Научная статья на тему 'Пути обеспечения единства правового пространства Российской Федерации'

Пути обеспечения единства правового пространства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1817
146
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое пространство / верховенство Конституции Российской Федерации / механизм обеспечения единства правового пространства / legal space / rule of the Constitution of the Russian Federation / mechanism of ensuring unity of legal space

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппов Александр Николаевич

На основе исследования нормативных правовых актов сформулированы пути обеспечения единства правового пространства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF ENSURING UNITY OF LEGAL SPACE RUSSIAN FEDERATION

On the basis of research of normative legal acts formulated ways of ensuring of unity of legal space of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Пути обеспечения единства правового пространства Российской Федерации»

4. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

4.1. ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиппов Александр Николаевич, аспирант Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации

filippov_NK@mail.ru

Аннотация: На основе исследования нормативных правовых актов сформулированы пути обеспечения единства правового пространства Российской Федерации

Ключевые слова: правовое пространство,

верховенство Конституции Российской Федерации, механизм обеспечения единства правового пространства

WAYS OF ENSURING UNITY OF LEGAL SPACE RUSSIAN FEDERATION

Filippov A.N., post-graduate

filippov_NK@mail.ru

Annotation: On the basis of research of normative legal acts formulated ways of ensuring of unity of legal space of the Russian Federation

Keywords: legal space, rule of the Constitution of the Russian Federation, mechanism of ensuring unity of legal space

В условиях глобальных перемен в обществе повышается регулирующее действие

законодательства, поскольку процессы формирования правового государства требуют детальной правовой регламентации многих сторон жизни.

Пункт 2 статьи 4 Основного закона устанавливает, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

«Принцип верховенства закона означает главенство законодательных актов и, в первую очередь,

Конституции, среди всех других нормативных

1

правовых актов и актов применения права» .

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями предусматривает механизм обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

Конституция Российской Федерации в качестве первоочередной цели закрепляет требование формирования правового государства, что предполагает верховенство права во всех сферах жизни. Она устанавливает требования к нормативным правовым актам, закрепляет их иерархию, иными

1 Васильев А.В. Теория права и государства: учебник. Изд. 3-е доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - С. 221.

словами формирует каркас всей правовой системы и баланс нормативных правовых актов. Конституция содержит основные требования к процессу подготовки и принятию нормативных правовых актов различными федеральными органами государственной власти, а также порядок принятия нормативных правовых актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2002 г. №1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»2 установлено, что в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов в Российской Федерации, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, необходимо создать федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. №6573 утверждено Положение «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов». В соответствии с ним регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных

правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных правовых актах органами

государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и

организациями.

В структуре механизма обеспечения единства правового пространства особо следуют отметить меры материально-технического характера, они являются определяющим фактором формирования единства правового пространства, составляющие основные условия действия законов.

В указанном механизме следует выделить

федеральный, региональный и местный компоненты (составляющие).

В федеральный компонент входят меры, осуществляемые федеральным центром на всей территории государства. Они осуществляются Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием-Парламентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, другими

федеральными органами государственной власти, институтами гражданского общества и они

отличаются масштабностью и имеют стратегический характер.

Достаточно крупные организационные и правовые меры осуществляются на региональном уровне. Особо

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №33. ст. 3356.

3 Собрание законодательства Российской Федерации 2008. №38. ст. 4301.

Филиппов А.Н.

ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

следует выделить мероприятия, проводимые в субъектах Российской Федерации по привидению регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством.

Местный компонент охватывает основную сферу правоприменения, непосредственно касающуюся населения. Муниципальные нормативные правовые акты регулируют важные сферы жизнедеятельности, поэтому они должные издаваться в строгом соответствии с Конституцией и федеральным законодательством. В то же время они должны учитывать местные особенности.

Конституция Российской Федерации

предусматривает специальный механизм

формирования и функционирования единства правового пространства. Данный конституционный принцип содержит требования к государственным органам и должностным лицам по обеспечению верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также меры их ответственности.

Кроме того, Конституция Российской Федерации устанавливает определенные параметры правового пространства, выделяет его вполне понятные очертания.

С единством правового пространства связана безопасность и целостность Российской Федерации и решение конституционных задач по защите прав и свобод граждан.

Таким образом, принцип единства правового пространства сформулирован и закреплен в Конституции Российской Федерации. Это конституционное положение является незыблемым и усилия государственных органов должны быть направлены на его обеспечение.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства России - это основанная на конституционных принципах система органов власти, государственных, организационных, правовых, материально-технических и иных мер, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующими законодательными актами, направленных на формирование качественной правовой системы, устранение противоречивости нормативных правовых актов и создание условий для правильного и единообразного применения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и иных нормативных правовых актов органами власти, должностными лицами и организациями.

По нашему мнению, особенностью конституционноправового механизма обеспечения единства правового пространства Российской Федерации является его сложная и многоуровневая структура. В частности, структуру этого механизма составляют органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и осуществляемые ими организационные, материально-технические и иные меры на соответствующем уровне в пределах закрепленных полномочий. В единстве они составляют взаимосвязанную эффективную систему,

обеспечивающую стабильность законодательства.

Следует отметить, что конституционный принцип единства правового пространства характеризует федеративное устройство Российской Федерации, особенности разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами, основу разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, единство правовой системы, равноправие субъектов Федерации, в итоге направлен на оптимизацию федеративных отношений, на обеспечение государственной целостности, конституционной законности и правопорядка.

Кроме того, Конституция Российской Федерации содержит модель (стандарты) нормативных правовых актов, определяет соотношение и уровень законов и иных нормативных правовых актов, их иерархию, верховенство федерального законодательства, издание законов по предметам ведения. Подробный анализ ее положений позволяет выделить конкретные требования к правовым актам, которые являются вполне определенными, ясными и достаточными для формирования соответствующего качества правовых актов и стабильной правовой системы. Они выражают суть российского государства как федеративного, правового, демократического, обязанностью которого являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Ключевое значение в конституционно-правовом механизме обеспечения единства правового

пространства отводится конституционному принципу разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Конституционноправовой анализ договоров о разграничении позволяет выделить этапы договорного процесса,

изучить особенности таких договоров. Следует отметить, что в них имелись положения,

противоречащие Конституции Российской Федерации, закреплялся разный статус субъектов Российской

Федерации, устанавливались привилегии для отдельных из них, в некоторых случаях носили декларативный характер. В то же время они сыграли стабилизирующую роль. По своему содержанию они носили организационно-политический характер. Одной из причин наметившейся в настоящее время

тенденции прекращения договорного процесса, по нашему мнению, является строгая регламентация в Конституции Российской Федерации предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения, а предметы ведения субъектов Федерации закреплены расплывчато, неопределенно, что ограничивает правотворческие полномочия субъектов Федерации, в итоге оказывает влияние на качество принимаемых правовых актов. На различных исторических этапах роль и значение этих договоров меняется, с их помощью решаются различные задачи. Возобновление заключения внутрифедеративных договоров будет способствовать укреплению связей между Федерацией и ее субъектами, стабильности федеративных отношений, конкретизации

правотворческих полномочий органов государственной власти, выступать устойчивым институтом обеспечения качества нормативных правовых актов и

направлено на формирование единства правового пространства.

Значительное место в механизме обеспечения единства правоприменения принадлежит судам, которые вырабатывают практику применения соответствующей нормы права, влияют на процесс правотворчества. Единство судебного

правоприменения связано с защитой прав и свобод человека и гражданина, повышением качества правосудия, что направлено на укрепление принципа законности и верховенства права, единства правового пространства и, в конечном итоге, на обеспечение равенства всех перед законом и судом.

Повышается роль конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в обеспечении согласованности федерального и регионального законодательства, в эффективном решении конституционных задач, а также по защите Основных законов субъектов Российской Федерации. С учетом расширения правозащитных функций и востребованности регионального конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации появляется необходимость дальнейшего развития региональной конституционной юстиции и создания конституционных (уставных) судов во всех субъектах Российской Федерации, их отсутствие в значительном количестве субъектов Российской Федерации не способствует обеспечению в полной мере единства правового пространства России.

При решении задачи обеспечения стабильности правовой системы и единства правового пространства вызывается необходимость создания в субъектах Российской Федерации института общественного контроля за состоянием регионального законодательства и правоприменения, с привлечением депутатов представительных органов различного уровня, общественных объединений, юридических сообществ, ученых-юристов, студентов юридических факультетов высших учебных заведений. Координацию по осуществлению общественного контроля необходимо возложить на органы юстиции субъектов Российской Федерации. В целях информирования населения, полученные результаты регулярно освещать в средствах массовой информации, проблемные вопросы обсуждать конференциях и семинарах. Рассмотреть вопрос о внесении соответствующих дополнений в Положения об органах юстиции субъектов Российской Федерации. Для реализации этой задачи органам юстиции разработать соответствующие методические рекомендации.

Процесс формирования единого информационноправового пространства и мониторинга правового пространства, совершенствования форм доступа граждан к правовой информации, повышения эффективности проведения мониторинга нормативных правовых актов, а также осуществление мер по своевременному выявлению и реагированию на пробелы и противоречия в законодательстве, достижения определенности правовых норм, в конечном итоге, оказывает влияние на конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации.

Список литературы:

1. Васильев А.В. Теория права и государства: учебник. Изд. 3-е доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - С. 221.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №33. ст. 3356.

3. Собрание законодательства Российской Федерации 2008. №38. ст. 4301.

Reference list:

1. Vasilyev A.V. Right and state theory: textbook. Prod. the 3rd additional and reslave. - M: RAGS publishing house, 2003. -Page 221.

2. Russian Federation Code. 2000 . No. 33. Art. 3356.

3. Russian Federation Code 2008. No. 38. Art. 4301.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью Филиппова А.Н. на тему: «Пути обеспечения единства правового пространства Российской Федерации»

Представленная научная статья Филиппова А.Н. выполнена на актуальную тему.

Она представляет собой глубокий, самостоятельный, подробный анализ действующих нормативных правовых актов и большого количества научных источников по поднятой теме. Автором сформулированы выводы и рекомендации, которые представляют научно-практический интерес.

В статье разработано и раскрыто понятие и структурные элементы конституционно-правового механизма обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, а также пути их совершенствования.

Автор правильно отмечает, что для обеспечения единства правового пространства потребуются усилия организационного, материально-технического и иного характера, взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Работу отличает научная новизна. Поднятые в статье проблемы представляют научный интерес, а полученные выводы могут быть использованы в совершенствовании законодательства.

Доцент Чебоксарского кооперативного института Российского университета

кооперации, к.ю.н. Карлина Т.Д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.