Научная статья на тему 'Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации: понятие и содержание'

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации: понятие и содержание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1875
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА / МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппов Александр Николаевич

В данной статье исследованы понятие и содержание конституционно-правового механизма обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, изучены факторы, влияющие на состояние правового пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional legal mechanism ensuring the unity of the legal space of the Russian Federation: the concept and content

In this article the concept and the maintenance of a constitutional legal mechanism of ensuring unity of legal space of the Russian Federation are investigated, the factors influencing a condition of legal space are studied.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации: понятие и содержание»

1.2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Филиппов Александр Николаевич, соискатель. Место учебы: Чебоксарский кооперативный институт. E-mail: filippov_NK@mail.ru

Аннотация: В данной статье исследованы понятие и содержание конституционно-правового механизма обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, изучены факторы, влияющие на состояние правового пространства.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, правовое пространство, механизм обеспечения правового пространства, мониторинг законодательства

Filippov Alexander Nikolaevich, competitor. Place of study: Cheboksary Cooperative Institute. E-mail: filip-pov_NK@mail.ru

Annotation: In this article the concept and the maintenance of a constitutional legal mechanism of ensuring unity of legal space of the Russian Federation are investigated, the factors influencing a condition of legal space are studied.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, legal space, mechanism of providing legal space, legislation monitoring

В современных условиях остро стоит задача формирования эффективного конституционно-правового механизма обеспечения единства правового пространства.

Данный механизм основан на следующих основополагающих принципах:

- закреплен в Конституции и других законодательных актах;

- сочетается государственными, организационными, идеологическими, финансовыми, управленческими мерами;

- направлен на обеспечение конституционной законности, государственного суверенитета, защиты прав и свобод человека и гражданина;

- обеспечивается органами государственной и должностными лицами, обладающими соответствующей компетенцией;

- содержит требования надлежащего обеспечения и предусматривает юридическую ответственность должностных лиц и государственных органов;

- постоянно совершенствуется с учетом достигнутых результатов в общественной, политической, экономических сферах, пополняется цивилизационными, прогрессивными принципами;

- учитывает зарубежный опыт, требования общепризнанных принципов и норм международного права.

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства содержит следующие элементы: конституционно-правовые нормы, организационные, идеологические и материально-технические меры, совокупность государственных органов. В этой

системе определенное место занимают принудительные средства.

Задачей конституционно-правового механизма обеспечения единства правового пространства является формирование устойчивой правовой системы, способствующей становлению российского правового государства и в конечном итоге, стабильному развитию Российской Федерации.

Механизм обеспечения единства правового пространства предусматривает достижение следующих целей:

- дальнейшее развитие правовых основ российской государственности;

- обеспечение соответствия законодательных актов Российской Федерации принципам и нормам международного права;

- достижение определенности, непротиворечивости и соответствующего качества нормативных правовых актов;

- обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- достижение согласованности внутри правовой системы.

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства России - это основанная на конституционных принципах система органов власти, государственных, организационных, правовых, материально-технических и иных мер, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующими законодательными актами, направленных на формирование качественной правовой системы, устранение противоречивости нормативных правовых актов и создание условий для правильного и единообразного применения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и иных нормативных правовых актов органами власти, должностными лицами и организациями.

Особенностью конституционно-правового механизма обеспечения единства правового пространства Российской Федерации является его сложная и многоуровневая структура. В частности, структуру этого механизма составляют органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и осуществляемые ими организационные, материально-технические и иные меры на соответствующем уровне в пределах закрепленных полномочий. В единстве они составляют взаимосвязанную эффективную систему, обеспечивающую стабильность законодательства.

Конституционный принцип единства правового пространства характеризует федеративное устройство Российской Федерации, особенности разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами, основу разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, единство правовой системы, равноправие субъектов Федерации, в итоге направлен на оптимизацию федеративных отношений, на обеспечение государственной целостности, конституционной законности и правопорядка.

Конституция Российской Федерации содержит модель (стандарты) нормативных правовых актов, определяет соотношение и уровень законов и иных нормативных правовых актов, их иерархию, верховенство федерального законодательства, издание законов по предметам ведения. Подробный анализ ее положений позволил автору выделить конкретные требования к правовым

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА

Филиппов А.Н.

актам, которые являются вполне определенными, ясными и достаточными для формирования соответствующего качества правовых актов и стабильной правовой системы. Они выражают суть российского государства как федеративного, правового, демократического, обязанностью которого являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

В конституционно-правовом механизме обеспечения единства правового пространства ключевое значение принадлежит конституционному принципу разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На основе проведенного конституционно-правового анализа договоров о разграничении выделены этапы договорного процесса, изучены особенности таких договоров. Отмечено, что в них имелись положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, закреплялся разный статус субъектов Российской Федерации, устанавливались привилегии для отдельных из них, в некоторых случаях носили декларативный характер. В то же время они сыграли стабилизирующую роль. Установлено, что по своему содержанию они носили организационно-политический характер. Одной из причин наметившейся в настоящее время тенденции прекращения договорного процесса, по мнению диссертанта, является строгая регламентация в Конституции Российской Федерации предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения, а предметы ведения субъектов Федерации закреплены расплывчато, неопределенно, что ограничивает правотворческие полномочия субъектов Федерации, в итоге оказывает влияние на качество принимаемых правовых актов. На различных исторических этапах роль и значение этих договоров меняется, с их помощью решаются различные задачи. Возобновление заключения внутри-федеративных договоров будет способствовать укреплению связей между Федерацией и ее субъектами, стабильности федеративных отношений, конкретизации правотворческих полномочий органов государственной власти, выступать устойчивым институтом обеспечения качества нормативных правовых актов и направлено на формирование единства правового пространства.

В обеспечении единства правоприменения значительное место отводится судам, которые вырабатывают практику применения соответствующей нормы права, влияют на процесс правотворчества. Единство судебного правоприменения связано с защитой прав и свобод человека и гражданина, повышением качества правосудия, что направлено на укрепление принципа законности и верховенства права, единства правового пространства и, в конечном итоге, на обеспечение равенства всех перед законом и судом.

В настоящее время повышается роль конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в обеспечении согласованности федерального и регионального законодательства, в эффективном решении конституционных задач, а также по защите Основных законов субъектов Российской Федерации. С учетом расширения правозащитных функций и востребованности регионального конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации появляется необходимость дальнейшего развития региональной конституционной юстиции и создания конституционных (уставных) судов во всех субъектах Российской Федерации, их отсутствие в значительном количестве субъектов Российской Федерации не способствует обеспечению в полной мере единства правового пространства России.

В целях обеспечения стабильности правовой системы и единства правового пространства вызывается необходимость создания в субъектах Российской Федерации института общественного контроля за состоянием регионального законодательства и правоприменения, с привлечением депутатов представительных органов различного уровня, общественных объединений, юридических сообществ, ученых-юристов, студентов юридических факультетов высших учебных заведений. Координацию по осуществлению общественного контроля необходимо возложить на органы юстиции субъектов Российской Федерации. В целях информирования населения, полученные результаты регулярно освещать в средствах массовой информации, проблемные вопросы обсуждать на конференциях и семинарах. Рассмотреть вопрос о внесении соответствующих дополнений в Положения об органах юстиции субъектов Российской Федерации. Для реализации этой задачи органам юстиции разработать соответствующие методические рекомендации.

На конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации оказывает влияние процесс формирования единого информационно-правового пространства и мониторинга правового пространства, совершенствования форм доступа граждан к правовой информации, повышения эффективности проведения мониторинга нормативных правовых актов, а также осуществление мер по своевременному выявлению и реагированию на пробелы и противоречия в законодательстве, достижению определенности правовых норм.

В механизме обеспечения единства правового пространства главенствующее место занимают нормы Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

На обеспечение единства правового пространства России направлен Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 22 октября 1999 г. с последующими изменениями.

Особая роль в обеспечении единства правового пространства отводится Министерству юстиции Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»1 Министерство юстиции России обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; обобщает практику применения законодательства Российской Федерации; участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации и др.

Определенную роль играет мониторинг правового пространства Российской Федерации.

В настоящее время действует огромное количество нормативных правовых актов. В связи с этим возникают проблемы разрозненности правовых систем разных уровней, эффективности нормативных правовых актов, степень урегулированности общественных отношений, возникают пробелы и коллизии в законодательстве. Все

1 Собрание законодательства Российской Федерации.

2004.№42. Ст. 4108.

это требует своевременного анализа действия нормативных правовых актов. Решению этой задачи способствует мониторинг законодательства. Содержание понятия этого явления недостаточно изучено.

Понятие мониторинга сформулировано в Положении «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. №657.

В нем отмечается, что мониторинг предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены): законодательных и иных нормативных правовых актов в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Европейского Суда по правам человека, реализации антикоррупционной политики и устранения коррупционных факторов, устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.2

По мнению Бачило И.Л. задачами мониторинга законов являются:

- создание механизма, который позволяет выявлять состояние системы действующего законодательства, включая отслеживание динамики каждого конкретного акта законодательства в его жизненном цикле (от принятия до отмены);

- установление индикаторов оценки адекватности закона условиям, которые вызвали его к жизни, и задачам регулирования конкретных социальных отношений;

- получение экспертной оценки эффективности закона, определенных направлений законодательства, а в итоге - оценка эффективности всей системы законодательства и правовой работы органов государственной власти в целом по итогам мониторинга на определенный момент.3

Мониторинг проводится в соответствии с планом и согласно методике его осуществления.

В современной правовой науке достаточно широко разработаны принципы, формы, виды, стадии мониторинга, а также методы и механизмы мониторинга. Отмечают мониторинг правового пространства, правого поля, правоприменительной практики, законодательства, законов, нормативных правовых актов и др. В этой системе наиболее выделяется мониторинг правового пространства как целенаправленная деятельность государственных органов по анализу качественного состояния нормативных правовых актов, правоприменительной практики и по его результатам осуществления государственных мер по совершенствованию правового регулирования общественных отношений. При этом на первый план выходят функции государства по постоянному наблюдению за состоянием правового пространства на всей территории и его оценки.

В условиях социальной и политической перестройки, формирования рыночной экономики особую остроту приобретают проблемы формирования информационно-правового пространства России.

Правовую основу формирования правовой информатизации составляют:

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011 №657 ст. 2930.

3 Бачило И.Л. Мониторинг правовой системы - путь к укреплению правового государства // Вестник Совета Федерации: Мониторинг права №4-5.-С.14

1) Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. №966 «О Концепции правовой информатизации России»4;

2)Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1993 г. №2293 «Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых государств»5;

3) Указ Президента Российской Федерации от 04 августа 1995 г. «О Президентских программах по правовой информатизации»6;

4) Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» и др.

В соответствии с Концепцией правовой информатизации России под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. 7

Формирование единства правового пространства предполагает эффективное и одинаковое действие законов на всей территории Российской Федерации относительно всех субъектов правоотношений. Выборочное действие законов не способствует укреплению законности и правопорядка. При этом важно формирование механизма, обеспечивающего единообразное применение законов.

Механизм обеспечения единства правового пространства требует постоянного совершенствования и дополнения его новым содержанием по мере поступательного развития государства.

на тему: «Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации:

Рецензируемая научная статья Филиппова А.Н. является самостоятельным исследованием актуальной темы.

Настоящая статья представляет собой системный, последовательный, сравнительно-правовой анализ действующего законодательства и большого объема научной литературы, в том числе и периодических изданий, затрагивающих рассматриваемую автором тему.

Статья отличается самостоятельным авторским подходом к формированию основных положений, выводов и рекомендаций.

В статье исследованы понятие и содержание конституционно-правового механизма обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, изучены факторы, влияющие на состояние правового

Результаты исследования вопроса обеспечения единства правового пространства Российской Федерации на современном этапе представляет собой новизну, могут быть использованы в учебном процессе и практической

4 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №27. Ст. 2521

5 Там же. 1994. №21. Ст. 19

6 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №32. Ст. 3289

7 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №27. Ст. 2521

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.