Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА'

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
461
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ЕДИНСТВО ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА / КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Верещак Светлана Борисовна, Абрамова Людмила Алексеевна

В статье рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся сущности, содержания и ключевых характеристик понятия «правовое пространство», которые находятся в актуальной научной повестке в контексте современных задач обеспечения конституционной законности, развития российского законодательства, укрепления территориальной целостности, суверенитета, национальной безопасности российского государства. Актуальность темы также обусловлена отсутствием законодательного закрепления определения понятия «правовое пространство». Термин «правовое пространство» достаточно активно используется в языке нормативных правовых актов уже более 20 лет, обозначая в том числе и одно из ключевых направлений государственно-управленческой деятельности органов юстиции. Все это обуславливает необходимость проведения научных изысканий в этой области. Цель исследования - на основе анализа различных научных подходов, нормативных правовых актов раскрыть понятие «правовое пространство», его признаки и структуру, сформулировать и предложить возможное определение данного термина. Цели и задачи исследования определили его методологическую основу, которую составили общенаучные, частнонаучные и частноправовые методы исследования: диалектический подход, системный, логический методы, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие методы научного познания. Авторы полагают, что правовое пространство является самостоятельной и универсальной правовой категорией, которая отражает обусловленное Конституцией Российской Федерации состояние соотносимости, согласованности, соподчиненности правовых норм, исходя из их юридической силы и с учетом федеративной структуры российского государства, действующих в пределах его территории, обеспечивающих укрепление конституционной законности, суверенитет и целостность государства, верховенство прав и свобод человека и гражданина, упорядоченность и качество правового регулирования на различных уровнях. Раскрывая структуру выделены такие ее элементы, как нормативный элемент, формируемый системой правовых норм, выраженных в их источниках; субъектный элемент, представленный участниками, действующими в рамках правового пространства; идеологический элемент, включающий ключевые конституционные принципы правового пространства (верховенство Конституции, федеральных законов, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, федерализм, суверенитет и территориальную целостность государства и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT, CHARACTERISTICS AND STRUCTURE OF THE LEGAL SPACE

The article deals with theoretical issues concerning the essence, content and key characteristics of the concept of "legal space", which are on the current scientific agenda in the context of modern tasks of ensuring constitutional legality, the development of Russian legislation, strengthening territorial integrity, sovereignty, national security of the Russian state. The relevance of the topic is also due to the lack of legislative consolidation of the definition of the concept of "legal space". The term "legal space" has been quite actively used in the language of regulatory legal acts for more than 20 years, including designating one of the key areas of public administration activities of justice bodies. All this makes it necessary to conduct scientific research in this area. The purpose of the study is to reveal the concept of "legal space", its features and structure, formulate and propose a possible definition of this term based on the analysis of various scientific approaches, normative legal acts. The goals and objectives of the research determined its methodological basis, which was made up of general scientific, private scientific and private legal research methods: dialectical approach, systematic, logical methods, formal legal, comparative legal and other methods of scientific cognition. The authors believe that the legal space is an independent and universal legal category that reflects the state of consistency, correlation and subordination of legal norms stipulated by the Constitution of the Russian Federation, based on their legal force and taking into account the federal structure of the Russian state operating within its territory, ensuring the strengthening of constitutional legality, sovereignty and integrity of the state, the rule of rights and the freedoms of man and citizen, the order and quality of legal regulation at various levels. Revealing the structure, its elements are highlighted as a normative element formed by a system of legal norms expressed in their sources; a subjective element represented by participants acting within the legal space; an ideological element including key constitutional principles of the legal space ((the principle of the supremacy of the Constitution and federal laws, recognition of a person, his rights and freedoms as the highest value, federalism, sovereignty and territorial integrity of the state, etc.).

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Б01: 10.47026/2499-9636-2022-3-40-46

УДК 34.0 ББК Х08

СБ. ВЕРЕЩАК, Л.А. АБРАМОВА

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА

Ключевые слова: правовое пространство, нормативные правовые акты, единство правового пространства, конституционная законность.

В статье рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся сущности, содержания и ключевых характеристик понятия «правовое пространство», которые находятся в актуальной научной повестке в контексте современных задач обеспечения конституционной законности, развития российского законодательства, укрепления территориальной целостности, суверенитета, национальной безопасности российского государства. Актуальность темы также обусловлена отсутствием законодательного закрепления определения понятия «правовое пространство». Термин «правовое пространство» достаточно активно используется в языке нормативных правовых актов уже более 20 лет, обозначая в том числе и одно из ключевых направлений государственно-управленческой деятельности органов юстиции. Все это обуславливает необходимость проведения научных изысканий в этой области.

Цель исследования - на основе анализа различных научных подходов, нормативных правовых актов раскрыть понятие «правовое пространство», его признаки и структуру, сформулировать и предложить возможное определение данного термина. Цели и задачи исследования определили его методологическую основу, которую составили общенаучные, частнонаучные и частноправовые методы исследования: диалектический подход, системный, логический методы, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие методы научного познания.

Авторы полагают, что правовое пространство является самостоятельной и универсальной правовой категорией, которая отражает обусловленное Конституцией Российской Федерации состояние соотносимости, согласованности, соподчиненно-сти правовых норм, исходя из их юридической силы и с учетом федеративной структуры российского государства, действующих в пределах его территории, обеспечивающих укрепление конституционной законности, суверенитет и целостность государства, верховенство прав и свобод человека и гражданина, упорядоченность и качество правового регулирования на различных уровнях. Раскрывая структуру выделены такие ее элементы, как нормативный элемент, формируемый системой правовых норм, выраженных в их источниках; субъектный элемент, представленный участниками, действующими в рамках правового пространства; идеологический элемент, включающий ключевые конституционные принципы правового пространства (верховенство Конституции, федеральных законов, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, федерализм, суверенитет и территориальную целостность государства и др.).

Термин «правовое пространство» достаточно активно используется в языке нормативных правовых актов1, между тем остается не в полной мере определенным вследствие отсутствия его законодательного определения, а также развернутой научной дискуссии относительно его сущности и содержания. Раскрытие данного понятия в равной степени важно как для развития его теоретических основ, так и для практики правового регулирования в России, повышения его качества и эффективности.

Обеспечение единства правового пространства определено одним из ключевых направлений государственно-управленческой деятельности органов юстиции с 1995 г.2 В настоящее время задачи в данной сфере усложняются. В 1990-х гг. они были обусловлены ролью органов юстиции в проведении правовой реформы, создании новой системы законодательства, формировании российской государственности, сохранении целостности России. В 2000-х гг. актуализируются задачи обеспечения верховенства Конституции РФ, укрепления конституционной законности, соблюдения в правотворческой деятельности субъектов РФ принципа федерализма, совершенствования федеративных отношений.

В числе наиболее распространённых нарушений были выявлены такие, как принятие субъектом Федерации акта в отсутствие правовых оснований по предметам ведения Российской Федерации, если это не предусмотрено федеральным законом, дублирование норм, содержащихся в федеральном акте, включение в акт положений, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам, неправильный выбор федерального акта как основы для принятия акта субъекта РФ, нарушение правил юридической техники и др. [6. С. 16].

Вхождение в 2014 г. в состав России новых субъектов Федерации Крыма и Севастополя поставили задачи формирования региональной базы в пределах нового для них российского законодательства, отличного от прежнего законодательства унитарного государства, и интегрирования в него в максимально короткие сроки.

Обеспечение единства правового пространства - сложная комплексная государственная деятельность, как отмечает В.Б. Евдокимов, не носящая характер временной кампании [5. С. 8]. Не ограничиваясь только реагированием на выявление противоречий регионального и федерального законодательства, современные задачи в этой области включают в себя достижение согласованности законодательства разных уровней с учетом специфики того или иного субъекта Российской

1 О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.08.2000 г. № 1486 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 33. Ст. 3356; О первоочередных мерах по активизации работы Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации: Приказ Минюста РФ от 10.06.2000 г. № 176 // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2000. № 7; Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерация: Фед. закон от 17.12.1999 г. № 211-ФЗ. Ст. 3 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 51. Ст. 6286; Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Фед. закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Ст. 74 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822 и др.

2 О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 03.06.1995 г. № 550 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 24. Ст. 2281.

Федерации, выявление и устранение коллизий, пробелов в правовом регулировании, восстановление конституционной законности, проведение мониторинга законодательства субъектов Федерации. В рамках такого мониторинга предусмотрено проведение повторной правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, что позволяет оперативно выявлять несоответствия в связи с изменением федерального законодательства и устранять пробелы.

Государственная регистрация уставов муниципальных образований и ведение органами юстиции соответствующих государственных реестров позволяют проводить проверку на соответствие Конституции РФ, федеральным законам также муниципальных актов, в частности уставов муниципальных образований.

В целях обеспечения управления правовым пространством на основе информационных технологий, согласно государственной программе Российской Федерации «Юстиция»1, предусмотрено создание единого государственного информационного ресурса оцифрованных нормативных правовых актов, включающего нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней в актуальном, структурированном виде.

В научной литературе, а также в некоторых нормативных правовых актах термины «правовая сфера» [9. С. 161], «система права», «система законодательства», «правовая система», «правовое поле» [1] используются как синонимы термина «правовое пространство».

И.Н. Барциц акцентирует внимание на то, что «термин «правовое пространство» не является синонимом иных категорий правоведения, ни в коей мере не подменяет их, это самостоятельная научная характеристика, позволяющая на основе современных достижений право- и обществоведения исследовать вопросы государственно-правовой действительности» [2].

Определение правового пространства через правовую сферу представляется неудачным, так как происходит смешение с иным правовым понятием «сфера правового регулирования», которое имеет самостоятельное вполне определенное содержание.

Правовое пространство как социальное явление не должно сводиться только к географическим пределам действия правовых норм, поскольку такое понимание сужает данное понятие до действия правовых норм в пространстве, не отражая специфики взаимосвязи правовых норм.

Термин «правовое поле» также характеризуется неопределённостью. По нашему мнению, в данном понятии прослеживается связь с какой-либо деятельностью, системой взаимодействия, самореализации. А. Ю. Гаврилова отмечает, что «правовое поле создает массу потенциальных... юридических возможностей, оформляет известное пространство социальной свободы и активности» [4. С. 20]. Таким образом, правовое поле можно было бы определить как урегулированную правовыми нормами область для осуществления субъектами права тех или иных видов деятельности, например, «действия субъекта в правовом поле», «осуществление предпринимательской деятельности в правовом поле»

1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 312 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2158.

и т.д. Действия вне правового поля могут быть квалифицированы как противоправные либо определяемые иными социальными регуляторами.

По мнению многих исследователей, данная категория требует научного анализа. Так, Д.Ш. Пирбудагова, С.М. Габиева, Х.В. Рамазанова отмечают, что «неопределенность и неоднозначность понимания термина "правовое пространство" порождают недооценку данного правового института в обеспечении государственной целостности и суверенитета современного Российского государства. Несмотря на то, что в правовой науке дефиниция "правовое пространство" является неологизмом, само явление существовало всегда параллельно с правом, поскольку невозможно воплощение права вне правового пространства как такового» [8].

По мнению И.Н. Барцица, «термин "правовое пространство" выступает как универсальная правовая категория, позволяющая анализировать вопросы соразмерности нормативных правовых актов, договорных механизмов в федеративных отношениях, исследовать общее и особенное, пределы и объемы действия правовых актов» [2].

Правовое пространство, по мнению Л.О. Мурашко, устанавливает препятствия излишней правовой регламентации: «Правовое пространство очерчивает те границы, в которых общественному прогрессу способствует такая система нормативного регулирования, как право. Верхняя граница при этом расположена в пределах отношений, которые вне досягаемости регулирования государством или обществом в целом и не могут быть подконтрольны по своей природе. Нижняя граница "заканчивается" отношениями, в регулировании которых государству нет необходимости» [7].

Присоединяясь к научной дискуссии, полагаем возможным предложить следующее определение: правовое пространство - это обусловленное Конституцией Российской Федерации состояние соотносимости, согласованности, соподчинен-ности правовых норм, исходя из их юридической силы и с учетом федеративной структуры российского государства, действующих в пределах его территории, обеспечивающих укрепление конституционной законности, суверенитет и целостность государства, верховенство прав и свобод человека и гражданина, упорядоченность и качество правового регулирования на различных уровнях.

На основе анализа научной литературы можно выделить признаки правового пространства:

1) правовое пространство - это часть социального пространства, форма организации общественных отношений;

2) принцип суверенитета государства, обеспечивающий безусловное действие норм права на территории государства;

3) территориальная ограниченность правового пространства;

4) внутреннее и внешнее единство правового пространства;

5) целостность и однородность правового пространства;

6) пределы правовой регламентации;

7) системно-структурный характер правового пространства;

8) преемственность при формировании и развитии правового пространства, заключающаяся в сохранении и использовании отдельных элементов предшествующего уровня развития права и государства;

9) неотвратимость юридической ответственности.

Рассматривая правовое пространство Российской Федерации как целостный государственно-правовой феномен, И.Н. Барциц выделяет в его структуре следующие уровни:

- правовое пространство Российской Федерации как единого федеративного государства;

- правовое пространство региона (полагаем, возможно выделить и правовое пространство федерального округа);

- правовое пространство субъекта Российской Федерации.

Выделение в структуре правового пространства уровня муниципального

образования является спорным и поддерживается немногими исследователями, в частности, А.И. Бобылев отмечает, что «появились новые подходы к определению системы законодательства... в федеративном государстве система законодательства является двухуровневой: федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации. Однако данное построение системы законодательства выражает лишь государственную основу. значительный массив законодательства исходит от местного самоуправления» [3. С. 26].

Анализ направлений деятельности органов юстиции (государственная регистрация уставов муниципальных образований, ведение государственных реестров таких уставов, проверка их на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам) также подтверждает возможность выделения в структуре правового пространства уровня муниципального образования.

Структуру правового пространства также необходимо рассматривать с учетом иерархии нормативных правовых актов:

1) федеральных органов государственной власти;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) муниципальных.

Полагаем, что структура правового пространства также может быть представлена совокупностью следующих ее структурных элементов:

1) нормативный элемент, формируемый системой правовых норм, выраженных в их источниках;

2) субъектный элемент, представленный участниками, действующими в рамках правового пространства;

3) идеологический элемент, включающий ключевые конституционные принципы правового пространства (верховенства Конституции, федеральных законов, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, федерализма, суверенитета и территориальной целостности государства и др.)

В заключение необходимо отметить, что вопросы сущности, содержания понятия «правовое пространство», поиск наиболее точного его определения приобретают особую значимость в современных условиях и задач обеспечения конституционной законности, развития российского законодательства, укрепления территориальной целостности и суверенитета, национальной безопасности российского государства. Законодательное закрепление определения термина «правовое пространство» внесет в эту область знания и значимой практической деятельности большую определенность, точность, будет способствовать развитию и повышению эффективности правового института обеспечения единства правового пространства в Российской Федерации.

Литература

1. Аксаков В. О некоторых вопросах совершенствования законотворческой деятельности в Московской области [Электронный ресурс] // Вестник Совета Федерации. 2006. № 4-5. С. 76-83. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d44f24339eaa1d3189.pdf

2. Барциц И.Н. Правовое пространство России: понятие, ресурсы, признаки // Полит. наука. 2003. № 3. С. 40-62.

3. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства [Электронный ресурс] // Государство и право. 1998. № 2. С. 22-27. URL: https://tigp.word-press.com/2011/04/11/современное-толкование-системы -прав.

4. ГавриловаА.Ю. Понятия «смысловое поле права», «правовое поле», «правовая жизнь»: проблемы соотношения // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 4. C. 16-20.

5. Евдокимов В.Б. О конституционной законности и единстве правового пространства в Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 3(41). С. 3-8.

6. Зуева А.П. О деятельности Минюста России в сфере обеспечения единства правового пространства // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2018. № 4-5. С. 13-17.

7. Мурашко Л.О. Правовое пространство: проблемы определения [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/32949/1/022.pdf.

8. Пирбудагова Д.Ш., Габиева С.М., Рамазанова Х.В. Обеспечение единства правового пространства в условиях федеративной организации Российского государства. М., 2017. 116 с. [Электронный ресурс]. URL: http://eor.dgu.ru/lectures_fПирбудагова%20ДШ%20Габиева%20-СМ%20Рамазанова%20ХВ/ПирбудаговаДШГабиеваСМРамазановаХВ.Йт#_йп32.

9. Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2001. 776 с.

ВЕРЕЩАК СВЕТЛАНА БОРИСОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (veres_k@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9335-2501).

АБРАМОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социологии, философии и педагогики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (laabramova@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0201-4620).

Svetlana B. VERESHCHAK, Lyudmila A. ABRAMOVA

CONCEPT, CHARACTERISTICS AND STRUCTURE

OF THE LEGAL SPACE

Key words: legal space, normative legal acts, unity of legal space, constitutional legality.

The article deals with theoretical issues concerning the essence, content and key characteristics of the concept of "legal space", which are on the current scientific agenda in the context of modern tasks of ensuring constitutional legality, the development of Russian legislation, strengthening territorial integrity, sovereignty, national security of the Russian state. The relevance of the topic is also due to the lack of legislative consolidation of the definition of the concept of "legal space". The term "legal space" has been quite actively used in the language of regulatory legal acts for more than 20 years, including designating one of the key areas of public administration activities of justice bodies. All this makes it necessary to conduct scientific research in this area.

The purpose of the study is to reveal the concept of "legal space", its features and structure, formulate and propose a possible definition of this term based on the analysis of various scientific approaches, normative legal acts.

The goals and objectives of the research determined its methodological basis, which was made up of general scientific, private scientific and private legal research methods: dialectical approach, systematic, logical methods, formal legal, comparative legal and other methods of scientific cognition.

The authors believe that the legal space is an independent and universal legal category that reflects the state of consistency, correlation and subordination of legal norms stipulated by the Constitution of the Russian Federation, based on their legal force and taking into account the federal structure of the Russian state operating within its territory, ensuring the strengthening of constitutional legality, sovereignty and integrity of the state, the rule of rights and the freedoms of man and citizen, the order and quality of legal regulation at various levels. Revealing the structure, its elements are highlighted as a normative element formed by a system of legal norms expressed in their sources; a subjective element represented by participants acting within the legal space; an ideological element including key constitutional principles of the legal space ((the principle of the supremacy of the Constitution and federal laws, recognition of a person, his rights and freedoms as the highest value, federalism, sovereignty and territorial integrity of the state, etc.)

References

1. Aksakov V. O nekotoryh voprosah sovershenstvovaniya zakonotvorcheskoj deyatel'nosti v Moskovskoi oblasti [On some issues of improving legislative activity in the Moscow region]. Vestnik Soveta Federacii [Bulletin of the Federation Council], 2006, no. 4-5, pp. 76-83. Available at: http://council.gov.ru/media/files/41d44f24339eaa1d3189.pdf.

2. Bartsits I.N. Pravovoe prostranstvo Rossii: ponyatie, resursy, priznaki [Legal space of Russia: concept, resources, features]. Politicheskaya nauka, 2003, no. 3, pp. 40-62.

3. Bobylev A.I. Sovremennoe tolkovanie sistemy prava i sistemy zakonodatel'stva [Modern interpretation of the system of law and the system of legislation]. Gosudarstvo ipravo, 1998, no. 2, pp. 2227. Available at: https://tigp.wordpress.com/2011/04/11/coBpeMeHHoe-TCOTKOBaHHe-CHCTeMti-npaB.

4. Gavrilova A.Yu. Ponyatiya «smyslovoe pole prava», «pravovoe pole», «pravovaya zhizn'»: problemy sootnosheniya [The concepts of «semantic field of law», «legal field», «legal life»: correlation problems]. Pravovayapolitika ipravovaya zhizn', 2013, no. 4, pp. 16-20.

5. Evdokimov V.B. O konstitutsionnoi zakonnosti i edinstve pravovogo prostranstva v Rossiiskoi Federatsii [On the constitutional legality and unity of the legal space in the Russian Federation]. Vestnik Akademii General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii, 2014, no. 3(41), pp. 3-8.

6. Zueva A.P. O deyatel'nosti Minyusta Rossii v sfere obespecheniya edinstva pravovogo prostranstva [On the activities of the Ministry of Justice of Russia in the field of ensuring the unity of the legal space]. Vestnik Khabarovskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki iprava, 2018, no. 4-5, pp. 13-17.

7. Murashko L.O. Pravovoe prostranstvo: problemy opredeleniya [Legal space: problems of definition]. Available at: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/32949/1/022.pdf.

8. Pirbudagova D.Sh., Gabieva S.M., Ramazanova Kh.V. Obespechenie edinstva pravovogo prostranstva v usloviyakh federativnoi organizatsii Rossiiskogo gosudarstva. [Ensuring the Unity of the Legal Space in the Conditions of the Federal Organization of the Russian State]. Moscow, 2017. 116 p. Available at: http://eor.dgu.ru/lectares_fnHp6ygaroBa%20flm%20ra6HeBa%20CM%20-PaMa3aH0Ba%20XB/nHp6ygar0BaflmTa6HeBaCMPaMa3aH0BaXB.htm#_ftn32.

9. Matuzova N.I., Mal'ko A.V., eds. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Moscow, Yurist Publ., 2001, 776 p.

SVETLANA B. VERESHCHAK - Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Head of the Department of the Theory and History of State and Law, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (veres_k@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9335-2501).

LYUDMILA A. ABRAMOVA - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Sociology, Philosophy and Pedagogy, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (laabramova@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0201-4620).

Формат цитирования: Верещак С.Б., Абрамова Л.А. Понятие, признаки и структура правового пространства [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2022. - № 3. - С. 40-46. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2022/3/6. DOI: 10.47026/2499-9636-2022-3-40-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.