the unity of the legal space in the Russian Federation]. VestnikDagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Obshchestvennye nauki [Bulletin of Dagestan State University. Series 3: Social Sciences], 2014, no. 2, pp. 91-93. (In Russ.).
2. Asanov A.S. Rol' prokuratuiy v obespechenii edinogo pravovogo prostranstva Rossiiskoi Federatsii [The role of the Prosecutor's Office in ensuring the unified legal space of the Russian Federation]. Otechestvennaya yurisprudentsiya [Domestic jurisprudence], 2016, no. 1 (3), pp. 25-26. (In Russ.).
3. Baglay M.V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii [Constitutional law of the Russian Federation], textbook. Moscow, Norm-Infra Publ., 1999. 460 p. (In Russ.).
4. Gadzhiev G.A. Konstitutsionno-pravovoe kontseptual'noe prostranstvo i ego tsennosti [Constitutional and legal conceptual space and its values]. Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Right. Journal of the Higher School of Economics], 2012, no.2, pp. 3-16. (In Russ.).
5. Zenina O.G., Kuznetsova O.V. Zakonodatel'stvo o vysshem obrazovanii kak element edinogo pravovogo prostranstva Rossiiskoi Federatsii [Legislation on higher education as an element of the unified legal space of the Russian Federation]. Sed'moi permskii kongress uchenykh-yuristov sbornik nauchnykh statei [The Seventh Perm Congress of Legal Scientists collection of scientific articles], ed. V.G. Golubtsov, O.A. Kuznetsova. Perm, 2016, pp. 496-500. (In Russ.).
6. Zueva A.P. O deyatel'nosti Minyusta Rossii v sfere obespecheniya edinstva pravovogo prostranstva [On the activities of the Ministry of Justice of Russia in the field of ensuring the unity of the legal space]. Vestnik Khabarovskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava [Bulletin of the Khabarovsk State University of Economics and Law]. Khabarovsk, 2018, no. 4-5, pp. 13-17. (In Russ.).
7. Pirbudagova D.Sh. Edinoe pravovoe prostranstvo i problemy obespecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina v RF [Unified legal space and problems of ensuring human and civil rights and freedoms in the Russian Federation]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and Municipal Law]. Moscow: Yurist Publ., 2009, no. 18. (In Russ.).
8. Pirbudagova D.Sh., Gabieva S.M., Ramazanova H.V. Obespechenie edinstva pravovogo prostranstva v usloviyakh federativnoi organizatsii Rossiiskogo gosudarstva [Ensuring the unity of the legal space in the conditions of the federal organization of the Russian state]: monograph. Moscow, 2017. (In Russ.).
9. Tikhomirov Yu.A. Kollizionnoe pravo [Conflict of laws]: educational and scientific practical manual. Moscow: Yurinformcenter Publ., 2001. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Магомедов Ахмед Шихтимерович, студент 3 курса дневного отделения юридического института Дагестанского государственного университета по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень подготовки - бакалавр), г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: akhmed88003@gmail.com
Поступила в редакцию 03.06.2022 г.; одобрена после рецензирования 27.08.2022 г.; принята к публикации 02.09.2022 г.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Magomedov Ahmed Shikhtimerovich, 3rd year fulltime student of the Law Institute of Dagestan State University in the direction of 40.03.01 "Jurisprudence" (bachelor's degree), Makhachkala, Russian Federation. E-mail: akhmed88003@gmail.com
Received 03.06.2022; approved after reviewing 27.08.2022; accepted for publication 02.09.2022