4. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
4.1. ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиппов Александр Николаевич, аспирант Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации
filippov_NK@mail.ru
Аннотация: На основе исследования нормативных правовых актов сформулированы пути обеспечения единства правового пространства Российской Федерации
Ключевые слова: правовое пространство,
верховенство Конституции Российской Федерации, механизм обеспечения единства правового пространства
WAYS OF ENSURING UNITY OF LEGAL SPACE RUSSIAN FEDERATION
Filippov A.N., post-graduate
filippov_NK@mail.ru
Annotation: On the basis of research of normative legal acts formulated ways of ensuring of unity of legal space of the Russian Federation
Keywords: legal space, rule of the Constitution of the Russian Federation, mechanism of ensuring unity of legal space
В условиях глобальных перемен в обществе повышается регулирующее действие
законодательства, поскольку процессы формирования правового государства требуют детальной правовой регламентации многих сторон жизни.
Пункт 2 статьи 4 Основного закона устанавливает, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
«Принцип верховенства закона означает главенство законодательных актов и, в первую очередь,
Конституции, среди всех других нормативных
1
правовых актов и актов применения права» .
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями предусматривает механизм обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.
Конституция Российской Федерации в качестве первоочередной цели закрепляет требование формирования правового государства, что предполагает верховенство права во всех сферах жизни. Она устанавливает требования к нормативным правовым актам, закрепляет их иерархию, иными
1 Васильев А.В. Теория права и государства: учебник. Изд. 3-е доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - С. 221.
словами формирует каркас всей правовой системы и баланс нормативных правовых актов. Конституция содержит основные требования к процессу подготовки и принятию нормативных правовых актов различными федеральными органами государственной власти, а также порядок принятия нормативных правовых актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2002 г. №1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»2 установлено, что в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов в Российской Федерации, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, необходимо создать федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. №6573 утверждено Положение «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов». В соответствии с ним регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных
правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных правовых актах органами
государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и
организациями.
В структуре механизма обеспечения единства правового пространства особо следуют отметить меры материально-технического характера, они являются определяющим фактором формирования единства правового пространства, составляющие основные условия действия законов.
В указанном механизме следует выделить
федеральный, региональный и местный компоненты (составляющие).
В федеральный компонент входят меры, осуществляемые федеральным центром на всей территории государства. Они осуществляются Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием-Парламентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, другими
федеральными органами государственной власти, институтами гражданского общества и они
отличаются масштабностью и имеют стратегический характер.
Достаточно крупные организационные и правовые меры осуществляются на региональном уровне. Особо
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №33. ст. 3356.
3 Собрание законодательства Российской Федерации 2008. №38. ст. 4301.
Филиппов А.Н.
ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
следует выделить мероприятия, проводимые в субъектах Российской Федерации по привидению регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством.
Местный компонент охватывает основную сферу правоприменения, непосредственно касающуюся населения. Муниципальные нормативные правовые акты регулируют важные сферы жизнедеятельности, поэтому они должные издаваться в строгом соответствии с Конституцией и федеральным законодательством. В то же время они должны учитывать местные особенности.
Конституция Российской Федерации
предусматривает специальный механизм
формирования и функционирования единства правового пространства. Данный конституционный принцип содержит требования к государственным органам и должностным лицам по обеспечению верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также меры их ответственности.
Кроме того, Конституция Российской Федерации устанавливает определенные параметры правового пространства, выделяет его вполне понятные очертания.
С единством правового пространства связана безопасность и целостность Российской Федерации и решение конституционных задач по защите прав и свобод граждан.
Таким образом, принцип единства правового пространства сформулирован и закреплен в Конституции Российской Федерации. Это конституционное положение является незыблемым и усилия государственных органов должны быть направлены на его обеспечение.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства России - это основанная на конституционных принципах система органов власти, государственных, организационных, правовых, материально-технических и иных мер, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующими законодательными актами, направленных на формирование качественной правовой системы, устранение противоречивости нормативных правовых актов и создание условий для правильного и единообразного применения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и иных нормативных правовых актов органами власти, должностными лицами и организациями.
По нашему мнению, особенностью конституционноправового механизма обеспечения единства правового пространства Российской Федерации является его сложная и многоуровневая структура. В частности, структуру этого механизма составляют органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и осуществляемые ими организационные, материально-технические и иные меры на соответствующем уровне в пределах закрепленных полномочий. В единстве они составляют взаимосвязанную эффективную систему,
обеспечивающую стабильность законодательства.
Следует отметить, что конституционный принцип единства правового пространства характеризует федеративное устройство Российской Федерации, особенности разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами, основу разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, единство правовой системы, равноправие субъектов Федерации, в итоге направлен на оптимизацию федеративных отношений, на обеспечение государственной целостности, конституционной законности и правопорядка.
Кроме того, Конституция Российской Федерации содержит модель (стандарты) нормативных правовых актов, определяет соотношение и уровень законов и иных нормативных правовых актов, их иерархию, верховенство федерального законодательства, издание законов по предметам ведения. Подробный анализ ее положений позволяет выделить конкретные требования к правовым актам, которые являются вполне определенными, ясными и достаточными для формирования соответствующего качества правовых актов и стабильной правовой системы. Они выражают суть российского государства как федеративного, правового, демократического, обязанностью которого являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Ключевое значение в конституционно-правовом механизме обеспечения единства правового
пространства отводится конституционному принципу разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Конституционноправовой анализ договоров о разграничении позволяет выделить этапы договорного процесса,
изучить особенности таких договоров. Следует отметить, что в них имелись положения,
противоречащие Конституции Российской Федерации, закреплялся разный статус субъектов Российской
Федерации, устанавливались привилегии для отдельных из них, в некоторых случаях носили декларативный характер. В то же время они сыграли стабилизирующую роль. По своему содержанию они носили организационно-политический характер. Одной из причин наметившейся в настоящее время
тенденции прекращения договорного процесса, по нашему мнению, является строгая регламентация в Конституции Российской Федерации предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения, а предметы ведения субъектов Федерации закреплены расплывчато, неопределенно, что ограничивает правотворческие полномочия субъектов Федерации, в итоге оказывает влияние на качество принимаемых правовых актов. На различных исторических этапах роль и значение этих договоров меняется, с их помощью решаются различные задачи. Возобновление заключения внутрифедеративных договоров будет способствовать укреплению связей между Федерацией и ее субъектами, стабильности федеративных отношений, конкретизации
правотворческих полномочий органов государственной власти, выступать устойчивым институтом обеспечения качества нормативных правовых актов и
направлено на формирование единства правового пространства.
Значительное место в механизме обеспечения единства правоприменения принадлежит судам, которые вырабатывают практику применения соответствующей нормы права, влияют на процесс правотворчества. Единство судебного
правоприменения связано с защитой прав и свобод человека и гражданина, повышением качества правосудия, что направлено на укрепление принципа законности и верховенства права, единства правового пространства и, в конечном итоге, на обеспечение равенства всех перед законом и судом.
Повышается роль конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в обеспечении согласованности федерального и регионального законодательства, в эффективном решении конституционных задач, а также по защите Основных законов субъектов Российской Федерации. С учетом расширения правозащитных функций и востребованности регионального конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации появляется необходимость дальнейшего развития региональной конституционной юстиции и создания конституционных (уставных) судов во всех субъектах Российской Федерации, их отсутствие в значительном количестве субъектов Российской Федерации не способствует обеспечению в полной мере единства правового пространства России.
При решении задачи обеспечения стабильности правовой системы и единства правового пространства вызывается необходимость создания в субъектах Российской Федерации института общественного контроля за состоянием регионального законодательства и правоприменения, с привлечением депутатов представительных органов различного уровня, общественных объединений, юридических сообществ, ученых-юристов, студентов юридических факультетов высших учебных заведений. Координацию по осуществлению общественного контроля необходимо возложить на органы юстиции субъектов Российской Федерации. В целях информирования населения, полученные результаты регулярно освещать в средствах массовой информации, проблемные вопросы обсуждать конференциях и семинарах. Рассмотреть вопрос о внесении соответствующих дополнений в Положения об органах юстиции субъектов Российской Федерации. Для реализации этой задачи органам юстиции разработать соответствующие методические рекомендации.
Процесс формирования единого информационноправового пространства и мониторинга правового пространства, совершенствования форм доступа граждан к правовой информации, повышения эффективности проведения мониторинга нормативных правовых актов, а также осуществление мер по своевременному выявлению и реагированию на пробелы и противоречия в законодательстве, достижения определенности правовых норм, в конечном итоге, оказывает влияние на конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации.
Список литературы:
1. Васильев А.В. Теория права и государства: учебник. Изд. 3-е доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - С. 221.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №33. ст. 3356.
3. Собрание законодательства Российской Федерации 2008. №38. ст. 4301.
Reference list:
1. Vasilyev A.V. Right and state theory: textbook. Prod. the 3rd additional and reslave. - M: RAGS publishing house, 2003. -Page 221.
2. Russian Federation Code. 2000 . No. 33. Art. 3356.
3. Russian Federation Code 2008. No. 38. Art. 4301.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью Филиппова А.Н. на тему: «Пути обеспечения единства правового пространства Российской Федерации»
Представленная научная статья Филиппова А.Н. выполнена на актуальную тему.
Она представляет собой глубокий, самостоятельный, подробный анализ действующих нормативных правовых актов и большого количества научных источников по поднятой теме. Автором сформулированы выводы и рекомендации, которые представляют научно-практический интерес.
В статье разработано и раскрыто понятие и структурные элементы конституционно-правового механизма обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, а также пути их совершенствования.
Автор правильно отмечает, что для обеспечения единства правового пространства потребуются усилия организационного, материально-технического и иного характера, взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Работу отличает научная новизна. Поднятые в статье проблемы представляют научный интерес, а полученные выводы могут быть использованы в совершенствовании законодательства.
Доцент Чебоксарского кооперативного института Российского университета
кооперации, к.ю.н. Карлина Т.Д.