УДК 342
МЕСТО КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНОГО ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магомедова З.Ш., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, kafedraconst@mail. ru
В статье анализируется деятельность Конституционного Суда в области обеспечения единого правового пространства. Объектом исследования данной статьи являются общественные отношения, регулирующие организацию и функционирование Конституционного Суда РФ. Предметом исследования представляются конкретные направления деятельности Конституционного Суда РФ в сфере реализации механизма обеспечения единого правового пространства. Целью данного исследования является определение места Конституционного Суда РФ в механизме обеспечения единого правового пространства и внесение предложений по повышению эффективности его деятельности в рассматриваемой сфере.
В результате проведенного исследования нами были сделаны некоторые выводы, среди которых приоритетное значение имеет определение места Конституционного Суда РФ в судебной системе РФ и механизме обеспечения единого правового пространства, актуализация значимости судебных решений Конституционного Суда РФ, обозначение особенностей судебного нормоконтроля, осуществляемого Конституционным Судом РФ, анализ деятельности Конституционного Суда РФ по обеспечению единства правового пространства РФ, обозначение основных аспектов оптимизации деятельности Конституционного Суда РФ в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, механизм реализации, единое правовое пространство, судебные решения, конституционный судебный контроль.
ШК 342
THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION TO ENSURE A UNIFIED LEGAL SPACE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Magomedova Z.Sh., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The activity of the Constitutional Court in ensuring a unified legal space are analyzes in the article. The research object of this article is public relations, governing the organization and functioning of the Constitutional Court of the Russian Federation. The subject of the study seemed specific areas of activity of the Constitutional Court of the Russian Federation in the sphere of implementation of the mechanism of providing a unified legal space. The aim of this study is determination of the place of the Constitutional Court of the Russian Federation to ensure a unified legal space and making suggestions for improving the effectiveness of its activities in this sphere.
As a result of this research, we drew some conclusions, among which the priority is the determination of the place of the Constitutional Court in the judicial system of the Russian Federation and the mechanism to ensure a unified legal space, updating the significance of judicial decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation, the designation of judicial compliance assessments carried out by the Constitutional Court of the Russian Federation, the analysis of activity of the Constitutional Court of the Russian Federation on maintenance of unity of legal space of the Russian Federation, identification of the main aspects of optimization of activity of the Constitutional Court of the Russian Federation in this sphere.
Key words: Constitutional Court of the Russian Federation, implementation of a unified legal space, court decisions, constitutional judicial review.
Обеспечение единого правового пространства, как основная задача государства по реализации основных конституционных принципов, означает упорядочение всего массива российского законодательства на различных уровнях правового регулирования, т.е., как отмечается в юридической литературе, создание государством необходимых организационных и собственно правовых условий, при которых правовая система Российской Федерации обретает состояние согласованности, соответствия и соподчинённости составляющих ее право-
вых норм, исходя из их юридической значимости (верховенства) [1, с. 55]. Единство правовой системы достигается формированием нормативной базы субъектов Российской Федерации, не противоречащей федеральным законам (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ) [2, с. 140; 3, с. 74].
Эффективность обеспечения единства правового пространства зависит, в первую очередь, от действующего механизма его реализации, включающего правообеспечительную и правопримени-
тельную деятельность специальных уполномоченных органов государства [4, с. 104].
В этой связи следует согласиться с А.И. Баженовым в том, что важным для понимания механизма обеспечения единства правового пространства Российской Федерации является исследование его составных элементов [5, с. 267]. Значительную роль в механизме обеспечения единства правового пространства, как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации выполняет Конституционный Суд РФ, являясь его основным элементом, наряду с такими элементами этого механизма, как Президент, Федеральное Собрание, Правительство, органы прокуратуры и органы юстиции России, «специфической функцией которых является обеспечение верховенства Конституции в системе законов и иных нормативных правовых актов, ее прямого действия в регулировании общественных отношений на всей территории Российской Федерации» [6, с. 3].
Следует отметить, что согласно конституционным нормам судебное решение по юридической силе приравнивается к федеральному закону (ст. 25 Конституции Российской Федерации). Часть 1 ст. 19 Основного закона также ставит знак равенства между законом и судом. Кроме того, судебное решение принимается в соответствии с законом (ст. 120 Конституции Российской Федерации). Согласно Конституции Российской Федерации (часть 6 ст. 125) и Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (ст. 79) решения Конституционного Суда России по своей юридической силе и значимости занимают второе место после Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, а также из сущности конституционного принципа единства системы государственной власти (часть 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации), можно говорить и о единстве правовой системы Российской Федерации, которая без судебных актов просто невозможна [7, с. 56].
Согласно ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Конституционный Суд РФ занимает ведущее положение в российской судебной системе. Исходя из положений части 1 ст. 18 указанного ФКЗ Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Указанная норма дублируется и в положениях статьи 1 Федерального конституционного закона РФ от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" [8].
В юридической литературе судебный нор-моконтроль относят к судебным гарантиям единства правового пространства [9, с. 269]. Также существует точка зрения, согласно которой термин «конституционный контроль» тождествен понятию
«конституционный судебный контроль», поскольку конституционный контроль в Российской Федерации осуществляется Конституционным Судом, являющимся судебным органом [10]. По мнению С.Э. Несмеяновой, только судебный орган обладает независимостью и имеет возможность обеспечить соблюдение Конституции со стороны всех субъектов права, вследствие чего может выступать арбитром в споре о нарушении права как в правоприменительном, так и в правотворческом процессе. При этом она предлагает следующее определение конституционного судебного контроля: это - деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих судебную власть, направленную на обеспечение верховенства Конституции, предупреждение издания неконституционных нормативных актов, установление неконституционных законов, иных нормативных актов или действий и, в случае необходимости, применение толкования Конституции и законов [11, с. 28].
Рассмотрим деятельность Конституционного Суда Российской Федерации в сфере обеспечения единого правового пространства. Анализ практики Конституционного Суда России показывает его активную деятельность в этом направлении. Ежегодно Судом выносятся постановления по делам о конституционности нормативных актов и по делам о признании норм федеральных и региональных законов не соответствующими Конституции РФ.
В пределах осуществления полномочий по обеспечению единого правового пространства Конституционный Суд РФ, реализуя положения статьи 3 Федерального конституционного закона, в целях обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства разрешает дела о соответствии федеральной Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров нормативного содержания и не вступивших в силу международных договоров РФ.
Законодательно (статьей 84 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ) устанавливается круг субъектов, имеющих право привлекать данный элемент механизма обеспечения единства правового пространства: Президент России, обе палаты Федерального Собрания РФ, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, высшие судебные органы РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ имеют право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституци-
онности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.
Для определения места Конституционного Суда РФ в механизме обеспечения единства правового пространства важное значение имеют положения статьи 87 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ, устанавливающей юридическое значение итогового решения Конституционного Суда РФ по делу о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними. Согласно указанной статье [12] по результатам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативных правовых актов Конституционный Суд РФ принимает постановление о соответствии либо о несоответствии нормативных правовых актов федеральной Конституции, при этом в случае признания не соответствующими нормативных правовых актов субъекта РФ возникает основание для отмены (признании недействующим) такого нормативного правового акта в строго установленном законом порядке. В этом плане Конституционный Суд РФ обладает негативными законодательными полномочиями, так как положения, подвергнутые Конституционным Судом РФ рассмотрению и признанные им неконституционными, утрачивают силу.
Форма участия Конституционного Суда РФ в механизме обеспечения единства правового пространства выражается в следующем: по запросу субъектов, указанных в статье 84 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ, Конституционный Суд РФ исследует нормативный правовой акт либо его часть на соответствие федеральной Конституции, в результате рассмотрения выносится решение, согласно которому рассматриваемый нормативный правовой акт либо признается неконституционным и утрачивает силу, либо продолжает действовать без каких-либо юридических последствий.
В современной России механизм обеспечения единства правового пространства представляется уже не исключительно машинальным процессом выявления и устранения нормативных правовых актов, противоречащих либо в определенной степени не соответствующих федеральному законодательству, а процессом создания правовых условий предупреждения возникновения подобного несоответствия. В этом аспекте роль Конституционного Суда РФ весьма существенна, поскольку данный суд как орган конституционного контроля выполняет, по мнению В.Г. Анненковой, интегра-тивную функцию конституционного правосудия, которая выражается в поддержании целостности государства и механизме обеспечения единого правового и политического пространства страны[13].
Совершенствование механизма обеспечения единства правового пространства применительно к Конституционному Суду РФ может быть направлено на реализацию следующих аспектов:
- осуществление контроля исполняемости решений Конституционного Суда РФ о признании не соответствующими Конституции РФ нормативных правовых актов субъектов РФ либо их отдельных положений в части внесения в них соответствующих изменений в целях признания данных актов конституционными;
- дачу рекомендаций субъектам Федерации по отмене ими нормативных правовых актов, по которым Конституционным Судом РФ не принимались решения об их неконституционности, но являющихся, по сути, аналогичными тем, что признаны Конституционным Судом РФ неконституционными;
- применение правообеспечительных мер в том случае, если субъект РФ отказывается изменить нормативный правовой акт, признанный Конституционным Судом РФ неконституционным. В качестве таких правообеспечительных мер указывается, в том числе, и обращение в суд общей юрисдикции либо иные уполномоченные органы.
Литература
1. Сомов С.Д. К вопросу об обеспечении единства правового пространства России // Право и образование. 2001. № 2. С. 55-61.
2. Антонова В.П. Новая Конституция Российской Федерации и развитие законодательства // Государство и право. 1994. № 12. С. 140.
3. Салмина С. Г. К вопросу правового регулирования предметов ведения российской федерации и ее субъектов //Вестник Югорского государственного университета. 2009. Вып. 4 (15). С. 74-79.
4. Пирбудагова Д.Ш. Конституционная концепция обеспечения единого правового пространства // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 4. С.104.
5. Баженов А.И. Элементы механизма обеспечения единства правового пространства Российской Федерации // Право и общество. 2011. № 11 (033). С.267.
6. Евдокимов В.Б.О конституционной законности и единстве правового пространства в Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 3 (41).С. 3.
7. Сомов С.Д. Указ. соч. С. 55-61.
8. О Конституционном Суде Российской Федерации : федер. конституционный закон Рос. Федерации от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ : в ред. от 4 июня 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы "Консуль-тантПлюс".
9. Баженов А.И. Указ. соч. С. 269.
10. Кургузиков М.С. К вопросу о понятиях «конституционный контроль» и «конституционный надзор» // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. Февраль. № 1 (30).
11. Несмеянова С. Э. Конституционный судебный процесс в России. М. : РИОР: ИНФРА-М, 2012. С. 28. 204 с.
12. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конституционный закон Рос. Федерации от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ : в ред. от 3 ноября. 2010 г. № 7-ФКЗ. Доступ из справ.-правовой системы "Консультант Плюс".
13. Анненкова В.Г. Правовое пространство современной России: понятие, структура и механизм обеспечения единства // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4.
References
1. Somov S.D. K voprosu ob obespechenii edinstva pravovogo prostranstva Rossii // Pravo i obrazovanie. 2001. № 2. S. 55-61.
2. Antonova V.P. Novaya Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii i razvitie zakonodatel'stva // Gosudarstvo i pravo. 1994. № 12. S. 140.
3. Salmina S. G. K voprosu pravovogo regulirovaniya predmetov vedeniya rossiiskoi federatsii i ee sub"ektov // Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. Vyp. 4 (15). S. 74-79.
4. Pirbudagova D.Sh. Konstitutsionnaya kontseptsiya obespecheniya edinogo pravovogo prostranstva // Yuridicheskii vestnik DGU. 2013. № 4. S.104.
5. Bazhenov A.I. Elementy mekhanizma obespecheniya edinstva pravovogo prostranstva Rossiiskoi Federatsii // Pravo i obshchestvo. 2011. № 11 (033). S.267.
6. Evdokimov V.B. O konstitutsionnoi zakonnosti i edinstve pravovogo prostranstva v Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Akademii General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii. 2014. № 3 (41).S. 3.
7. Somov S.D. Ukaz. soch. S. 55-61.
8. O Konstitutsionnom Sude Rossiiskoi Federatsii : feder. konstitutsionnyi zakon Ros. Federatsii ot 21 iyulya 1994 g. № 1-FKZ : v red. ot 4 iyunya 2014 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy "Konsul'tantPlyus".
9. Bazhenov A.I. Ukaz. soch. S. 269.
10. Kurguzikov M.S. K voprosu o ponyatiyakh «konstitutsionnyi kontrol'» i «konstitutsionnyi nadzor» // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2015. Fevral'. № 1 (30).
11. Nesmeyanova S. E. Konstitutsionnyi sudebnyi protsess v Rossii. M. : RIOR: INFRA-M, 2012. S. 28.
204 s.
12. O Konstitutsionnom Sude Rossiiskoi Federatsii: feder. konstitutsionnyi zakon Ros. Federatsii ot 21 iyulya 1994 g. № 1-FKZ : v red. ot 3 noyabrya. 2010 g. № 7-FKZ. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy "Konsul'tant Plyus".
13. Annenkova V.G. Pravovoe prostranstvo sovremennoi Rossii: ponyatie, struktura i mekhanizm obespecheniya edinstva // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2005. № 4.
Поступила в редакцию 6 мая 2015 г.
Received 6 May, 2015