Научная статья на тему 'Конституция Российской Федерации: политико-правовые дефиниции Преамбулы Основного Закона'

Конституция Российской Федерации: политико-правовые дефиниции Преамбулы Основного Закона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституция / публичная политика / власть / государство / право / закон / Российская Федерация / современная Россия / органы власти / политический институт / правовое положение / constitution / public policy / power / state / law / legislation / Russian Federation / modern Russia / authorities / political institution / legal status

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Н.В., Ращибина Ю.М.

В данной статье анализируется политико-правовой статус Преамбулы Конституции Российской Федерации, а также ее роль в тексте Основного Закона в процессе развития общественных отношений и института конституционализма. Рассматриваются теоретические политико-правовые аспекты функционирования Конституции как механизма регулирования властных отношений в современном российском государстве. Авторы также обращаются к истории становления современной российской Конституции как отдельного правового института в публичной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitution of the Russian Federation: political and legal definitions of the preamble to the Basic Law

This article analyses the political and legal status of the Preamble of the Russian Constitution. Theoretical political and legal aspects of functioning of the Constitution as a mechanism of regulation of power relations in the modern Russian state are considered. The authors also turn to the history of the modern Russian Constitution as a separate legal institution in public policy.

Текст научной работы на тему «Конституция Российской Федерации: политико-правовые дефиниции Преамбулы Основного Закона»

Михайлова Н.В.

Доктор политических наук, Профессор кафедры публичной политики и истории государства и права, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Ращибина Ю.М.

Магистрант,

кафедра публичной политики и истории государства и права, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Конституция Российской Федерации: политико-правовые дефиниции Преамбулы Основного Закона

12 декабря 2023 года станет юбилейной датой в истории новой России. Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году стало новым этапом развития российского конституционализма. История пост-имперской России (РСФСР) насчитывает пять периодов, когда принимался и пересматривался основной закон государства (Конституции РСФСР): 1918, 1925, 1937, 1978 гг., которые следовали через год после принятия Конституций СССР, и 1993 год. «Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних».

Когда всенародным голосованием 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации, закрепившая в двух своих разделах основные принципы реализации государственной власти, был утвержден новый конституционный строй, характеризовавший специфику нового государства.

Особое внимание в тексте Конституции обращено на невозможность противоречия конституционных положений глав 2-9 раздела первого основам конституционного строя, изложенным в главе 1 раздела 1 (ч. 2 ст. 16 Конституции Российской Федерации).

Положения Конституции, равно как и федеральные законы, имеют верховенство на всей территории государства (ч. 2 ст. 4 Конституции),

но вместе с тем ч. 1 ст. 15 закрепляет юридическую квалификацию Конституции как нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой, акта прямого действия, т.е. положения Конституции подлежат реализации независимо от наличия конкретизирующих конституционные правовые нормы актов и применяемого на всей территории Российской Федерации.

Стоит обратить особое внимание на особенности текстовых элементов Преамбулы Конституции Российской Федерации - именно в ней заложены основы нового политического и общественного строя российского государства. Формирование новой политической традиции привело государство к пониманию о необходимости вынесения важнейших социальных и политических принципов и дефиниций в Преамбулу Основного Закона. И если первоначально текст новой российской Конституции формировался путем внесения правок и дополнений в Конституцию РСФСР 1978 года, то позже стало очевидно, что тенденция к образованию и развитию качественно нового общества и политического уклада требует и качественно нового юридического оформления «правил политической игры».

При внесении изменений в Конституцию РСФСР 1978 года правок и уточнений, формировавшихся в рамках нового политического режима - демократии, прежняя Конституция становилась все более противоречивой и менее юридически квалифицированной, поскольку текст Основного Закона должен отражать реальную модель регулирования общественных отношений, которые складываются в обществе. И это касается не только формирования новой политической системы, при которой меняются политические институты и органы власти, но и самого понимания права в рамках новой политической установки.

Несогласованность и противоречивость конституционного текста стали причиной разрастания политического конфликта между законодательной и исполнительной властью в государстве, позже этот конфликт вылился в ожесточенное противоборство, апогей которого пришелся на октябрь 1993 года, когда конфликт между президентской властью (Б.Н. Ельцин) и властью парламентской (Р.И. Хасбулатов) был разрешен только в ходе вооруженного столкновения. Это означало не только наличие в стране политического кризиса, но и кризиса конституционного, в результате которого был распущен Съезд народных депутатов и Верховный Совет.

Проектов новой Конституции было много, и каждый из них претен-

Законодательная власть Съезд народных депутатов

I

Конституционная Комиссия

I

Проект Конституции

Президент

Конституционное Совещание

Проект Конституции

довал на роль юридической базы, способной установить согласие и стабильность в обществе. Схематически процесс адаптации Конституции можно представить так:

Проект Конституции, предложенный Конституционным Совещанием, вобрал в себя многие положения проекта Конституции, предложенного Конституционной Комиссией, и стал основой для разработки единого свода законов при участии субъектов Федерации, депутатов, специалистов и рабочих групп.

Так, 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации, начинающаяся с Преамбулы, которая является ее неотъемлемой частью, раскрывающей политико-правовые категории, изложенные тексте Основного Закона:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека,

гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся

государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов

равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам

любовь и уважение к Отечеству,

веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России

и утверждая незыблемость

ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие

и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину

перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем

КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Кто есть многонациональный народ? Население Российской Федерации представлено многочисленными этносами и народностями, говорящими на собственных языках, объединенными общей культурой и самобытностью, верно хранящими память о своих предках и обычаях. Общая историческая миссия, язык, полиэтнизм являются главными критериями народа. Многонациональный народ России представляет собой объединение, преимущественно, восточнославянских, финно-угорских и тюркских этнических групп в единое социальное, надэтническое образование, построившее единое государство с единой культурой.

Общая судьба на своей земле - речь идет именно о процессе объединения разрозненных территорий в единое государство. Объединение земель вокруг центра было процессом сложным, сопровождавшимся многочисленными войнами против общего врага - захватчиков и кочевников-варваров. На единой земле создавалась целая нация, осуществляющая общую историческую миссию и устремленная к единой политической цели - политическому союзу на основе договора народов о правилах сосуществования на единой территории.

Утверждение прав и свобод человека и гражданина есть ориентация на принцип высшей ценности таких прав и свобод, приобретающей статус конституционной ценности государства нового порядка. Права и свободы человека и гражданина ложатся в основу свободного развития общества и являются неотъемлемой частью правой традиции международного права, сформировавшейся после военных потрясений середины XX столетия.

Гражданский мир и согласие представляют собой такое состояние в государстве, при котором отсутствуют, в первую очередь, острые политические конфликты и кризисы, сопровождаемые вооруженными

столкновениями. Последние, в свою очередь, нередко порождают гражданские войны. История Советского периода началась с такой войны (1918 - 1922 гг.), когда один политический уклад сменялся качественно новыми политическими порядками. И вместе с тем стоит отметить, что в первой российской Конституции - именно Конституции РСФСР 1918 года закрепилось признание мер насилия по отношению к населению в целях утверждения принципов нового строя.

Социалистический строй, укреплявшийся в новом обществе и новом государстве не мог быть обеспечен государством кроме как посредством закрепления вынужденных мер насильственного навязывания. Это нашло отражение и в несовершенной юридической технике, заложенной в написании первой Конституции 1918 года, так как корректное юридическое изложение положений раздела об основах общественного строя не представлялось в полной мере возможным. Новый общественный строй только начинал путь своего формирования, правовое регулирование отношений в котором будет совершенствоваться по мере изменения политических воззрений руководства Советской России.

Сегодня в основу принципа гражданского мира и согласия ложится особенность разрешения противоречий и разногласий, рождающихся в обществе, через диалог между властью и обществом, а не посредством применения оружия и военного вмешательства. Исключением становится вооруженное (военное) противостояние со стороны государственной власти соединениям и формированиям, ставящим перед собой цель подрыва существующего политического строя, насильственный захват власти и умаление основ конституционного строя государства. Вооруженное противостояние терроризму и экстремизму в рамках защиты государственных интересов России становится правомерным и необходимым. При этом, защита прав и свобод граждан (в первую очередь, права на жизнь), территории государства и основ конституционного строя, становится одной из составляющих политических компонент в ряду средств обеспечения гражданского мира. Согласие же достигается путем реализации форм и методов непосредственной демократии: референдума и свободных выборов.

Исторически сложившееся государственное единство есть не что иное, как сложившаяся в ходе развития российского государства общность политических традиций. Многовековая история России, насчитывающая сотни войн и десятки присоединенных территорий, объединила на одной земле представителей разных этносов, которые создали нацию

и государство, и, несмотря на все свои культурные различия, заложили основы принятия России как государства единого и неделимого.

Общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов закрепились в юридических текстах в рамках международного права после военных потрясений середины XX века. Умаление права народов и этносов заставило мировое сообщество принять комплекс мер для предотвращения подобного уничтожения целых сообществ. Правое закрепление указанного принципа нашло свое отражение в:

1. Уставе Организации Объединенных Наций (часть 1 ст. 2 Устава ООН),

а также в ряде других международных и национальных правовых актах, таких как:

2. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (этот принцип закрепляет возможность любого государства право на свободное определение своего политического статуса, а также право на осуществление экономического, социального и культурного развития. Вместе с тем на каждое государство возлагается обязанность уважать это право);

3. Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 1 ст. 1 ч. I).

Конституционное закрепление принципа равноправия и самоопределения народов в России было заложено еще в 1918 году, когда в статье 2 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики было закреплено положение о том, что Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила принцип равенства прав и право на самоопределение народов в ч. 3 ст. 5 Основного закона, обозначив указанный принцип (равноправия и самоопределения народов) как один из конституционных принципов, который лег в основу формирования положений основ конституционного строя России.

Принцип равноправия народов России непосредственно реализуется путем выражения власти через референдум и свободные выборы. Согласно ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации это и является высшим и непосредственным выражением власти. Кроме того, ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации определяет многонациональный

народ России как носителя суверенитета и единственный источник власти. Независимо от численности народа, его родного языка, культурных традиций и обычаев представители каждой народности обладают равными правами и обязанностями как граждане Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 17 (глава 2 - Права и свободы человека и гражданина) закрепляет и гарантирует соблюдение и прав и свобод согласно общепризнанным принципам и нормам, которые закреплены нормативных правовых актах в рамках международного права. Вместе с тем права и свободы человека и гражданина, реализуемые на территории Российской Федерации, являются неотъемлемой частью совокупности признаваемых и закрепляемых конституционных прав.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» также закрепил в ст. 68 главы 3 (Федеративное устройство) принцип равноправия народов Российской Федерации в многонациональном союзе - России.

Равноправие субъектов Российской Федерации вне зависимости от их политико-административной категории (республика, край, область, города федерального значения, автономная область, автономные округа) закреплено также в ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации.

Право на самоопределение народов в истории современной России было явно реализовано в случае, когда субъектами федерации был выбран тот или иной способ или вид самоуправления (автономии) в составе единого государства. Так, в 2005 году Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область по результатам референдума (за объединение проголосовали 83,81 % от принявших участие в референдуме Пермской области и 89,77 % от принявших участие в референдуме Коми-Пермяцкого автономного округа) объединились в новый субъект Российской Федерации - Пермский край. Похожие объединения (укрупнения субъектов) происходили и в других регионах. Так, например, в 2007 году произошло Объединение Красноярского края и входящих в его состав автономных округов (Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского), в том же 2007 году произошло объединение Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край, а в 2008 году Иркутска область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ объединились, в результате чего был образован новый субъект - Иркутская область как правопреемник двух субъектов. В том же 2008 году произошло объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа

в Забайкальский край. Вместе с тем помимо реализованных объединений субъектов сохранились проекты объединения регионов, которые не были реализованы до сих пор.

Нравственные и гражданские убеждения российского народа, заложенные в словах «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству» в Преамбуле Конституции Российской Федерации 1993 года были отражены не только в первоначальном тексте Основного закона в рамках обязанностей человека и гражданина (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ) - каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, но и в рамках внесенных в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ положениями ст. 67.1 Конституции Российской Федерации о том, что Российская Федерация:

1. Является правопреемником Союза ССР;

2. Признает исторически сложившееся государственное единство, сохраняя память предков;

3. Чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды;

4. Создает условия, способствующие всестороннему развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Подвиг советского народа против натиска фашизма и нацизма, прославленный в десятках лет и нескольких поколениях, составляет опору в государственной политике по противодействию таким явлениям как фашизм и нацизм (неонацизм). Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается в соответствии с ч. 3 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации.

Вопрос о суверенной государственности России нашел свое отражение в Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 года. Первая статья Декларации закрепила за Россией (РСФСР) положение о суверенном государстве, созданном исторически объединившимися в нем народами.

Стоит отметить, что указанный документ также подчеркивает ту политико-этническую особенность исторического развития России, когда народы, населявшие территорию одного государства, объединены общими стремлениями к образованию единого государства. Вместе с тем подчеркивается, что соответствующим решением провозгласить государствен-

ный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявить о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР, выраженном в Декларации, выражалась воля народов РСФСР. Уже в 1990 году Россия взяла новый курс на построение демократического правового государства, правила регулирования отношений в котором будут изложены уже в новой Конституции 1993 года.

Демократия, благополучие и процветание стали основой государственной политики новой России. Часть 1 статьи 1 Конституции закрепляет демократические основы политического режима в государстве, равно как и статус правового государства, кроме того, именно государство берет на себя обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, признавая их высшей ценностью (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Согласно ч. 1 ст. 3 народ признается носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, как уже отмечалось ранее.

Благополучие и процветание России есть общая цель развития российского государства и его многонационального народа. В рамках развития России как социального государства реализуется комплекс мер по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Ответственность за Родину перед нынешним и будущим поколением ложится в основу важнейшего приоритетного направления государственной политики - воспитания детей. Как уже отмечалось ранее, именно на государство возлагается обязанность по созданию условий для воспитания в детях патриотизма и гражданственности (ч. 4 ст. 67.1). Кроме того, Конституцией Российской Федерации закреплено положение о долге и обязанности гражданина Российской Федерации - защите Отечества (ч. 1 ст. 59). И эта ответственность в большей степени моральная, чем юридическая.

Россия признает и гарантирует соблюдение норм международного права, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 79 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, текст Преамбулы Конституции Российской Федерации занимает особое место в Основном Законе российского государства. Политические и правовые дефиниции, изложенные в Преамбуле, находят подробное толкование во всех последующих 9 главах Конституции.

И вместе с тем именно первая глава Основного Закона, закрепляющая основы конституционного строя российского государства, включает в себя векторные направления регулирования общественных отношений, которые исторически сложились и продолжают развиваться на территории единого государства - Российской Федерации.

Конституционная реформа 2020 года стала новым витком в развитии российского конституционализма. Впервые закрепились основные принципы организации публичной власти. И вместе с тем незыблемыми остаются свойства российского государства и его народа, отмеченные в Преамбуле Конституции 1993 года, в текст которой поправки не вносились.

Стоит обратить внимание на техническую часть порядка внесения поправок в Преамбулу Конституции Российской Федерации. Глава 9 действующей Конституции предусматривает порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции. Вместе с тем нет юридических (правовых) оснований, определяющих порядок внесения поправок в текст Преамбулы Основного Закона. Появляется проблема толкования конституционных норм в части внесения поправок в Преамбулу Конституции Российской Федерации.

В 2015 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект № 814077-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (об установлении возможности изменять Преамбулу Конституции Российской Федерации)».

Ввиду того, что ст. 134 гл. 9 Конституции Российской Федерации устанавливает общий порядок внесения предложений о пересмотре положений Конституции Российской Федерации, не устанавливая каких-либо изъятий или запретов применительно к отдельным составным частям Конституции, включая ее Преамбулу, а последующие статьи 135, 136 содержат специальные нормы, регулирующие порядок внесения изменений в главы 1-2,9 и 3-8, соответственно, открытым остается вопрос о порядке внесения изменений в Преамбулу Основного Закона. Общий перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, в том числе субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации приведен в ст. 134 Конституции Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представитель-

ные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, однако механизм реализации права по внесению изменений именно в текст Преамбулы Основного Закона прямо не очерчен в рамках правового поля Конституции Российской Федерации, что на сегодняшний день остается одной из актуальных проблем в развитии российского конституционализма.

Список литературы:

1. Устав ООН (полный текст).

2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

5. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.).

6. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

7. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г.

8. Законопроект № 814077-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (об установлении возможности изменять Преамбулу Конституции Российской Федерации)» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/814077-6

9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России. М.: Проспект: 2021. 592 с.

10. Методические определения в области гармонизации «межнациональных» (межэтнических) отношений. Под ред. В.М. Коровина. М.: 2015. 79 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliography

1. UN Charter (full text).

2. Declaration on the principles of international law concerning friendly relations and cooperation among States in accordance with the Charter of the United Nations (Adopted by resolution 2625 (XXV) of the UN General Assembly of October 24, 1970.

3. International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted by General Assembly resolution 2200 A (XXI) of December 16, 1966.

4. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12/12/1993 with amendments approved during the nationwide vote on 07/01/2020).

5. The Constitution (Basic Law) of the Russian Socialist Federative Soviet Republic (adopted by the V All-Russian Congress of Soviets in a meeting of July 10, 1918).

6. Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 N 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authorities".

7. Declaration on State Sovereignty of the Russian Soviet Federative Socialist Republic of June 12, 1990.

8. Draft Law No. 814077-6 "On Amendments to the Federal Law "On the Procedure for the Adoption and Entry into Force of Amendments to the Constitution of the Russian Federation" (on establishing the possibility of changing the Preamble of the Constitution of the Russian Federation)" // URL: https://sozd.duma .gov.ru/bill/814077-6

9. Kozlova E.I., Kutafin O.E., Constitutional law of Russia. M.: Prospect: 2021. 592 p.

10. Methodological definitions in the field of harmonization of "interethnic" (interethnic) relations. Ed. V.M. Korovin. M.: 2015. 79 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.